Установите соответствие между характеристиками и классами покрытосеменных растений

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Цветковые растения или Покрытосеменные — отдел высших растений, отличительной особенностью которых является наличие цветка в качестве органа полового размножения и замкнутого вместилища у семяпочки.

Цветковые растения произошли от труппы вымерших водорослей, которая дала качало и семенным папоротникам. Таким образом, голосеменные и покрытосеменные растения — параллельные ветви эволюции, имеющие общего предка, но затем эволюционировавшие независимо друг от друга. Остатки первых цветковых растений обнаруживаются в раннемеловых отложениях.

Начиная с конца мелового периода мезозойской эры, на Земле начинают господствовать покрытосеменные растения, которые приобрели целый ряд преимуществ по сравнению с другими высшими растениями, в том числе голосеменными. На этот же период приходится наибольшее распространение насекомых, птиц и млекопитающих, которые связаны между собой цепями питания, приспособлениями к размножению и обитанием в одинаковых условиях среды. Жизненные формы покрытосеменных представлены деревьями, кустарниками или травами, что обусловливает их наибольшую экологическую пластичность и распространение на суше во всех природных зонах и в водных бассейнах. Их основные вегетативные органы — корень , стебель и лист , имеющие многочисленные видоизменения, самые специализированные по строению и функциям.

Покрытосеменные растения, как и голосеменные, размножаются с помощью семян, но семена их защищены околоплодником, что способствует их лучшему сохранению и распространению. А появление цветка — органа семенного размножения, который (в целом) дает новое поколение (репродукцию), ставит этот отдел растений в положение самых высокоорганизованных представителей растительного царства.

Отличительные признаки покрытосеменных

  1. Наличие цветка.
  2. Наличие завязи и плода , сохраняющих семязачатки и семена.
  3. Опыление ветром, насекомыми, водой, птицами.
  4. Женский заросток — восьмиядерный зародышевый мешок без архегониев.
  5. Мужской заросток— пыльцевое зерно ( пыльца ), состоящее из двух клеток — вегетативной и генеративной.
  6. Двойное оплодотворение : один спермий оплодотворяет яйцеклетку, другой — вторичное (центральное) ядро зародышевого мешка .
  7. Двойное оплодотворение завершается следующими преобразованиями: из завязи образуется плод , из семязачатка (семяпочки) — семя , из зиготы — зародыш семени (диплоидный), из оплодотворенного вторичного ядра — вторичный эндосперм .
  8. Эндосперм представлен тканью с триплоидным набором хромосом . Формируется одновременно с зародышем семени, в нем откладываются запасные питательные вещества ( белки , углеводы, жиры ).
  9. При прорастании как только внутрь семени поступает вода, начинается его набухание, запасные вещества переходят в растворимые формы, доступные для всасывания зародышем. Часть запасных веществ эндосперма расщепляется дыхательными ферментами. что освобождает энергию (в виде АТФ ), необходимую для роста зародыша.
  10. Триплоидность ядер клеток эндосперма, несущих наследственную информацию материнского и отцовского организмов, повышает приспособленность молодого растения к различным условиям среды.

Из зародыша семени вырастает спорофит (бесполое диплоидное поколение), который может быть представлен различной жизненной формой — травой (однолетней или многолетней), кустарником, деревом, лианой. Любая жизненная форма растения имеет основные органы — корень, стебель, листья и их видоизменения, а также цветки, семена, плоды.

Покрытосеменные представлены двумя классами — однодольные и двудольные.

Сравнение классов однодольные и двудольные

Теперь рассмотрим каждый класс отдетьно.

Класс однодольные

Название класса обусловлено тем, что в зародыше семени находится одна семядоля. Однодольные существенно отличаются от двудольных по следующим признакам:

  1. мочковатая корневая система, корень имеет первичное строение (в нем отсутствует камбий )
  2. листья в большинстве простые, цельнокрайние с дуговым или параллельным жилкованием
  3. проводящие пучки в стебле замкнутые, разбросаны но всей толще стебля

Семейство злаки

Травянистые растения (исключение — бамбук). Стебли простые, иногда ветвистые, цилиндрические или сплюснутые, разделенные узлами. У большинства растений полые в междоузлиях, заполнены тканью только в узлах. Такой стебель называют соломиной. Листья линейные или ланцетные, с влагалищем в основании. В месте перехода влагалища в пластинку находится вырост—язычок, форма которого является признаком при определении злаков. Цветки желтовато-зеленые, мелкие, собраны в соцветия колоски, которые образуют колос, кисть, метелку. У основания каждого колоска прикреплены две колосковые чешуи, прикрывающие колосок. В колоске 2—5 цветков. Околоцветник состоит из двух цветочных чешуи, двух пленок, В двуполом цветке содержатся три тычинки и пестик с двумя перистыми рыльцами. В отдельных случаях встречается 1—-6 колосковых и цветочных чешуи, 2—6, редко 40 тычинок. Плод — зерновка (орешек или ягода).

Хозяйственное значение

  1. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, рис, сорго, могар, сахарный тростник — хлебные, технические культуры (получают сахар, спирт, пиво).
  2. Овсяница, мятлик, тимофеевка — кормовые травы.
  3. Тростник, бамбук. Стебли используют в строительстве, для получения бумаги, как топливо. Злаки широко используют для закрепления песков, склонов, в декоративном цветоводстве.
  4. Пырей ползучий, овсюг, щетинник, ежовник — сорняки.

Семейство лилейные

Одно-, двух- и многолетние травы, полукустарники, кустарники в деревья. Для многолетних трав характерно наличие луковиц или корневищ . Цветки двуполые, реже однополые. Околоцветник в основном венчиковидный, иногда чашечковидный, из свободных иди неполностью сросшихся листиков. Количество тычинок соответствует количеству листиков околоцветника. Пестик один. Плод — трехгнездная коробочка или ягода.

Хозяйственное значение

  1. Лук, чеснок, спаржа — овощные культуры.
  2. Ландыш, алоэ, чемерица — сырье для лекарств.
  3. Лилия, ландыш, тюльпан, гиацинт — декоративные культуры.

Класс двудольные

Систематический признак двудольных — наличие двух семядолей в зародыше. Отличительные особенности двудольных следующие:

  1. корневая система стержневая, с развитыми боковыми корнями ;
  2. корень и стебель имеют вторичное строение, есть камбий;
  3. сосудисто-волокнистые пучки стебля открытого типа, расположены концентрически;
  4. листья как простые, так и сложные;
  5. цветки пяти- и четырехчленного типа;
  6. эндосперм в созревших семенах хорошо выражен у ряда видов: пасленовых, зонтичных и др. Но у бобовых, сложноцветных и. других (например, горох, фасоль, подсолнечник, развит слабо или совсем отсутствует и запасные питательные вещества находятся непосредственно в семядолях зародыша.

Семейство розоцветные

Распространены в странах с субтропическим и умеренным климатом. Очень разнообразны по строению цветка, соцветий, плодов и листьев. Характерная особенность —своеобразное строение гинецея и цветоложа. Последнее имеет тенденцию к разрастанию. У некоторых видов растений части цветка, которые окружают пестик, срастаются основаниями и образуют со сросшимся, цветоложем мясистую чашу— гипантий. Цветки с двойным пятичленным околоцветником, тычинок много, расположены они по кругу (их количество кратно 5), пестик один или несколько. Завязь верхняя, нижняя или средняя. Плоды — костянки, орешки, часто ложные или сборные. Насекомоопыляемые растения.

Хозяйственное значение

  1. Шиповник. Плоды содержат много витамина С, 1-—8% сахара, до 2% крахмала, 1—5% азотиетых веществ. Корни богаты дубильными веществами. Используются в пищевой (лекарственные препараты) и парфюмерной промышленности.
  2. Розы (пояиантовые, чайные), малина, земляника, яблоня, груша, рябина, слива, вишня, абрикос, персик, миндаль — декоративные культуры, используются в пищевой, парфюмерной, фармакологической промышленности.

Семейство бобовые

Стебли прямостоячие, вьющиеся, стелющиеся. Листья сложные с прилистниками. Строение цветка типичное: чашечка из 5 чашелистиков (3+2), венчик из 5 лепестков (задний — парус, два боковых — ввела, два нижних, срастающихся в верхней части — лодочка). Тычинок 10 (из них 9 срастаются и образуют несомкнутую трубочку). Пестик один. Завязь верхняя, одногнездная. Плод — боб. Опыляются насекомыми.

Хозяйственное значение представителей семейства (астрагал, верблюжья колючка — полукустарник, вика, горох, клевер, люцерна, фасоль, соя, люпин): пищевые, кормовые, медоносные, декоративныё растения. Благодаря клубеньковым бактериям сидераты. Пищевые и кормовые качества снижаются из-за концентрации гликозидов (глициризин, кумарин) и алкалоидов (цитизин, спартеин). Играют заметную роль в формировании растительного покрова.

Семейство пасленовые

Травы, реже полукустарники, кустарники. Листья очередные, без прилистников. Простые, с цельной или рассеченной пластинкой. Цветки правильные или неправильные. Венчик сростнолепестный, трубчатый. К трубочке венчика прикреплено 5 тычинок. Пестик один с верхней двухгнездной завязью, которая содержит многочисленные семенные зачатки. Цветки двуполые. Насекомоопыляемые растения. Плод — ягода или коробочка (редко костянкрвидный). Большинство пасленовых содержит ядовитые алкалоиды, которые в малых дозах используются для получения лекарств.

Хозяйственное значение

  1. Паслен (паслен черный). Из листьев получают лимонную кислоту, наркотики, из семян табака — табачное масло.
  2. Картофель, баклажаны, томаты, перец. Используются в пищевой промышленности.
  3. Белладонна (красавка), скополия, дурман, белена черная — лекарственные растения.

Семейство крестоцветные

Одно- двух-, многолетние травы, полукустарники с очередными листьями, иногда собранными в прикорневую розетку. Цветки двуполые, собраны в кистевидные соцветия. Околоцветник двойной, четырехчленный. Чашелистики и лепестки расположены накрест. Тычинок 6, из них 4 длиннее, 2 короче. Пестик один. Плод — стручок или стручочек, В семенах содержится 15—49,5% масла.

Хозяйственное значение

  1. Дикая редька, сурепица пастушья сумка, горчица полевая, желтушник — сорняки.
  2. Капуста, редька, репа, брюква —огородные культуры.
  3. Горчица, pane— масличные культуры.
  4. Левкой, ночная красавица, маттиола—декоративные растения.

Семейство сложноцветные

Однолетние и многолетние травянистые растения, полукустарники, кустарники, небольшие деревья. Листья очередные или супротивные, без прилистников. Типичный признак — соцветие корзинка. На плоском или выпуклом дне корзинки расположены отдельные цветки. Корзинка имеет общую обертку, состоящую из видоизмененных верхушечных листьев. Типичные цветки двуполые, с нижней завязью, к которой прикреплена видоизмененная чашечка, венчик язычковый, трубчатый, воронковидный; окраска белая, синяя, желтая, голубая и др. Встречаются цветки однополые (мужские или женские), крайние цветки часто бесплодные. Тычинок 5, они срастаются пылинками в трубочку, через которую проходит столбик , несущий рыльце . Плод — обычная семянка с волосистым хохолком, или пленчатой коронкой.

Хозяйственное значение

  1. Салат, цикорий, артишок — пищевые культуры.
  2. Подсолнечник -— масличная культура.
  3. Топинамбур -кормовая культура.
  4. Одуванчик, полынь, череда, тысячелистник, poмашка — лекарственные растения.
  5. Георгины, бархатцы, хризантемы — декоративные растения, 6. Осот молочай, василек, синий, горчак ползучий – сорняки.

Сравнительная характеристика семейств

сравнение семейств покрытосеменных

  1. Изображенное растение относится к отделу Покрытосеменные, классу Однодольные.
  2. Признаки отдела Покрытосеменные: наличие цветка ( цветок изображен справа от соцветия , видны тычинки; цветки собраны в соцветие сложный колос) и плода (сухой зерновка)
  3. Признаки класса Однодольные: мочковатая корневая система, 1 семядоля в семени (видно у семени в разрезе), параллельное жилкование листьев, число частей цветка кратно 3.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. У покрытосеменных растений появился цветок — специализированный орган , приспособленный к половому размножению.
  2. Двойное оплодотворение , в результате которого образуется семя .
  3. Семена находятся в плодах, которые имеют разные приспособления к размножению.

Примечание В пункте 3) вернее указывать в плодах, которые имеют разные приспособления к расселению (распространению). Например, крылатки клена; яркий околоплодник вишни и т.д.

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. Появление цветка, обеспечившего генетическое разнообразие видов растений благодаря совместной эволюции с насекомыми.
  2. Приспособленность плодов к распространению различными способами.
  3. Многочисленность и защищенность семян.
  4. Независимость процесса оплодотворения от воды.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. наличие в клетках пластид ;
  2. клеточной стенки из клетчатки;
  3. вакуолей с клеточным соком;
  4. автотрофный тип питания ( фотосинтез );
  5. рост в течение всей жизни;
  6. прикрепление к субстрату.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. класс двудольные, цветок четырёхчленного типа, сетчатое жилкование листьев;
  2. А – кочан – это видоизменённый побег ( почка ), накапливает питательные вещества, обеспечивает зимовку, развитие двулетнего растения на второй год;
  3. Б – плод – стручок, обеспечивает распространение и защиту семян.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. плодоношение и созревание семян
  2. рост и развитие вегетативных органов
  3. цветение и опыление
  4. образование и формирование зародыша
  5. прорастание семени

Исходя из условия, этапы нужно прописать, начиная от семени.

Первое — прорастание семени.

Затем должны появиться вегетативные органы растения. Есть органы вегетативные, а есть генеративные. Генеративные отвечают за размножение, а вегетативные за обмен веществ. Это корень , листья, стебель. Нам не подойдет вариант про цветение и опыление , так как генеративные органы развиваются на вегетативных.

За опылением следует образование и формирование зародыша.

Затем наступает плодоношение и созревание семян.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Картинки по запросу семейства растений

Воспользуемся таблицей с семействами растений и их признаками. Ее необходимо выучить.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

А) Первые, наиболее древние растения.

Б) Господствующая группа растений на Земле.

В) Не имеют органов и тканей.

Г) Имеют вегетативные и генеративные органы.

Д) Имеют приспособления к опылению, распространению плодов и семян.

Е) Тело состоит из одной или множества сходных клеток.

2) покрытосеменные растения

Водоросли — низшая форма организации растений, покрытосеменные — высшая.

У водорослей тело не дифференцировано на ткани, плодов нет.

Жизнь произошла из воды, вначале были одноклеточные водоросли.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. относится к классу Двудольные
  2. цветок трёхчленного типа
  3. корневая система стержневая
  4. в семени одна семядоля
  5. относится к семейству Лилейные
  6. плод — орех

Сразу видим, что корневая система не стержневая, а мочковая. Растение однодольное. Половина лепестков — 3 штуки, цветок трехчленного типа. Раз однодольное — то в семени одна доля. Относится к лилейным. Плод явно коробочка.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. наличие двойного оплодотворения у цветковых растений
  2. образование корней у папоротникообразных
  3. снижение испарения путём образования воскового налёта на листьях
  4. усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений
  5. защита семян в плодах у покрытосеменных растений
  6. сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате

Ароморфоз — важный и крупный скачок в развитии. Варианты 3 и 6 — адаптация к климату, правильными ответами будут 125. Благодаря двойному оплодотворению , зародыш имеет запас питательных веществ. Корни дают опору и возможность получать воду и растворенные в ней минеральные вещества. Защита семян повышает в разы шансы на выживание.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Три признака растений семейства крестоцветных (капустных):

1) цветок четырёхчленного типа;

2) соцветие кисть;

5) плод стручок или стручочек

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. мочковатая корневая система
  2. стержневая корневая система
  3. жилкование листьев параллельное или дуговое
  4. жилкование листьев сетчатое
  5. листья всегда простые
  6. развитие из зародышевого корешка явно выраженного главного корня

Часть 2.
10. Выберите 2 верных ответа из четырех. Растения семейства розоцветных отличаются от растений семейства крестоцветных наличием
А) плода – яблока, ягоды, костянки
Б) плода – стручка или стручочка
В) разнообразных листьев: сложных, простых
Г) нижних листьев, образующих прикорневую розетку
11. Установите соответствие между семействами злаков и бобовых и культурными растениями – представителями этих семейств.
1) фасоль А) Злаки
2) пшеница Б) Бобовые
3) рис
4) горох
5) кукуруза
6) соя
Дайте краткий ответ на вопрос.
12. Почему целесообразно выращивать сельскохозяйственные культуры на полях, где ранее произрастали бобовые растения?

ВПР 2020 по биологии 8 класс за 7 класс задания и ответы с решением для реального задания №7 которое будет на официальной всероссийской проверочной работе в 2020 году. 8 класс будет выполнять задания ВПР 7 класса.

Ссылка для скачивания реальных заданий №7: скачать задания

Решу реальное ВПР 2020 по биологии 8 (7) класс задание №7:

Ответы:

1)Установите соответствие между группами грибов по строению плодового тела и их примерами

2)Установите соответствие между семейством и классом покрытосеменных, к которому оно относится.

3)Для каждого признака приспособленности установите для каких местообитаний он характерен.

4)Отнесите представленные растения к семейству.

5)Установите соответствие между растениями и семействами, к которым они относятся.

6)Установите соответствие между водорослями и покрытосеменными растениями и признаками, характерными для этих растений.

7)Установите соответствие между признаком растений и его принадлежностью к отделу.

8)Соотнесите признаки однодольных и двудольных растений.

9)Установите соответствие между представителями растительного царства и их особенностями.

10)Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого этот признак характерен.

11)Установите соответствие между характерным признаком растения и его принадлежностью к отделу.

12)Установите соответствие между признаками организмов и группами, для которых они характерны.

13)Установите соответствие между признаками приспособленности растения к опылению и его способом.

14)Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому их относят.

15)Установите соответствие между описанием признаков таксономической группы и таксономической группой.

16)Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, для которой он характерен.

17)Установите соответствие между признаком организма и группой, для которой он характерен.

19)Установите соответствие между характеристикой и группой растений.

20)Установите соответствие между особенностью размножения и отделом растений, для которого она характерна.

21)Установите соответствие между характеристиками и классами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

22)Установите соответствие между характеристиками и подцарствами Низших и Высших грибов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СРОЧНО! ПОМОГИТЕ!
1. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства Растений, начиная с наибольшей.
А) Белена
Б) Белена чёрная
В) Двудольные
Г) Паслёновые
Д) Покрытосеменные

2. Растения семейства капустных (крестоцветных) можно узнать по следующим признакам:
1) цветок четырехчленного типа 2) соцветие кисть
3) цветок пятичленного типа 4) соцветие корзинка
5) плод стручок или стручочек 6) плод боб

3. Установите последовательность групп растений в порядке их усложнения в процессе эволюции
А) Голосеменные Б) Водоросли
В) Псилофиты Г) Покрытосеменные Д) Папоротники

4. Установите соответствие между характеристикой растения и семейством, к которому оно принадлежит
ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЯ СЕМЕЙСТВО
А) число частей цветка кратно пяти 1) Крестоцветные
Б) органы большинства растений содержат ядовитые вещества 2) Пасленовые
В) плоды – ягода или коробочка
Г) чашелистики и лепестки расположены взаимно перпендикулярно
Д) плоды – стручки или стручочки

5. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого он характерен
ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ ОТДЕЛ
А) листостебельные растения, не имеющие корней 1) Моховидные
Б) имеют хорошо развитую проводящую систему 2) Папоротниковидные
В) некоторые растения содержат водоносные клетки, в которых запасается вода
Г) недоразвита проводящая система, поэтому рост растения ограничен
Д) половое поколение (гаметофит) преобладает над бесполым (спорофитом)
Е) спорофит преобладает над гаметофитом

6. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства Растений, начиная с наименьшей.
А) Редька
Б) Крестоцветные
В) Двудольные
Г) Редька дикая
Д) Покрытосеменные

7. Растения семейства Розоцветных отличаются от растений семейства капустных (крестоцветных) наличием
1) цветка пятичленного типа с двойным околоцветником
2) цветка четырехчленного типа с двойным околоцветником
3) плода – яблока, ягоды, костянки
4) плода – стручка или стручочка
5) разнообразных листьев: сложных, простых
6) нижних листьев, образующих прикорневую розетку

8. Папоротники относят к царству Растений, так как
1) в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ
2) в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород
3) их клетки содержат хлоропласты
4) их клетки содержат цитоплазму
5) выполняют роль консументов в экосистеме
6) клеточная стенка состоит из целлюлозы

9. К однодольным растениям относятся
1) рожь 2) яблоня 3) рис 4) подсолнечник 5) чеснок 6) картофель

10. Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения.
А) развитие заростка
Б) оплодотворение
В) развитие спорофита
Г) образование архегониев и антеридиев
Д) образование спорангиев
Е) прорастание споры

11. Соотнесите признаки растений с их представителями.
ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
А) корней нет 1) кукушкин лен
Б) мохообразное 2) рожь
В) покрытосеменное
Г) размножается спорами
Д) размножение семенное
Е) однодольное растение

12. Установите соответствие между представителями растительного царства и их особенностями
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
А) в почве закрепляются ризоидами 1) мхи
Б) в цикле развития преобладает спорофит (бесполое поколение) 2) папоротники
В) споры образуются в коробочках
Г) споры образуются в спорангиях, на нижней стороне листьев
Д) из споры развивается заросток
Е) из споры развивается зеленая нить

13. Найдите соответствие между семействами Покрытосеменных и их представителями
А) малина 1) злаки
Б) акация 2) бобовые
В) слива 3) розоцветные
Г) тростник
Д) лапчатка
Е) бамбук

14. Найдите соответствие между семействами Покрытосеменных и их представителями
А) шиповник 1) розоцветные
Б) дурман 2) сложноцветные
В) василек 3) пасленовые
Г) белладонна
Д) астра
Е) хризантема

15. Установите последовательность, в которой происходит развитие папоротника, начиная со споры
А) зигота
Б) спорофит
В) спора
Г) оплодотворение
Д) гаметофит
Е) образование гамет

16. Многоклеточной водорослью является
А) хламидомонада Б) хлорелла
В) спирогира Г) вольвокс
Д) кладофора Е) ламинария

17. Установите последовательность этапов в цикле развития кукушкина льна, начиная с появления листостебельного рас-тения мха:
А) прорастание спор с образованием тонких нитей
Б) оплодотворение с образованием зиготы
В) листостебельное растение с архегониями и антеридиями
Г) созревание спор
Д) созревание яйцеклеток и сперматозоидов
Е) развитие коробочки на верхушке женского растения

Читайте также: