Услуги автотранспорта по перевозке органических удобрений с фермы в поле отражают проводкой

Обновлено: 07.07.2024

Закон о навозе, действительно наделал немало шума за последние несколько недель. Реакция россиян на этот закон весьма разнообразна – от негодования и нелестных высказываний до насмешек по поводу того, что правительству видимо больше заняться нечем, как обсуждать и разрабатывать подобные законы. Однако в большинстве случаев информация об этом законе в интернете сильно искажена – видимо для того, чтобы вызвать больше шума вокруг публикаций и паники. Отсюда и такой диапазон реакции. Большинство людей пишут комментарии к статьям об этом законе, не разобравшись в его сути и нюансах.

А закон о навозе действительно существует в России, при этом действует он уже достаточно давно. Речь идет о ФЗ № 548, принятом еще в 2014 году – закон об отходах потребления и производства, об утилизации этих отходов, их обработке, транспортировке и прочих моментах.

Закон четко прописывает порядок транспортировки, сбора, хранения и утилизации отходов, имеющих классы опасности с 1 по 4. При этом, согласно ГОСТу, навоз относится к отходам 3 и 4 класса опасности, то есть, умеренно и малоопасные отходы. Важно и то, что согласно закону, к 1 июля 2016 года утилизация таких отходов должна быть обязательно сертифицирована, для чего требуется покупка весьма дорогостоящей лицензии.

Лицензия выдается на право утилизации навоза – отходов различных сфер и отраслей животноводства. При этом для утилизации (хранения навоза с целью преобразования его в перегной) должны быть оборудованы специальные места. За нарушение этих требований компаниям грозят очень серьезные штрафы, исчисляющиеся миллионами рублей.

Законом запрещено вывозить свежий навоз и навозную жижу на поля, в лесные зоны, в лесополосы, так как подобные действия наносят вред природе, отравляя почву и воздух. Вносить в землю для улучшения плодородия можно только перегной, для получения которого навоз должен перепревать в течение нескольких лет.

Второй момент паники в сети связан с тем, что всем тем, кто держит скот на своем подворье, а также фермерам, теперь придется покупать дорогостоящие лицензии, чтобы иметь право утилизировать навоз, делая из него перегной для своей же земли. Эта паника также напрасна и не обоснована.

Дело в том, что закон о навозе (№ 458) направлен на регулирование деятельности крупных сельскохозяйственных организаций, больших ферм. При этом он не может как-либо ограничивать обычную деятельность мелких подсобных хозяйств и частных небольших ферм. Однако лишь в том случае, если продукция с подворья не продается другим людям. Единственное требование к таким хозяйствам – организация места для хранения и утилизации навоза, то есть – обычных компостных куч, ям и т.д. Вывозить свежий навоз на поля и огороды, даже если земля находится в собственности, запрещено. Это будет приравнено к отравлению земли, за что предусмотрены серьезные штрафы.

Если получаемые продукты реализуются в торговые точки или просто продаются соседям, то здесь потребуется лицензия на утилизацию отходов. При ее отсутствии, как и при отсутствии места для утилизации отходов, в ходе проверки можно получить очень серьезные штрафы, суммы которых для личных подворий и мелких фермеров могут оказаться просто неподъемными. В этом плане закон очень недоработан, а штрафы Росприроднадзора нередко разоряют мелкие хозяйства и самых обычных граждан, так как инстанции пользуются тем, что граждане не знают нюансов этого закона, и начисляют штрафы.

В настоящее время власти разрабатывают новые аспекты этого закона, направленные в первую очередь на то, чтобы защитить мелкие подсобные хозяйства от злоупотребления и неверной трактовки законодательства со стороны Росприроднадзора. Защитить мелких фермеров и частные подворья от взыскания штрафов на пустом месте.

Учет затрат на выращивание картофеля ведут по следующим статьям:

– оплата труда (основная, дополнительная, натуральная, другие выплаты);
– отчисления на социальные нужды;
– семена и посадочный материал (приобретенные на стороне и собственного производства прошлых лет, собственного производства текущего года);
– удобрения (органические, минеральные);
– средства защиты растений;
– содержание основных средств (амортизация, ремонт и техническое обслуживание основных средств, нефтепродукты);
– работы и услуги;
– организация производства и управления;
– прочие.

Для учета отработанного времени, объемов выполненных работ и начисленной заработной платы применяются такие документы, как учетный лист труда и выполненных работ по форме № 410-АПК, учетный лист тракториста-машиниста по форме № 411-АПК и др.
Кроме того, используют табель учета рабочего времени по форме № Т-13 (утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).

– акты расхода семян и посадочного материала по форме № СП-13, утвержденной постановлением Госкомстата России от 29 сентября 1997 г. № 68;
– акты об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений и гербицидов по форме № 420-АПК, утвержденной приказом Минсельхоза России от 16 мая 2003 г. № 750, и др.

Отражение в бухгалтерском учете

– 02 – начисление амортизации по основным средствам, занятым на выращивании картофеля;
– 10 – стоимость израсходованных на посев семян и посадочного материала, а также стоимость нефтепродуктов на работу тракторов, комбайнов и других материальных ценностей;
– 23 – сумма услуг вспомогательных производств и машинно-тракторного парка;
– 25, 26 – доля общепроизводственных и общехозяйственных расходов, отнесенных на выращивание картофеля;
– 60 – сумма услуг, оказанных сторонними организациями;
– 70 – начисление заработной платы работникам, занятым выращиванием картофеля;
– 69 – сумма отчислений на социальное страхование и т. д. по видам затрат.

По кредиту данного счета отражают выход полученной готовой продукции, а в семеноводческих организациях – принятие к учету семян и посадочного материала в корреспонденции с дебетом счетов 10, 43.

В случае гибели посевов картофеля от стихийных бедствий затраты списывают:

Выращенный картофель принимается к учету и используется организацией на различные цели: реализация заготовительным и другим организациям, выдача в счет оплаты труда, засыпка на семена, закладка на хранение для других целей и т. п.

В конце года потребуются уточнения

В конце года на основании информации, накопленной на этом счете, исчисляется фактическая себестоимость 1 центнера картофеля.
Полученный в результате сбора урожая картофель приходуется в течение года по плановой себестоимости.

В картофелеводстве объектом калькуляции является основная продукция – клубнеплоды, а побочным – ботва, которая оценивается по нормативным затратам на ее уборку.

Исчисляют фактическую себестоимость клубней следующим образом. Из общей суммы затрат на возделывание и уборку урожая картофеля вычитают стоимость использованной в производстве ботвы. Затем оставшуюся сумму делят на массу клубней.

Полученный результат и будет себестоимостью центнера картофеля.

ПРИМЕР

1. Исчисляем фактическую себестоимость картофеля:

(550 000 руб. – 2200 руб.) : 1050 ц = 521,71 руб/ц.

2. Исчисляем плановую себестоимость картофеля:

585 000 руб. : 1050 ц = 557,14 руб/ц.

В бухгалтерском учете будут сделаны проводки:

3. Исчисляем калькуляционную разницу:

585 000 руб. – 550 000 руб. = 35 000 руб.

(ФСБУ 5/2019, ФСБУ 25/2018, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 27/2021.)

Успейте записаться, пока есть места! Обучение онлайн 1 месяц. Старт курса уже 15 февраля, программа здесь.


В предыдущих блогах я начала вести тему специальных разрешений, которые требуется оформлять аграриям при перегоне сельхозтехники. Мне нужна ваша помощь в том, чтобы разобраться, что в этой системе не так: ведь ГИБДД выписывает огромные штрафы сельхозникам (на юрлицо до полумиллиона). А сельхозники тайком снуют по дорогам, как партизаны, чтобы добраться к своим полям и всего боятся. Это неправильно.

Власти говорят, нужны специальные разрешения, идите, делайте, это не сложно. А сельхозники говорят, что оформить их нереально. Но при этом никто ещё до сих пор не попытался сделать.

Я прошу вашей помощи, вместе изучить документы, попытаться оформить это разрешение. И если это действительно невозможно, если вам отказывают, мы будем в этом разбираться, будем писать материалы, обращения. Ведь надо что-то делать для изменения ситуации! Не платить же взятки гаишникам каждый раз!

Сейчас предлагаю разобрать порядок оформления разрешений на перевозку опасных грузов.

Итак, откуда вообще эта проблема возникла и почему.

Вопрос: почему, на каком основании селитра отнесена к опасным грузам? И что ещё из сельхозпроизводства к таковым относится?

Предлагаю оставить споры о том, что вот террорист, если захочет, он оформит себе разрешения или же найдёт, как обойти полицию. А сельхозники — никакие не террористы и их нужно вообще освободить от этого. Эта идея, конечно, красивая, но вместе с тем, наверное, популистская что ли. Было бы хорошо, если бы вообще без ограничений всё вокруг было. Не так ли? Но так не бывает. Ограничения были и в советское время, и никто не жаловался. Мне сейчас важны факты: если оформить разрешение невозможно, это непреодолимый барьер, то надо исправлять. Но это надо доказать.

Итак, перечень грузов повышенной опасности приводится в таблице ДОПОГ, сюда относятся "перхлораты, нитрат аммония, аммиачно-нитратные удобрения и эмульсии, суспензии или гели нитрата аммония". — внимание! — в количестве, превышающем 3 тыс литров или кг. Таким образом, если вы везёте до 3 тонн удобрений, это не является опасным грузом и разрешение не требуется на его перевозку. Но у нас обычно возят КамАЗами по 20 тонн, верно?

Значит, если мы везём больше 3 тонн, нужно разрешение. Но не только. Кроме этого требуется ещё обучение водителя. Обучение водителя требуется только в случае перевозки опасных грузов, но не требуется при перевозке крупногабаритных или тяжеловесных грузов, как многие думают.

Разрешение на перевозку опасных грузов выдается на полгода. Как оно выглядит, можно посмотреть здесь же в приложении. Свидетельство об обучении водителя действительно в течение 5 лет. Как вы думаете, можно немного повозиться, чтобы оформить документы и потом забыть о проблемах на такой промежуток времени?

Уполномоченные органы, которые выдают разрешения — в основном те же, что в случае и с крупногабаритом/тяжеловесом, но даже ещё проще. Если дорога муниципальная, то муниципалитет, если региональная, то субъект Федерации (обычно это региональное министерство транспорта), если федеральная - управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по месту государственной регистрации перевозчика, то есть это всем известные УГАДН вашего региона.

Подаёте заявление в это учреждение. В заявке указываете:

полное наименование собственника, владельца автомобильной дороги, в чей адрес направляется заявка, с указанием его места нахождения;

маршрут перевозки опасного груза (начальный, основной промежуточный и конечный пункт автомобильной дороги) с указанием ее принадлежности к федеральной, региональной и (или) межмуниципальной собственности;

сведения о перевозимом опасном грузе: наименование и описание опасного груза, класс, номер ООН.

Форму заявления и приложения к заявлению можете посмотреть здесь же, в приложении.

К заявлению прилагаете:

1) копию свидетельства о регистрации транспортного средства, предполагаемого к использованию для перевозки опасных грузов, а также документа, подтверждающего право владения таким транспортным средством на законных основаниях, если оно не является собственностью перевозчика;

2) копию свидетельства о допуске транспортного средства EX/II, EX/III, FL, OX и AT и MEMU к перевозке опасных грузов;

3) копию свидетельства о подготовке водителя транспортного средства, перевозящего опасные грузы;

4) аварийную карточку системы информации об опасности на опасный груз, предназначенный для перевозки (это взять у продавца удобрений);

5) документы, подтверждающие полномочия представителя, в случае подачи заявления в уполномоченный орган представителем перевозчика.

Всё это также можно сделать через сайт госуслуги.

Далее в течение 1 дня проверяют заявление, в течение 3 дней принимают решение, разрешить или отказать. Ещё в течение 1 дня вам оформляют разрешение.

Важный момент: если у вас меняется маршрут и потребуется переоформлять разрешение, согласовывать маршрут с владельцами автодорог, по которым проходит новый маршрут, уже не потребуется. Так что это должно быть уже проще. Мне попалось на глаза разъяснение ГИБДД, в котором они говорят, что согласование вообще не требуется теперь. Так что, может быть, всё ещё проще.

Их довольно много, стоимость разная, в зависимости от набора курса.

Вот обзорно всё, что нужно знать для оформления законного разрешения на перевозку удобрений. Лично мне, человеку далёкому от всего этого (я за рулём КамАЗа-то была всего один раз в жизни), не видится никаких особых сложностей. Всё вполне реально. Если вы попробовали, у вас не получилось и вы считаете, что это невозможно оформить крестьянину, пожалуйста, сообщите мне об этом. Я хочу установить правду: действительно ли крестьян так претесняют блюстители закона. Или крестьяне сами, такие хитрецы, увиливают от его исполнения?

1)\u043d\u0430\u0439\u0434\u0435\u043c \u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0446 \u0432\u044b\u0432\u0435\u0437\u043b\u0438 \u0437\u0438\u043c\u043e\u0439:

217+93= 310 \u0446 \u0443\u0434\u043e\u0431\u0440\u0435\u043d\u0438\u0439.

2)\u0441\u043b\u043e\u0436\u0438\u043c \u0432\u0441\u0435 \u0438 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0435\u043c \u043e\u0431\u0449\u0435\u0435 \u043a\u043e\u043b-\u0432\u043e \u0443\u0434\u043e\u0431\u0440\u0435\u043d\u0438\u0439:

217+310 = 527 \u0446 \u0443\u0434\u043e\u0431\u0440\u0435\u043d\u0438\u0439 \u0432\u044b\u0432\u0435\u0437\u043b\u0438 \u0441 \u0444\u0435\u0440\u043c\u044b.

\u041f\u043e\u0448\u0430\u0433\u043e\u0432\u043e\u0435 \u043e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435:

Идея о том, чтобы собирать, хранить и вывозить на поля навоз рогатого скота и лошадей и помет домашней птицы только с разрешения нашего государства кажется вам верхом абсурда и глупости?

А, между прочим, если строго следовать букве закона, увы, это правда.

Отнесение навоза животных и птичьего помёта к отходам производства и потребления сомнений не вызывает.

В общем, по логике нашего законодательства получается, что либо фермер должен нанять лицензированную компанию для ежедневного вывоза отходов, либо построить мини-заводик по его переработке и сам получить лицензию. Практически последний гвоздь в крышку гроба сельского хозяйства.

И вот мы с вами оказались в той уникальной ситуации, когда изворотливость наших чиновников может пойти на пользу обществу и государству и преодолеть косноязычие законодателя.

Читайте также: