Укажите вид выделенного обстоятельства при сильной засухе урожай может погибнуть

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 18.09.2024

Б. По скользкой дорожке в метель и мороз спускаются с горки старушка и пёс.

В. Мы с бабушкой тихонько уходили к себе на чердак.

Г. Охранять природу - значит охранять Родину.

2. Из каждого предложения выпиши сказуемое и укажи его вид.

А. Буду петь я и в радость, и в горе.

Б. Он постарался побыстрее миновать брод.

В. Ночь была лунная и холодная.

Г. Ей туфли будут впору.

Д. Книга была моя.

3. Укажи, в каком предложении выделенное слово является прямым дополнением.

А. Туча постепенно закрывала небо.

Б. Книга для детей стала у нас первоочередной задачей.

В. Небо покрывалось лёгкими облаками.

Г. Христиана Афанасьевна пошла в кладовку за рюкзаком.

4. Найдите предложения с ошибкой в постановке тире.

А. Лишнее говорить - только делу вредить.

Б. Пруд - как блестящая сталь.

В. Счастье человека - это умение трудиться .

Г. Сердце - не камень.

5. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.

А. Не так уж часто встречались на Волге женщины-штурманы.

Б. На столе лежали нитки-мулине.

В. Мы невольно залюбовались Москвой-рекой.

6.В каком предложении выделенное слово является несогласованным определением?

А. Обветшалые избы виднелись вдали.

Б. Учитель дал мне советчитать побольше.

В. Из ромашекбелых вяжутся букеты.

7. Определите вид обстоятельства в предложении.

При желании можно всего добиться.

А. Обстоятельство места.

Б. обстоятельство причины.

В. Обстоятельство цели.

Г. Обстоятельство условия.

Д. Обстоятельство времени.

8. Каким членом предложения является причастие?

У пристани столпилось много отъезжающих.

Б. Согласованным определением.

Г. Несогласованным определением.

Д. Именной частью сказуемого.

9. Какое из данных утверждений является неверным?

Дополнение может быть выражено.

А. Именем существительным.

Д. Неопределённой формой глагола.

10. Подчеркните все члены предложения.

Внизу под стройными берёзами стали видны на траве лёгкие синеватые тени.

11. Укажи, в каком предложении глагол в неопределённой форме является подлежащим.

А. Жить на белом свете - значит бороться и побеждать.

Б. Я прошу васговорить по существу.

В. Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать.

Г. Он постарался побыстрееминовать брод.

1. Выпиши подлежащие, укажи, чем они выражены.

А. Всю осень погода стояла тёплая.

Б. Самый маленький шёл впереди.

В. Тут вмешались мама с папой и обиженного пса увели на полчаса.

Г. Три человека пробирались по тихому ночному лесу.

Д. выполнять это сложное задание - наш долг.

2. Из каждого предложения выпиши сказуемое и укажи его вид.

А. Мы продолжали молча идти друг подле друга.

Б. О, я как брат обняться с бурей был бы рад.

В. Медведь был велик, стар и космат.

Г. Вечером море было чёрное.

Д. Вишнёвый сад теперь мой.

3. Укажи, в каком предложении выделенное слово является прямым дополнением.

А. За поворотом я увидел пруд.

Б. Человек свещмешком не стал садиться в автобус.

В. Пруд тянется вдоль деревни.

Г. Варька лежит на печи и прислушивается к отцовскому "бу-бу-бу".

4. Найдите предложения с ошибкой в постановке тире.

А. Вершина зимы - самое обманчивое время.

Б. Быть человеком - значит быть борцом.

В. Добро - не жалость и не храбрость.

Г. Капли мёда - словно жемчуг.

5. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.

А. Неторопливо шествует, добродушно улыбаясь, сторож-старик.

Б. В это утро Байкал-озеро особенно завораживает взгляд.

В. Как прекрасно поёт птица-соловей!

6.В каком предложении выделенное слово является несогласованным определением?

А. На блюдечке лежало яйцо всмятку.

Б. Вот опять с берёзы падаютпожелтевшие листья.

В. Ночь стояла тёмная.

7. Определите вид обстоятельства в предложении.

При сильной засухе урожай может погибнуть.

А. Обстоятельство места.

Б. обстоятельство причины.

В. Обстоятельство цели.

Г. Обстоятельство условия.

Д. Обстоятельство времени.

8. Каким членом предложения является причастие?

Нами ты была любима и для милого хранима.

Б. Согласованным определением.

Г. Несогласованным определением.

Д. Именной частью сказуемого.

9. Какое из данных утверждений является неверным?

Дополнение может быть выражено.

А. Именем существительным.

Д. Неопределённой формой глагола.

10. Подчеркните все члены предложения.

Цветным чистым ковром стали расстилаться под деревьями опавшие листья.

11. Укажи, в каком предложении глагол в неопределённой форме является обстоятельством.

8.В последние годы мы много говорим об исторической памяти.

9.Я не помню этого кинофильма.

10.Ученики долго думали о проведении фестиваля.

2. Записать предложения, подчеркнуть подлежащее (указать, чем выражено), сказуемое (указать его вид), определения (указать вид), дополнения (указать вид).

1.Нас встретил приветливый старик.

3.Сестра просила нас вернуться домой к вечеру.

4.Мы собирались вернуться домой к вечеру.

5.Летом я продолжал посещать плавательный бассейн.

6.Учитель велел ученикам собирать материалы для доклада.

7.Облако закрыло солнце.

8.Городские улицы украшают многоэтажные дома.

9.Собрание не приняло определенного решения.

10.Купите в магазине конфеты.

11.Толковый словарь помогает понять значение слова.

12.Ученики начали собирать материалы для доклада.

3. Замените выделенные согласованные определения несогласованными.

1.Меховая куртка была очень теплая.

2.Напротив стадиона построили пятиэтажное здание.

3.Мальчики с кошачьей проворностью быстро забирались на дерево.

4.Мне посчастливилось встретить опытного журналиста.

4. Замените выделенные несогласованные определения согласованными.

1.Гостей встречал парень со светлыми волосами.

2.На выставке украшений из золота было много изделий из серебра.

3.В углу комнаты стоял стол из стекла.

4.Старый охотник обладал зоркостью орла.

5. Подчеркнуть определения. Указать вид определения (согласованное или несогласованное).

1.Чердачная лестница была очень крутая.

2.Полка для книг была сделана учеником.

3.В центре стоял просторный белый шатер.

4.Трава на нашей поляне оставалась зеленой и мягкой.

5.Сердце матери дрожало дрожью нетерпения.

6.Я не видел реки великолепнее Енисея.

7.В доме напротив загорелся свет.

8.Громко кричали отлетающие птицы.

9.Здесь стояла тишина первых весенних дней.

10.Хан ехал на скакуне с белой звездочкой на лбу.

11.Радость видеть и понимать есть прекрасный дар.

6. Подчеркнуть обстоятельства, указать их вид.

1.Здесь собралась лучшая молодежь.

2.На дворе радостно блестит солнце.

3.Я ночевал в небольшом городке.

4.Дня через три потеплело.

5.Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры.

6.Несмотря на плохую погоду, экскурсия состоялась.

7.Отсюда открывался великолепный вид во все стороны.

8.С утра небо было ясно.

9.При сильной засухе урожай может погибнуть.

10.Я вышел на воздух освежиться.

7. Подчеркнуть, каким членом предложения является инфинитив.

1.Она робко попросила его почитать.

2.Я решил остаться ночевать на даче.

3.Мальчик вздрогнул и пустился бежать.

4.Мечта Ибрая Алтынсарина серьезно заняться образованием казахских детей стала реальностью.

5.Дело художника - противостоять страданию всеми силами, всем талантом.

6.Мурат начал учиться в селе.

7.Мы хотим отменить экскурсию.

8.Я приехал повидать тебя.

9.Красавка продолжала двигаться.

10.Ягненок пришел к ручью напиться.

11.Начал слабо пробиваться рассвет.

12.Желание наказать обидчика было сильным.

13.Он умолял простить его вину.

14.Спорить с ними я никогда не мог.

15.Все просили ее спеть что-нибудь.

16.Я велел ямщику ехать.

17.Я не желаю с ними познакомиться.

18.Они не смогли выполнить своего обещания.

8. Укажите приложения. Поставьте, где необходимо, дефис, кавычки.

Урок русского языка по теме

Здравствуйте. Сегодня мы продолжаем с вами разговор о второстепенных членах предложения. Но прежде чем я конкретизирую тему урока, предлагаю вам повторить ранее изученный материал. Сегодня мы с вами будем работать по следующему плану…. посмотрите на доску..

У нас будет две с.р., а если будете хорошо трудиться, то мы успеем выполнить дополнительное задание, и вы почувствуете себя в роли писателей.

2. Фронтальная работа. Беседа.

-Итак, какие члены предложения вы знаете?( главные и второстепенные)

-Назовите второстепенные члены предложения, каково их значение?

(Ответ: после ответа ученика открывается слайд № 2

Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Слайд № 3 .Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее, дополнение и другие члены предложения, выраженные существительными, отвечает на вопросы: какой? чей? который?

Слайд № 4. Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака, поясняет сказуемое или другие члены предложения и отвечает на вопросы: где?куда?когда?откуда?почему?зачем?как?

Хорошо. Молодцы.

А теперь проверим домашнее задание.

Дома у вас было задание сделать синтаксический разбор предложений. Проверим. 2 ученика выходят к доске и делают разбор.

1) Эти люди жили в лесу , ни с кем не знались и были очень негостеприимны . Однажды к ним зашёл какой-то старец и, напрасно простояв у ворот , проклял недобрых хозяев и велел им жить отныне в берлогах .

2) Собака также была человеком, но её обратили в пса за неумеренность и жадность в еде.

Проверяем. Все согласны? Открыть слайд № 5-6. Самопроверка.

- Уточните, какой член предложения есть в первом поверье, но отсутствует во втором, и сформулируйте тему урока.

Тему урока записать. Слайд№ 7.

3. Откроем учебник на стр. 87. Читаем определение (1 учащийся вслух). А теперь каждый прочитает про себя, потом вы повернетесь друг к другу и расскажете правило.

- А чем может быть выражено обстоятельство? Посмотрите на экран.

(Выводятся предложения на экран и все вместе определяем обстоятельства. )Слайд № 6-7-8

1) Звонко кукушка вдали куковала. Наречие

2) Она изменилась до неузнаваемости существ.с предлогом

3) Он работал не покладая рук. Фразеологический оборот.

4) Бегут, играя на солнце, шумные ручьи. Деепричастный оборот.

5) Я приехал повидать тебя. Инфинитив.

6) Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. Сравнительный оборот.

7) И звуки полетят, красуясь и играя. Деепричастие.

4. А на какие вопросы отвечает обстоятельство? Давайте составим схему на доске. 2 человека у доски. Остальные проверяют по учебнику.(Карточки лежат на столе, учащиеся подходят, берут и вешают на доску.)Поочереди.

Где? Куда? Откуда? Обстоятельство места

Когда? Как долго? Времени

Как? Каким образом? Образа действия.

Почему? Отчего? Причины

Зачем? Для чего? Цели

При каком условии7 условие

Вопреки чему? Несмотря на что? Уступки

Проверяем. Всем классом. Слайд № 9

Дома вы запишите вопросы и виды обстоятельств в форме таблицы и дополните ее примерами.

5. А теперь потренируемся. На экран выводятся предложения, учащиеся записывают номер ответа. По 1 минуте на каждое задание.

1) Найдите предложение с обстоятельством времени.

А) Мы очень устали.

Б) Кругом кричали коростели.

В) Вчера я приехал в Тамбов.

Г) Он изменился до неузнаваемости.

2) В этом предложении есть обстоятельство цели.

А) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.

Б) Через несколько лет я снова уехал в Петербург.

В) Сенокос запоздал из-за дождей.

Г) От мороза побелели деревья, лошади, бороды

3) В этом предложении фразеологизм употреблён в роли обстоятельства.

A) Люди работали спокойно, молчаливо.

Б) Казалось, что какие-то узы крови связывают этого босяка со Стенькой.

B) Рассказы эти были данью моему детству.

Г) Олег в тот день проснулся ни свет ни заря.

4)В каком предложении есть обстоятельство причины?

А) Он приспосабливается из трусости, малодушия, честолюбивых стремлений.

Б) Чертя за кругом плавный круг, над сонным лугом коршун кружит.

В) С шумом встретил их народ.

Г) Здесь когда- то был мост.

Самопроверка. Поставьте оценки по критериям.

На экране критерии оценивания

Встаньте, у кого 5, потом у кого 4, кто получил 2, а есть ли 2?

– Какое задание оказалось наиболее трудным?

6. Тренировочное упражнение

Давайте выполним упр.154. Запишите. Вставьте пропущенные буквы, определите, чем выражены выделенные обстоятельства, подпишите, подчеркните обстоятельства места и времени и также определите, чем они выражены.

Поменяйтесь тетрадями. Проверьте и оцените. Поставьте 2 оценки: за орфографию и за правильность выполнения задания

3) Пловец с усталости (причины, сущ. с предлогом)в сон крепкий погрузился. Вещуньина с похвал(причины, сущ. с предлогом)вскружилась голова, от радости (причины, сущ. с предлогом)в зобу (место, сущ.с предлогом)дыханье спёрло. Ягнёнок в жаркий день(время, словосочетание.) зашёл к ручью (место, сущ с предлогом)напиться(цели, инфинитив). По улицам (места, сущ.с предлогом)слона водили, как видно, напоказ(цели, наречие). Почуя серого так близко забияку(причина, деепричастный оборот), псы залились в хлеву(места, сущ.с предлогом) и рвутся вон на драку(место, словосочетание). Друзья! К чему (цели, местоимение с предлогом)весь этот шум? Я,ваш старинный сват и кум, пришёл мириться (цели, инфинитив)к вам, совсем не ради ссоры(цели,словосочетание) .

1) Записать вопросы и виды обстоятельств в форме таблицы и дополнить ее примерами.

2) Упр. 158 или 159

Подчеркнуть в тексте все обстоятельства, определить их виды по значению.

7. А теперь мы подошли с вами к выполнению итоговой сам.работы №2 в форме теста по вариантам. Возьмите задание на карточке № 1 . Время выполнения -7 минут.

Проверим. Самопроверка. Поставьте оценку за эту работу по критериям, которые выведены на экране.

Засуха во все века была одним из наиболее опасных природных явлений. Именно с ней были связаны многочисленные несчастья людей: массовый голод, вызванный гибелью урожая, а также эпидемии страшных болезней, косившие целые города. Не получая необходимой влаги, страдала растительность. От бескормицы начинался массовый падеж скота.

Потрескавшаяся земля во время засухи

В последнее время самые сильные засухи наблюдались на европейской части территории России — на Кубани и в Поволжье. Здесь в наиболее засушливые годы количество дней без осадков доходило до 60 и даже 70! На территории Центральной России в 1972, 2002 и 2010 гг. из-за сильной жары и продолжительной засухи возникли многочисленные торфяные и лесные пожары, что привело к задымлению обширных территорий, в том числе Москвы, и ощутимым нарушениям здоровья у многих людей.

Что же касается субтропического и субэкваториального поясов, то засуха здесь — довольно обычное явление, так как дожди идут лишь во влажный сезон. От сильнейших засух в прошлом веке пострадали Латинская Америка, Пакистан, Индия, Северная Африка и Эфиопия.

Причины и виды

Итак, засуха — это продолжительный период (он может длиться от нескольких недель до 2-3 и более месяцев) устойчивой погоды с аномально высокими для данной местности температурами воздуха и крайне небольшим количеством осадков. Случаются засухи тогда, когда в атмосфере долгое время сохраняется высокое давление (антициклон) и нисходящие атмосферные потоки препятствуют возникновению дождей.

Обилие солнечного тепла и постепенно понижающаяся влажность воздуха приводят к повышенной испаряемости — так называемой атмосферной засухе. Вследствие этого запасы влаги в почве без пополнения их дождевыми водами истощаются, вызывая уже почвенную засуху. Постепенно, по мере ее развития, пересыхают пруды, озера, родники и даже реки. Начинается гидрологическая засуха.

Засуха

Существует также понятие физиологической засухи, когда затрудняется поступление воды в растения через их корневую систему. Растение тратит на испарение больше влаги, чем получает ее из почвы. Ткани начинают испытывать дефицит воды, что негативно влияет на процессы фотосинтеза. Вызвано это тем, что весной при значительных дневных температурах почва еще достаточно холодная и это не позволяет растению нормально питаться даже при наличии в ней необходимого количества воды и минеральных веществ.

В зависимости от сезона засухи подразделяют на весенние, летние и осенние. В наиболее засушливые годы засуха вполне может переходить из одного сезона в другой, становясь, например, весенне-летней или летне-осенней. Временами, при особо неблагоприятных условиях, начавшись весной, она вполне может продлиться и до поздней осени.

Засухи практически всегда сопровождаются пыльными бурями и суховеями, еще больше усиливающими испарение влаги с поверхности земли.

Конечно, в настоящее время в большинстве случаев засухи уже не имеют таких жутких последствий, как в прошлые века. Но все же они требуют значительных финансовых затрат для сохранения и защиты урожая.

В России от засухи 2010 г. погибли посевы на площади 9,5 млн га

Борьба с засухами заключается главным образом в накоплении и сохранении влаги в почве. Для этого проводят снегозадержание, создают полезащитные лесные полосы, закрывающие пашни от ветров, разбивают пруды и водоемы в балках и оврагах, боронуют почвы и т. д.

Засуха в СССР в 1972 г.

Сильные засухи последних лет

Китай

Конец 2010 — начало 2011 г. было наиболее засушливым временем в Китае. Во многих регионах страны, которая уже десятилетие постоянно испытывает недостаток влаги, за всю зиму не выпало ни одной снежинки.

Лишь в провинции Шаньдун от засухи страдало около 240 тыс. человек. За три месяца здесь выпало лишь 9 мм осадков, а во многих районах и вовсе наступила сушь. В провинции высохло 338 мелких водохранилищ, были практически иссушены русла 88 рек, пострадало свыше 3,9 млн га пахотных земель, было уничтожено свыше половины посевов озимой пшеницы в стране.

Эта засуха стала самой беспощадной за последние полвека и одной из наиболее сильных за истекшие 100 лет. К слову, в Пекине из-за постоянного безводья давно уже не осталось ни одной полноводной реки.

Африка

Около 10 млн жителей Африканского Рога стали в 2011 г. жертвами наиболее сильной засухи за последние 60 лет. Небывалая сушь была вызвана Ла-Ниньей — колебаниями температуры поверхностного водного слоя в экваториальной части Тихого океана, которые оказывают заметное влияние на климат как близлежащих регионов, так и значительной части планеты в целом.

засуха африка 10 апреля 2011 г.

Во время засухи дети перестают посещать школу и отправляются пешком за многие километры, чтобы набрать воды и помочь родителям. 10 апреля 2011 г., Салима (Малави, Южная Африка)

В регионе разразился продовольственный кризис. По данным ООН, в помощи нуждалось около 600 тыс. жителей северо-востока Уганды и 120 тыс. жителей Джибути. В Сомали голодало 2,5 млн человек, в Эфиопии — 3,2 млн, а в Кении — 3,5 млн (около 10% населения страны).

Наиболее катастрофическая ситуация сложилась в тех районах Сомали и Эфиопии, где почти 65 % населения занято скотоводством. Животные массово вымирали от обезвоживания, лишая хозяев практически единственного источника доходов.

Читайте также: