Внешнее строение корня фасоли

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Выполните Лабораторную работу 2
тема "Строение корня проростка"
Цель работы: изучить внешнее строение корня.
Ход работы
1.Рассмотрите невооруженным глазом корень у проросшего семени. Измерьте его длину; толщину. Опишите окраску.
2.Определите тип корневой системы.
3.Рассмотрите под лупой главный корень.
4.Изучите внешнее строение кончика корня.
5. Измерьте длину тех частей корня, где находятся корневой чехлик и корневые волоски.
6.Зарисуй корень и напиши название видов корней.
7.Запишите результаты работы в тетрадь. (я написала сама, текст ниже)
Длина корня проросшей фасоли составляет 10см, а ширина 6-7мм. Цвет корня местами коричневаты, местами беленький. Тип корневой системы стержневой. Часть корня где находятся корневой чехлик и корневые волоски составляют 2,5 см.
8*. Сделай вывод
ВЫВОД:
_____________________
*-напишите только вывод
позязя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация, содержащая задания для учащихся при проведении лабораторных работ в 6 классе. Кроме того, содержит разноуровневые домашние задания.

Лабораторный практикум по биологии 6 класс Валегжанина Анастасия Львовна

Лабораторный практикум по биологии 6 класс

Валегжанина Анастасия Львовна

Содержание практикума Лабораторная работа №1. Строение семени фасоли. Лабораторная работа №2. Строение корня проростка. Лабораторная работа №3.Строение вегетативных и генеративных почек. Лабораторная работа №4. Внешнее строение корневища, клубня, луковицы. Лабораторная работа №5. Черенкование комнатных растений. Лабораторная работа №6. Изучение внешнего строения моховидных растений.

Лабораторная работа №1. Строение семени фасоли.

Лабораторная работа №2. Строение корня проростка.

Лабораторная работа №3.Строение вегетативных и генеративных почек.

Лабораторная работа №4. Внешнее строение корневища, клубня, луковицы.

Лабораторная работа №5. Черенкование комнатных растений.

Лабораторная работа №6. Изучение внешнего строения моховидных растений.

Лабораторная работа №1.

Цель: изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения

Оборудование: плоды фасоли, сухие и прорастающие семена фасоли, лупа ручная, препаровальная игла.

Ход работы: 1.Рассмотрите плоды фасоли – бобы. Раскройте их. Как прикреплены в бобе семена - фасолины?

Ход работы: 1.Рассмотрите плоды фасоли – бобы. Раскройте их. Как прикреплены в бобе семена - фасолины?

2.Рассмотрие внешний вид семени фасоли, отметьте его форму и окраску. 3. Найдите рубчик и семявход. Как вы думаете, какую роль выполняют эти части?

2.Рассмотрие внешний вид семени фасоли, отметьте его форму и окраску.

3. Найдите рубчик и семявход. Как вы думаете, какую роль выполняют эти части?

4.Пользуясь препаровальной иглой, снимите с набухшего семени кожуру. Убедитесь, что она плотная. 5. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корешок, стебелек и почечку.

4.Пользуясь препаровальной иглой, снимите с набухшего семени кожуру. Убедитесь, что она плотная.

5. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корешок, стебелек и почечку.

6.Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества. 7.Зарисуйте семя и напишите его части. 8. Сравните проросток фасоли с зародышем семени. Из каких частей зародыша развились органы проростка?

6.Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.

7.Зарисуйте семя и напишите его части.

8. Сравните проросток фасоли с зародышем семени. Из каких частей зародыша развились органы проростка?

9.Сделайте вывод о том, что зародыш обладает теми же вегетативными органами, что и взрослое растение, а также о принадлежности фасоли к двудольным растениям, докажите это. 10. Запишите выводы в тетрадь.

9.Сделайте вывод о том, что зародыш обладает теми же вегетативными органами, что и взрослое растение, а также о принадлежности фасоли к двудольным растениям, докажите это.

10. Запишите выводы в тетрадь.

Домашнее заданиe:

Обязательный уровень- изучить параграф 5, выучите термины, выделенные в тексте параграфа.

Тренировочный уровень- составить 5 утверждений содержащих по 1 ошибке.

Изготовьте коллекцию семян культурных растений( по выбору).

Лабораторная работа №2.

Цель: изучить внешнее строение корня.

Оборудование: лупа ручная, проросшее семя тыквы или гороха.

Ход работы: 1.Рассмотрите невооруженным глазом корень проросшего семени тыквы (гороха). Измерьте его длину, толщину. Опишите окраску.

В хранившейся всю зиму тыкве проросли семена… Только показавшийся корешок тыквы…

В хранившейся всю зиму тыкве проросли семена…

Только показавшийся корешок тыквы…

 2. Определите тип корневой системы развивающегося растения тыквы. Почему вы так решили?

2. Определите тип корневой системы развивающегося растения тыквы. Почему вы так решили?

3.Рассмотрите под лупой главный корень. 4. Изучите внешнее строение кончика корня. Найдите корневой чехлик и корневые волоски Корневые волоски

3.Рассмотрите под лупой главный корень.

4. Изучите внешнее строение кончика корня. Найдите корневой чехлик и корневые волоски

6. Измерьте длину той части корня, где располагаются корневые волоски. Известно, что срок жизни корневых волосков небольшой, чаще всего несколько дней. После чего они умирают. Новые корневые волоски появляются на молодых клетках ближе к кончику корня. Таким образом, зона всасывания постоянно перемещается в почве. Как вы считаете, какой в этом смысл?

6. Измерьте длину той части корня, где располагаются корневые волоски.

Известно, что срок жизни корневых волосков небольшой, чаще всего несколько дней. После чего они умирают. Новые корневые волоски появляются на молодых клетках ближе к кончику корня.

Таким образом, зона всасывания постоянно перемещается в почве. Как вы считаете, какой в этом смысл?

6. Зарисуйте корень и надпишите виды корней, которые могут составлять корневую систему.

6. Зарисуйте корень и надпишите виды корней, которые могут составлять корневую систему.

7. Сделайте вывод и запишите результаты работы в тетрадь. Домашнее задание: Обязательный уровень- изучите параграф 7, сравните функции двух зон корня - всасывающей и проводящей, укажите их особенности. Тренировочный уровень- расскажите о растениях с видоизмененными корнями. Творческое задание - подготовьте презентацию о видоизменениях корней, или составьте кроссворд из названий растений, имеющих видоизмененные корни.

7. Сделайте вывод и запишите результаты работы в тетрадь.

Домашнее задание:

Обязательный уровень- изучите параграф 7, сравните функции двух зон корня - всасывающей и проводящей, укажите их особенности.

Тренировочный уровень- расскажите о растениях с видоизмененными корнями.

Творческое задание - подготовьте презентацию о видоизменениях корней, или составьте кроссворд из названий растений, имеющих видоизмененные корни.

Лабораторная работа №3 .

Цель: изучить внешнее и внутреннее строение почек растения

Оборудование: лупа ручная, препаровальная игла, пинцет, скальпель.

Материалы: годичные побеги с почками (сирень).

Ход работы: 1. Рассмотрите на побеге боковые и верхушечную почки. Опишите внешний вид почек (форму, окраску), оцените их размеры. 2.Отделите от побега одну почку с помощью скальпеля. Разрежьте ее вдоль, положите разрезанные части на предметное стекло.

1. Рассмотрите на побеге боковые и верхушечную почки. Опишите внешний вид почек (форму, окраску), оцените их размеры.

2.Отделите от побега одну почку с помощью скальпеля. Разрежьте ее вдоль, положите разрезанные части на предметное стекло.

3.Пользуясь лупой и рисунком найдите почечные чешуи, зачаточные листья, зачаточный стебелек. Какую почку вы рассматриваете – вегетативную или генеративную?

3.Пользуясь лупой и рисунком найдите почечные чешуи, зачаточные листья, зачаточный стебелек. Какую почку вы рассматриваете – вегетативную или генеративную?


4. Сделайте схематический рисунок строения почки, подпишите ее части. 5. Опишите, чем отличаются друг от друга вегетативные и генеративные почки? Вопросы для сравнения Вегетативная почка 1.Из каких частей состоит почка? Генеративная почка 2. Что вырастает из почки? 6. Сделайте вывод. Почему почку можно назвать зачаточным побегом?

4. Сделайте схематический рисунок строения почки, подпишите ее части.

5. Опишите, чем отличаются друг от друга вегетативные и генеративные почки?

Вопросы для сравнения

Вегетативная почка

1.Из каких частей состоит почка?

Генеративная почка

2. Что вырастает из почки?

6. Сделайте вывод. Почему почку можно назвать зачаточным побегом?

Домашнее задание. Обязательный уровень -изучите параграф 8, выучите термины, выделенные шрифтом в параграфе. Тренировочный уровень -Проведите исследование строения побега любого домашнего растения. Зарисуйте и опишите его. Творческое задание - Как можно ли регулировать рост побегов растения? Проведите опыт для доказательства своих предположений.

Домашнее задание.

Обязательный уровень -изучите параграф 8, выучите термины, выделенные шрифтом в параграфе.

Тренировочный уровень -Проведите исследование строения побега любого домашнего растения. Зарисуйте и опишите его.

Творческое задание - Как можно ли регулировать рост побегов растения? Проведите опыт для доказательства своих предположений.

Лабораторная работа №4.

Цель: изучить строение подземных видоизмененных побегов.

Оборудование: 1. Лупа ручная, скальпель, препаровальная игла.

2. Клубень картофеля, гербарий корневищного растения (пырей),

луковица репчатого лука.

 Ход работы: 1.Рассмотрите в гербарии пырей и его корневище. Найдите узлы и междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни. Сделайте вывод о значении корневища растения. корневище Придаточные корни

1.Рассмотрите в гербарии пырей и его корневище. Найдите узлы и междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни. Сделайте вывод о значении корневища растения.

Придаточные корни

2. Рассмотрите клубень картофеля. Найдите глазк и . Опишите признаки, по которым вы их определили. 3. Рассмотрите глазки под лупой, найдите в них почки.

2. Рассмотрите клубень картофеля. Найдите глазк и . Опишите признаки, по которым вы их определили.

3. Рассмотрите глазки под лупой, найдите в них почки.

 4. Разрежьте луковицу вдоль и рассмотрите ее. Найдите в луковице стебель (донце) и листья. Опишите их внешний вид. 5. Чем отличается луковица от корневища и клубня. 6. Сделайте вывод о значении видоизмененных побегов в жизни разных растений.

4. Разрежьте луковицу вдоль и рассмотрите ее. Найдите в луковице стебель (донце) и листья. Опишите их внешний вид.

5. Чем отличается луковица от корневища и клубня.

6. Сделайте вывод о значении видоизмененных побегов в жизни разных растений.

Домашнее заданиe Обязательный уровень - изучить параграф 10, подготовить ответ на вопрос 4 после параграфа. Тренировочный уровень - составить 5 утверждений с ошибками Творческий уровень-поместите луковицу в банку с водой как на фотографии. Дождитесь появления зеленых трубчатых листьев. Какую роль выполняет луковица? Сделайте фотографии в процессе роста листьев, создайте виртуальный дневник наблюдений (в программе Power Point)

Домашнее заданиe

Обязательный уровень - изучить параграф 10, подготовить ответ на вопрос 4 после параграфа.

Тренировочный уровень - составить 5 утверждений с ошибками

Творческий уровень-поместите луковицу в банку с водой как на фотографии. Дождитесь появления зеленых трубчатых листьев. Какую роль выполняет луковица?

Сделайте фотографии в процессе роста листьев, создайте виртуальный дневник наблюдений (в программе Power Point)

Лабораторная работа №5

Цель: сформировать умения черенковать комнатные растения.

Оборудование: склянки с водой, скальпель, комнатные растения традесканция, сенполия, бегония металлическая, сансевьера, колеус (крапивка).

Традесканция Сенполия (узамбарская фиалка ) Колеус (крапивка )

Сенполия (узамбарская фиалка )

Сансевьера Бегония металлическая

Задание 1. Черенкование стеблей. Рассмотрите побеги растений: традесканции, колеуса, бегонии металлической. Разрежьте побег на черенки с 2-3 листьями (узлами) на каждом. (Поскольку придаточные корни появляются раньше всего около узлов, нижний срез надо сделать под узлом.) Нижний лист удалите. 4. Поставьте черенки в воду так, чтобы 2/3 стебля были над водой. 5. Осталось подождать, когда появятся корни. 6. Теперь можно сажать в землю.

Задание 1. Черенкование стеблей.

  • Рассмотрите побеги растений: традесканции, колеуса, бегонии металлической.
  • Разрежьте побег на черенки с 2-3 листьями (узлами) на каждом.
  • (Поскольку придаточные корни появляются раньше всего около узлов, нижний срез надо сделать под узлом.) Нижний лист удалите.

4. Поставьте черенки в воду так, чтобы 2/3 стебля были над водой.

5. Осталось подождать, когда появятся корни.

6. Теперь можно сажать в землю.

Задание 2. Черенкование листьев.

Задание 3. Наблюдение за развитием корней черенка.

  • Все сосуды с черенками поставьте в светлое нежаркое место.
  • После развития корней посадите черенки в цветочные горшки с почвой и полейте их.
  • Наблюдение за развитием корней записывайте в таблицу.

Название растения

Дата появления первого корня

черенкования

Дата развития корней длиной

Дата посадки в почву

Домашнее задание.

Обязательный уровень – изучите параграф 17, подготовьте устный ответ на вопрос 1 после параграфа.

Лабораторная работа №6.

Цель: знакомство с внешним строением зеленого мха

Оборудование и материалы: лупа ручная, склянка с водой, предметное стекло.

Кукушкин лён (гербарий и раздаточный материал), белый мох – сфагнум.

Ход работы. 1.Изучите особенности строения зеленого мха ( на примере кукушкина льна) – найдите стебель, листья, коробочку на ножке. Определите, мужское или женское это растение. Посмотрите, не на всех растениях образуются коробочки на ножке. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ: мужские или женские растения образуют коробочку ? (если не можете дать ответ, прочитайте текст на стр. 114) Изучите строение коробочки. Для этого, снимите колпачок. На лист бумаги высыпьте часть спор. Рассмотрите их под лупой. Подуйте слегка на споры. Сделайте вывод о том, как расселяется это растение.

1.Изучите особенности строения зеленого мха ( на примере кукушкина льна) – найдите стебель, листья, коробочку на ножке. Определите, мужское или женское это растение.

Посмотрите, не на всех растениях образуются коробочки на ножке.

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ: мужские или женские растения образуют коробочку ?

(если не можете дать ответ, прочитайте текст на стр. 114)

Изучите строение коробочки.

Для этого, снимите колпачок.

На лист бумаги высыпьте часть спор. Рассмотрите их под лупой.

Подуйте слегка на споры. Сделайте вывод о том, как расселяется это растение.

Сравните растения кукушкина льна и сфагнума. Отметьте сходства и различия в их строении. Заполните таблицу. Признаки для сравнения Кукушкин лен Размеры растения Форма листьев Окраска листьев Строение коробочек Ветвление стебля Сфагнум

Сравните растения кукушкина льна и сфагнума. Отметьте сходства и различия в их строении.

Признаки для сравнения

Кукушкин лен

  • Размеры растения
  • Форма листьев
  • Окраска листьев
  • Строение коробочек
  • Ветвление стебля

На предметное стекло налейте большую каплю воды. Положите на нее кусочек сфагнума. Сделайте вывод на основании увиденного.

На предметное стекло налейте большую каплю воды. Положите на нее кусочек сфагнума.

Литература: 1. Хржановский В.Г. и др., 1979. С. 73-85.

2. Практикум, 2001. С. 62-71, 73-76, 80-86.

3. Иллюстрированная ботаника, 2002. С. 13.

Рассмотреть и зарисовать:

1. Внешний вид корневых систем проростков пшеницы, фасоли. Отметить главный корень, боковые и придаточные корни, корневые волоски, корневую шейку, гипокотиль, семядоли, эпикотиль, лист, узел, междоузлие, колеоптиль (рис. 15).

2. Примеры разных корневых систем (по гербарию). Отметить корневую шейку, главный корень, боковые и придаточные корни. Привести примеры видов растений с различными типами корневых систем (рис. 16).

3. Зоны корня на примере проростка пшеницы (временный микропрепарат). Отметить корневой чехлик, зону деления клеток, зону растяжения, зону всасывания, зону проведения, дерматоген, периблему, плерому, корневой волосок. Выявить отличия клеток в различных зонах корня (рис. 17).

4. Первичное строение корня ириса (постоянный микропрепарат). Отметить эпиблему, первичную кору (экзодерму, основную паренхиму, эндодерму, пропускную клетку эндодермы), центральный цилиндр (перицикл, ксилему, флоэму) (рис. 18).

5. Вторичное строение корня тыквы (постоянный микропрепарат). Отметить первичную и вторичную ксилему, флоэму, радиальный луч, камбий, основную паренхиму вторичной коры, пробку (рис. 19).

Домашнее задание:повторить теоретический материал по пройденной теме. Сравните первичное и вторичное строение корня, занести данные в таблицу в альбоме

1. Используя параграф 12 , рисунки 39,40 рассмотрите типы корневых систем и виды корней.

t1605083703aa.jpg

2. Зарисуйте и подпишите типы корневых систем и виды корней :

Типы корневых систем

Виды корней

3. Вставьте пропущенные слова:

1. При прорастании семени первым развивается зародышевый корешок. Он превращается в …………………..

2. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называют ……………………… .

3. От главного и придаточных корней отходят …………………….. .

4. Корни одного растения в почве образуют корневую систему. ……………………… состоит из одного главного и множества боковых корней.

5. …………………. состоит из придаточных и боковых корней приблизительно одного и того же размера. Главный корень недостаточно развит или рано отмирает.

4. Запишите вывод в тетрадь: Различают три вида корней: главные, придаточные и боковые . Корни одного растения в почве образуют корневую систему. Существует два типа корневых систем: стержневая и мочковатая.

Читайте также: