В чем различие западной и восточной ветвей христианства

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Преследование христиан Диоклетианом в 303 году было одним из самых жестоких и практически последний гонений. Гонимое в начале IV века языческим общество и государством, раздираемое внутри сложными богословскими спорами, христианство встречает новый V век, являясь единственной официально признанной религией Римской империи. Победа христианства связана с именем императора Константина I (274 - 337), принимавшего участие не только в укреплении официального положения христианства в империи, но и в решении внутрицерковных, догматических вопросов. С изданием Миланского эдикта (313 г.) христиане оказались под защитой государства и получили равные права с язычниками. С середины IV в. Христианство стало официальной государственной религией, обязательной для всех полноправных членов Римской империи. К концу века император Феодосий I ввел запрет на языческие культы. Языческие храмы были разрушены или превращены в церкви. Можно говорить об окончательном торжестве новой веры. Римская империя стала христианской империей. Новая вера впервые распространилась по городам. Сельские приходы появились только в V - VI вв. На рубеже VI - VII вв. оно распространено уже повсюду.

Обоснование церковного первенства (верховенства) кафедры апостола Петра стало основным направлением деятельности папства в IV - V вв. Наиболее полно это учение было выражено Папой Львом I Великим (440 - 461). Однако на востоке империи верховенство римского епископа было признано только формально, и претензии Льва Великого на вознесение над самими Вселенскими Соборами, которые продолжали считаться высшей церковной властью, были отвергнуты.

Вместе с тем среди восточных патриархов в V в. Константинополь вышел вперед. Если на востоке империи церковь находилась под строгим контролем императора, активно вмешивавшегося в решение догматических вопросов, то на западе папство стремилось защитить автономию духовенства и, как следствие, свою власть. Этому во многом способствовал перенос столицы империи из Рима и ликвидация Западной Римской империи. Папа Геласий I в конце V века. объявил безусловным злом любое вмешательство империи в дела церкви.

К концу IV в. Христианство утвердилось почти во всех провинциях Римской империи. На его одобрение не повлияло создание германских государств на Западе. За исключением франков, все другие народы Запада были обращены в христианство в его эротической, арийской интерпретации еще до того, как поселились в империи. Еще в 40-х годах IV века. стараниями епископа арианства Вулфилы (от имени александрийского священника IV в. В V веке. в Испании вестготы приняли арианство от вандалов и свеви, а в Галлии - от бургундов. Лангобарды, вторгшиеся в Италию в 568 году, переняли арианство от астготов.

Православное христианство продолжало господствовать к северу от вестготского и астроготского маршрутов. В 496/497 году оно был принят королем франков Хлодвигом. Религия, принятая на Никейском соборе, преобладала в юго-западной Европе: в начале V века. в Бургундии, в 589 г. у вестготов, до конца VII в. у лангобардов. В Ирландии, не входившей в состав Римской империи, христианство начало распространяться в первой половине V века. Христианизация варварских народов в основном происходила сверху, в сознании масс долгое время продолжали жить языческие идеи и образы. Часто королей приводили к крещению по чисто политическим мотивам или желанию получить покровительство более могущественного бога, способного обеспечить удачу. Стремясь расширить свое влияние, церковь адаптировала языческие идеи к христианству. Результатом стало странное слияние христианского учения и язычества. Языческие праздники и ритуалы наполнились новым христианским содержанием. Слова христианских проповедников разъяснялись необразованным слоям населения вопреки их воле в духе, далеком от богословской традиции.

В 597 году папа послал к англосаксам языческих проповедников христианства во главе с монахом Августином. К концу VII в. Англосаксонская церковь стала первой церковью к северу от Альп, непосредственно подчинявшейся Риму, усвоившей его обычаи и литургию. В течение VIII в. Европейский континент более глубоко привязан к христианству. Заслуга обращения германских народов в христианство принадлежит англосаксонскому монаху Бонифацию из Уэссекса, который в первой половине VIII в. развернул миссионерскую деятельность в Германии. Он реформировал франкскую церковь, целью которой было ее объединение и подчинение Риму. Каролинги использовали христианизацию, чтобы укрепить власть франков на завоеванных территориях, и превратили ее в оружие внешней политики. Именно в это время возник личный тип христианской миссии, несущей новую веру на острие меча. Такова была христианизация Саксонии в последней трети восьмого века. Каролинги взяли у св. Бонифация идею церковной реформы, посредством которой они создали единую Римскую церковь и укрепили авторитет папства в Западной Европе.

В конце Х - начале ХI в. языческий мир отступает в северную и восточную Европу. Частью экспансионистской политики германских императоров была христианизация соседних языческих народов. В Х веке. усилиями немецких миссионеров христианство было утверждено в Чехии, Польше и Венгрии. В 1000 году венгерский герцог принял христианство. В то же время началась насильственная христианизация славянских племен между реками Эльба и Одер, продолжавшаяся до XIII века. В Х веке немецкие миссионеры дали толчок распространению христианства в Скандинавии. В 1010–1030 годах, после обращения нормандских герцогов в христианство, к христианскому миру присоединились короли Норвегии, Швеции и Дании. Включение южных и восточных славян в христианский мир во многом связано с Византией. Начиная с перехода к христианству, сербы болгары и другие восточнославянские племена предпочитали Византию в отличии от германских племен. А западные славяне (поляки, чехи, словаки) и некоторые южные славяне (хорваты, словенцы) обратились в христианство франко-немецкими монахами, что сыграло свою роль в разделении славянских народов.

Начинается упорная работа по созданию духовенства, возведению храмов, формированию корпуса литургической литературы. Важным событием для христианского мира стала деятельность святых братьев Константина (Кирилла) и Мефодия. Византийские монахи Кирилл и Мефодий, призванные моравскими правителями в 863 году, создали славянский алфавит на основе греческих букв, которые легли в основу современного белорусского алфавита, перевели литургические книги с греческого на славянский и начали богослужение на славянском языке. . В 864 г. крестился болгарский хан Борис вместе со своей семьей и сановниками. Разобравшись с антихристианским движением (приказав уничтожить 52 языческих мятежника, ослепить собственного сына за предательство христианства), он, маневрируя между Римом и Константино-полем, ввергая новообращенных болгар в бездну раздора между ними, начинает многовековую борьбу за независимость болгарской церкви.

Непосредственным толчком к провозглашению христианства государственной религией в Польше и на Руси послужили политические обстоятельства. Руководя борьбой за Западную Померанию и столкнувшись с угрозой политической и религиозной экспансии Германии, польский король Мешко I стремился найти союзника в лице чешских правителей и занять равные позиции в политических и дипломатических отношениях со Священной Римской империей. Союз с Чехией был скреплен браком с чешской принцессой, который сопровождался крещением самого Мешки и его ближайшего окружения. Христианизация Польши до XII века было заботой государства. Первыми оплотами христианства были монастыри. Восстание 1037 г. свидетельствует о трудностях проникновения новой веры в народные слои. В течение X-XII вв польская культура претерпела глубокие внутренние преобразования, став частью западного христианства.

В 988 году христианство приняли княжеский двор Руси и киевляне, а затем жители других городов и областей. Процесс христианизации восточных славян длился веками, но решительный шаг был сделан. Русь получила доступ к более высокой византийской культуре. После организации церкви сюда стала проникать не только греческая, но и славянская (сначала литургическая, затем светская) литература. Важную роль в этом процессе сыграла Болгария, в которой славянская письменность базировалась на более чем вековой традиции, а собственная литература достигла высокого уровня. Русь активно копировала опыт Византийской империи в каменном зодчестве, живописи, книгах, ювелирном деле и стеклоделии. В XI в. на Афоне был основан русский монастырь, который стал важным центром восточно-славянско-византийских культурных связей. Культурные и торговые связи между странами не прерывались до конца XI века, а затем на долгое время практически прекратились в связи с захватом Константинополя крестоносцами в 1204 году и разорением Киева монголо-татарами в 1240 году.

Таким образом, к началу второго тысячелетия христианство утвердилось во всей Западной, Центральной и Восточной Европе, за исключением Прибалтики, а также в частях Испании и Сицилии, оккупированных арабами. Распространение христианства сильно изменило облик средневековой Европы. Христианские церкви - римско-католическая, православная греческая, а в позднем феодализме - протестантская и униатская - стали ведущими факторами в ее духовной и социально-политической жизни. Христианство формировало религиозное сознание и продвигало культуру европейского общества - письменность, литературу, философию, архитектуру и изобразительное искусство, было хранителем древнего культурного наследия, способствовало созданию и укреплению цивилизационного единства Европы, приобщая ее народы к новым этическим нормам. В то же время христианская церковь стала крупным землевладельцем (в странах Западной Европы, например, ей принадлежало около трети земельного фонда), а также главной идейной силой феодального общества, ее учение освящало феодальный строй.

Между тем отношения между христианским Востоком и Западом ухудшаются. Уже в девятом веке между Византийской и Западной Римской империями с разными политическими системами, с разными языками и конфессиями нет почти ничего общего. Окончательный разрыв между Римом и Константинополем становится лишь вопросом времени. Разделенный политически и культурно, христианский мир разделен и церковно. В 1054 году произошел раскол между папством и Восточной церковью, положивший начало раздельному существованию двух церквей: римско-католической и православной. Фактически, церкви на латинском Западе и греческом Востоке долгое время развивались отдельно, а расколы (схизмы) происходили и раньше. Противостояние Восточной и Западной церквей во многом определялось разными представлениями о соотношении светской и духовной власти, а также соперничеством между Папой и Константинопольским Патриархом. Значительную роль в обострении отношений между Римом и Константинополем сыграли политические факторы: возрождение Римской империи на Западе и борьба империи и папства против Византии на юге Италии в первой половине XI века.

Несмотря на углубление богословских разногласий, современники не воспринимали раскол 1054 года как окончательный. Это стало возможным только после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году, сопровождавшегося зверствами латинян в греческих церквях. С каждым столетием разрыв между двумя ветвями христианства увеличивался. Были предприняты попытки преодолеть раскол и восстановить утраченное единство христианства. В 1274 году в Лионе и в 1439 году во Флоренции были заключены союзы, фактически подчинявшиеся папе церкви ослабленной Византийской империи. Позже они были отвергнуты Православной церковью, но были признаны униатскими церквями Беларуси и Украины, где после провала попыток глобального объединения христианства в 1596 году была заключена Брестская региональная церковная уния. Движение за возвращение былого единства христианства

Раскол христианской церкви в 1054 году, также Великий раскол — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе и Православную — на Востоке с центром в Константинополе.

Содержание

История раскола

Фактически разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами [1] . Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.

Раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 взаимные проклятия были сняты.

Причины раскола

Раскол имел множество причин: обрядовые, догматические, этические различия между западной и восточной Церквами, имущественные споры, борьба папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских патриархов, разные языки богослужения (латынь в западной церкви и греческий в восточной).

Точка зрения западной (католической) церкви.

Отлучительная грамота была вручена 16 июля 1054 г. в Константинополе в Софийском храме на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом. Отлучительная грамота содержала в себе следующие обвинения в адрес восточной церкви: [2]

    не признаёт Святую Римскую Церковь первой апостольской кафедрой, которой, как главе, принадлежит попечение о всех Церквах, неправо называют патриархом,
  1. подобно симонианам, они продают дар Божий,
  2. подобно валезианам, оскопляют пришельцев, и делают их не только клириками, но и епископами.
  3. Подобно арианам, перекрещивают крещёных во имя Святой Троицы, в особенности латинян.
  4. Подобно донатистам, утверждают, что во всём мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, и крещение.
  5. Подобно николаитам, позволяют браки служителям алтаря.
  6. Подобно северианам, злословят закон Моисеев.
  7. Подобно духоборцам, отсекают в символе веры исхождение Духа Святого и от Сына (филиокве).
  8. Подобно манихеям, считают квасное одушевлённым.
  9. Подобно назареям, наблюдают телесные очищения иудейские, новорождённых детей не крестят ранее восьми дней по рождении, родительниц не удостаивают причащения, и, если они язычницы, отказывают им в крещении.

Точка зрения восточной (православной) церкви

Во-вторых, в апреле, еще до того как переговорный процесс сколько-нибудь продвинулся вперед, Лев IX умер, а следующий папа был избран лишь через год. Следовательно, его легаты к моменту сочинения и оглашения грамоты утратили легитимность.

Реакция Патриарха на вызывающий поступок кардиналов была достаточно осторожной и в целом миролюбивой. Достаточно сказать, что с целью успокоения волнений было официально заявлено, что греческие переводчики извратили смысл латинской грамоты. Далее, на последовавшем Соборе 20 июля за недостойное поведение в храме были отлучены от Церкви все три члена папской делегации, однако Римская Церковь в решении собора специально не упоминалась. Было сделано всё, чтобы свести конфликт к самодеятельности нескольких римских представителей, что, собственно, и имело место. Патриарх отлучил от Церкви лишь легатов и только за дисциплинарные нарушения, а не за вероучительные вопросы. На Западную церковь или на римского епископа эти анафемы никак не распространялись.

Событие это стало оцениваться как нечто чрезвычайно важное лишь через пару десятков лет на Западе, когда к власти пришел папа Григорий VII Гильдебранд, а кардинал Гумберт стал его ближайшим советником. Его усилиями эта история и получила необычайное значение. Потом, уже в новое время, она рикошетом из западной историографии вернулась на Восток и стала считаться датой разделения Церквей также и там. [3]

Восприятие раскола на Руси

Покинув Константинополь, папские легаты отправились в Рим окружным путём, чтобы оповестить об отлучении Михаила Кирулария других восточных иерархов. Среди прочих городов они посетили Киев, где с подобающими почестями были приняты великим князем и русским духовенством.

В последующие годы Русская Церковь не занимала однозначной позиции в поддержку какой-либо из сторон конфликта, хотя и осталась православной. Если иерархи греческого происхождения были склонны к антилатинской полемике, то собственно русские священники и правители не только не участвовали в ней, но и не понимали сущности предъявляемых греками к Риму претензий догматического и обрядового характера. Таким образом, Русь поддерживала общение и с Римом, и с Константинополем, принимая те или иные решения в зависимости от политической необходимости.

В Киеве имелись латинские монастыри (в том числе доминиканский — с 1228), на землях, подвластных русским князьям, с их разрешения действовали латинские миссионеры (так, в 1181 князья Полоцкие разрешили монахам-августинцам из Бремена крестить подвластных им латышей и ливов на Западной Двине). В высшем сословии заключались (к неудовольствию греков) многочисленные смешанные браки. Большое западное влияние заметно в некоторых сферах церковной жизни.

Подобная ситуация сохранялась вплоть до монголо-татарского нашествия.

Снятие взаимных анафем

Христианство - крупнейшая мировая религия по числу приверженцев (около 2,1 млрд человек во всем мире), в России, Европе, Северной и Южной Америке, а также во многих странах Африки оно является господствующей религией. Христианские общины есть практически во всех странах мира.

В основе христианского вероучения - вера в Иисуса Христа как Сына Божьего и Спасителя всего человечества, а также в триединство Бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой). Оно зародилось в I веке н.э. в Палестине и уже через несколько десятков лет стало распространяться по всей Римской империи и в пределах сферы ее влияния. Впоследствии христианство проникло в страны Западной и Восточной Европы, миссионерские экспедиции доходили до стран Азии и Африки. С началом Великих географических открытий и развитием колониализма оно стало распространяться и на других континентах.

В наши дни выделяется три основных направления христианской религии: католицизм, православие и протестантизм. В отдельную группу выделяются так называемые древневосточные церкви (Армянская апостольская церковь, Ассирийская церковь Востока, Коптская, Эфиопская, Сирийская и Индийская Малабарская православные церкви), не принявшие решений IV Вселенского (Халкидонского) собора 451 года.

Раскол церкви на Западную (католическую) и Восточную (православную) произошел в 1054 году. Католицизм в настоящее время является наиболее крупным по числу приверженцев христианским вероучением. От других христианских конфессий его отличает несколько важных догматов: о непорочном зачатии и вознесении Девы Марии, учение о чистилище, об индульгенциях, догмат о безошибочности действий Папы Римского как главы церкви, утверждение власти Папы Римского как преемника апостола Петра, нерасторжимость таинства брака, почитание святых, мучеников и блаженных.

Католическое учение говорит об исхождении Святого Духа от Бога Отца и от Бога Сына. Все католические священники дают обет безбрачия, крещение происходит через возлияние воды на голову. Крестное знамение делается слева направо, чаще всего пятью пальцами.

Католики составляют большую часть верующих в странах Латинской Америки, Южной Европы (Италии, Франции, Испании, Португалии), в Ирландии, Шотландии, Бельгии, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии, на Мальте. Значительная часть населения исповедует католицизм в США, Германии, Швейцарии, Нидерландах, Австралии, Новой Зеландии, Латвии, Литве, западных областях Украины и Беларуси. На Ближнем Востоке католиков много в Ливане, в Азии – на Филиппинах и Восточном Тиморе, частично – во Вьетнаме, Южной Корее и Китае. Велико влияние католицизма в некоторых странах Африки (в основном – в бывших французских колониях).

Православие изначально подчинялось константинопольскому патриарху, в настоящее время существует множество поместных (автокефальных и автономных) православных церквей, высшие иерархи которых называются патриархами (например, Патриарх Иерусалимский, Патриарх Московский и Всея Руси). Главой церкви считается Иисус Христос, фигуры, подобной Папе Римскому, в православии нет. Большую роль в жизни церкви играет институт монашества, духовенство же делится на белое (немонашествующее) и черное (монашествующее). Представители белого духовенства могут вступать в брак и иметь семью. В отличие от католицизма, в православии не признаются догматы о непогрешимости Папы Римского и его главенстве над всеми христианами, об исхождении Духа Святого от Отца и от Сына, о чистилище и о непорочном зачатии Девы Марии.

Крестное знамение в православии делается справа налево, тремя пальцами (троеперстие). В некоторых течениях православия (старообрядцы, единоверцы) используют двоеперстие – крестное знамение двумя пальцами.

Православные составляют большую часть верующих в России, в восточных областях Украины и Беларуси, в Греции, Болгарии, Черногории, Македонии, Грузии, Абхазии, Сербии, Румынии, на Кипре. Значительный процент православного населения представлен в Боснии и Герцеговине, части Финляндии, на севере Казахстана, некоторых штатах США, Эстонии, Латвии, Киргизии и Албании. Существуют также православные общины в некоторых странах Африки.

Становление протестантизма относится к XVI веку и связано с Реформацией – широким движением против господства католической церкви в Европе. В современном мире существует множество протестантских церквей, единого центра которых не существует.

Среди первоначальных форм протестантизма выделяются англиканство, кальвинизм, лютеранство, цвинглианство, анабаптизм, меннонитство. Впоследствии развитие получили такие течения, как квакеры, пятидесятники, Армия спасения, евангелисты, адвентисты, баптисты, методисты и многие другие. Такие религиозные объединения, как, например, мормоны или свидетели Иеговы, одни исследователи относят к протестантским церквям, другие – к сектам.

Большинство протестантов признают общехристианский догмат от триединстве Бога и авторитет Библии, однако, в отличие от католиков и православных, они выступают против толкования Священного Писания. Большинство протестантов отрицают иконы, монашество и почитание святых, считая, что, человек может спастись через веру в Иисуса Христа. Некоторые из протестантских церквей более консервативны, некоторые – более либеральны (особенно видна эта разница во взглядах на вопросы брака и развода), многие из них ведут активную миссионерскую деятельность. Такая ветвь, как англиканство, во многих своих проявлениях близка католицизму, в настоящее время ведется вопрос о признании англиканами авторитета Папы Римского.

Протестанты есть в большинстве стран мира. Они составляют большинство верующих в Великобритании, США, скандинавских странах, Австралии, Новой Зеландии, также их много в Германии, Швейцарии, Нидерландах, Канаде, Эстонии. Все больший процент протестантов наблюдается в Южной Корее, а также в таких традиционно католических странах, как Бразилия и Чили. Собственные ветви протестантизма (такие как, например, кимбангизм) существуют в Африке.

Христианство и основные ветви

qjgq2jeg

Из самого названия можно догадаться, что поклоняются представители этих религий Иисусу Христу, где в большинстве ветвей он считается не Богом, а его сыном, которого тот послал на Землю, чтобы открыл людям глаза на истины и научил жить по заповедям. Направлений в христианстве огромное количество.

Их насчитывается около 20 000, и даже теологи и религиоведы иногда путаются. Основных крупных ветвей всего 5. Это:

  • Православие
  • Католицизм
  • Несторианство
  • Протестантизм
  • Миафизитство.

Каждая из них имеет свои разветвления, направления, секты и так далее.

Например, такое популярное течение, как лютеранство – одно из ветвей протестантства. Изначально было намного меньше направлений. А такое их количество в настоящее время – это результат соперничества церквей, разделение сфер влияния и власти. По сей день религия и власть тесно взаимосвязаны друг с другом. В недавнем прошлом она становилась причиной войн, захвата новых земель, геноцида целых народов, репрессий и так далее.

Изначально центром христианства считался Константинополь. Со временем конкуренцию ему составил Рим, который тоже стал претендовать на роль столицы христианства.

В середине 11-го века патриархи рассорились и каждая из церквей стала развиваться независимо друг от друга. Это и стало основной причиной становления католицизма и православия как отдельных ветвей.

Чем они отличаются друг от друга

kouldbsq

В католицизме Святой Дух исходит не только от Господа, но и сына его.

Они уверены, что Дева Мария была невинна, что грешники попадают в ад. Представители духовенства в католицизме придерживаются строгого целибата.

Православные не признаю Папу Римского главным в христианстве. Также отличаются обряды богослужения, даты праздников. С 20-го века, когда церковь перестала быть столь значимой в жизни мирового сообщества, представители этих направлений стали более лояльнее относится друг к другу. Протестантизм возник в 16-м веке в Европе.

Связано это с тем, что представители католической церкви откровенно начали наглеть в своей алчности, стремлении к власти и богатству. И представители протестантизма решили, что обычный верующий человек с богом может общаться самостоятельно, без помощи посредников.

Несторианство появилось в 5-м веке. Оно распространено в Сирии, на Кавказе, Турции, Иране, у некоторых монгольских народов. Миафизитство – восточное направление в христианстве, которое появилось в 6-м веке. Распространено в Армении, некоторых африканских странах.

Читайте также: