Урожай это явление природы

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

1) Вспомни, что относится к неживой природе, а что — к живой

  • К неживой относятся солнце, воздух, камни, вода.
  • К живой относятся растения, животные, человек.

2) Что является источником света и тепла для всего живого на Земле?

Источником тепла и света на Земле является Солнце.

3) Рассмотрите рисунки. Расскажите, какие явления могут происходить с этими объектами неживой природы и живыми существами

Сосульки могут таять и превращаться в воду.

Туча может образоваться в небе и из неё пойдёт дождь.

Земля вращается вокруг Солнца и на ней меняются времена года, происходит смена дня и ночи.

Головастик может превратиться в лягушку.

Ласточка может вывести птенцов, расти, стареть и умереть.

Одуванчик прорастает весной, расцветает, облетает, его семена сеются в землю и снова становятся растениями.

Снег может таять, падать на землю.

Гусеница может стать бабочкой.

4) Приведи свои примеры явлений в неживой и живой природе

  • Примеры явлений в живой природе: распускание листьев на деревьях, цветение, листопад, рождение детёнышей у животных, смена окраса у зайца, зимняя спячка у медведя, перелёт птиц.
  • Примеры явлений в неживой природе: гроза, дождь, туман, снегопад, ледостав, ледоход, смерч, волна, землетрясение, извержение вулкана, падение метеорита.

5) Какие времена года (сезоны) показаны на рисунках? По каким признакам это можно определить?

На первом рисунке показана весна. Деревья стоят без листьев, кое-где лежит снег, но есть и проталины, небо яркое и голубое.

На втором рисунке показано лето. Все растения зелёные, повсюду цветы.

На третьем рисунке осень. Листва на деревьях стала жёлтой, она опадает, засыхают травы.

На последнем рисунке зима. Всё укрыто толстым слоем снега.

6) Приведи примеры сезонных явлений в природе

Примеры сезонных природных явлений: отлёт птиц на юг и возвращение их после завершения холодов, зимняя спячка, листопад, снегопад, летние грозы, появление листочков весной, цветение растений летом, вскрытие рек, гололёд, метель.

7) Расскажи о сезонных явлениях в жизни дерева, которые тебе удалось понаблюдать в прошлом учебном году

Весной на деревьях набухают почки и появляются зелёные листочки. Потом дерево начинает цвести.

Летом цветение заканчивается, и дерево стоит зелёное. На нём появляются и начинают зреть плоды.

Осенью плоды созревают, листья становятся жёлтыми и опадают.

Зимой дерево стоит голое, оно спит.

Домашнее задание

1) Что такое явления природы? Приведи примеры

Природные явления — это все изменения, которые в ней происходит. Например, сегодня солнечно и жарко, но набежали тучи, и пошёл дождь. Потом ударила молния, раздался гром, посыпался град. Всё это явления природы.

2) Что такое термометр?

Это прибор, который показывает температуру.

3) Как записывают показания термометра?

Температуру записывают в градусах Цельсия. Если температура выше нуля, тепло, то записывают просто цифры с плюсом: +35 градусов. Если температура ниже нуля, мороз, то цифры записываются с минусом: —24 градуса.

Весной после долгой зимы солнышко пригревает все сильнее, на реке начинается ледоход, на земле появляются проталины, набухают почки, вырастает первая зеленая травка. Летом трава зеленеет, цветы расцветают, на деревьях зеленеют листья, можно купаться в реке. Осенью уже не побегаешь на улице в майке и шортах. Становится холоднее, листва желтеет, опадает, улетают перелетные птицы, ­исчезают из виду насекомые. Зимой выпадает снег, становится холодно. Реки и озера сковываются льдом. Зимой самые длинные ночи и самые короткие дни, рано темнеет. Солнце почти не греет.

ВложениеРазмер
prirodnye_yavleniya.docx 282.4 КБ

Предварительный просмотр:

Явления природы: весенние, летние, осенние, зимние.

Весенние явления природы

Весной после долгой зимы солнышко пригревает все сильнее, на реке начинается ледоход, на земле появляются проталины, набухают почки, вырастает первая зеленая травка. День становится длиннее, а ночь короче. Становится теплее. Перелетные птицы начинают свое путешествие в те края, где они будут выращивать своих птенцов.

Какие явления природы бывают весной?

Снеготаяние. Поскольку от Солнца приходит больше тепла, снег начинает таять. Воздух вокруг наполняется журчанием ручьев, которые могут спровоцировать начало половодья – явного весеннего признака.

Проталины . Они появляются везде, где снежный покров был более тонким и где попадало на него больше солнышка. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началась весна.

Ледоход . Весной становится теплее, ледяная корка на реках и озерах начинает трескаться, постепенно лед тает. Да еще и воды в водоемах становится больше, она уносит льдины по течению - это ледоход.

Цветение - весеннее явление живой природы. Первые почки на деревьях появляются в конце апреля - в начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а деревья готовятся одеть зеленые наряды. Листья распустятся быстро и внезапно и вот-вот зацветут первые цветочки, подставляя свои серединки проснувшимся насекомым. Скоро наступит лето.

Летние явления природы

Летом трава зеленеет, цветы расцветают, на деревьях зеленеют листья, можно купаться в реке. Солнце хорошо пригревает, бывает очень жарко. Летом самый длинный день и самая короткая ночь в году. Зреют ягоды и плоды, поспевает урожай.

Летом бывают природные явления, такие как:

Дождь. Летом дождь обычно теплый, он помогает напоить леса и поля. Часто летний дождь сопровождает гроза. Если одновременно идет дождь и светит солнце, говорят, что это "Грибной дождь".

Жара. Летом бывает жарко и днем, и даже иногда ночью.

Радуга . Возникает, часто после дождя или ливня с грозой. Цветение начинается весной и продолжается все лето.

Осенние явления природы

Осенью уже не побегаешь на улице в майке и шортах. Становится холоднее, листва желтеет, опадает, улетают перелетные птицы, исчезают из виду насекомые.

Для осени характерны такие явления природы:

Листопад . Деревья по осени сбрасывают листья, готовясь к зимней спячке. Зачем дерево избавляется от листьев? Чтобы выпавший снег не сломал ветви. Еще до листопада листья деревьев сохнут, желтеют или краснеют и, постепенно, ветер сбрасывает листья на землю, образуя листопад. Это осеннее явление живой природы.

Туманы. Земля и вода еще нагревается днем, но вечером уже холодает, появляется туман.

Роса. Это капельки воды из воздуха, выпавшие утром на траве и листьях. За ночь воздух остывает, водяной пар, который находится в воздухе соприкасается с поверхностью земли, травы, листьями деревьев и оседает в виде капелек воды. Холодными ночами капли росы замерзают, отчего она превращается в иней .

Ливень. Это сильный, "проливной" дождь.

Ветер . Это. Осенью и зимой ветер особенно холодный.

Зимние явления природы

Зимой выпадает снег, становится холодно. Реки и озера сковываются льдом. Зимой самые длинные ночи и самые короткие дни, рано темнеет. Солнце почти не греет.

Для зимы характерны такие явления природы:

Снегопад - это выпадение снега.

Метель. Это снегопад с ветром. Находиться в метель на улице опасно, это повышает риск переохлаждения. Сильная метель может даже сбить с ног.

Весенние изменения в живой и неживой природе

Природа условно разделена на живую и неживую, как и явления, которые происходят. К неживой природе относят звезды, облака, почву, горы, солнце, полезные ископаемые. К живой - бактерий, человека, животных, растения.

природа весной

Весенние явления природы

Весенние явления природы:

В неживой природе

В живой природе

Прилет перелетных птиц

Движение льда по течению реки

Цветение, соковыделение и появление листьев

Половодье, характеризуется поднятием уровня воды

Рождение детенышей зверей

Термальные ветра, характеризуются теплыми течениями днем и холодными ночью

И самое интересное событие, характеризующее такое явление, как весна, природа просыпается - гроза. Обычно бывает в конце мая, еще не слишком сильная, но уже очень яркая. Связано это явление с тем, что теплый воздух с нижних слоев атмосферы вытесняется более холодными фронтами.

весенние явления природы

Интересные факты

Природа весной окружена множественными мифами и интересными фактами.

Если говорить о людях, проживающих близ Северного полюса, то они обязательно весной замечают на небе скользящее по горизонту солнце. Это подтверждение того, что наступает шесть месяцев полярного дня. А на Южном полюсе такое явление говорит о том, что наступает 6 месяцев полярной ночи. Именно на Южном полюсе весна наступает с сентября по ноябрь.

Весеннее равноденствие, наблюдающееся в нашей стране 20-21 марта, означает период, когда день начинает становится длинее ночи.

Египетский сфинкс был расположен древними египтянами таким образом, что указывает четко на восход солнца именно в день весеннего равноденствия. А древние греки верили, что первый день весны – это день, когда возвращается богиня плодородия Персефона после длительного пребывания в подземном царстве.

весна природа просыпается

Весеннее преображение в разных культурах

Природа весной – это не только кардинальные изменения в окружающей природе, но и великий праздник для славян. 22 марта в народном календаре значится как День Жаворонка. Считается, что именно в эту дату прилетает каждый год 40 первых птиц, несущих на своих крыльях весну. Верующие надеялись, что их гуканье в этот день привлечет тепло и богатый урожай. Но 22 марта – это лишь вторая или последующая дата для привлечения весны, зачастую начинали гукать тогда, когда говорила об этом сама весна, начиналась капель, обильно таял снег.

Для японцев расцветающая природа весной – это ее пробуждение, как и для всех народов мира. Сэцубун-сай – синтоистский праздник, знаменующий окончание длительного зимнего сезона и начало долгожданной весны.

В средневековой Великобритании день весны отмечали в первый понедельник мая. В день празднования девушки умывались росой, а парни соревновались в стрельбе из лука. Но не все англичане его отмечают, ведь именно на день празднования весны пришелся арест Робин Гуда.

В любом случае, весна – это время перемен, когда просыпается душа, появляются новые ощущения, и нет ничего великолепнее буйства красок природы.

Образовательные:

Познакомить детей с сезонными явлениями природы;

Познакомить детей с необычными явлениями природы.

Развивающие. Развивать: кругозор учащихся, наблюдательность и любознательность детей; познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать.

Воспитывающие. Способствовать воспитанию : дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; интереса к предмету; эстетических чувств.

Планируемые результаты :

Предметные. Обучающиеся:

ознакомятся с сезонными явлениями природы;

ознакомятся с необычными явлениями природы.

Метапредметные. Учащийся получит возможность закрепит умения:

Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний ; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; самостоятельно определять и формулировать тему урока.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; осуществлять взаимный контроль.

Личностные. Развить у учащихся:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.

Организационный момент: сядьте ровно, проверьте готовность к уроку: всё ли необходимое есть на партах, нет ли ничего лишнего.

Актуализация знаний: давайте сперва вспомним с вами, что мы проходили на прошлом уроке, посмотрите на слайд и разгадайте ребус, кто справился – поднимите руку:

t1621956737aa.jpg

(природа)

Молодцы! Вспомните, на какие две группы можно разделить объекты природы? (Живая и неживая). /Листочки с таблицами/ Приведите мне примеры живой и неживой природы, для этого посовещайтесь в группах по 3 человека и приведите по 5 примеров к каждой группе.

Чем отличается живая природа от неживой? (Живые существа – дышат, питаются, растут, размножаются и умирают). А как связана между собой живая и неживая природа? (Без тепла, света, воздуха и воды живые существа не могли бы жить).

Можем сделать вывод: в природе все взаимосвязано и живая природа не может существовать без неживой.

Постановка проблемной ситуации: посмотрите на изображения, перечислите, что вы видите: дождь, солнце, ветер дует, туман, град, гроза, радуга… Можете ли вы назвать всё перечисленное одним словом? (Не могут)

Выход из проблемной ситуации: Чтобы определить, какое же слово общее для данных, я хочу предложить вам поработать с раздаточным материалом: вам необходимо решить анаграмму, то есть переставить буквы местами так, чтобы получилось словосочетание и тогда вы сможете узнать, какое же слово объединяет всё, что изображено у нас на слайде.

ЛНИЯВЕЯ РДИПОЫР – ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

2. Какие бывают явления природы.

3. Природные явления сезонов года.

Открытие знания: В природе постоянно происходят изменения: то идет снег, то дождь, то печет солнце, то находят тучи. Все это называется природными явлениями или явлениями природы.

Явления природы – это изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными.

Для каждого сезона, а их у нас 4, давайте с вами вспомним их: весна, лето, осень, зима, характерны свои природные и погодные явления. Мы с вами вспомнили, что природу принято делить на живую (это животные и растения) и неживую. Поэтому и явления тоже делят на явления живой природы и явления неживой природы. Явления живой природы – это те явления, которые происходят с растениями или животными: цветение, опадение листьев, перелёт птиц, смена окраски животных, зимние спячки и прочее. К явлениям неживой природы относят: грозу, радугу, дождь, туманы, ураганы и так далее. Давайте с вами разберём, какие же природные явления характерны для каждого из сезонов.

Посмотрите на изображение и подумайте, какие природные явления могут быть характерны для зимы.

Зимой выпадает снег, становится холодно. Реки и озера сковываются льдом. Зимой самые длинные ночи и самые короткие дни, рано темнеет. Солнце почти не греет.

Таким образом, характерные для зимы явления неживой природы:

Снегопад - это выпадение снега.

Метель – это снегопад с ветром. Сильная метель может даже сбить с ног.

Ледостав - это установление на поверхности воды корки из льда.

К явлениям живой природы можно отнести смену окраски зайцев и белок, спячку медведей и ежей, прилёт таких птиц, как снегири.

Весной после долгой зимы солнышко пригревает все сильнее, на реке начинается ледоход, на земле появляются проталины, набухают почки, вырастает первая зеленая травка. День становится длиннее, а ночь короче. Становится теплее. Перелетные птицы начинают свое путешествие в те края, где они будут выращивать своих птенцов.

Какие явления природы бывают весной?

Снеготаяние – поскольку от солнца приходит больше тепла, снег начинает таять.

Половодье – отовсюду к рекам стекаются ручьи растаявшего снега, они наполняют водоемы, вода выходит из берегов.

Проталины – они появляются везде, где снежный покров был более тонким и где попадало на него больше солнышка. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началась весна. Сквозь проталины быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы – подснежники. Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности и на полях он тает быстро.

Ледоход – весной становится теплее, ледяная корка на реках и озерах начинает трескаться, постепенно лед тает. Да еще и воды в водоемах становится больше, она уносит льдины по течению - это ледоход.

Для весны уже не характерен снегопад, но зато начинают идти дожди.

Гроза – в конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но яркая. Гроза - это разряды электричества в атмосфере.

Это все примеры явлений неживой природы. Рассмотрим несколько примеров из живой природы:

Цветение – первые почки на деревьях появляются в конце апреля – в начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а деревья готовятся надеть зеленые наряды.

Прилет перелётных птиц, пение птиц.

Летом трава зеленеет, цветы расцветают, на деревьях зеленеют листья, можно купаться в реке. Солнце хорошо пригревает, бывает очень жарко. Летом самый длинный день и самая короткая ночь в году. Зреют ягоды и плоды, поспевает урожай.

Летом бывают природные явления, такие как:

Дождь – летом дождь обычно теплый, он помогает напоить леса и поля. Часто летний дождь сопровождает гроза. Если одновременно идет дождь и светит солнце, говорят, что это "Грибной дождь". Такой дождь бывает, когда тучка маленькая и не закрывает солнце.

Жара – летом лучи солнца падают на Землю более отвесно и интенсивнее нагревают ее поверхность. А ночью поверхность земли отдает тепло в атмосферу. Поэтому летом бывает жарко и днем, и даже иногда ночью.

Радуга – возникает в атмосфере с повышенной влажностью, часто после дождя или ливня с грозой.

К явлениям живой природы, к примеру, относятся: Цветение – оно начинается весной и продолжается все лето.

Осенью уже не побегаешь на улице в майке и шортах. Становится холоднее, листва желтеет, опадает, улетают перелетные птицы, ­исчезают из виду насекомые.

Для осени характерны такие явления природы:

Туманы – при высокой влажности воздуха, например, после дождя или сырое, прохладное время года, охлаждаемый воздух превращается в небольшие капельки воды, парящие над землей - это и есть туман.

Роса – это капельки воды из воздуха, выпавшие утром на траве и листьях. За ночь воздух остывает, водяной пар, который находится в воздухе соприкасается с поверхностью земли, травы, листьями деревьев и оседает в виде капелек воды.

Ливень – это сильный, "проливной" дождь.

Листопад – дерево начинает избавляться от листьев, чтобы выпавший снег зимой не сломал ветви. Еще до листопада листья деревьев сохнут, желтеют или краснеют и, постепенно, ветер сбрасывает листья на землю, образуя листопад.

Перелёт птиц на юг.

Кроме описанных выше сезонных явлений природы можно назвать еще несколько, которые не связаны с каким-то временем года. Это довольно необычные явления природы, которые являются достаточно редкими, а некоторые из них даже и очень опасными, как для природы, так и для человека: северное сияние, шаровая молния, мираж, цунами, землетрясение, торнадо, извержение вулкана.

Закрепление:

Сейчас мы с вами выполним игровое задание на ваших планшетах. Откройте его и выполните в парах.

Learning : вам необходимо распределить природные явления на две группы: те, которые происходят в живой природе и те, которые происходят в неживой природе.

Явления в живой природе: распускание листьев на деревьях, цветение, опадение листвы, рождение детёнышей у животных, смена окраса у зайца, зимняя спячка у медведя, перелёт птиц.

Явления в неживой природе: гроза, дождь, туман, снегопад, ледостав, ледоход, смерч, волна, землетрясение, извержение вулкана, падение метеорита.

И вы выполните небольшой тест по нашей сегодняшней теме. Подпишите листочки сверху и приступайте к тесту, у вас есть пара минут:

Явления природы – это …

изменения в жизни человека и животных

это изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека +

изменения, связанные с перепадом температуры

Отметь явление неживой природы

Вода на морозе замерзает и превращается в лёд +

Растения растут, тянутся к свету

Перелётные птицы на зиму улетают в тёплые края

Отметь явления живой природы

Осенью листья на деревьях пожелтели и опали +

Утром взошло солнце

Зимой река покрылась людом

Весной перелётные птицы прилетели из тёплых стран +

Найди правильный порядок времён года

Осень, зима, лето, весна

Зима, весна, лето, осень +

Весна, зима, лето, осень

Отметь природные явления, происходящие зимой:

Поменяйтесь с соседом своими тестами, посмотрите на доску и выполните взаимопроверку. Поставьте рядом с вопросов плюс, если ответ правильный, если неправильный – минус. На слайде также написаны критерии, по которым вы можете поставить отметку, поставьте её, пожалуйста, рядом с фамилией, вверху листа. Сдайте тесты мне, спасибо.

Подведение итогов

– О чём мы сегодня говорили на уроке? (О явлениях природы)
– С чем связаны явления природы? (С сезонными изменениями)

– На какие группы можно разделить явления природы? (явления живой природы, явления неживой природы)
– Приведите примеры осенних изменений? (Дождь, дни короче, птицы улетают)

Читайте также: