В клетках корня растения в отличие от клеток листа нет

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Дам 30 баллов биология В клет­ках корня рас­те­ния в от­ли­чие от кле­ток листа нет 1.ци­то­плаз­мы 2.ядра 3.ва­ку­о­лей 4.хло­ро­пла­стов Кам­бий дре­вес­но­го рас­те­ния 1.способствует росту стебля в толщину 2.обеспечивает рост стебля в длину 3.придаёт стеблю прочность и упругость 4.защищает стебель от повреждений Лист — это орган, в ко­то­ром про­ис­хо­дит: 1.образование на свету органических веществ из неорганических 2.передвижение воды и минеральных веществ 3.все вышеперечисленное. 4.поглощение углекислого газа и выделение кислорода Какую функ­цию не вы­пол­ня­ет лист? 1.фотосинтез 2.опыление 3.газообмен 4.транспирация Фотосинтез – это 1.процесс расходования органических веществ с освобождением энергии 2.процесс образования органических веществ на свету из углекислого газа и воды 3.процесс использования органических веществ растением 4.процесс превращения крахмала в сахар при прорастании семян Поступление углекислого газа в клетки листа обеспечивает такая особенность его строения, как: 1.наличие жилок 2.наличие в клетках хлоропластов 3.прозрачность клеток кожицы 4.наличие устьиц и межклетников спасибо

78 0

Знаешь ответ? Добавь его сюда и заработай денег! Ответы проходят модерацию. Минимум 100 символов.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО БИОЛОГИИ - 6 КЛАСС.

1 задание. Тест.

Органами цветкового растения являются: А) корневой волосок, околоцветник, Б) тычинки, пестики, корневой чехлик, В) корень и побег, Г) чашечка и венчик.

Роль корня в жизни растения состоит в: А) образовании органических веществ, Б) поглощение органических веществ из почвы, В) укреплении растении в почве, поглощении воды и минеральных солей, Г) опылении и оплодотворении растений.

Что представляет собой побег? А) лист и корень, Б) верхушка стебля, В) верхушка корня, Г) стебель с листьями и почками.

Устьице на листе: А) состоит из клеток, содержащих хлоропласты, Б) клетки имеют сильно удлиненную форму, В) состоит из двух замыкающих клеток и щели между ними, Г) состоит из крупных рыхло расположенных клеток.

Что такое фотосинтез? А) образование органических веществ на свету из углекислого газа и воды, Б) расщепление органических веществ с освобождением энергии, В) поглощение веществ из почвы, Г) минеральное питание растений.

Подземный побег можно отличить от корней по наличию у него: А) почек, Б) корневого чехлика, В) главного корня, Г) корневых волосков.

Какова роль оболочки в клетке? А) выполняет защитную функцию, Б) осуществляет связь между частями клетки, В) обеспечивает сходство с дочерними клетками, Г) служит местом отложения питательных веществ в запас.

2 задание. Из приведенных ниже выберите признаки, характеризующие фотосинтез и дыхание. Внесите в таблицу буквы, обозначающие признаки этих процессов.

А. Происходит во всех клетках. Б. Протекает только на свету. В. Поглощается углекислый газ, выделяется кислород. Г. Поглощается кислород, выделяется углекислый газ. Д. Происходит в клетках с хлоропластами. Е. Протекает на свету и в темноте. Ж. Органические вещества образуются. З. Органические вещества расщепляются до более простых.

3 задание. Зарисовать строение цветка и подписать его составные части.

4 задание. Дать полный развернутый ответ на вопросы.

Почему без растений жизнь на Земле была бы невозможна?

Назовите характерные признаки бактерий.

Назовите отличия голосеменных и покрытосеменных растений.

5 задание. Дать определение понятиям: симбиоз, вакуоль, ткань, эндосперм.

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО БИОЛОГИИ - 6 КЛАСС.

1 задание. Тест.

Растения в отличие от животных: А) образуют на свету органические вещества из углекислого газа и воды, Б) питаются готовыми органическими веществами, В) поглощают кислород в процессе дыхания, Г) имеют клеточное строение.

Роль стебля в жизни растений состоит в: А) поглощение воды и минеральных солей из почвы, Б) образовании органических веществ, В) укреплении растения в почве, Г) передвижении воды, минеральных и органических веществ.

Что представляет собой корень? А) видоизмененный побег, Б) корневище с почками, В) подземный орган который поглощает воду и минеральные соли, Г) клубень с почками.

Какую роль играет свет в процессе фотосинтеза? А) способствует передвижению веществ, Б) служит источником энергии, В) способствует поглощению воды растением, Г) способствует делению клеток.

Доказательством того, что клубень представляет собой побег, служит: А) наличие запаса питательных веществ, Б) наличие прочных наружных покровов, В) наличие признаков видоизмененного стебля с почками, Г) клеточное строение клубня.

Растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ всеми клетками тела в процессе: А) фотосинтеза, Б) дыхания, В) испарения, Г) передвижения веществ.

Различия в строении клеток листа и корня проявляются в том, что в клетках корня нет: А) цитоплазмы, Б) вакуолей, В) хлоропластов, Г) ядра.

2 задание. Из приведенных ниже признаков выберите характерные для растений класса однодольных и двудольных. Буквы, обозначающие признаки каждого класса, выпишите в таблицу. А. В семени 2 семядоли. Б. В семени 1 семядоля. В. Корневая система стержневая. Г. Корневая система мочковатая. Д. Жилкование листьев сетчатое. Е. Жилкование листьев параллельное. Ж. Запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме. З. Запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях.

3 задание. Зарисовать стержневую и мочковатую корневые системы и обозначить – из каких корней они состоят.

4 задание. Дать полный развернутый ответ на вопросы.

Докажите, что одноклеточная водоросль – это клетка-организм.

Что произойдет с растением, если его листья начинают усиленно расти после подкормки?

Что образуется на месте цветка?

5 задание. Дать определение понятиям: семядоля, почка, венчик, сложный лист.

К ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Предмет биология включен в переводную аттестацию в 6-х классах, так как он вводится в обучение в данной параллели первый год. Целью переводной аттестации является анализ усвоения учащимися знаний основ новой науки. Формой переводной аттестации был выбрана контрольная работа.

Работа включает два варианта по 5 заданий и направлена на проверку знаний и умений, полученных в течение года учащимися 6-х классов по предмету биология.

В каждом варианте предложены однотипные задания:

1 задание – тест – работа с заданиями на выбор одного правильного ответа, которые позволяют выявить полноту и глубину знаний, учат школьников анализировать явления и процессы, выделять главное.

2 задание – тестовые задания на классификацию объектов и процессов – это задания, в которых даются только правильные ответы, а от ученика требуется их классифицировать, распределить в группы и занести результаты в таблицу. Такие задания необходимы для контроля знаний на базовом уровне.

3 задание – графическое изображение биологического объекта (строение цветка и корневых систем) и обозначение их составных частей. Данное задание направлено на развитие образного мышления учащихся, учит распознавать объекты и устанавливать связи между ними, проверяет сформированность умения наблюдать.

4 задание – расширенные свободные ответы на поставленные вопросы (3 вопроса) – направлены на выявление умений учащихся давать полный и обоснованный ответ на поставленные вопросы на основе полученных знаний по предмету биология.

5 задание – дать определение понятиям – работа с понятийной терминологией.

Корень — вегетативный орган, находящийся под землей, который отличается радиальной симметрией, неограниченным верхушечным ростом в длину и активным ветвлением.

Разветвление корня в стороны образуется эндогенно — из внутренних тканей растения. Точку роста или конус роста корня покрывает специальный корневой чехлик. Особенность корня в том, что у него нет листьев и почек, размещенных в определенном порядке.

Возникновение корня у растений произошло в то время, когда они перешли на сушу. При этом корень появился позже стебля и листьев. Первые настоящие корни сформировались у плаунов. Наивысшая дифференциация и специализация корня произошла уже у семенных растений.

Типы корней по происхождению

В зависимости от происхождения, выделяют:

  • главный корень. Он формируется из зародышевого корешка семени;
  • придаточные корни. Они появляются на стебле растения, листьях и различных их видоизменениях;
  • боковые корни. Определить, что перед вами именно этот вид корня растения просто: боковой корень отходит от главного или дополнительных корней.

Главный корень растения появляется из зародышевого корня, который, в свою очередь, возникает в результате прорастания семени.

Корневая шейка — часть между главным корнем и стеблем.

За счет разветвлений главного корня появляются боковые корешки.

Придаточные корни не развиваются из корня. Как правило, они образуются из другой части растения и способствуют увеличению объема корневой системы. В случаях, когда у растения отсутствуют главный и боковые корни, придаточные их заменяют.

Придаточные корни образуются несколькими способами:

  • из нижней части стебля у однодольных растений;
  • в результате окучивания растений из части стебля, оказавшейся присыпанной землей. Так происходит с капустой и картофелем;
  • на подземных стеблях или корневищах многолетних трав;
  • из донца на луковицах;
  • на листьях в случаях вегетативного размножения. Такой вариант можно наблюдать у фиалок и бегоний.

Если сравнивать поверхность корня и поверхность надземной части, то у многих растений первая будет заметно больше.

К примеру, озимая рожь имеет поверхность корня, которая в 130 раз длиннее поверхности части, находящейся над землей.

У пустынных растений корни могут углубляться более чем на 20 метров.

Каждый вид растения отличается индивидуальной глубиной проникновения корней, степенью ветвления и глубиной ветвления корней. Все это зависит, в первую очередь, от внешних условий.

Типы корневых систем

Корневая система — совокупность всех корней, присутствующих у одного растения.

Типы корневой системы делятся по происхождению. Бывают:

  1. Стержневая или система главного корня. В ней можно легко определить главный корень — по размеру, развитию корня и направлению роста корня по вертикали. Такая система встречается практически у всех двудольных растений.
  2. Мочковатая или система придаточных корней растения. Такая система отличается быстрым отмиранием главного корня. В некоторых случаях он вообще не отличается от придаточных корней. Мочковатая система характерна для однодольных растений, а также отдельных двудольных (лютиковые, подорожники).
  3. Смешанная корневая система. Главный корень здесь развит хорошо. Придаточные корни также присутствуют. Такую систему корней можно наблюдать у капусты, помидоров, подсолнуха.

Встречается также разделение корневой системы по характеру распределения основной массы корней в почве. Выделяют:

  • поверхностную корневую систему. Здесь корни находятся близко к поверхности почвы. К примеру, у ели или тюльпана;
  • глубинную корневую систему. Развитие корней происходит в глубину;
  • универсальную корневую систему. Развитие корней осуществляется и в ширину, и в глубину равномерно. Наблюдается у картофеля и пшеницы.

Зоны корня

Если двигаться по корню снизу вверх, то он состоит из:

  • корневого чехлика;
  • зоны деления клеток или конуса нарастания;
  • зоны растяжения клеток;
  • зоны всасывания или зоны корневых волосков;
  • зоны боковых корней или проводящей зоны.

Корневой чехлик — специальное образование, прикрывающее растущую верхушку корня наподобие колпачка, защищающее корень от повреждений твердыми элементами грунта, обеспечивающее движение корня в грунте за счет слизи и постоянного отделения клеток внешнего слоя.

Период времени от образования клетки чехлика до ее отмирания у каждого вида растения свой, но обычно — от 4 до 9 дней.

У отдельных растений корневого чехлика нет. К примеру, у ряски вместо него имеется специальный кармашек, который защищает корень от вымывающего действия воды.

За корневым чехликом находится конус нарастания корня или зона деления клеток. Она образуется с помощью клеток с тонкими стенками, плотно сомкнутыми между собой и делящимися без остановки.

За зоной деления располагается зона растяжения клеток. Здесь они вытягиваются и получают постоянную форму. Клетки удлиняются, и корень растет в длину. Зона деления и зона растяжения формируют зону роста корня.

Зона всасывания или зона корневых волосков находится выше зоны роста. Длина таких волосков составляет 1,5-2 см. Здесь клетки внешнего слоя корня формируют множество одноклеточных выростов — корневых волосков. Строение корневых волосков способствует поглощению ими воды и растворенных в ней солей из почвы. Таким образом, поглощающая поверхность корней увеличивается в несколько раз. Корешок густо покрыт корневыми волосками.

Корень яблони имеет на 1 мм. своей поверхности примерно 300 корневых волосков, кукуруза — больше 400.

Корневые волоски разные по длине и могут быть как 0,05 мм. так и 10 мм. Продолжительность жизни корневых волосков яблони составляет от 10 до 20 дней. После этого они отмирают и соскабливаются. Зона корневых волосков смещается, потому что корень растет, а вместо отмерших волосков образуются новые.

Проводящая зона находится выше зоны всасывания. Здесь нет корневых волосков, зато есть боковые корни, за счет которых растение держится в почве.

Сосуды и ситовидные трубки на этом участке используются для движения по ним воды и растворенных в ней минеральных солей к надземным органам растения. Органические вещества, питающие клетки корня, перемещаются вниз.

Строение корня

Внутреннее строение корня в зоне всасывания одинаковое вне зависимости от вида растения.

Разговор о строении корня растения нужно начинать с эпиблемы.

Эпиблема или покровная ткань включает один шар живых тонкостенных плотно сомкнутых клеток, способных формировать корневые волоски.

Под эпиблемой находится первичная кора. Она включает 3 слоя:

  1. Экзодерму. Это внешний слой строения корня, образованный несколькими слоями многоугольных и плотно прилегающих клеток. Позже эти клетки выполняют защитную функцию.
  2. Мезодерма. Средний слой образуют живые клетки паренхимы — в них происходит накапливание питательных веществ. Также в этих клетках осуществляется синтез отдельных органических соединений, после чего они доставляются в ткани. Наличие межклетников обеспечивает процесс газообмена. В первичной коре мезодерме отводится наибольшее место.
  3. Эндодерма. Внутренний слой составляют одного ряда клетки. После отмирания, они становятся водонепроницаемыми. Поэтому раствор минеральных солей, находящийся в почве, достигает центра корня только через тонкостенные живые пропускные клетки.

Под эндодермой располагается центральный цилиндр.

Перицикл — внешний слой цилиндра или образующая ткань, из которой формируются боковые корни.

Поэтому перицикл часто называют корнетворным слоем.

Живая паренхимная ткань размещается посреди центрального цилиндра. В нее углублен проводящий пучок и механические элементы.

Так выглядит корень по строению внутреннему и внешнему:

Строение корня

Особенности роста корня

Строение корневой системы тесно связано с ростом корня. Рост, в свою очередь, зависит от множества факторов: степени плодородности, влажности, температуры, воздухопроницаемости почвы.

Если почва уплотненная или слишком влажная, то корень будет расти медленно. То же самое происходит и в случаях, когда почва недостаточно влажная.

Интенсивное развитие корневой системы будет наблюдаться при температуре, подходящей конкретному виду растения. Если температурные показатели немного снижаются, то корни будут расти лучше, а при повышении температуры лучше растут органы растения, находящиеся над землей.

Плодородие почвы также влияет на рост и развитие корней. Если почва низкоплодородная, то корни будут развиваться хорошо, а если высокоплодородная — не очень. Во втором случае хорошо себя будет чувствовать надземная часть растения.

При внесении в почву фосфорных удобрений корни будет расти лучше.

Интенсивность фотосинтеза — еще один фактор, определяющий рост корней. При регулярном скашивании надземной части корни растут медленнее — соответственно, их масса уменьшается.

При обильном урожае также замедляется рост корней, а при удалении соцветий — активизируется.

Рабочая тетрадь по биологии 6 класс Пасечник, Суматохин Просвещение 2020

Корень является осевым, обычно подземным вегетативным органом у высших сосудистых растений. Он обладает способностью к неограниченному росту в длину и расположению только в одном направлении по отношению к центру нашей планеты. При помощи корня растение может закрепляться и удерживаться в почве, получать воду и минеральные вещества из нее, которые нужны стеблю, листьям, побегам, цветам.

Также в корнях (в главном корне у некоторых растений) запасаются питательные вещества. С их помощью возможен симбиоз с грибами, с корнями других растений, микроорганизмами, которые обитают в почве. Корни служат и для вегетативного размножения некоторых видов растений.

№ 2. У всех ли растений имеются корни?

Считается, что корни есть у всех растений. Однако это не так. Например, одноклеточные зеленые водоросли плавают на поверхности воды, а не крепятся к субстрату. Их тело представляет собой однородную массу и называется слоевищем. У некоторых видов водорослей (бурые и зеленые) могут присутствовать специальные отростки тела, напоминающие корни, однако это ризоиды. Также на поверхности плавают более крупные морские водоросли, у которых тоже нет ни листьев, ни стебля, ни корней.

Относятся к растениям без корней и мхи, которые являются исключением. Вместо корней у них ризоиды, которые помогают им цепляться за разные поверхности (камни, деревья и т.д.). Но поглощают такие растения влагу прямо из своего окружения.

№ 3. Чем корни отличаются от ризоидов?

Отличие заключается в том, что корни являются одним з органов у высших растений, который находится в земле и выполняет целый ряд важных функций: закрепление в почве, всасывание питательных соединений из почвы, поглощение воды, запас минеральных веществ, вегетативное размножение, синтез биологически активных веществ, взаимодействие с корнями других растений (симбиоз). Ризоиды представляют собой нитевидные тонкие выросты, которые заменяют, по сути, корни у растительных организмов низшего порядка (лишайники, мхи, некоторые водоросли и грибы). Они состоят только из одной или нескольких однорядных клеток и выполняют всего две функции: закрепление в субстрате и поглощение питательных веществ.

Стр. 162. Моя лаборатория

Стержневая и мочковатая корневые системы

Рассматриваем корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

В качестве примеров разных корневых систем возьмем для изучения корни моркови, лука, пшеницы, свеклы и репы. У свеклы, моркови и репы мы видим толстый корень – это главный корень, из-за чего корневая система таких растений называется стержневой. У пшеницы и лука мы видим, что главный корень отсутствует, но есть разветвленный куст из придаточных и боковых корней. Такая корневая система называется стержневой.

Прочитаем в учебнике, какую корневую систему называют стержневой, какую – мочковатой.

Стержневой называют корневую систему, при которой хорошо развит главный корень, который внешне похож на стержень. Он вырастает из зародышевого корешка. Однако формируют стержневую систему не только главный корень, но и маленькие боковые корешки, отходящие от него.

Мочковатой называют корневую систему, для которой характерно наличие большого количеств одинаковых придаточных корней, которые образуют своеобразный пучок. Придаточные корни отрастают от подземных и надземных частей стебля, а еще реже – от листьев. При этом у растений с мочковатой корневой системой может присутствовать и живой главный корень. Однако, он либо рано отмирает, либо вовсе не отличается по размеру от остальных придаточных корней.

Отбираем растения со стержневой корневой системой.

Стерневая корневая система характерна для большинства двудольных растений. Это может быть морковь, щавель, свекла, гречиха, арахис и т.д.

Отбираем растения с мочковатой корневой системой.

Мочковатая корневая система встречается у однодольных растений, например, у пшеницы, алоэ, ландыша, тюльпан, ячменя, лука, чеснока, лилии и т.д.

Заполняем таблицу в рабочей тетради

Название растения Тип корневой системы Особенности строения корневой системы
Морковь, свекла, щавель, гречиха, арахис, подсолнечник, фасоль, клевер, одуванчик. Стержневая Хорошо развит главный корень, который вырастает из зародышевого корешка. Также в формировании корневой системы участвуют маленькие, отходящие от главного, боковые корешки.
Пшеница, тюльпан, лук, чеснок, алоэ, лилии, ландыш, кукуруза, рожь, картофель. Мочковатая Характерно наличие большого количества приблизительно одинаковых по длине придаточных корней, которые образуют пучок. Придаточные корни отходят от надземных и подземных частей стебля, а также от листьев. Главный корень либо рано отмирает, либо совсем не отличается по размеру от придаточных.

Корневой чехлик и корневые волоски

Проращиваем семена редиса и зерновки пшеницы.

Рассматриваем корешок редиса или проростка пшеницы невооруженным глазом, а затем в лупу. Находим на конце корешка корневой чехлик.

Корневой чехлик располагается на конце корня проростка, хорошо защищает его нежные оболочки от механических повреждений почвы и обеспечивает рост корня в длину. Он представляет собой более плотное и темное образование на кончике корня, которое можно увидеть невооруженным глазом.

Обращаем внимание на часть корня выше корневого чехлика. Находим выросты в виде пушка – корневые волоски. Прочитаем в учебнике, какое они имеют строение и значение.

Корневые волоски представляют собой тонкие и недлинные выросты наружной клетки корня, которые нужны растению для того, чтобы увеличивать всасывающую поверхность его корня. Это позволяет растению получать из почвы большее количество воды и питательных веществ, необходимых ему для роста. Под клеточной оболочкой в корневых волосках находится цитоплазма, вакуоль с клеточным соком, ядро и бесцветные пластиды. Длина их достигает максимум 10 мм.

Кладем корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассматриваем под микроскопом. Сопоставляем увиденное под микроскопом с рисунком 104, зарисовываем и делаем надписи.

Diagram Description automatically generated

Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие их формы?

Корневые волоски и клетки кожицы лука имеют одинаковое строение. У них есть клеточная мембрана, под которой располагается ядро, цитоплазма, вакуоль с клеточным соком. Корневые волоски образованы вытянутыми в длину клетками, потому что их основное предназначение заключается во всасывании из почвы воды и минеральных веществ, растворенных в ней. Клетки лука имеют прямоугольную форму.

Вывод

Клетки у разных растений имеют схожее строение. Отличие их оправдывается функциями, которые они выполняют в том или ином организме. Благодаря удлиненной форме клеток корневых волосков увеличивается всасывающая способность корня, которая позволяет растению впитать как можно больше воды и питательных веществ для своего полноценного развития.

Стр. 163. Вопросы после параграфа

№ 1. Какие функции выполняет корень?

Корень – это осевой орган у растений, который служит им не только для закрепления в почве, но и для поглощения из нее воды и растворенных в ней питательных веществ и минеральных соединений. Также в корне происходит синтез различных органических веществ, например, алкалоидов, гормонов роста и прочих, которые потом по сосудам ксилемы перемещаются в другие органы растения, а некоторая их часть остается в корне. Не редко корень (клубень, корневище) служит местом запасания и хранения питательных веществ, необходимых для развития и роста растения.

В целом образование корней было существенным эволюционным достижением, благодаря которому растения смогли не только приспособиться к почвенному питанию, но и образовывать крупные побеги, способные подниматься вверх ближе к солнечному свету и питаться его энергией. Также у некоторых корнеотпрысковых растений, например, у вишни, осины, сирены, тополя и других видов, корень выполняет еще и функцию вегетативного размножения за счет образования придаточных почек, из которых в дальнейшем развиваются надземные побеги.

№ 2. Какой корень называют главным, а какие – придаточными и боковыми?

Корень – это осевой, в большинстве случаев подземный, вегетативный органы у высших сосудистых растений, который обладает неограниченным ростом в длину и положительным геотропизмом (способностью располагаться и расти только в строго определенном направлении по отношению к центру земного шара). Основной или главный корень является первичным корнем, который развивается из зародышевого корешка после прорастания семени и отличается от других корней крупными размерами.

Помимо главного корня у растений есть также придаточные и боковые корни. Придаточным называют корень, который отходит от стебля или в редких случаях от листьев. Боковой корень – это корень, который развивается сбоку главного корня (первый порядок) или сбоку придаточных корней и боковых корней первого порядка (второй и последующие порядки).

№ 3. Какие корневые системы называют стержневыми, а какие - мочковатыми?

Совокупность главного, боковых и придаточных корней называют корневой системой. Принято различать два основных типа корневых систем: стержневую и мочковатую.

Стержневая корневая система имеет хорошо развитый главный корень. Он толще и длиннее других, напоминает стержень. Такой тип корневой системы характерен для двудольных растений.

В мочковатой корневой системе главный корень либо не выделяется среди многочисленных придаточных корней, либо вовсе отсутствует (рано отмирает). Такой тип корневой системы характерен для большинства однодольных растений.

№ 4. Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень?

Рассматривая молодой корень можно выделить несколько основных зон на нем:

Зона деления (находится под чехликом, длина около 1 мм, представлена клетками апикальной меристемы);

Зона роста (или зона растяжения, располагается за зоной деления, составляет всего несколько миллиметров);

Зона всасывания (длина несколько сантиметров, начинается над зоной растяжения - роста);

Зона проведения (составляет основную массу корня, на ней отсутствуют корневые волоски, но образуются боковые корни).

№ 5. Каково значение корневого чехлика?

Корневой чехлик покрывает кончик корня растения, за счет чего надежно защищает его нежные клетки от механических повреждений твердыми частичками субстрата и способствует продвижению корня в почве в процессе роста. Также клетки чехлика непрерывно продуцируют обильную слизь, обволакивающую корень и облегчающую тем самым его скольжение между частичками субстрата. Эта слизь создает еще и благоприятные условия для поселения и размножения полезных для растения бактерий, может влиять на доступность почвенных ионов и обеспечивает, хоть и кратковременную, но защиту от высыхания.

№ 6. Где располагается зона деления клеток? Чем её клетки отличаются от клеток других зон?

Зона деления клеток, или конус нарастания, представлена клетками верхушечной образовательной ткани и располагается под корневым чехликом. В этой зоне клетки имеют свойство постоянно и непрерывно делиться, а их количество увеличиваться, что и обеспечивает рост корня в длину и развитие всех остальных зон растения. Это является главным отличием клеток зоны деления от клеток других зон. Длина зоны деления клеток занимает около 1 мм.

№ 7. Где располагается зона растяжения корня? Каково её значение?

Зона растяжения корня, или зона роста, состоит из образовательной ткани, клетки которой имеют тонкие стенки, крупные ядра, густую зернистую цитоплазму без вакуолей. В этой зоне клетки наделены свойством интенсивно расти, вытягиваясь вдоль корня и дифференцируясь. Деление клеток здесь практически отсутствует, а сама зона занимает всего несколько миллиметров. Благодаря зоне растяжения корень растения растет в длину.

№ 8. Что такое корневой волосок? Какое строение он имеет?

Корневой волосок – это вырост клеток эпиблемы, который необходим для увеличения поверхности корня наземных растений и служит для поглощения воды и минеральных соединений, растворенных в ней. Располагается в зоне всасывания, недолговечен, отмирает через 10 – 20 дней. Его длина может достигать 10 мм.

У корневого волоска очень тонкая оболочка, что облегчает поглощение им питательных веществ. Практически вся клетка волоска занята вакуолью, которая окружена тонким слоем цитоплазмы и содержит клеточный сок. Ядро располагается в ее верхней части. Также внутри есть бесцветные пластиды. Вокруг клетки образован слизистый чехол, который участвует в склеивании корневого волоска с частичками почвы, и соответственно улучшает его контакт с субстратом и повышает гидрофильность всей системы.

№ 9. Почему одну из зон корня называют зоной всасывания?

Зона всасывания, или зона поглощения, или зона корневых волосков, имеет такое название, потому что в этом месте отдельные клетки кожицы корня имеют свойство вытягиваться, за счет чего образуются наружные выросты длиной от 1 – 2 мм до 2 см. Это корневые волоски, которые по мере своего роста вытягиваются и покрываются слизью. Их тонкие оболочки тесно соприкасаются с частичками субстрата, что способствует поглощению воды и минеральных веществ, растворенных в ней. Корневые волоски способны увеличивать всасывающую поверхность корня в разы.

Стр. 163. Подумайте

При выращивании картофеля, томатов и других растений применяют окучивание – присыпают землёй нижнюю часть стебля растения. Зачем это делают?

Окучивание – это техника в сельском хозяйстве и садоводства, которая является экологически чистой и безопасной альтернативой использования химических веществ, применяемых для борьбы с сорняками во все периоды выращивания различных культурных растений и для борьбы с некоторыми насекомыми-вредителями. Также присыпание землей нижней части стебля стимулирует появление придаточных корней, рост корневой системы вширь, и как следствие – улучшения питания растений. Окучивание позволяет обеспечить хороший доступ кислорода к корням, предотвращает их загнивание, препятствует развитию коры стеблей, защищает от разных климатических и атмосферных влияний.

Рис. 1. ГДЗ биология 6 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 39 Виды корней и типы корневых систем

Читайте также: