Вальдорфский детский сад характеристика специфических особенностей технологии

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 18.09.2024

Система была разработана в начале 20 столетия, но Вальдорфская школа педагогики популярна и по сей день. Она объединяет социальное, духовное, гуманитарное воспитание и гармонично развивает личность ребенка.

Интересно, но Рудольф Штайнер (основатель системы) был противником раннего обучения. Он считал, что все должно идти своим чередом, и малыш как можно дольше должен сам постигать новый для себя мир и наслаждаться детством.

Преимущества и недостатки Вальдорфской школы педагогики

Плюсы системы:

  • Уважительное отношение к ребенку, наличие возможностей выбора.
  • Отсутствие системы оценивания и строгих критериев образования.
  • Воспитание личным примером в естественной и доверительной обстановке.
  • Активное развитие творческих способностей.
  • Возможность формировать группы из детей разного возраста.
  • Воспитание ответственности и волевых качеств в ходе трудовой деятельности.

Минусы системы:

  • Традиционная система не предусматривает изучение счета и письма.
  • Ограничен просмотр фильмов и мультиков.
  • Детям сложнее адаптироваться к сверстникам, посещающим обычный детский сад.
  • Трудно найти школу Вальдорфоского типа, в которую можно перейти из сада.

Вальдорфская педагогика: гармонизация окружающей среды

Правила системы несложны:

  • Нужно создать максимально благоприятные условия для развития ребенка.
  • Как можно раньше приобщать чадо к здоровому образу жизни, трудовой деятельности, искусству.
  • Воспитание и развитие осуществляется только в игровой форме, большую роль играет и личный пример взрослых.
  • Много времени дошкольники проводят на свежем воздухе, познают окружающий мир и получают ценный опыт. Им рано прививают любовь к природе и труду.
  • Ограничено влияние СМИ (телевизор, интернет, радио считается преждевременным взрослением).
  • Воспитанников нужно хвалить и поощрять, но не оценивать. Строгие критерии мешают природному развитию ребенка.
  • Нельзя принуждать детей выполнять задания, строго критиковать их и ругать.
  • Поддерживается инициатива ребенка: запрет или отказ должен быть мотивированным (навредит крохе, причинит дискомфорт другим, сломает вещи и так далее).
  • Дети играют не только покупными игрушками, но и сделанными своими руками из подручных материалов.

Вальдорфская система в первую очередь ориентирована на эстетические и трудовые дисциплины. Особое внимание уделяется и семейному воспитанию: взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения должна быть сильной. Атмосфера в Вальдорфских садиках очень похожа на семейную, и дети ходят туда с радостью. Нельзя списывать недопонимание или нежелание ребенка посещать сад на адаптационный период, должен возникнуть эмоциональный контакт с воспитателями и одногруппниками.

Дети много играют, причем содержание занятий определяют сами детям. В таких садах не станут корить за разбросанные игрушки или гиперактивность, а повышать на малыша голос и вовсе не нужно, ведь существует свод правил, обязательный для соблюдения всеми. Игрушки многофункциональные, часто из натуральных материалов, приветствуются ролевые и сюжетные игры. Музыке, ритмике, рисованию также уделяется большое внимание, но рисуют не фломастерами, а деревянными карандашами, а лепят не из пластилина, а из специального воска — гармония с природой и с самим собой.

Занятия происходят в игровой форме, но они тоже разнообразны: сегодня слушаем сказку, завтра организовываем спектакль, послезавтра сочиняем музыку — ничего общего с традиционной детсадовской системой. Информация преподносится блоками, их три: духовный, творческий и трудовой. Программа обучения по Вальдорфской системе рассчитана на 11 лет, но при желании можно будет отдать малыша и в обычное учебное заведение, хотя над адаптацией придется немного поработать.

Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно - рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.

Среди наиболее популярных педагогических систем, которыми интересуются родители малышей, особняком стоит вальдорфская. Что же собой представляет и как работает вальдорфский детский сад?

История создания

В 1919 году в Штутгарте открылась первая вальдорфская школа. Она финансировалась фирмой "Вальдорф-Астория", которая и дала название новой педагогической системе. Через несколько лет при школе открылся детский сад. Автор концепции и руководитель школы Рудольф Штайнер (1861-1925) был основателем не только особой педагогической системы, лечебной педагогики и медицины, но и целого духовного направления.

С самого начала Штайнер придавал большое значение развитию детей в раннем возрасте, задолго до того, как это стало модным в 60-х-70-х годах ХХ века. Именно в эти годы интерес к вальдорфским детским садам и школам резко возрос. В настоящее время вальдорфские детские сады и школы распространены на всех континентах, но больше всего их в странах Европы: Германии, Швейцарии, Голландии, Швеции, Финляндии и др. Есть они и в США, Канаде, Израиле, Индии и Японии. Всего насчитывается более двух тысяч садов и 800 школ, которые работают при поддержке ЮНЕСКО и правительств этих стран.

В России вальдорфские школы и сады появились только в конце 80-х – начале 90-х годов. По инициативе одной многодетной мамы в 1987 г. был создан домашний детский сад. А в 1991 г. в Москве открылся семинар по подготовке воспитателей вальдорфских детских садов. В это же время в Москве, Петербурге, Ярославле, Самаре и других городах начали открываться первые школы.

В настоящее время в нашей стране действуют около 30 вальдорфских школ и 60 детских садов Воспитатели садов объединились в "Содружество". Только те, кто прошел обучение и успешно провел группу в течение нескольких лет, могут стать действительными членами этого объединения.

Основные идеи и принципы работы

Принципиальным для дошкольной вальдорфской педагогики является положение о том, что детство – это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Поэтому вальдорфская педагогика отклоняет те формы работы с малышами и воздействия на них, которые стремятся "ускорить" развитие. Это касается, прежде всего, различных программ интеллектуального тренинга, раннего обучения письму и чтению, призванных ускорить развитие детей. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности – прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое.

Основные принципы работы вальдорфского детского сада:

  • создание атмосферы, благоприятной развитию;
  • воспитание через подражание и пример;
  • культивирование многообразных форм игровой деятельности;
  • создание пространства, способствующего развитию свободной игры;
  • организация здорового ритма жизни группы;
  • занятия различными видами трудовой деятельности ("педагогика руки") и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия)

Все вышеперечисленные положения не являются отдельными частями "программы" работы детского сада или методическими "приемами", а представляют собой единое органичное целое. Жизнь группы скорее напоминает жизнь большой, дружной семьи, чем работу "учебного заведения"

В рамках короткой статьи мы сможем остановиться только на некоторых принципах работы вальдорфского детского сада.

Создание благоприятной атмосферы

Еще в 1907 году Р. Штайнер высказал мысль, что основным фактором развития маленького ребенка является любовь к нему окружающих взрослых: "Любовь матери, как наседка, высиживает правильное формирование органов ребенка" . Эта любовь должна быть искренней, не вынужденной. Ребенок чувствителен "к выражению лиц окружающих взрослых" . Он, не может дистанцироваться от окружения, воздействия которого проникают очень глубоко, вплоть до влияния на обмен веществ и формирования психосоматической основы личности. Таким образом, "атмосфера любви" является условием здорового развития – физического, эмоционального, интеллектуального и личностного. Неблагоприятные воздействия этого жизненного периода сказываются, по Штайнеру, много позже, в виде предрасположенности к тем или иным заболеваниям у взрослого человека.

Поэтому первая задача вальдорфского детского сада – создание благоприятной атмосферы , в которой ребенок будет чувствовать себя хорошо. Главный фактор здесь – личность воспитателя, который должен установить доверительные отношения со своими питомцами.

Самовоспитание воспитателя – моральная основа дошкольной вальдорфской педагогики. От личности педагога, от того, как он относится к занятиям, как двигается, как говорит, зависит очень многое. Воспитатель должен следить за собой, не давать жизненным проблемам или каким-то привычкам негативно влиять на атмосферу в группе, на отношение к детям.

Для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы также важны организация пространства и художественное оформление помещения.

Как учится маленький ребенок?

Хотя вальдорфская педагогика и выступает против раннего целенаправленного обучения (например чтению и счету), это не значит, что ребенок в вальдорфском детском саду "ничему не учится". Напротив, вальдорфские педагоги утверждают, что именно в период раннего детства малыши учатся наиболее интенсивно. До 3-4 лет маленький человек усваивает огромное количество разнообразного опыта, знаний и умений. Но делает он это не как взрослые или школьники на уроках, а так, как это свойственно именно ребенку-дошкольнику – учится всей своей жизнью. Взаимодействуя с родителями, общаясь со сверстниками, наблюдая, переживая, играя, одеваясь, осваивая предметы домашнего обихода, слушая сказку, раскачиваясь на качелях и т.д. – ребенок все время учится. Процессы жизни и процессы учения для малыша тесно связаны друг с другом. Р. Штайнер пишет об этом так: "Существуют два ключевых слова, раскрывающие нам суть отношения маленького ребенка к своему окружению: это подражание и пример" . Через подражание ребенок учится прямостоянию и речи. В прежние века ребенок через подражание, т.е. через непосредственное участие в жизни взрослых, учился вообще всему, что ему было необходимо в жизни. Происходит это так: дитя душевно отдается всему, что он воспринимает в своем окружении, чтобы затем воспроизвести это в действии. Восприятие, душевная отдача и деятельность воли образуют единство, которое исчезает лишь в дальнейшем, когда в основу поступка ляжет решение.

От мысли к действию

Из понимания роли подражания в развитии маленького ребенка вытекает важный педагогический принцип: "Все, чего мы хотим достичь в воспитании – мы должны постоянно переводить из области мыслей и идей в область поступков и действий. Из этого получается вся методика ведения детского сада" – писала основатель первого вальдорфского детского сада Э. Грюнелиус. Это значит, что ребенку в детском саду должны предлагаться, по возможности, самые разнообразные виды деятельности, подражание которым будет способствовать творчеству, развитию ловкости, умений, сноровки. Это рукоделие — прядение, шитье, ткачество на сделанных самими же детьми маленьких ткацких рамках, покраска шерсти и тканей.

Дети участвуют в уходе за садом, в обмолоте зерна, помоле и выпечке хлеба, работают молотком, убирают группу и т.д. Вся эта деятельность никогда не является самоцелью, но вплетена в повседневную жизнь группы: например, кукол мастерят для кукольного спектакля; ткацкие рамки – для того, чтобы на них соткать коврик для кукольного домика. Для различных торжеств создают антураж, например, фонарики для осеннего праздника фонариков или печенье на Рождество и т.д.

Вальдорфские педагоги стараются избегать искусственно сконструированных дидактических материалов, считая, что сама жизнь предлагает богатейшие возможности развития. Например, когда ребенок своими руками пытается спрясть нить для коврика из теплой, живой шерсти, то в этой работе задействованы и тонкая моторика и осязательная активность его пальцев. Но кроме этого ребенок понимает общий смысл своей работы, то, ради чего эта деятельность происходит (коврик для кукольного домика). Таким образом ребенок не просто делает упражнения для пальцев, а занимается осмысленным и полезным делом. Такая методика работы благоприятно сказывается на развитии мышления ребенка и его взаимодействии с миром. На этом примере видно, как в одном конкретном действии – прядении нити из шерсти – сочетаются несколько линий развития – сенсорное, моторное, эмоциональное и интеллектуальное. Такое соединение – важнейший аспект методологии вальдорфской дошкольной педагогики.

При этом следует подчеркнуть, что от детей не требуют подражания или участия в деятельности. Сторонний наблюдатель может вообще не заметить какой-либо организации жизни в группе. Кажется, что воспитательница не делает ничего особенного, а все происходит как бы само собой. Но это – лишь внешнее впечатление, свидетельствующее о высоком мастерстве педагога. За кажущейся простотой и естественностью стоит огромная внешняя и внутренняя работа, и конечно опыт. Воспитательница просто начинает заниматься каким-то делом , полагаясь на естественное любопытство и подражательный инстинкт детей. И она редко остается одна дольше минуты.

Цель методического процесса состоит в продуманном, по содержанию и спланированном по времени, создании возможностей , которые, однако, оставляют простор для индивидуального участие ребенка в зависимости от его возраста, возможностей и личного своеобразия. Таким образом, достигается естественная индивидуализация педагогического процесса, – каждый ребенок участвует в предлагаемой деятельности по-своему, в соответствии с личными особенностями и возможностями.

Ритм – источник гармонии

Организация здорового ритма жизни группы, повторяющегося ежедневно, – непременное условие гармоничного развития. Согласно теории Р. Штайнера "ритм является носителем здоровья". Ритм дня составляют чередование фаз "вдоха" и "выдоха". Фаза "выдоха" – свободное творческое раскрытие сил ребенка в игре, - сменяется фазой "вдоха", когда дети занимаются с воспитателем или слушают сказку. Чередующиеся занятия образуют недельный ритм : в определенный день недели дети рисуют акварельными красками, в другой - занимаются эвритмией, в третий - их ждет кукольный спектакль. Пятница – день генеральной уборки. Дети привыкают и знают заранее, что их сегодня ждет в группе. - Одновременно с проживанием ритма года дети узнают истоки своей национальной культуры. Этому способствует повседневная жизнь вальдорфской группы, и праздники, отмечаемые в духе народных традиций. Эти праздники – не демонстрация достижений, а важная часть общей жизни. Дети не готовят никаких выступлений специально для показа. На любом торжестве они просто живут в праздничном действии.

Многообразие игр

Вальдорфский детский сад можно назвать поистине детским садом игры. Все усилия педагогов направлены на то, чтобы побудить детей к активной игровой деятельности. Игре невозможно задать рамки "программы": каждый день на такую "свободную игру" отводится 1,5 – 2 утренних часа. Во время "свободной игры" дети сами, по возможности без воспитателя играют. Содержание игры определяется самими детьми и иногда бывает совершенно неожиданным. Игра по заранее разработанной программе, по убеждению вальдорфских педагогов, теряет основной смысл и перестает быть игрой в подлинном смысле этого слова.

Организация пространства

Для того, чтобы свободная игра могла развернуться полноценно, надо создать, во-первых, надлежащие внешние условия, – организовать особое игровое пространство и выделить время.. Во-вторых, практические занятия должны давать детям как можно больше импульсов для активных и содержательных игр, зачастую подражающих деятельности и жизни взрослых.

Важно создать среду с разнообразным игровым материалом. В оборудовании игровой части группы вальфдорского детского сада присутствуют деревянные ширмы с полочкой по середине. Благодаря этим ширмам, высотой не превышающих рост детей, ребята могут делить пространство комнаты на отдельные уголки, например, устроить магазин или врачебный кабинет. Разноцветные платки различных размеров можно использовать в качестве стен и крыши.

Вальдорфские игрушки

На деревянных полках, расположенных вдоль стены игрового помещения на уровне, доступном для детей, стоят разнообразные "игрушки": поленья, деревянные чурбаны, продольные срезы стволов березы, просто спилы веток и стволов, различной длинны и толщины, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры и другой подобный "строительный материал" – вальдорфский вариант привычных кубиков. Но не стоит думать, что игрушки, в привычном смысле этого слова отсутствуют вовсе. Руками воспитанников, учеников школы, родителей и самих педагогов создаются красивые куклы, гномы, животные, эльфы и другие обитатели волшебного мира детства. Настоящие кубики редко встречаются в игровых комнатах – вальдорфские педагоги неохотно используют игрушки с четкими, геометрически определенными формами, которые самой своей формой задают уже готовые способы работы с ними. Также плохо они относятся к игрушкам и конструкторам из пластмассы и других искусственных материалов. Вальдорфская дошкольная педагогика проповедует своеобразную философию игрушки : детям предлагаются простые игрушки из природных материалов. Они предоставляют возможность дополнить предмет в игре до полного образа, активируя при этом свою фантазию. Малыши могут сотворить из простой деревяшки или платка нечто неожиданное. Предмет становится тем, что делает из него творческая фантазия ребенка. Игрушки, по возможности должны быть такими, чтобы только намекать на свою возможную функцию и позволять использовать себя в игре многофункционально. Так, кусок голубой материи может стать озером, звездным небом, крышей у магазина или стенами пещеры.

В играх "принимает участие" и "обычная" мебель. Дети могут построить высокую башню, поставив друг на друга несколько столов и стульев и накрыв их платками. В башне находится в заточении принцесса, которую надо освободить. Так в игре оживает сказочный сюжет, бывший накануне содержанием праздника. Часто ребята повторяют один сюжет на протяжении многих и многих дней.

Помимо свободной игры в вальдорфском детском саду культивируются пальчиковые игры, традиционные народные забавы, музыкально-ритмические и подвижные занятия. Рисование, лепка из специально приготовленного воска (пластилин не применяется!) и занятия другими видами искусств происходит по принципу подражания в форме игры. Каждый день детям рассказывают сказку, которая тоже может быть разыграна в виде свободной игры или кукольного спектакля.

Группа детского сада

Вальдорфские детские сады принимают детей от 3,5 до 7 лет. В группах занимаются до 20 детей разного возраста. Группы рассчитаны на здоровых малышей. Однако в последние годы участились случаи, когда в вальдорфские детские сады приводят детей с проблемами, в надежде, что там им помогут. Очень часто надежды родителей оправдываются, но только при условии, что проблемы, с которыми приходят дети, имеют педагогическую, а не органическую причину. Для действительно больных детей существует особое направление - лечебная педагогика.

Вальдорфский детский сад работает по будним дням. Существуют группы полного и неполного дня. Их ведет дипломированный воспитатель, получивший специальную подготовку.

Опыт показал, что дети из вальдорфских детских садов быстро и хорошо адаптируются к школе, как обычной, так и специализированной. Они легко осваиваются в коллективе сверстников, творчески активны, спонтанны и непосредственны.

Исследования биографий бывших выпускников вальдорфских школ показали, что они выбирают самые разные профессии и добиваются успехов в жизни. А это сегодня – самое главное.

Загвоздкин Владимир научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО, доцент кафедры психологии развития МПГУ, автор книги "В созвучии с природой ребенка. Вальдорфский детский сад"
Статья из журнала "Мама и малыш" № 11, 2004

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

С самого начала Штайнер придавал большое значение развитию детей в раннем возрасте, задолго до того, как это стало модным в 60-х-70-х годах ХХ века. Именно в эти годы интерес к вальдорфским детским садам и школам резко возрос. В настоящее время вальдорфские детские сады и школы распространены на всех континентах, но больше всего их в странах Европы: Германии, Швейцарии, Голландии, Швеции, Финляндии и др. Есть они и в США, Канаде, Израиле, Индии и Японии. Всего насчитывается более двух тысяч садов и 800 школ, которые работают при поддержке ЮНЕСКО и правительств этих стран.

В России вальдорфские школы и сады появились только в конце 80-х – начале 90-х годов. По инициативе одной многодетной мамы в 1987 г. был создан домашний детский сад. А в 1991 г. в Москве открылся семинар по подготовке воспитателей вальдорфских детских садов. В это же время в Москве, Петербурге, Ярославле, Самаре и других городах начали открываться первые школы.

Основные идеи и принципы работы

Основные принципы работы вальдорфского детского сада:

В рамках короткой статьи мы сможем остановиться только на некоторых принципах работы вальдорфского детского сада.

Создание благоприятной атмосферы

Поэтому первая задача вальдорфского детского сада – создание благоприятной атмосферы, в которой ребенок будет чувствовать себя хорошо. Главный фактор здесь – личность воспитателя, который должен установить доверительные отношения со своими питомцами.

Самовоспитание воспитателя – моральная основа дошкольной вальдорфской педагогики. От личности педагога, от того, как он относится к занятиям, как двигается, как говорит, зависит очень многое. Воспитатель должен следить за собой, не давать жизненным проблемам или каким-то привычкам негативно влиять на атмосферу в группе, на отношение к детям.

Для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы также важны организация пространства и художественное оформление помещения.

Как учится маленький ребенок?

От мысли к действию

Дети участвуют в уходе за садом, в обмолоте зерна, помоле и выпечке хлеба, работают молотком, убирают группу и т.д. Вся эта деятельность никогда не является самоцелью, но вплетена в повседневную жизнь группы: например, кукол мастерят для кукольного спектакля; ткацкие рамки – для того, чтобы на них соткать коврик для кукольного домика. Для различных торжеств создают антураж, например, фонарики для осеннего праздника фонариков или печенье на Рождество и т.д.

Вальдорфские педагоги стараются избегать искусственно сконструированных дидактических материалов, считая, что сама жизнь предлагает богатейшие возможности развития. Например, когда ребенок своими руками пытается спрясть нить для коврика из теплой, живой шерсти, то в этой работе задействованы и тонкая моторика и осязательная активность его пальцев. Но кроме этого ребенок понимает общий смысл своей работы, то, ради чего эта деятельность происходит (коврик для кукольного домика). Таким образом ребенок не просто делает упражнения для пальцев, а занимается осмысленным и полезным делом. Такая методика работы благоприятно сказывается на развитии мышления ребенка и его взаимодействии с миром. На этом примере видно, как в одном конкретном действии – прядении нити из шерсти – сочетаются несколько линий развития – сенсорное, моторное, эмоциональное и интеллектуальное. Такое соединение – важнейший аспект методологии вальдорфской дошкольной педагогики.

При этом следует подчеркнуть, что от детей не требуют подражания или участия в деятельности. Сторонний наблюдатель может вообще не заметить какой-либо организации жизни в группе. Кажется, что воспитательница не делает ничего особенного, а все происходит как бы само собой. Но это – лишь внешнее впечатление, свидетельствующее о высоком мастерстве педагога. За кажущейся простотой и естественностью стоит огромная внешняя и внутренняя работа, и конечно опыт. Воспитательница просто начинает заниматься каким-то делом, полагаясь на естественное любопытство и подражательный инстинкт детей. И она редко остается одна дольше минуты.

Цель методического процесса состоит в продуманном, по содержанию и спланированном по времени, создании возможностей, которые, однако, оставляют простор для индивидуального участие ребенка в зависимости от его возраста, возможностей и личного своеобразия. Таким образом, достигается естественная индивидуализация педагогического процесса, – каждый ребенок участвует в предлагаемой деятельности по-своему, в соответствии с личными особенностями и возможностями.

Ритм – источник гармонии

Многообразие игр

Организация пространства

Для того, чтобы свободная игра могла развернуться полноценно, надо создать, во-первых, надлежащие внешние условия, – организовать особое игровое пространство и выделить время… Во-вторых, практические занятия должны давать детям как можно больше импульсов для активных и содержательных игр, зачастую подражающих деятельности и жизни взрослых.

Важно создать среду с разнообразным игровым материалом. В оборудовании игровой части группы вальфдорского детского сада присутствуют деревянные ширмы с полочкой по середине. Благодаря этим ширмам, высотой не превышающих рост детей, ребята могут делить пространство комнаты на отдельные уголки, например, устроить магазин или врачебный кабинет. Разноцветные платки различных размеров можно использовать в качестве стен и крыши.

Вальдорфские игрушки

Помимо свободной игры в вальдорфском детском саду культивируются пальчиковые игры, традиционные народные забавы, музыкально-ритмические и подвижные занятия. Рисование, лепка из специально приготовленного воска (пластилин не применяется!) и занятия другими видами искусств происходит по принципу подражания в форме игры. Каждый день детям рассказывают сказку, которая тоже может быть разыграна в виде свободной игры или кукольного спектакля.

Группа детского сада

Вальдорфские детские сады принимают детей от 3,5 до 7 лет. В группах занимаются до 20 детей разного возраста. Группы рассчитаны на здоровых малышей. Однако в последние годы участились случаи, когда в вальдорфские детские сады приводят детей с проблемами, в надежде, что там им помогут. Очень часто надежды родителей оправдываются, но только при условии, что проблемы, с которыми приходят дети, имеют педагогическую, а не органическую причину. Для действительно больных детей существует особое направление – лечебная педагогика.

Вальдорфский детский сад работает по будним дням. Существуют группы полного и неполного дня. Их ведет дипломированный воспитатель, получивший специальную подготовку.

Опыт показал, что дети из вальдорфских детских садов быстро и хорошо адаптируются к школе, как обычной, так и специализированной. Они легко осваиваются в коллективе сверстников, творчески активны, спонтанны и непосредственны.

Исследования биографий бывших выпускников вальдорфских школ показали, что они выбирают самые разные профессии и добиваются успехов в жизни. А это сегодня – самое главное.

Вам понравилась статья? Полезной ли она оказалась для Вас? Мы будем признательны, если вы оцените свои впечатления от прочитанного.

Вальдорфская педагогика опирается на идею Р. Штайнера, суть которой в том, что все силы — души, мысли, чувства, воли — ребенка составляют единое целое. Обучение должно воздействовать не только на интеллект, но на всего человека в целом. Интеллект — лишь одна из душевных составляющих цельной личности, а любое нарушение равновесия приводит к одностороннему развитию ребенка, к различным болезням.

Важной отличительной чертой педагогических воззрений Штайнера является его философский антропологический подход к обучению ребенка. В искусстве воспитания и обучения необходимо, прежде всего, глубокое знание человеческой природы.

Р. Штайнер уже в начале ХХ века выступал против раннего интеллектуализма и ранней специализации в обучении (болевая точка современного российского образования). Учитель вальдорфской школы стремится не столько передать определенную сумму знаний, сколько затронуть чувства ученика, пробудить интерес, сделать так, чтобы ребенок увлекся предметом, полюбил его.

Вальдорфская педагогика имеет экологическую направленность, в широком смысле слова. Целостное представление о жизни природы, ее закономерностях формируется не только за счет знаний, но и через опыт переживания природных явлений. Совмещая научный и художественный подход к явлениям действительности, учитель старается дополнить физическую картину мира явлений природы ее поэтическим или художественным изображением. Т. о. элементы искусства играют существенную роль в самом учебном процессе. Рассказ учителя — законченный текст образного характера, оформление тетради эпохи по предмету, исполнение музыкальных произведений, связанных с преподаваемой темой, поэтическое воплощение явлений физического мира (астрономия, физика и поэзия, математика и гармония стихотворных ритмов и т. п.), рецитация (хоровое чтение различных текстов) и т. д. В начале ХХ века Р. Штайнер почувствовал исходящую от возрастающей индустриализации жизни опасность для духовного здоровья человека. Уже тогда дети, живущие в больших городах, не имели представления о человеческом труде в его первозданном значении. Сейчас — тем более. Как сажают, растят, собирают и пекут хлеб или цветы? Как строят дом или плетут корзины? Быт, окружающий современного ребенка, настолько автоматизирован и далек от природы, что дети не имеют представления об элементарных навыках человеческой деятельности. Восстановить эти связи и пытается вальдорфская школа: один из главных принципов — связь с жизнью, установление соотношений между научными знаниями и жизненным опытом.

Рудольф Штайнер (1861—1925)

В этом разнообразии интересов можно увидеть семена будущей концепции вальдорфской школы, объединяющей в своем учебном плане гуманитарный, естественный и математический циклы.

В своей автобиографии Штайнер с большой любовью вспоминает о своих учителях, подробно описывает методы и содержание обучения. Не случайно вальдорфская педагогика акцентирует внимание на роли личности воспитателя и учителя и его человеческих качествах. Решающим в деле образования и воспитания являются не методики и технологии, а сам человек, способный вложить душу в образовательный процесс.

Частной педагогической деятельностью Штайнер занимался в течение многих лет своей жизни.

Шроер рекомендовал 22-летнего студента в качестве редактора и комментатора естественнонаучных сочинений Гете издателю Кюршнеру, который планировал издание академического собрания трудов Гете. Штайнеровские комментарии и вводные очерки к научным творениям Гете получили самую высокую оценку специалистов. Работе над наследием Гете Штайнер посвятил в общей сложности около 15-ти лет.

Такой удивительный результат возник не на голом энтузиазме со стороны педагога, а благодаря трезвому, почти техническому подходу к организации обучения с учетом терапевтического и гигиенического аспектов.

центральными для одного из значительных течений философии ХХ века — феноменологии Гуссерля.

Осенью 1900 г. Штайнер выступает с докладом о Ницше в Теософской библиотеке графов Брокдорф. Затем его приглашают прочесть цикл лекций в теософском обществе и, наконец, предлагают это общество возглавить. Благодаря Штайнеру, теософской общество стало заметным явлением в духовной жизни Германии.

А 1913 год из-за идейных расхождений с руководством Штайнер оставляет Теософское общество и организовывает Антропософское общество. Штайнер создает модель собственного здания — Гетеанума, в строительстве которого участвовали представители разных народов Европы, в том числе представители русской интеллигенции (Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Маргарита Сабашникова-Волошина, Ася Тургенева и др.) С 1913 по 1922 г. Штайнер руководит строительством Гетеанума в Дорнахе, пишет ряд статей и книг, выступает с лекциями, в которых касается разнообразных сторон духовной жизни, истории, познания мира и человека.

В результате поджога в ночь на 31 января 1922 г. построенное здание Гетеанума погибает в огне. Штайнер увидел в этом событии внешнее воплощение кризиса Антропософского общества и начинает его реорганизацию.

В 1924 г. Штайнер смертельно заболевает и умирает 30 марта 1925 г. в Дорнахе (Швейцария), где по его эскизам уже началось в то время строительство второго здания Гетеанума, существующего и поныне. Новый Гетеанум считается значительным новаторским шагом в истории архитектуры ХХ в.

Но наибольшую известность имя Р. Штайнера получило в вязи с широким распространением образовательных учреждений, работающих на основе созданной им педагогики. Учение и обучение являлись основным мотивом его жизни.

Вальдорфская идея и наша реальность

Как известно, всякая замечательная идея корректируется практикой реальной жизни. Нам приходится сталкиваться с этим противоречием постоянно, уже при открытии первой вальдорфской школы в Штутгарте Штайнер предвидел это и говорил о необходимости, если нужно идти на компромиссы.

Вальдорфская школа и государственный стандарт

Современная система обучения ориентирована на государственные образовательные стандарты, типовые учебники и тесты — вальдорфская школа вынуждена принимать эти формы аттестации. Но если в процессе обучения соблюдаются принципы вальдорфской педагогики: обеспечивается здоровое, соразмерное возможностям возраста детей развитие, сохраняется установка на понимание, на личностное, образное (т. е. сущностное) восприятие информации, то последующие экзаменационные нагрузки успешно преодолеваются.

Известно, что многие предметы преподаются эпохами. Чем старше класс, тем бывает труднее выстроить план эпох — так некоторые предметники являются совместителями, поэтому бывает, что учителя могут преподавать предмет только часами — 1—2 раза в неделю.

Педагогический идеал и действительность

Р. Штайнер. Организация вальдорфской школы. Оксфорд, август 1922 год.

Доказательством сказанному служит то, что выпускники вальдорфской школы успешно учатся в престижных ВУЗах, социально активны. Многие из них выбирают педагогические специальности.

О вальдорфской педагогике в России и странах СНГ

Вальдорфской педагогике в России более 15 лет. Западной вальдорфской школе 85. Сейчас в России насчитывается 26 школ, половина из которых — государственные. География распространения вальдорфских образовательных учреждений обширна: от Москвы и Петербурга до Ижевска, Красноярска, Тюмени, Ухты и т. д.

На самом деле, эта зарубежная педагогическая система хорошо привилась на русской почве не случайно. Идеи, которые развивал основатель первой вальдорфской школы в Штутгарте Рудольф Штайнер, созвучны многим русским передовым педагогическим системам рубежа веков и последующего времени (Л. Толстой, Шацкий, Сухомлинский, Иванов, Амонашвили и др.).

Вальдорфская педагогика в кругу передовых педагогических идей ХХ века

Биография Р. Штайнера свидетельствует о высочайшей культуре духа этого человека. Р. Штайнер был довольно тесно связан с русской культурой начала века, философ и ученый возлагал большие надежды на Россию.

В системе Сухомлинского звучат отголоски и других педагогических воззрений Р. Штайнера. Так, например, большое внимание уделяется в младших классах вальдорфской школы (и в детских садах) рассказыванию сказок. У Сухомлинского читаем: «Если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, — воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте его ум красотой слова, мысли; а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке. Сказка —

Вальдорфский подход к ребенку — бережный и психологический выверенный — основан на идее педагогической поддержки ребенка. Эти идеи нашли свое воплощение в 90-е гг. ХХ в. В основе педагогики поддержки постоянное отслеживание классным воспитателем и учителями эмоционального состояния ребенка.

Вальдорфская педагогика придает большое значение человеческим связям и отношениям. Поэтому так важна в школе творческая деятельность учителей, детей и родителей — создание проектов, организация выставок, поездок, походов, постановка спектаклей и т. д. Многие русские учителя-вальдорфцы знакомы с опытом И. Иванова — создателя методики коллективных творческих дел (коммунарская методика), когда с первого класса по выпускной учат коллективному общественному творчеству. Основное правило — все творчески, иначе — зачем? Главная идея И. Иванова: жизнь детей должна быть наполнена массой событий, авторами которых становятся они сами. Дети обожают быть вместе — надо дать им эту возможность. Коммунарский круг, который проводится в начале и конце творческого дела, сродни общему кругу в вальдорфской школе.

Наряду с педагогической системой Штайнера столь же длительное испытание временем прошли еще две педагогических системы, возникшие почти одновременно с вальдорфом — это система Монтессори и школа Френе. Основательница метода Мария Монтессори так же, как и Штайнер особое внимание уделяла организации пространства, в котором происходит жизнь и обучение детей. Важным моментом жизни детского коллектива в школах и садах Монтессори также является общий круг, на котором взрослые и дети обсуждают различные события. В школах Монтессори дети ведут проективную деятельность. 11

Вальдорфский детский сад

Вальдорфцы особенно трепетно относятся к детям, которые должны переступить порог школы — к первоклассникам. Ведь и для них, и для их родителей это важное событие в жизни. К нему ребенок должен подойти душевно и физически готовым. С каждым кандидатом в первый класс внимательно работают педагоги, родителям детей разъясняют принципы работы общеобразовательной вальдорфской школы.

Замечательно, когда дети приходят в школу после вальдорфского детского сада. Эта преемственность в работе воспитателей и учителей сказывается наилучшим образом в школьной жизни маленьких учеников. Собственно, те, кто ходил в вальдорфский детский сад, как правило, хотят пойти в вальдорфскую школу. Помешать может лишь расстояния большого города.

В России вальдорфские школы и сады появились только в конце 80-х — начале 90-х годов. По инициативе одной многодетной мамы в Москве в 1987 году был создан домашний детский сад. А в 1991 году в Москве открылся семинар по подготовке воспитателей вальдорфских детских садов. В это же время в Москве, Петербурге, Ярославле, Самаре и других городах начали открываться первые вальдорфские общеобразовательные школы.

В настоящее время в нашей стране действует около 30 вальдорфских школ и 60 детских садов.

Основные идеи и принципы работы

Читайте также: