В детском саду предшкольная подготовка
Обновлено: 08.07.2024
Автор: Андрианова Евгения Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 14 "Цветик–семицветик"
Населённый пункт: г. Кольчугино Владимирская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогические условия организации предшкольной подготовки будущих первоклассников"
Раздел: дошкольное образование
"Педагогические условия организации предшкольной подготовки
будущих первоклассников"
Дефиниция предшкольное образование вошла в современный научный
оборот, но не нашла до сих пор отражения в терминологических или
толковых словарях. Существуют близкие по значению термины, в частности
подготовка ребенка к школе, непрерывность педагогического образования,
преемственные начала в работе дошкольного образовательного учреждения и
школы. В современных реалиях уже никто не отрицает существование
термина предшкольной подготовки. Но стоит заметить, что предшкольная
подготовка это не только вопрос качества образования, но и качества жизни
подрастающего поколения. Эта подготовка состоит из комплекса
мероприятий, которые направлены на выработку условий для успешного
развития и воспитания детей, а также на охрану и укрепления их здоровья.
Понятие предшкольная подготовка используется в широком и узком
значениях. Так, в широком смысле предшкольная подготовка включает в себя
процесс обучения, воспитания и развития ребенка дошкольного возраста в
разных социальных институтах, таких как семья, детский сад, разнообразные
центры развития и воспитания детей, которые ребенок может посещать до
ребенка к школе, осуществляемая в дошкольных учреждениях для того,
чтобы обеспечить развитие ребенка.
Заметим, что не все дети посещают дошкольные образовательные
учреждения или специальных группы развития дошкольников при школьных
учреждениях. Соответственно, дети приходят в первый класс, имея разную
степень подготовки к овладению учебно-познавательной деятельностью. Во-
вторых, многие дети, доминирующее большинство, уже умеют читать и
писать, нельзя однозначно утверждать, что тот или иной ребенок готов к
школе. Готовность ребенка к школе - достаточно сложный и неоднозначный
вопрос. Важно, чтобы ребенок при поступлении в первый класс обладал
элементарными представлениями о счете, письме и чтении, что в свою
очередь позволит ему успешно адаптироваться к школьному
образовательному процессу, и быть на одном уровне со своими сверстниками.
С другой стороны, по наблюдениям учителей начального звена и психолог, у
первоклассников не сформировано умение организации своей деятельности,
недостаточно хорошо развита моторика, коммуникативные навыки, устная
речь, все это вызывает определенные сложности в выстраивании контактов со
Таким образом, не стоит забывать, что обученность ребенка не
тождественна его способностям и психической зрелости. Обученность не
является синонимом высокой познавательной активности ребенка. Важная
цель подготовки будущих первоклассников должна быть ориентирована на не
на процесс обучения и ускоренного развития ребенка, а на обогащение и
максимальную реализацию потенциала детей. Данные факторы определяют
проблемы предшкольной подготовки детей как особо значимых в
педагогической теории и практике.
Готовность к школе представляет собой совокупность таких
компонентов как физическая, психологическая и интеллектуальная
готовность ребенка к школьной жизни. Так, помимо знаний и умений читать,
писать и считать, ребенок, достигнув старшего дошкольного возраста
- овладеть коммуникативными и социальными навыками, иными
словами он должен вступать в контакты со своими сверстниками,
коммуницировать с ними, использовать в повседневной жизни морально-
этические нормы, которые установлены в обществе, уметь высказывать и
отстаивать свою точку зрения;
- осмысливать процесс школьного обучения, понимать, что дает
получение новых знаний, соблюдение установленного порядка обучения в
школе, иметь стремление к обучению;
- уметь целенаправленно и по собственной инициативе работать над
задачей, организовывать, планировать свои действия и отвечать за их
- иметь произвольное внимание, воображение, наличие познавательной
активности, определенных знаний и представлений об окружающей среде;
- иметь положительное отношение к самому себе;
- развивать мелкую моторику, необходимую как для развития умения
писать, так и для развития речи;
- овладеть анализом, умением классифицировать, устанавливать
- иметь хорошую физическую подготовку, координацию движений.
Ориентация на личность ребенка, выступает значимым принципом
предшкольной подготовки. В соответствии с данным принципом, важнейшей
ценностью выступает ребенок, его различные потребности и их
удовлетворение. Значение предшкольной подготовки состоит в сохранении
прав ребенка на детство, создании духовно-нравственной, физической и
интеллектуальной базы для учебной деятельности, удовлетворении
познавательных потребностей ребенка, его всестороннее развитие.
Представление будущим школьникам одинаковых образовательных
возможностей выступает основополагающей целью дошкольной подготовки.
Дошкольные образовательные организации имеют специальный
профессионально-ориентированный потенциал, который выражается в
наличии развивающей образовательной и предметно-пространственной
среды и педагогов с психолого-педагогическим и медицинским
образованием. Непосредственно педагог знает характерные особенности
развития детей в различные возрастные периоды. Именно педагогический
работник может компетентно высказать свое мнение перед обществом
касательно вопроса воспитания и обучения подрастающего поколения.
Основная функция педагога заключается в воспитании,развитии и обучении
детей. Стоит отметить, что не каждый родитель дошкольника имеет такой
мощный потенциал как педагогический работник. На основании сказанного,
полагаем, что дошкольное образование должно быть обязательным. В таком
случае можно гарантировать одинаковые стартовые возможности детей при
поступлении в первый класс.
Стоит заметить, что в современных условиях проблема предшкольной
подготовки остается достаточно актуальной. Дошкольное образование во
многих странах мира выступает обязательным элементом системы
непрерывного образования. Так, во Франции, начиная с 20 века действует
закон о школе, в соответствии с которым вырабатываются меры,
направленные на обеспечение преемственности между дошкольным
воспитанием ребенка и школьным обучением. В материнских школах и
классах для детей при школах предшкольное образование получают все дети
с 5 до 6 лет. В Финляндии дети в возрасте 5-6 лет обязательно воспитываются
ПЕРВЫЙ БЛОК:
Развитие речи с элементами обучения грамоте
ВТОРОЙ БЛОК:
Развитие логического мышления с использованием математического материала
ТРЕТИЙ БЛОК:
Окружающий мир и художественно-конструкторская деятельность
Рекомендации:
Ольга Михайловна, спасибо за весь комплекс, очень красочный материал, прописи к буквам и цифрам просто замечательные, презентации яркие и запоминающиеся.. Ребятам очень понравится такое весёлое знакомство с буквами и цифрами.
Ольга Михайловна, здравствуйте, спасибо за ваш прекрасный материал. Скажите, пожалуйста, а для третьего блока у вас нет разработок?
Ольга Михайловна, вами проделана огромная работа. Ваш комплекс - прекрасная помощь учителям. Обязательно буду рекомендовать коллегам для использования. Спасибо.
Нажимайте на текст (например: Учим буквы. Буква А а) и Вы перейдете на страницу скачивания материала.
Ольга Михайловна, Вы подготовили замечательный материал для работы в Школе будущего первоклассника. Спасибо Вам ОГРОМНОЕ!
Ольга Михайловна, Вы сделали прекрасный подарок многим учителям! Очень удобно использовать в работе. Огромное спасибо.
Спасибо огромное за такие красочные и доступные материалы. Скачала всю азбуку и цифры. Буду использовать на уроках. Хотелось бы такие же материалы по числам второго десятка))) Заранее спасибо.
Нажимайте на текст (например: Учим буквы. Буква А а) и Вы перейдете на страницу скачивания материала.
Ольга Михайловна! Огромное спасибо за такую качественную интересную красочную творческую работу. Использовать на занятиях - одно удовольствие и для деток, и для педагога! Материалы - просто палочка-выручалочка))
Ольга, вы просто большая умница! Я вынашивала подобное творчество в голове, а тут увидела и поняла, что уже сделано! Да еще как . С душой и любовью к детям! Творческих успехов, Женского счастья и любви Вам! Спасибо
Ольга Михайловна, большое спасибо за Ваш материал! Для меня, начинающего педагога, Ваш материал большой подарок.СПАСИБО!СПАСИБО!СПАСИБО! Дай Бог Вам здоровья, творческих успехов и всего-всего самого лучшего. СПАСИБО.
Ольга Михайловна, огромное спасибо за Ваши труды. Очень пригодились! Всех благ Вам и творческих успехов!
ПЕРВЫЙ БЛОК:
Развитие речи с элементами обучения грамоте
ВТОРОЙ БЛОК:
Развитие логического мышления с использованием математического материала
ТРЕТИЙ БЛОК:
Окружающий мир и художественно-конструкторская деятельность
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуцаева Нателла Измаиловна
Рассматривается проблема предшкольной подготовки 5–7-летних де-тей. Выявлены сущность и особенности предшкольной подготовки , названы формы взаимо-действия родителей детей и дошкольных учреждений для формирования готовности детей к школе.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуцаева Нателла Измаиловна
Особенности содержания программ предшкольной подготовки и их роль в обеспечении непрерывности социального развития детей предшкольного и младшего школьного возраста
на наш взгляд, основой повышения конкурентоспособности образовательной системы в целом. Мировые тренды развития образования свидетельствуют о его тотальной цифровиза-ции. Развитие современных информационных технологий приводит к созданию электронных университетов. Мобильность и доступность образования становятся одними из важнейших факторов, определяющих выбор абитуриентов. В этой связи актуальность предложенных в работе форматов и технологий организации образовательного процесса, использования эффективных технологий обучения, построенных на принципах командной работы, использования имитационных и игровых форматов обучения, а также организация сетевого взаимодействия с вузами-партнерами при подготовке магистров на основе дистанционных и электронных форм обучения, на наш взгляд, обоснована. Практическая значимость работы определяется возможностью ее широкого использования в образовательной деятельности при подготовке магистров.
1. Ашмарина С.И., Погорелова Е.В. Методика формирования корпоративной базы групповых и индивидуальных знаний // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2012. - № 10. - С. 24-28.
2. Кандрашина Е.А. Проблемы управления разработкой и реализацией программ магистратуры // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2012. - № 6. - С. 34-39.
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация: рассматривается проблема предшкольной подготовки 5-7-летних детей. Выявлены сущность и особенности предшкольной подготовки, названы формы взаимодействия родителей детей и дошкольных учреждений для формирования готовности детей к школе.
Ключевые слова: предшкольная подготовка, готовность к школе, ребенок 5-7 лет, равные стартовые возможности.
В научный оборот современной педагогической науки входит новая дефиниция -предшкольное образование, которая на сегодняшний момент не отражена в терминологических или толковых словарях. Хотя имеются сопутствующие, ставшие уже классическими терминами, такие как: подготовка детей к школе, непрерывность образования, преемственность в работе ДОУ и школы, школьная зрелость, пропедевтика школьного обучения. Сегодня уже никто не отрицает и наличие термина предшкольная подготовка. При этом следует отметить, что предшкольная подготовка детей - это вопрос не только качества образования в школьном периоде, но и качества жизни подрастающего поколения. Данная подготовка включает в себя комплекс мероприятий, направленных на создание условий для гармоничного развития и воспитания ребенка, охраны и укрепления его здоровья.
Понятие предшкольная подготовка может использоваться как в широком, так и узком значении. В широком понимании предшкольная подготовка охватывает обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста в различных социальных институтах: в семье, детском саду, центрах развития и воспитания детей, в которых находится ребенок до школы
© Гуцаева Н.И., 2013
Однако, во-первых, не каждый ребенок дошкольного возраста посещает детский сад и специальные группы при школах. И как следствие в школу дети приходят с разной степенью готовности к реализации учебно-познавательной деятельности. Во-вторых, несмотря на то, что все же около 90 % поступивших в первый класс читают, считают, могут писать, нельзя с уверенностью сказать, что ребенок готов к школе. На самом деле готовность к школе - вопрос значительно более сложный. Так, с одной стороны, действительно на практике было бы лучше, чтобы ребенок все это уже умел, поскольку иначе ему будет сложно придерживаться темпа школьного обучения, и он будет чувствовать себя неуютно в среде продвинутых сверстников. С другой стороны, по данным учителей начальной школы и психологов, у будущих первоклассников недостаточно сформировано умение организовать свою деятельность, у детей плохо развита моторика, устная речь, недостаточно развиты коммуникативные навыки, а, следовательно, они не могут найти контакт со сверстниками. Иными словами, они обладают низким уровнем психологической, личностной зрелости и коммуникативной (социально-психологической) готовности к школе.
Таким образом, следует помнить, что обученность ребенка не тождественна его способностям и психической зрелости. Более того обученность - не синоним также и высокой познавательной активности ребенка. В целом важной идеей должно являться то, что подготовка будущих первоклассников должна быть направлена не на обучение и ускорение развития, а на обогащение, максимальную реализацию потенциала ребенка. Все эти реалии и обозначают проблему предшкольной подготовки детей как одну из актуальных в педагогической теории и практике.
Готовность к школе - это единство таких составляющих, как физическая, интеллектуальная, психологическая и личностная готовность. То есть, кроме запаса знаний букв, цифр и умений читать и считать, ребенку к старшему дошкольному возрасту необходимо также [3]:
- владеть коммуникативными и социальными навыками, то есть уметь вступать в контакты со взрослыми и сверстниками, общаться, понимать и, главное, применять в повседневной жизни морально-этические нормы, принятые в обществе, уметь отстаивать свою позицию цивилизованными методами и не проявлять неуместной агрессии или, наоборот, излишней робости и застенчивости;
- осознавать смысл процесса обучения в школе, понимать, что дает получение знаний, порядок обучения в школе, иметь положительную мотивацию, желание учиться;
- уметь целенаправленно и по своей инициативе работать над задачей, организовывать, планировать свои действия и отвечать за их последствия;
- иметь произвольное внимание, воображение, наличие познавательной активности, определенных знаний и представлений об окружающей среде;
- иметь положительное отношение к самому себе;
- иметь развитую мелкую моторику, необходимую как для развития умения писать, так и для развития речи;
- уметь анализировать, классифицировать, выявлять причинно-следственные связи;
- обладать хорошей физической подготовкой, координацией движения.
Важным принципом предшкольной подготовки является ориентация на личность ребенка. Согласно этому принципу главной ценностью является сам ребенок, его разнообразные потребности и их удовлетворение. Сущность целенаправленной предшкольной подготовки ребенка заключается в том, что сохраняются права ребенка на детство, создается духовная, интеллектуальная и физическая платформа для его учебной деятельности, удовлетворяются познавательные потребности и на этой основе осуществляется всестороннее развитие.
Итак, цель предшкольной подготовки - предоставить всем будущим первоклассникам одинаковые образовательные возможности. Дошкольные образовательные организации обладают специальным профессионально-ориентированным потенциалом, выражающимся в наличии развивающей образовательной и предметно-пространственной среды и специалистов с психолого-педагогическим и медицинским образованием. Именно педагог в силу своей профессии как никто иной знает характерные физиологические, психологические и другие особенности детей, своеобразие и потенциалы их развития в определенные возрастные периоды. То есть педагог способен и имеет моральное право со знанием дела, компетентно высказывать свои суждения перед обществом о воспитании и обучении подрастающего поколения [2]. Их главная функция - это воспитание, развитие и обучение детей. Тогда как родители дошкольников далеко не всегда обладают таким мощным потенциалом. Следовательно, логично, если дошкольное (или предшкольное - 5-6 лет) образование будет обязательным. При этом условии могут быть гарантированы равные стартовые возможности детям при поступлении в первый класс.
Но, к сожалению, сегодня в России предшкольная подготовка детей остается проблемой. Хотя во многих стран мира дошкольное образование является обязательной первичной составной частью непрерывного образования. Так, например, во Франции еще с конца XX века действует закон о школе, который предусматривает меры по обеспечению преемственности между дошкольным воспитанием и школьным обучением. На сегодня в материнских школах и классах для детей при школах предшкольное образование получают все дети с 5 до 6 лет. За год до школы в учреждениях системы дошкольного образования воспитываются фактически все дети в Финляндии. Нормой подготовки к школе является посещение дошкольных учебных заведений в США. Однолетние заведения для полноценной подготовки детей 5-6 летнего возраста к школе существуют в Японии. В Израиле посещение старшей группы в детском саду для подготовки к школе является обязательным.
В России же опыт 80-х годов ХХ в. по переводу шестилеток в подготовительные классы был не совсем удачным, так как не смогли создать детям условий, которые бы соответствовали их возрасту: дневной сон, кормление и пр. На сегодняшний момент, например, в рамках концепции так называемых школ Сколково для детей 5-7 лет предусмотрена пред-школьная подготовка. Но пока данная подготовка не является обязательной, а следовательно необходимо предусмотреть формы взаимодействия образовательного учреждения с детьми, которые не охвачены дошкольным образованием, и их родителями. Среди них наиболее распространенными являются группы в выходные и нерабочие дни, группы кратковременного пребывания, пункты профессионального консультирования при детских садах, центры работы с родителями дошкольников, дистанционное образование, социальный патронат семей. Важно, чтобы перечисленные формы взаимодействия с родителями, занимающихся подготовкой детей к школе, не были ориентированы на чрезмерную интенсификацию умственного воспитания ребенка. В целом упор в этих формах взаимодействия дошкольного учреждения и семьи должен быть сделан на усиление именно развивающего и воспитательного аспекта интеллектуальной подготовки дошкольников, формирование мотивов познавательной дея-
тельности, интеллектуальных чувств, интересов, самостоятельности и ответственности, развитие психических процессов, волевых качеств и эмоциональной сферы.
В этой связи акценты в реализации образовательной деятельности должны ставиться на сам процесс познания, эффективность которого всецело зависит от познавательной активности самого ребенка. Успешность достижения этой цели также зависит от того, что изучается (содержание образования) и как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на психические процессы или на весь личностный потенциал ребенка, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Для повышения эффективности предшкольной подготовки важно создать такие психолого-педагогические условия, в которых старший дошкольник может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект деятельности, в том числе учебной. Иными словами, детям должна быть предоставлена возможность непосредственно в процессе усвоения знаний обмениваться результатами познавательной деятельности, обсуждать их [1]. Реализация и учет всех этих особенностей предшкольной подготовки возможны в условиях дошкольных учреждений или при активном участии педагогических работников дошкольной системы образования в ходе взаимодействия с родителями будущих первоклассников.
Из всего выше сказанного следует, что если мы действительно хотим помочь ребенку-дошкольнику подготовиться к школе, то следует, в первую очередь, отречься от трактовки сущности этой подготовки как накопление в ребенке значительной суммы знаний, умений, навыков (чтения, письма, счета и др.). Старшего дошкольника надо готовить к школьной жизни, а не к обучению. Итак, задача предшкольной подготовки - создать условия для полноценного, осознанного, содержательного проживания дошкольником каждого дня, активного проникновения в различные сферы человеческой жизни и природы. Ребенок как личность должен уметь пользоваться арсеналом конкретных знаний, умений и навыков. Кроме того, сегодня очень важно обеспечить преемственность и перспективность предшкольного и начального звеньев на государственном законодательном уровне. Для этого в системе непрерывного образования следует выделить новое промежуточное образовательное звено, а именно - предшкольное образование, которое должно стать обязательным.
2. Поштарева Т.В. Роль педагога в образовательном пространстве. // Информационно-методические матер. августовской конф. пед. работников г. Ставрополя - Ставрополь: Управление образования администрации г. Ставрополя, 2009. - С. 167-170.
Пояснительная записка
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому важно не только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, но и вооружить ребёнка такими универсальными учебными действиями, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Модель новой школы России предусматривает включение в систему общего образования еще одной ступени, а именно ступени дошкольного образования. В контексте создания модели новой школы России включение в систему общего образования еще одной ступени объясняется необходимостью построения дошкольного образования как полноценной ступени целостной системы образования, обеспечивающей равные стартовые возможности детям старшего дошкольного возраста. Образовательный процесс в группе строится на основе комплексной программы "Предшкольная пора”, созданная авторским коллективом проекта "Начальная школа XXI века" и специалистами по дошкольному образованию и воспитанию под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля наук Н. Ф. Виноградовой. Данная программа прошла экспертизу, имеет гриф МОиН РФ и рекомендована Ученым советом Института содержания и методов обучения РАО.
Объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития в парциальных программах распределен оптимально. Связанность, взаимопроникновение и взаимодействие физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей в условиях игровой деятельности обеспечивают целостность образовательного процесса при подготовке детей к школе.
Цель программы:
Обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.
1. Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
2. Отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
3. Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
4. Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
- реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
- учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
- сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
- обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
- обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
- развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).
Принципиальные положения комплекта программ
ориентирован на светский характер образования, на общечеловеческую культуру и соответствуют российским культурным традициям;
построен на принципе личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми с учетом относительных показателей детской успешности;
обеспечивает целостность педагогического процесса посредством взаимосвязи и взаимозависимости целей и задач образования, воспитания и развития;
учитывает вариативность организационных форм дошкольного образования;
предусматривает оптимальную нагрузку на ребенка с целью предупреждения перегрузки .
Содержание УМК адекватно возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и предусматривает разные виды деятельности ребенка. Связанность, взаимопроникновение и взаимодействие физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей в условиях игровой деятельности обеспечивают целостность образовательного процесса при подготовки детей к школе. УМК создает все условия для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности ребенка и взрослого, строится на адекватных возрасту формах с детьми.
Комплект включает взаимосвязанные и интегрированные области знаний:
развитие речи (начальные представления о языке, литература, математика, социальные отношения);
окружающий мир и математика (предметный и природный окружающий мир и его изучение);
интереса к чтению;
познавательного и коммуникативного мотива;
любовь и уважение к родителям;
интерес к изучению окружающей среды;
доброжелательное отношение к окружающим;
желание помогать другим;
правилам личной гигиены;
работе с простейшими инструментами;
приёмам проведения опытов и экспериментов;
чувство уверенности в своих силах;
чувство собственного достоинства.
В структуре данной программы выделяется 4 раздела, отражающие основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения:
- умение анализировать форму предмета и изображения;
Программа даёт возможность соответствовать стандартным требованиям по предшкольному образованию и ограниченно вводить ребёнка в школьное образование.
Читайте также: