Во поле береза стояла и ее пчела опыляла

Обновлено: 08.07.2024

Презентация на тему: " Тема урока: РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК." — Транскрипт:

2 Тема урока: РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК.

3 РАЗМНОЖЕНИЕ: 1.Бесполое 2.Вегетативное 3.Половое

4 Вегетативное размножение: 1. Естественное: корневище, клубень,луковица, выводковые почки, усы 2. Искусственное: отводки, черенки, прививки

7 СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА 1 – пыльник 2 – тычиночная нить 3 – тычинка 4 – рыльце 5 – столбик 6 – завязь 7 – пестик 8 – чашечка 9 – венчик 10 – околоцветник 11 – цветоложе 12 - цветоножка

8 ГЛАВНЫЕ ЧАСТИ ЦВЕТКА ТЫЧИНКА ПЕСТИК

9 ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ОКОЛОЦВЕТНИКА ПРОСТОЙ ДВОЙНОЙ

10 ОПРЕДЕЛИТЕ СИММЕТРИЮ ЦВЕТКА АКТИНОМОРФНЫЙ АСИММЕТРИЧНЫЙ ЗИГОМОРФНЫЙ

11 Распределите Термины Пыльца Яйцеклетка Пестик Семязачаток Спермий Завязь Тычинка Рыльце

12 Распределите Термины Пыльца+ Яйцеклетка+ Пестик+ Семязачаток+ Спермий+ Завязь+ Тычинка+ Рыльце+

13 ТИПЫ СОЦВЕТИЙ КИСТЬ СЛОЖНЫЙ ЗОНТИК ЗОНТИК ГОЛОВКА СЛОЖНЫЙ КОЛОС

14 НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ 1. ЧЕРЕМУХА 2. БЕРЕЗА 3. ПОДОРОЖНИК 4. ВИШНЯ 5. КУКУРУЗА 6. КЛЕВЕР 7. ПШЕНИЦА 1.КОЛОС 2.ЗОНТИК 3.ПОЧАТОК 4.КИСТЬ 5.СЕРЕЖКА 6.СЛОЖНЫЙ КОЛОС 7.ГОЛОВКА

15 ОТВЕТЫ 1 – 4 2 – 5 3 – 1 4 – 2 5 – 3 6 – 7 7 – 6

16 ТИПЫ ОПЫЛЕНИЯ СамоопылениеПерекрестное ПтицыВодаВетерНасекомые

17 ЭНТОМОФИЛИЯ ОРНИТОФИЛИЯ АНЕМОФИЛИЯ

18 Сочинения Незнайки Цветок раффлезии душистой Для радости пчелы пушистой Зацвел на Солнечной поляне - Давайте мы туда заглянем ! ( Раффлезия издает запах гниющего мяса, чем привлекает мух, основных её опылителей, растет в лесах тропической Азии, паразитируя на стволах и корнях деревьев)

19 Одинокий цветок одуванчика Беззаботно дрожит на ветру. ( У о д у в а н ч и к а с о ц в е т и е к о р з и н к а ) Во поле береза стояла, И ее пчела опыляла. ( Б е р ё з а о п ы л я е т с я в е т р о м )

20 Колокольчики мои, Цветики! Весною Вместе с ландышем цвели В поле, за рекою. (Колокольчики цветут летом, ландыши растут в лесу) Как на нашей грядке Расцвел горошек сладкий. Мушки, пчелки налетят, Будем урожая ждать. (Горох - самоопыляемое растение)

21 Знают все: и стар, и мал Вкусен плод картофеля. Вырос знатный урожай ! Правда ведь, не плохо ли ? ! (Плод картофеля - ягода - ядовитый. В пищу употребляют видоизмененные побеги - клубни )

23 СХЕМА ДВОЙНОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ ПЫЛЬЦА ПЫЛЬЦЕВАЯ ТРУБКА ЗАРОДЫШ ПЫЛЬЦЕВХОД ЭНДОСПЕРМ

Опыление цветковых растений

О каком процессе идет речь? Каждую весну воздух над лугами и лесами наполнен густыми ароматами цветов, а взор поражает их пёстрое многообразие

О каком процессе идет речь? Каждую весну воздух над лугами и лесами наполнен густыми ароматами цветов, а взор поражает их пёстрое многообразие

О каком процессе идет речь?

Каждую весну воздух над лугами и лесами наполнен густыми ароматами цветов, а взор поражает их пёстрое многообразие. Пробудившись от зимней спячки каждое растение, стремится дать жизнь новым поколениям.

Проверь себя Главные части цветка 1

Проверь себя Главные части цветка 1

Главные части цветка

1. Рыльце
2. Завязь
3. Пыльник
4. Тычиночная нить
5. Столбик

Формируемые УУД:
Регулятивные УУД
1. Сформировать умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную
проблему (доставка пыльцевых зёрен – мужских гамет к завязи пестика – женской
гамете), определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока, поиск
способов решений проблемы – с помощью абиотических и биотических агентов).
2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно
выработанные критерии оценки (алгоритм самооценки: - Я – Мы - Дело).
3. Сформировать умения планировать свою индивидуальную образовательную
траекторию, работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с
целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные
средства (в том числе и Интернет).
Познавательные УУД
1. Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать
факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником –
анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных
заданий), моделировать, сопоставлять.
2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий (доставка
корреспонденции на воздушном шаре или почтальоном; рекламные щиты, яркие
вывески магазинов), опираться в поиске решений на собственный опыт (наблюдение в
природе за жизнью пчёл, за пыльцой берёзы).
Коммуникативные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в
группе.

Вскоре после открытия Новой
Зеландии и Австралии туда
прибыли переселенцы из
Европы. Они привезли и
посеяли семена клевера.
Клевер рос и рос хорошо, но
плодов и семян не давал.
Каждый раз для посева
приходилось привозить новые
семена из Англии. Стали
искать причину, почему
клевер не давал плодов и
семян, хотя обильно цветёт.
Оказалось, что клевер не
плодоносит потому…

Понимание
Используя текст параграфа найдите материал по
предложенному вам способу опыления. Обсудите его,
запишите в тетради и выступите перед классом:
I-я группа выясняет, при каких обстоятельствах выгоднее
опыление ветром. Результат работы – таблица.
II-я группа выясняет, при каких обстоятельствах выгоднее
опыление насекомыми. Результат работы – таблица
III-я группа определяет, какие приспособления к опылению
имеют цветки ветроопыляемых растений. Результат работы –
таблица.
IV-я группа определяет, какие приспособления к опылению
имеют цветки насекомоопыляемых растений. Результат работы
– таблица.
V-я группа выясняет, может ли опыление осуществлять человек.
Результат работы – этапы искусственного опыления.

2. Найдите биологические ошибки
1. Цветок раффлезии душистой
Для радости пчелы пушистой
Зацвел на Солнечной полянеДавайте мы туда заглянем!
2. Одинокий цветок одуванчика
Беззаботно дрожит на ветру.
3. Во поле береза стояла,
И ее пчела опыляла.
4. Колокольчики мои,
Цветики! Весною
Вместе с ландышем цвели
В поле, за рекою.

Анализ
Определите особенности внешнего строения цветков
связанное со способом опыления
Особенности цветов:
1) Цветок похож на кусок разложившейся кожи, пахнет
тухлым мясом;
2) Мелкие цветы собраны в красочное соцветие,
сладкий запах;
3) Цветы невзрачные, не пахнут, расположены на
верхушках побегов; пыльца мелкая и многочисленная;
4) Цветы невзрачные, расположены на уровне земли.
Опыление:
А) Пчелами, бабочками и т.д.;
Б) Муравьями;
В) Ветром;
Г) Мухами

Синтез
В ходе сегодняшнего урока мы выяснили,
опыление происходит в природе, и, кроме того,
его может производить в своих целях человек.
Такое опыление называется искусственным. Как вы
думаете для чего он это делает?( создает новые
сорта растений) . Эта наука называется селекция.
В зависимости от способа опыления растения
приобретают целый ряд особенностей строения и
приспособлений, способствующих опылению и,
следовательно, оплодотворению.
Представьте что вы работаете в тепличном
хозяйстве и выращиваете огурцы. Что нужно
сделать чтобы огурцы давали больше урожая
(огурец опыляется пчелами, значит в теплицы
нужно поставить ульи)

Преимущества перекрестного опыления
перед самоопылением:
Благодаря перекрестному опылению
происходит перекомбинация признаков
отцовского и материнского организмов,
благодаря чему дочерние организмы
приобретают большее разнообразие
признаков, что повышает
жизнеспособность вида в целом, так как
разнообразие признаков потомства дает
им больше шансов выжить при возможных
изменениях условий окружающей среды.


развивать представления учащихся о строении и разнообразии цветков; формировать умения и навыки распознавать разные способы опыления у растений по особенностям строения цветка, развивать логическое мышление при решении практических задач, умения сравнивать, делать выводы;

продолжать экологическое и эстетическое воспитание, чувство взаимоуважения, умения работать в паре.

Основные понятия и термины: опыление, самоопыление, перекрестное опыление, искусственное опыление, ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения.

Методы обучения: информационно-рецептивный (беседа, рассказ, демонстрация таблиц, рисунков, составление схем, презентация в Power Point),

проблемно-поисковый (постановка проблемных вопросов, решение творческих задач).

Тип урока: комбинированный.

Организационный этап

Добрый день! Ребята, на улице зима, а мы попробуем настроиться на лето! У вас на столах лежат яркие цветочки! Возьмите их! Помните мешочек с травами! Почувствуйте лёгкий аромат! Итак, начнем!

Сегодня вы имеете возможность сами оценить свои знания! Ваша активная деятельность на уроке поможет вам получить высокие баллы! Возьмите лист самооценки, впишите свою фамилию и имя. Заполняйте баллы на каждом этапе урока! Я буду подсказывать вам как. Желаю успехов.

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Проверка домашнего задания. Отвечая на вопросы, записать ответы в листок самооценки. Отгадав выделенное слово, вы узнаете тему сегодняшнего урока.

1.Соцветие, которое имеет лук и чеснок, а еще под ним можно спрятаться во время дождя (зонтик).

2. Женский орган размножения и напарник ступки (пестик).

3. Место в тычинке, где образуется пыльца (пыльник).

4. У какого соцветия к главной оси крепятся сидячие цветки, оно характерно для подорожника (колос).

5. Генеративный орган растения, который появляется из почки (цветок).

6. Соцветие у подсолнечника, а еще с ней падчерица ходила за подснежниками (корзинка).

7. Цветки какого соцветия крепятся поочередно к главной оси короткими цветоножками, а еще это инструмент художника (кисть).

8. Соцветие березы, тополя и украшение красавиц.

2.Проверка отгаданных слов. Выставление баллов.(Слайд 1)

Вопрос: Какое получилось ключевое слово? ( ОПЫЛЕНИЕ) (Слайд 2)

Цветок всю ночь готовит мед,

Пчелу сластену в гости ждет.

Бери, мол, но, как другу, мне окажи услугу-

Пыльцу мучную эту перенеси соседу…

Вопрос: О какой услуге идет речь в стихотворении?

Постановка проблемы: Очень давно на далеком и загадочном материке Австралия не росло растение клевер. Семена специально завезли, посеяли. Клевер прекрасно рос, но… плодов и семян не давал. Почему? Какое решение проблемы предложили бы вы? (Слайд 3)

(Клевер не опылялся, т.к. не было насекомых опылителей – пчел, шмелей)

Учащиеся пробуют определить цели урока:

- узнать, что такое опыление;

- как опыляются растения (виды опыления);

- как растения приспособились к опылению.

Изучение нового материала.

Рассказ + демонстрация таблиц (рисунков), составление схемы

Опыление – процесс переноса пыльцы с пыльников на рыльце пестика. (Слайд 4).

После процесса опыления происходит оплодотворение, образование плодов и семян. (Слайд 5)

Виды опыления (Слайд 6)

Естественное (самоопыление и перекрестное опыление)

Самоопыление – процесс переноса пыльцы на пестик в пределах одного цветка. Встречается редко. Самоопыляются горох, фасоль, томаты, пшеница, ячмень, овес. Иногда происходит еще в бутоне. Самоопыление ограничивает приспособление растений к условиям окружающей среды и не способствует процветанию вида. Но в тоже время, самоопыление не зависит от посторонних факторов, плоды и семена всегда образуются. (Слайд 7,8)

Перекрестное опыление – процесс переноса пыльцы с тычинки одного цветка на пестик другого. Способствует процветанию вида, но зависит от внешних факторов (опылителей). (Слайд 9)

Виды перекрестного опыления:

ветром (дуб, береза, ольха, тополь, лещина, рожь, кукуруза);

насекомыми (абрикос, вишня, клевер, липа, акация);

водой (стрелолист, валлиснерия);

Вопрос: Как вы думаете, а цветки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений похожи? У вас на столе лежат цветочки. Как вы думаете, они ветроопыляемые или насекомоопыляемые? Почему ?

Составление сравнительной таблицы (учащиеся работают в паре).

Ветроопыляемые

Насекомоопыляемые

Мелкие невзрачные цветки, собраны в соцветия

Большие яркие цветки или мелкие яркие цветки, собранные в соцветия

Рыльце большое, перистое, многолопастное

Рыльце простое, но выделяет клейкий секрет

Слайд 10, 11

Искусственное опыление – опыление с участием человека. Его используют для выведения новых сортов, повышения урожайности. Например, искусственно опыляют огурцы или финиковую пальму. (Слайд 12, 13)

Физкультминутка

5. Обобщение и систематизация изученного материала.

Паре учащихся предлагаются карточки с изображением растений. Один составляет букет из ветроопыляемых растений, а другой – из насекомоопыляемых. Правильно выполненное задание – 1 балл.

Там в поле береза стояла, и пчела ее опыляла (береза опыляется ветром)

Как на нашей грядке расцвел горошек сладкий. Мушки, пчелки налетят, будем урожай мы ждать (самоопыляется).

Цветок раффлезии душистой
Для радости пчелы пушистой
Зацвел на Солнечной поляне —
Давайте мы туда заглянем !

(Раффлезия издает запах гниющего мяса, чем привлекает мух, основных её опылителей, растет в лесах тропической Азии, паразитируя на стволах и корнях деревьев) (Слайд 14)

Цветок томата еще в бутоне закрыли марлевым мешочком. Цветок в мешочке распустился и образовался плод. Как произошло опыление? (самоопыление)

С наступлением сумерек раскрываются белые душистые цветки табака, которые имеют сильный аромат. Кого они привлекают? (насекомых-бражников).

Хозяйка сорвала весь пустоцвет огурцов (мужские цветки), считая, что от них нет никакой пользы. Правильно ли она сделала? (нет, не будет опыления.)

Цветок вишни в бутоне закрыли марлевым мешочком. Бутон раскрылся, но плод не образовался. Почему? (Вишня – насекомоопыляемая).

Почему тихая безветренная погода при цветении ржи и пшеницы может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы не повлияет? (Рожь опыляется ветром, а пшеница – самоопыляется)

Из двух цветков яблони один образовал плод, а другой – нет. Почему? (один цветок опылили насекомые, а другой – нет)

У двудомных растений самоопыление невозможно. Почему? (Тычинки и пестики на разных растениях).

Цветки многих растений закрываются в дождь. Для чего? (Защита пыльцы).

Ветроопыляемые растения цветут рано весной, а насекомоопыляемые ближе к лету. Чем это можно объяснить? (насекомые летают в теплую погоду.)

Почему наибольшие урожаи клубники получают на плантациях, расположенных поблизости пасек? (клубнику опыляют пчелы).

6. Домашнее задание.

- изучить тему в учебнике;

- нарисовать ветроопыляемый и насекомоопыляемый цветок;

- подобрать стихотворения об опылителях.

7. Итог урока.

Подсчет баллов, выставление оценок, определение настроения (лист самооценки).


-75%

Читайте также: