Установите соответствие между стадией развития мха кукушкин лен и ее плоидностью

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Цели занятия: повторение и обобщение материала по разделу “Жизненные циклы растений”; обучение решению задач части С5 ЕГЭ по жизненным циклам растений разных отделов.

Форма занятия: лекционно-практическая.

Оборудование: проектор, слайды, набор карточек с задачами.

Понятие о жизненном цикле растений

В жизненном цикле растений происходит чередование бесполого и полового размножения и связанное с этим чередований поколений.

Гаплоидный (n) растительный организм, образующий гаметы, называется гаметофитом (n). Он представляет половое поколение. Гаметы формируются в половых органах путём митоза: сперматозоиды (n) - в антеридиях (n), яйцеклетки (n) – в архегониях (n) .

Гаметофиты бывают обоеполые (на нём развиваются антеридии и архегонии) и раздельнополые (антеридии и архегонии развиваются на разных растениях).

После слияния гамет (n) образуется зигота с диплоидным набором хромосом (2n), а из неё развивается путём митоза бесполое поколение – спорофит (2n). В специальных органах - спорангиях (2n) спорофита (2n) после мейоза образуются гаплоидные споры (n), при делении которых митозом развиваются новые гаметофиты (n).

Жизненный цикл зелёных водорослей

В жизненном цикле зелёных водорослей преобладает гаметофит (n), то есть клетки их слоевища гаплоидны (n). При наступлении неблагоприятных условий (похолодание, пересыхание водоёма) происходит половое размножение – образуются гаметы (n), которые попарно сливаются в зиготу (2n). Зигота (2n), покрытая оболочкой зимует, после чего при наступлении благоприятных условий делится мейозом с образованием гаплоидных спор (n), из которых развиваются новые особи (n). (Демонстрация слайдов).

Схема 1. Жизненный цикл зелёных водорослей. (Приложение)

Задача 1. Какой набор хромосом характерен для клеток слоевища улотрикса и для его гамет? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.

1. В клетках слоевища гаплоидный набор хромосом (n), они развиваются из споры с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

2. В гаметах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из клеток слоевища с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

Задача 2. Какой набор хромосом характерен для зиготы и для спор зелёных водорослей? Объясните, из каких исходных клеток и как они образуются.

1. В зиготе диплоидный набор хромосом (2n), она образуется при слиянии гамет с гаплоидным набором хромосом (n).

2. В спорах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

Жизненный цикл мхов (кукушкин лён)

У мхов в цикле развития преобладает половое поколение (n). Листостебельные растения мхов – раздельнополые гаметофиты (n). На мужских растениях (n) формируются антеридии (n) со сперматозоидами (n), на женских (n) – архегонии (n) с яйцеклетками (n). С помощью воды (во время дождя) сперматозоиды (n) попадают к яйцеклеткам (n), происходит оплодотворение, возникает зигота (2n). Зигота находится на женском гаметофите (n), она делится митозом и развивается спорофит (2n) – коробочка на ножке. Таким образом, спорофит (2n) у мхов живёт за счёт женского гаметофита (n).

В коробочке спорофита (2n) путём мейоза образуются споры (n). Мхи – разноспоровые растения, различают микроспоры – мужские и макроспоры – женские. Из спор (n) путём митоза развиваются сначала предростки, а затем взрослые растения (n). (Демонстрация слайдов).

Схема 2. Жизненный цикл мха (кукушкин лён)

Задача 3. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.

1. В гаметах мха кукушкина льна гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из антеридиев (n) и архегониев (n) мужского и женского гаметофитов с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

2. В спорах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из клеток спорофита - коробочки на ножке с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

Задача 4. Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев и коробочки на ножке кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.

1. В клетках листьев кукушкина льна гаплоидный набор хромосом (n), они, как и всё растение, развиваются из споры с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

2. В клетках коробочки на ножке диплоидный набор хромосом (2n), она развивается из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём митоза.

Жизненный цикл папоротников

У папоротников (также хвощей, плаунов) в жизненном цикле преобладает спорофит (2n). На нижней стороне листьев растения (2n) развиваются спорангии (2n), в которых путём мейоза образуются споры (n). Из споры (n), попавшей во влажную почву, прорастает заросток (n) – обоеполый гаметофит. На его нижней стороне развиваются антеридии (n) и архегонии (n), а в них путём митоза образуются сперматозоиды (n) и яйцеклетки (n). С капельками росы или дождевой воды сперматозоиды (n) попадают к яйцеклеткам (n), образуется зигота (2n), а из нее – зародыш нового растения (2n). (Демонстрация слайдов).

Схема 3. Жизненный цикл папоротников

Задача 5. Какой хромосомный набор характерен для листьев (вай) и заростка папоротника? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

1. В клетках листьев папоротника диплоидный набор хромосом (2n), так они, как и всё растение, развиваются из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём митоза.

2. В клетках заростка гаплоидный набор хромосом (n), так как заросток образуется из гаплоидной споры (n) путём митоза.

Жизненный цикл голосеменных растений (сосна)

Листостебельное растение голосеменных растений – спорофит (2n), на котором развиваются женские и мужские шишки (2n).

На чешуйках женских шишек расположены семязачатки – мегаспорангии (2n), в которых путём мейоза образуются 4 мегаспоры (n), 3 из них погибают, а из оставшейся – развивается женский гаметофит – эндосперм (n) с двумя архегониями (n). В архегониях образуются 2 яйцеклетки (n), одна погибает.

На чешуйках мужских шишек располагаются пыльцевые мешки – микроспорангии (2n), в которых путём мейоза образуются микроспоры (n), из них развиваются мужские гаметофиты – пыльцевые зёрна (n), состоящие из двух гаплоидных клеток (вегетативной и генеративной) и двух воздушных камер.

Пыльцевые зёрна (n) (пыльца) ветром переносятся на женские шишки, где митозом из генеративной клетки (n) образуются 2 спермия (n), а из вегетативной (n) – пыльцевая трубка (n), врастающая внутрь семязачатка и доставляющая спермии (n) к яйцеклетке (n). Один спермий погибает, а второй участвует в оплодотворении, образуется зигота (2n), из которой митозом формируется зародыш растения (2n).

В результате из семязачатка формируется семя, покрытое кожурой и содержащее внутри зародыш (2n) и эндосперм (n).

Схема 4. Жизненный цикл голосеменных растений (сосна)

Задача 6. Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

1. В клетках пыльцевого зерна гаплоидный набор хромосом (n), так как оно образуется из гаплоидной микроспоры (n) путём митоза.

2. В спермиях гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из генеративной клетки пыльцевого зерна с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

Задача 7. Какой хромосомный набор характерен для мегаспоры и клеток эндосперма сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

1. В мегаспорах гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из клеток семязачатка (мегаспорангия) с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

2. В клетках эндосперма гаплоидный набор хромосом (n), так как эндосперм формируется из гаплоидных мегаспор (n) путём митоза.

Жизненный цикл покрытосеменных растений

Покрытосеменные растения являются спорофитами (2n). Органом их полового размножения является цветок.

В завязи пестиков цветка находятся семязачатки – мегаспорангии (2n), где происходит мейоз и образуются 4 мегаспоры (n), 3 из них погибают, а из оставшейся – развивается женский гаметофит – зародышевый мешок из 8 клеток (n), одна из них – яйцеклетка (n), а две сливаются в одну – крупную (центральную) клетку с диплоидным набором хромосом (2n).

В микроспорангиях (2n) пыльников тычинок путём мейоза образуются микроспоры (n), из которых развиваются мужские гаметофиты – пыльцевые зёрна (n), состоящие из двух гаплоидных клеток (вегетативной и генеративной).

После опыления из генеративной клетки (n) образуются 2 спермия (n), а из вегетативной (n) – пыльцевая трубка (n), врастающая внутрь семязачатка и доставляющая спермии (n) к яйцеклетке (n) и центральной клетке (2n) . Один спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n) и образуется зигота (2n), из которой митозом формируется зародыш растения (2n). Второй спермий (n) сливается центральной клеткой (2n) с образованием триплоидного эндосперма (3n). Такое оплодотворение у покрытосеменных растений называется двойным.

В результате из семязачатка формируется семя, покрытое кожурой и содержащее внутри зародыш (2n) и эндосперм (3n).

Схема 5. Жизненный цикл покрытосеменных растений

Задача 8. Какой хромосомный набор характерен для микроспоры, которая образуется в пыльнике, и клеток эндосперма семени цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и как они образуются.

1. В микроспорах гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из клеток микроспорангиев с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

2. В клетках эндосперма триплоидный набор хромосом (3n), так как эндосперм образуется при слиянии гаплоидного спермия (n) с диплоидной центральной клеткой (2n).

1. В процессе эволюции растений происходила постепенная редукция гаметофита и развитие спорофита.

2. В гаметах растений гаплоидный набор (n) хромосом, они образуются путём митоза.

3. В спорах растений гаплоидный набор (n) хромосом, они образуются путём мейоза.

2330. Установите последовательность этапов бесполого размножения у мхов. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) рассеивание спор с помощью ветра
2) созревание спор в коробочках
3) развитие облиственных побегов
4) развитие протонемы
5) прорастание спор в благоприятных условиях
6) образование почек

Добавить в избранное

Верный ответ: 215463

Споры созревают в коробочках (2) и рассеиваются с помощью ветра (1). Попав в благоприятные условия, прорастают (5). Из них развивается протонема (4), на которой образуются выводковые почки (6). Из этих почек в дальнейшем появляются мужские и женские экземпляры мха - облиственные побеги (3).

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 2330.

2869. Какие особенности строения риниофитов позволили им первыми освоить сушу? Ответ обоснуйте. Укажите не менее 4 особенностей.

Добавить в избранное

1) Возникла слабо развитая проводящая ткань, обеспечивающая транспорт питательных веществ
2) Возникла покровная ткань, которая препятствует испарению воды с поверхности растения
3) Возникла механическая ткань, которая выполняет опорную функцию (под водой опорные ткани не были нужны, т.к. растение само принимало вертикальную форму в толще воды)
4) Произошла дифференцировка тканей, появились первые органы (стебель, листья), возникли ризоиды, которые служат для прикрепления к субстрату и всасывания воды и минеральных веществ из почвы

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 2869.

2878. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, характеризуют диплоидную стадию развития мха. Определите два признака, выпадающие из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Добавить в избранное

Верный ответ: 12

В данном вопросе нужно выбрать "выпадающие" пункты, поэтому выбираем пункты 1 и 2, которые не характеризуют диплоидную стадию развития мха. Заросток (1) характерен для папоротников, а не для мхов. Спора (2) - гаплоидная стадия, а не диплоидная.

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 2878.

3030. Установите правильную последовательность смены стадий в цикле развития мха, начиная с образования спор. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) формирование взрослого гаметофита
2) образование спор
3) образование спорофита
4) образование зелёной нити (протонемы)
5) оплодотворение

Добавить в избранное

Верный ответ: 24153

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3030.

3833. Установите соответствие между характеристиками и природными объектами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) наличие корней
Б) расположение спорангиев на вайях
В) созревание спор в коробочке
Г) наличие в жизненном цикле заростка
Д) преобладание в жизненном цикле гаметофита
Е) преобладание в жизненном цикле спорофита

1) папоротники
2) мхи

Добавить в избранное

Верный ответ: 112121

Для папоротников (1) характерно: наличие хорошо развитых придаточных корней (А), расположение спорангиев на вайах (Б - более точно: спорангии располагаются в сорусах, расположенных на нижней стороне листа папоротника - вайе), наличие заростка (гаметофита) в жизненном цикле (Г), господство в жизненном цикле спорофита (Е).

Для мхов (2) характерно: созревание спор в спорангии - коробочке (В), преобладание в жизненном цикле гаметофита (Д).

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Тест предназначен для учащихся 10 класса. Разработка содержит 15 вопросов закрытого и открытого типа.

Список вопросов теста

Вопрос 1
  • спермии
  • спорангии
  • листья
  • спора
  • зигота
Вопрос 2

Выберите три ответа
Процесс оплодотворения у цветковых растений характеризуется

  • образованием цветка
  • слиянием спермия с центральной клеткой
  • формированием пыльцевого зерна
  • слиянием спермия и яйцеклетки
  • образованием зиготы в зародышевом мешке
  • делением зиготы путём мейоза
Вопрос 3

Установите последовательность этапов в цикле развития мхов, начиная с прорастания споры.

1. образование предростка

2. оплодотворение при наличии воды

3. прорастание споры

4. развитие на предростке женских и мужских растений мха

5. созревание на мужских растениях сперматозоидов, на женских — яйцеклеток

6. развитие из зиготы на женском растении коробочки со спорами

Вопрос 4
  • спермий
  • спорангий
  • листья
  • спора
  • зигота
Вопрос 5
  • спорофит
  • спорангий
  • листья
  • спора
  • зигота
Вопрос 6
  • спермий
  • листья
  • спора
  • заросток
  • зигота
Вопрос 7

Установите правильную последовательность стадий жизненного цикла мха (на примере кукушкиного льна) начиная с зиготы.

1. образование зиготы

2. образование половых клеток на листостебельном растении

3. образование коробочки на ножке

4. образование гаплоидных спор мейозом

5. образование листостебельного растения из споры

6. миграция сперматозоида к яйцеклетке

Вопрос 8

Установите соответствие между стадией развития папоротника и её плоидностью (в ответе укажите последовательность букв и цифр - все буквы строчные, без интервала. Например, б1в2. )

Плоидность стадии

В) зрелый спорофит

Г) молодой спорофит

1. гаплоидная стадия

Вопрос 9

Установите последовательность стадий жизненного цикла папоротника орляка, начиная с оплодотворения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1. развитие половых клеток

3. развитие спорангиев на листьях

4. развитие корневища

5. развитие заростка

6. развитие спор в спорангиях

Вопрос 10


  • Пыльцевая трубка достигает зародышевого мешка.
  • В оплодотворении участвуют вегетативная клетка и спермий.
  • Из материнских клеток спор образуются микро и макроспоры.
  • Гаметы — спермии и яйцеклетки — образуются в результате мейоза микроспор.
  • Яйцеклетка оплодотворяется одним спермием, а другой спермий оплодотворяет центральную клетку.
Вопрос 11

Установите соответствие между стадией развития мха кукушкин лён и её плоидностью ( в ответе укажите последовательность букв и цифр - все буквы строчные, без интервала. Например, б1в2. ) )

Плоидность стадии

Б) протонема (зеленая нить)

В) листостебельное растение

1. гаплоидная стадия

Вопрос 12

Установите последовательность этапов двойного оплодотворения у покрытосеменных растений.

1. проникновение спермиев в зародышевый мешок

2. перенос пыльцы на рыльце пестика

3. слияние ядра одного спермия с ядром яйцеклетки, другого спермия — со вторичным ядром зародышевого мешка

4. образование диплоидной зиготы и триплоидной клетки

5. прорастание пыльцевой трубки в семязачаток

Вопрос 13

Установите последовательность этапов развития мха кукушкина льна, начиная с прорастания споры.

1. образование предростка (протонемы)

2. оплодотворение при наличии воды

3. прорастание споры

4. развитие на предростке женских или мужских растений

5. созревание на мужских растениях сперматозоидов, на женских — яйцеклеток

6. развитие из зиготы на женском растении коробочки со спорами

Вопрос 14

Установите последовательность стадий жизненного цикла мха сфагнума, начиная с оплодотворения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр (без пробелов).

2. развитие листостебельного растения

3. развитие коробочки на ножке

4. развитие половых органов и гамет

5. развитие спор

6. прорастание протонемы

Вопрос 15

Установите правильную последовательность стадий развития семени цветкового растения.

Выберите один верный ответ.

1. Растение, изображенное на рисунке относится к отделу:

1) Водоросли 3) Плауновидные

2) Хвощевидные 4) Папоротниковидные

2 . В отличие от мхов у хвощей имеются1) стебли 2) листья 3) корни 4) побеги

3 . Плауны размножаются: 1) семенами 2) спорами 3) гифами 4) слоевищем

4 . Высшие растения отличаются от низших

1) расчленением тела на органы 3) наличием таллома

2) вегетативным размножением 4) размножением спорами

5 . Фотосинтез у папоротников происходит в

1) гаметах 2) корневище 3) спорангиях 4) тканях листа

6 . Спорофит плауна представлен:

1) заростком 2) зеленым растением 3) спороносным колоском 4) пластинка.

1) имеют мочковатую корневую систему 3) имеют стержневую корневую систему

2) не имеют корня 4) лишены корневого чехлика

8 . Гаметофит доминирует в жизненном цикле у

1) папоротникообразных 2) мохообразных 3) покрытосеменных 4) голосеменных

9 . В цикле развития сфагнума преобладает

1) листостебельное растение 2) коробочка со спорами 3) заросток 4) зелёная нить (протонема)

10 . У папоротников, в отличие от мхов,

1) из проросшей споры развивается заросток

2) происходит чередование полового и бесполого поколений

3) бесполое размножение происходит с помощью спор

4) оплодотворение невозможно без воды

11 . Для оплодотворения папоротникам, хвощам и плаунам необходимо:

1) участие насекомых-опылителей 3) наличие ветра

2) присутствие воды 4) образование пыльцевой трубки

12 . К споровым растениям относится

1) плаун булавовидный 2) сосна крымская 3) клен остролистный 4) мак самосейка

13 . Об усложнении папоротников по сравнению со мхами свидетельствует развитие у папоротников

1) гаметофита 2) листьев 3) спор 4) корней

14 . Как называют орган (структуру), в которой у папоротников образуются яйцеклетки

1) архегоний 2) антеридий 3) спорангий 4) яичник

15 . Приспособленность мха сфагнума к жизни в условиях избыточного увлажнения проявляется в наличии у него

1) вегетативных органов 3) хлорофиллоносных клеток в листьях и стебле

2) придаточных корней 4) воздухоносных клеток в листьях и стебле

16 . Рассмотрите схему онтогенеза листостебельного мха.

Определите две стадии онтогенеза с диплоидным набором хромосом и запишите в цифры, под которыми они указаны.

17 . Выберите два организма, размножающиеся семенами.

1) Клевер ползучий 4) Олений мох

2) Хвощ полевой 5) Капуста белокочанная

3) Плаун булавовидный

18 . О возникновении папоротников в истории Земли свидетельствует

1) существование травянистых и древесных форм 3) наличие их отпечатков и окаменелостей

2) их способы размножения 4) их современное многообразие

19 . Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) развитие заростка 4) оплодотворение

2) развитие спорофита 5) образование архегониев и антеридиев

3) образование спорангиев 6) прорастание споры

1) Клетки заростка папоротника

2) Клетки коробочки мха

5) Клетки камбия липы

21 . Какие признаки являются общими для моховидных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) в размножении зависят от воды 4) имеют проводящие ткани

2) имеют корни и побеги с листьями 5) имеют вегетативные органы

3) образуют семена 6) размножаются спорами

22. Установите последовательность этапов в цикле развития мхов, начиная с прорастания споры.

1) образование предростка

2) оплодотворение при наличии воды

3) прорастание споры

4) развитие на предростке женских и мужских растений мха

5) созревание на мужских растениях сперматозоидов, на женских — яйцеклеток

6) развитие из зиготы на женском растении коробочки со спорами

23 . Установите соответствие между стадией развитие папоротника и ее плоидностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) спора 1) гаплоидная

Б) заросток 2) диплоидная

В) зрелый спорофит

Г) молодой спорофит

24. Выберите три правильных ответа из шести. Какие из перечисленных особенностей строения и жизнедеятельности характерны для мхов:

1) корни отсутствуют 4) имеется хорошо развитая корневая система

2) размножаются семенами 5) размножаются спорами

3) цветки мелкие, невзрачные 6) для размножения нужна вода

25 . Установите соответствие между представителями растительного царства и их особенностями.

А) в почве закрепляются ризоидами

Б) в цикле развития преобладает спорофит

В) споры образуются в коробочках

Г) споры образуются в спорангиях, на нижней стороне листьев

Д) из споры развивается заросток

Е) из споры развивается зелёная нить

Часть С. Сформулируйте развернутый ответ.

26 . Укажите основные признаки моховидных растений

27 . В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трёх признаков.

28 . Известно, что на сфагновых болотах, несмотря на большое количество влаги, вода оказывается недоступной для многих растений. С чем это связано?

Выберите один верный ответ .

1 . Растение, изображенное на рисунке относится к отделу:

1) Водоросли 3) Плауновидные

2) Хвощевидные 4) Папоротниковидные

2 . На взрослом растении хвоща созревают

1) споры 2) гаметы 3) семена 4) шишки

3 . Назовите орган(ы), в котором(ых) у папоротников откладываются про запас питательные веществ

1) листья 2) корни 3) корневище 4) споры

1) гаметофиты; 2) спорофиты; 3) одни веточки — гаметофиты, другие — спорофиты.

5 . Спорофит у плаунов представлен

1) взрослым растением 2) заростком 3) яйцеклеткой 4) сперматозоидом

6 . К генеративным органам папоротников относят:1) корень 2) стебель 3) лист 4) спорангии

7 . Спорангии хвощей представлены:

1) спороносными колосками 2) зеленым растением; 3) пластинкой; 4) заростком.

8 . Мхи обитают только в сырых местах, так как они

1) низкорослые растения 3) имеют плохо развитые проводящие ткани

2) хорошо выносят тень 4) имеют фотосинтезирующие ткани

9 . Из споры папоротника развивается:

1) заросток 2) стебель 3) корневище 4) первый лист

10 . Пыльца у папоротника созревает в:

1) пестике 2) спорангии 3) тычинке 4) ни один ответ не верен

11 . Мужские гаметы не обладают подвижностью у:

1) мхов 2) голосеменных 3) папоротников 4) всех перечисленных

12 . Листья совмещают функции спороношения и фотосинтеза у:

1) мхов 2) хвощей 3) папоротников 4) плаунов

13 . Листья у хвощей расположены:

1) мутовчато 2) супротивно 3) поочередно 4) листья отсутствуют

14 . Заросток папоротниковидных представляет собой небольшую пластинку, которая:

1) развивается из споры 3) несет женские половые органы

2) несет мужские половые органы 4) верно все перечисленное

15 . В образовании торфа принимает участие:1) сфагнум 2) леканора 3) пармелия 4) ксантория

16 . Споры у хвощей созревают в:

1) заростках 3) колосках на верхушках побегов

2) сорусах на поверхности листьев 4) споры отсутствуют

17 . Основным органом прикрепления к почве у плаунов служат:

1) ризоиды 2) придаточодные корни 3) главные корни 4) боковые корни

18 . Представитель какого отдела растений показан на рисунке?

19. Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения.

1) развитие заростка 4) оплодотворение

2) развитие спорофита 5) образование архегониев и антеридиев

3) образование спорангиев 6) прорастание споры

20 . Выберите клетки, в которых набор хромосом гаплоиден. Определите два верных утверждения

1) клетки заростка папоротника 4) клетки коробочки мха

2) клетки камбия липы 5) спермии ржи

3) клетки эндосперма пшеницы 6) споры хвоща

21 . Установите последовательность стадий жизненного цикла мха сфагнума, начиная с оплодотворения.

1) оплодотворение 4) развитие листостебельного растения

2) развитие коробочки на ножке 5) развитие половых органов и гамет

3) развитие спор 6) прорастание протонемы

22 . Установите соответствие между стадией развития папоротника и её плоидностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТАДИЯ РАЗВИТИЯ ПЛОИДНОСТЬ

А) Спора 1) Гаплоидная стадия

Б) Заросток 2) Диплоидная стадия

В) Зрелый спорофит

Г) Молодой спорофит

23 . Выберите три верных ответа . Сходство мхов и папоротников проявляется в

1) размножении спорами 4) дифференциация на органы и ткани

2) оплодотворении, которое происходит вне водной среды 5) автотрофном способе питания

3) перекрёстном опылении насекомыми 6) преобладании среди них древесных форм

24. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого этот признак характерен.

А) отсутствие корней

Б) развитая проводящая система

В) наличие водоносных клеток

Г) недоразвита проводящая система, поэтому размеры растения ограничены

Д) спорофит преобладает над гаметофитом

25. Установите соответствие между стадией развития мха кукушкин лён и её плоидностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТАДИЯ РАЗВИТИЯ ПЛОИДНОСТЬ

А) Спора 1) Гаплоидная

Б) Протонема (зелёная нить) 2) Диплоидная

В) Листостебельное растение

Часть С. Сформулируйте развернутый ответ.

26 . Какой хромосомный набор характерен для гаметофита и гамет мха сфагнума? Объясните из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?

27 . Почему мхи относят к высшим споровым растениям? Приведите не менее 3-х признаков.

28 . Назовите особенности строения и жизнедеятельности плаунов.

29 . Известно, что папоротник орляк — это споровое растение, с развитыми проводящими тканями, размножающееся как бесполым, так и половым путём. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков организма.

(1) Среди папоротникообразных растений в настоящее время встречаются как травянистые, так и деревянистые растения. (2) В цикле развития преобладает спорофит — взрослое, наземное растение. (3) Гаметофит папоротника представлен маленьким подземным заростком, на котором образуются гаметы. (4) В высоту папоротники могут достигать нескольких метров, не испытывая затруднений в поступлении воды к листьям (вайям). (5) Папоротники — наземные растения, широко распространённые в разных ярусах леса. (6) На нижней стороне вайи можно заметить коричневые образования — сорусы, содержащие споры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии. Тема: "Химический состав клетки".

Тест предназначен для подготовительных занятий к ЕГЭ по биологии. Тема:"Химический состав клетки".


Тренировочный тест для подготовки к ЕГЭ по биологии.

Тест предназничен для подготовке к ЕГЭ по биологии. Он содержит задания по различным темам курса ботаники.


Тесты для подготовки к ЕГЭ по биологии

Тестыдля подготовки к ЕГЭ по биологии Тесты составлены по материалам ЕГЭ прошлых лет. Задания выбирались из сборников с грифом ФИПИ (институт – разработчик ЕГЭ). Ответы приводятся по тем же.


Тесты для подготовки к ЕГЭ по биологии. Темы: "Память", "Чувства и эмоции".


Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии в 10 классе. Тесты к теме: "Тип Простейшие"

Тесты предназначены для подготовки к ЕГЭ по зоологии в 10 классе.


Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии в 10 классе. Тесты к теме: "Тип Плоские черви"

Разноуровневые задания предназначены для подготовки к ЕГЭ по зоологии в 10 классе.


Тренировочный тест для подготовки к ОГЭ по биологии по теме: "Растения"

Данный тест поможет обобщить знания учащихся по основным темам курса "Ботаника".

Читайте также: