Вегетативным органам высших растений не является а лист б плод в почка г корень

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

тест является систематизацией знаний по органам растений. включает в себя зазноуровневые задания.

ВложениеРазмер
kontrolnaya_rabota.doc 343.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. семя
  2. цветок
  3. плод
  4. корень
  1. Главные части цветка- это:
  1. Чашечка и венчик
  2. цветоножка и чашечка
  3. венчик и тычинки
  4. тычинки и пестик.
  1. роста
  2. размножения
  3. всасывания
  4. проведения.
  1. Основная часть стебля, содержащая сосуды и волокна:
  1. стебель, листья и почки
  2. корень, стебель, листья
  3. корень, стебель, цветок
  4. корень, листья, цветок.
  1. зачаточный стебель
  2. зачаточный лист
  3. зачаточный корень
  4. зачаточный побег
  1. Из генеративной почки развивается:
  1. стебель
  2. стебель с листьями и почками
  3. цветок
  4. корень.
  1. зародышевого стебелька и почечки
  2. зародышевого корешка, стебелька и семядолей
  3. зародышевого стебелька, почечки, семядолей
  4. зародышевого корешка, стебелька почечки и семядолей
  1. Сухой многосемянной плод:
  1. ягода
  2. костянка
  3. семянка
  4. яблоко
  1. Листья выполняют функции:
  1. газообмена;
  2. фотосинтеза;
  3. испарения воды;
  4. все верно.
  1. Приспособленностью к опылению насекомыми является:
  1. яркая окраска венчика;
  2. легкая и сухая пыльца;
  3. раннее цветение;
  4. отсутствие нектара
  1. К двудольным растения относятся растения, в семенах которых:
  1. имеется только зародыш;
  2. имеется одна семядоля;
  3. имеются две семядоли
  4. нет семядолей
  1. Придаточные корни:
  1. Развиваются из корешка зародыша
  2. Отрастают от стебля
  3. Развиваются на главном корне
  4. Отрастают от боковых корней
  1. Жилки листа:
  1. Придают листу прочность
  2. Проводят растворы питательных веществ
  3. Осуществляют фотосинтез
  4. Проводят растворы питательных веществ и придают листу прочность
  1. рыльца пестика
  2. тычинки
  3. пестика
  4. завязи пестика
  1. При окучивании культурных растений увеличивается количество корней:
  1. Придаточных
  2. Боковых
  3. Главного и боковых
  4. Придаточных и боковых
  1. Покровная
  2. Механическая
  3. Проводящая
  4. Запасающая
  1. Стебель растения:
  1. Поглощает питательные вещества
  2. Запасает питательные вещества
  3. Удерживает растение в почве
  4. Выносит листья к свету
  1. В поглощении воды и минеральных солей корнем участвует:
  1. Зона деления
  2. Зона роста
  3. Зона всасывания
  4. Зона проведения

В 1. Как называется ткань растений, клетки которой постоянно делятся? _________________________
В 2. Орган растения, состоящий из зародышевого корешка, зародышевого стебелька, зародышевых листьев, зародышевой почечки называется ____________________________________________________

В 3. Оплодотворение – это ____________________________________________________________________

В 4. Пестик состоит из _______________________________________________________________________

В 5. Осевая часть побега, состоящая из узлов и междоузлий называется ___________________________

С 1. Перечислите функции листа? _____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С 1. На рисунке изображена луковица репчатого лука. Под какой цифрой обозначен стебель растения? ___________________

  1. семя
  2. корень
  3. стебель
  4. лист
  1. Околоцветник – это:
  1. Тычинки и пестик
  2. Тычинки и венчик
  1. чашелистики и пестик
  2. чашечка и венчик.
  1. Зона корня, защищающая корень от механических повреждений:
  1. Часть стебля, обеспечивающая рост стебля в толщину.
  1. сердцевина
  2. камбий
  3. древесина
  4. сердцевина
  1. иголки кактуса
  2. клубни картофеля
  3. листья гороха
  4. плод подсолнечника.
  1. Мочковатая корневая система у:
  1. пшеницы
  2. гороха
  1. капусты
  2. моркови
  1. Из вегетативной почки развивается:
  1. цветок
  2. плод
  3. семя
  4. стебель с листьями и почками
  1. Какие корни отрастают от донца луковицы лука:
  1. придаточные
  2. боковые
  3. главный
  4. зачаточные
  1. ягода
  2. клубень
  3. семянка
  4. яблоко
  1. Опыление –это процесс:
  1. слияния половых клеток
  2. переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика
  3. прорастание пыльцевой трубки
  4. прорастание семени
  1. К однодольным растения относятся растения, в семенах которых:
  1. Имеется только зародыш;
  2. имеется одна семядоля;
  3. имеются две семядоли
  4. нет семядолей
  1. Проводящие пучки листа состоят из клеток ткани:
  1. Механической
  2. Проводящей
  3. Механической и проводящей
  4. Запасающей
  1. Чечевички – это:
  1. Название растения
  2. Название вещества
  3. Группа клеток, через которые происходит газообмен
  4. Клетки, придающие прочность стеблю
  1. Один корень
  2. Много корней
  3. Много придаточных корней
  4. Главный и боковые корни
  1. Семена развиваются из семязачатков, которые находятся:
  1. в тычинке
  2. в завязи пестика
  3. в пыльнике
  4. на рыльце пестика
  1. Приспособленностью к опылению ветром является:
  1. яркая окраска венчика;
  2. легкая и сухая пыльца;
  3. позднее цветение;
  4. наличие нектара
  1. Корни у некоторых видов растений видоизменились:
  1. В процессе приспособления к условиям существования
  2. Из-за смены минерального состава почвы
  3. Из-за увеличения содержания влаги в почве
  4. В результате загрязнения почвы различными веществами
  1. Листья не выполняют функции:
  1. газообмена;
  2. опорную;
  3. размножения;
  4. все верно.
  1. Листорасположение, при котором в каждом узле находится по одному листу называется:
  1. супротивное;
  2. очередное;
  3. мутовчатое.

В 1. Как называется ткань растений, клетки которой обеспечивают передвижение веществ от корней к листьям и, наоборот, от листьев к корням?___________________________________________________
В 2. Назовите главный признак, отличающий побег от корня?___________________________________

В 3. Опыление – это _________________________________________________________________________

В 4.Тычинка состоит из _____________________________________________________________________

В 5. Орган растения, состоящий из зачаточного стебелька, зачаточных листьев, зачаточных почек, конуса нарастания, называется _______________________________________________________________

С 1. Какие условия необходимы для прорастания семени? _______________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С 1. На рисунке изображено строение цветка. Что обозначено под цифрой 3? ____________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии 6 класс "Условия жизни растений"
Тесты по биологии 6 класс по теме "Органы растений"

Для контроля знаний по теме "Органы растений" разработаны тесты на 2 варианта.


УГА - 2014. Урок биологии 6 класс. "Выделение у растений. Листопад"

Урок по теме" Выделение у растений. Листопад" К уроку создана презентация. В приложении представлены схемы и карты для групповой работы. К уроку требуется оборудование: клей, скотч, ножници, бумага и .


разработка урока по биологии 5 класс по теме Растения ФГОС

Урок разработан с основными требованиям ФГОС.


Открытый урок по биологии 6 класс по теме "Растения отдела Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные".

Открытый урок разработан по линии Пономарёвой. Проводился в 6 классе при сравнении классов Двудольные.

тест по биологии по теме "Жизненные формы растений"


Тест по биологии по теме: "Систематика покрытосеменных растений"

Данный тест предназначен для использования в процессе подготовки к ОГЭ по биологии и содержит вопросы из базы данных ФИПИ по указанной теме. Вопросы разного уровня сложности помогут учащимся и учителю.

Любое растение, не важно растет оно на лугу, в поле или в саду — представляет собой сложный живой организм. В нашем мире все живые организмы от простейших одноклеточных водорослей до могучих тысячелетних деревьев состоят из клеток.

У одноклеточных водорослей тело представлено одной клеткой, которая выполняет все необходимые для жизнедеятельности функции. У многоклеточных водорослей структурно однородные клетки объединяются в таллом. На первый взгляд таллом может быть похож на тело растений, однако клетки таллома однотипны и не имеют ни специализированных элементов. Поэтому такие растения относят к низшим.

В ходе эволюции с выходом растений на сушу клетки начали дифференцироваться по выполняемой функции, сформировались ткани и органы, а такие растения получили название высших.

Названия органов растения представлены на иллюстрации.


Органы растения делятся на:

вегетативные: к ним относят корень и побег. Побег в свою очередь состоит из стебля, листьев и почек;

генеративные или органы размножения — цветок, плод и семя (спорангий у споровых и шишка у голосеменных).

Орган — это часть растения выполняющая одну или несколько функций.

Благодаря вегетативным органам растение растет, питается, происходит газообмен со средой, т.е. процессы фотосинтеза и дыхания (вставка на статью), из тонкого прутика вырастает мощное дерево — т.е. вегетативные органы обеспечивают жизнедеятельность растений.

Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь №2

Генеративные органы нужны, чтобы растение смогло оставить потомство и обеспечивались селекция и эволюция.

К генеративным органам относятся цветок, семя и плод.

Весной и летом цветы всевозможных форм и размеров, одиночные и собранные в соцветия радуют глаз. Однако основная функция цветка — половое размножение растений.

Именно из этого модифицированного побега после опыления и оплодотворения завязи пестика формируется плод, который состоит из семян и околоплодника. В живой природе плоды весьма разнообразны: некоторые из них съедобны, и очень вкусны, как томат или яблоко. А другие наоборот ядовиты, как белладонна или волчьи ягоды.

Семя — это зачаток полноценного растения, необходимый ему для размножения, переживания неблагоприятных условий внешней среды и расселения на новые территории. В структуре семени выделяют кожуру, зародыш, запас питательных веществ. Зародыш содержит зачатки вегетативных органов — корня, стеблей, листьев, из которых в подходящих условиях вырастает новое растение.

Однако, внимательные ученики, кто наблюдал, как бабушка в деревне прикапывает усы клубники на грядке, или сами сажали картофель весной, могут возразить, что растение может размножаться и вегетативными органами тоже. И будут совершенно правы.

Некоторые растения можно размножать вегетативно — черенками, усами, клубнями. Но селекцию и эволюцию обеспечивают лишь генеративные органы.

В строении вегетативных органов выделяют общие признаки:

полярность — основание и вершина растения находятся на противоположных концах растения, т.е. на разных полюсах. Это явление довольно легко наблюдать у растений, которые размножаются черенками. Например, у ивы.

Если черенок поместить во влажную среду, то через некоторое время на нижнем полюсе у основания образуются корни, на верхнем листья. И любой отрезок черенка будет вести себя подобным образом;

геотропизм — т.е. рост в определенном направлении относительно центра земного шара, благодаря тому, что растения ощущают земное притяжение.

Это явление также легко продемонстрировать на опыте, с которым можно поучаствовать в конкурсе. Если растущее растение положить горизонтально, через некоторое время его корни вновь будут расти вниз, а стебель займет вертикальное положение.

Корень обладает положительным геотропизмом, поскольку его рост направлен к центру земли, надземные части растения обладают отрицательным геотропизмом.


Благодаря геотропизму ландшафтные дизайнеры могут создавать фантазийные композиции, придавая деревьям причудливые формы. Но самый загадочный дизайнер — природа. И в Польше можно наблюдать целый кривой лес.


Выполняемая функция органов растений различна.

Корень — у большинства растений это подземный орган. Основная функция закрепление в почве или другом субстрате и обеспечение растения полезными минеральными веществами и водой, а также запасание питательных веществ. У некоторых растений корень модифицировался в клубень, как например у георгина или топинамбура.

Все корни растения называют корневой системой. Корневая система делится на:

Что можно называть органами растений? Разберемся с понятием и охарактеризуем основные органы.

Понятие об органах растения

Орган — часть организма растения, которая выполняет одну или несколько функций.

В любом растении выделяют две группы органов, которые связаны одна с другой и образуют целостную систему органов: это вегетативные органы и генеративные органы.

К вегетативным органам растений относятся побег и корень. Побег растения включает стебель, листья и почки. К генеративным органам растений относят плод, цветок и семя. Семя может быть представлено спорангием (у споровых) и шишкой (у голосемянных). Рассмотрим вегетативные и генеративные органы подробнее.

Особенности вегетативного органа растений

Рассмотрим вегетативные органы растений и их функции.

Вегетативные органы — органы, поддерживающие основные жизненные процессы: они выполняют главные функции питания и обмена веществ с внешней средой.

Вегетативные органы растений — это органы, образование которых происходит путем расчленения однородного тела низших растений (водорослей). Это тело называют таломом. Произошло это как результат перехода от водного способа жизни к наземному.

Вегетативные органы растения имеют одну общую особенность — полярность. У каждого органа есть 2 полюса: верхний (верхушечный) и нижний (основной).

Что такое вегетативные органы? Вегетативные органы — это органы, которые могут определенным способом ориентироваться в пространстве. Происходит это за счет корня, который всегда растет к центру Земли (это называется позитивным геотропизмом). Стебель, в свою очередь, растет от центра (это называется отрицательным геотропизмом). Что касается осевых органов, то они располагаются вертикально к поверхности Земли (их называют отротропными органами). Листья располагаются под углом (их называют плагиотропными органами).

Определенная специализация связана с двумя сферами питания вегетативных растений — почвенной и атмосферной. Таким образом обеспечивается двусторонний поток воды, в которой растворены минеральные и органические вещества.

Корень, стебель и лист

Назовем вегетативные органы растений: это корень, стебель и лист.

Корень как орган растения характеризуется неограниченным ростом и отсутствием листьев. Задача корня — поглощение и транспортировка воды с растворенными в ней соединениями, дыхание, синтез веществ, а в некоторых случаях и запасание веществ.

Стебель растения представляет собой осевой полисимметрический орган, отличающийся неограниченным ростом.

Благодаря стеблю устанавливается связь между листьями и корнями, образуется надежная ассимиляционная поверхность листьев и более надежное их размещение относительно света, а также запасаются питательные вещества.

Лист — боковой орган, отличающийся ограниченным ростом. Нарастает лист в большинстве случаев вставочным ростом (так происходит у однодольных растений) или всей поверхностью (как у двудольных растений).

Лист включает листовую пластинку, черешок и прилистники.

Лист без черешка — сидячий лист. Такой тип листа у ржи.

У однолетних растений такой вегетативный орган цветковых растений как лист живет столько, сколько живет стебель. У кустов и деревьев это временный орган. Главные функции листа:

  • фотосинтезирующая;
  • транспираторная;
  • газообменная;
  • защитная. Эта функция осуществляется за счет колючек;
  • размножения;
  • очистительная. В виде листопада;
  • питательная. Так происходит у росянки.

Вегетативные органы цветкового растения не участвуют в половом размножении. Однако они могут способствовать вегетативному способу размножения. Он происходит при помощи луковиц, корневищ, усов, клубней и др. Формирование нового организма осуществляется на основе многоклеточной части материнского организма.

Благодаря расчленению тела растения на органы и образованию большого количества веток, корней и листьев, растение приобретает огромную фотосинтезирующую поверхность. Это позволяет поглощать достаточно воды и минеральных элементов.

Особенности генеративных органов растений

Что такое генеративные органы?

Генеративные органы — это органы, которые возникли после вегетативных.

Генеративными называют органы в которых развиваются цветок, семя и плод (они образованы генеративными органами) — это важное достижение процесса размножения в мире растений. Именно генеративные органы растений — это органы, благодаря которым происходит процесс полового размножения. То есть, репродуктивным органом растения является цветок. Репродуктивный орган цветкового растения крайне важен.

Генеративный орган растения цветкового — цветок: с помощью его формируются семена и плоды. Генеративное размножение растений — половое размножение цветковых растений — возможно только в том случае, когда растение цветет и его цветки раскрыты.

Форма, строение, цвет и размеры цветов различаются. При этом основная схема строения и процессы развития цветка одинаковы у всех растений. У цветка есть тычинки, пестики и околоцветник, который состоит из чашечки и лепестков.

Главная функция тычинок — формировать пыльцевые зерна с мужскими половыми клетками (спермиями). В пестиках располагаются семенные зачатки с женскими половыми клетками (яйцеклетками).

В результате оплодотворения из семенного зачатка формируется семя. Внутри семени под кожицей находится зародыш и эндосперм.

Семена окружает околоплодник, образованный из стенок завязи. Околоплодник и семена образуют плод. Побывав в периоде покоя, при благоприятных условиях семена прорастают — из них развивается молодое растение.

У генеративных органов споровых растений строение другое. К таким растениям относятся мхи, хвощи и папоротники.

Органы цветкового растения в таблице и схеме:

Мы кратко рассмотрели основные вегетативные и генеративные органы растений.


вегетативные органы растений

Основные вегетативные органы растений:

Побег

Этот вегетативный орган образуется из меристемы растения

Для побега характерен неограниченный рост в высоту, соответствнно, развивается и ветвление, но не у всех растений. Некоторые растения не ветвятся, но сохраняют при этом верхушечный рост ( пальмы, например).

  • с помощью верхушечной почки побег растет в длинну ( в высоту);
  • узлы — основания листьев;
  • междоузлия — участок стебля растения между двумя узлами;
  • угол между листом и вышележащим междоузлием называют листовой пазухой, или пазухой листа.

Почки растений

Почка — это вегетативный орган побега, который обеспечивает его верхушечное нарастание и ветвление.

вегетативные почки

В состоянии покоя почка является зачаточным побегом.

По месторасположению почки могут быть:

  • верхушечными — обеспечивают апикальный рост;
  • пазушными — находятся в пазухах листьев;
  • придаточные — развиваются из камбия

Снаружи она защищена чешуйками — плотными видоизменениями листьев. У многих растений чешуйки покрыты или пропитаны смолянистым веществом — для лучшей защиты и удержания влаги.

почки растений

Генеративную почку еще часто называют цветочной почкой, т.к. в ней находятся зачатки цветков.

Видоизмененные побеги

видоизмененные подземные побеги

нажмите на изображение, чтобы увеличить

Стебель

Главные функции стебля — опора для фотосинтезирующих листьев и обеспечение связи между ними и корнем.

Дополнительные функции — дополнительный фотосинтез ( у зеленых стеблей), запасание питательных веществ и вегетативное размножение и т.п.

Классификация стеблей очень разнообразна.

  • По положению относительно почвы — надземные и подземные стебли;
  • По степени одревеснения: травянистые и деревянистые;
  • По форме и направлению роста: ползучие, вьющиеся, прямые, стелющиеся и т.д.

Строение стебля

ткани стебля

Давайте еще раз повторим основные ткани и их функции в стебле (идем от самых внешних к самым глубоким):

  1. Кожица — есть, в основном, в травянистых стеблях — тоненький слой живых клеток; у древовидных она есть у молодых растений, потом заменяется коркой.
  2. Пробка — состоит из покровной ткани, т.е. клетки омертвевшие. Ее основная функция — защита растения. У большинства деревьев она со временем заменяется коркой. В ней находятся чечевички.

Чечевички — образования в виде мелких бугорков, штрихов или иной формы, служащие для газообмена

  • Луб — это проводящая ткань, состоит из ситовидных трубок и лубяных волокон. У нее 2 функции — прочность растения — волокна помогают поддерживать вертикальную форму и противостоять внешним условиям, и обеспечение низходящего тока синтезированных органических веществ — эту роль выполняют ситовидные трубки (живые клетки).
  • Камбий — образовательная ткань. Она образует и клетки луба, и древесину. По-сути, это рост стебля в толщину. Утолщение ствола, вызванное деятельностью камбия, может длиться всю жизнь растения и может привести к образованию ствола, имеющего колоссальный объем.

У растений, растущих в тропических лесах, интенсивность нарастания камбия очень мало изменяется в течение года, поэтому у их почти не выражена слоистость древесины


Вегетативные органы растений

Движение вещество по стеблю:

восходящий и нисходящий ток

К вегетативным органам растения так же относятся корень и листья. Их внешний вид, функции и строение мы рассмотрим в следующех лекциях.

Читайте также: