Влияние автотранспорта на растения

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

6. Ефимов Н.Н. Хабаровский край в свете экологических проблем // Дальневосточный медицинский журнал. – 2002.

7. Лесная энциклопедия: В 2-х т. / гл. ред. Воробьев Г.И.; ред. кол.: Н.А. Анучин, В.Г. Атрохин, В.Н. Виноградов и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1985. – 563 с., ил.

12. Строев А.И., Строева Г.Н. Анализ состояния транспортной инфраструктуры Хабаровского края // Ученые заметки ТОГУ. – 2016. – Т.7; № 4.

Наша работа затрагивает вопросы охраны окружающей среды от выбросов автотранспорта в этом и заключается ее актуальность.

Новизна исследования состоит в том, что мы впервые обратили внимание на изучение состояния лесного массива района Мичуринского сельского поселения.

Объект исследования: лесной массив около села Воронежское-1.

Предмет исследования: хвоя сосны обыкновенной, прорастающей на этом участке.

Место исследования: Мичуринское сельское поселение Хабаровского муниципального района, Хабаровского края.

Сроки проведения: сентябрь-ноябрь 2018 г.

Гипотеза: чем выше степень загрязнения окружающей среды, тем хуже состояние хвои сосны обыкновенной.

Цель исследования: выявить влияние выбросов автотранспотра на состояние хвойных деревьев в лесном массиве Мичуринского поселения.

Исходя из цели мы поставили следующие задачи:

1. Изучить литературу по данной теме и подобрать методики исследования;

2. Выбрать экспериментальные участки так, что бы они находились на разном расстоянии от автотрассы;

3. Измерить биометрическеи параметры сосны обыкновенной, провести анализ полученных данных;

4. Дать оценку состояния атмосферы;

5. Определить влияние выбросов автомобильного транспорта на хвойные растения лесного массива Мичуринского поселения.

1. Теоретическая часть

1.1. Автомобильный транспорт – один из основных загрязнителей окружающей среды. Анализ литературы

Атомосферный воздух и вода – главные показатели качества окружающей среды, непосредственно влияющие на здоровье и комфорт жизни людей. Парк автотранспорта в настоящее время формирует почти половину объема выбросов в атмосферу.

Автомобильный транспорт выделяет 60 % газообразных загрязнителей воздуха. В состав выхлопных газов карбюраторных и дизельных двигателей входит до 200 химических соединений, из которых наиболее токсичны Рb, СОх, НОх, СхНу, бенз(а)пирен. В выхлопных газах содержится большое количество углеводородов, их доля резко возрастает, в случае если двигатель работает на малых оборотах или в момент увеличения скорости при старте.

Изучив литературные источники (работы В.И. Артамонова, А.Л Яншина) мы узнали, что из выхлопной трубы автомобиля выбрасывается около 40 кг веществ, загрязняющие атмосферу и почву. Основная причина загрязнения воздуха заключается в неполном сгорании топлива: всего 15 % его расходуется на движение, а 85 % выбрасывается а в атмосферу в переработанном виде. Ежегодно количество автомобилей увеличивается. По данных в 2014 г на каждую тысячу жителей края приходилось 243 личных автомобиля. По этому показателю Хабаровкий край занимает 4 место в Дальневосточном Федеральном округе и 66 в ОФ.

Концентрация оксида углерода и бенз(а)пирена в выхлопных газах бензиновых двигателей

Бенз(а)пирена, мкг/100 м3

Преграждая путь потокам воздуха зелёные насаждения задерживают пыль и газ. Тем самым выполняют роль естественных фильтров, которые очищают воздух от вредных веществ.

«Растения, произрастающие в городе, страдают от выхлопных газов автомобилей. Они рано стареют, редеют и уродуется их крона, преждевременно желтеют и опадают листья. Если сосны растут вблизи промышленного предприятия, то хвоя опадает тем быстрее, чем сильнее загрязнен воздух. В норме хвоя сосны опадает через 3–4 года, тогда как вблизи от промышленных предприятий значительно раньше. Также Артамонов В.И. считает, что «Хвойные породы особенно сильно страдают от сернистого газа. Путем учета продолжительности жизни хвои и характера некрозов можно определить степень поражения хвойных насаждений серным газом.

Чувствительность сосны обыкновенной к длительному загрязнению воздуха (по Артамонову В.И.)

Основные загрязнители окружающей среды

1.2. Лесной массив Мичуринского сельского поселения как индикатор загрязнения окружающей среды

Лесной массив Мичуринского поселения находтися в 1 километре от конечной авобусной остановки городского транспорта. Вдоль автострады тянутся сосновые деревья из естественных и искусттвенных насаждений, со всеми лесными богатствами – ягодами, грибами, орехами, съедобным папоротником. Растительность данной территории относится к северной подзоне зоны хвойно-широколиственных смешанных лесов. Также можно встретить посадки бархата амурского, ясеня маньчжурского, заросли рододендрона даурского и рябинника рябинолистного.

Важную роль эта лесополоса выполняет в очистке атмосферы от городской пыли и примесей газа. Растения скапливают на поверхностях листьев, ветках и стволах пылевые частицы. При этом действия накопления в сильной степени определяется не только температурой, влажностью и скоростью ветра, но и породой насаждений. Так хвойные породы в 30 раз, а берёза в 2,5 раза больше задерживает пыли, чем осина.

1.3. Сосна обыкновенная доминирующее растение лесного массива в районе села Воронежское-1

Вид Sylvestris L.

Сосна – это основная лесообразующая порода. Род сосна(Pinus L.) насчитывает около 100 видов, произрастающих в странах умеренного пояса Северного полушария, а также в горах южных широт (Европа, Азия, Северная и Южная Америка).

Родовое название – от латинского pin – скала, гора, латинское selvestris – лесной от sylva – лес [4].

Самый распространенный вид сосны, произрастающий в России – сосна обыкновенная (Pinussilvestria). Сосна обыкновенная – вечнозеленое стройное хвойное дерево, достигающее 40 м высоты, 1,5 м в диаметре, с мутовчаторасположенными ветвями. Кора дерева красно–бурая, к вершине буро-желтая, трещиноватая, тонкошелушащаяся. Листья (хвоя) сизо-зеленные, расположены попарно, жесткие, полуцилиндрические, заостренные, длинной 5–7 см шириной 2 мм, расположены на верхушках укороченных побегов. Серо-желтые пыльниковые (мужские) шишки размером меньше горошины развиваются весной у основания молодых длинных побегов, в пазухах кроющих листьев, и быстро отмирают. Женские шишки после оплодотворения разрастаются, достигают 2,5–7 см в длину и 2–3 см в ширину. В первый год они зеленые, на второй – одревесневают и буреют.

Сосна очень чувствительна к ядовитым газам, которые выбрасывают трубы заводов и фабрик. В особенности вреден для нее сернистый газ. Можно наблюдать, какой жалкий, угнетенный вид имеют старые сосны в больших городах и поблизости от некоторых заводов. У таких деревьев много сухих отмерших веточек, а те, что остались в живых, покрыты короткой и редкой хвоей. Иногда живой хвои совсем мало. Деревья кажутся больными, погибающими. Сернистый газ, проникая внутрь хвоинок через устьица, вызывает отравление живых тканей. В результате хвоя почти не снабжает дерево органическими веществами.

2. Практическая часть

2.1. Выбор экспериментальных участков

Для исследования влияние выбросов автомобильного транспорта на состояние лесного массива нашего поселения мы выбрали 2 экспериментальных участков.

Участок 1 – на растоянии 10 м от автотрассы и участок 2 – на расстоянии 200 м.

Мы выбрали такие участки, где есть посадки сосны обыкновенной. Ведь наш лесной массив содержит также смешанные широколиственные участки леса. Также вдоль автотрассы расположены центры детского отдыха, нам стало интересно, влияют ли выбросы автотранспорта на числоту атмосферы в зоне отдыха детей.

2.2. Выбор методов исследования

Измерение автотранспортной нагрузки производилось методом подсчёта автомобилей различных типов два раза в сутки (в 10 и 18 часов) на определенном участке автомобильной трассы. Интенсивность движения автотранспорта определялась методом подсчета автомобилей различных типов по 20 минут в каждом из сроков. Из ряда замеров вычислялась среднее. При этом отдельно учитывался тип автомобиля (легкий грузовой, средний грузовой, тяжелый грузовой, автобус и легковой).

Методика индикации чистоты атмосферы по хвое сосны состоит в следующем. С нескольких боковых побегов в средней части кроны 7деревьев сосны в 25–30 летнем возрасте отобрала 100 пар хвоинок. Всю хвою разделил на 3 части:неповреждённая хвоя (1 класс); хвоя с пятнами (2,3 класс); хвоя с признаками усыхания (4 класс).

2.3. Выявление величины автотранспортной нагрузки

Для того чтобы определить интенсивность движения автотранспорта мы посчитали автомобили разных типов на участке дороги в районе села Воронежское-1 вдоль леса. Отдельно считались легковые автомобили, автобусы, легкие грузовые, средние грузовые и тяжелые грузовые автомобили. В результате мы убедились, что трасса вдоль лесополосы загружена автомобилями. За час наблюдения были получены следующие результаты.


8 чел. помогло.

2.8. Исследование влияния транспортных дорог
на состояние растительного покрова

Цель: сформировать умения исследовать растительный покров.

Оборудование: ботанические папки, лопатки, ручные лупы, рулетка.

Методические рекомендации

Загрязнение окружающей среды в результате использования автотранспорта особенно ощутимо в городах. В почвах придорожных зон наиболее интенсивно накапливаются валовые и подвижные формы свинца, цинка, серебра и в меньшей степени меди, олова, хрома, никеля, молибдена, кобальта, марганца, железа. Выявлены две зоны аккумуляции транспортного загрязнения в почвах. Первая обычно расположена в непосредственной близости от автодороги, на расстоянии до 15—20 м, а вторая — на удалении 20—100 м. На открытых пространствах вторая зона проявлена обычно слабее, по-видимому, в связи с благоприятными условиями рассеяния воздушного потока. На нескольких пунктах отмечают появление и третьей зоны аномального наполнения элементов в почвах, находящихся от дорог на расстоянии около 150 м. Преимущественное накопление микроэлементов происходит в верхней части корнеобитаемого слоя почв.

Для крупных автомагистралей с большим количеством полос движения загрязнение почв металлами проявляется слабее, чем для узких магистралей. Это объясняется тем, что на широких магистралях автомашины движутся с большей скоростью, расходуя меньше бензина и тем самым уменьшая выбросы в атмосферу. Негативное влияние автотранспорта на окружающую среду можно оценить по состоянию растительного покрова (один из критериев оценки экологического риска).

Задание 1. Оцените экологический риск территорий, прилегающих
к дороге, путем исследования состояния растительного покрова. В городах, как известно, наиболее неприхотливым придорожным растением является одуванчик. В большинстве случаев тяжелые металлы угнетают рост растений, приводя к возникновению уродливых форм, снижая высоту растений. Охарактеризуйте растительный покров на примере одуванчиков на расстоянии 0,5; 1; 5; 10; 15; 20; 30; 50; 100; 150 м от дороги.
К исследуемым показателям относятся: 1) масса растений; 2) длина
листьев; 3) доля уродливых форм (изрезанность листьев).

Ход работы

1. Отбор проб. Из каждой выбранной точки на определенном расстоянии от дороги собирают не менее 10 растений одуванчиков. Каждое растение срезают под корень и помещают в полиэтиленовый пакет — один для каждой точки. В каждом пакете должно находиться 10 растений
и этикетка с указанием места отбора.

2. Исследование внешнего вида растений. Взвешивают каждое растение, измеряют длину листьев, зарисовывают уродливые формы и рассчитывают их количество в процентном отношении.

3. Оформление результатов исследования.

Полученные результаты запишите в таблицу (табл. 12).

Выводы по проделанной работе должны содержать: информацию зависимости массы растений, длины листьев, доли уродливых форм от расстояния от дороги;

Задание 2. Определение пораженных тканей и выявление живых и мертвых тканей листьев древесных растений.

Желтеющая ткань растения, внешне очень похожа на живую, может быть оценена при диагностике как погибшая.

Ход работы

1. Опишите на выбранной территории видовой состав древесной
и кустарниковой растительности.

Выполнение работы в лабораторных условиях:

1. Выдержите собранные листья не менее получаса при температуре 35—37 °С (для размягчения тканей). Затем поместить на 20 минут в 0,2%-й раствор соляной кислоты. Кислота с легкостью проникает в поврежденные клетки, в результате чего мертвые и поврежденные ткани окрашиваются в коричневый цвет.

2. Сравните визуально площадь поврежденных тканей у различных растений.

3. Сформулируйте выводы. Предложите перечень зеленых насаждений (видовой состав), который целесообразно использовать для озеленения городов и автомобильных дорог.

Необходимо учитывать, что листья разных взрослых растений могут осаждать на своей поверхности за летний период разное количество пыли, например: ива — до 35 кг; клен, тополь — до 30; ясень — до 25; вяз — до 20; сирень — до 2; акация — до 0,2.

Поврежденные в результате антропогенного загрязнения воздуха ткани листьев древесных растений перестают выполнять свои основные функции: газообмен, фотосинтез, транспирацию. Значительно уменьшается пылезадерживающая роль (в основном пыль оседает на слегка влажной поверхности живой ткани листа). Выполнение основных функций листа зависит от площади его здоровой поверхности.

Список рекомендуемой литературы: 1, 3, 6, 7, 8, 9,10, 14, 16, 19, 20.
^

2.9. Исследование влияния транспортных дорог
на фауну

Цель: сформировать умения исследовать влияние автомобильных дорог на фауну; выявить животных, более устойчивых к антропогенному воздействию.

Оборудование: сачок, ватные матрасики, морилки, эфир или хлороформ (100 мл), формалин (300 мл), часы, полиэтиленовые пакеты, полевой дневник, ручка или карандаш, определители позвоночных и беспозвоночных животных; для лабораторных исследований: бинокуляр, линейки, пинцеты, препаровалъные иглы.

Методические рекомендации

Подавляющая часть автомобильных дорог с интенсивным движением транспорта проходит по участкам, которые являются биотопами для различных, в том числе редких или охраняемых видов животных и растений. Дороги оказывают отрицательное опосредованное воздействие на близлежащие биоценозы. От столкновения с автомашинами на дорогах погибают позвоночные и беспозвоночные животные. Исследование целесообразно проводить на шоссейных дорогах за пределами города.

Ход работы

Задание 1. Полевые исследования.

1. Выберите участок дороги с интенсивным двусторонним движением транспорта. Желательно, чтобы учетная трансекта включала разнообразные биоценозы (дубравы, боры, луга, антропогенные ландшафты). Протяженность трансекты может составлять 3 км. В полевом дневнике записшите исходные данные, подсчитайте количество автомобилей, проходящих по данному участку за 10 минут. Определите среднюю скорость движения транспорта.

2. Медленно продвигаясь по обочине дороги, соберите всех сбитых автомобилями беспозвоночных животных или их части. Видовые названия позвоночных животных, отмеченных на автодороге, занесите в полевой дневник с указанием частоты встречаемости каждого вида на трассе. При затруднении видового определения животных помещают в полиэтиленовые пакеты, смачивая формалином, или в сосуды с формалином
и затем переносят в лабораторию для дальнейшего исследования.

4. Проведите наблюдения для выявления комплекса видов позвоночных и беспозвоночных животных, связанных с автотрассой трофическими отношениями. Составьте трансформированные цепи и сети питания, укажите количество видов, питающихся сбитыми на дороге животными.

5. Проведите наблюдения для выявления особенностей поведения придорожных видов животных.

6. Проведите учет беспозвоночных животных в каждом из прилегающих к дороге биоценозов (по обе стороны от дороги). Учетное кошение сачком проводить на удалении 200—250 м, 100—150 м от дороги
и вплотную к обочине. Собранный материал заморите с помощью эфира или хлороформа, разместите на отдельных ватных матрасиках, снабдив соответствующей этикеткой.

Задание 2. Лабораторные исследования.

1. Разберите насекомых по видовой принадлежности, используя определители животных, бинокуляр, чашки Петри, пинцеты и препаровальные иглы.

2. Определите вид животных, найденных в лесной подстилке, используя определители почвенных животных и определители беспозвоночных животных. Лесную подстилку разбирите мелкими порциями в чашках Петри или на листах белой бумаги, используя бинокуляр, пинцеты и препаровольные иглы. Найденных животных или определяют живыми и затем вместе с подстилкой увозят обратно в лес, или фиксируют в спирте или 4%-м формалине. Животных каждой учетной площадки помещают
в отдельный флакон, который снабжают этикеткой.

3. Определите виды сбитых беспозвоночных животных, используя определители.

4. Сравните фауну близлежащих к дороге территорий и видовой состав животных, сбитых на дороге.

5. Сделайте выводы об изменении качественного и количественного состава животных наземно-воздушной фауны и обитателей лесной подстилки.

6. Сделайте выводы о трансформации цепей питания животных в придорожной зоне и об особенностях пищевого поведения некоторых представителей исследуемой фауны.

7. Сделайте общий вывод в полевом дневнике об элиминирующей роли автодорог в природных экосистемах. Осветите следующие вопросы:

1) Основные типы влияния автомагистралей на окружающую среду.

2) Случайна ли гибель животных на автотрассах.

3) Как уменьшить или предотвратить гибель животных на дорогах.

Список рекомендуемой литературы: 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 16, 19, 20.

Важнейшие экологические проблемы современности определяют необходимость особого, нового отношения человека к окружающему миру. Но сколько бы знаний ни пытаться передать молодому поколению, они возможно останутся невостребованными, если только не будут подкреплены практическими исследованиями непосредственно в природе. Важны не только практические знания, но и умение наблюдать, видеть, проводить собственные исследования, логично мыслить и принимать правильные решения. Этому можно и нужно учить.

Такая цель ставилась при создании данного пособия. Молодому поколению необходимо осознать, что каждый лист растения, капля росы, каждый червячок, муравей, да и сам человек — удивительные объекты природы, полные тайн, которые интересно познавать, необходимо любить и охранять.

Влияние транспорта на окружающую среду – одна из самых актуальных проблем современности. И чтобы её решить, нужно вникнуть в суть воздействия и разработать меры, направленные на устранение негативных последствий.

Автомобильные выхлопы

Актуальность проблемы

Существует несколько видов транспорта, но наиболее опасным с точки зрения негативного воздействия на окружающую среду считается автомобильный. И если несколько десятков лет назад личную машину мог позволить себе далеко не каждый, то сегодня она стала необходимым и вполне доступным средством передвижения для многих людей.

В связи с этим доля загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу автомобилями, достигла 50%, в то время как в 70-е годы прошлого века она составляла всего 10-15%. А в крупных городах и современных мегаполисах данный показатель может достигать 65-70%. Кроме того, ежегодно количество выбросов возрастает примерно на 3%, и это вызывает серьезные опасения.

Интересный факт: автомобильный транспорт занимает лидирующие позиции с точки зрения ущерба, наносимого окружающей среде, это основной источник загрязнения атмосферы. На его долю приходится более 90% загрязнения воздуха, чуть меньше 50% шумового воздействия, а также около 65-68% влияния на климат.

Из чего состоит автомобильных выхлоп

Вредные вещества, образующиеся в процессе эксплуатации транспорта

Экологические проблемы автомобильного транспорта очень актуальны и связаны с особенностями работы современных моделей. Если брать усреднённые показатели, то одна машина в течение года поглощает около четырёх тонн кислорода, необходимого для запуска процессов сгорания топлива. В результате работы двигателя автомобиля образуются отработанные газы, состоящие из множества вредных компонентов.

Так, в год выбрасывается порядка 800 кг угарного газа, 180-200 килограммов углеродов и примерно 35-40 кг оксидов азота. Также в атмосферу выделяются и канцерогенные соединения: порядка пяти тысяч тонн свинца, около полутора тонн бензапилена, свыше 27 тонн бензола и более 17 тысяч тонн формальдегида. А общее количество всех вредных и опасных веществ, выделяемых в процессе эксплуатации автомобильного транспорта, составляет около 20 миллионов тонн. И такие цифры огромные и пугающие.

Всего в состав отработанных газов, выделяемых автомобильным транспортом, входит свыше 200 различных компонентов и соединений, и подавляющее их большинство обладает токсичными свойствами. А некоторые вещества образуются в результате эксплуатации машин и их взаимодействия с окружающими поверхностями, например, из-за трения резины об асфальт.

Нельзя недооценивать и вред различных автомобильных деталей, утилизации которых не уделяется должного внимания. В итоге образуются стихийные свалки с миллионами запчастей транспорта, изготовленных из резины и металлов, которые также выделяют опасные пары в атмосферу.

Процесс работы двигателя автомобильного транспорта очень сложен и включает массу различных реакций. В ходе последних образуются многочисленные вещества, основными среди которых являются:

  • Углеводороды являются соединениями, состоящими из изначальных или подвергшихся распаду элементов топлива.
  • Сажа представляет собой образующийся в результате пиролиза твёрдый углерод и основную составляющую нерастворимых частиц, выделяемых двигателем автотранспорта.
  • Оксиды серы образуются в процессе входящей в состав автомобильного топлива серы.
  • Оксид углерода – это не имеющий запаха и цвета газ, имеющий невысокую плотность и быстро распространяющийся по атмосфере.
  • Углеводородные соединения. Они изучены довольно плохо, но учёным уже удалось выяснить, что эти компоненты выхлопных газов могут служить исходными продуктами для формирования так называемых фотооксидантов.
  • Оксид азота является бесцветным газом, а диоксид приобретает насыщенный бурый оттенок и характерный неприятный запах.
  • Сернистый ангидрид представляет собой газ без цвета, но с очень едким запахом.

Интересный факт: состав выхлопных отработанных газов, выделяемых в атмосферу в ходе эксплуатации автомобильного транспорта, зависит от особенностей работы машины, её состояния, используемого топлива, а также опыта водителя.

Автотранспорт

Негативные последствия

Воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду крайне негативно. И стоит рассмотреть несколько основных угроз.

Парниковый эффект

О нём говорят все экологи, и последствия такого глобального явления уже начинают проявляться. Возникающие в процессе эксплуатации автомобилей компоненты отработанных выхлопных газов проникают в атмосферу, повышают плотность её нижних слоёв и создают эффект парника. В итоге солнечные лучи попадают на поверхность Земли и нагревают её, но тепло не может уходить обратно в космос (примерно такие процессы наблюдаются в теплицах).

Парниковый эффект – это реальная угроза. К его возможным последствиям относятся повышение уровня мирового океана, глобальное потепление, таяние ледников, природные катаклизмы, хозяйственный кризис, губительное влияние на фауну и флору.

Ухудшение экосистемы

Изменение экосистемы

Из-за загрязнения окружающей среды транспортом страдает практически всё живое на земле. Выхлопные газы вдыхают животные, из-за чего ухудшается функционирование их дыхательной системы. В результате нарушения дыхания и нехватки кислорода страдают другие органы.

Животные испытывают стресс, из-за которого могут вести себя неестественно. Также заметно снижаются темпы размножения, в результате чего одни виды становятся малочисленными, а другие начинают относиться к редким и вымирающим. Сильно страдает и флора, ведь отработанные газы автомобильного транспорта практически сразу попадают на растения, образуя на них плотный налёт и нарушая процессы естественного дыхания.

Кроме того, вредные соединения проникают в почву и из неё всасываются корнями, что также негативно сказывается на состоянии и росте представителей флоры. Связанные с негативным влиянием автотранспорта перемены с каждым годом становятся всё более масштабными и глобальными, а со временем они могут привести к краху существующей на планете Земля экосистемы, что повлияет на жизнь человечества, воздух, атмосферу.

Смог

Экологические проблемы из-за автотранспорта

Экологические проблемы автотранспорта — актуальные вопросы. Активная и повсеместная эксплуатация автомобилей сильно ухудшает экологию, загрязняет воздух, водоёмы, осадки, атмосферу. И такая ситуация может привести к многочисленным проблемам со здоровьем.

Так, сильно страдает дыхательная система, ведь вредные вещества выхлопных газов практически сразу попадают в неё, раздражают слизистые оболочки, засоряют лёгкие и бронхи. Из-за нарушения дыхания возникает дефицит кислорода во всех тканях человеческого организма. Кроме того, опасные выбрасываемые автомобильным транспортом соединения разносятся с кровью и оседают в различных органах, и последствия такого загрязнения могут проявляться спустя годы в виде хронических или даже онкологических заболеваний.

Кислотные дожди

Ещё одна опасность активного использования автомобильного транспорта – кислотные дожди, возникающие из-за воздействия выхлопных газов и загрязнения атмосферы. Они влияют на растительный мир и здоровье людей, меняют состав почвы, разрушают здания и памятники, а также сильно загрязняют водоёмы и делают их воду непригодной для использования и проживания.

Большое количество автотранспорта

Пути решения проблемы

Экологические проблемы автомобильного транспорта в современном мире неизбежны. Но всё же их можно решить, если действовать комплексно и глобально. Рассмотрим основные пути решения проблем, связанных с эксплуатацией автомобилей:

  1. Чтобы сократить выбросы выхлопных газов, негативно влияющих на окружающую среду, следует использовать качественное очищенное топливо. Зачастую попытки сэкономить приводят к покупке бензина, содержащего опасные соединения.
  2. Разработка принципиально новых типов двигателей автомобильного транспорта, использование альтернативных источников энергии. Так, в продаже стали появляться электромобили и гибриды, работающие на электричестве. И хотя пока таких моделей немного, возможно, в будущем они станут более популярными.
  3. Соблюдение правил эксплуатации автомобиля. Важно вовремя устранять неполадки, обеспечить постоянное и комплексное обслуживание, не превышать допустимые нагрузки, придерживаться касающихся управления рекомендаций.
  4. Экологическая обстановка наверняка улучшится, если разработать и использовать очистное и фильтрующее оборудование, которое сократит объёмы вредных соединений, выделяемых автомобильным транспортом.
  5. Реконструкция двигателя автомобиля с целью повышения КПД и сокращения объёмов расходуемого топлива.
  6. Использование других видов транспорта, например, троллейбусов и трамваев.

Используйте автотранспорт рационально и старайтесь сокращать его негативное влияние на окружающую среду.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследовательской работы – изучение влияния автотранспорта на экологическое состояние школьного двора.

При выполнении данной работы были поставлены следующие задачи:

1. изучить факторы отрицательного влияния автомобильного транспорта на человека и окружающую среду;

2. произвести подсчет автомобилей, проезжающих в течение часа в разное время суток;

3. высчитать приблизительное количество загрязняющих веществ в атмосфере в период с 8 00 до 9 00 и 12 00 до 15 00 (время, когда ученики идут в школу и возвращаются домой).

  1. проанализировать экологическое состояние школьного двора на основе качественного определения химического состава снежного покрова: определить наличие свинца, и хлора в пробах снега, почвы и растительном соке собранных в школьном двору.
  2. Проследить рост и развитие растения тыквы, при поливе талой водой, взятой у дороги и в школьном двору.

Работа включает в себя данные исследования, проведенного методами наблюдения, эксперимента и интервью, осуществляемого в селе Энтузиаст по ул. Центральной, где и находится наша школа.

Объект моего исследования: автомобили проезжающие мимо школы.

Предмет моего исследования: вредные вещества, содержащиеся в выхлопных газах автомобилей.

Юрьев – Польский район

Владимирская область

Исследовательская работа


Выполнила: ученица 8 класса

Носкова Ольга Алексеевна

Руководитель: учитель географии и биологии

Васильева Светлана Алексеевна

I. Факторы отрицательного влияния автомобильного транспорта на человека

1.1 Влияние вредных веществ на организм …………………………………..

1.2 Энергетическое загрязнение ……………………………………………….

II. Методика исследований.

2.1 Исследование интенсивности движения…………………………………..

2.2 Определения химического состава…………………………………………

Результаты исследования и их обсуждение……………………………………….

Список использованной литературы………………………………………………..

Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды очень актуальна в наше время. Практически любая отрасль деятельности человека затрагивает эту проблему.

Одним из основных источников загрязнения окружающей среды является транспорт.

Вдоль автомобильных дорог в снегу за 4 месяца накапливается большое количество различных веществ, поступающих с выхлопными газами автотранспорта. Вместе с талой водой они всасываются из почвы растениями, которые быстро растут и развиваются за весенне-летний период. Насколько сильно влияние этих веществ на рост и развитие растений данных нет.

В результате выбросов автомобильных двигателей обогащается атмосфера рассеянным свинцом, оседающим на поверхности почвы (в придорожной зоне) в виде мелких твердых частиц или рассеивающихся в воздухе в виде аэрозолей. Растения придорожных районов накапливают свинец в своих органах, усваивая его преимущественно из почвы. Растущие вдоль дорог растения становятся пищей для животных. В результате чего свинец накапливается в организме животных, вызывая обширные патологические изменения в нервной системе, крови.

Исследовательская работа проводилась с ноября 2011 по октябрь 2012 г.

Цель исследовательской работы – изучение влияния автотранспорта на экологическое состояние школьного двора.

При выполнении данной работы были поставлены следующие задачи:

изучить факторы отрицательного влияния автомобильного транспорта на человека и окружающую среду;

произвести подсчет автомобилей, проезжающих в течение часа в разное время суток;

высчитать приблизительное количество загрязняющих веществ в атмосфере в период с 8 00 до 9 00 и 12 00 до 15 00 (время, когда ученики идут в школу и возвращаются домой).

проанализировать экологическое состояние школьного двора на основе качественного определения химического состава снежного покрова: определить наличие свинца, и хлора в пробах снега, почвы и растительном соке собранных в школьном двору.

Проследить рост и развитие растения тыквы, при поливе талой водой, взятой у дороги и в школьном двору.

Работа включает в себя данные исследования, проведенного методами наблюдения, эксперимента и интервью, осуществляемого в селе Энтузиаст по ул. Центральной, где и находится наша школа.

Объект моего исследования: автомобили проезжающие мимо школы.

Предмет моего исследования: вредные вещества, содержащиеся в выхлопных газах автомобилей.

I. Факторы отрицательного влияния автомобильного транспорта на человека и окружающую среду

1.1 Влияние вредных веществ на организм.

В тоже время автомобильный транспорт является главным источником загрязнения воздуха, составляя 60-80 % всех выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

В выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания содержится до 280 компонентов, большинство из которых относится к категории вредных. Основные из них: углекислый газ, углерод, углеводород, оксид углерода, оксид азота, сажа, тяжёлые металлы (свинец, кадмий) и др.

Оксид углерода - это бесцветный, не имеющий запаха газ. Оксид углерода воздействует на нервную и сердечно сосудистую системы, вызывает удушье.

Оксид азота – ядовитый газ, раздражающе действующий на органы дыхания. Окислы азота в дыхательных путях, соединяясь с водой, превращаются в азотную и азотистую кислоты, известные своим свойством вызывать раздражение слизистых оболочек и весьма тяжелые заболевания. По этой причине окислы азота в несколько раз более опасны для человека, чем окись углерода.

Углеводороды – обладают наркотическим действием, в малых концентрациях вызывают головную боль, головокружение, слабость, потеря аппетита, бессонница.

В этом наборе весьма коварна окись углерода. Оксид углерода, соединяясь с красными кровяными тельцами (гемоглобином), мешает ему нести кислород в ткани организма. В последние годы загрязнение атмосферы привело к тому, что ухудшилось снабжение кислородом клеток человеческого организма. Исследования в крупных городах показали, что в тканях 40-летнего человека столько кислорода, сколько должно быть у 80-летнего!

При вдыхании оксида углерода в течении нескольких часов возможно отравление, что может привезти к обморочному состоянию.

Сажа ухудшает условия дыхания, может вызывать приступы удушья, аллергии и бронхиальной астмы. Сажа раздражает кожные покровы, засоряет кожные железы и может быть причиной гнойничковых заболеваний.

Из соединений твёрдых металлов наиболее вредными для человека являются соединения свинца. Накопление свинца в организме может вызывать раковые и другие опухоли. Но особенно вреден свинец для детей.

Свинец накапливается в зубах и костях и может влиять на отставание в умственном развитии, вплоть до необучаемости.

Ионы хлора поддерживают нормальное осмотическое давление плазмы крови, лимфы, участвуют в обмене веществ, в образовании соляной кислоты желудочного сока.

Избыток хлора в организме – причина заболеваний желудочно-кишечного тракта, головных болей, нарушение общего обмена веществ.

При избытке нитратов в почве они полностью не перерабатываются, накапливаются в растительной продукции и попадают в организмы животных и человека. В желудочно-кишечном тракте нитраты превращаются в соли азотистой кислоты – нитриты, которые отравляют организм. Признаки отравления организма – слабость, головокружение, тошнота, расстройство желудка и т.д. Снижается работоспособность человека, возможна потеря сознания. В крови увеличивается содержание молочной кислоты, холестерина, лейкоцитов, снижается количество белков. Нитриты могут вступать во взаимодействие с гемоглобином, образуя метгемоглобин, в котором железо окислено до Fe(III). Это вещество, угнетающее дыхательный центр, так как не способно переносить кислород. Многие растения способны накапливать большое количество нитратов, например капуста, кабачки, петрушка, укроп, свекла столовая, тыква и др. Такие растения называют нитратонакопителями.

1.2 Энергетическое загрязнение 1. Шумовое воздействие

На наш взгляд, сильно влияет на здоровье человека, его психологическое состояние шумовое воздействие. Шум - это всякие нежелательные, неприятные звуковые колебания, беспорядочно изменяющиеся во времени. Луканин В.Н. различает четыре вида воздействия шума:

раздражающее воздействие (шумовые всплески, переменное акустическое воздействие в сочетании с шумом постоянного уровня и громкие звуки);

снижение самообладания (предъявление жалоб и претензий к объектам и субъектам повышенных шумовых воздействий);

воздействие шума на характер принимаемых решений, что важно, например, для водителя при быстрой смене обстановки в городских условиях движения;

воздействие шума на внимание в процессе длительной работы с учетом наличия корреляции уровня шума с вероятностью совершения ДТП 1 .

Основными источниками внешнего шума являются автотранспорт, а также некоторые виды производства и строительство. Показатели интенсивности шума от различных видов транспортных средств представлены на рис. в приложении №1.

Другим источником транспортного дискомфорта (для водителя и пассажиров) являются колебания и вибрации, возникающие в процессе движения автомобиля. Воздействие вибраций можно рассматривать по аналогии с шумом в двух аспектах: воздействие на водителя и пассажиров автомобиля и воздейст­вие на окружающие объекты.

Общая вибрация передается через опорные поверхности на тело сидящего или стоящего человека и вызывает сотрясение всего организма; локальная вибрация передается через руки человека. Водитель автомоби­ля одновременно подвергается воздействию общей и локальной вибра­ции, а пассажир и пешеход, находящийся рядом с проезжей частью, - общей.

Уровень вибрации зависит от скорости движения, покрытия дороги, технического состояния автомобиля, Для предотвращения воздействия вибрации на организм человека применяются различные устройства (амортизаторы, демпферы, рессоры, пружины и т.д.).

3. Электромагнитные излучения

Основной источник электромагнитных излучений автомобиля — система зажига­ния и, в первую очередь, свечи, распределитель, высоко­вольтные провода. Электромагнитные поля с высокой плотностью энергии оказывают вредное воздействие непосред­ственно на организм человека.

4. Автокатастрофы

Ежегодно в мире в автокатастрофах погибают 0,2 млн. человек, 0,5 млн. становятся калеками, 10 млн. получают травмы. По использованию площадей в мире по крайней мере треть площади города приходится на дороги и автостоянки. Строительство дорог в большей степени стимулирует увеличение транспортных потоков и, как следствие, снижение средней скорости перемещения.

Ожидается, что с ростом численности автомобильного парка при относительной стабилизации протяженности дорожной сети и развития технических средств регулирования движения произойдет рост дорожно-транспортного травматизма, увеличение уровней загрязнения вредными веществами атмосферного воздуха, почвы, водоемов и грунтовых вод. По данным ГАИ в России совершается ежегодно до 140 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибает 37 тыс. человек и более 200 тыс. человек получают увечья и травмы. По удельному уровню погибших в ДТП Россия опережает страны ЕС в 10-12 раз.

Читайте также: