Венгерская рапсодия листа в современной обработке

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Arash - Superman

Arash - Superman

Ромарио и Light Jazz - Дождь до вторника

Ромарио и Light Jazz - Дождь до вторника

Пикник - В руках великана

Пикник - В руках великана

Scorpions - Return To Forever

Scorpions - Return To Forever

Jean Michel Jarre - Planet Jarre

Jean Michel Jarre - Planet Jarre

Игорь Кибирев - Счастье

Игорь Кибирев - Счастье

Лист Венгерские рапсодии

Венгрия – это страна, имеющая яркий культурный колорит. Национальная музыка наполнена контрастами и сильно отличается от европейской классики. В венгерских рапсодиях Ференцу Листу удалось воплотить всю красочность культуры страны.

История создания

Считается, что именно Лист стал основоположником жанра рапсодии. Тем не менее, до него некоторые собственные произведения так называл знаменитый чешский композитор Томашек. Создание жанра приписывается Листу, потому что он сумел создать не только определенную структуру рапсодии, но и классифицировал конкретные характерные черты сочинений, у Томашека же это были простые произведения, не имеющие логического основания и схожести между собой.

Ференц Лист

Необходимо отметить, что Ференц Лист не проживал в Венгрии, его судьба была прочно связана с другими европейскими странами. Но на протяжении всей жизни он сохранил в себе уважение к Родине. Он постоянно вспоминал детские годы, когда часами мог слушать цыганские народные песни.

Венгрия

На создание рапсодий Листа подтолкнуло историческое событие, связанное с Венгрией. В родных краях для композитора произошла революция против феодально-помещичьего строя Австрийских властей. К сожалению, восстание не одержало победы и было жестоко подавлено. Венгрия вновь стала частью Австрии.

Патриотичная душа композитора была глубоко поражена этим фактом. Тогда появились первые задумки о создании рапсодий на венгерские народные мелодии.

Всего композитор сочинил 19 произведений. Первая рапсодия была написана в 1851, ранее было исполнено второе по опусу произведение. До 1853 года были созданы еще 13 сочинений. В 1882 была продемонстрирована 16 рапсодия, через три года написаны еще три. В дальнейшем композитор совместно с Допплером создаст для некоторых номеров оркестровые версии.

Лист
Венгерская рапсодия №2

Венгерское восстание
Венгерская рапсодия №12

Интересные факты

Характерные черты рапсодий Листа

Рапсодия в творчестве Ференца Листа представляет собой фортепианное произведение, основанное на национальных мотивах и мелодиях Венгрии. Сочинение концертное, что определяется виртуозностью.


В оркестровых версиях рапсодий Ференц Лист использовал такие музыкальные инструменты, как цимбалы, гитары , струнно-смычковые и струнно-щипковые. Именно этот музыкальный состав позволяет выразить весь колорит и красочность музыки.

Стоит отметить, что в основе каждого произведения в данном жанре лежит выверенная арифметическая схема. Принципиально количество частей, оно должно быть четным. Части контрастны между собой, обычно чередуются медленная и танцевальная.

Некоторые музыковеды называют венгерские рапсодии фортепианными симфониями.

Каждая из рапсодий заслуживает внимания, но все-таки образцами творчества Ференца Листа являются рапсодии под номерами: 2,6 и 12.


Вторая венгерская рапсодия

Наиболее характерное произведение в данном жанре, является самым знаменитым и исполняемым.

Структура двухчастная со вступлением, выстроена по сюитному принципу.

Медленное вступление воспроизводит речь рапсода. Импровизационность вводит слушателя в мир народной жизни Венгрии. Аккордовое сопровождение изобилует форшлагами и мелизмами характерными прежде всего для венгерской музыки, оно воспроизводит исполнение на струнных народных инструментах этой страны.

В основу первой части ложится медленная лирическая народная песня Лашан. Часть имеет ярко выраженный венгерский колорит, благодаря пунктирным окончаниям. Далее тема будет варьироваться. Композитор использует характерные для него приемы мелодического развития, а именно включение большого количества пассажей.

Вторая тема излагается в более высоких регистрах и имеет танцевальный характер. Благодаря вступлению материала, напоминающего игру струнно-щипковых инструментов, создается легкий образ. Тема активно развивается и приводит к возвращению первых двух тем, а именно вступления и основной темы. Можно сказать, что I часть имеет трехчастную форму с варьированной репризой.

Вторая часть танцевальная, в основу ложится национальный танец фришка.

Фришка – это вторая часть знаменитого танца Чардаш. Был популярен благодаря Вербункош. Основными чертами фришки являются живость и стремительность. Танец позволяет отобразить картину народного праздничного веселья. Постепенно фактура усложняется, а тема разгоняется до предела. Волнообразная динамика то приближает, то отдаляет слушателя от эпицентра событий.

Примечательно, что композитор использует наиболее характерную гармонию, а именно чередование тоники и доминанты. Благодаря многочисленным вариациям на тему музыка не становится однообразной. После грандиозной кульминации, движение начинает замедляться. Особой театральности добавляет кодовое построение. Сочинение покоряет слушателя собственным разнообразием музыкальных тем.

Шестая венгерская рапсодия отличается необыкновенной организованностью структуры. Произведение состоит из 4 контрастных частей:

  • I часть. Венгерский марш.
  • II часть. Скерцо.
  • III часть. Сказание рапсода.
  • IV часть. Воплощение картины народного праздника.

Брамс Венгерские танцы

Вторая часть написана в стремительном темпе Presto. Оживляют композицию синкопы в каждом четвертом такте, которые проявляют веселый нрав народа.

Третья часть представляет собой повествование сказителя-рапсода. Импровизация выдержана в определенных цыганско-венгерских орнаментах. Повествовательность подчеркивается свободной ритмикой. Наличие фермат показывает, что время в истории останавливается, когда звучат народные венгерские инструменты и голос рапсода.

Радость и ликование народа рисует заключительная часть. Виртуозность в последнем разделе, а именно широкие скачки, использование октавного движения наполняют фактуру колоритностью. Воспроизводиться имитация игры на народном инструменте – цимбалы.

Двенадцатая венгерская рапсодия

Произведение особенно любил Лист за поэтичность и лиричность образов.

Сочинение строго делится на два раздела:

  1. I часть. Национальные портреты.
  2. II часть. Чардаш.


Первая часть написана в трехчастной форме с варьированной репризой. Начинается с рассказа, повествования рапсода о героях и легендах, но он прерывается вступлением песенной темы. Песня изобилует увеличенными секундами характерными для венгерского лада. Переплетение тем между собой усложняет музыку и делает ее более насыщенной.

В серединном разделе вступают мужские темы - это образ героя, борющегося за справедливость и свободу. Вновь возвращаются темы сказителя. Продолжается повествование, которое приводит к победе и свободе.

Вторая часть демонстрирует праздник народа-победителя. В качестве основы композитор берет национальный танец Чардаш.

Двенадцатая рапсодия Листа является ярким образцом в творчестве композитора.

Многие режиссеры обращаются к творчеству Ференца Листа, его рапсодии можно услышать во многих современных кинолентах и сериалах:

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Читайте также: