Влияние сми на информационный процесс сми четвертая ветвь власти

Обновлено: 07.07.2024

Власть — в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее (определяющее — ключевое слово в этой формулировке, наше замечание при цитировании) воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия. (Политическая наука. Словарь-справочник. Сост. проф. пол. наук Санжаревский И.И.).

Данное определение не совсем верно, потому что исключает ряд функций свойственных власти, поэтому считаем нужны дать более точное определение.

Общепринято, что власть делиться на три независимые ветви. Так и в Российской Федерации власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти считаются самостоятельными. (Статья 10. Конституция Российской Федерации), хотя в их деятельности соучаствуют не марсиане, венерианцы и меркурианцы, а вполне себе земные люди, из одного общества, которое даже на замкнутые касты не разделено, ну разве что денег у одних больше чем у других и знаний в некоторых случаях. То есть, даже опираясь на здравый смысл — не совсем они могут быть независимыми друг от друга, поэтому зададимся вопросом — а что их объединяет?

Однако реальная власть — это не то, что написано на каких-то бумажках, а, как мы уже определились, — реализуемая на практике способность привести объект управления (процесс) к желаемому состоянию. СМИ оказывают огромное воздействие на общество, но решают ли они задачи целеполагания в его отношении, а также задачи выработки концепции достижения поставленных целей?

А теперь о нашей позиции. Начнём с того, что мы с уважением относимся к средствам массовой информации, понимаем их роль и значимость, как составной части системы управления общества, выполняющей, прежде всего, важную информационную функцию.

…Печатные издания всё‑таки, прежде всего… несли бы в себе какую‑то полезную для общества информацию… (В.В. Путин из выступления на медиафоруме независимых региональных и местных СМИ, 28 апреля 2015 года).

На наш взгляд ответ на все эти вопросы — нет, СМИ являются только обслугой внутриобщественной власти, определяющей цели общества и концепцию их достижения, поскольку знание полной функции управления обществом совершенно чётко указывает место СМИ в обществе.


Это так, поскольку существует пятый вид власти — концептуальная власть, осуществлять которую можно только научившись, а не попав в какие-то структуры или институты. Она автократична (самовластна) и является высшим уровнем иерархии власти в обществе, поскольку:

Каждый в меру своего понимания общего хода вещей работает на себя, а в меру непонимания — на того, кто понимает больше.

Концептуальная власть — это власть над обществом концепции как совокупности идей, выражающих цели жизни общества, пути и средства их достижения, носителями которых (как осознанно, так и бессознательно) является само общество, безотносительно к тому:

  • есть в обществе концептуально властные люди, какова их доля в его составе и какие концепции они развивают и поддерживают;
  • либо же общество составляют концептуально безвластные заложники тех или иных концепций.

Но также — это власть власть людей, способных:

  • к выявлению проблем и целеполаганию в отношении них;
  • к выработке концепции достижения намеченных целей;
  • к внедрению концепции в процесс управления жизнью общества.

В первом значении — это власть конкретных людей, чьи личностные качества позволяют увидеть возможности, избрать цели, найти и выработать пути и средства достижения избранных ими по их произволу целей. А потом — внедрить всё это в алгоритмику коллективной психики общества, а также и в устройство государственности. То есть это власть людей осуществляющих 1—4 этапы полной функции управления в обществе.

Если люди необходимыми для концептуального властвования личностными качествами не обладают, то они концептуально безвластны — они заложники концептуальной власти в обоих значениях этого термина. Именно по этой причине в обществе концептуально безвластных людей невозможны ни демократия, ни права человека.

Идеологическая власть представлена людьми, которые доносят концепцию управления до общества в понятных обществу образах. Идеологическая власть — концептуально безвластна, поскольку она только приспосабливает концепцию к конкретике общественной жизни и не способна к разработке самой концепции жизни общества. Вот на этом уровне внутрисоциальной власти мы и находим СМИ, которые могут быть средствами донесения той или иной концепции. И, соответственно, каждый может оценить, какую именно концепцию поддерживает и доносят до людей те или иные СМИ.

Законодательная власть подводит под концепцию строгие юридические формы.

Всякое законодательство создаётся под определённую концепцию, порождаемую и проводимую в жизнь носителями концептуальной власти. Соответственно в законодательство любого общества можно выделить следующие составляющие:


Самостоятельной из 5 видов власти является только концептуальная. Остальные виды власти самостоятельными не являются по причине того, что управление в них ведётся не по полной функция управления, то есть отсутствуют первые 2 (а возможно и 3) пункта ПФУ. То есть все виды власти объединены единой концепцией.

Концепция — это замысел устройства жизни общества в целом, и, соответственно, жизнь формируют те, кто формируют такую концепцию.

Мы объективно и высоко оцениваем ту степень влияния журналистики, которое она оказывает на общество, его состояние и развитие, путём участия в формировании общественного мнения, как идеологическая власть.

Но более важно то — какие концепции жизни общества проводят в жизнь СМИ. И по факту тут в общем-то два генеральных направления деятельности:

Мы говорим о марионетках, о журналистах, которые говорят и пишут то, что их хозяева приказывают им говорить и писать. Если вы сравните репортажи ведущих СМИ о конфликте на Украине с тем, что там происходит на самом деле, вы всё поймёте. Хозяева на заднем плане подталкивают к войне с Россией, а западные журналисты надевают свои каски.

Таким образом, можно констатировать, что СМИ, являясь весьма серьёзным и действенным средством воздействия на общество, не обладающие никакими властными функциями в их классическом и общепринятом понимании, представляют собой лишь один, хотя и немаловажный, но инструмент распространения информации, воздействующей на направление движения общества. Поэтому

Нужно обязательно добиться того, чтобы никто не пробовал даже использовать средства массовой информации для достижения своих бизнес-интересов, каких‑то других интересов, не связанных с интересами общества — В.В. Путин из выступления на медиафоруме независимых региональных и местных СМИ, 28 апреля 2015 года.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Второй аспект данного вопроса о СМИ – это доступ к информации. Иногда информация скрывается какими-либо учреждениями, и здесь на помощь приходят журналисты (например, детские дома, больницы, дома для престарелых), в это случае СМИ – власть. Но в то же время информация может быт скрыта в интересах пострадавшей стороны, и журналист в этом случае может только навредить.

В-третьих, журналист должен быть всегда правдив, объективен, свобода слова дает ему эту возможность. Но если он работает на сенсацию и минутную славу, то авторитет он ни у коллег, ни у аудитории не заработает.

В-четвертых, журналист не должен навязывать свою точку зрения, он должен освещать мнения специалистов. Ведь журналист оказывает воздействие на аудиторию. СМИ могут нести положительную или отрицательную коннотацию в зависимости от целей. Информация может быть опасна, когда она содержит элементы экстремизма, нейролингвистического программирования. В этом случае подключаются органы власти и регламентируют деятельность журналиста относительно законодательной базы страны. Сегодня в ход идут приемы манипуляции в речи, что не является профессионализмом журналиста. Здесь должна быть воспитана в самом себе профессиональная этика.

В современном социуме невозможно отказаться от СМИ, потому что они помогает человеку адаптироваться и систематизировать знания о мире: содержат интересные новостные ресурсы, научно-познавательные и учебные статьи и передачи. Это и являет собой образ власти СМИ, журналист может быть индивидуален, может быть истинным творцом, но он не может перейти границы дозволенного государством.

Вартанова Е.Л. говорит в своей книге о том, что свободы без границ не бывает [1, с.52]. У журналиста должны быть свои табу, высокая нравственность, профессионализм. Деятельность журналиста должна подкрепляться законами, как и любая другая профессиональная деятельность.

Дорощук Е. говорит о том, что власть в журналистике – это творчество: и тематику, и проблематику статей выбрать должен сам журналист, но строится данный текст должен по законам морали, этики и свобод граждан.

Если в своей работе журналист не забывает читать классическую мировую литературу, посещать театры и музеи, то язык истинный заменит в мышлении нелитературные нормы, и разговорный язык с его упрощенным коммуникативным строем будет лишь приёмом постижения новой информации для развития разносторонней личности.

Также материал нередко оказывается с опечатками, речевыми ошибками или неверной информацией. В практике часто можно встретить подобное, так информация может быть понята аудиторией двояко. Это недопустимо, ведь журналист представляет также языковую культуру, нормы речи в обществе, стилистику.

Сегодня личность журналиста должна обладать умениями перерабатывать большие объёмы информации и уметь вычленять главную информацию. Необходимо не просто критически осмысливать информацию, но и быть уверенным в истинности написанного.

Использование и освоение большого количества лексики является одним из ведущих направлений развития современного русского языка в рамках СМИ – это с одной стороны дает свободы журналисту, с другой – необходимо точно употреблять слова в речи, иначе аудитория может понять текст идейно неверно.

Список литературы

1. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. – М.: Слово, 2015. – 312 с.

2. Дорощук Е. Основы творческой деятельности журналиста: Деятельностная модель журналистики. – Казань: Казан. ун-т, 2015. – 315 с.

3. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. – СПб.: Михайлов, 2016. – 272 с.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Информатизация общества, его культуры формирует мощные технические средства передачи и распространения информации среди широких слоев населения. В свою очередь, эти технические средства являются стимулом дальнейшей информатизации общества. Роль средств массовой информации настолько велика в современном обществе, что СМИ часто называют “четвертой властью” (наряду с законодательной, исполнительной и судебной). Что же представляет собой СМИ и являются ли они в действительности этой четвертой властью? Под массовой информацией принято понимать социальную информацию, которой оперирует масса или в силу того, что информация рождается в массовой аудитории, или в силу того, что информация распространяется по массовым каналам, или в силу того, что информация потребляется массовой аудиторией. Эта массовая информация распространяется при помощи определенных средств (СМИ) – системы распространения информации на численно большие аудитории. Система СМИ включает в себя периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы и иные формы периодического распространения массовой информации. Подобные традиционные средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио) и аудиовизуальные (телевидение, кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функций и особой структуре коммуникативного процесса.

Телевизор, компьютер и другие технические средства массовой информации распространяют информацию на большие расстояния, для рассредоточенной в пространстве огромной аудитории слушателей и зрителей в реальном режиме времени. Более того, они являются не только техническим механизмом, но, как об этом будет сказано далее, могут создавать собственные культурные ценности, что способствует их более результативному воздействию, как на отдельную личность, так и на общество в целом. Это воздействие настолько велико, что СМИ часто называют “четвертой властью”.

При обращении индивидуума к прессе на первом месте оказываются стремление глубже ориентироваться в происходящем, разбираться в закономерностях жизни, затем — желание почерпнуть какую-либо утилитарно-полезную информацию, с толком провести свободное время. Радио, прежде всего, удовлетворяет стремление получать оперативную информацию, которому сопутствует желание интересно провести свободное время, быть включенным в движение жизни, получить практические советы. Мотивы обращения к телевидению сходны с причинами обращения к радио, разница лишь в том (однако немаловажная), что на первое место здесь выдвигается желание провести у телевизора свободное время, а получение оперативной информации уходит на второй план. В целом СМИ должны представляет собой систему и иметь целостный характер, располагая совокупностью компонентов, взаимодействующих друг с другом, действовать в соответствии с динамикой общественной жизни и выполнять необходимый набор функций для удовлетворения информационных потребностей личности, различных слоев населения, общества в целом. Можно выделить различные функции СМИ – информационную, развлекательную, экономическую, образовательную. Закон Российской Федерации “ О средствах массовой информации”, принятый в декабре 1991 года, гарантирует свободу распространения в нашем обществе массовой информации. В нем зафиксировано, что “В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации; учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими; изготовление, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации”.

Однако, “Закон о средствах массовой информации” определяет рамки не только свободы СМИ, но и их ответственности – за злоупотребление правами журналиста, за ущемление свободы массовой информации, за злоупотребление свободой массовой информации, за нарушение законодательства и СМИ.Кстати сказать, в нашем обществе представители СМИ любят много говорить о свободе СМИ и почти никогда не говорят о своей ответственности перед обществом, государством, народом. Ответственности не только правовой, но и нравственной. Более мягко можно сказать, что, к сожалению, работники СМИ не всегда разумно сочетают свободу распространения массовой информации со своей ответственностью и всякие попытки осудить негативные аспекты деятельности СМИ воспринимают как нарушение свободы слова. “СМИ нередко называют “четвертой властью”, - пишет Э.А.Поздняков. – Это во многом верно. Нужно только добавить, что она единственная из властей, которая по существу не только находится вне общественного контроля над собой, но и выступает с претензией на свою бесконтрольность, рассматривая всякое посягательство на присвоенную ей самой себе свободу от всего”.

СМИ стpемятся к полной независимости для того, чтобы сделать свою власть, свое могущество автономными. Все остальные ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - огpаничивают дpуг дpуга. Медиакpатия стpемится к пpеодолению любых огpаничений. Медиакаpатия хочет быть безгpаничной. Повышение независимости СМИ увеличивает их кpатологический (властный) потенциал. СМИ становятся самостоятельным социально-политическим актоpом, действующим по собственной логике в соответствии со своей автономной стpуктуpой.

Отношение СМИ к власти может быть конфpонтационным по двум базовым сценаpиям - пpямая кpитика (многие СМИ заведомо исходят из пpедпосылки, что "власть есть зло") или метод ускальзывания (это стpатегия иpоничной дистанцииpованной покоpности, котоpая дает тот же, а то и более сеpьезный pезультат).

В обоих случаях медиа (пpямо или косвенно) саботиpуют импеpатив, исходящий из центpа исполнительной власти, pасчленяют его на составляющие, искажают тpаектоpию каждого отдельного сектоpа либо пpосто поглощают этот луч, поpождая пpямо пpотивоположно напpавленный вектоp. В pезультате цель достигнута - властный импеpатив подвеpгнут саботажу. СМИ во всех фоpмах пpофессионально занимаются саботажем власти.

Деятельность СМИ в условиях политической демократии не должна вступать в противоречие с требованиями информационной безопасности социума, бизнеса, государства.

Информационная безопасность — это состояние защищённости информационной среды, защита информации представляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния.

Информационная безопасность организации — состояние защищённости информационной среды организации, обеспечивающее её формирование, использование и развитие.

Информационная безопасность государства— состояние сохранности информационных ресурсов государства и защищенности законных прав личности и общества в информационной сфере.

В современном социуме информационная сфера имеет две составляющие: информационно-техническую (искусственно созданный человеком мир техники, технологий и т. п.) и информационно-психологическую (естественный мир живой природы, включающий и самого человека). Соответственно, в общем случае информационную безопасность общества (государства) можно представить двумя составными частями: информационно-технической безопасностью и информационно-психологической (психофизической) безопасностью.

Информационная безопасность — защита конфиденциальности, целостности и доступности информации. Составляющие:

1. Конфиденциальность: обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям.

2. Целостность: обеспечение достоверности и полноты информации и методов её обработки.

3. Доступность: обеспечение доступа к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости.

Выделяют и другие не всегда обязательные категории модели безопасности:

· неотказуемость или апеллируемость (англ. non-repudiation)— невозможность отказа от авторства;

· подотчётность (англ. accountability)— обеспечение идентификации субъекта доступа и регистрации его действий;

· достоверность (англ. reliability) — свойство соответствия предусмотренному поведению или результату;

· аутентичность или подлинность (англ. authenticity) — свойство, гарантирующее, что субъект или ресурс идентичны заявленным.


Основная цель четвертой власти – информировать и просвещать. Информация со страниц журналов, газет или экранов телевизора передается потребителям напрямую. И от того, как подается эта информация, зависит мнение людей. Именно от услышанного в новостях или прочитанного в газете у людей создается мнение о политике, ситуации в стране. Поэтому журналистам очень важно правильно расставить акценты и политические приоритеты. Ведь, по словам политиков, информационная война более страшная, чем настоящая, поскольку агитация и пропаганда могут легко разрушить дружественные отношения и перевести в откровенно враждебные.

В качестве аргумента по поводу того, что СМИ действительно являются четвертой властью, можно сказать, что в демократических странах средства массовой информации выполняют очень важную функцию - создание и развитие гражданского общества, в том числе обеспечение свободы слова. Люди имеют право знать все, что происходит в стране и мире в целом, могут выражать свою точку зрения и участвовать таким образом в политических решениях. При демократическом режиме средства массовой информации помогают людям заявить о своих проблемах и правах государству.

Таким образом, я ответила на вопрос, почему СМИ называют четвертой властью. Не обладая какими-либо властными функциями в их классическом и общепринятом понимании, средства массовой информации весьма действенно и серьезно воздействуют на общество.

Читайте также: