Важное условие оплодотворения у споровых растений

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

1. Почему на поверхности водоемов обитают растения с зеленой окраской, а на морских глубинах – красной?

Растения с зеленой окраской в процессе фотосинтеза поглощают свет красной части спектра. Вода плохо пропускает такой свет, на глубине остаются только зеленые и синие лучи, для их поглощения требуются красные пигменты.

2. По каким признакам семенные растения отличаются от мхов? Приведите не менее четырёх признаков.

1) наличие всех типов тканей;
2) наличие корней (развитие корневой системы);
3) размножение семенами, наличие органов, в которых они образуются (шишка, цветок, плод);
4) независимость оплодотворения от наличия воды;
5) преобладание спорофита (бесполое поколение) над гаметофитом (половое поколение) в цикле развития

3. По каким признакам высшие семенные растения отличаются от низших растений? Приведите не менее трех признаков.

Низшие растения – это водоросли, высшие семенные растения – это голосеменные и покрытосеменные (цветковые).
1) У низших растений нет тканей (механических, проводящих и т.п.)
2) У низших растений нет органов (листьев, корней и т.п.)
3) Низшие растения размножаются спорами, а семенные – семенами.
4) У водорослей сперматозоиды плавают в воде, а у семенных мужские половые клетки (спермии) не плавающие, достигают яйцеклетки в процессе опыления.

4. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1)Водоросли – это группа низших растений, обитающих в водной среде. (2) У них отсутствуют органы, но имеются ткани: покровная, фотосинтезирующая и образовательная. (3) В одноклеточных водорослях осуществляется как фотосинтез, так и хемосинтез. (4) В цикле развития водорослей происходит чередование полового и бесполого поколений. (5) При половом размножении гаметы сливаются, происходит оплодотворение, в результате которого и развивается гаметофит. (6) В водных экосистемах водоросли выполняют функцию продуцентов.

2) У водорослей нет органов и тканей.
3) Хемосинтез происходит только у бактерий.
5) При слиянии гамет у растений образуется спорофит.

5. В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трех признаков.

1. У папоротников имеются корни.
2. Хорошо развита проводящая и механическая ткани.
3. В жизненном цикле преобладает спорофит.

6. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) Зелёные водоросли состоят из разнообразных тканей. (2) В их клетках наряду с фотосинтезом происходит хемосинтез. (3) Они образуют органические вещества из неорганических. (4) Как и цветковые растения, водоросли поглощают воду и минеральные соли с помощью корней. (5) Морскую водоросль - ламинарию человек употребляет в пищу.

1) 1 - зелёные водоросли состоят из одинаковых клеток и не имеют тканей;
2) 2 - в клетках водорослей хемосинтеза не происходит;
3) 4 - водоросли не имеют корней

7. Какова роль опушения листьев, стеблей, плодов и семян растений?

1) Волоски на листьях и стеблях рассеивают свет, спасают фотосинтезирующие органы от слишком яркого света.
2) Волоски на листьях и стеблях создают рядом с эпидермисом неподвижный слой воздуха, уменьшая испарение воды.
3) Жесткие и жгучие волоски могут защищать от поедания (крапива).
4) Опушенные плоды и семена легко прикрепляются к шерсти животных или уносятся ветром (одуванчик, тополь и др.)

8. Назовите особенности строения и питания лишайников и укажите их роль в природе.

1) Лишайники являются симбиотическими организмами, таллом лишайника состоит из мицелия грибов, переплетенного с одноклеточными водорослями или цианобактериями.
2) Водоросли или цианобактерии фотосинтезируют и снабжают грибы продуктами фотосинтеза, грибы поглощают из окружающей среды воду и минеральные соли и делятся с водорослями.
3) Лишайники – это самые первые живые организмы на голом камне, постепенно разрушают камень, создавая предпосылку для возникновения почвы. Некоторые организмы питаются лишайниками. Являются индикаторами экологической обстановки.

9. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) У низших растений, водорослей, тело одноклеточное или многоклеточное. (2) Таллом всех водорослей покрыт тканью, выполняющей защитную функцию. (3) У водорослей отсутствуют настоящие листья, стебли, корни. (4) Хламидомонаду, спирогиру, ламинарию относят к зеленым водорослям. (5) Хламидомонада имеет чашевидный хроматофор, способна к фотосинтезу. (6) Бурые водоросли по типу питания – хемотрофы. (7) Спирогира – многоклеточная нитчатая водоросль, имеющая спиральные хроматофоры.

2 – у водорослей отсутствуют ткани;
4 – ламинарию относят к бурым водорослям;
6 – по способу питания бурые водоросли – фототрофы.

10. Какие прогрессивные признаки сформировались в генеративных органах и половом размножении покрытосеменных растений в процессе эволюции? Приведите не менее четырех признаков, обоснуйте их значение.

1) появление цветка увеличило эффективность опыления;
2) двойное оплодотворение, в результате чего семя имеет триплоидный эндосперм, что улучшило питание зародыша;
3) развитие семязачатков в завязи пестика обеспечило их защиту (защиту семян);
4) появление плода у покрытосеменных способствовало защите семян и их распространению;
5) наличие нектарников обеспечило привлечение насекомых для опыления

11. Появление семенного размножения растений, в отличие от спорового, сыграло важную роль в эволюции растительного мира. Приведите не менее четырех доказательств значения этого ароморфоза. Ответ поясните.

1) семена были лучше защищены покровами (семенной кожурой), что обеспечило их выживание;
2) семена содержали большой запас питательных веществ, что обеспечивало развитие зародыша и его прорастание, меньшую зависимость от внешних факторов;
3) независимость оплодотворения от воды при семенном размножении (в отличие от спорового);
4) семя – многоклеточный орган, что повышает шансы на его выживание, а спора – одна клетка

12. Чем спора отличается от семени? Приведите не менее трех различий.

1) спора одноклеточное образование (специализированная клетка) осуществляет бесполое размножение растений; семя – многоклеточный орган, обеспечивающий половое размножение растений;
2) в спорах нет запаса питательных веществ, в семенах находится запас питательных веществ, который используется при прорастании;
3) спора имеет защитную оболочку, семя имеет семенную кожуру, которая в большей степени защищает зародыш и другие части семени

13. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех отличий.

1) семя – многоклеточное образование, спора – одноклеточное;
2) семя имеет зародыш, у споры он отсутствует;
3) семя имеет запас питательных веществ, у споры их нет



14. Рассмотрите предложенную схему классификации высших растений. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

15. В пищевом рационе человека рекомендуется использование морской капусты - ламинарии. Какое значение имеет её употребление в нормализации функций организма?

1) морская капуста обладает свойствами накапливать химический элемент йод;
2) йод необходим для нормализации функции щитовидной железы

16. Укажите не менее четырех отличий в строении и жизненном цикле покрытосеменных от голосеменных растений.

1) наличие цветков и плодов;
2) разнообразные жизненные формы – травы, кустарники, деревья;
3) опыление осуществляется не только ветром, но и животными;
4) семяпочка защищена завязью

17. Назовите основные ароморфозы растительного мира.

1) Появление процесса фотосинтеза.
2) Дифференцировка тела на ткани и органы.
3) Возникновение опыления (исчезновение необходимости воды для оплодотворения).
4) Возникновение семян с запасом питательных веществ.

18. Укажите не менее четырех отличий в строении и жизненном цикле хвойных голосеменных от папоротниковидных.

1) наличие хвои (видоизменённых листьев)
2) размножение семенами
3) оплодотворение не зависит от воды
4) в основном древесные жизненные формы



19. Определите отделы, к которым относят растения, изображенные на рисунках. Укажите признаки, по которым Вы отнесли их к этим отделам. Чем представлены спорофиты у этих растений?

1) 1 – отдел Моховидные;
2) корни отсутствуют (есть ризоиды);
3) на верхушках побегов развиваются коробочки со спорами;
4) 2 – отдел Покрытосеменные (Цветковые);
5) наличие цветков, плодов;
6) у моховидных спорофит представлен спорогоном (коробочкой на ножке) на гаметофите;
7) у покрытосеменных спорофит представлен взрослым растением (со всеми вегетативными и генеративными органами)

1) 3 – спорофит – это бесполое поколение;
2) 4 – гаметофит (заросток) развивается из споры;
3) 6 – набор хромосом гаметофита гаплоидный (диплоидный набор хромосом у спорофита)

Вопрос 1. Как происходит размножение у одноклеточных водорослей?
Бесполое размножение осуществляется с помощью зооспор, которые формируются внутри материнской клетки. Чаще всего формируется 2-4-8 двужгутиковых зооспор, каждая из которых после выхода в воду дорастает до размеров взрослой особи. При половом размножении под оболочкой материнской клетки образуются двужгутиковые гаметы, которые попарно сливаются и образуют зиготу. Зигота покрывается толстой оболочкой и зимует. Весной ядро в ней мейотически делится, и в результате формируются четыре молодые гаплоидные одноклеточные водоросли.

Вопрос 2. Какими способами размножается улотрикс?
Размножается улотрикс вегетативным, бесполым и половым путем. Четырехжгутиковые зооспоры формируются внутри клеток улотрикса, выходят в воду, плавают, затем прикрепляются к подводным предметам и начинают делиться, формируя новые нити. В результате первого деления клетка образует две разнокачественные клетки: одну бесцветную (ризоид), другую зеленую. При делении этой клетки происходит нарастание нити тела водоросли. При половом размножении в клетках образуются двужгутиковые гаметы. Половой процесс изогамный. Выйдя из материнской клетки, гаметы сливаются в воде, образуя четырехжгутиковую зиготу, которая, проплавав определенное время, одевается оболочкой. После периода покоя в зиготе в результате мейотического деления формируются 4 гаплоидных зооспоры, которые после выхода в воду прорастают в новые нити. Таким образом, большую часть жизненного цикла улотрикс проводит в гаплоидном состоянии, диплоидна у него только зигота.

Вопрос 3. Как размножаются мхи?
Бесполое размножение у мхов происходит с помощью спор. Споры образуются в коробочках и при созревании высыпаются на почву. Из проросшей споры образуется тонкая зеленая нить, похожая на водоросль, — предросток. На нем появляются почки, из которых затем вырастают мужские или женские экземпляры мха.
При половом размножении на мужских растениях развиваются мужские гаметы — сперматозоиды, на женских растениях развиваются женские гаметы — яйцеклетки. Во время дождя сперматозоиды переплывают по воде к яйцеклетке. Происходит оплодотворение (оплодотворение у мхов невозможно без воды!). При слиянии гамет образуется зигота. Из зиготы на женском растении образуется коробочка со спорами. Споры рассеиваются и прорастают в предростки и т.д.
Таким образом, у мхов четко выражено чередование бесполого и полового поколений.

Вопрос 4. Что такое заросток?
Заросток — это маленькая зеленая пластинка диаметром несколько миллиметров, которая развивается из проросшей споры папоротника. Он живет самостоятельно, прикрепляясь к почве ризоидами. На нижней стороне заростка развиваются мужские и женские гаметы (сперматозоиды и яйцеклетки). Для передвижения сперматозоида к яйцеклетке необходима вода. После оплодотворения из зиготы развивается зародыш, который первое время существует за счет питательных веществ заростка. Зародыш имеет специальную ножку с присоской, с помощью которой он потребляет органические вещества из заростка, и небольшой лист. Через некоторое время заросток отмирает, и молодой спорофит переходит к самостоятельному существованию. Следовательно, заросток — это половое поколение папоротника.

Вопрос 5. Как происходит половое и бесполое размножение у папоротников?
Летом на нижней стороне вайи папоротника (бесполое поколение) образуются маленькие бурые бугорки. В бугорках находятся пучки мелких мешочков — спорангиев, в которых созревают споры. Созревшие споры разносятся ветром. Попадая в почву, они прорастают, образуя маленькую зеленую пластинку диаметром несколько миллиметров — заросток (половое поколение) папоротника. На нижней стороне заростка развиваются мужские и женские гаметы (сперматозоиды и яйцеклетки). Под заростком задерживаются капельки росы или дождевой воды, по которой сперматозоиды могут подплыть к яйцеклеткам. Происходит оплодотворение.
Из зиготы на заростке развивается зародыш. Из зародыша — растение папоротника. Многие папоротники хорошо размножаются вегетативно, с помощью корневища.

Давай пройдемся медленно по лугу
И "Здравствуй!"
Скажем каждому цветку.
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
С. Вургун

2. Актуализация знаний

1. Вода необходима для прорастания семян потому, что:

1) в воде находятся минеральные вещества

2) в воде растворены органические вещества

3) зародыш может использовать только растворенные в воде питательные вещества

4) при прорастании необходимо увеличить массу семян.

2. В опыте, выясняющем необходимость света для прорастания семян, были получены следующие результаты: семена проросли и на свету, и в темноте. Следовательно:

1) оба условия необходимы для прорастания семян

2) свет необходим для прорастания семян

3) свет не нужен для прорастания семян

4) опыт ничего не показал.

3. Содержание кислорода в герметично закрытом сосуде с прорастающими семенами по сравнению с содержанием кислорода в сосуде с сухими семенами:

4) зависит от вида растения.

4. Какие условия нужны для прорастания семян?

1) вода, свет, тепло

2) питательные вещества, целый зародыш, вода, тепло и воздух

5. Чем питается зародыш прорастающего семени в первое время?

1) водой и минеральными веществами почвы

3) питательными веществами, отложенными в эндосперме или семядолях

4) ничем не питается.

6. Требуется наиболее высокая температура (выше 10 градусов) для прорастания семян растений:

Ответы: 1-3; 2 - 3; 3 - 1; 4 - 2; 5 - 3; 6 – 4.

3. Изучение нового материала

Растительный мир нашей планеты богат и разнообразен. В процесс жизнедеятельности растение живет, питается, дышит, развивается и растет. Но рано или поздно растений заканчивает свой жизненный цикл. Однако, растительный мир земли не исчезает.

Как вы думаете, ребята, почему?

Предположительные ответы учащихся.

В процессе роста и развития растение накапливает различные питательные вещества, достигнув определенного возраста оно преступает к размножению, что обеспечивает непрерывность и преемственность жизни.

Размножение – одно из обязательный свойств любого живого организма. Размножение по своему биологическому значению существенно отличается от всех других жизненных функций организма. Размножение увеличивает число новых организмов внешне сходных с материнским. Благодаря ему, становится больше особей какого либо вида.

Размножение – это один из главных признаков и свойств живого организма, приводящее к увеличению числа новых организмов, подобных родительскому.

Выделяют следующие способы размножения

Способы размножения:

- Бесполое

- Половое

Деление клетки

Тело родительской клетки делится на две части, каждая из которых дает начало новому полноценному организму. Характерно для - одноклеточных водорослей.

Спорообразование

Спора - это особый вид клетки с очень плотной оболочкой. Споры могут длительное время находиться в состоянии покоя. В таком виде они способны пережидать холод, жару, высыхание, избыток влаги. Когда же наступают благоприятные условия, они прорастают, делятся, и из них образуются новые особи.

4. Физкультурная минутка

Приступаем. Для начала
Только корпусом вращаем.
Повторяем упражненье,
Все знакомые движенья. (Вращение туловищем вправо и влево.)
Разминаем наши плечи,
Руки двигаем навстречу:
Вверх летит одна рука,
А другая вниз пока. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)
А теперь прыжки у нас.
Дружно скачет целый класс.
За прыжком — ещё прыжок,
Прыг да скок, прыг да скок. (Прыжки.)

Вегетативное размножение

Новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур, специально предназначенных для вегетативного размножения, при этом потомство по всем основным признакам сходно с родительской особью.

И так при помощи листа размножается фиалка, сенполия

При помощи черенка - традесканция, ива.

При помощи усов - земляника, хлорофитум.

Отводками можно размножить крыжовник, смородину.

Луковицами размножаются лук, тюлпан.

Клубень орган размножения у георгина и картофеля.

Корневищем размножается ландыш, ирис.

Почкование

Почкованием называют одну из форм бесполого размножения, при которой новая особь образуется в виде выроста (почки) на теле родительской особи, а затем отделяется от нее, превращаясь в самостоятельный организм, совершенно идентичный родительскому. Необычная форма почкования у суккулентного растения бриофиллум - ксерофита (декоративного комнатного растения): по краям его листьев развиваются миниатюрные растеньица, снабженные маленькими корешками. Эти "почки" отпадают и начинают существовать как самостоятельные растения.

Половое размножение – это развитие новой особи, как правило из зиготы, образующейся от слияния женских и мужских половых клеток (гамет), то есть в результате оплодотворения. Слияние гамет ведет к обогащению наследственного материала потомков и лучшей приспособленности к условиям среды.

Рассмотрим, как происходит размножение у водорослей

Бесполое размножение Половое размножение

Образование зооспор Образование гамет

Хламидомонада может использовать разные способы размножения, в зависимости от условий среды. В теплую погоду в хорошо прогретом водоеме она размножается бесполым путем. Клетка теряет жгутики.

Ее содержимое делится на четыре части. При этом под клеточной оболочкой образуются четыре споры со жгутиками. Они называются "зооспоры".

Затем оболочка клетки разрывается, и зооспоры отправляются в самостоятельное плавание, превращаясь в молодые клетки-водоросли.
И при благоприятных условиях размножение продолжается снова и снова.

Бесполое размножение

Но вот наступает похолодание или, наоборот, водоем начинает пересыхать от сильной жары. Тут хламидомонада начинает размножаться совсем другим способом - половым.

  1. Потеряв жгутики, клетка делится под оболочкой на множество мелких гамет. Это половые клетки. В одной хламидомонаде образуются и женские, и мужские гаметы.
  2. Когда гаметы обзаводятся маленькими жгутиками, они разрывают оболочку материнской клетки и выходят наружу.
  3. Гаметы сливаются попарно с гаметами других хламидомонад.
  4. При этом образуется зигота.
  5. Она покрывается очень плотной оболочкой.
  6. В таком состоянии она способна переждать неблагоприятные условия.
  7. Затем зигота прорастает, давая начало новым одноклеточным водорослям, которые начинают делиться бесполым путём.

Ламинария размножается зооспорами. Ты уже знаешь, что это такое.

  1. Зооспоры ламинарии созревают на поверхности слоевища в специальных мешочках – зооспорангиях. На одной ламинарии может образоваться до 10 миллионов зооспор.
  2. Созревшие зооспоры оседают на дно и превращаются в заростки – тончайшие разветвленные нити. Образуются заростки мужские и женские.
  3. На мужских заростках появляются подвижные мужские гаметы, а на женских – крупные неподвижные яйцеклетки.
  4. Мужские гаметы подплывают к женским заросткам и сливаются с яйцеклетками.

Образуется зигота, которая начинает делиться, и из нее образуется маленькая ламинария.

Размножение мхов происходит при помощи спор. Среди мхов есть как однодомные, так и двудомные растения.

Разберемся в особенностях размножения мхов на примере уже знакомого нам кукушкина льна. Это двудомный вид, у него есть как мужские, так и женские растения.
На верхушках побегов кукушкина льна образуются половые клетки.

На мужских растениях – сперматозоиды. На верхушках мужских растений листочки окрашены в красноватый цвет. Между ними образуются мешочки, в которых созревают мужские половые клетки - сперматозоиды. Сперматозоиды подвижны и могут самостоятельно продвигаться в капле воды.

На женских – яйцеклетки.

Оплодотворение у мхов происходит только в воде – в капле росы или дождевой воды.

В результате оплодотворения яйцеклетки образуется зигота. Она зимует под снегом вместе со всем растением. В следующем году из нее на женском растении развивается коробочка со спорами.

Споры развиваются внутри коробочки. Когда они созревают, крышечка коробочки открывается и маленькие, легкие споры высыпаются. Длинная тонкая ножка раскачивает коробочку, и она рассыпает споры далеко вокруг себя.

Прорастание спор мхов и развитие новых молодых растений происходит только на хорошо увлажненной почве. Попав на влажную почву, спора прорастает. Постепенно образуется тончайшая разветвленная зеленая нить, которая по своему строению очень напоминает нитчатую водоросль. На ней образуются ризоиды и почки, из которых вырастают молодые побеги.

А как же размножается папоротник? Мы уже говорили о том, что папоротники никогда не цветут. У них образуются споры. Причем, образуются они прямо на листьях.

Во второй половине лета на нижней поверхности вайи развиваются мешочки со спорами – спорангии. Они настолько малы, что нам придется брать лупу, чтобы рассмотреть их.

Когда споры созревают, тонкая стенка спорангия лопается, а кольцо, как пружина, выталкивает споры наружу, и они разлетаются. Созревшие споры попадают во влажную землю и через какое-то время начинают прорастать.

Из прорастающей споры образуется заросток.

В результате оплодотворения возникает зигота.

А из нее развивается молодое растеньице папоротника.

А затем все повторяется снова и снова. И так продолжается уже миллионы лет.

5. Закрепление знаний

Давайте ответим на вопросы:

1. Что такое размножение?
Размножение – это увеличение числа особей.

2. Какие виды размножения вам известны?

Бесполое размножение вегетативное, при помощи спор. Половое


3. Размножение каких отделов растений мы рассмотрели?
Водорослей, мхов, папоротников.

6. Рефлексия

Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Большой палец – для меня важно и интересно; Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось ); Средний – для меня было недостаточно; Безымянный палец – мое настроение;

+

5 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 5

+

наличие воды или влажной почвы.

Ответ

+

Бесполое размножение, или агамогенез — один из размножения, при котором следующее поколение развивается из соматических клеток без участия репродуктивных клеток — гамет. Следует отличать бесполое размножение от однополого размножения (партеногенеза), который является особой формой полового размножения.

Гаметы, или половые клетки, — репродуктивные клетки, имеющие гаплоидный (одинарный) набор хромосом и участвующие, в частности, в половом размножении.

Зиго́та — диплоидная клетка, образующаяся в результате оплодотворения. Зигота является тотипотентной клеткой, то есть породить любую другую. Термин ввёл немецкий ботаник Э. Страсбургер. Как правило, зигота является самой ранней одноклеточной стадией развития многоклеточных организмов.

Ответ

+

5. Бесполое размножение, или агамогенез — один из размножения, при котором следующее поколение развивается из соматических клеток без участия репродуктивных клеток — гамет-репродуктивные клетки, имеющие гаплоидный (одинарный) набор хромосом и участвующие в гаметном, в частности, половом размножении.Зигота -клетка, образующаяся в результате оплодотворения (слияния яйцеклетки и сперматозоида)

Ответ

+

В цикле развития голосеменных полностью преобладает (А) спорофит.

Водоросли относятся к (Б) низшим растениям.

Из споры кукушкина льна во влажной почве образуется (В) протонема.

Хлоропласт водорослей называется (Г) хроматофор.

Необходимое условие оплодотворения споровых растений – наличие (Д) воды.

Семя у голосеменных состоит из (Е) зародыша, (Ж) эндосперма и (З) семенной кожуры.

Хламидомонада относится к отделу (И) зеленых водорослей.

Ответ

+

А. Тест с выбором одного правильного ответа

1. Водоросли размножаются:

А. вегетативно (еще могут бесполым и половым путем)

2. Что развивается из споры папоротника:

3. Листья папоротника называют:

4. Споры у хвощей созревают в:

Б. колосках на верхушках побегов

Б. Дайте определение понятий

5. Спорофит - бесполое поколение, на котором развиваются споры

6. Гаметофит - половое поколение, на котором развиваются гаметы

7. Зигота - клетка, образующаяся в результате слияния 2-х гамет=половых клеток. Как правило с диплоидным набором хромосом.

8. Выберите правильные утверждения

А. Хламидомонада – многоклеточная зеленая водоросль. - нет (одноклеточная)

Б. Мхи – родоначальники всех высших растений. ? (знаю, что родоначальниками являются Риниофиты, но есть системы, где считают, что антоцеротовые мхи дали развитие риниофитам).

В. Сфагнум не имеет ни корней, ни ризоидов. + Да.

Г. В жизненном цикле папоротников преобладает бесполое поколение. + Да.

Д. Женские половые органы папоротникообразных называют антеридиями. - нет (архегониями)

Е. Хвоя – видоизмененные листья. + Да.

Ж. Одними из первых наземных растений были росшие по берегам водоемов риниофиты. + Да.

З. Заросток папоротника – спорофит. - нет (гаметофит)

И. У голосеменных семенa лежaт открыто и иногдa покрыты чешуями. (В общем да. Только я бы сказала, что не покрыты чешуями, а развиваются на чешуях).

К. В семени обрaзуется зaпaс питaтельных веществ, что обеспечивaет жизнь зaродышa. + Да.

Л. Листья хвойных покрыты кутикулой (восковидным веществом). + Да.

М. Водоросли крепятся к субстрату при корней. - нет (ризоидов)

Н. Спермий имеет двойной (диплоидный) нaбор хромосом. - нет (гаплоидный)

О. Яйцеклеткa имеет одинaрный (гaплоидный) нaбор хромосом. + Да.

П. Зиготa имеет одинарный (гaплоидный) нaбор хромосом. - нет (диплоидный)

9. Заполните пропуски (используйте слова, выделенные курсивом)

Водоросли относятся к (А) низшим растениям.

Хлоропласт водорослей называется (Б) хроматофор.

Спирогира относится к отделу (В) зеленых водорослей.

Из споры кукушкина льна во влажной почве образуется (Г) протонема.

Необходимое условие оплодотворения споровых растений – наличие (Д) воды.

В цикле развития голосеменных полностью преобладает (Е) спорофит.

Семя у голосеменных состоит из (Ж) семенной кожуры, (З) эндосперма и (И) зародыша.

Слоевище — это тело низших споровых растений, не расчленённое на отдельные органы, характерные для большинства растений: корень, стебель, листья и т.д. Например слоевище бывает у лишайников и водорослей.

5. Что такое вайя папоротника?

Вайя папоротника — это листоподобный побег некоторых видов папоротников.

Вопросы в конце параграфа

1. Как происходит размножение у одноклеточных водорослей?

При благоприятных условиях одноклеточные водоросли размножаются бесполым способом. Перед началом размножения клетка водоросли теряет свои жгутики и начинает делиться — внутри клетки путём деления образуются 2, 4 или 8 новых подвижных клеток, называемых зооспорами. После этого оболочка клетки водоросли раскрывается и зооспоры выходят наружу. Вне материнского организма зооспоры начинают расти и вырастают до размеров взрослой водоросли.

§ 22. Размножение споровых растений - Пасечник. 6 класс. Учебник

§ 22. Размножение споровых растений - Пасечник. 6 класс. Учебник

При наступлений неблагоприятных условий некоторые одноклеточные водоросли начинают размножаться половым путём. В этом случае внутри взрослой одноклеточной водоросли образуются гаметы — специальные половые клетки. Затем клетка водоросли открывается и гаметы выходят наружу. В воде гаметы различных организмов попарно соединяются и образуют зародыш нового организма — зиготу. Покрытая толстой оболочкой зигота находится в состоянии покоя до наступления благоприятных условий для развития водоросли. После наступления таких условий внутри зиготы путём деления образуются четыре клетки, которые выйдя в окружающую среды вырастают до взрослых особей.

2. Какими способами размножается улотрикс?

§ 22. Размножение споровых растений - Пасечник. 6 класс. Учебник

В благоприятных условиях водоросль улотрикс размножается бесполым путём. Каждая клетка этой водоросли (кроме самой нижней, которой растение прикрепляется к чему-либо) начинает делиться на 2 или 4 зооспоры со жгутиками. Затем клетка открывается и зооспоры выплывают в воду. Найдя подходящую поверхность зооспоры прикрепляются к ней своими усиками и начинают делится, образуя новую нить водоросли улотрикс.

§ 22. Размножение споровых растений - Пасечник. 6 класс. Учебник

Если условия произрастания для водоросли становятся неблагоприятными, то процесс размножения происходит половым путём. В клетках водоросли образуются половые клетки — гаметы. Все они подвижны и снабжены усиками. Затем клетка водоросли открывается и гаметы попадают в воду. В воде гаметы объединяются в пары, обычно соединяются гаметы двух различных нитей улотрикса. В процессе объединения образуется зигота с толстой оболочкой. В таком виде зигота находится в состоянии покоя до наступления благоприятных условий, а потом делится на 4 клетки — споры, каждая из которых, прикрепившись к чему-либо, может дать начало новой нити улотрикса.

Кроме того, многоклеточные водоросли способны размножаться вегетативно — кусочками слоевища.

3. Как размножаются мхи?

У мхов чередуется процессы полового и бесполого размножения.

Бесполое размножение протекает при помощи спор. Когда спора попадает в благоприятные для неё условия, то из неё прорастает тонкая зелёная нить, которая называется предросток. Затем этот предросток развивается, начинает ветвиться и на нём появляются почки. Из этих почек развивается взрослое растения — мужской или женский экземпляр мха.

Затем начинается период полового размножения мхов. Во взрослых растениях образуются половые клетки — гаметы. В мужских особях развиваются мужские гаметы, которые называются сперматозоиды, а в женских особях развиваются женские гаметы, которые называются яйцеклетки. Когда на мох попадает вода, например во время дождя, сперматозоиды плывут к яйцеклеткам и сливаются с ними. В процессе этого слияния на женском растении мха образуется зигота, которая потом развивается в коробочку со спорами. Когда споры вызревают, они высыпаются из коробочки и снова начинается процесс бесполого размножения мхов.

§ 22. Размножение споровых растений - Пасечник. 6 класс. Учебник

Также мхи прекрасно размножаются вегетативным способом. Из множества экземпляров мужских и женских особей мха формируются подушковидные дернины, которые сплошным ковром покрывают влажную почву. Если аккуратно вырезать кусочек дернины и пересадить его на другой участок почвы, то мох начнёт развиваться и покрывать все большую территорию.

§ 22. Размножение споровых растений - Пасечник. 6 класс. Учебник

4. Что такое заросток?

Заросток — это маленькая зелёная пластина развивающаяся из споры папоротника. Это самостоятельный организм, который при помощи ризоидов прикрепляется к почве. На нижней стороне пластины заростка развиваются мужские и женские гаметы папоротника.

5. Как происходит половое и бесполое размножение у папоротников?

Половое и бесполое размножение у папоротников — это чередующиеся процессы.

Бесполое размножение папоротника происходит при помощи спор. Они образуются на нижней стороне листа растения внутри бурых бугорков — спорангиев. Созревшие споры выпадают из спорангиев и ветром разносятся по окружающей территории.

Если спора попадает в благоприятные условия, то начинается следующий этап — половое размножение. Из споры прорастает зелёная пластинка диаметром несколько миллиметров — заросток, который прикрепляется к почве ризоидами. Затем на нижней стороне заростка начинают формироваться мужские и женские половые клетки — сперматозоиды и яйцеклетки. При помощи капелек воды (например, во время дождя или выпадения росы) сперматозоиды подплывают к яйцеклетке и при их соединении образуется зигота. Зигота развивается в зародыш папоротника, а потом из него формируется полноценное растение с корнями, стеблем и листьями.

§ 22. Размножение споровых растений - Пасечник. 6 класс. Учебник

Подумайте

Какую биологическую роль у папоротников играет половое поколение; бесполое поколение?

При половом поколении растения из заростка папоротника развивается новое полноценное растение. То есть его биологическая роль — развитие взрослых растений.

При бесполом размножении споры папоротника ветром и водой разносятся на обширную территорию и ожидают благоприятных для развития условий. То есть биологическая роль бесполого размножения папоротника — распространение вида и сохранение генетического материала для развития новых растений.

Задания для любознательных

Посейте споры папоротника и проведите наблюдения за их прорастанием, используя следующую инструкцию.

1. Срежьте вайю со спорангиями коричневого цвета, заверните её в бумагу и высушите.

§ 22. Размножение споровых растений - Пасечник. 6 класс. Учебник

2. Возьмите лист белой бумаги. Потрясите над ней вайю, чтобы споры высыпались на бумагу.

§ 22. Размножение споровых растений - Пасечник. 6 класс. Учебник

3. Заполните чистые плошки подготовленным субстратом (прокалённая дерновая земля, куски торфа или пемзы).

4. Посейте споры на субстрат.

§ 22. Размножение споровых растений - Пасечник. 6 класс. Учебник

5. Накройте плошки стеклом и поставьте в тёплое место при температуре не ниже 25 °С. Следите, чтобы субстрат был всё время влажным.

6. Ведите наблюдения и записывайте в дневник даты посева, прорастания спор, образования из споры зелёной нити — предростка, образование сердцевидного заростка, появление первых листьев папоротника. Сделайте фотографии.

§ 22. Размножение споровых растений - Пасечник. 6 класс. Учебник

7. При появлении 3—4 листьев пересадите растение в смесь листовой и торфяной земли с песком.

§ 22. Размножение споровых растений - Пасечник. 6 класс. Учебник

8. Подготовьте отчёт о своих наблюдениях.

При попадании в благоприятные условия споры папоротника сразу начинают прорастать. Процесс этот идет постепенно. Например, спорам папоротника щитовника, участвующим в эксперименте, для прорастания потребовалось 4 недели.

Проросшие заростки выглядят как миниатюрные зелёные сердечки, приподнятые над почвой тонкими белыми волосками-ризоидами. Заростки настолько мелкие, что лучше всего их рассматривать в лупу.

Через 3,5 месяца после начала эксперимента на заростках папоротника начали появляться корни и листья. К концу четвертого месяца эксперимента началась пересадка растений с 3-4 листиками в смесь листовой и торфяной земли с песком.

Примерно через год после начала эксперимента растение развилось до взрослого папоротника щитовника, готового в выбрасыванию спор.

§ 22. Размножение споровых растений - Пасечник. 6 класс. Учебник

Словарик

Зооспора — это подвижные клетки образованные в материнской клетке водорослей.

Предросток — это проросшая спора мха, по виду напоминающая тонкую зелёную нить. Развиваясь предросток начинает ветвиться.

Спорангии — это бурые бугорки на нижней части листов папоротника, в которых созревают споры растения.

Заросток — это маленькая зелёная пластина, развивающаяся из споры папоротника в благоприятных условиях. На нижней стороне заростка развиваются мужские и женские гаметы растения, из которых после оплодотворения развивается зародыш будущего папоротника.

Читайте также: