В период раннего феодализма десятая часть урожая и прочих доходов взимавшаяся церковью

Обновлено: 08.07.2024

Спасибо всем кто проголосовал на сайте. Мы вас услышали! Скоро на нашем сайте будет открыт раздел с кроссвордами. Разгадывайте онлайн, с любых устройств, в любом месте.

Судоку-онлайн Новинка -->

Скучно в поездке или ждете в очереди? Увлекательная игра Судоку поможет интересно провести время.

Алфавитный указатель

Подбор ответа на сканворд по буквам. Сначала укажите первую букву, потом вторую и так далее.

Поиск слов по маске

Подбор ответа на сканворд по маске и определению. Укажите известные Вам буквы и ответ обязательно найдется.

(лат. décima, франц. décime, dîme, нем. Zehnt, англ. tithe) - 1) Д. церковная - десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения в ср. века в Зап. Европе. В древности существовала у ряда семитич. народов, в частности у евреев, от к-рых перешла в зап. христ. церковь. Впервые церковь, опираясь на Библию, потребовала Д. в 585 (Маконский собор). Пипин Короткий ввел Д. в качестве возмещения церкви при секуляризации. При Карле Великом с 779 (Геристальский капитулярий) Д. стала обязательной для всего населения Франкского королевства. Бралась с урожая зерна и винограда (большая Д. - decima major), огородных и технич. культур (малая Д. - decima minor), скота и продуктов скотоводства ("Д. крови" - decima mixta). Канонически Д. распределялась:1/3 - на содержание церк. здания, 1/3 - священнику, 1/3 - на помощь бедным прихода, впоследствии - 1/4 - епископу. В действительности Д. пользовались высшее духовенство и светские феодалы (инфеодированная Д.). Высшие прослойки населения часто получали освобождение от Д., так что в осн. тяжесть Д. ложилась на крестьян. Д. была особенно обременит. побором, потому что всегда взималась натурой (не подлежала переводу на деньги) со всего количества урожая (часто - прямо на поле). Отмена Д. была одним из осн. требований крестьян, особенно во время крест. войн и ранних бурж. революций. Во Франции Д. отменена в 1789-1790, в др. зап.-европ. странах - в 19 в. В вост. церквах Д. в осн. не утвердилась.

На Руси Д. была установлена кн. Владимиром Святославичем вскоре после крещения Руси и предназначалась первоначально для киевской десятинной церкви, а потом приобрела характер повсеместного налога, взимавшегося церк. орг-циями (но не монастырями).

2) Церк. округ, часть епархии в России до нач. 18 в. Во главе Д. стоял десятильник, функции к-рого с 1551 частично перешли к старостам поповским и десятским священникам.

3) Рус. поземельная мера. Известна с кон. 15 в. Первоначально Д. измерялась двумя четвертями и представляла собой квадрат со сторонами в 1/10 версты (2500 кв. саженей). Межевой инструкцией 1753 размер казенной Д. был определен в 2400 кв. саженей (1,0925 га). В 18 - нач. 20 вв. употреблялась также хоз., или косая, Д. (80Ч40=3200 кв. саженей), хозяйственная круглая Д. (60Ч60=3600 кв. саженей), сотенная (100Ч100=10000 кв. саженей), бахчевая (80Ч10=800 кв. саженей) и др. Была отменена после Окт. революции в связи с переходом к метрич. системе мер в 1918.

Лит.: Добиаш-Рождественская О. A., Церк. общество Франции в XIII в., ч. 1, П., 1914; Черепнин Л. В., Рус. метрология, М., 1944; Feine H., Kirchliche Rechtsgeschichte, Weimar, 1954.


См. также `Десятина` в других словарях

1. Период раннего феодализма

2. Период феодальной раздробленности

Причиной феодальной раздробленности можно назвать и глубоко натуральный характер древнерусской экономики, поскольку в ней было очень мало подлинных экономических связей между отдельными княжествами. Натуральная экономика – это совокупность весьма замкнутых хозяйственных единиц, мало включённых в торговые и иные экономические отношения. Эти единицы являлись самодостаточными, самообеспечивающимися, практически исключающими внешние факторы развития. Но всё это не объясняет в полной мере нарастания процессов государственной раздробленности. Экономика России имела натуральный характер и позже, в период образования единого централизованного государства в XIV-XV веках, однако натуральное хозяйство не помешало объединению земель вокруг Москвы. К XII веку боярские вотчины стали более сильными и независимыми, что позволяло боярам вести наступление на общинные земли. Происходило закабаление свободных смердов–общинников, увеличение оброка и повинностей, которые выполнялись в пользу феодалов зависимыми смердами. Феодалы на местах стремились получить всё больше власти, чтобы наказывать смердов, получать самим с них штрафы – виры. Рост и укрепление городов в XI-XII веках также ускорили процесс распада Древнерусского государства. Города постепенно стали требовать предоставления экономической и политической самостоятельности, что позволяло им стать центрами различных княжеств со своими сильными князьями, которых поддерживали местные бояре. Во многих городах возрастала роль городских народных собраний – вече, выражавших идеи децентрализации, независимости местной власти от Киева.
В течение почти двух с половиной веков экономика Руси развивалась в большой зависимости от монголо-татарских завоевателей, которые уничтожали всё, что создавалось предыдущими поколениями. В результате экономика Руси была отброшена на столетия назад. Были разрушены города, сёла, памятники культуры, центры ремёсел. По подсчётам археологов, на Руси в начале XIII-го века насчитывалось 74 города. Хан Батый разрушил 49 городов, в 14 из них уже никогда не вернулась жизнь, а 15 городов превратились в небольшие сёла. Заметно сократилась численность населения. Экономическая зависимость Руси выражалась в том, что всё население покоренных русских земель было переписано и обложено тяжёлой ежегодной данью – ясаком в виде серебра и различного имущества. Кроме уплаты ясака, русское население должно было выполнять целый ряд повинностей: ратную, ямскую, подводную, по которым следовало поставлять русских воинов в Орду, лошадей и подводы для баскаков, платить большие торговые пошлины.
С XI-XIII веков в феодальной земельной собственности утвердилась иерархическая структура землевладения. Во главе иерархической лестницы стоял старший князь, который являлся верховным владетелем по отношению к феодалам. Наследники старшего князя, получившие в полную собственность земли, становились удельными князьями, а их владения назывались уделами. При этой системе основной привилегированной формой землевладения по-прежнему оставалась боярская вотчина как крупная, независимая хозяйственная единица. Вотчинные хозяйства оставались почти полностью натуральными, все основные потребности удовлетворялись за счёт продукции, которая производилась внутри вотчины. Церковные землевладения по своим размерам не уступали боярским вотчинам. Церкви и монастыри, также как и феодалы, захватывали общинные земли, наступали на права крестьян. В период господства вотчинного хозяйства всё более заметное место стало занимать поместное, или условное землевладение. За выполнение службы землевладельцы давали служивым людям участки земли – поместья – в условное пользование на период служения собственнику земли. По окончании срока службы поместье могло быть отобрано. Позже феодалы стали давать служилым людям в награду право им самим собирать налоги (кормы) с крестьян, т. е. заниматься кормлением, что означало усиление экономической зависимости населения.
Основной отраслью экономики оставалось сельское хозяйство. Главной рабочей силой как вотчины, так и поместья были зависимые крестьяне, которых условно можно разделить на несколько крупных групп (разрядов). Одну из них составляли старожильцы, уже в течение нескольких поколений жившие на землях данного феодала и тесно с ним связанные. Такие крестьяне редко уходили на другие места. И хотя юридически они были свободными, экономически всё более зависели от феодала, превращаясь в крепостных людей. Следующая группа — новоприходцы, которые недавно переселились из других вотчин или поместий. Феодалы, заинтересованные в новых работниках, давали им большие ссуды в виде семян, скота, леса и др., а также освобождали их от выполнения повинностей и от уплаты оброка на несколько лет. Через некоторое время они попадали в разряд должников, что приводило их к крепостной зависимости.
Основной формой экономической зависимости крестьян от землевладельцев был натуральный оброк (рента продуктами). Кроме того, крестьяне выполняли ряд повинностей, т. е. существовала барщина, или издолье (отработочная рента), но она ещё не играла заметной роли нигде, кроме монастырских хозяйств. Денежная рента оставалась совсем незначительной долей в общем числе повинностей, поскольку рыночные связи и денежное обращение были ещё слабо развиты. В XIV веке усилилось общественное разделение труда, ремесло стало всё больше отделяться от сельского хозяйства, что привело к более активному обмену между городским и сельским населением, к зарождению внутреннего российского рынка. Но созданию внутреннего российского рынка мешала феодальная раздробленность, поскольку в каждом княжестве устанавливалось большое количество проездных и торговых пошлин и поборов. Развитие внутренней торговли неизбежно приводило к более активному денежному обращению. Как и в Древнерусском государстве, в период феодальной раздробленности Руси внутренняя торговля играла менее заметную роль, чем внешняя. Уже в конце XIII – начале XIV веков внешнеэкономические связи вновь оживились.

3. Экономика России в XV-XVII веках.

Список использованной литературы

В последней главе десятой части описывается процесс создания и финансирования корпорациями пенсионных программ. Управление пенсионными программами не является традиционной темой литературы о корпоративных финансах, однако, как нам представляется, должна стать таковой. Пенсии составляют громадную часть обязательств корпораций в США. [19]

По требованию одной десятой части городских избирателей городская управа обязана поставить на обсуждение городской думы интересующий этих граждан вопрос муниципальной политики. [20]

Таким образом, около десятой части сейсмической волновой энергии переходит в энергию цунами. [22]

Слово десятина означает десятую часть : предполагалось, что налог равнялся одной десятой дохода человека. Согласно Библии, десятина обеспечивала священнослужителей-левитов, права и обязанности которых описаны в Книге Чисел ( 18, 26 - 27): Когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины. [23]

Это составляет лишь примерно десятую часть по сравнению с емкостью памяти, необходимой при стандартной реализации. Составление таблицы истинности не представляет труда. [24]

Четверть века тому назад только десятая часть московских квартир имела газ, а в 1960 г. 99 % жилого фонда Москвы обеспечено газом. [25]

На производство сплавов расходуется примерно десятая часть мирового производства кадмия . Кадмиевые сплавы используют главным образом как антифрикционные материалы и припои. Известный сплав состава 99 % Cd и 1 % М применяют для изготовления подшипников, работающих в автомобильных, авиационных и судовых двигателях в условиях высоких температур. Поскольку кадмий недостаточно стоек к действию кислот, в том числе и содержащихся в смазочных материалах органических кислот, иногда подшипниковые сплавы на основе кадмия покрывают индием. [26]

На производство сплавов расходуется примерно десятая часть мирового производства кадмия . Кадмиевые сплавы используют главным образом как антифрикционные материалы и припои. Поскольку кадмий недостаточно стоек к действию кислот, в том числе и содержащихся в смазочных материалах органических кислот, иногда подшипниковые сплавы на основе кадмия покрывают индием. [27]

Равнины занимают менее одной десятой части территории республики . По сравнению с равнинами других районов Советского Союза они небольшие и в основном представляют собой расширенные участки речных долин или обширные межгорные впадины. Наиболее крупные в Таджикистане равнины Западно-Ферганская, Пенджикентская, Кулябская, Гиссарская, Вахшская и Нижне-Кафирниганская. [28]

Так как 36 составляют десятую часть 360, то переносим запя тую на один знак вправо и получаем искомую величину 314 159 мм. [29]

Так как 36 составляют десятую часть от 360, то переносим запятую на один знак вправо и получаем искомую величину I 314 159 мм. [30]

Читайте также: