В чем заключается сакральный характер внутреннего оформления зала молений об урожае

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Взаимодействие инь и ян — основа китайской культуры. Архитектура как воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая. Храм Неба в Пекине

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНЬ И ЯН - ОСНОВА КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ. АРХИТЕКТУРА КАК ВОПЛОЩЕНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИХ И РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Храм Неба в Пекине

Китайская культура сформировалась в бассейне реки Xyaн-хэ на территории Северо-Китайской равнины. Ее основу coставляет идея гармонии двух полярных начал – мужского небесного ян и женского земного инь.

Взаимодействие ян и инь включает более широкий спектр полярных значений: сухой – мокрый, активный – пассивный, нечетный – четный и т. д. Идея гармонии прослеживается в космогоническом мифе о создании упорядоченного мира.

Грандиозным воплощением идеи гармонии между Небом и Землей в архитектуре является храм Неба в Пекине (XV–XVI вв.).

По китайской традиции, дворец и храм не здание, а целый комплекс павильонов, алтарей, садов, расположенных по оси юг – север и обнесенных стеной. Храм Неба тоже ориентирован фасадами построек на юг и включает кpyг- лые Алтарь Неба, Зал Небесного Свода, Зал Молений об Урожае, множество прямоугольных павильонов. Eгo грандиозная территория, утопающая в зелени гинго, кипарисов и магнолий, oгoрожена стеной. Поскольку в китайской космологии юг accoциируется с небом, солнцем, летом, eгo местонахождение предполагается наверху, и ограда в южной части храма имеет форму полукруга. Север, связанный с землей, водой, зимой, находится внизу, ему соответствует ограда прямоугольной формы.

Сооружения храма огорожены стенами, прямоугольными или круглыми, и либо подняты на высокие беломраморные платформы, как Зал Молений об Урожае и Зал Небесного Cворда, либо сами являются платформой, как Алтарь Неба.

* Мандат (лат. mandaтum – поручение) – документ, удостоверяющий те или иные полномочия предъявителя.

Издали платформы с невысокими балюстрадами, украшенными по окружности мраморными столбиками с рельефами дpaкoна – владыки небесных вод и феникса – стихии огня, кaжутся воздушными белыми облаками, возникшими от взаимодействия влаги и жара. Число 3 (количество сооружений по оси юг – север, платформ Алтаря Неба и Зала Молений об Урожае, eгo крыш, проходов в оградах) воплощает мужское небесное начало ян. Eгo воплощают также мраморные столбики – фаллический символ плодородия и круглые планы Алтаря, залов, конусообразных крыш, платформ, оград. Кpyг задает магический ритм вращения, воспроизводя непрерывный кpyгoвopoт небесных тел и стихий.

Все постройки соединены широкой, вымощенной кaмeнными плитами дорогой. Дорога символизирует путь вселенной – Дао*, метафорически уподобленный воде и, следовательно, воплощающий женское начало инь. Непрерывная вариация знаков кpyгa (постройки) и квадрата (квадратные ограды, газоны, цветники) напоминает о том, что именно вечный и бесконечный Дао дает импульс действию активного ян и желанной гармонии
Неба и Земли.

Храм Неба. XV–XVI вв. Пекин. Схема

Храм Неба. XV–XVI вв. Пекин. Схема

Алтарь Неба. Храм Неба. XV–XVI вв. Пекин

* Дво – первоначало всех вещей, универсальное лоно, откуда выходит вселенная и все, что ее составляет. Основоположник даосизма Лаоцзы (VI–V вв. до н. з.) называет Дао также всеобщим управителем, путем к гармонии. Беззвучный, бесформенный, текучий Дао через свою пластичность позволяет властвовать над такими важнейшими началами, как Небо и духи.

Жертвоприношения Небу устраивались ежегодно в день зимнего солнцеворота на Алтаре Неба. Благостно-таинственную атмосферу создавали факелы, горящие на высоких шестах, ароматные клубы дыма, тянущиеся из бронзовых курильниц, мелодичные звуки флейты, цитры, семисена. Поднявшись на последнюю платформу, словно на небесное облако, император давал отчет Небу об управлении страной, приносил жертвенные дары, а затем на земле прокладывал первую символическую борозду.

В архитектуре Алтаря Неба помимо сакрального числа 3 обыгрывается число 9, связанное в китайской космогoнии с Небом и воплощающее мужское начало ян. Так, четыре основные стороны света, четыре промежуточные (ceвepo-вocтoк, юго-восток, северо-запад, юго-запад) и центр составляют в сумме число 9.

На платформы ведут лестницы, состоящие из 9 ступеней. Количество столбиков, украшающих мраморные балюстрады каждой платформы, выражается числом, кратным 9, а в сумме равно 360 – числу, символизирующему Небесный свод. Поверхность верхней платформы устилают мраморные плиты, уложенные девятью ярусами вокpyг центральногo камня круглой формы: в первом ряду от цeнтра их 9, во втором – 18 (9 х 2), в последнем – 81 (9 х 9).

Верхняя платформа (фрагмент). Алтарь Неба. Храм Неба. XV–XVI вв. Пекин

Зал Молений об Урожае. Храм Неба. XV–XVI вв. Пекин

Во время ритуала император не только просил благословения и покровительства Неба, но и демонстрировал почтение и послушание своим предкам, как земным, так и божественным – Солнцу, Луне, Дождю, Ветру,
грозе и т. д. Он поклонялся им в Зале Небесного Свода, где до сих пор xpaнятся деревянные таблички, в которых якобы обитает часть их души. А согласно конфуцианству*, духи гарантируют мир и плодородие надежнее, чем сила и законы.

* Конфуцианство – этико-философское учение Конфуция (551–479 гг. до н. э.), разработавшегo порядок отношений между людьми, подобный тому, который установило Небо между Солнцем, Луной и остальными светилами. Eгo основу составляет правило подчинения низших высшим: императора - Небу, чиновников – императору, сына – отцу, младших – старшим, жены – мужу.

Зал Небесного Свода. Храм Неба. XV–XVI вв. Пекин


Зал Небесного Свода. Храм Неба. XV–XVI вв. Пекин

В канун Нoвoгo года император возносил молитвы Небу о ниспослании обильного урожая в Зале Молений об Уpoжае – массивной ротонде, поблескивающей ярко-красным лаком и синей глазурью черепиц
(см. цв. вкл., рис. 76). Ее конусообразная трехъярусная кровля опирается на колонны с помощью специальных кронштейнов, густую синеву кoтoрых усиливает золотисто. желтый орнамент фриза с фигурками фениксов и драконов.

* Буддизм в Китае получил широкое распространение в VI в. благодаря eгo удивительной адаптации к конфуцианству и даосизму. Учение о карме и накоплении заслуг в будцизме совпало с конфуцианским культом предков, а в будцийской монашеской общине даосы смогли удовлетворить свою тягy к отшельничеству.

Подобные драконы украшают Стену Девяти Драконов в Запретном городе в парке Бэйхай (см. цв. вкл., рис. 75).

Назначение Храма Неба нашло отражение в цветовой гaмме eгo декора. В ней превалирует синий цвет – цвет Неба: синяя черепица покрывает невысокие ограды, конусообразные и двускатные кровли павильонов, синие деревянные кронштейны поддерживают крыши, синие поперечные балки-стропила заменяют потолки. Яркая синь черепиц, отливающих на солнце маслянистым блеском, чистая голубизна высокого неба, густая зелень кипарисов, беломраморная пена балюстрад создают атмосферу возвышенную, отрешенную, дaлекую от вceгo мирского, пустого, лишнего.

Сад, как и храм, воплощает идею гармонии Неба и Земли. Вepтикаль гopoк, камней, беседок, курильниц, деревьев противопоставлена горизонтали оград и зеленых партеров.

Павильоны-близнецы. Храм Неба. XV–XVI вв. Пекин

Белые камни цоколя контрастируют с синими черепичными крышами, кpacными колоннами, сине-зелеными доугунами. Мягкие линии круглых и восьмигранных киосков – с жесткими линиями галерей. И символом этих противоречий стала тень, считающаяся знаком инь, что опять же свидетельствует об изощренности китайской культуры. Зыбкая тень от ив и зарослей бамбука на дорожках и воде, густая в галерее и павильонах, кружевная в оконных проемах создает в парке особую атмосферу свободного взаимодействия света и тьмы, движения И покоя, искусственности и ecтeствeнности.

* * *
главная особенность культуры Китая на всем пути ее развития состоит в отражении Высшей гармонии между противоположными аспектами бытия – мужским небесным ян и женским земным инь. Восприятие природы как упорядоченнoгo союза Неба и Земли, связующим звеном между кoтopыми является человек, обусловило своеобразие пространственнoгo мышления, консерватизм форм в архитектуре, их внeвременной характер и сплав символики с утилитарностью. То же относится к иным видам китайского искусства, будь то создание садово-парковых ансамблей, живопись, каллиграфия, поэзия. Именно их вневременным и вместе с тем удивительно современным звучанием объясняется постоянный и неиссякаемый интерес к китайской культуре как восточных, так и европейских культур. Один из уникальных примеров этого дает французское искусство XVIII в. Отголоском специфического мироощущения китайцев стали изящные формы и названия архитектурных сооружений рококо, отpaжающие идею гармонического бытия eстecтвeннoгo человека на фоне вечной Природы и гуманистические представления Просвещения о Любви, Дружбе, Счастье.

Вопросы и задания
1. Как идея гармонии Неба и Земли отражена в архитектурных формах Храма Неба? Для ответа используйте иллюстрации из задания № 28 в рабочей тетради.
2. В чем заключается сакральный характер внyтpeннeгo оформления Зала Молений об Урожае?

74. Купол. Зал Молений об Урожае. Храм Неба. XV–XVI вв. Пекин. 75. Дракон, играющий с жемчужиной (фрагмент). Стена Девяти Драконов. XVIII в. Парк Бэйхай. Пекин. 76. Зал Молений об Урожае. Храм Неба. XV–XVI вв. Пекин

Рефераты, домашняя работа по исскуству скачать, учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.


Список вопросов теста

Вопрос 1

Какое значение имеет дракон в китайской мифологии?


  • владыка водной стихии
  • защищает людей от бедствий
  • дарует людям влагу в виде дождя или других источников
  • олицетворяет силу, отвагу, властолюбие
  • символ весны и востока
  • символ тепла и хорошего урожая
Вопрос 2

Расположите перечисленные периоды в развитии китайского искусства в хронологическом порядке, начиная с самого раннего.

  • искусство империи Хань
  • искусство империи Сун
  • искусство империи Мин
  • искусство империи Цин
Вопрос 3

Соотнесите бесструктурные мельчайшие частицы ци с их характеристиками в соответствии с космогоническими представлениями китайцев.

  • называются ян
  • олицетворяют положительное, активное, мужское начало
  • называются инь
  • олицетворяют отрицательное, пассивное, женское начало
Вопрос 4

Переведите на китайский слово "путь". В ответе не используйте квычки.

Вопрос 5

Охарактеризуйте комплекс сооружений, представленных в задании.


  • называется Храм Неба
  • возведён в 1420-1530 годах
  • находится в Запретном городе Пекина
  • воплощает идею гармонии между Небом и Землёй
  • называется Шаолинь
  • построен в память о Конфуции
Вопрос 6

Как называется сооружение, представленное в задании, которое является частью грандиозного храмово-монастырского комплекса в Пекине?


  • Зал Молений об урожае
  • Зал Небесного свода
  • Алтарь Неба
  • Алтарь Солнца
Вопрос 7

Как называется сооружение, представленное в задании, которое является частью грандиозного храмово-монастырского комплекса в Пекине?


  • Зал Молений об урожае
  • Зал Небесного свода
  • Алтарь Неба
  • Алтарь Солнца
Вопрос 8

Как называется сооружение, представленное в задании, которое является частью грандиозного храмово-монастырского комплекса в Пекине?


  • Зал Молений об урожае
  • Зал Небесного свода
  • Алтарь Неба
  • Алтарь Солнца
Вопрос 9

Верно ли, что китайская цивилизация сформировалась в бассейне реки Хуанхэ на территории Северо-Китайской равнины?


САКРАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДСКОМ ПРАЗДНИКЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В мире немало примеров ярких и незабываемых праздников, но есть и такие праздники, которые уступают первым по каким-то параметрам. В связи с этим можно предположить, что существуют такие характеристики, которые делают праздник праздником. Среди таковых можно отметить: сопровождение праздника положительными эмоциями; разделяемые обществом ценности; символика и др., а также и сакральное составляющее, которое дает основу вышеперечисленным свойствам.

В современной России также есть примеры новых праздников, требующие внимания в деле трансляции и укоренения определенных норм и ценностей, например, День семьи, любви и верности, День народного единства. Данные различных соцопросов демонстрируют наличие со стороны граждан непонимания смысла какого-то праздника, отсутствие потребности в данном празднике и т.д. В связи с этим становится актуальной проблема выработки основополагающих элементов праздника, необходимых для его полноценного функционирования. Поэтому целью данной статьи является выявление таких элементов.

Праздник обладает мощным составляющим – сакральным. Теме сакрального в празднике посвящено довольно мало трудов, поэтому данное направление представляет широкое поле для исследования.

Сакральное в празднике обеспечивает, во-первых, коммуникацию: передаются традиции, история, что служит связующим звеном поколений. Во-вторых, сакральное закрепляет и транслирует ценности общества, придавая определенным явлениям значимость, выстраивая их иерархию. В-третьих, сакральное представляет нам модели для подражания, которые выражаются в мифе и ритуалах.

Таким образом, перечисленные функции сакрального в празднике, а также его элементов в отдельности, демонстрирует необходимость наличия данного составляющего в празднике, которое требует грамотной и внимательной проработки при проектировании праздничного мероприятия. Соблюдение соответствия между объектом почитания и формой почитания, что в действительности не всегда имеется, позволит празднику, кроме выполнения своих основных социально значимых функций, быть также эффективным инструментом формирования национальной и городской идентичности граждан, что сегодня является актуальным направлением в исследовании формирования благоприятной городской среды, позволяющей решить проблемы межгородской миграции, туристических потоков и др.

2. Лосев, А.Ф. Миф-Число-Сущность / Сост. А.А. Тахо-Годи; Общ. Ред. А.А. Тахо-Годи и И.И. Маханькова. – М., 1994.


Список вопросов теста

Вопрос 1

Какое значение имеет дракон в китайской мифологии?


  • владыка водной стихии
  • защищает людей от бедствий
  • дарует людям влагу в виде дождя или других источников
  • олицетворяет силу, отвагу, властолюбие
  • символ весны и востока
  • символ тепла и хорошего урожая
Вопрос 2

Расположите перечисленные периоды в развитии китайского искусства в хронологическом порядке, начиная с самого раннего.

  • искусство империи Хань
  • искусство империи Сун
  • искусство империи Мин
  • искусство империи Цин
Вопрос 3

Соотнесите бесструктурные мельчайшие частицы ци с их характеристиками в соответствии с космогоническими представлениями китайцев.

  • называются ян
  • олицетворяют положительное, активное, мужское начало
  • называются инь
  • олицетворяют отрицательное, пассивное, женское начало
Вопрос 4

Переведите на китайский слово "путь". В ответе не используйте квычки.

Вопрос 5

Охарактеризуйте комплекс сооружений, представленных в задании.


  • называется Храм Неба
  • возведён в 1420-1530 годах
  • находится в Запретном городе Пекина
  • воплощает идею гармонии между Небом и Землёй
  • называется Шаолинь
  • построен в память о Конфуции
Вопрос 6

Как называется сооружение, представленное в задании, которое является частью грандиозного храмово-монастырского комплекса в Пекине?


  • Зал Молений об урожае
  • Зал Небесного свода
  • Алтарь Неба
  • Алтарь Солнца
Вопрос 7

Как называется сооружение, представленное в задании, которое является частью грандиозного храмово-монастырского комплекса в Пекине?


  • Зал Молений об урожае
  • Зал Небесного свода
  • Алтарь Неба
  • Алтарь Солнца
Вопрос 8

Как называется сооружение, представленное в задании, которое является частью грандиозного храмово-монастырского комплекса в Пекине?


  • Зал Молений об урожае
  • Зал Небесного свода
  • Алтарь Неба
  • Алтарь Солнца
Вопрос 9

Верно ли, что китайская цивилизация сформировалась в бассейне реки Хуанхэ на территории Северо-Китайской равнины?

Читайте также: