В степном заповеднике на участке полностью огражденном от травоядных млекопитающих урожай

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Настоящее пособие предназначено для проверки знаний у студентов технических и экономических специальностей, изучающих курс общей экологии. Сборник включает в себя разнообразные типы заданий и упражнений: различные по структуре и сложности тесты, задачи, проблемные вопросы, способствующие активному участию обучаемых в учебном процессе. К заданиям тестового характера в конце сборника приводятся ответы. Подготовлено на кафедре естественнонаучных дисциплин филиала КузГТУ в г. Прокопьевске.

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

В водных экосистемах пирамиды биомасс часто оказываются перевернутыми, так как накопление биомассы идет на уровне долго живущих хищников. Фитопланктон живет очень недолго, но быстро размножается и успевает дать много поколений за то время, пока у рыб пройдет только одно. Универсальным (т.е. оно соблюдается в любых экосистемах) является только правило пирамиды энергии, гласящее, что с повышением трофического уровня количество энергии на нем уменьшается.

Задание 3Решите предложенные задачи:

1) Рассчитайте долю энергии, поступившей на 4-й трофический уровень, если общее количество энергии на первом уровне составило 1000 единиц, а передача энергии на каждый следующий – 10%.

2) На постоянно используемом пастбище фотосинтез равен 20 000 ккал/м 2 в день. Скот использует 2 000 ккал, а человек – всего 80 ккал. Определите экологическую эффективность передачи энергии между трофическими уровнями и долю энергии, усвоенной при фотосинтезе, которую использует человек.

3) В степном заповеднике на участке, полностью огражденном от травоядных млекопитающих, урожай трав составил 5,2 ц/га, а на умеренно выпасаемом участке – 5,9. Почему устранение консументов понизило продукцию растений?

4) Эффективность переноса энергии от лося к волку составляет 1%, а от дафнии к гидре 10%. Почему у первой пары она ниже?

5) В пруде площадью 2 га обитало 2000 карпов. Как изменилась экологическая плотность рыб, когда летом пруд пересох вдвое?

6) В городе с населением 10 000 человек за год родилось 400 детей. Удельная рождаемость составила: а) 0,04; б) 0,4; в) 0,8. (Выберите правильный ответ)

7) Популяция из 50 простейших за сутки увеличилась до 1000. Общая рождаемость составила: а) 950 особей в сутки, б) 1000 особей в сутки, в) 1050 особей в сутки. (Выберите правильный ответ)

8) Популяция из 50 простейших за сутки увеличилась до 1000. Удельная рождаемость составила: а) 19, б) 20, в) 1000. (Выберите правильный ответ)

9) Популяция птиц максимально могла отложить 600 яиц. Вывелось 360 птенцов. Какова экологическая рождаемость? Ответ: а) 600, б) 360, в) 240. (Выберите правильный ответ)

10) В таблице 3 приведены данные по росту численности (N) популяций двух видов птиц после их вселения в новую среду обитания. Постройте графики роста численности обеих популяций. Определите типы кривых роста.

Таблица 3 Рост численности популяций двух видов птиц

Годы
N попул. №1
N попул. №2

11) Начальная численность популяции хламидомонады составляет 30 особей, а период генерации – 4 часа. Хламидомонады размножаются двойным делением, численность популяции растет по экспоненциальному закону, а смертность равна 0. Какова будет численность хламидомонад спустя 1 сутки?

12) Начальная численность популяции сине-зеленой водоросли анабены составляет 100 особей, каждая особь в среднем за 2 часа образует 2 дочерние клетки. Численность популяции растет по экспоненциальному закону, а смертность равна 0. Какова будет численность анабены спустя 1 сутки?

13) При рождаемости населения 42 на 1000 человек, а смертности – 22 на 1000 человек естественный прирост составляет ___ %

14) При естественном приросте численности 2%, а смертности 8000 на 1 млн. человек, рождаемость составляет ____‰ (1 промилле = 1 на 1000 )

15) В одном из опытов мелкие насекомые-паразиты искали и заражали своими яйцами куколки-пупарии комнатной мухи. В разных вариантах опыта 40 паразитам предлагали разное число куколок: 25, 50, 100, 200, 300. Число зараженных куколок оказалось соответственно: 18, 32, 48, 54, 62. Рассчитайте и представьте графически число зараженных пупариев, приходящихся на 1 паразита, и эффективности паразитов (% зараженных пупариев) при разной численности потенциальных жертв. В каком из вариантов опыта паразиты наиболее эффективно могут регулировать численность жертв?

16) На одном из морских мелководий существовало сообщество из 8 видов малоподвижных животных: моллюсков мидий, морских блюдечек, сидячих рачков, морских желудей и др. Всеми ими питался 1 вид хищника – крупная морская звезда, которая больше всего поедала мидий. Желая защитить сообщество, всех морских звезд выловили. Через некоторое время на участке не осталось никаких видов, кроме мидий. Объясните, как это могло произойти? Какова была роль хищника в данном примере?

Контрольные вопросы

1) Какова роль хищника и паразита в биоценозе?

2) Когда в природе наблюдается экспоненциальный рост численности и долго ли он может продолжаться? Что включает в себя понятие сопротивление среды?

3) Всегда ли присутствие сорняков на полях вредно для культурных растений? Могут ли они быть чем-нибудь полезны (приведите примеры)?

4) Чем можно объяснить длительное сосуществование конкурирующих видов в природе? Какова роль конкуренции в жизни отдельной особи и вида в целом?

5) Возможно ли существование экосистемы без продуцентов?

6) Что такое трофический уровень? Как изменяется энергия при переходе от одного уровня к другому?

7) Может ли один и тот же организм занимать смежные трофические уровни? Приведите примеры.

8) Что такое цепь питания и сеть питания?

9) Что отражают правила экологических пирамид? Встречаются ли нарушения этих правил?

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

1.В биоценозах живые организмы теснейшим образом связаны , и .

Эта связь выражается через и .

2. Одно из главных проявлений жизни

Биологический круговорот веществ

Экосистемы формируются из и их

. . В них возникает и поддерживается

за счет взаимодействия между

. Для поддержания экосистем и

круговорота веществ в них необходим

В степном заповеднике на участке полностью огражденном от травоядных млекопитающих, урожай трав составил 5,2 ц/га, а на выпасаемом участке- 5,9 ц/га.

Читайте также: