Урок оплодотворение у цветковых растений

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: Изучить биологическую сущность оплодотворения у цветковых растений. Сформулировать знания о приспособленности растений к оплодотворению и размножению.

Задачи:
Образовательные: Дать понятие о взаимосвязи строения органа и его функции на примере приспособления главных частей цветка к процессу оплодотворения.
Воспитательные: Формировать материальное мировоззрение на примере рассмотре-ния пестиков и тычинок на клеточном уровне.
Развивающие: Развивать познавательный интерес к уроку биологии, используя эле-менты сказочно-литературного жанра при изложении материала. Развивать зритель-ную память, используя динамические пособия и наглядность при изложении материа-ла.

Метод: Рассказ с элементами беседы.

Структура урока 1. Организационный момент 1 мин.
2. Изучение нового материала 30 мин.
3. Обобщение 2 мин.
4. Закрепление 10 мин.
5. Домашнее задание 2 мин.

Х о д у р о к а

Строение пыльцевого зерна.

1. наружная оболочка
2. внутренняя оболочка
3. спермии
4. Корпус корабля имеет шарообразную форму. Заглянув во внутрь, видим экипаж корабля. Это 2 клетки Имеющие крупные ядра, ядра как бы являются мозговым центром, где содержится вся информация, и если погибнет клетка, то корабль не выполнит своего назначения. А именно у членов экипажа - одинаковые это спер-мии.
Давайте запишем, что Спермии – это мужские гаметы. Гаметы – половые клетки.
Теперь, когда мы познакомились с членами экипажа, можно обследовать весь корабль, кроме ос-новного
Шарообразного корпуса, то есть внутренней оболочки, имеет еще одну – внешнюю, которая покрыта Различными шипиками, бугорками, крючочками.
Работа с книгой.
Давайте откроем учебник на стр.75 и рассмотрим рис. 38
Какие приспособления имеет пыльца разных растений. Как вы думаете – для че-го все это?

II. Половые клетки – Гаметы (термин биологический)

III. Оплодотворение – это процесс слияния половых клеток или гамет.

IV. Спермий № 1. + Яйцеклетка
Двойным оплодотворением
Спермий № 2 + Центральная крупная клетка

V. 1898 г. С.Г.Навашин.
VI. Вывод: Так как у цветковых растений происходит слияние двух спермиев с двумя клетками оплодотворение называют двойным.
VII Домашнее задание S 25, 91-92

Цель: сформировать представления о бесполом и половом размножении растений, сущности процессов опыления и оплодотворения у семенных растений; совершенствовать умения узнавать органы цветкового растения; продолжить формирование умений выдвигать гипотезы, доказывать и объяснять, воспитывать бережное отношение к природе.

Основные понятия темы: размножение, опыление, оплодотворение, спермии, сперматозоиды, яйцеклетка, гаметы, зигота, вегетативное размножение, половое размножение, бесполое размножение.

Тип урока: комбинированный.

Проверка домашнего задания.

1. Выполнение теста. 5 МИНУТ

2. Задание на соответствие. Даны название экологических групп растений по отношению к воде и рисунки растений распределить растения по группам.

Самопроверка. ответы на мультимедия. НА ДОСКЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.

III. Изучение новой темы.

Загадка. О каком жизненно важном свойстве организмов идет речь в загадке.

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья. (РАЗМНОЖЕНИЕ)

Тема нашего урока РАЗМНОЖЕНИЕ И ОПЛОДОТВОРЕНИЕ РАСТЕНИЙ.

Мы сегодня познакомимся с различными типами и способами размножения, узнаем, как происходит оплодотворение у цветковых растений.

Работать вы будите в технологических картах, где уже заготовлены схемы, вам нужно будет только заполнять их по ходу объяснения. За каждый правильный ответ на дополнительный вопрос в графе оценка деятельности ставьте себе +, в конце урока самым активным будет выставлена дополнительная оценка.

В ходе моего объяснения у нас должна выстроиться опорная схема. У меня на доске, у вас в вашей карте. Для того чтобы приступить, к работе нам нужно вспомнить ранее изученные понятия.

Что такое спора?

Какие растения размножаются спорами?

Какое размножение называется вегетативным?

Какие органы называются вегетативными?

Что такое опыление?

Размножение — основное биологическое свойство всех живых организмов, связанное с увеличением числа особей.

У растений различают 2 типа размножения: половое и бесполое.

Оба типа размножения свойственны и высшим и низшим растениям.

Бесполое размножение – участвует один родитель, оно осуществляется либо одной клеткой, либо частью растительного организма.

К размножению одной клеткой относится размножение делением клетки и

образование спор у мхов, папоротников, водорослей.

Спора имеют цитоплазму, ядро, покрыты оболочкой, способны длительное время переносить неблагоприятные условия. При благоприятных условиях споры прорастают и образуют новые дочерние организмы.

Размножение частями растительного организма называется вегетативным.

При вегетативном размножении новый дочерний организм является точной копией родительского.

ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛОВЫХ КЛЕТОК

ЯЙЦЕКЛЕТОК СПЕРМИЕВ ОБРАЗОВА

НИЕ СПОР ВЕГЕТА

ОБРАЗОВАНИЕ СЕМЯН И

РАЗВИТИЕ ДОЧЕРНИХ ОРГАНИЗМОВ

Половое размножение – способ размножения, при котором появляются качественно новые дочерние организмы.

Половое размножение связано с развитием половых клеток – гамет. Половые клетки развиваются у двух родительских организмов. В женских половых органах – образуются яйцеклетки, в мужских половых органах (например, тычинках) образуются мужские половые клетки – спермии (у семенных растений) и сперматозоиды (у споровых растений). Сперматозоиды – подвижные половые клетки, образуются у водорослей, моховидных папоротникообразных. Участвовать в оплодотворении они могут только при наличии воды.

У цветковых и хвойных растений образуются спермии. Это неподвижные мужские половые клетки. Вода для участия их в оплодотворении не нужна, так как спермии доставляются к яйцеклетке прорастающей клеткой пыльцы.

Перед оплодотворением происходит опыление.

Следующий этап полового размножения – оплодотворение.

Оплодотворением называется процесс слияния половых клеток, в результате образуется зигота, содержащая в себе свойства двух разных организмов одного и того же вида. Поэтому в половом процессе возникает что-то новое, до того не встречающееся в природе, хотя и очень похожее на его родителей

Из зиготы образуется зародыш семени, из которого развивается дочерний организм.

Как вы думаете, какой процесс размножения более сложный?

-- участвуют 2 организма

-- возникают новые признаки

--- При бесполом размножении этого не происходит, так как дочерние организмы развиваются от одного родителя.

-----Организмы, полученные от обоих родителей, оказываются более приспособленными, более стойкими к жизни в изменяющихся условиях окружающей среды.

Вы обратили внимание, что у нас появились новые термины. Это гаметы, оплодотворение и зигота

У вас в картах имеются определения этих терминов. Найдите какое определение соответствует какому термину и внесите их в карты.

Рассмотрим на примере цветковых растений, как осуществляется половой процесс.

Если вы внимательно посмотрите фрагмент вам легко будет ответить на мои вопросы. Кто будет самым внимательным, получит дополнительный бал.

? после фрагмента. Слайд

Почему оплодотворение у цветковых растений называется двойным?

Что образуется из оплодотворенной яйцеклетки?

Что развивается из зиготы?

Что развивается из оплодотворенного центрального ядра зародышевого мешка?

Давайте сравним два типа размножения, найдем их сходства и различия.

Работаем в технологических картах. Для облегчения заполнения в таблице имеются вопросы на которые вы должны будите ответить. При выполнении этого задания пользуйтесь учебником. ВЗАИМОПРОВЕРКА.

Сравнительная характеристика бесполого и полового размножения.

1. Одна родительская особь

2. Гаметы не образуются

3. Потомки идентичны родительской особи

4. Приводит к быстрому увеличению числа особей

1. Обычно две родительские особи

2. Образуются гаметы, ядра которых сливаются, образуется зигота, которая несет признаки обоих родителей.

3. Потомки не являются точными копиями родительских особей.

4. Происходит медленнее, но особи лучше приспосабливаются к изменению условий среды.

Проверка задания, обсуждение. ОЦЕНКИ + В карту.

Мы сегодня особое внимание обратили размножению покрытосеменных растений. У нас на Кубани произрастает______ видов цветковых растений. К сожалению, постепенно происходит сокращение численности растении, и все больше становится редких и исчезающих видов?

В Красную книгу Краснодарского края занесены такие виды как: цикламен колхидский, морозник кавказский, анемоны, крокусы и многие др.

Как вы думаете, почему сокращается число видов растений?

--- Сбор цветов весной. Не дают плодов с семенами, нарушается процесс размножения.

Д/З :Я вам предлагая дома подготовить проекты листовок обращений к населению нашего поселка внести посильный вклад в сохранение этих видов. Это могут быть рисунки, высказывания, фотографии с призывом сохранить исчезающие виды растений. Проекты листовок мы можем обсудить на гр. занятии по экологии и доработать к следующему уроку.

Я вам представляю свой проект.

У кого 5 и больше балов за работу на уроке Оценка 5

4 бала оценка 4

Ну, а у кого нет балов или меньше 4-х дома подготовитесь и на следующем уроке обязательно получите хорошую оценку.

Урок окончен. Спасибо.


Полный текст материала Урок биологии по теме "Размножение и оплодотворение у растений" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Покрытосеменные растения имеют орган семенного размножения – цветок, отсюда их второе название — цветковые. Представители этой группы царства Растения размножаются как половым, так и вегетативным путём.

Вегетативное размножение покрытосеменных растений широко распространено в природе. Но еще чаще его использует человек при размножении сельскохозяйственных и декоративных растений.

Чаще всего растения размножаются черенками. Черенок – отрезок любого вегетативного органа. Если он попадает на влажную почту, то дает придаточные корни и укореняется. Так из черенка начинает развиваться новое самостоятельно существующее растение.

Черенки могут быть стеблевые, корневые и листовые.

Черенки

Стеблевые черенки — отрезки побега с несколькими почками. Их используют для размножения смородины, розы, тополя и многих других деревьев и кустарников. Для этого весной черенки сажают в подготовленную почву, и к осени на них вырастают придаточные корни. Тогда черенки выкапывают и сажают на постоянное место. Стеблевыми черенками размножают также многие декоративные и комнатные растения: флоксы, бальзамин, колеус и др.

Корневые черенки — отрезки корня длиной 15–25 см. На посаженном в почву корневом черенке формируются придаточные почки, из которых развиваются надземные побеги, от оснований которых вырастают придаточные корни. Корневые черенки используются для размножения малины, шиповника, некоторых сортов яблонь. Корневыми черенками легко размножается одуванчик.

Некоторые растения размножают листовыми черенками. Листья сажают во влажный песок, и на них начинают развиваться придаточные почки и придаточные корни. Так размножают многие виды комнатных растений, например, бегонию, сенполию, сансевьеру. В природе листовыми черенками размножается сердечник луговой.

У некоторых растений из придаточных почек на корнях вырастают побеги — корневые отпрыски. Такие растения называются корнеотпрысковыми. Со временем старые участки корней разрушаются и отпрыски становятся самостоятельными растениями. Такой способ вегетативного размножения встречается у осины, рябины, тополя, сирени, вишни, малины и др.

Растения могут также размножаться ползучими побегами — усами. Несколько таких побегов отрастает от материнского растения, в их узлах развиваются маленькие растеньица с листьями и корешками. Так размножаются земляника, клюква, луговой чай.

Смородину, крыжовник, калину можно размножать отводками. Для этого весной молодой побег пригибают так, чтобы его средняя часть касалась земли, а верхушка была направлена вверх. На нижней части побега под почкой надрезают кору, и к осени на месте надреза образуются придаточные корни.

Покрытосеменные растения могут также размножаться подземными видоизменёнными побегами (корневищами, клублнями, луковицами). Корневищами размножаются такие ценные декоративные растения как ирисы, ландыши. Клубнями — картофель, топинамбур, луковицами — лук, тюльпаны, нарциссы, лилии.

Еще одним способом вегетативного размножения является прививка. В естественной природе такой способ размножения встречается крайне редко, но люди широко применяют его в садоводстве для размножения плодовых деревьев – яблонь, груш, слив и др. Почку или черенок культурного растения сращивают со стеблем дичка. Дичок это молодое растение, выращенное из семени плодового дерева. Глазок или черенок растения называют привоем, а дичок – подвоем.

Сравнительно недавно растения начали размножать культурой ткани. Для этого клетки образовательной ткани помещают в особую питательную среду, где они начинают активно делиться и вскоре образовывают самостоятельные крохотные растения. Такой способ используют для размножения орхидей, садовой гвоздики, женьшеня и даже картофеля.

Половое размножение покрытосеменных растений связано с основными частями цветка — тычинками и пестиками.

В тычинках образуются пыльцевые зерна. Одновременно с образованием пыльцы в семязачатке пестика формируется зародышевый мешок.

Чтобы произошло оплодотворение, пыльцевое зерно должно попасть на рыльце пестика. Процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце называют опылением. Различают два основных типа опыления: самоопыление и перекрёстное опыление. При самоопылении пыльца из тычинки попадает на рыльце пестика того же самого цветка. Так опыляются пшеница, рис, овёс, ячмень, горох. При перекрёстном опылении пыльца с тычинок одного растения переносится на рыльца пестиков другого растения. Перенос пыльцы происходит с помощью ветра, насекомых, птиц и воды. Иногда сам человек сознательно переносит пыльцу с тычинок на рыльца пестиков. Происходит искусственное опыление. Его применяют для выведения новых сортов и повышения урожайности растений.

Половое размножение покрытосеменных растений

После того как пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика, оно набухает и превращается в длинную пыльцевую трубку, в которой образуются две мужские гаметы (спермии). Когда пыльцевая трубка через пыльцевход проникает внутрь зародышевого мешка, один из спермиев сливается с находящейся там яйцеклеткой. Происходит оплодотворение, образуется зигота. Второй спермий сливается с ядром крупной центральной клетки зародышевого мешка. Таким образом происходит двойное оплодотворение.

Дальше зигота начинает делиться. В результате возникает многоклеточный зародыш нового растения. Центральная клетка тоже делится, образуя клетки эндосперма, в которых накапливаются запасы питательных веществ, необходимые для питания и развития растения. Из покрова семязачатка развивается семенная кожура. Кожура, зародыш и запас питательных веществ составляют семя.

Постепенно завязь превращается в спелый плод. Околоплодник защищает семя от неблагоприятного воздействия. После созревания семян весь плод либо только содержащиеся в нем семена отделяются от родительского растения. Начинается распространение семян. Оно может происходить разными путями — ветром, водой, насекомыми, птицами, зверями и другими способами. Попав в почву, семя прорастает, образуя самостоятельное молодое растение.

Мы рассмотрели два типа размножения покрытосеменных растений: вегетативное и половое. Они имеют большое значение в природе. Благодаря им растения быстро расселяются и захватывают новые территории.

Суть двойного оплодотворения у цветковых растений заключается в том, что в нём участвуют два спермия. Один из них оплодотворяет яйцеклетку, и образуется зигота. Второй спермий сливается с центральной клеткой, из которой развивается запасающая ткань (эндосперм).

5 (31).jpg

Мужской гаметофит (пыльцевое зерно) образуется в пыльцевых камерах пыльников тычинки из микроспоры. Пыльцевое зерно состоит из двух гаплоидных клеток: вегетативной и генеративной, покрытых оболочкой.

Образование женского гаметофита (зародышевого мешка) происходит в завязи пестика в семязачатке из мегаспоры. В состав зародышевого мешка входит семь клеток: гаплоидная яйцеклетка, центральная диплоидная клетка и пять вспомогательных гаплоидных клеток.

При попадании пыльцевого зерна на рыльце пестика начинается деление вегетативной клетки и образуется пыльцевая трубка. Пыльцевая трубка прорастает через столбик пестика и проникает в семязачаток через пыльцевход.

Генеративная клетка пыльцевого зерна делится и образует два спермия. По пыльцевой трубке спермии проникают в семязачаток. Один спермий сливается с яйцеклеткой и образует диплоидную зиготу. Второй спермий сливается с центральной клеткой и образует триплоидную клетку.

Зигота делится, и развивается в зародыш нового растения. Из триплоидной клетки формируется эндосперм. Стенки семязачатка становятся семенной кожурой. Таким образом, семязачаток становится семенем.

Читайте также: