Установите правильную последовательность розоцветные растения покрытосеменные

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 19.09.2024

Семейство Розоцветных объединяет около \(3000\) видов: среди них есть травянистые растения, кустарники и деревья. В семействе Розоцветных много культурных растений. К этому семейству относится большинство плодово-ягодных культур: яблоня, груша, слива, персик, айва, абрикос, клубника, малина и другие. Есть в семействе Розоцветных и дикорастущие: манжетка, лапчатка, гравилат и др.

В цветке розоцветных околоцветник состоит из двух частей: чашечки из \(5\) чашелистиков и венчика из \(5\) (может быть \(4\)–\(6\)) лепестков. В чашечке некоторых розоцветных встречается ещё и подчашие. В цветке всегда много тычинок, а пестиков может быть разное количество — от одного до нескольких десятков. Формулы цветков розоцветных:

Одно из самых известных растений этого семейства — шиповник , или дикая роза . Цветки этого растения розовые или белые, имеют запах. У шиповника околоцветник состоит из \(5\) чашелистиков и \(5\) лепестков. В цветке большое количество тычинок и пестиков. Формула цветка : ✽ Ч 5 Л 5 Т ∞ П ∞ .

Цветки шиповника отличаются от цветков других растений утолщённым цветоложем, напоминающим бокал. Из каждого пестика образуется плод орешек . Орешки остаются внутри цветоложа, которое сильно разрастается и образует яркий красный плод многоорешек .


rose-hip-ge286d3229_640.jpg

В цветках малины и ежевики тоже много пестиков, они превращаются в сочные костянки, составляющие сборный плод многокостянку .

berry-g64d8e5713_640.jpg

В цветках других представителей семейства (вишня, алыча, персик и др.) всего один пестик. У таких растений плод костянка .

Ответы срочно!!
Покрытосеменные растения.
Вариант 2
Задание 1. Выберите верный ответ.
1. Отдел цветковые растения делят на два класса
А) крестоцветные и розоцветные Б) однодольные и двудольные В) покрытосеменные и голосеменные Г) семенные и споровые
2. Вы произвели осмотр цветок, и отыскали в нем 5 лепестков и 5 тычинок. Этот цветок, быстрее всего, принадлежит растению из класса А) однодольных Б) травянистых В) двудольных Г) хвойных
3. Маленькие, неказистые цветки, не имеющие аромата, вероятнее всего опыляется
А) летучими мышами Б) ветром В) насекомыми Г) птицами
4. Растение, чьи жилки листа размещены параллельно друг другу, относится к
А) однодольным Б) двудольным В) папоротникообразным Г) древесным
5. Корневая система большинства двудольных растений А) стержневая Б) мочковатая
В) придаточная Г) луковичная
6. Ствол соломина отличителен для растений из семейства А) бобовых Б) злаковых
В) лилейных Г) крестоцветных
7. Плод стручок либо стручочек отличителен для растений из семейства А) крестоцветных Б) пасленовых В) злаков Г) бобовых
8. После отмирания обогащают почву азотом растения из семейства:
А) розоцветных Б) пасленовых В) злаков Г) бобовых
Задание 2. Выпишите номера правильных утверждений
1. У всех покрытосеменных развивается плод
2. Цветковые растения относят к отделу двудольных
3. Покрытосеменные растения размножаются семенами, а голосеменные шишками
4. Покрытосеменные имеют разные методы опыления, а голосеменные только ветром
5. Плод появляется из лепестков и тычинок цветка
6. Больше всего ядовитых растений включает в себя семейство пасленовых
7. Луковка почаще всего встречается у растений из семейства злаковых
8. Покрытосеменные самая юная и многочисленная группа в царстве растений.
Задание 3. Соотнесите семейства растений с классом, к которому они принадлежат

Задание 4. Сопоставьте представителей растений с семейством, к которому они принадлежат


Класс растений
Семейства растений
А) однодольные
Б) двудольные
1. Розоцветные
2. Злаковые
3. Крестоцветные
4. Лилейные
Семейства растений
Представители растений
1. Розоцветные
2. Злаковые
3. Крестоцветные
4. Лилейные
5. Пасленовые
6. Бобовые
А) капуста
Б) Шиповник
В) Картофель
Г) Трилистник
Д) Сосна
Е) Ландыш
Ж) Овес
З) Папоротник
Класс растений
Семейства растений
А) однодольные
Б) двудольные
1. Пасленовые
2. Бобовые
3. Крестоцветные
4. Лилейные
Семейства растений
Представители растений
1. Розоцветные
2. Злаковые
3. Крестоцветные
4. Лилейные
5. Пасленовые
6. Бобовые
А) Редька
Б) Дурман
В) Фасоль
Г) Рис
Д) Вишня
Е) Цветок
Ж) Ель
З) Хвощ

Цель: Углубить знания учащихся о классификации растений, познакомить с признаками однодольных и двудольных растений, отличительными признаками и типичными представителями семейств Крестоцветных и Розоцветных, показать их биологические особенности, экологическую роль и хозяйственное значение в жизни человека.

- Сформировать понятия о классах и семействах покрытосеменных растений.

- Познакомить учащихся с признаками однодольных и двудольных растений, отличительными признаками семейств Крестоцветных и Розоцветных.

- Познакомить учащихся с типичными представителями семейств Крестоцветных и Розоцветных.

- Показать экологическую роль и хозяйственное значение в жизни человека растений из семейств Крестоцветных и Розоцветных.

- Развивать умение выявлять признаки однодольных и двудольных растений, отличительные признаки семейств Крестоцветных и Розоцветных.

- Развивать умения работать с таблицами, узнавать органы растений на рисунках.

- Развивать речь, критическое мышление ученика, умение сопоставлять и анализировать.

- Развивать умение проводить самостоятельный поиск биологической информации.

- Воспитывать бережное отношение к растениям и охраны цветковых растений.

- Воспитывать у детей толерантность, умение работать в паре.

- Создать комфортные морально–психологические условия для успешного образовательного процесса на уроке.

- Рационально использовать временные рамки урока через графическое представление материала и смену видов деятельности учащихся.

- Правильность осанки во время урока;

- Соблюдение правил техники безопасности во время работы на уроке.

5. Эстетическое воспитание

- Показать красоту окружающего мира, многообразие организмов.

- Развивать наблюдательность детей.

Тип урока: изучение нового материала.

Ключевые слова и понятия урока :

Методы обучения : словесный, наглядный, практический.

Приёмы обучения : беседа, рассказ, самостоятельная работа.

- учебные (работа с учебником, дополнительной литературой);

- познавательные (работа с дополнительными источниками информации);

- индивидуальная работа (самостоятельная работа);

1. Оргмомент. Вступительное слово учителя.

3. Мотивация к уроку.

4. Изучение нового материала

Семейство розоцветные

Они распространены почти по всему миру, встречаются как в природе, так и в садах.

Это ягодные, плодовые и другие культуры, которые применяются в разных сферах — фармацевтической, парфюмерной, продовольственной и других. Селекционеры работают над выведением новых сортов.

Основные характеристики

Розоцветные существуют в разных формах — деревья, травы, кустарники. К травянистым представителям можно отнести землянику, гравилат, клубнику. К древесным — яблоню, рябину, сливу. К кустарниковым — шиповник, малину, ежевику и так далее. Представители Розоцветных включают в себя 100 родов и больше 3000 видов. Выделяют несколько подсемейств — Сливовые, Спирейные и другие.

Розоцветные относятся к классу Двудольных растений. От строения цветка зависит формирование плода. Если пестик один, то появляется костянка, если их много, то появляется многокостянка.

Формула цветка розоцветных очень простая:

Семейство розоцветные общая характеристика

  1. Количество чашелистиков — 5.
  2. Венчик состоит из 5 лепестков.
  3. Тычинок и пестиков больше 12.

У некоторых представителей немного другая формула: в отличие от первой, количество пестиков — один. Соцветия розоцветных бывают в виде зонтика, кисти, щитка. Плоды — многолистовка, многокостянка, многоорешек, однокостянка.

Основа питания Розоцветных — это качественная рыхлая почва с высоким содержанием органических веществ, поэтому при высадке плодовых деревьев в кислый грунт добавляют мел и золу. Посадки нуждаются в постоянных подкормках — компост, перегной, торф.

Размножение возможно разными способами. Малина и ежевика размножаются корнями и надземными побегами, декоративные представители с помощью семян. Фруктовые деревья опыляются насекомыми, распространяться семенам помогают птицы и люди.

Благодаря тому что Розоцветные относятся к отделу Покрытосеменных растений, их семена защищает крепкая оболочка. Длительность жизненного цикла зависит от конкретного представителя.

Происхождение и эволюция

Упоминание о цветках розы можно найти в Древнем Египте, Древней Греции, Индии и других странах. С ней связывали разные мифы, и считалось, что из нее на свет появились некоторые богини.

Формула семейства розоцветных

Культурные виды произошли от дикорастущих розоцветных. Считается, что дикий шиповник послужил основой для создания садовых образцов. В Европу первые цветы были завезены в XIV веке. Активная работа селекционеров началась в XVII веке. В конце XIX веке уже в большинстве стран мира начали выводить новые сорта роз.

В разных местах выводили определенные виды Розоцветных. В восточных странах культивировали абрикосы, так как лепестки использовались для заваривания напитков.

Многие представители были получены путем скрещивания разных видов. Так, слива была получена благодаря алыче и терновнику.

В современном мире существует большое разнообразие Розоцветных. Они растут во многих областях России. Работа по выведению новых сортов и их улучшению не прекращается. Селекционеры пробуют скрещивать разных представителей и адаптировать их к новой местности. Они также планируют создать сорта, которые будут устойчивы к вредителям.

Строение и виды

У Розоцветных встречается два типа корневой системы — мочковатая или стержневая. Стебель вьющийся или прямостоячий, часто покрыт шипами.

К особенностям строения вегетативных органов относят стебли с шипами, побеговые колючки, листья простые или сложные с прилистниками. Отличительный признак Розоцветных — наличие гипантия. Это характерное образование из сросшихся чашелистиков и цветоложа, на его внутренней поверхности находится нектароносная ткань. Цветы окрашены в розовые, желтые, красные, белые оттенки. В природе не встречается голубых Розоцветных. Формы плодов могут быть разными — ягода, коробочка, яблоко и другие.

Семейство представлено разными видами. Лекарственная группа включает в себя малину, которая встречается как в дикой природе, так и на дачных участках. Ее ягоды и листья обладают вяжущим действием и содержат большое количество витаминов, поэтому их используют в качестве жаропонижающего средства.

 соцветие розоцветных

Арония или черная рябина вырастает до 2,5 метров. Ягоды обладают сосудоукрепляющим и спазмолитическим действием. Свежий сок помогает понижать давление.

К лекарственной группе относится кровохлебка, которая отличается овальными красными соцветиями. Растет в лесах и суходольных лугах. Ее корни содержат большое количество витамина С, дубильные вещества и фитонциды, поэтому кровохлебку используют как антисептик, кровоостанавливающее и обволакивающее средство.

Белая черемуха встречается в городской черте. Она красиво цветет в мае, сильно пахнет, ее ягоды раньше использовались для создания муки. Они оказывают вяжущее и противовоспалительное действие.

Среди Розоцветных есть и группа декоративных представителей. Миндаль низкий вырастает до 1,5 метров, его крона густо покрыта розовыми цветками. Его используют для украшения клумб, аллей и садов.

Спирея отличается мелкими цветками, которые собраны в большие соцветия. Из-за неприхотливости и эффектности часто используется в ландшафтном дизайне.

Хозяйственное значение

Ягодные и плодовые культуры имеют широкое распространение в мире. Большое разнообразие сортов позволило адаптировать сорта для разных климатических условий. Из собранного урожая делают варенья, соки, джемы, желе, десерты и многое другое. Сырье также служит для изготовления алкогольной продукции и лекарственных средств.

Некоторые представители являются медоносными:

 представители розоцветных

  • яблоня;
  • ежевика;
  • черемуха;
  • вишня и другие.

Розы и миндаль имеют значение для получения эфирных масел. Сырье служит основой для создания парфюма и косметики. Древесина плодовых деревьев применяется для изготовления разных вещей.

Дикорастущие представители служат кормом для большого количества птиц, медведей, кабанов. Ирга, черемуха и вишня хорошо укрепляют обрывы и склоны. Семейство Розоцветных объединяет разные виды растений. Многие из них можно встретить на обычном садовом участке. Они имеют большое значение для сельского хозяйства.

Особенности изучения

На уроках биологии изучаются разные семейства растений. Ученики должны уметь составлять характеристики, выделять отличительные черты представителей. Информацию лучше записывать в виде таблицы, так как это позволяет ее систематизировать. Для того чтобы дети лучше и быстрые запоминали формулы цветка, используют диаграммы.

Ученики должны на примерах уметь различать разные группы растений. Например, у семейства Крестоцветные лепестки располагаются крестообразно. Формула цветка отличается от семейства Розоцветных — количество чашелистиков и лепестков 4, 1 пестик и 6 тычинок.

Формула цветка розоцветных

Представители семейства Крестоцветных часто являются сорняками, но среди них есть медоносы, декоративные и лекарственные представители. Среди Розоцветных больше плодовых, ягодных, дубильных, витаминоносных и других растений., поэтому они имеют большое хозяйственное значение — плоды активно используются для приготовления разных продуктов.

Иногда семейство Розоцветных называют Розовым, так как один из самых известных представителей — роза. Селекционеры вывели большое количество разных сортов. Срезанные цветы искусственно делают разноцветными.

Можно предложить детям сделать доклады и собрать интересные факты о разных семействах растений. Подобная форма работы будет интересной и увлекательной. Еще один вариант закрепления материала — это тематическая викторина. Для нее можно использовать материал нескольких тем.

Общая характеристика семейства Розоцветные позволяет составить полное представление об основных особенностях представителей.

Читайте также: