В отличие от мхов у хвощей имеются

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Выберите один верный ответ.

1. Растение, изображенное на рисунке относится к отделу:

1) Водоросли 3) Плауновидные

2) Хвощевидные 4) Папоротниковидные

2 . В отличие от мхов у хвощей имеются1) стебли 2) листья 3) корни 4) побеги

3 . Плауны размножаются: 1) семенами 2) спорами 3) гифами 4) слоевищем

4 . Высшие растения отличаются от низших

1) расчленением тела на органы 3) наличием таллома

2) вегетативным размножением 4) размножением спорами

5 . Фотосинтез у папоротников происходит в

1) гаметах 2) корневище 3) спорангиях 4) тканях листа

6 . Спорофит плауна представлен:

1) заростком 2) зеленым растением 3) спороносным колоском 4) пластинка.

1) имеют мочковатую корневую систему 3) имеют стержневую корневую систему

2) не имеют корня 4) лишены корневого чехлика

8 . Гаметофит доминирует в жизненном цикле у

1) папоротникообразных 2) мохообразных 3) покрытосеменных 4) голосеменных

9 . В цикле развития сфагнума преобладает

1) листостебельное растение 2) коробочка со спорами 3) заросток 4) зелёная нить (протонема)

10 . У папоротников, в отличие от мхов,

1) из проросшей споры развивается заросток

2) происходит чередование полового и бесполого поколений

3) бесполое размножение происходит с помощью спор

4) оплодотворение невозможно без воды

11 . Для оплодотворения папоротникам, хвощам и плаунам необходимо:

1) участие насекомых-опылителей 3) наличие ветра

2) присутствие воды 4) образование пыльцевой трубки

12 . К споровым растениям относится

1) плаун булавовидный 2) сосна крымская 3) клен остролистный 4) мак самосейка

13 . Об усложнении папоротников по сравнению со мхами свидетельствует развитие у папоротников

1) гаметофита 2) листьев 3) спор 4) корней

14 . Как называют орган (структуру), в которой у папоротников образуются яйцеклетки

1) архегоний 2) антеридий 3) спорангий 4) яичник

15 . Приспособленность мха сфагнума к жизни в условиях избыточного увлажнения проявляется в наличии у него

1) вегетативных органов 3) хлорофиллоносных клеток в листьях и стебле

2) придаточных корней 4) воздухоносных клеток в листьях и стебле

16 . Рассмотрите схему онтогенеза листостебельного мха.

Определите две стадии онтогенеза с диплоидным набором хромосом и запишите в цифры, под которыми они указаны.

17 . Выберите два организма, размножающиеся семенами.

1) Клевер ползучий 4) Олений мох

2) Хвощ полевой 5) Капуста белокочанная

3) Плаун булавовидный

18 . О возникновении папоротников в истории Земли свидетельствует

1) существование травянистых и древесных форм 3) наличие их отпечатков и окаменелостей

2) их способы размножения 4) их современное многообразие

19 . Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) развитие заростка 4) оплодотворение

2) развитие спорофита 5) образование архегониев и антеридиев

3) образование спорангиев 6) прорастание споры

1) Клетки заростка папоротника

2) Клетки коробочки мха

5) Клетки камбия липы

21 . Какие признаки являются общими для моховидных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) в размножении зависят от воды 4) имеют проводящие ткани

2) имеют корни и побеги с листьями 5) имеют вегетативные органы

3) образуют семена 6) размножаются спорами

22. Установите последовательность этапов в цикле развития мхов, начиная с прорастания споры.

1) образование предростка

2) оплодотворение при наличии воды

3) прорастание споры

4) развитие на предростке женских и мужских растений мха

5) созревание на мужских растениях сперматозоидов, на женских — яйцеклеток

6) развитие из зиготы на женском растении коробочки со спорами

23 . Установите соответствие между стадией развитие папоротника и ее плоидностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) спора 1) гаплоидная

Б) заросток 2) диплоидная

В) зрелый спорофит

Г) молодой спорофит

24. Выберите три правильных ответа из шести. Какие из перечисленных особенностей строения и жизнедеятельности характерны для мхов:

1) корни отсутствуют 4) имеется хорошо развитая корневая система

2) размножаются семенами 5) размножаются спорами

3) цветки мелкие, невзрачные 6) для размножения нужна вода

25 . Установите соответствие между представителями растительного царства и их особенностями.

А) в почве закрепляются ризоидами

Б) в цикле развития преобладает спорофит

В) споры образуются в коробочках

Г) споры образуются в спорангиях, на нижней стороне листьев

Д) из споры развивается заросток

Е) из споры развивается зелёная нить

Часть С. Сформулируйте развернутый ответ.

26 . Укажите основные признаки моховидных растений

27 . В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трёх признаков.

28 . Известно, что на сфагновых болотах, несмотря на большое количество влаги, вода оказывается недоступной для многих растений. С чем это связано?

Выберите один верный ответ .

1 . Растение, изображенное на рисунке относится к отделу:

1) Водоросли 3) Плауновидные

2) Хвощевидные 4) Папоротниковидные

2 . На взрослом растении хвоща созревают

1) споры 2) гаметы 3) семена 4) шишки

3 . Назовите орган(ы), в котором(ых) у папоротников откладываются про запас питательные веществ

1) листья 2) корни 3) корневище 4) споры

1) гаметофиты; 2) спорофиты; 3) одни веточки — гаметофиты, другие — спорофиты.

5 . Спорофит у плаунов представлен

1) взрослым растением 2) заростком 3) яйцеклеткой 4) сперматозоидом

6 . К генеративным органам папоротников относят:1) корень 2) стебель 3) лист 4) спорангии

7 . Спорангии хвощей представлены:

1) спороносными колосками 2) зеленым растением; 3) пластинкой; 4) заростком.

8 . Мхи обитают только в сырых местах, так как они

1) низкорослые растения 3) имеют плохо развитые проводящие ткани

2) хорошо выносят тень 4) имеют фотосинтезирующие ткани

9 . Из споры папоротника развивается:

1) заросток 2) стебель 3) корневище 4) первый лист

10 . Пыльца у папоротника созревает в:

1) пестике 2) спорангии 3) тычинке 4) ни один ответ не верен

11 . Мужские гаметы не обладают подвижностью у:

1) мхов 2) голосеменных 3) папоротников 4) всех перечисленных

12 . Листья совмещают функции спороношения и фотосинтеза у:

1) мхов 2) хвощей 3) папоротников 4) плаунов

13 . Листья у хвощей расположены:

1) мутовчато 2) супротивно 3) поочередно 4) листья отсутствуют

14 . Заросток папоротниковидных представляет собой небольшую пластинку, которая:

1) развивается из споры 3) несет женские половые органы

2) несет мужские половые органы 4) верно все перечисленное

15 . В образовании торфа принимает участие:1) сфагнум 2) леканора 3) пармелия 4) ксантория

16 . Споры у хвощей созревают в:

1) заростках 3) колосках на верхушках побегов

2) сорусах на поверхности листьев 4) споры отсутствуют

17 . Основным органом прикрепления к почве у плаунов служат:

1) ризоиды 2) придаточодные корни 3) главные корни 4) боковые корни

18 . Представитель какого отдела растений показан на рисунке?

19. Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения.

1) развитие заростка 4) оплодотворение

2) развитие спорофита 5) образование архегониев и антеридиев

3) образование спорангиев 6) прорастание споры

20 . Выберите клетки, в которых набор хромосом гаплоиден. Определите два верных утверждения

1) клетки заростка папоротника 4) клетки коробочки мха

2) клетки камбия липы 5) спермии ржи

3) клетки эндосперма пшеницы 6) споры хвоща

21 . Установите последовательность стадий жизненного цикла мха сфагнума, начиная с оплодотворения.

1) оплодотворение 4) развитие листостебельного растения

2) развитие коробочки на ножке 5) развитие половых органов и гамет

3) развитие спор 6) прорастание протонемы

22 . Установите соответствие между стадией развития папоротника и её плоидностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТАДИЯ РАЗВИТИЯ ПЛОИДНОСТЬ

А) Спора 1) Гаплоидная стадия

Б) Заросток 2) Диплоидная стадия

В) Зрелый спорофит

Г) Молодой спорофит

23 . Выберите три верных ответа . Сходство мхов и папоротников проявляется в

1) размножении спорами 4) дифференциация на органы и ткани

2) оплодотворении, которое происходит вне водной среды 5) автотрофном способе питания

3) перекрёстном опылении насекомыми 6) преобладании среди них древесных форм

24. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого этот признак характерен.

А) отсутствие корней

Б) развитая проводящая система

В) наличие водоносных клеток

Г) недоразвита проводящая система, поэтому размеры растения ограничены

Д) спорофит преобладает над гаметофитом

25. Установите соответствие между стадией развития мха кукушкин лён и её плоидностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТАДИЯ РАЗВИТИЯ ПЛОИДНОСТЬ

А) Спора 1) Гаплоидная

Б) Протонема (зелёная нить) 2) Диплоидная

В) Листостебельное растение

Часть С. Сформулируйте развернутый ответ.

26 . Какой хромосомный набор характерен для гаметофита и гамет мха сфагнума? Объясните из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?

27 . Почему мхи относят к высшим споровым растениям? Приведите не менее 3-х признаков.

28 . Назовите особенности строения и жизнедеятельности плаунов.

29 . Известно, что папоротник орляк — это споровое растение, с развитыми проводящими тканями, размножающееся как бесполым, так и половым путём. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков организма.

(1) Среди папоротникообразных растений в настоящее время встречаются как травянистые, так и деревянистые растения. (2) В цикле развития преобладает спорофит — взрослое, наземное растение. (3) Гаметофит папоротника представлен маленьким подземным заростком, на котором образуются гаметы. (4) В высоту папоротники могут достигать нескольких метров, не испытывая затруднений в поступлении воды к листьям (вайям). (5) Папоротники — наземные растения, широко распространённые в разных ярусах леса. (6) На нижней стороне вайи можно заметить коричневые образования — сорусы, содержащие споры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии. Тема: "Химический состав клетки".

Тест предназначен для подготовительных занятий к ЕГЭ по биологии. Тема:"Химический состав клетки".


Тренировочный тест для подготовки к ЕГЭ по биологии.

Тест предназничен для подготовке к ЕГЭ по биологии. Он содержит задания по различным темам курса ботаники.


Тесты для подготовки к ЕГЭ по биологии

Тестыдля подготовки к ЕГЭ по биологии Тесты составлены по материалам ЕГЭ прошлых лет. Задания выбирались из сборников с грифом ФИПИ (институт – разработчик ЕГЭ). Ответы приводятся по тем же.


Тесты для подготовки к ЕГЭ по биологии. Темы: "Память", "Чувства и эмоции".


Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии в 10 классе. Тесты к теме: "Тип Простейшие"

Тесты предназначены для подготовки к ЕГЭ по зоологии в 10 классе.


Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии в 10 классе. Тесты к теме: "Тип Плоские черви"

Разноуровневые задания предназначены для подготовки к ЕГЭ по зоологии в 10 классе.


Тренировочный тест для подготовки к ОГЭ по биологии по теме: "Растения"

Данный тест поможет обобщить знания учащихся по основным темам курса "Ботаника".


Языческие сюжет пппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппрррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп

Вопрос по русскому языку: Помогите пожалуйста., класс по карточке задания. Язык. задумываемся ли мы ,для чего. В своей притче Э.А.Вартаньян

Отличия мхов от водорослей:
Имеются органы (стебель, листья) и ткани (механические, проводящие, покровные).

Отличия мхов от остальных высших растений:
1) Вместо корней – ризоиды.
2) Плохо развиты ткани, особенно механические и проводящие, из-за этого все мхи являются небольшими травами.
3) В жизненном цикле преобладает гаметофит, а спорофит небольшой (коробочка на ножке). У остальных высших растений – наоборот, преобладает спорофит, а гаметофит с ходом эволюции редуцируется. Мхи, таким образом, являются тупиковой ветьвью эволюции растений.

Из споры мха развивается зеленая нить (предросток, протонема), напоминающая зеленую водоросль. Из почек на предростке вырастает гаметофит – растение со стеблем и листьями. На верхушке гаметофита образуются гаметы, оплодотворение происходит в водной среде. Из зиготы вырастает спорофит (коробочка на ножке), он получает питание от гаметофита. В спорофите образуются споры.

Представители мхов: кукушкин лён, сфагнум.

Сфагнум (белый, торфяной мох). Ризоидов нет, вода впитывается мертвыми водозапасающими клетками белого цвета. Эффективно накапливает воду, вызывает заболачивание леса. Содержит антисептик (карболовую кислоту), поэтому не гниет, превращается в торф

Спорофит папоротников состоит из стебля, листьев и корней. Стебель обычно представляет собой короткое корневище, от которого отходят придаточные корни. Листья папоротников (вайи) произошли путем уплощения ветвей, растут верхушкой, совмещают функции фотосинтеза и спороношения. На нижней их стороне образуются скопления спорангиев (сорусы); внутри каждого спорангия происходит мейоз и образуются гаплоидные споры.

Во влажных условиях споры прорастают в заросток (гаплоидный гаметофит). Это зеленая пластинка, способная к фотосинтезу, прикрепленная к почве одноклеточными ризоидами. Она не имеет кутикулы, поэтому может жить только во влажной среде. На нижней стороне заростка образуются сперматозоиды и яйцеклетки. Из зиготы вырастает спорофит, который сначала развивается за счет заростка, но вскоре переходит на самостоятельное питание, а заросток отмирает.

Папоротниковидные известны с карбона, но, в отличие от появившихся примерно тогда же хвощей и плаунов, папоротники и в настоящее время насчитывают 12 тысяч видов, широко распространены и представлены многими жизненными формами:

  • по всему миру растут многолетние травянистые папоротники (щитовник, кочедыжник, орляк)
  • в тропиках встречаются плавающие формы, лианы, эпифиты и древовидные папоротники, достигающие до 25 м в высоту.

Гигантские древовидные хвощи и плауны образовали каменноугольные леса. Современные хвощи и плауны – многолетние травянистые растения с хорошо развитым корневищем. Органом спороношения хвощей и плаунов является спороносный колосок, в котором путем мейоза образуются гаплоидные споры. Спора прорастает в заросток – гаметофит, не нем образуются гаметы, при их слиянии образуется зигота, из которой вырастает спорофит.

Хвощ полевой имеет мощное корневище и членистый стебель. Фотосинтез осуществляется главным и боковыми побегами, листья маленькие, буроватые, не фотосинтезируют. У хвоща полевого образуются надземные побеги двух видов: весенние – бурые, спороносные, отмирают после спороношения, и летние – зеленые, вегетативные, отмирают к осени. Заросток хвощей – зеленая многократно ветвящаяся пластинка.

Плаун булавовидный растет в хвойных лесах. Стебель дихотомически ветвится, от него в почву отходят придаточные корни, а наверх – ветви. Стебель и ветви покрыты мелкими чешуевидными зелеными листьями. Заростки плаунов созревают за 10-15 лет, питаются гетеротрофно – либо за счет питательных веществ, запасенных в споре, либо за счет сожительства с почвенными грибами.

Хвощи - многолетние споровые корневищные растения, с зелеными стеблями, ветвями и чешуйчатыми листьями. Современные хвощи - травянистые растения, в прошлом имели большее разнообразие: встречались древовидные формы до 20 м высотой. Наряду с древними плауновидными в карбон (каменноугольный период) участвовали в образовании каменного угля.

Как и плауны, хвощи поселяются в увлажненных местах: по берегам водоемов, на лугах, лесных опушках. Закисленные почвы - излюбленное место обитания хвощей.

Жизненный цикл хвоща

Характеристику хвощам будем давать на основе типичного представителя - хвоща полевого.

Строение хвоща полевого

Хвощ полевой имеет членистое строение, мелкие чешуйчатые листья собраны в мутовки по 6-12 листьев. Эпидермис стебля гладкий, оболочки клеток содержат кремнезем - SiO2, что придает стеблю прочность, делает его несъедобными для скота, многих диких животных.

Подземная часть растения включает сильно разветвленное корневище, по площади до 8м 2 , от которого вглубь почвы отходят придаточные корни. У хвоща полевого отдельные боковые ветви корневища могут видоизменяться в клубни, запасающие питательные вещества. Клубни также принимают участие в процессах вегетативного (бесполого) размножения. Вегетативные побеги появляются весной позже спороносных, и отвечают главным образом за питание, рост и развитие растения. Фотосинтез происходит в стебле растения.

Весной первыми у хвоща полевого появляются спороносные побеги, заканчивающиеся спороносными колосками. Стебель у них коричневого цвета, хлорофилл отсутствует. Спороносный побег отвечает за половое размножение. Перпендикулярно оси колоска к нему крепятся органы спороношения - спорангиофоры, под которыми лежат 6-10 спорангиев. Спороносный побег отмирает после спороношения.

Спороносный побег отличается от вегетативного главным образом наличием стробила. Стробил - видоизмененный укороченный побег, служащий для размножения некоторых высших растений: хвощей, плаунов, голосеменных. Несет специализированные листья спорофиллы, на которых формируются спорангии. Спорофилл (от греч. sporá - семя и phýllon - лист) - видоизмененный лист споровых растений, на котором развиваются органы бесполого размножения - спорангии.

Строение хвоща

Жизненный цикл хвощей

В жизненном цикле хвощей, как и папоротников, доминирует спорофит. Начнем рассматривать цикл с момента прорастания споры (n). Споры высыпаются из спорангиев, во влажной среде прорастают в заросток - гаметофит (n), который крепится к почве ризоидами. Образующиеся из спор гаметофиты раздельнополы, на одних развиваются антеридии (мужские половые органы), на других архегонии (женские половые органы). В антеридиях (n) формируются сперматозоиды, в архегониях (n) - яйцеклетки.

Во влажной среде подвижный сперматозоид (n) достигает яйцеклетки (n) в архегонии, сливается с ней, образуя зиготу (2n). Из зиготы развивается спорофит (2n), у которого на спорофилле в спорангии материнские клетки (2n) делятся мейозом, в результате образуются споры (n).

Жизненный цикл хвоща

Значение хвощей

Хвощи имеют медицинское значение, их используют в качестве мочегонных и кровеостанавливающих средств. Несмотря на твердость стебля, вследствие высокого содержание кремнезема, хвощом питаются олени. Не вызывает сомнений, что хвощ является звеном в цепи питания (продуцентом). Весенние побеги употребляют в пищу в свежем и вареном виде, из них делают соусы, начинки для пирога.

Мы с вами, ботаники, безусловно восхищаемся хвощом! Но вот садоводы от него совсем не в восторге. Хвощ считается одним из злостных сорняков в огороде, трудно выводимым и доставляющим массу хлопот. Хвощ селится на закисленной почве, поэтому помимо перекапывания, садоводы применяют известкование - внесение в почву карбонатов кальция CaCO3 и магния MgCO3, а также оксидов - CaO и MgO и гидроксида кальция - Ca(OH)2 с целью снижения кислотности почвы. Почва со сниженной кислотностью нравится хвощу гораздо меньше, и он перестает заводиться на огороде ;)

Изветскование почвы

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Читайте также: