Вид труда содержанием которого является уход за растениями животными

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Виды и формы трудовой деятельности в детском саду.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, природного материала, бросового материала. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку.

Основные формы трудовой деятельности детей дошкольного возраста в детском саду:

-коллективная трудовая деятельность.

Трудовое поручение – это возложение на ребенка определенного задания, связанного как с самообслуживанием, так и с трудовыми действиями для коллектива.

Трудовые поручения – наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют на младших ступенях дошкольного возраста, когда труд еще не стал планомерной и систематической деятельностью, и дети часто не различают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе. Иными словами: выполняют просьбу или требование взрослых сделать что-либо, принести какой-то предмет, полить цветы, покормить рыб, накрыть на стол, убрать посуду и т.д.

Дежурство старших дошкольников постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к проявлению самостоятельности. Важной задачей в организации дежурств является формирование у детей ответственности за порученное дело, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Дежурство по подготовке к занятиям вводится в средней группе и требует особой сосредоточенности, поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой. Дежурство в уголке природы вводится с начала года в старшей группе. Дежурство воспитывает у детей организованность, самостоятельность, аккуратность, благодаря чему дети становятся более уверенными в своих действиях.

Чтобы в коллективном труде могли принять участие, все дети одновременно и воспитатель мог осуществлять руководство их работой, необходимо учесть ряд условий:

- объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

- целесообразно делить детей на несколько работающих групп, объединение внутри группы достигается предложением каждому какой-либо общей работы (например, одна группа стирает кукольное белье, другая приводит в порядок игровую зону, третья вскапывает песок в песочном дворике). Число звеньев не следует увеличивать больше двух—четырех, ибо воспитателю приходится распределять свое внимание между ними, что представляет известные трудности.

Руководя коллективным трудом детей, воспитатель фактически решает две основные задачи: он направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели, более качественное выполнение, т. е. руководит самим процессом трудовой деятельности. В то же время педагог осуществляет большую воспитательную работу: способствует проявлению у детей внимания друг к другу в процессе труда, организует взаимопомощь, формирует положительные взаимоотношения и т. д.


«Воспитание не только должно развивать ум, вооружить знаниями,

но и зажечь в человеке жажду серьезного труда,

Трудовому воспитанию, то есть привлечению детей к самостоятельному и посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка, и ближайшем будущем ученика школы.

Основная цель системы трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к труду, формирование к нему позитивного отношения.

Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.

Чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой, взрослым нужно заботиться о том, чтобы дошкольник систематически упражнялся, выполняя различные трудовые действия, и стремился как можно лучше выполнить задуманное.

Особого внимания требует оценка труда ребенка, для которого исключительно важно узнать мнение взрослого, опытного и авторитетного человека, о том, насколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился, почему и для кого они важны.

Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Одновременно нельзя забывать о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький – неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.

Трудовое воспитание направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач: развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Ведущими принципами достижения цели выступают:

- принцип гуманности (личностный подход к ребенку);

- принцип ненасилия (добровольность участия детей в труде, эмоциональная насыщенность детского труда);

- принцип целостности (личность дошкольника рассматривается как целостный феномен, а характер трудовой деятельности дошкольников –многоплановость);

- принцип субъективности (субъектно-субъектное взаимодействие педагога с ребенком в процессе приобщения дошкольника к труду).

Необходимыми методами и приемами, которые используются для руководства разного вида детского труда, являются следующие:

- определить цель труда;

- помочь ребенку мотивировать свой труд;

- учить элементам планирования работы;

- учить достигать результата и оценивать его.

Труд – это сложный вид деятельности. Еще издавна приобщение ребенка к трудовой жизни семьи начиналось очень рано. С младенчества формировалось осознание труда как неотъемлемой и естественной части жизни.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого.

А.С. Макаренко рассматривал ребенка как будущего члена трудового коллектива. Одной из главных задач трудового воспитания он считал формирование у детей творческого отношения к труду. Говоря о труде маленьких детей, А.С. Макаренко указывал на его тесную связь с игрой, которая постепенно должна переходить в труд.

В.А. Сухомлинский писал, что детство не должно быть постоянным праздником. Если нет трудового напряжения посильного для детей, для ребенка остается недоступной и радость труда.

Основными задачами воспитания в труде и для труда К.Д.Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе.

Содержание труда реализуется в разных формах организации детей дошкольного возраста: поручения, обязанности, дежурство, индивидуальный труд, труд рядом, коллективный труд, общий труд, совместный труд.

Осуществление задач трудового воспитания дошкольника возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия:

- систематическое включение каждого ребенка в труд;

- подборка оборудования для труда;

- учет нагрузки на ребенка;

Таким образом, труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации.

В своей работе мы большое внимание уделяемознакомлению детей с трудом взрослых, так как это формирует представление о роли труда в жизни людей, воспитывает стремление участвовать в нем.

Цель, которую мы поставили перед собой, состоит в следующем: формирование представлений детей о мире профессий и положительного отношения к труду.

Мы определили ряд задач, которые необходимо решить:

- развитие трудовой деятельности;

- развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения и желание следовать поступкам взрослых людей;

- формирование представления о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем;

- формирование у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей;

- научить детей отражать в сюжетно – ролевой игре особенности, присущие различным профессиям

- сформировать у детей добросовестное отношение к труду;

- воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.

Большое значение имеет содержание игры, учитывая, что оно оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка, педагогам необходимо развивать и поддерживать интерес к таким играм.

Игра для детей путь познания, это приобщение к жизни и начало профориентации. Поэтому необходимо создать условия, при которых дети могли бы использовать примеры труда взрослых. Для этого необходимы:

- показ детям разнообразного труда взрослых;

- объяснение его значения;

- организация совместной деятельности взрослых и детей.

При построении образовательного процесса по ознакомлению с трудом взрослых мы используем такие методы и приемы работы, как:

наглядные: наблюдения за трудом взрослых, демонстрация, рассматривание дидактических пособий, иллюстраций, фотографий, применение ИКТ;

словесные: объяснение, чтение художественной литературы, рассказ, беседы;

практические и игровые: совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, показ и разъяснение рациональных способов трудовых действий, организация практических трудовых действий, познавательно-исследовательская деятельность, опыты и эксперименты, проектная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, моделирование, обыгрывание способа действий, игровые проблемные ситуации, игры-драматизации, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.).

Нами используются разнообразные формы работы: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность ребенка, художественно-творческая деятельность, целевые прогулки и экскурсии, культурно-досуговая деятельность, встречи с людьми разных профессий, живой пример окружающих взрослых.

Большое внимание уделялось чтению художественной литературы. Разнообразные жанры (потешки, стихи, рассказы, сказки и басни) пробуждают интерес, уважение к труду, у детей возникает желание подражать литературным героям.

Проводимая систематически работа способствует развитию речи и мышления (ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело), тренирует память, совершенствует внимание и воображение.

Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее.

Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. Формируются и совершенствуются не только личностные качества, но и взаимоотношения между детьми. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность, дисциплинированность, отзывчивость, доброта, забота, вежливость, умение договариваться, сопереживание.

Таким образом, труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Основные термины (генерируются автоматически): труд, ребенок, труд взрослых, трудовое воспитание, дошкольный возраст, игра, детский труд, особое внимание, педагогическое воздействие, положительное отношение.

Виды и формы трудовой деятельности в детском саду.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, природного материала, бросового материала. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку.

Основные формы трудовой деятельности детей дошкольного возраста в детском саду:

-коллективная трудовая деятельность.

Трудовое поручение – это возложение на ребенка определенного задания, связанного как с самообслуживанием, так и с трудовыми действиями для коллектива.

Трудовые поручения – наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют на младших ступенях дошкольного возраста, когда труд еще не стал планомерной и систематической деятельностью, и дети часто не различают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе. Иными словами: выполняют просьбу или требование взрослых сделать что-либо, принести какой-то предмет, полить цветы, покормить рыб, накрыть на стол, убрать посуду и т.д.

Дежурство старших дошкольников постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к проявлению самостоятельности. Важной задачей в организации дежурств является формирование у детей ответственности за порученное дело, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Дежурство по подготовке к занятиям вводится в средней группе и требует особой сосредоточенности, поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой. Дежурство в уголке природы вводится с начала года в старшей группе. Дежурство воспитывает у детей организованность, самостоятельность, аккуратность, благодаря чему дети становятся более уверенными в своих действиях.

Чтобы в коллективном труде могли принять участие, все дети одновременно и воспитатель мог осуществлять руководство их работой, необходимо учесть ряд условий:

- объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

- целесообразно делить детей на несколько работающих групп, объединение внутри группы достигается предложением каждому какой-либо общей работы (например, одна группа стирает кукольное белье, другая приводит в порядок игровую зону, третья вскапывает песок в песочном дворике). Число звеньев не следует увеличивать больше двух—четырех, ибо воспитателю приходится распределять свое внимание между ними, что представляет известные трудности.

Руководя коллективным трудом детей, воспитатель фактически решает две основные задачи: он направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели, более качественное выполнение, т. е. руководит самим процессом трудовой деятельности. В то же время педагог осуществляет большую воспитательную работу: способствует проявлению у детей внимания друг к другу в процессе труда, организует взаимопомощь, формирует положительные взаимоотношения и т. д.

Вид труда
Содержание и методика руководства
труда
Поливка комнатных
растений
Вначале учебного года уход за
комнатными растениями малышам еще
недоступен поэтому воспитатель делает это
сам, но обязательно в присутствии детей,
предлагает посмотреть, как льется вода из
лейки, как она впитывается в землю, какие
стали упругие листья.
Постепенно к поливе привлекают детей.
В младшей группе дети должны знать
следующие способы определения
необходимости поливки:

Малыши не могут самостоятельно
определить необходимый объем воды для
одного комнатного растения. Поэтому
воспитатель заранее готовит столько леек,
сколько комнатных растений надо полить
(в каждой лейке определенное количество
воды) или показывает как с помощью
мерки наполнить леку водой.
Детям показывают как держать лейку;
как поливать растение, наклонив так,
чтобы ее носик упирался в поддон; когда
прекращать поливку.
Учат детей следить за струей, лить
понемногу, не разбрызгивать воду.
Во время поливки знакомят детей с
названием комнатных растнеий.

Обмывание листьев
комнатных растений
Подбирают комнатные растения с
большими, плотными, гладкими листьями.
Воспитатель сам (или с помощью детей)
готовит весь необходимы инвентарь (таз с
водой, тряпочка или рукавица).
Горшок ставят так, чтобы к нему был
доступный подход со всех сторон.
Намочить тряпочку (рукавицу) могут
дети, а отжимает ее воспитатель (обращает
внимание на то, что тряпочка должна быть
влажной, но вода капать не должна).
Положив на ладонь лист растения, его
протирают расправленной тряпочкой
(одетой на руку рукавицей) от черешка к
концу ( сначала сверху, затем снизу). При
этом акцентируют внимание на том, что
протирать лист надо очень медленно и
осторожно, чтобы не повредить его, не
оторвать от стебля.

Посадка
душистого
горошка (бобов)
Весной детей учат выращивать рассаду
для клумб.
Воспитатель готовит каждому ребенку
ящик с землей (делает бороздку,
устанавливает колышки на месте будущей
посадки), лейку с водой, картинки с
изображением душистого горошка.
Перед посадкой детям предлагают:
рассмотреть душистый горошек и
отметить цвет;
погладить горошину пальчиком, чтобы
определить ее поверхность (гладкая или
шероховатая);
надавить, чтобы узнать, твердые или
мягкие семена;
прокатать, чтобы определить ее форму
(круглая).

Детям предлагают рассмотреть картинки
с изображением что вырастит из семена,
полюбоваться цветущей клумбой.
Затем приступают к посеву семян:
• кладут горошинки в обозначенные места,
• засыпают бороздки (прищипывают или
проглаживают землю),
• Поливают вокруг посадки (чтобы не
вымыть семена из земли ).

Уход за рыбками
В начале года рыб кормит воспитатель.
Специальной ложечкой (дозатором)
набирает из коробочки (другой емкости)
корм и кладет его в кормушку (кольцо,
которое плавает в аквариуме). При
кормлении обращает внимание детей на то,
как рыбы быстро подплывают к корму и
схватывают его.
В дальнейшем к кормлению рыб
привлекать детей. Воспитатель следит,
чтобы действия детей были аккуратными
(не рассыпали корм) и точными (клали точно
в кольцо, чтобы корм не плавал по
аквариуму).

Уход за
животными
В младшей группе детей приучают
ухаживать за птицами (попугайчики,
канарейки) и животными (морской свинкой,
хомячком).
Дети могут:
мыть поилку, кормушку;
наливать кипяченую воду в поилку,
кормушку;
положить корм кормушку.

Вид труда
Содержание и методика руководства
труда
Детей продолжают учить ухаживать за
Уход за комнатными
растениями:
растениями
поливать (пользуясь меркой,
установленной воспитателем);
обтирать растения с кожистыми
листьями;
опрыскивать из пульверизатора (новый
вид ухода);
чистить кисточкой растения, имеющие
мелкие листья или с зазубринами (новый
вид ухода);
рыхлить землю (новый вид ухода).

Перед началом ухода за комнатным
растением воспитатель вместе с детьми
обговаривает:
1. Вид ухода (поливка, рыхление земли,
обтирание листьев, опрыскивание,
чистка кисточкой);
2. Способ определения ухода:
• на глаз: у же знакомый способ - цвет
земли, новые способы - состояние земли
(трещинки), внешний вид листьев (вялыеупругие, наклонились-стоят ровно), цвет
листьев;
• на ощупь: у же знакомый способ –
потереть между пальцами, новый способ –
надавить пальцем на землю;
• на слух: новый способ – стукнут по горшку
(звонкий – сухая, глухой - влажная).

4. Последовательность ухода
• рыхление,
• поливка,
• обтирание (опрыскивание, обмахивание)
листвы.
Отличительной особенностью
организации труда в средней группе
является:
• дети самостоятельно готовят свое
рабочее место (приносят тазы, тряпочки);
• дети выполняют действия по уходу за
комнатными растениями самостоятельно,
(но присутствие воспитателя обязательно);
• дети убирают рабочее место (вытирают
стол; выливать воду, ставить таз на
место; выжимают тряпочку, вешают ее
сушиться).

Как и в младшей группе дети весной
высаживают лук, душистый горошек; летом
помогают воспитателям пропалывать и
поливать клумбы.

Уход за
животными
В средней группе детей продолжают
учить ухаживать за рыбками, птицами и
мелкими животными уголка природы.
Дети моют поилку, наливают воду,
насыпают корм, ставят поилку и кормушку
на определенное место, определяют (с
помощью воспитателя) какой корм
необходим животным, приготавливают корм
(режут плоды, рвут траву).
Старшая и подготовительная к школе группы
Уход за
комнатными
растениями
В старшей группе остаются те же виды
ухода за комнатными растениями, что и в
предыдущих группах:
• поливка,
• рыхление,
• обтирание листвы;
• опрыскивание листвы;
• обмахивание листвы кисточкой;
• уборка сухой листвы.

Отличительной особенностью является:
1. Дети перед началом работы в уголке
природы рассказывают воспитателю:
• какие комнатные растения нуждаются в
уходе и в каком виде;
• как они определили вид ухода;
• как они будут ухаживать и что им для
этого понадобится.
2. Дети самостоятельно ухаживают за
растениями (присутствие воспитателя не
обязательно).
3. Дети отчитываются о результатах своей
работы, воспитатель дает оценку (вместе с
детьми рассматривают растения).

Новое в старшей группе - знакомство со
способами размножения и пересадки
растений.
Для пересадки комнатного растения
подбирают новый горшок, который на 1-2
см. больше старого (старый горшок должен
войти в новый).
С детьми внимательно осматривают
земляной ком: подгнившие, обломанные или
поврежденные корни отрезают острым
ножом (воспитатель); порезы посыпают
толченым древесным углем. Корни
равномерно распределяют по всему горшку,
а корневую шейку стебля (место перехода в
корень) на уровне 1—2 см ниже краев
горшка. После пересадки растение обильно
поливают и ставят на пять-шесть дней в
затененное место до укоренения.

Поливку на это время заменяют
ежедневным опрыскиванием (если земля в
горшке начнет высыхать, значит, корневая
система растения начала работать).
В старшем дошкольном возрасте детей
продолжают учить сажать семена, рассаду
садовых и овощных культур.
В отличие от предыдущих групп дети
помогают взрослым готовить землю:
выбрать из земли палочки, камешки;
разравнять граблями перекопанную
землю;
полить землю, чтобы она была влажная,
но не слишком сырая и не прилипала к
рукам.
После посадки постоянно трудиться на
клумбе, грядках:
поливать;
рыхлить землю между рядами;
пропалывать;
убирать засохшую листву.

Уход за
животными
Детям старшего дошкольного возраста
доступны следующие виды ухода:
вымыть поилку, кормушку;
налить чистой воды в поилку, кормушку;
вымыть и нарезать корнеплоды, зелень
для животных и птиц;
дать нужное количество корма каждому
животному;
помочь взрослым при смене воды в
аквариуме (осторожно выловить из
аквариума сачком рыбок и пересадить
их; промыть ракушки, камешки,
частично промыть песок);
вместе с воспитателем заготовить
корм животным на зиму (сбор шишек,
желудей, семян; сушка собранной травы на
сено и т. д.).

Читайте также: