В селекции растений при вегетативном размножении

Обновлено: 08.07.2024

Это наука о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов. В основе селекции лежат такие методы, как гибридизация и отбор. Теоретической основой селекции является генетика.

Для успешного решения задач, стоящих перед селекцией, академик Н.И. Вавилов особо выделял значение изучения сортового, видового и родового разнообразия культур; изучения наследственной изменчивости; влияния среды на развитие интересующих селекционера признаков; знаний закономерностей наследования признаков при гибридизации; особенностей селекционного процесса для само- или перекрестноопылителей; стратегии искусственного отбора.

Породы, сорта, штаммы — искусственно созданные человеком популяции организмов с наследственно закрепленными особенностями: продуктивностью, морфологическими, физиологическими признаками.

Каждая порода животных, сорт растений, штамм микроорганизмов приспособлены к определенным условиям, поэтому в каждой зоне нашей страны имеются специализированные сортоиспытательные станции и племенные хозяйства для сравнения и проверки новых сортов и пород.

Для успешной работы селекционеру необходимо сортовое разнообразие исходного материала. Во Всесоюзном институте растениеводства Н.И. Вавиловым была собрана коллекция сортов культурных растений и их диких предков со всего земного шара, которая в настоящее время пополняется и является основой для работ по селекции любой культуры.

Центры происхождения культурных растений, выявленные Н.И. Вавиловым

Центры происхождения Местоположение Культивируемые растения
1. Южноазиатский тропический Тропическая Индия, Индокитай, о-ва Юго-Восточной Азии Рис, сахарный тростник, цитрусовые, баклажаны и др. (50% культурных растений)
2. Восточноазиатский Центральный и Восточный Китай, Япония, Корея, Тайвань Соя, просо, гречиха, плодовые и овощные культуры — слива, вишня и др. (20% культурных растений)
3. Юго-Западноазиатский Малая Азия, Средняя Азия, Иран, Афганистан, Юго-Западная Индия Пшеница, рожь, бобовые культуры, лен, конопля, репа, чеснок, виноград и др. (14% культурных растений)
4. Средиземноморский Страны по берегам Средиземного моря Капуста, сахарная свекла, маслины, клевер (11% культурных растений)
5. Абиссинский Абиссинское нагорье Африки Твердая пшеница, ячмень, бананы, кофейное дерево, сорго
6. Центральноамериканский Южная Мексика Кукуруза, какао, тыква, табак, хлопчатник
7. Южноамериканский Западное побережье Южной Америки Картофель, ананас, хинное дерево

Наиболее богатыми по количеству культур являются древние центры цивилизации. Именно там наиболее ранняя культура земледелия, более длительное время проводятся искусственный отбор и селекция растений.

Классическими методами селекции растений были и остаются гибридизация и отбор. Различают две основные формы искусственного отбора: массовый и индивидуальный.

Массовый отбор

Массовый отбор применяют при селекции перекрестноопыляемых растений (рожь, кукуруза, подсолнечник). В этом случае сорт представляет собой популяцию, состоящую из гетерозиготных особей, и каждое семя обладает уникальным генотипом. С помощью массового отбора сохраняются и улучшаются сортовые качества, но результаты отбора неустойчивы в силу случайного перекрестного опыления.

Индивидуальный отбор

Индивидуальный отбор применяют при селекции самоопыляемых растений (пшеница, ячмень, горох). В этом случае потомство сохраняет признаки родительской формы, является гомозиготным и называется чистой линией. Чистая линия — потомство одной гомозиготной самоопыленной особи. Так как постоянно происходят мутационные процессы, то абсолютно гомозиготных особей в природе практически не бывает. Мутации чаще всего рецессивны. Под контроль естественного и искусственного отбора они попадают только тогда, когда переходят в гомозиготное состояние.

Естественный отбор

Этот вид отбора играет в селекции определяющую роль. На любое растение в течение его жизни действует комплекс факторов окружающей среды, и оно должно быть устойчивым к вредителям и болезням, приспособлено к определенному температурному и водному режиму.

Инбридинг (инцухт)

В центре гете­розис­ная куку­руза, слева и справа роди­тель­ские особи.

Р ♀ AAbbCCdd × ♂ aaBBccDD
F1 AaBbCcDd

Гипотеза сверхдоминирования объясняет явление гетерозиса эффектом сверхдоминирования. Сверхдоминирование — вид взаимодействия аллельных генов, при котором гетерозиготы превосходят по своим характеристикам (по массе и продуктивности) соответствующие гомозиготы. Начиная со второго поколения гетерозис затухает, так как часть генов переходит в гомозиготное состояние.

Растения диплоид­ной (2n = 16) и тетра­плоидной (2n = 32) гре­чихи.

Аа × Аа
АА 2 Аа аа

Перекрестное опыление самоопылителей дает возможность сочетать свойства различных сортов. Например, при селекции пшеницы поступают следующим образом. У цветков растения одного сорта удаляются пыльники, рядом в сосуде с водой ставится растение другого сорта, и растения двух сортов накрываются общим изолятором. В результате получают гибридные семена, сочетающие нужные селекционеру признаки разных сортов.

Метод получения полиплоидов. Полиплоидные растения обладают большей массой вегетативных органов, имеют более крупные плоды и семена. Многие культуры представляют собой естественные полиплоиды: пшеница, картофель, выведены сорта полиплоидной гречихи, сахарной свеклы.

Виды, у которых кратно умножен один и тот же геном, называются автополиплоидами. Классическим способом получения полиплоидов является обработка проростков колхицином. Это вещество блокирует образование микротрубочек веретена деления при митозе, в клетках удваивается набор хромосом, клетки становятся тетраплоидными.

Отдаленная гибридизация

Восстановление плодови­тости капустно-­редечного гибрида: 1 — капуста; 2 — редька; 3, 4 — капустно-­редечный гибрид.

Отдаленная гибридизация — это скрещивание растений, относящихся к разным видам. Отдаленные гибриды обычно стерильны, так как у них нарушается мейоз (два гаплоидных набора хромосом разных видов не могут конъюгировать) и, следовательно не образуются гаметы.

Использование соматических мутаций

Соматические мутации применяются для селекции вегетативно размножающихся растений. Это использовал в своей работе еще И.В. Мичурин. С помощью вегетативного размножения можно сохранить полезную соматическую мутацию. Кроме того, только с помощью вегетативного размножения сохраняются свойства многих сортов плодово-ягодных культур.

Экспериментальный мутагенез

Основан на открытии воздействия различных излучений для получения мутаций и на использовании химических мутагенов. Мутагены позволяют получить большой спектр разнообразных мутаций. Сейчас в мире созданы более тысячи сортов, ведущих родословную от отдельных мутантных растений, полученных после воздействия мутагенами.

Методы селекции растений, предложенные И.В. Мичуриным

С помощью метода ментора И.В. Мичурин добивался изменения свойств гибрида в нужную сторону. Например, если у гибрида нужно было улучшить вкусовые качества, в его крону прививались черенки с родительского организма, имеющего хорошие вкусовые качества, или гибридное растение прививали на подвой, в сторону которого нужно было изменить качества гибрида. И.В. Мичурин указывал на возможность управления доминированием определенных признаков при развитии гибрида. Для этого на ранних стадиях развития необходимо воздействие определенными внешними факторами. Например, если гибриды выращивать в открытом грунте, на бедных почвах повышается их морозостойкость.

Вегетативное размножение сортов плодовых и ягодных растений не гарантирует неизменности вегетативного потомства. В вегетативном потомстве одного растения (клоне) под воздействием внешних и внутренних факторов происходят как наследственные, так и ненаследственные изменения. Плодоводы часто сталкиваются с модификациями — ненаследственными изменениями в вегетативном потомстве сортов плодовых и ягодных культур, возникшими под влиянием условий внешней среды. Перенос растений одного и того же сорта в несвойственные для него природно-климатические условия приводит к необычному проявлению отдельных признаков и свойств. Например, выращивание в горной местности сортов яблони Ренет Симиренко, Ренет шампанский, у которых отсутствует покровная окраска плодов, приводит к тому, что плоды приобретают яркий румянец под воздействием ультрафиолетовых лучей. Но при прививке взятых с этих деревьев черенков в равнинных условиях вновь вырастают особи с неокрашенными плодами.

Некоторые агротехнические приемы также могут вызвать изменения отдельных признаков и свойств у сортов плодовых и ягодных культур. При использовании карликового подвоя деревья яблони, груши, сливы становятся низкорослыми. Но выращенные на сильнорослых подвоях деревья из черенков, срезанных с таких карликов, вновь становится сильнорослыми. Фенотипические изменения растений одного сорта под воздействием условий внешней среды не наследуются. Однако у сортов плодовых и ягодных растений известны и длительные модификации, когда подобные изменения могут сохраняться при благоприятных условиях и в следующем вегетативном поколении. К числу длительных модификаций можно отнести различия в продуктивности растений и физиологических свойствах у плодовых деревьев, выращенных из черенков или почек, взятых с различных частей побега или кроны дерева. В следующем вегетативном поколении эти различия исчезали.

Вегетативное размножение более продуктивных или более крупноплодных растений способствует формированию этих свойств в вегетативном потомстве, а малоурожайные и мелкоплодные растения могут передавать эти свойства своему вегетативному потомству.

Особенно важно в процессе размножения сортов плодовых и ягодных культур избегать появления и распространения через вегетативное потомство наследственных изменений — мутаций. Это тем более варкно, что чаще всего мутационные изменения бывают отрицательными, ухудшающими сорт. Иногда встречаются и положительные мутации, но их отбор и размножение — дело мутационной селекции.

Сложность выявления мутаций заключается в том, что большинство из них затрагивают отдельные признаки или небольшое их число и они не всегда бывают легко отличимы на фоне модификационной изменчивости. Это так называемые микромутации. Такие микромутации, особенно по продуктивности, размерам плодов, накапливаясь в процессе бесконтрольного размножения, могут значительно ухудшить сорт и стать одной из причин его вырождения или потери производственного значения.

Ухудшение отмечено в процессе размножения многих мичуринских сортов плодовых культур, в частности яблони Пепин шафранный и груши Вере зимняя Мичурина. Форсированное, без проведения сортоулучшающего отбора размножение этих сортов привело к измельчанию плодов у сорта Пепин шафранный и ухудшило вкусовые качества плодов у сорта Вере зимняя Мичурина.

Особенно быстро может идти массовое накопление отрицательных мутаций у сортов земляники. Растения менее продуктивных микромутаций, как правило, более интенсивно размножаются, образуя большее количество рассады (земляника), чем высокопродуктивные растения. Естественно, что в популяции малопродуктивные потомства быстро вытесняют малочисленные потомства от продуктивных растений. Поэтому явление фенотипической и генотипической изменчивости при размножении новых сортов плодовых и ягодных растений необходимо учитывать.

Источник: Г.В. Еремин, А.В. Исачкин, Е.Н. Седов; под ред. проф. Г.В. Еремина. Селекция и сортоведение плодовых культур. Колос. Москва. 1993

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


ОТВЕТ: Кариотипом (количеством, размерами, формами хромосом).

Почему для сохранения ценных гетерозиготных особей используют вегетативное

размножение?
ОТВЕТ: Вегетативное размножение – это способ бесполого размножения, при котором в
потомстве сохраняются все признаки материнского организма и не происходит
расщепления признака, как при половом размножении.

Опишите строение и функции яйцеклеток животных.

ОТВЕТ: Яйцеклетки - женские гаметы, вырабатываются яичниками в процессе мейоза,
содержат гаплоидный набор хромосом, не способны самостоятельно двигаться, содержат
все органоиды и запас питательных веществ. Функции: обеспечивают передачу
наследственной информации от материнского организма
потомству, и зародыш обеспечивают питательными
веществами. У разных видов отличаются размерами и
формами.

Назовите зародышевый листок зародыша

позвоночного животного, обозначенный на рисунке
цифрой 1. Какие типы тканей, органы или части органов
формируются из него?
ОТВЕТ: 1)Цифрой 1 на рисунке обозначена эктодерма.2)Из
эктодермы образуются нервная система и органы чувств,
кожные покровы (и в том числе перья, волосы, чешуя, когти, железы), передний и задний
отделы пищеварительной системы (ротовая полость и первая треть пищевода, конечный
отдел прямой кишки), наружные жабры.

Какие процессы происходят в ядре клетки в интерфазе?

ОТВЕТ: Происходит удвоение ДНК, идет усиленный синтез белков, углеводов, РНК,
АТФ, увеличивается количество органоидов.

Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство числа и формы хромосом в

клетках организмов из поколения в поколение?
ОТВЕТ: Митоз обеспечивает постоянство числа хромосом в соматических клетках и за
счет него он растет. Мейоз образует гаметы с гаплоидным набором хромосом, а при
оплодотворении диплоидный набор хромосом, характерный для вида, восстанавливается.

Объясните, почему при половом размножении появляется более разнообразное

потомство, чем при вегетативном.
ОТВЕТ: у потомства при половом размножении комбинируются признаки обоих
родителей; причина комбинативной изменчивости – кроссинговер, митоз и случайное
сочетание гамет при оплодотворении; при вегетативном размножении потомки сходны
друг с другом, имеют большое сходство с родительским организмом, из соматических
клеток которого они формируются

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

1. При вегетативном размножении растений с помощью корневища:

обеспечивается постоянство хромосомного набора в ряду поколений;

набор генов у потомства существенно отличается от родительского;

у потомства появляется много новых признаков;

жизнеспособность потомства сильно возрастает.

2. У растений зигота, в отличие от их гамет:

представляет собой зародыш;

формируется в процессе мейоза;

содержит наследственную информацию двух родителей;

представляет собой половое поколение в цикле развития.

3. На стадии дробления зиготы в онтогенезе лягушки:

возрастает масса икринки;

увеличивается число клеток;

формируются зачатки внутренних органов;

образуются зародышевые листки.

4. Гаплоидные ядра содержатся в клетках:

корня хвойного растения;

зиготы бурой водоросли;

спермия пыльцы цветкового растения.

5. В процессе полового размножения число хромосом у потомства остается таким же, как и у родителей, благодаря:

обмену веществ; 3) мейозу и оплодотворению;

гомеостазу; 4) конъюгации и кроссинговеру.

6. Эндосперм у цветковых растений образуется:

из клеток завязи пестика цветка;

из триплоидной клетки зародышевого мешка;

в результате слияния спермия с яйцеклеткой;

путем митотического деления клеток из покровов семязачатка.

7. Для капустной белянки характерен следующий цикл развития:

яйцо – личинка – куколка – взрослое насекомое;

яйцо – куколка – личинка – взрослое насекомое;

взрослое насекомое – яйцо – личинка;

взрослое насекомое – личинка – куколка – яйцо.

8. Какой пример размножения организмов характеризуется как половой?

Партеногенез у пчел. 3) Спорообразование у мхов.

Почкование у дрожжей. 4) Регенерация у пресноводной гидры.

9. Наружное осеменение свойственно:

млекопитающим; 3) птицам;

пресмыкающимся; 4) рыбам.

10. При непрямом развитии животное:

не проходит ряда превращений;

проходит ряд превращений;

похоже на родителей;

отличается от родителей только размерами.

11. Как назвал Г. Мендель признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения?

гетерозиготными; 3) рецессивными;

гомозиготными; 4) доминантными.

12. При скрещивании гетерозиготного по одной паре признаков растения с гомозиготным доля гомозигот в потомстве составит:

13. Какие гаметы имеют особи с генотипом ааВВ?

14. В потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, четверть особей имеет рецессивный признак, три четверти – доминантный – это формулировка закона:

независимого распределения генов;

15. У человека заболевание гемофилией (несвертываемость крови) связано с:

изменением числа хромосом в геноме;

перестройкой структуры хромосом;

проявлением гена, расположенного на аутосоме;

наличием рецессивного гена, расположенного в Х-хромосоме.

16. Мутации могут быть обусловлены:

новым сочетанием хромосом в результате слияния гамет;

перекрестом хромосом в ходе мейоза;

изменениями генов и хромосом;

новыми сочетаниями генов в результате оплодотворения.

17. Изменение последовательности соединения нуклеотидов в триплете называют:

гетерозисом; 3) хромосомными перестройками;

полиплоидией; 4) генными мутациями.

18. Пример модификационной изменчивости:

появление у сирени цветка с пятью лепестками;

появление в гнезде вороненка альбиноса;

рождение в стаде коротконогой овцы.

19. В селекции для получения высокопродуктивных форм воздействуют на клетки рентгеновскими лучами или химическими веществами. Это метод:

отдаленной гибридизации; 3) полиплоидии;

мутагенеза; 4) гетерозиса.

20. В селекции для получения новых форм проводится скрещивание между особями разных видов и родов. Это метод:

полиплоидии; 3) мутагенеза;

гетерозиса; 4) отдаленной гибридизации.

21. Домашние животные в отличие от растений:

имеют многочисленное потомство;

размножаются только половым путем;

не нуждаются в уходе.

22. Отбор, издавна производимый человеком без определенной цели:

массовый; 3) бессознательный;

индивидуальный; 4) методический.

23. Метод, основанный на культивировании отдельных клеток и тканей на искусственных питательных средах, называется:

гибридизация соматических клеток;

24. Проявляют жизнедеятельность только в клетках других организмов.

простейшие; 3) вирусы;

одноклеточные грибы; 4) бактерии гниения.

В1. При половом размножении животных:

а) участвуют, как правило, две особи;

б) исходными являются соматические клетки;

в) гаметы имеют гаплоидный набор хромосом;

г) генотип потомков является копией генотипа одного из родителей;

д) генотип потомков объединяет генетическую информацию обоих родителей;

е) повторяется точная наследственная информация обоих родителей.

Запишите ответ в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

В2. Установите соответствие между характеристикой генотипа и видом изменчивости мутации, к которой ее относят.

В нижеприведенной таблице под каждым номером, определяющим позиции первого столбца, запишите букву, соответствующей позиции второго столбца.

1) число хромосом в гаметах А) геномная

увеличивается вдвое Б) генная

2) соматическая клетка содержит

три гомологичных хромосомы

3) ДНК содержит измененную

4) образует диплоидные гаметы

5) содержит измененный состав

6) сформировался в результате

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв

С1. У пшеницы ген карликовости доминирует над геном нормального роста. Каковы генотипы исходных форм, если в потомстве получилось расщепление по этому признаку в отношении 3:1? А какое заключение об исходных генотипах следовало бы сделать, получив расщепление 1:1? Запишите формулы расщепления.

С2. Кохинуровые норки (светлая окраска с черным крестом на спине) получаются в результате скрещивания белых норок с темными. Скрещивание между собой белых норок дает белое потомство, а скрещивание между собой темных норок – темное. Какое потомство получится от скрещивания кохинуровых норок с белыми? На звероферме от скрещивания кохинуровых норок получено потомство: 74 белых, 152 кохинуровых и 77 черных. Сколько особей из них будут гомозиготными?

С3. В семье, где родители хорошо слышали и имели один гладкие волосы, а другой вьющиеся, родился глухой ребенок с гладкими волосами. Их второй ребенок хорошо слышал и имел вьющиеся волосы. Какова вероятность появления глухих детей с вьющимися волосами, если известно, что вьющиеся волосы – доминантный признак, а глухота – рецессивный.

С4. Каковы будут генотипы и фенотипы потомства, если скрестить:

а) черепаховую кошку с черным котом;

б) рыжую кошку с черным котом?

Запишите формулы расщепления. Примечание . Гены черной и рыжей окраски дают неполное доминирование, при их сочетании (АВ) получается черепаховая окраска. Эти гены локализо- ванны в Х-хромосоме.

1. К какой группе по типу питания относят почвенных бактерий гниения?

Хемотрофов. 3) Фототрофов.

Сапротрофов. 4) Симбионтов.

2. При половом размножении у потомства восстанавливается диплоидный набор хромосом в клетках благодаря процессу:

1) оплодотворения; 3) мейоза;

2) митоза; 4) конъюгации.

3. В двойном оплодотворении у цветковых растений:

1) соединяются ядра двух клеток;

2) яйцеклетка увеличивается в размерах в два раза;

3) образуют зиготу два спермия и две яйцеклетки;

4) принимают участие две мужские гаметы.

4. Развитие организма, начинающееся с момента рождения или выхода из яйца и заканчивающееся смертью, называют:

партеногенезом; 3) онтогенезом;

эмбриональным; 4) постэмбриональным.

5. Мужские гаметы у цветковых растений отличаются от мужских гамет млекопитающих:

гаплоидным набором хромосом; 3) наличием жгутиков;

неподвижностью; 4) наличием питательных веществ.

6. Стадию образования шарообразного однослойного зародыша у позвоночного животного называют:

нейрулой; 3) бластулой;

гаструлой; 4) зиготой.

7. Непрямое постэмбриональное развитие свойственно:

птицам; 3) млекопитающим;

земноводным; 4) пресмыкающимся.

8. Диплоидные ядра содержат клетки:

запасающей ткани цветковых растений;

фазы созревания овогенеза;

организма хордовых животных;

9. Эмбриональное развитие большинства многоклеточных животных включает следующие стадии:

дробление и нейрула;

дробление, бластула, гаструла и нейрула;

дробление и гаструла;

дробление, гаструла и нейрула.

10. Яйцеклетка в отличие от зиготы:

содержит гаплоидный набор хромосом;

11. Определите фенотип растения томата с генотипом АаВв, если пурпурный стебель доминирует над зеленым, а рассеченные листья – над цельными.

Пурпурный стебель с цельными листьями.

Зеленый стебель с рассеченными листьями.

Пурпурный стебель с рассеченными листьями.

Зеленый стебель с цельными листьями.

12. Парные гены, определяющие окраску лепестков растений ночной красавицы, расположенные в гомологичных хромосомах, называют:

рецессивными; 3) сцепленными;

доминантными; 4) аллельными.

13. Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 50% растений с желтыми и 50% - с зелеными семенами (рецессивный признак).

АА х аа; 3) АА х Аа;

Аа х Аа; 4) Аа х аа.

14. Какой фенотип можно ожидать у потомства двух морских свинок с белой шерстью (рецессивный признак)?

25% белых особей и 75% чёрных;

50% белых особей и 50% чёрных;

75% белых особей и 25% чёрных.

15. Расщепление доминантных и рецессивных признаков в соотношении 9:3:3:1 во втором поколении при дигибридном скрещивании характерно для:

независимого распределения генов;

16. Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной:

носит обратимый характер; 3) носит массовый характер;

передается по наследству; 4) имеет широкую норму реакции.

17. К какой изменчивости можно отнести появление осенью густого подшерстка у млекопитающих?

Генотипической. 3) Комбинативной.

Мутационной. 4) Модификационной.

18. Пример наследственной изменчивости:

развитие мышц при занятиях спортом;

появление у сирени цветка с пятью лепестками;

увеличение массы тела при усиленном питании.

19. В селекции животных и растений широко используется метод:

испытание производителей по потомству;

20. Полиплоидия обусловлена:

уменьшением числа хромосом;

увеличением числа хромосом;

кратным уменьшением наборов хромосом;

кратным увеличением наборов хромосом.

21. В селекции животных в отличие от селекции растений практически не применяется:

искусственный отбор; 3) гетерозис;

массовый отбор; 4) индивидуальный отбор.

22. Промышленное использование биологических процессов и систем на основе получения высокоэффективных форм микроорганизмов, культур клеток и тканей растений и животных с заданными свойствами называется:

биофизикой; 3) биотехнологией;

генетикой; 4) биохимией.

23. Вирус нарушает функционирование клетки хозяина, так как:

разрушает клеточную оболочку;

клетка теряет способность к редупликации;

разрушает митохондрии в клетке хозяина;

его ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина и осуществляет синтез собственных молекул белка.

24. Русский биолог Д.И. Ивановский, изучая заболевание листьев табака, открыл:

простейших; 3) бактерии;

В1. При бесполом размножении потомки:

а) имеют обновленный генотип;

б) повторяют генотип родителя;

в) развиваются из части родительской особи;

г) развиваются из одной клетки – зиготы;

д) развитие начинается из спермия;

е) появляются путем деления клетки.

Запишите ответ в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

В2. Установите соответствие между характеристикой признака и видом изменчивости, к которому ее относят.

В нижеприведенной таблице под каждым номером, определяющим позиции первого столбца, запишите букву, соответствующей позиции второго столбца.

1) носит групповой характер А) модификационная

2) носит индивидуальный характер Б) мутационная

4) не наследуется

5) обусловлена пределами нормы реакции

6) неадекватна изменению условий среды

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв

С1. Каковы фенотипы и генотипы родительской пары морских свинок, если в их потомстве было 75% вихрастых свинок и 25% гладких? А если в потомстве было 50% гладких и 50% вихрастых?

С2. У овец некоторых пород среди особей с ушами нормальной длины

С3. У свиней черная окраска щетины доминирует над рыжей, длинная форма щетины над короткой. Определите формулы расщепления гибридов, если скрещиваются животные: а) черное длиннощетинковое, гетерозиготное по второму аллелю с рыжим длиннощетинковым гетерозиготным; б) дигетеро-зиготное черное длиннощетинковое с гетерозиготным черным короткощетинковым.

С4. При скрещивании полосатых петухов и белых куриц было получено 40 полосатых петухов и кур и 38 белых петухов и кур. Определите фенотипы и генотипы родителей и потомства. Запишите формулы расщепления.

Примечание . Полосатая окраска – доминантный признак, белая – рецессив-ный. Эти гены локализованы в Х-хромосоме. Гетерогаметный пол у кур женский.

1 – 1, 2 – 3, 3 – 2, 4 – 4, 5 – 3, 6 – 2, 7 – 1, 8 – 1, 9 – 4, 10 – 2, 11 – 3, 12 – 3, 13 – 4, 14 – 2, 15 – 4, 16 – 3, 17 – 4, 18 – 1, 19 – 2, 20 – 4, 21 – 3, 22 – 3, 23 – 4, 24 – 3

1 – 2, 2 – 1, 3 – 4, 4 – 4, 5 – 2, 6 – 3, 7 – 2, 8 – 3, 9 – 2, 10 – 3, 11 – 3, 12 – 4, 13 – 4, 14 – 1, 15 – 3, 16 – 2, 17 – 4, 18 – 3, 19 – 1, 20 – 4, 21 – 2, 22 – 3, 23 – 4, 24 – 2

Задания части А (вопросы 1-24) оцениваются в 1 балл, а задания части В (вопросы 1-2) – в 2 балла. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы (части А и В) – 28 баллов.

Рекомендуемая шкала перевода первичных баллов в школьные отметки

Читайте также: