Укажите метод с помощью которого можно изучать как влияет полив на рост растения

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Научный метод – это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.

Наблюдение – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (восприятие природных объектов с помощью органов чувств).

Эксперимент – метод исследования в биологии, при котором экспериментатор сознательно изменяет условия и наблюдает, как они влияют на живые организмы. Эксперимент можно проводить как в лаборатории, так и на открытом воздухе.

Измерение – это определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств.

Обязательная и дополнительная литература по теме

  1. Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
  2. Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
  3. Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
  4. Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
  5. Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
  6. Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
  7. Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня на уроке мы обсудим с вами методы изучения природы.

-Что такое метод?

Методом – называется последовательность действий, приводящих к определённому результату.

Ну, например, нам надо с вами порезать яблоко, сделать это можно разными методами. Я предлагаю вашему вниманию набор инструментов. Итак, что же нам выбрать ну, если мы хотим отрезать кружок от яблока, мы, скорее всего, воспользуемся с вами обычным ножом и разделочной доской. Попробуем, ура, получилось. Может быть, перед нами стоит более сложная задача и нам требуется нарезать яблоко дольками, для этого я предлагаю использовать вот такую яблокорезку, обратите внимание, ячейки яблокорезки разрежут яблоко на ровные дольки и при этом будет удалена сердцевина яблока. Приступаем. Отлично у нас всё с вами получилось. Но может быть, стоит задача измельчить яблоко, для этого я предлагаю использовать тёрку.

Результат использования данного метода налицо, подведём итог: метод, который мы выбираем для того, чтобы действовать, зависит от тех целей, которые мы перед собой ставим и того инструмента, который мы имеем, но сегодня речь пойдёт о научном методе.

Научным методом, ребята, называется совокупность способов получения новых знаний. Мы ведь с вами на уроки и приходим, чтобы получать новые знания. И среди научных методов выделяют три основных, именно эти методы я сегодня вам и продемонстрирую.

Для познания живой природы учёному очень важно правильно выбрать путь исследования, или метод (от греч. методос – способ познания), которым он будет пользоваться. Различают практические и теоретические методы. К практическим методам относят наблюдение и эксперимент (опыт). Теоретические методы связаны с объяснением результатов, полученных в ходе наблюдения или опытным путём. Они приводят к установлению различных закономерностей и взаимосвязей, а в конечном итоге – законов природы. Знание этих законов позволяет человеку понимать процессы, происходящие в живой природе, предвидеть их и использовать в практических целях.

Этот метод остаётся важным методом научного познания сегодня. Например, можно наблюдать за поведением животных в природе.

Так как наблюдение даёт возможность получить ответ па поставленный вопрос, оно должно быть целенаправленным, то есть иметь определённую цель. Для того чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо разработать план наблюдения, то есть порядок действий. Получаемые в ходе наблюдения ответы на поставленные вопросы необходимо как можно подробнее записывать в специальный дневник наблюдения. При этом ничего от себя добавлять нельзя. Для получения достоверных результатов необходимо провести повторные наблюдения в тех же условиях.

Эксперимент

Эксперимент (от лат. экспериментум – проба, опыт) – более сложный, чем наблюдение, практический метод. С его помощью можно подтвердить или опровергнуть какое-либо предположение. От наблюдения эксперимент отличается активным воздействием на изучаемый объект.

Например, можно опытным путём установить, как влияет полив на рост растения.

Если при соблюдении одних и тех же условий результаты нескольких опытов совпадают, то говорят о достоверности полученных данных.

Большинство научных экспериментов и наблюдений включает в себя проведение разнообразных измерений. Измерение – это определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств. Самым простым измерительным инструментом является линейка. С её помощью измеряют длину, ширину и высоту предметов. Для измерения массы тел используют весы, для измерения температуры – термометры. Хорошо знаком вам прибор для измерения времени – часы. Для проведения сложных измерений конструируют специальные приборы.

Влияние частоты полива на рост и развитие растения метод

Задание 1. Объясните, зачем люди изучают живую природу

Чтобы сохранить природу во всем ее многообразии, знать, в чем ценность каждого вида для человека. В конце концов, человек — сам часть живой природы

Задание 2. Заполните таблицу

Наблюдение чтобы изучить природу поведения живого организма, не вмешиваясь в процесс
Измерение установить реальное числовое значение чего-либо
Эксперимент искусственно смоделировать ситуацию и понять, как будет вести себя организм
Моделирование воссоздание предметов, подобных живой природы с целью исследования
Сравнение сравнить признаки свойства двух и более организмов

Задание 3. Укажите, какие методы применяют в природе, а какие — в лаборатории

1. В природе используют методы: наблюдение, сравнение, описание

2. В лаборатории используют методы: эксперимент, измерение, моделирование

Задание 4. Укажите методы, с помощью которых можно изучать следующие явления природы

2. Скорость роста растения — наблюдение

3. Влияние частоты полива на рост и развитие растения — эксперимент

4. Какие места предпочитают скворцы и ласточки для строительства гнезд — наблюдение и сравнение

5. Продолжительность зимней спячки у бурого медведя — наблюдение

6. Какие организмы обитают в пруду — наблюдение

7. Какой размер пастбища достаточен для прокорма стада северных оленей — измерение, эксперимент

Задание 5. В выходной день понаблюдайте за поведением домашнего животного. Что оно делает в тот или иной отрезок времени? Все виды деятельности записывайте в таблицу в краткой форме, например: в период с 10.00 до 12.00 спит, ест, умывается и т.д.

8.00 — 10.00 играет
10.00 — 10.15 ест
10.20 — 13.00 спит
13.00 — 13.30 умывается
13.30 — 14.00 ест
14.00 — 16.00 гуляет, играет
16.00 — 18.00 спит

Задание 6. Проанализируйте заполненную таблицу. Укажите, в какой отрезок времени животное наиболее активно себя ведет. В какое время, в основном, спит? Когда питается? Сравните результаты своих наблюдений с результатами одноклассников. Запишите выводо поведении животного в течении всего дня, сделанный по результатам наблюдений

Наиболее активно животное себя ведет утром (с 8.00 до 10.00) и после обеда: с 14.00 и до 16.00

Спит она утром (с 10.00 до 13.00) и вечером (с 16.00 до 18.00)

Питается животное, как правило, после игр и прогулки (в 10.00 и в 13.30)

Укажите методы, с помощью которых можно изучать следующие явления природы. 1. Полёт птицы- _____2. Скорость роста растения- ______3. Влияние частоты полива на рост и разви тие растения- ____ 4. Какие места предпочитают скворцы и ласточки для строительства гнёзд- ______ 5. Продолжительность зимней спячки у бурого медведя- ___ 6. Какие организмы обитают в пруду- ____ 7. Какой размер пастбища достачен для прокорма стада северных оленей- ____

Ответы:

Полёт птицы- наблюдение. 2. Скорость роста растения- наблюдение. 3. Влияние частоты полива на рост и развитие растения- эксперимент. 4. Какие места предпочитают скворцы и ласточки для строительства гнёзд- сравнение, наблюдение. 5. Продолжительность зимней спячки у бурого медведя- наблюдение. 6. Какие организмы обитают в пруду- наблюдение. 7. Какой размер пастбища достачен для прокорма стада северных оленей- измерение, эксперимент.

укажите методы,с помощью которых можно изучать следующие явления природы
1.полёт птицы
2.скорость роста растения
3.влияние частоты полива на рост и развитие растения
4.какие места предпочитают скворцы и ласточки для строительства гнёзд
5.продолжительность зимней спячки у бурого медведя
6. какие организмы обитают в пруду
7.какой размер пастбища достаточен для прокорма стада северных оленей

  • В биологии наиболее распространнеными методами исслеования являются : наблюдение,эксперимент, моделирование, сравнение,исторический и тд.
    1-наблюдение
    2-наблюдение
    3-эксперимент и наблюдение
    4-наблдение и сравнение
    5-наблюдение
    6-наблюдение
    7-наблюдение или даже эксперимент

Влияние частоты полива на рост и развитие растения метод

Цель работы: выяснить, как влияют разные жидкости на всхожесть семян фасоли, гороха и помидор и рост растений.

1. Собрать информацию о фасоли, горохе, помидорах.

2. Проанализировать состав исследуемых жидкостей и предположить их влияние на рост и развитие растений.

3. Провести эксперимент.

4. Выполнить анализ и сделать выводы.

Методы исследования: поиск, анализ и систематизация информации о влиянии полива различными жидкостями на всхожесть и развитие семян фасоли, гороха и помидор.

Время проведения эксперимента — 20 дней (20.10.2019 – 9.11.2019)

Фасоль – однолетнее травянистое кустовое или вьющееся растение, семейства бобовых. Родиной фасоли является Центральная и Южная Америка. Стручки длиной от 6 до 20 см содержат разнообразные по величине и окраске почковидные семена, которые содержат в себе колосальное количество полезных веществ. Фасоль содержит до 25% белка, который по своей пищевой ценности превосходит многие сорта мяса . К тому же, белок фасоли усваивается на 70-80 %. В фасоли содержится калий , кальций , сера , магний , фосфор , железо , витамины В1 , В2 , В3 , В6 , С , Е , К и РР , а так же незаменимые аминокислоты. Содержащаяся в фасоли сера, благотворно влияет на кишечные инфекции, ревматизм, кожные заболевания, болезни бронхов.

Помидор , или т омат – вид овощных растений рода паслён. Овощами они считаются из-за вкуса и способа их употребления, но на самом деле являются ягодами. Томаты представляют собой довольно крупное травянистое растение, вырастающее на несколько метров в высоту. При том и корневая система у них сильно развита, разрастается на 1 метр в глубину и на 1-2 метра в стороны. Стебель прямой и ветвящийся. На ветвях располагаются мелкие жёлтые цветки, листья и зелёные плоды, по мере созревания меняющие свой окрас на красный или жёлтый (зависит от сорта). Плоды растения – помидоры, представляют собой крупные многосемянные ягоды, обычно округлой формы. Средняя масса их составляет 50-100 грамм, хотя может масса достигать и гораздо больших значений. Окрас варьируется от светло-жёлтого до насыщенно-красного.

Помидоры содержат огромное количество витаминов (группы A, B, E, K, PP), микроэлементов (калий, магний, кальций, медь, железо, натрий, фосфор) и других полезных веществ (клетчатка, пищевые волокна, каротиноиды, фруктоза, глюкоза, органические кислоты, антоцианы, ликопин, минеральные и пектиновые вещества). Благодаря этому плоды томата являются очень ценной овощной культурой и распространены по всему миру.

Помидоры обладают множеством полезных свойств и оказывают на организм человека целебное воздействие:

– Повышают иммунитет и предотвращают возникновение некоторых инфекционных заболеваний.

– Укрепляют сердечно-сосудистую систему и повышают устойчивость мелких сосудов.

– Понижают уровень холестерина в крови (благодаря содержанию холина в овощах).

– Улучшают способность к образованию гемоглобина.

– Помогают при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

– Улучшают зрение и слух.

– Стабилизируют состояние нервной системы, помогая бороться с раздражением, стрессами и депрессиями.

– Замедляют процессы разрушения клеток и старения организма.

Итак, почему мы взяли молоко? О пользе молока рассказано и написано много. Это полноценный коктейль жизни, который пьет каждый человек, особенно в детстве. Оказывается, не откажутся от молочка и растения. Садоводы утверждают, что оно легко заменяет дорогие и вредные химические удобрения. Молоко – натуральный продукт. Этот факт исключает получение урожая, вредного для здоровья. Поскольку каждый человек хочет питаться экологически чистыми продуктами, популярность молока, играющего роль удобрения, растет год от года.

Урина – это продукт жизнедеятельности организма, состоящий на 98% из воды. Высокое содержание макро- и микроэлементов помогает аграриям поддерживать растения в здоровом состоянии. В состав мочи входят: азот, фосфор, магний, кальций, калий. Есть утверджение, что сбалансированная органика положительно влияет на рост корней и зеленой массы. Удобренные экземпляры активно развиваются, не болеют и не боятся температурных колебаний.

В состав пепси-колы входит питьевая вода, сахар, диоксид углерода, натуральный краситель сахарный колер, регулятор кислотности: ортофосфорная кислота, кофеин, стабилизатор гуммиарабик, натуральный ароматизатор. Утверждают, что раствор пепси колы можно использовать в качестве подкормки практически для всех садовых культур. В небольшом количестве, содержащиеся в напитке микроэлементы полезны для растений.

Природная (дождевая или речная) вода считается самой лучшей для развития растений. Многие садоводы-огородники специально собирают дождевую воду или носят с реки для полива, считая, что этим приносят пользу своим посадкам.

Сладкая газированная вода содержат красители и большое количество сахара, что может оказать негативное влияние на развитие растений. Однако, содержащийся в ней газ может стимулировать прорастание семян.

Для нашего эксперимента мы взяли семена фасоли красной, гороха и помидор. Первоначально мы поместили по пять семян на ватные диски и полили каждый диск определенной жидкостью. Кулешов Сергей проращивал фасоль, Павлова Арина — горох, а Сагайдачная Дарья-помидоры. Наш эксперимент начался 20.октября 2019 года. Результаты наших исследований в таблицах ниже.

Влияние частоты полива на рост и развития растения?

Биология | 5 – 9 классы

Влияние частоты полива на рост и развития растения.


Если растение поливать слишком редко – оно вырастет маленьким , однако если сильно заливать – к добру это точно не приведёт .


Влияние наследственных факторов и среды на рост и развитие ребенка?

Влияние наследственных факторов и среды на рост и развитие ребенка.


Укажите методы с помощью которых можно изучать следущие явления природы 1 Полёт птицы – 2 Скорость роста растения – 3 Влияние частоты полива на рост и развитие растения – 4 Какие места предпочитают ск?

Укажите методы с помощью которых можно изучать следущие явления природы 1 Полёт птицы – 2 Скорость роста растения – 3 Влияние частоты полива на рост и развитие растения – 4 Какие места предпочитают скворцы и ласточки для строительства гнезд – 5 Продолжительность зимний спячки у бурого медведя – 6 Какие организмы обитают в пруду – 7 Какой размер пастбища достаточен для прокорма стада оленей -.


Помогите завтра тест по биологии плиззззззз))) Что такое рост растений?

Помогите завтра тест по биологии плиззззззз))) Что такое рост растений?

Что такое опыление?

Что такое развитие растений?

От чего зависят рост и развитие растений?

Существует ли взаимозависимоть роста и развитие растений?

Какие факторы окружающей среды и как влияют на рост и развитие растений?


Влияние микроэлиментов на рост растения?

Влияние микроэлиментов на рост растения.


Укажите методы, с помощью которых можно изучать следующие явления природы?

Укажите методы, с помощью которых можно изучать следующие явления природы.

Скорость роста растения –

Влияние частоты полива на рост и развитие растения –

Какие места предпочитают скворцы и ласточки для строительства гнёзд –

Продолжительность зимней спячки у бурого медведя –

Какие организмы обитают в пруду –

Какой размер пастбища достаточен для прокорма стада северных оленей -.


Укажите методы, с помощью которых можно изучать следующие явления природы?

Укажите методы, с помощью которых можно изучать следующие явления природы.

Полет птицы, скорость роста растения, влияние чистоты полива на рост и развитие растения, какие места предпочитают скворцы и ласточки, продолжительность зимней спячки бурого медведя, какие организмы обитают в пруду.


Для улучшения роста растений ( картофеля, томатов, и т?

Для улучшения роста растений ( картофеля, томатов, и т.

Д) и увеличения их продуктивности производится агротехнический приём – окучивание.

Объясните, каким образом окучивание оказывает благоприятное влияние на рост и развитие растений.


Может ли человек влиять на рост и развитие растений?

Может ли человек влиять на рост и развитие растений?


Укажите методы, с помощью которых можно изучать следующие явления 1?

Укажите методы, с помощью которых можно изучать следующие явления 1.

Скорость роста растения 3.

Влияние частоты полива на рост и развитие растения 4 Какие места предпочитают скворцы и ласточки для строительства гнезд 5.

Продолжительность зимней спячки у бурого медведя 6.

Какие организмы обитают в пруду 7.

Какой размер пастбища достаточен для прокорма стада северных оленей.


Укажите методы, с помощью которых можно изучать следующие явления природы?

Укажите методы, с помощью которых можно изучать следующие явления природы.

Полет птицы, скорость роста растения, влияние чистоты полива на рост и развитие растения, какие места предпочитают скворцы и ласточки, продолжительность зимней спячки бурого медведя, какие организмы обитают в пруду.


Строгое соблюдение правил личной гигиены является важным звеном в цепи профилактических мероприятий, направленных на борьбу с инфекционными и инвазионными болезнями. Важной предпосылкой нормального отправления физиологических функций является чистот..


Листья желтеют, затем опадают так как растения в том числе деревья устают расти ввысь и поэтому проискодит такая цепочка (листья выростают (лето)(весна). Листья желтеют , опадают (осень) Деревья стоят голые под легким инием (зима) Помогла? Благодар..

Губарева Елена Юрьевна

Очень велика роль водных растворов в биологической среде, они являются основой почвенных процессов, передвижения веществ, прорастания семян и т. д. Вода сплошь и рядом “нарушает” известные физические законы. Одной из таких аномалий являются лед и снег.

Мы очень заинтересовались свойствами снега и льда, так как из литературы и рассказов знакомых огородников нам известно, что на растения хорошо влияет полив талой водой. Есть рекомендации и в популярной литературе по поливу талой водой, например в книгах по садоводству.

Поэтому целью данной работы было:

1. Определить влияние разных типов воды на всхожесть семян.

2. Выяснить разницу во влиянии водопроводной, дистиллированной, дождевой и талой воды и снега на укоренение растений.

1. Определить, в какой из типов воды - лучше прорастают семена.

2. Определить, есть ли разница в размерах корней и ростков в разных водных растворах.

3. Выяснить есть ли разница в количестве образовавшихся корней в разных вариантах опыта.

ВложениеРазмер
krylov_voda.doc 204.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Восточное окружное управление образования

ГОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат II вида № 30 им. К.А. Микаэльяна

Исследовательская работа на тему:

Выполнил: ученик 10 класса

Крылов Илья Константинович

Руководитель: Губарева Елена Юрьевна

– учитель биологии и экологии, победитель ПНПО 2008 года

Москва 2009 год

  1. Свойства воды 4 - 7
  2. Особенности различных типов воды 7 - 10
  1. Приготовление талой воды 11
  2. Определение влияния различных типов воды на

всхожесть семян 11 - 13

  1. Изучение влияния талой воды на рост и развитие корней 13 - 17

Воде была дана волшебная власть стать
соком жизни на Земле.
Леонардо да Винчи

Когда тает весной снег, все просыпается, начинает расти и цвести, поэтому все считают, что талая вода оказывает положительное действие на растения. Вода единственное вещество на земле, которое одновременно и в больших количествах встречается в жидком, твердом и газообразном состояниях. Она находится в вечном круговороте. Растения являются самыми активными участниками этого великого природного процесса.

Очень велика роль водных растворов в биологической среде, они являются основой почвенных процессов, передвижения веществ, прорастания семян и т. д. Вода сплошь и рядом “нарушает” известные физические законы. Одной из таких аномалий являются лед и снег.

Мы очень заинтересовались свойствами снега и льда, так как из литературы и рассказов знакомых огородников нам известно, что на растения хорошо влияет полив талой водой. Есть рекомендации и в популярной литературе по поливу талой водой, например в книгах по садоводству [1].

Поэтому целью данной работы было:

1. Определить влияние разных типов воды на всхожесть семян.

2. Выяснить разницу во влиянии водопроводной, дистиллированной, дождевой и талой воды и снега на укоренение растений.

1. Определить, в какой из типов воды - лучше прорастают семена.

2. Определить, есть ли разница в размерах корней и ростков в разных водных растворах.

3. Выяснить есть ли разница в количестве образовавшихся корней в разных вариантах опыта.

II. Теоретическая часть.

1. Свойства воды.
Вода – самое распространенное и самое загадочное вещество на Земле: ¾ поверхности планеты покрыто морями, океанами, реками, ледниками. Кроме того, вода в больших количествах содержится в земной коре, образуя подземные озера и пропитывая водоносные слои пород. Общее содержание воды на Земле составляет примерно 1500 млн. км 3 (1,45∙10 18 м 3 ).

Внешне вода, кажется, достаточно простой, в связи, с чем долгое время считалась неделимым элементом. Лишь в 1766 году Г. Кавендиш (Англия) и затем в 1783 году А. Лавуазье (Франция) показали, что вода не простой химический элемент, а соединение водорода и кислорода в определенной пропорции. После этого открытия химический элемент, обозначаемый как Н, получил название "водород" (Hydrogen - от греч. hydro genes), которое можно истолковать как "порождающий воду". Она не подчиняется никаким законам физики и химии, обладает, как говорят ученые, аномальными свойствами. По законам химии она должна кипеть при температуре – 76 °С, и замерзать при температуре – 90 °С. Но мы знаем, что вода замерзает при 0 °С, а кипит при 100 °С. Современные исследования показали, что за незатейливой химической формулой Н2О скрывается вещество, обладающее уникальной структурой и не менее уникальными свойствами.

Не менее интересен и изотопный состав воды. Если принимать в расчет только стабильные изотопы, то их сочетание даст девять сортов молекул, основную массу которых составляет молекулы протиевой (легкой) воды с кислородом-16 – 99,727%. Если рассматривать только более тяжелые молекулы, то окажется, что на три из них приходится 99% от общего объема тяжелых молекул – H2 18О (73,5%), H2 17О (14,7%) и HD16О (11,5%). В воде пресноводных источников содержание тяжелой воды составляет, обычно, около 330 мг/л (в расчете на молекулу HDO), а тяжелокислородной (Н2 18О) – около 2 г/л.

Так в чем же заключаются загадочные, необычные свойства привычной всем жидкой воды? Прежде всего, в том, что практически все свойства воды аномальны, а многие из них не подчиняются логике тех законов физики, которые управляют другими веществами. Кратко упомянем те из них, которые обуславливают существование жизни на Земле.
Первая особенность: вода - единственное вещество на Земле (кроме ртути), для которого зависимость удельной теплоемкости от температуры имеет минимум (37 0 С), из-за этого нормальная температура человеческого тела, состоящего на две трети из воды, находится в диапазоне температур 36-38оС (внутренние органы имеют более высокую температуру, чем наружные).
Вторая особенность: теплоемкость воды аномально высока. Чтобы нагреть определенное ее количество на один градус, необходимо затратить больше энергии, чем при нагреве других жидкостей, - по крайней мере вдвое по отношению к простым веществам. Из этого вытекает уникальная способность воды сохранять тепло. Подавляющее большинство других веществ таким свойством не обладают. Эта исключительная особенность воды способствует тому, что у человека нормальная температура тела поддерживается на одном уровне и жарким днем, и прохладной ночью.
Третья особенность: вода обладает высокой удельной теплотой плавления, то есть воду очень трудно заморозить, а лед - растопить. Благодаря этому климат на Земле в целом достаточно стабилен и мягок.
Все три особенности тепловых свойств воды позволяют человеку оптимальным образом существовать в условиях благоприятной среды.
Имеются особенности и в поведении объема воды. Плотность большинства веществ - жидкостей, кристаллов и газов - при нагревании уменьшается и при охлаждении увеличивается, вплоть до процесса кристаллизации или конденсации. Плотность воды при охлаждении от 100

до 4 оС (точнее, до 3,98 оС) возрастает, как и у подавляющего большинства жидкостей. Однако, достигнув максимального значения при температуре

4 оС, плотность при дальнейшем охлаждении воды начинает уменьшаться. Другими словами, максимальная плотность воды наблюдается при температуре 4 оС (одна из уникальных аномалий воды), а не при температуре замерзания

Замерзание воды сопровождается скачкообразным уменьшением плотности более чем на 8%, тогда как у большинства других веществ процесс кристаллизации сопровождается увеличением плотности. В связи с этим лед (твердая вода) занимает больший объем, чем жидкая вода, и держится на ее поверхности, образуя своего рода плавающее одеяло, защищающее реки и водоемы от дальнейшего замерзания и сохраняющего жизнь подводному миру. Если бы плотность воды увеличивалась при замерзании, лед оказался бы тяжелее воды и начал тонуть, что привело бы к гибели всех живых существ в реках, озерах и океанах, которые замерзли бы целиком, а Земля стала ледяной пустыней, что неизбежно привело бы к гибели всего живого.
Однако только анализ строения молекулы воды позволяет понять ее исключительность в живой и неживой природе. Прежде всего отметим, что молекула воды самая маленькая среди подобных трехатомных молекул. Такие молекулы при нормальных условиях образуют газы, а молекулы воды - жидкость. Почему? Потому, что при конденсации воды, формируется жидкое вещество удивительной сложности. Это связано с тем, что молекулы воды обладают уникальным свойством объединяться в группы (Н2О)x.

При комнатной температуре степень ассоциации X для воды составляет, по современным данным, от 3 до 6. Это означает, что формула воды не просто Н2О, а среднее между Н6О3 и Н12О6. Другими словами, вода - сложная жидкость, "составленная" из повторяющихся групп, содержащих от трех до шести одиночных молекул.

Если бы вода при испарении оставалась в виде Н6О3, Н8О4 или Н12О6, то водяной пар был бы намного тяжелее воздуха, в котором доминируют молекулы азота и кислорода. В этом случае поверхность всей Земли была бы покрыта вечным слоем тумана. Представить себе жизнь на такой планете практически невозможно.
При испарении группы H6O3, H8O4 распадаются, и вода превращается практически в простой газ с химической формулой Н2О. Плотность газообразной воды меньше плотности воздуха, и поэтому вода способна насыщать своими молекулами земную атмосферу, создавая комфортные для человека погодные условия.
2. Особенности разных типов воды.
Талая вода. Она рождается при таянии льда и сохраняет температуру 0 оС, пока весь лед не растает. Специфика межмолекулярных взаимодействий, характерная для структуры льда, сохраняется и в талой воде, так как при плавлении кристалла разрушается только 15% всех водородных связей. Поэтому присущая льду связь каждой молекулы воды с четырьмя соседними ("ближний порядок") в значительной степени не нарушается.

Таким образом, талая вода отличается от обычной изобилием многомолекулярных групп, в которых в течение некоторого времени сохраняются рыхлые льдоподобные структуры. После таяния всего льда температура воды повышается и водородные связи внутри групп перестают противостоять возрастающим тепловым колебаниям атомов. Размеры групп изменяются, и поэтому начинают меняться свойства талой воды: диэлектрическая проницаемость приходит к своему равновесному состоянию через 15-20 минут, вязкость - через 3-6 суток. Биологическая активность талой воды спадает, по одним данным, приблизительно за 12-16 часов, по другим - за сутки.
Итак, физико-химические свойства талой воды самопроизвольно меняются во времени, приближаясь к свойствам обычной воды: она постепенно как бы "забывает" о том, что еще недавно была льдом.
Лед и пар - различные агрегатные состояния воды, и поэтому логично предположить, что в жидкой промежуточной фазе валентный угол отдельной молекулы воды лежит в диапазоне между значениями в твердой фазе и в паре. В кристалле льда валентный угол молекулы воды близок к 109,5о. При таянии льда межмолекулярные водородные связи ослабевают, расстояние Н-Н несколько сокращается, валентный угол уменьшается. При нагревании жидкой воды происходит разупорядочение структуры, и этот угол продолжает уменьшаться. В парообразном состоянии валентный угол молекулы воды составляет уже 104,5о.
Кроме того, в талой воде, нет дейтерия – тяжёлого элемента, который подавляет всё живое и приносит серьёзный вред организму. Дейтерий в больших концентрациях равнозначен самым сильным ядам. Дейтерий тяжело усваивается, что требует дополнительного расхода энергии. Учёными установлено, что даже частичное удаление дейтерия освобождает большие энергетические резервы и значительно стимулирует жизненные процессы в организме человека. Талая же вода сама по себе обладает большой внутренней энергией и обеспечивает человеку хорошую энергетическую подпитку. Дело в том, что ставшие однородными молекулы не мешают друг другу, а движется в резонансе, работают в одной и той же частоте, вырабатывая в результате больше чем при хаотическом движении количество энергии .

Дождевая вода мягкая, она имеет слабокислую реакцию, она обогащена кислородом (приблизительно в 10 раз больше по отношению к колодезной воде). Во все времена она считалась лучшей для полива и других технических нужд, которые возникают в условиях индивидуального дома. Но в настоящее время в дождевой воде могут содержаться примеси отходов химической промышленности, продукты сгорания твердого или жидкого топлива. Эти продукты находятся в атмосфере и оседают на крышах зданий, с которых происходит сбор дождевой воды. Особенно опасны примеси цемента и извести, из-за которых вода становится жесткой и практически полностью теряет свою ценность. Поэтому прежде чем применить дождевую воду, лучше всего сделать ее анализ, особенно в промышленных районах РФ.

Колодезная вода обычно содержит большое количество минеральных веществ. Насыщение колодезной воды минеральными веществами происходит, когда дождевая вода, проникая через грунт, растворяет содержащиеся в почве минералы и после этого попадает в водоносные грунты. Такую воду, прежде чем употреблять на хозяйственные нужды, следует проверить в лаборатории. Это правило в равной степени относится и к родниковой воде.

Речная или озерная вода кроме минеральных загрязнений может содержать промышленные и бытовые отходы, опасные для людей, животных и растений. Поэтому всегда следует соблюдать меры предосторожности и профилактики.

Научный метод – это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.

Наблюдение – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (восприятие природных объектов с помощью органов чувств).

Эксперимент – метод исследования в биологии, при котором экспериментатор сознательно изменяет условия и наблюдает, как они влияют на живые организмы. Эксперимент можно проводить как в лаборатории, так и на открытом воздухе.

Измерение – это определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств.

Обязательная и дополнительная литература по теме

  1. Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
  2. Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
  3. Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
  4. Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
  5. Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
  6. Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
  7. Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня на уроке мы обсудим с вами методы изучения природы.

-Что такое метод?

Методом – называется последовательность действий, приводящих к определённому результату.

Ну, например, нам надо с вами порезать яблоко, сделать это можно разными методами. Я предлагаю вашему вниманию набор инструментов. Итак, что же нам выбрать ну, если мы хотим отрезать кружок от яблока, мы, скорее всего, воспользуемся с вами обычным ножом и разделочной доской. Попробуем, ура, получилось. Может быть, перед нами стоит более сложная задача и нам требуется нарезать яблоко дольками, для этого я предлагаю использовать вот такую яблокорезку, обратите внимание, ячейки яблокорезки разрежут яблоко на ровные дольки и при этом будет удалена сердцевина яблока. Приступаем. Отлично у нас всё с вами получилось. Но может быть, стоит задача измельчить яблоко, для этого я предлагаю использовать тёрку.

Результат использования данного метода налицо, подведём итог: метод, который мы выбираем для того, чтобы действовать, зависит от тех целей, которые мы перед собой ставим и того инструмента, который мы имеем, но сегодня речь пойдёт о научном методе.

Научным методом, ребята, называется совокупность способов получения новых знаний. Мы ведь с вами на уроки и приходим, чтобы получать новые знания. И среди научных методов выделяют три основных, именно эти методы я сегодня вам и продемонстрирую.

Для познания живой природы учёному очень важно правильно выбрать путь исследования, или метод (от греч. методос – способ познания), которым он будет пользоваться. Различают практические и теоретические методы. К практическим методам относят наблюдение и эксперимент (опыт). Теоретические методы связаны с объяснением результатов, полученных в ходе наблюдения или опытным путём. Они приводят к установлению различных закономерностей и взаимосвязей, а в конечном итоге – законов природы. Знание этих законов позволяет человеку понимать процессы, происходящие в живой природе, предвидеть их и использовать в практических целях.

Этот метод остаётся важным методом научного познания сегодня. Например, можно наблюдать за поведением животных в природе.

Так как наблюдение даёт возможность получить ответ па поставленный вопрос, оно должно быть целенаправленным, то есть иметь определённую цель. Для того чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо разработать план наблюдения, то есть порядок действий. Получаемые в ходе наблюдения ответы на поставленные вопросы необходимо как можно подробнее записывать в специальный дневник наблюдения. При этом ничего от себя добавлять нельзя. Для получения достоверных результатов необходимо провести повторные наблюдения в тех же условиях.

Эксперимент

Эксперимент (от лат. экспериментум – проба, опыт) – более сложный, чем наблюдение, практический метод. С его помощью можно подтвердить или опровергнуть какое-либо предположение. От наблюдения эксперимент отличается активным воздействием на изучаемый объект.

Например, можно опытным путём установить, как влияет полив на рост растения.

Если при соблюдении одних и тех же условий результаты нескольких опытов совпадают, то говорят о достоверности полученных данных.

Большинство научных экспериментов и наблюдений включает в себя проведение разнообразных измерений. Измерение – это определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств. Самым простым измерительным инструментом является линейка. С её помощью измеряют длину, ширину и высоту предметов. Для измерения массы тел используют весы, для измерения температуры – термометры. Хорошо знаком вам прибор для измерения времени – часы. Для проведения сложных измерений конструируют специальные приборы.

Читайте также: