В голодный год и этот сорняк хлеб

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Внеклассное мроприятие

Ход занятия:

Шестнадцать тысяч матерей

пайки получат на заре —

сто двадцать пять блокадных грамм

с огнем и кровью пополам.

. О, мы познали в декабре -

не зря "священным даром" назван

обычный хлеб. И тяжкий грех -

хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,

такой большой любовью братской

для нас отныне освящен,

наш хлеб насущный, ленинградский.

Хлеб…Какое простое, повседневное слово. Оно также естественно для нас, как слова мама, солнце, вода. К сожалению, мы, поколение 20-21 века, не придаем этому слову того значения и уважения, которое оно заслуживает!

Большое разнообразие хлебобулочных изделий мы видим сегодня на прилавках магазинов: душистые батоны, буханки ржаного с хрустящей корочкой, сдобные булочки, калачи, плюшки…. Такое изобилие давно не поражает нашего воображения и не дает прочувствовать ту ценность хлеба, которую он имеет.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Учитель. 8 Сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длинной в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалась 2 млн. 877 тыс. человек.

Блокада…. Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова

– Голодных умирающих детей.

Как опустели целые кварталы,

И как трамваи мѐрзли на путях,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

Учитель: Сто двадцать пять граммов хлеба – дневная норма святого черного блокадного хлеба.

Это много или мало?

А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Поэтесса Ольга Берггольц писала: "Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам”.

Эта цифра - "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам" - навсегда останется одним из символов блокады, хотя эти нормы просуществовали чуть более месяца.

И летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

“Будет хлеб. Вы хотите хлеба. ”

“Будет мир. Вам не снится мир?”

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?

Умирали – и говорили:

- Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

Учитель: Рассказ "Кусочек хлеба” из книги Воскобойникова "900 дней мужества”.

Погиб при обороне Ленинграда Пётр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей три года. Обессиленные от голода, в пустой промёрзшей квартире они ждут прихода мамы. Её слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимова торопливо делит принесённую ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб - на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестрёнок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось,…умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше .Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребёнком кусочек хлеба как память. Она поняла, что сила духа её детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.

Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет.

Учитель: Кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность, их доверие и уважение друг другу.

Врагу не удалось задушить ленинградцев в тисках голодной блокады. Ленинград оставался неприступной крепостью, где каждый житель был бойцом, а фронт и тыл слились воедино.

Учитель: В первые страшные зиму и весну, когда люди умирали так часто, что не было ни сил, ни возможностей достойно похоронить их, Невский оказался свидетелем скорбных процессий. На саночках, просто на листе фанеры близкие везли умершего, завернутого в простыню или одеяло, досок на гроб не было.

Страшным был итог блокады. На Пискарёвском и Серафимовском кладбищах покоятся 650 000 ленинградцев, 97 % которых умерли не от обстрелов и бомбёжек. Их жизни унёс голод… Поколение, пережившее блокаду, знает цену куску хлеба.

. Медленной, суровой вереницей идут и идут люди по Пискарёвскому кладбищу. День за днём, год за годом. Словно несут они, сменяя друг друга, почётный караул у других могил.

Сломя зловещий гул орудий

Пронеслась войны гроза.

Но всё также память людям

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берёзки,

Но на скорбном Пискарёвском

Обожгут сердца слова:

Здесь лежат ленинградцы:

Здесь горожане - мужчины, женщины, дети

Рядом с ними солдаты - красноармейцы.

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням.

Никто не забыт и ничто не забыто.

Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба: рабочим на 100 г, служащим, инвалидам и детям - на 75 граммов в сутки.

Учитель: Эвакуация населения из Ленинграда — одна из памятных страниц обороны города в период Великой Отечественной войны и блокады. За двадцать месяцев (с 29 июня 1941 г. по 1 апреля 1943 г.) осажденный город покинуло свыше 1,7 млн. человек. В апреле 1943 г. Ленинградская городская эвакуационная комиссия подвела итоги своей деятельности: с 29 июня 1941 г. по 1 апреля 1943 г. из Ленинграда было эвакуировано 1743129 человек, в том числе 1448338 ленинградцев, 147291 жителей области, 147500 жителей прибалтийских республик. С 1 апреля по 17 декабря 1943 г. из города выехало около 20 тыс. человек. Решением Ленгорисполкома от 4 декабря 1943 г. комиссия была ликвидирована.

Ведущий: В Ленинграде в 50-е годы на Невском проспекте около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, засигналили машины, остановилось движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руку. Все ругались, но женщина подобрала что-то и пошла обратно. Подойдя к толпе, она протянула кусок изуродованного хлеба. Видимо кто-то слишком сытый, не переживший блокаду бросил этот кусок хлеба.

А потом у поэта Р.Рождественского родились эти строки:

Кто осквернил? Кто позабыл?
Блокады страшные года.
Кто, бросив на дорогу хлеб,
Забыл, как умирал сосед?
Детей голодные глаза
С застывшим ужасом, в слезах.
А Пискаревку кто забыл?
Там персональных нет могил.
Там вечный молчаливый стон
Терзает память тех времен.
Им не достался тот кусок,
Кусок, не подаривший жизнь.
Лежащий здесь - у ваших ног.
Кто бросил хлеб - тот отнял жизнь.
Кто предал хлеб?

Учитель: Ребята! Если жизнь предоставит Вам возможность побывать в Санкт – Петербурге, бывшем Ленинграде, обязательно посетите Пискаревское кладбище. Зайдите в маленький музей возле входа на мемориальное кладбище, там вы увидите блокадную осьмушку хлеба и листочки из дневника Тани Савичевой.

Спуститесь к могилам тех, кто умер в годы блокады, мечтая наесться хлеба досыта. Не нужно цветов… не нужно красивых слов. Простая буханка ржаного хлеба, оставленная на могиле, будет знаком уважением к погибшим и символом памяти о том, о чем нельзя забывать никогда.

Учитель: Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

Учитель: Ребята, почтим память умерших в годы блокады Ленинграда Минутой Молчания.


Россия – зона рискованного земледелия. Редко какой год тут бывает урожайным. В старину надежда у крестьянина была только на самого себя. А голод, как известно, – не тетка. Особенно в многодетных семьях. Какой же выход находили сельчане, когда обычную муку из злаков нужно было экономить до нового урожая?

Существуют разные по качеству продукты помола пшеницы: мука высшего сорта, первого, второго, обойная, разовая. Кроме того, продуктами от помола считаются отруби пищевые и кормовые. Продукты помола ржи, ячменя, овса, кукурузы – мука сеяная, обдирная, односортная, обойная или разовая, отруби или лузга.

Во все времена применялось смешивание муки разных сортов, чтобы удешевить выпечку, увеличить ее выход. Особенно актуальным такое смешивание становилось в голод, когда переходящего запаса муки не хватало до нового урожая. Смешивали все, что только могли.

Напротив, при отце его (царе Алексее) водилось так, что каждый помещик в случае голода мог согнать со двора холопа. Такой человек делался свободным, но свобода давала ему одно право – умереть с голоду там, где хотелось, или идти в вечную кабалу и рабство с женой и детьми к любому богачу, принимавшему людей на прокорм.

Выше уже говорилось о смешивании муки разных сортов из разных злаковых культур, подмешивали для объема различные низкопитательные добавки. Получался хлеб невкусным, жестким, липким, но зато его хватало на всю семью. По сути своей это был эрзац-хлеб.

В России после революции 1917 года голодные времена были обычным явлением. Вымирали в иных регионах целые деревни. Особенно там, где земли были малоплодородными, а климат – засушливым. В других, более благополучных губерниях, тоже бедствовали, придумывая свои, местные заменители хлеба.

Еще один способ уменьшить муки голода – мука из корней камыша. Корни мыли в проточной воде, измельчали ножом, сушили и мололи.

В памяти народной и поныне еще есть многое о том, как спасались в голодные времена. Выжить можно всегда и везде, если знать, как это сделать.



Хлеб блокадного Ленинграда

С тех пор прошло много лет, но до сих пор щемящей болью отражаются в сердце проникновенные строки Лидии Хямеляниной…

Я вспоминаю хлеб блокадных лет,

Который в детском доме нам давали.

Не из муки он был – из наших бед,

И что в него тогда только не клали!

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,

С корой. Колючий так, что режет десна.

Тяжелый, горький – с хвоей, лебедой.

На праздник, очень редко – чистый просто.

Но самый сильный голод был, когда

Хлеб мы по два-три дня не получали.

Мы понимали, что война – это беда.

Но каждый день с надеждой хлеба ждали.

Не дни мы голодали, а года.

Хоть раз наесться досыта мечтали.

Кто видел, не забудет никогда,

Как с голоду детишки умирали.

Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года – 872 дня.



Ленинградцы начали получать такие карточки с 18 июля 1941 года. Июльскую норму можно назвать щадящей. Рабочим, например, полагалось по 800 граммов хлеба. Но уже к началу сентября ежемесячные нормы стали урезать. Всего понижений было пять. Последнее случилось в декабре 1941 года, когда максимальная норма составила 200 граммов для рабочих и 125 граммов для всех остальных. Запасы продовольствия к тому времени практически подошли к концу. Три дня в декабре в городе вообще не было ни воды, ни хлеба. Замерз основной водопровод, хлебозаводы встали. Ведрами таскали воду из прорубленных в Неве лунок. Но много ли ведрами натаскаешь?

Хлебные карточки были именными. Получали их раз в месяц по предъявлении паспорта. При утере обычно не возобновлялись. В том числе из-за того, что в первые месяцы блокады было огромное количество краж этих карточек.

Было несколько категорий блокадных карточек: рабочая, с самой высокой пайкой, а также детская (до 12 лет), иждивенческая, отдельно для служащих, для беременных женщин…

Эксперты Федерального исследовательского центра питания, биотехнологии и безопасности пищи рассказали о рецептах, по которым в блокадном Ленинграде выпекался хлеб. Над разработкой рецептуры в осажденном городе трудился коллектив Центральной лаборатории Ленинградского треста хлебопечения. Сотрудников его с началом блокады перевели на казарменное положение, и работу они вели непрерывно, несмотря на бомбежки, обстрелы, нехватку воды и электричества. Рецептура хлеба в первую блокадную зиму: с конца 1941 до начала 1942 года менялась практически ежедневно. Всё зависело от того сырья, что имелось в наличии на заводах. Вместо ржаной обойной муки в хлеб клали овсяную, ячменную, кукурузную и соевую муку, мучную пыль, лузгу, рисовую мучку, отруби и соевый шрот. Иногда эти ингредиенты могли применяться одновременно – по пять – шесть добавок.

В конце 1941 года, когда поступление продовольствия в город полностью прекратилось, специалисты начали искать заменители муки среди непищевого сырья. В хлеб стали добавлять гидроцеллюлозу – древесину коры дерева, сосновый луб, прошедшие обработку химическим путем.


Приготовила еду – с лебедою череду: что ели на Руси в голодные годы

В отличие от современности у украинских и русских крестьян кризисным был каждый первый год. Каждая семья заботилась о своём пропитании сама — магазинов не было. Надлежало всю еду запасти самостоятельно и на всю зиму, вплоть до нового урожая. Бывало, запасённого не хватало, и тогда приходилось перебиваться с лебеды на череду

Основным продуктом питания для крестьян был ржаной хлеб. В отличие от современного хлеба он был плотный и тяжёлый. Свежий хлеб есть было не принято — считалось, что он вреден.


При отсутствии лебеды в хлеб шла толчёная древесная кора, молотые жёлуди, крапива, отруби. В относительно поздние времена в тесто стали также добавлять варёный картофель, что делало хлеб более сытным, правда, и черствел он быстрее.

Лебеда шла в еду и сама по себе — в составе салатов.

Из муки, помимо хлеба, делали также квас и кисель. Последний во многих регионах считался первым блюдом, и его ели ложками (такой же статус нередко имело молоко). Важным продуктом питания (именно так!) было пиво.

В качестве праздничного блюда (если год был урожайный) шёл пшеничный хлеб, блины из гречишной муки и пироги. Пироги делались с ягодами, кашей, репой. Отнюдь не каждый день готовились пельмени или вареники.

Капуста на эти блюда шла квашеная, поскольку это продукт длительного хранения. Нашинкованную капусту закладывали в большие бочки, перекладывая её слоями ржаной муки с солью. Некоторое время её держали в тёплой избе, чтобы заквасилась, а потом уже выкатывали на холод.

Вообще в каждом крестьянском доме были большие бочки, наполненные, помимо капусты, свёклы и редьки, солёными грибами, ягодами, яблоками, в южных районах — арбузами и вообще всем, что только можно было собрать.

Изначально щи представляли собой квашеную капусту с мукой и солью, сваренную в воде. Отличие борща — добавление свеклы, которая консервировалась по такому же рецепту. По мере появления свежей травы капуста заменялась крапивой или щавелем. Свежая капуста шла в щи или борщ только осенью. Для кислоты в щи и борщ добавляли сметану или квас. Как вы понимаете, и по вкусу, и по консистенции это блюдо мало напоминало то, что мы имеем в виду сейчас.

Русский мемуарист XVIII века Андрей Болотов писал, что зимой путешественники брали с собой в дальнюю дорогу кадку замороженных щей. На почтовых станциях по мере надобности их разогревали и ели.

Кстати, подсолнечное масло получило широкое распространение довольно поздно (первый маслобойный завод был открыт в 1833 году в России), до этого в качестве заправки использовалось конопляное, а в богатых домах — сливочное масло.

В отличие от мяса рыба встречалась в крестьянском быту значительно чаще. Например, любимый Тарасом Шевченко борщ с сушёными карасями был просто праздничным вариантом обычного пустого борща.

По информации мемуариста XVI века Михалона Литвина, в качестве пряностей использовались соль, горчица, чеснок и лук.

Читайте также: