Установите последовательность расположения зон в молодом побеге липы

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по биологии учебник 5-6 класс Пасечник - ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 41 Побег и почка

ВСПОМНИТЕ

1. Какое строение имеет зародыш семени?

Зародыш семени состоит из зародышевого корешка, зародышевого стебелька, зародышевой почечки и одной или двух семядолей. У двудольных растений зародыш содержит две семядоли, а запасные питательные вещества обычно находятся либо в самом зародыше, либо в эндосперме. Зародыш однодольных имеет только одну семядолю, а питательные вещества находятся, как правило, в эндосперме.

2. Какую ткань называют образовательной?

Образовательной называют ткань, клетки которой способны делиться на протяжении всей жизни растения. Обычно она состоит из мелких тонкостенных клеток плотно прижатых друг к другу.

Главная задача клеток образовательной ткани — обеспечение роста растений и образования всех остальных тканей растения. Например, клетки образовательной ткани находятся в почках, на верхушках побега и в нижней части корня.

1. Поставьте в воду ветку какого-нибудь дерева или кустарника и наблюдайте за развитием побегов из почек. Запишите, когда ветка поставлена в воду, когда у неё набухли почки, раскрылись чешуи, появился побеги распустились листья.

Скорость распускания листьев из почек побега зависит от того, когда именно (в какое время года, месяц) была срезана веточка. До середины зимы срезать ветки для этой цели не рекомендуется, поскольку у растений продолжается период покоя.
Если же срезать веточку в конце февраля или марте и поставить её дома в воду, то буквально через пару дней на веточке начнут набухать почки, на 3 — 5 день опадает почечная чешуя, а нежные молодые листочки распускаются на 8 — 10 день.
В зависимости от вида растения сроки развития побегов может различаться: немного быстрее распускается черёмуха и спирея, а чуть позже — берёза и ива.

Строение почек. Расположение почек на стебле

1. Рассмотрите побеги разных растений. Определите, как расположены почки на стебле, зарисуйте.
2. Отделите почки от побега, рассмотрите их внешнее строение. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?
3. Разрежьте вегетативную почку вдоль, рассмотрите её под лупой. С помощью рисунка 109 найдите чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листья и конус нарастания. Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите названия её частей.
4. Изучите генеративную почку. Что общего у вегетативных и цветочных почек и чем они различаются? Используйте для сравнения рисунок 109.
5. Сравните строение почки и побега. Сделайте вывод.


1. Почки на стеблях могут быть расположены тремя способами:
последовательно — очередное (спиральное) расположение, характерное для липы, тополя, дуба, берёзы, ивы, ольхи и черёмухи;
по две почки друг напротив друга — супротивное расположение, характерное для жимолости, осины и клёна;
пучками по четыре почки в одном узле — мутовчатое расположение, характерное для олеандра и элодеи.

2. Неблагоприятные условия почкам помогает переносить плотная кожистая почечная чешуя, которая отпадает когда почка распускается.



3.


4. И у вегетативных, и у генеративных почек имеется зачаточный стебель, зачаточные листья, конус нарастания и чешуйки.
Генеративные точки отличаются от вегетативных тем, что у них на конусе нарастания имеется ещё зачаточные цветки (бутоны). Эти почки крупнее и выглядят более округлыми.

5. Строение почки и побега очень похоже:
- у побега есть стебель, а у почки — зачаточный стебель;
- у побега есть листья, а у почки — зачаточные листья;
- у побега есть верхняя и боковые почки, а у почки — зачаточная верхняя и зачаточные боковые почки.

Вывод: Почка представляет собой зачаточный побег.

Вопросы в конце параграфа

1. Что такое побег? Из каких частей он состоит?

Побег — это стебель с расположенными на нём листьями и почками. Стебель — осевая часть побега, листья — боковые. Участки стебля, на которых развиваются листья, называют узлами, а участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега — междоузлиями.

2. Какие виды листорасположения вы знаете?

Листорасположение может быть:
- очерёдное (спиральное) — листья растут по одному в узле и располагаются на стебле поочередно по спирали;
- супротивное — листья растут по два в узле напротив друг друга;
- мутовчатое — в каждом узле развивается по три или более листьев.

3. Что такое почка?

Почка — это зачаточный побег. Она состоит из зачаточного стебля, зачаточных листьев, конуса нарастания и почечных чешуй.

4. Как различают почки?

В зависимости от расположения на стебле различают почки верхушечные (на вершине побега), пазушные (в пазухах листьев) и придаточные (на междоузлиях, листьях, корнях).
По строению различают вегетативные (листовые) почки и генеративные (цветочные) почки.

5. Как почки располагаются на побегах?

Верхушечная почка располагается всегда на вершине побега. Придаточные почки развиваются на междоузлиях, листья и корнях. Пазушные почки повторяют расположение листьев на стебле и могут располагаться либо поочерёдно (очередное, спиральное расположение), либо супротивно (супротивное расположение), либо мутовчато (мутовчатое расположение).

6. Какое строение имеет вегетативная почка?

Вегетативная почка снаружи покрыта почечными чешуями. Внутри неё находится зачаточный стебель, зачаточные листья и конус нарастания. В пазухах зачаточных листьев находятся очень мелкие зачаточные почки. Разглядеть их можно только в лупу или под микроскопом.

7. Чем отличаются генеративные почки от вегетативных?

Генеративные почки имеют такое же строение, что и вегетативные, но на конусе нарастания у них образуется зачаточные цветов (бутон, соцветие). По виду они крупнее и имеют округлую форму.

8. Как происходит рост побега в длину?

Активный рост побега начинается когда отпадают почечные чешуи. Рост побега в длину происходит за счет быстрого деления клеток в конусе нарастания (там находится образовательная ткань). Молодые клетки растут и образуют новые участки стебля с листьями и почками. Со временем способность клеток конуса нарастания к делению ослабевает и побег перестаёт расти.

9. За счёт чего происходит вставочный рост побега? Для каких растений он характерен?

Вставочный рост осуществляется в результате деления и роста клеток, находящихся в основаниях всех междоузлий.

10. Можно ли управлять ростом и развитием побегов?

Ростом и развитием побегов можно управлять. Для этого проводят обрезку побегов.

11. С какой целью производят обрезку побегов?

Если удалить верхушечную почку, то побег перестаёт расти в длину, но зато у него появляются боковые побеги. Подрезая побеги, садоводы придают деревьям и кустарникам определённую форму. Установлено, что от формы кроны зависят долголетие и урожайность плодовых деревьев, а также качество плодов.

ПОДУМАЙТЕ! Почему для формирования кроны деревьев используют обрезку побегов?

Если удалить верхушечную почку, то побег перестаёт расти в длину, но зато у него появляются боковые побеги и крона дерева становится объемнее и красивее. Подрезая побеги, садоводы придают деревьям и кустарникам определённую форму. Установлено, что от формы кроны зависят долголетие и урожайность плодовых деревьев, а также качество плодов.

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по биологии учебник 5-6 класс Пасечник - ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 41 Побег и почка

ВСПОМНИТЕ

1. Какое строение имеет зародыш семени?

Зародыш семени состоит из зародышевого корешка, зародышевого стебелька, зародышевой почечки и одной или двух семядолей. У двудольных растений зародыш содержит две семядоли, а запасные питательные вещества обычно находятся либо в самом зародыше, либо в эндосперме. Зародыш однодольных имеет только одну семядолю, а питательные вещества находятся, как правило, в эндосперме.

2. Какую ткань называют образовательной?

Образовательной называют ткань, клетки которой способны делиться на протяжении всей жизни растения. Обычно она состоит из мелких тонкостенных клеток плотно прижатых друг к другу.

Главная задача клеток образовательной ткани — обеспечение роста растений и образования всех остальных тканей растения. Например, клетки образовательной ткани находятся в почках, на верхушках побега и в нижней части корня.

1. Поставьте в воду ветку какого-нибудь дерева или кустарника и наблюдайте за развитием побегов из почек. Запишите, когда ветка поставлена в воду, когда у неё набухли почки, раскрылись чешуи, появился побеги распустились листья.

Скорость распускания листьев из почек побега зависит от того, когда именно (в какое время года, месяц) была срезана веточка. До середины зимы срезать ветки для этой цели не рекомендуется, поскольку у растений продолжается период покоя.
Если же срезать веточку в конце февраля или марте и поставить её дома в воду, то буквально через пару дней на веточке начнут набухать почки, на 3 — 5 день опадает почечная чешуя, а нежные молодые листочки распускаются на 8 — 10 день.
В зависимости от вида растения сроки развития побегов может различаться: немного быстрее распускается черёмуха и спирея, а чуть позже — берёза и ива.

Строение почек. Расположение почек на стебле

1. Рассмотрите побеги разных растений. Определите, как расположены почки на стебле, зарисуйте.
2. Отделите почки от побега, рассмотрите их внешнее строение. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?
3. Разрежьте вегетативную почку вдоль, рассмотрите её под лупой. С помощью рисунка 109 найдите чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листья и конус нарастания. Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите названия её частей.
4. Изучите генеративную почку. Что общего у вегетативных и цветочных почек и чем они различаются? Используйте для сравнения рисунок 109.
5. Сравните строение почки и побега. Сделайте вывод.


1. Почки на стеблях могут быть расположены тремя способами:
последовательно — очередное (спиральное) расположение, характерное для липы, тополя, дуба, берёзы, ивы, ольхи и черёмухи;
по две почки друг напротив друга — супротивное расположение, характерное для жимолости, осины и клёна;
пучками по четыре почки в одном узле — мутовчатое расположение, характерное для олеандра и элодеи.

2. Неблагоприятные условия почкам помогает переносить плотная кожистая почечная чешуя, которая отпадает когда почка распускается.



3.


4. И у вегетативных, и у генеративных почек имеется зачаточный стебель, зачаточные листья, конус нарастания и чешуйки.
Генеративные точки отличаются от вегетативных тем, что у них на конусе нарастания имеется ещё зачаточные цветки (бутоны). Эти почки крупнее и выглядят более округлыми.

5. Строение почки и побега очень похоже:
- у побега есть стебель, а у почки — зачаточный стебель;
- у побега есть листья, а у почки — зачаточные листья;
- у побега есть верхняя и боковые почки, а у почки — зачаточная верхняя и зачаточные боковые почки.

Вывод: Почка представляет собой зачаточный побег.

Вопросы в конце параграфа

1. Что такое побег? Из каких частей он состоит?

Побег — это стебель с расположенными на нём листьями и почками. Стебель — осевая часть побега, листья — боковые. Участки стебля, на которых развиваются листья, называют узлами, а участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега — междоузлиями.

2. Какие виды листорасположения вы знаете?

Листорасположение может быть:
- очерёдное (спиральное) — листья растут по одному в узле и располагаются на стебле поочередно по спирали;
- супротивное — листья растут по два в узле напротив друг друга;
- мутовчатое — в каждом узле развивается по три или более листьев.

3. Что такое почка?

Почка — это зачаточный побег. Она состоит из зачаточного стебля, зачаточных листьев, конуса нарастания и почечных чешуй.

4. Как различают почки?

В зависимости от расположения на стебле различают почки верхушечные (на вершине побега), пазушные (в пазухах листьев) и придаточные (на междоузлиях, листьях, корнях).
По строению различают вегетативные (листовые) почки и генеративные (цветочные) почки.

5. Как почки располагаются на побегах?

Верхушечная почка располагается всегда на вершине побега. Придаточные почки развиваются на междоузлиях, листья и корнях. Пазушные почки повторяют расположение листьев на стебле и могут располагаться либо поочерёдно (очередное, спиральное расположение), либо супротивно (супротивное расположение), либо мутовчато (мутовчатое расположение).

6. Какое строение имеет вегетативная почка?

Вегетативная почка снаружи покрыта почечными чешуями. Внутри неё находится зачаточный стебель, зачаточные листья и конус нарастания. В пазухах зачаточных листьев находятся очень мелкие зачаточные почки. Разглядеть их можно только в лупу или под микроскопом.

7. Чем отличаются генеративные почки от вегетативных?

Генеративные почки имеют такое же строение, что и вегетативные, но на конусе нарастания у них образуется зачаточные цветов (бутон, соцветие). По виду они крупнее и имеют округлую форму.

8. Как происходит рост побега в длину?

Активный рост побега начинается когда отпадают почечные чешуи. Рост побега в длину происходит за счет быстрого деления клеток в конусе нарастания (там находится образовательная ткань). Молодые клетки растут и образуют новые участки стебля с листьями и почками. Со временем способность клеток конуса нарастания к делению ослабевает и побег перестаёт расти.

9. За счёт чего происходит вставочный рост побега? Для каких растений он характерен?

Вставочный рост осуществляется в результате деления и роста клеток, находящихся в основаниях всех междоузлий.

10. Можно ли управлять ростом и развитием побегов?

Ростом и развитием побегов можно управлять. Для этого проводят обрезку побегов.

11. С какой целью производят обрезку побегов?

Если удалить верхушечную почку, то побег перестаёт расти в длину, но зато у него появляются боковые побеги. Подрезая побеги, садоводы придают деревьям и кустарникам определённую форму. Установлено, что от формы кроны зависят долголетие и урожайность плодовых деревьев, а также качество плодов.

ПОДУМАЙТЕ! Почему для формирования кроны деревьев используют обрезку побегов?

Если удалить верхушечную почку, то побег перестаёт расти в длину, но зато у него появляются боковые побеги и крона дерева становится объемнее и красивее. Подрезая побеги, садоводы придают деревьям и кустарникам определённую форму. Установлено, что от формы кроны зависят долголетие и урожайность плодовых деревьев, а также качество плодов.


1. На рисунке изображена схема строения побега. Какой цифрой на нём обозначено междоузлие?

2. Расположение листьев на побегах по два в узле

4) супротивным

9. При развитии вегетативной почки образуется

11. Клубень – видоизменённый побег, это доказывает наличие на клубне

1) плёнчатых чешуек

2) почек-глазков

3) мясистых и сочных чешуй

4) плоского стебля – донца

12. Ствол у дерева растёт в толщину благодаря делению клеток

13. По какой части стебля происходит передвижение воды и минеральных веществ?

1) древесине

14. Корневище – видоизменённый побег, это доказывает наличие на корневище

1) главного корня

2) плёнчатых чешуек

3) плоского стебля – донца

4) механических волокон

15. Слой клеток растения, за счёт которого осуществляется рост стебля

16. Передвижение воды и минеральных солей в стебле происходит по

2) сосудам древесины

3) ситовидным трубкам луба

4) клеткам образовательной ткани

17. По каким растительным клеткам происходит отток органических веществ от листьев?

2) ситовидным трубкам

3) клеткам кожицы листа

4) механическим волокнам

18. Сходство клубня картофеля с побегом тополя заключается в наличии

2) запаса крахмала

19. Образовавшиеся в процессе фотосинтеза органические вещества с током воды перемещаются по

2) механической ткани

3) ситовидным трубкам

20. Клубни картофеля формируются на

1) боковых корнях

2) придаточных корнях

3) видоизменённых подземных побегах – столонах

4) видоизменённых подземных побегах – корневищах

21. Ситовидные трубки древесного стебля входят в состав


3) луба коры

22. На рисунке изображена схема строения побега.

Какой цифрой на нём обозначена пазуха листа?

23. Увеличение древесного стебля в толщину происходит благодаря постоянному делению и росту клеток

24. Отличаются по строению, но являются видоизменениями одного и того же органа растения

1) лист мака и стебель одуванчика

2) корень ржи и побег кукурузы

3) клубень картофеля и плод георгина

4) луковица тюльпана и корневище ландыша

25. Луковица – видоизменённый побег, встречающийся у

26. Что представляет собой клубень картофеля?

1) подземный побег

2) видоизменённый стебель

27. Какую роль играет камбий в стебле древесного растения?

1) запасает питательные вещества

2) проводит питательные вещества

3) обеспечивает рост стебля в толщину

4) усиливает рост междоузлий

28. Почки растений снаружи покрыты

1) зачаточными листьями

2) конусом нарастания

3) почечной корой

4) почечными чешуями


29. Как называется изображённый на фотографии орган покрытосеменного растения?

30. Что развивается из вегетативной почки цветкового растения?

1) цветок или соцветие

2) стебель с листьями и почками

3) сочные или сухие плоды

4) зародыш семени с эндоспермом

31. По какой части древесного стебля происходит передвижение растворённых органических веществ из листьев ко всем органам?

32. Развитие новых побегов у тополей после опиливания верхушки происходит благодаря почкам

33. Вода, необходимая для фотосинтеза, поступает в листья по

2) лубяным волокнам


3) ситовидным трубкам

34. На рисунке изображена схема строения побега. Какой цифрой на нём обозначена боковая (пазушная) почка?

35. Чем является клубень картофеля?

3) сочным плодом

4) видоизменённым побегом

36. Сходство клубня картофеля с побегом липы заключается в том, что у клубня есть

2) запас крахмала

37. Рассмотрите рисунки 1–4. Какой цифрой обозначен рисунок с изображением корневища?

1)
2)
3)
4)

38. Какой из видоизменённых органов является видоизменённым побегом?

1)
2)
3)
4)

39. Подземный побег можно отличить от видоизменённых корней по наличию у него

Почек

2) корневых волосков

3) боковых и придаточных корней

4) запасающей ткани

40. Какой слой поперечного среза древесного стебля не виден невооружённым глазом?

41. Какое растение размножается с помощью луковицы?

42. Какой из изображённых органов является видоизменённым побегом?

1)
2)
3)
4)

43. Какую роль играет камбий у древесных растений?

1) обеспечивает рост стебля в толщину

2) способствует росту стебля в длину

3) защищает стебель от повреждений

4) придаёт стеблю прочность и упругость

44. Передвижение растворов органических веществ в стебле происходит по

45. Верны ли следующие суждения о видоизменённых органах растений?

А. Корневище – это орган минерального питания растений.

Б. В нижней части луковицы репчатого лука расположен плоский стебель – донце, на нём развиваются видоизменённые листья.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения


4) оба суждения неверны

46. Какой цифрой на рисунке обозначен слой клеток древесного стебля, за счёт которого дерево растёт в толщину?

47. Транспорт воды и минеральных веществ от корня ко всем органам у цветковых растений обеспечивают

2) ситовидные трубки

3) лубяные волокна

4) сердцевинные лучи

48. Почки, развивающиеся на листьях и корнях растения, –


2) пазушные

4) придаточные

49. Какой цифрой на рисунке обозначена часть древесного стебля, в которой образуются годичные кольца?


4) 4

50. Какой буквой на рисунке обозначен слой древесного стебля – древесина?

В

51. Из вегетативной почки развивается

3) сложное соцветие

Начало формы Конец формы

52. Обрезка плодовых деревьев, как правило, проводится с целью

1) уничтожения вредителей сада

2) улучшения дыхания растений

3) улучшения освещённости и питания растений

4) улучшения снабжения растений водой

53. У цветкового растения вода и минеральные вещества передвигаются из корня в другие органы по

1) ситовидным трубкам

2) лубяным волокнам

3) сосудам древесины

4) клеткам сердцевины

54. Транспорт органических веществ от листьев к другим органам растения обеспечивают

2) ситовидные трубки

3) древесинные волокна

4) сердцевинные лучи

56. Волокно как особый вид механической ткани сильно развито в стебле

3) льна-долгунца

58. Какие клетки растительного организма способны к многократным делениям?

59. На рисунке изображён фрагмент внутреннего строения стебля многолетнего растения. Какой цифрой на нём обозначен камбий?



60. Какое растение из перечисленных размножается с помощью изображённого вегетативного органа?

61. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Ткань Функция
Ксилема
Механические Обеспечивают прочность

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

63. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Целое Часть
Зачаточный бутон
Лист Листовая пластинка

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

2) генеративная почка

64. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

А. По сосудам растений передвигаются органические вещества.

Б. По ситовидным трубкам передвигаются минеральные вещества, растворимые в воде.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

65. Какие из перечисленных органов растений являются видоизменёнными побегами? Выберите три органа растений из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) клубенёк гороха

2) корнеплод моркови

3) кочан капусты

4) клубень картофеля

5) луковица тюльпана

6) микориза берёзы

66. Какие из перечисленных органов растений являются видоизменёнными корнями? Выберите три органа растений из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) кочан капусты

2) микориза осины

3) корнеплод свёклы

4) луковица тюльпана

5) клубеньки клевера

6) клубень картофеля

67. Какие из приведённых органов относят к видоизменённым? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

6) корневища

68. У каких растений имеются подземные побеги? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) картофель

69. Наличие каких органов у корневища свидетельствует о нём как о видоизменённом побеге? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) генеративные почки

3) верхушечная и пазушные почки

4) придаточные корни

5) чешуевидные листья

6) сочные мясистые чешуи

70. Установите последовательность расположения зон в молодом побеге липы, начиная с поверхности. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

14352

71. Установите последовательность распускания почек. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) вынос зелёных свернутых листочков молодого побега

2) деление клеток конуса нарастания

3) набухание почек

4) удлинение стебля и рост листьев

5) раскрытие почечных чешуй

6) образование взрослого побега

352146

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВЕЩЕСТВ ПО РАСТЕНИЮ У растения вещества перемещаются в двух направлениях: от __________ (А) вверх перемещаются __________ (Б) и растворённые минеральные вещества, от __________ (В) вниз перемещаются растворённые органические вещества, образовавшиеся в ходе __________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

А Б В Г
4 1 5 8

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПОБЕГА

Побег, состоящий из стебля, листьев и почек, называют __________ (А). Почки могут располагаться на верхушке побега – верхушечная почка – и в пазухе листьев – пазушные почки, или __________ (Б). Угол между листом и расположенной выше частью стебля называют __________ (В) листа. Тот участок стебля, от которого отходит лист, называют (Г). Участок стебля между соседними листьями – междоузлие.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

74. Установите соответствие между органами растения и функциями, которые они выполняют: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

75. Установите соответствие между видоизменённым побегом и способом вегетативного размножения растений, который он обеспечивает: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

СПОСОБ ВЕГЕТИТАВНОГО РАЗМНОЖЕНИЯ РАСТЕНИЙ

А Б В Г Д
1 1 1 2 2
76. Установите соответствие между растением и типом подземного побега, характерного для этого растения: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А Б В Г Д Е
1 2 1 2 1 2

78. Установите соответствие между растением и способом вегетативного размножения, который для него характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А Б В Г Д Е
1 1 2 1 2 2


79. Рассмотрите рисунок с изображением агротехнического приёма. Как называют этот приём? С какой целью он используется?


Прищипывание растений (пинцировка) – удаление верхней части молодого побега. Применяют для развития боковых побегов при остановке вертикального роста, ускорения образования плодов, повышения декоративности.

80. Рассмотрите рисунок с изображением агротехнического приёма. Как называется этот приём? С какой целью он используется при выращивании декоративно цветущих растений?

Прищипывание растений (пинцировка) – удаление верхней части молодого побега. Применяют для развития боковых побегов при остановке вертикального роста, повышения декоративности за счет обильного цветения.

Проверь себя и оцени(обведи или раскрась тот смайлик, который соответствует полученной оценке):

Эмблема ФИПИ. ОБЗ ОГЭ 3

Всего в этом 3-м разделе на сайте ФИПИ ОГЭ опубликовано на 173 страницах 1724 задания.

Чтобы проверить свой уровень подготовленности к экзамену, отвечайте на тесты самостоятельно, а потом свои ответы вы можете сверить с моими ответами , заказав их здесь.

Известно, что гадюка обыкновенная – чешуйчатое пресмыкающееся, ведущее хищный образ жизни. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) У гадюки вдоль всей спины тянется зигзагообразная тёмная полоса.
2) Жертву выжидает в засаде, делает бросок, затем кусает, впрыскивая яд, и ждёт летального исхода.
3) Обыкновенная гадюка живородящая, у неё на свет появляются 8–13 детёнышей.
4) Основными врагами гадюки в природе являются аисты, цапли, коршуны, орлы и совы.
5) Тело у гадюки длинное, цилиндрическое, лишённое конечностей и покрыто щитками.
6) Гадюка ползает по земле путём боковых изгибов позвоночника и рёбер.

Известно, что малый прудовик – брюхоногий лёгочный моллюск, обитающий в пресных водоёмах и питающийся растительной пищей Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Передвигается с помощью подошвы.
2) Периодически поднимается из толщи к поверхности воды.
3) Потребляет как живые растения, так и растительный детрит.
4) Служит одним из объектов питания озёрных чаек.
5) Является промежуточным хозяином печёночного сосальщика.
6) Откладывает большое количество яиц, заключённых в прозрачные слизистые кладки вытянутой формы.

Известно, что ястреб-перепелятник – хищная дневная птица, питающаяся позвоночными животными.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Пальцы на ногах длинные, крепкие и сильные, заканчивающиеся загнутыми острыми когтями.
2) Питается ястреб мелкими птицами, реже мышевидными грызунами.
3) Гнездо у птиц рыхлое, глубокое, построено из беспорядочно выложенных веточек.
4) Самка откладывает в гнездо 4–6 матово-белых яиц в бурую крапинку.
5) Самки ястреба-перепелятника почти вдвое крупнее самцов.
6) Глаза крупные, направленные вперёд, благодаря чему у птиц развито бинокулярное зрение.

Известно, что хомяк обыкновенный – млекопитающее отряда грызунов, житель открытых пространств.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Детёныш рождается голым и слепым, самка его кормит молоком до 1 месяца.
2) Длина тела животного достигает 34 см, а масса тела – 400 г.
3) Ведёт одиночный образ жизни и образует пару только на время сезона размножения.
4) Живёт в степях, где питается различными многолетними травами и семенами.
5) Роет глубокие, сложные норы, в которых делает запасы еды на зиму.
6) Отсутствуют клыки, резцы долотообразной формы, разделённые с защечным беззубым участком.

Известно, что серая цапля – перелётная болотная птица, питающаяся разнообразной животной пищей.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Питается цапля рыбой, амфибиями, ракообразными, насекомыми и мелкими змеями.
2) На зиму цапли улетают в Юго-Западную Африку.
3) Имеет длинные, тонкие ноги и острый клюв, края которого усажены мелкими зубчиками.
4) Наиболее широко распространена в средней и северной частях Европейской России.
5) Гнездо имеет форму конуса, перевёрнутого вершиной вниз.
6) Обычно гнездится группами или колониями по 10–20 гнёзд, иногда больше.

Известно, что ландыш майский – травянистое лесное растение, имеющее хорошо развитое корневище.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Используется как декоративное растение.
2) Теневыносливое многолетнее растение.
3) Растение способно к вегетативному размножению.
4) Плод – ягода оранжево-красного окраса.
5) Листья используются в медицине.
6) Питательные вещества откладывает в подземные побеги.

Известно, что серая жаба – позвоночное земноводное, питающееся различными беспозвоночными животными.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Серая жаба – самая крупная жаба Европы.
2) Питается серая жаба мелкими насекомыми, пауками, дождевыми червями, слизнями, многоножками 3) Серая жаба постоянно живёт на суше, а в воду входит только для размножения.
4) Зимует серая жаба под опавшими листьями, брёвнами, в норах, иногда закапывается в прибрежный ил.
5) Серая жаба – долгожитель, обычно живёт 10–18 лет.
6) Шейный отдел позвоночника серой жабы состоит из одного позвонка, который обеспечивает подвижность головы в вертикальной плоскости.

Установите последовательность участков корня,начиная с его верхушки.В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) зона всасывания
2) зона деления
3) корневой чехлик
4) зона роста
5) зона проведения
Ответ:

Установите последовательность стадий развития человеческой аскариды, начиная с момента выделения яиц во внешнюю среду. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) проникновение личинки в лёгкое
2) заражение человека созревшими яйцами аскариды
3) выход личинки из яйца и её внедрение через стенку кишечника в кровь
4) превращение в кишечнике личинки во взрослого червя
5) попадание личинки через дыхательные пути в ротовую полость и её проглатывание

Установите последовательность, в которой происходит процесс пищеварения у инфузории туфельки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) передвижение с током цитоплазмы пищеварительных вакуолей, переваривание в них пищи
2) образование вокруг пищи (бактерий) пищеварительных вакуолей
3) проникновение питательных веществ из вакуолей в цитоплазму, их усвоение
4) удаление нерастворимых остатков пищи из пищеварительных вакуолей наружу через порошицу
Ответ:

Установите последовательность этапов усложнения нервной системы различных групп животных. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) нервные клетки, соединённые между собой в нервную сеть
2) парные головные узлы, нервные стволы и отходящие от них нервы
3) нервная трубка и отходящие от неё нервы
4) надглоточный и подглоточный нервные узлы, брюшная нервная цепочка
5) спинной и головной мозг и отходящие от них нервы
Ответ:

Установите последовательность систематических категорий с учётом их соподчинённости, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Бобовые
2) Клевер
3) Клевер луговой
4) Покрытосеменные
5) Двудольные
Ответ:

Установите, в какой последовательности следует расположить типы беспозвоночных животных, учитывая усложнение их нервной системы. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Плоские черви
2) Членистоногие
3) Кишечнополостные
4) Кольчатые черви
Ответ:

Укажите последовательность возникновения в процессе эволюции систематических групп животных. В ответ запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Кишечнополостные
2) Насекомые
3) Простейшие
4) Плоские черви
5) Кольчатые черви
Ответ:

Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) донник
2) донник лекарственный
3) двудольные
4) покрытосеменные
5) бобовые (мотыльковые)
Ответ:

Установите последовательность соподчинения систематических категорий у представителей царства Животные, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) отряд Бесхвостые
2) семейство Жабы настоящие
3) вид Жаба зелёная
4) тип Хордовые
5) царство Животные
6) класс Земноводные
Ответ:

Установите последовательность систематических категорий, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Губоцветные
2) Яснотка
3) Яснотка белая
4) Покрытосеменные
5) Двудольные
Ответ:

Установите последовательность участков корня от его верхушки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) зона корневых волосков
2) зона деления
3) зона роста
4) корневой чехлик
5) зона образования боковых корней
Ответ:

Установите последовательность появления в процессе эволюции следующих систематических групп животных. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Кишечнополостные
2) Рыбы
3) Птицы
4) Простейшие
5) Земноводные
Ответ:

Установите последовательность стадий развития в цикле папоротника, начиная с попадания споры в почву. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) развитие спор в спорангиях
2) развитие мужских и женских гамет, оплодотворение
3) образование зиготы и развитие зародыша
4) формирование растения (спорофита)
5) прорастание споры в маленькую зелёную пластинку – заросток
Ответ:

Установите последовательность этапов индивидуального развития однолетнего цветкового растения, начиная с момента попадания семени в почву. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) плодоношение и созревание семян
2) цветение и опыление
3) образование зиготы и формирование зародыша
4) рост и развитие вегетативных органов
5) прорастание семени
Ответ:

Установите последовательность появления на Земле основных групп растений. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) папоротникообразные
2) водоросли
3) голосеменные
4) псилофиты
5) покрытосеменные
Ответ:

Установите последовательность стадий развития в цикле мха кукушкина льна, начиная с попадания спор в почву. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) образование коробочки со спорами
2) формирование органов полового размножения
3) оплодотворение, образование зиготы
4) прорастание спор в ветвящиеся зелёные нити
5) образование листостебельных растений
Ответ:

Установите правильную последовательность стадий развития майского жука. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) куколка
2) личинка
3) яйцо
4) взрослая форма
Ответ:

Установите последовательность расположения слоёв в стебле древесного растения, начиная с его поверхности. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) луб
2) пробка
3) древесина
4) камбий
5) сердцевина
Ответ:

Установите последовательность стадий развития папоротника, начиная с образования гамет. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) образование спор
2) образование заростка
3) оплодотворение
4) образование листостебельного растения
5) образование гамет
Ответ:

Установите последовательность систематических категорий с учётом их соподчинённости, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Клевер
2) Клевер луговой
3) Бобовые (Мотыльковые)
4) Двудольные
5) Покрытосеменные
Ответ:

Установите последовательность соподчинения систематических категорий у представителя царства Растения, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) отдел Покрытосеменные
2) класс Однодольные
3) семейство Злаки
4) вид Пшеница твёрдая
5) род Пшеница
Ответ:

Установите последовательность расположения зон в молодом побеге липы, начиная с поверхности. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) пробка
2) сердцевина
3) камбий
4) луб
5) древесина
Ответ:

Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства животных, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) род
2) вид
3) класс
4) семейство
5) отряд
Ответ:

Установите последовательность появления на Земле представителей систематических групп животных. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) рыбы
2) земноводные
3) бесчерепные
4) млекопитающие
5) пресмыкающиеся
Ответ:

Установите последовательность образования новых видов в природе. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) возникновение и накопление наследственных изменений в популяциях
2) изоляция двух популяций в результате горообразования
3) прекращение контактов между особями изолированных популяций
4) закрепление новых наследственных признаков в результате естественного отбора
5) образование двух новых видов
Ответ:

Установите последовательность соподчинения систематических категорий у хордовых животных, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) вид Заяц-беляк
2) семейство Зайцы
3) тип Хордовые
4) класс Млекопитающие
5) отряд Зайцеобразные
Ответ:

Установите последовательность прохождения пищи у лягушки, начиная с ротовой полости. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) ротовая полость
2) желудок
3) пищевод
4) клоака
5) тонкая кишка
Ответ:

Установите последовательность появления на Земле представителей систематических групп животных. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Кольчатые черви
2) Кишечнополостные
3) Простейшие
4) Плоские черви
5) Членистоногие
Ответ:

Установите последовательность этапов рефлекторного ответа пресноводной гидры на прикосновение. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) сокращение мышечных волокон
2) восприятие раздражения
3) передача возбуждения
4) сжатие тела гидры
Ответ:

Установите последовательность этапов усложнения кровеносной системы у различных групп животных. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) двухкамерное сердце и один круг кровообращения
2) четырёхкамерное сердце и два круга кровообращения
3) сердце и отходящие от него сосуды, кровеносная система незамкнутая
4) трёхкамерное сердце и два круга кровообращения
5) спинной и брюшной кровеносные сосуды, соединённые между собой кольцевыми сосудами
Ответ:

Установите последовательность процессов, вызывающих листопад. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) листопад
2) пожелтение листьев
3) образование пробкового слоя у основания черешка листа
4) уменьшение длины светового дня
5) прекращение минерального питания листа
Ответ:

Установите последовательность расположения отделов в позвоночнике млекопитающего, начиная с шейного. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) поясничный
2) грудной
3) крестцовый
4) хвостовой
5) шейный
Ответ:

Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) класс
2) семейство
3) вид
4) род
5) отдел
Ответ:

Рассмотрите фотографии собаки породы скотч терьер. Выберите характеристики, соответствующие его внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку.

Читайте также: