Уход за комнатными растениями в гпд

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Цель: обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями.

  1. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;
  2. Обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, мытье, рыхление);
  3. Развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний;
  4. Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой, как с живым организмом.

Оборудование: лейка с водой, пульверизатор, кисточка, влажная тряпочка, картинки растений, карточки-символы, изображающие строение растений, мнемотаблицы.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте поздороваемся.

В: Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг!

Дети садятся полукругом.

В: Дети, какое сейчас время года? Да, в это время все живое пробуждается ото сна. А о чём мы сегодня с вами поговорим, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (Комнатные растения)

-Живут рядом с нами в горшочках с поддонцем,
Любят землю и воду, воздух и солнце. (комнатные растения)

В: Растения относятся к живой природе. Как вы думаете, почему растения (цветы) живые? (Растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают. )

Все мы любим цветы и знаем, что растения и цветы, не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Они поглощают углекислый газ и выделяют кислород, успокаивают нервную систему. Поэтому цветы и растения нужно беречь, ухаживать за ними.

У нас в группе есть комнатные растения. Давайте вспомним названия этих цветов (фиалка, папоротник, фикус, хлорофитум, бегония, сансевьера).

В: Подумайте и ответьте, из каких частей состоит растение? (Корень, стебель, листья, цветы, семена.)

Зачем растению нужен корень? (чтобы растение дышало, пить воду, удерживает растение в почве)

Для чего растению нужны стебель и листья? (чтобы растение дышало воздухом, по стеблю проходят питательные вещества, листья поглощают углекислый газ, выделяют кислород ).

Какие условия необходимы растениям для роста и развития? (солнце (свет и тепло), почва, вода, удобрения, забота, воздух).

Ход игры: На столе лежат разные предметы. Дети выходят по одному и выбирают только тот предмет, который необходим для роста и развития растения, объясняют свой выбор.

В: Ребята, расскажите, как правильно надо ухаживать за растениями.

Как определить, что растению требуется полив? (земля на ощупь сухая, листочки вялые)

А как надо поливать растения? Какой водой? (Комнатной температуры, отстоявшейся).

- Как нужно мыть растения ? ( крупные листья протираются тряпочками, растения с мелкими листьями ставим в таз, закрываем землю клеёнкой чтобы не размыть её, и поливаем из большой лейки или пульверизатора, с листочков с шероховатой поверхностью пыль смахиваем кисточками ).

Посажу я зёрнышко в маленький горшок…(дети сидят на корточках)

Вырастет из зёрнышка тонкий стебелёк (медленно встают)

А потом листочки, а потом цветочки…(разводят руки в стороны, ладони вверх)

К солнцу потянулись, (Тянутся на носках, подняв руки вверх)

Воспитатель вызывает 3-х детей к столу. Дети надевают фартуки, берут всё необходимое для работы.

Один ребенок поливает растение, комментирует свои действия.

Как надо рыхлить землю? (рыхлить надо около стенок горшка, чтобы не повредить корни, на следующий день после поливки, не глубоко, чтобы не ранить корни растений, потому что у некоторых растений корни располагаются близко к поверхности). Ребенок рыхлит землю.

Что еще нужно для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо и красиво выглядели? (растения надо мыть).

Как надо мыть растения с крупными листьями? (крупные листья протираем тряпочками). Показ детьми.

Как мы моем растения с мелкими листьями? (мелкие листья опрыскиваем из пульверизатора).

Как мы обрабатываем листья с шероховатой поверхностью? (пыль смахиваем кисточкой, чтобы не повредить листочки).

В: А сейчас снимайте фартуки, наводите порядок на своих рабочих местах.

Я предлагаю вам поиграть в игру "Чего не стало" (сообщаю детям правила игры) Сначала убираю один цветок (картинку), затем усложняю до 3 цветков. У вас у всех прекрасная память!

Ход игры: Дети встают в круг, воспитатель в центре, бросает мяч детям, называя слово, дети называют это же слово в ласкательной форме.

стебель-стебелек, лист-листочек, цветок-цветочек, вода-водичка, лейка-леечка, горшок-горшочек, земля -земелька, корень - корешок.

Сюрпризный момент: Воспитатель достает яркую коробочку для сюрприза с луковицами, загадывает загадку : Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. Дети отгадывают, что в коробочке. Воспитатель предлагает в свободное время посадить лук, создать огород на подоконнике.

Итог:

О чем мы говорили на занятии? Вспомните названия растений. Из каких частей состоит растение? Какие условия необходимы растениям для роста?

Рефлексия:

А сейчас я предлагаю вам оценить самих семя, свою работу. Если вы считаете, что справились со всеми заданиями, то повесьте на дерево зелёный листочек, а если справились не со всеми заданиями, то повесьте на дерево красный листочек.

Цель: совершенствование умений по уходу за разными комнатными растениями.

Образовательные:

Закрепление последовательности ухода за комнатными растениями: полив, рыхление земли, протирание листьев.

Привлечение интереса детей к выращиванию растений и уходу за ними.

Развивающие:

1. Развитие наблюдательности и любознательности через природный труд и беседу.

Воспитательные:

1. Воспитывание у детей интереса к выращиванию и уходу за комнатными растениями.

Образовательные области:

Приоритетная: познавательное развитие

В интеграции: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности:познавательно-исследовательская,игровая,коммуникативная, двигательная.

Оборудование:тазик, тряпочки по количеству детей, фартучки по количеству детей, сухие кисточки, лейки, опрыскиватели.

Комнатные растения: колерия, хлорофитум и гиппеаструм.

Этапы деятельности

Задача, решаемая на данном этапе

Деятельность ребенка

Деятельность взрослого

1 часть орг. Момент

Ритуал приветствия: дети входят в группу и здороваются с гостями, садятся на стулья.

Эмоционально подготовить детей на дальнейшую деятельность

Приветствие гостей, дети садятся на стулья

Дети знакомятся и здороваются с гостями, готовятся к предстоящей деятельности

2 часть Основная

Создание проблемной ситуации

Ребята, попробуйте отгадать мои загадки:

1. Белые горошки

На зеленой ножке

Я весною встретила

На лесной дорожке (Ландыш)

2. Белая корзинка,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце (Ромашка)

3. На проталине в лесу

Первым встретил я весну.

Я мороза не боюсь,

Первым из земли пробьюсь. (подснежник)

Молодцы, отгадали все загадки. Скажите мне, пожалуйста, а цветы, которые вы мне назвали, они уличные или комнатные? Правильно, это уличные цветы, а говорить мы сегодня будем о комнатных цветах.
Ребята, а вы знаете, зачем нам нужны комнатные растения? Какая от них польза? Молодцы, правильно ответили.

Побуждать детей на открытый диалог с воспитателем.

Рассуждения детей на

Привлекает внимание детей.

Задает наводящие вопросы.

Мотивирование к деятельности

Ребята, сегодня я предлагаю вам стать работниками ботанического сада, мы с вами будем ухаживать за цветами, а за какими вы сейчас увидите. Посмотрите внимательно ребята, эти цветы вам уже знакомы, кто-нибудь помнит их названия? Правильно – это колерия, хлорофитум и гиппеаструм. Ребята, скажите, а как за этими цветами нужно ухаживать? За всеми одинаково? Как протирать пыли с бархатистых листков? Тряпкой или салфеткой? Или нужно кисточкой?

Мотивация личной заинтересованности

Дети слушают задание, отвечают на поставленные вопросы

Говорит задание, задает детям вопросы

Дети перевоплощаются в работников ботанического сада

Выполнение действий

1.подготовка: надеть фартуки, подготовить материалы;

Ребята, скажите, мне, пожалуйста, а какие материалы нам понадобятся для ухода за растениями? Правильно, молодцы.

2. динамическая пауза;

Давайте с вами немного отдохнём и приступим к работе в нашем ботаническом саду.

Повторяйте движения за мной.

Ранним утром на лугу

По сырой траве бегу,

Соберу цветы друзьям

И по одному раздам:

Роме – ромашку, Алле – фиалку

Васе – василёк, синенький цветок,

Он растет в широком поле,

Подарю подарок Поле.

3. уход за растениями

Молодцы ребята, а теперь мы можем приступать к своей работе, но не забываем последовательность выполнения работы. Для начала протираем листья, затем рыхлим землю и потом только поливаем наши цветы.

Вызвать интерес к выполнению трудовых действий.

Познакомить с выполнением навыков по труду в природе.

Просмотр выполнения трудовых навыков.

Участие в непосредственной трудовой деятельности и диалоге.

Пояснения к трудовым действиям, участие в диалоге и объяснение предстоящей работы.

Желание самостоятельно выполнять трудовые действия.

Непосредственная детская деятельность

Дети выполняют задания.

Побудить детей к самостоятельной трудовой деятельности.

Осуществить личностно-ориентированный подход.

Индивидуальное выполнение упражнений и поручений по очереди.

Индивидуальная помощь в создании продукта самостоятельной деятельности, словесная инструкция-напоминание.

3 часть Итоговая

Анализ результатов деятельности, рефлексия

- Ребята, чем мы сегодня занимались?

- Что нового вы узнали?

- Что больше всего запомнилось? (индивидуально)

- В чем испытывали трудности?

- Кто хочет рассказать о проделанной работе.

Закрепить знаний детей, полученных в процессе образовательной деятельности.

Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу и работу других детей

Задаёт наводящие вопросы о проделанной работе.

Презентация продуктов детской деятельности

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

Практическое занятие для учащихся начальных классов, 1-2 класс. Тема: Уход за комнатными растениями

Цели: учить детей ухаживать за комнатными растениями в классе, планировать свою деятельность, выбирать необходимые инструменты для работы; закрепить знание об основных потребностях комнатных растений, о сигнальных признаках неудовлетворённых потребностей, обобщить представление о направленности способов ухода (полив, удаление пыли, рыхление и др.); воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, чувство ответственности за их жизнь, интерес к уходу за растениями.

Предварительная работа.

Приготовить необходимые инструменты.

Ход занятия

I. Постановка целей занятия.

II. Воспроизведение знаний, о том, для чего необходимо заботиться о растениях.

III. Определение детьми растений, которые нуждаются в уходе.

IV. Повторение алгоритма выполнения операций по уходу за комнатными растениями.

V. Выбор детьми необходимых инструментов для работы.

VI. Распределение учителем обязанностей по уходу за комнатными растениями.

VII. Самостоятельная деятельность детей (учитель помогает детям выполнить работу, пользуясь соответствующими алгоритмами).

VIII. Наблюдение изменений состояния растений после произведённой работы.

Алгоритм выполнения операций по уходу за комнатными растениями:

• Опрыскивание из пульверизатора.

• Перевалка и пересадка.

• Подкормка органическими удобрениями.

• Освещение летнее и зимнее.

• Удаление пыли с листьев.

• Профилактика лечения растения.

Алгоритм ухода за комнатными растениями:

• Растения нужно держать в теплых помещениях.

• Следует правильно поливать растение.

• Надо рыхлить почву, чтобы к корням поступал воздух.

• Необходимо вносить удобрения.

• Оберегать растения от вредителей.

• Поливать растения надо отстоявшейся водой комнатной температуры, иначе они могут заболеть и погибнуть.

• Правильно обращаться с лейкой: следует держать двумя руками, носик лейки ставить на край горшка.

• Правильно направлять струю воды. Поливают растения из лейки, сбоку.

• Лить воду нужно легкой струей, не делающей ямок в земле, не брызгая на листья.

• Поливать так, чтобы весь земляной ком пропитался водой до появления воды в поддоне.

• Лишнюю воду слить из поддона через некоторое время.

• Летом растения поливают каждый день, зимой реже. Необходимо следить, чтобы почва была влажной.

Способы удаления пыли с листьев:

• При помощи влажной кисточки.

• Опрыскиванием из пульверизатора.

• Пересадка растения производится в том случае, когда ему тесно в горшке.

• Пересаживать лучше весной.

• Нельзя разрушать земляной ком.

• При пересадке растения нужно удалить большую часть старой земли.

• Насыпать на дно нового горшка свежую землю.

• Высаживают растение в горшок.

• Добавляют землю между его стенкой и земляным комом, а также сверху.

• Надо управлять ростом растения, чтобы оно имело красивый, пышный вид.

• Следует прищипывать верхушку главного побега, чтобы вызвать развитие боковых побегов.

Автор: Маникина Алена Игоревна

Организация: МБОУ Школа № 43

Населенный пункт: Рязанская область, г. Рязань

Цель: Познакомить детей с комнатными растениями. Продемонстрировать правила ухода за комнатными растениями. Отработать их на практике.

- развитие познавательного интереса к растениям

- ознакомление детей с комнатными растениями

- приобретение знаний в области ухода за комнатными растениями

- формирование основных понятий о способах питания и дыхания растений

- формирование общественной активности личности

- формирование гражданской позиции

- формирование культуры общения и поведения в социуме

- формирование у учащихся трудолюбия и усидчивости

- формирование навыков здорового образа жизни

-развитие мотивации к разведению растений

- развитие мотивации к саморазвитию, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности

Оборудование: Для педагога и детей, необходимы: комнатные растения, палочки, ножницы, перчатки, лейки.

Раздаточный материал: Технологические карты.

План занятия

1.Организационный момент:

1.Организация учебного помещения и раздаточного материала(подготовка технологических карт для раздачи ученикам)

2. Организация детского коллектива, нацеливание учащихся на работу.

2. Подготовка рабочего места:

Проверка готовности инструментов и комнатных растений, нуждающихся в уходе. Рабочие зоны для каждого ученика и преподавателя.

3. Постановка темы и цели занятия

1. Знакомство с комнатнымирастениями, находящимися в теплице. Беседа об комнатных растениях, история их появления и необходимости отслеживать их состояние.

3. Демонстрация образца ухоженного растения.

4. Предварительное планирование предстоящих трудовых действий

1. Рассматривание комнатных растений.

2. Составление плана работы над растениями совместно с детьми.

3. Повторение правил рациональной работы, техники безопасности.

5. Практическая работа

1. Индивидуальный и групповой инструктаж.

2. Расстановка детей.

3. Культура труда.

6. Приведение в порядок рабочих мест.

7. Итог занятий. Анализ выполненной работы на данном этапе.

Конспект проведения занятия

1 .Организационный момент

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычное занятие. Вы сегодня пришли в гости не просто в кабинет биологии, а в оранжерею в которую на время превратился наш класс. Сегодня мы прикоснемся к миру комнатных растений. Будем учиться правильно, ухаживать за комнатными растениями.

2. Подготовка рабочего места.

Все, что нужно будет для работы, находится на ваших рабочих местах.

3. Постановка темы и цели занятия.

Сложно сказать, когда люди начали выращивать растения внутри жилища. Вероятно, это произошло не раньше, чем были изобретены цветочные горшки. Археологи утверждают, что они впервые появились в Китае около 5 тысяч лет назад.

Существует мнение, что выращивать растения в плошках начали придворные лекари. В специальных садах они сажали лекарственные растения, чтобы лечить императора и его свиту. Во время военных походов растения пересаживали в небольшую посуду и брали с собой. Однако не все растения, даже посаженные в горшок, были достаточно компактными. Нужно было научиться делать их еще меньше. Так из необходимости зародилось искусство бонсай.

Однако вернемся к горшкам. Около 1500 г. до н. э. цветочные горшки, а точнее кадки, появились в Египте. На древних фресках сохранились изображения горшечных растений, которыми украшали храмы во время богослужений. Интересно, что этими священными растениями были хорошо известные нам фикусы.

Несколько позже цветочная посуда появилась и в Европе. По сохранившимся росписям можно судить, что уже 3 тысячи лет назад храмы Афины украшались оливковыми деревьями в кадках.

Однако каким образом и когда растения перебрались в жилище?

Идея перенести растение из сада в дом неоднократно посещала наших предков. В больших каменных городах все больше ощущался недостаток зелени. Появилась мода на балконные ящики для цветов, уличные вазоны, декоративное озеленение стен вьющимся виноградом.

Окончательному переселению растений в дома мешало отсутствие больших оконных стекол. Чтобы сохранить тепло, окна в домах делались маленькими, и света от них было очень мало. Растения в таких условиях выращивать пытались, но редко кому из этих мучеников удавалось прожить более года.

Уже более 5 веков комнатные растения живут у нас в домах, и в течение 5 веков растениям требуется уход для поддержания их здоровья и жизнедеятельности.

Первым показателем здоровья растения является его цветение, так как только здоровые растения цветут. У нездоровых растений просто не хватит сил на цветение.

4. Предварительное планирование предстоящих трудовых

действий.

Для работы нам понадобятся ножницы и удобрения, поэтому давайте повторим правила безопасной работы.

1. Начинать и заканчивать работу с разрешения учителя. Соблюдать в

кабинете порядок и дисциплину.

2. Аккуратно обращаться с инструментами, имеющими острые и

режущие кромки (ножницы, стеки).

6. По окончании работы убрать свое рабочее место.

5. Практическая работа.

Сегодня на занятии мы будем ухаживать за цветами находящимися у нас в кабинете, чтобы они были здоровыми и красивыми.

Каждый получает свой цветок, с которым будет проделывать все необходимые действия по технологической карте, как это проделать правильно я буду вам демонстрировать.

Индивидуальный инструктаж. Выполнение практической работы по

технологической карте. Проведение физминутки (в зависимости от

1. С помощью технологической карты приступаем к выполнению.

Сначала мы рыхлим землю у корней растения специальной полочкой, это нужно для обогащения почвы кислородом.

2. Моем каждый листочек вещего растения, очищая их от пыли и грязи, для улучшения газообмена и дыхания растения.

3. Удобряем растение если это необходимо. Есть жидкие универсальные удобрения, которые разводят в воде для полива растений, а есть удобрения в гранулах, их вносят в почву или выкладывают на почву, при поливе они будут растворяться, и питать корни цветка. Удобрения бывают органические и минеральные. К органическим относятся: навоз, торф, компост, перегной. К минеральным: азотные, фосфорные и калийные удобрения, так жесть комплексные удобрения, где собрали все полезные вещества необходимые растениям.

4. Обрезаем все сухие и пожелтевшие листья, срезаем засохшие края листьев, немного не доходя до здоровой зеленой части.

5. Некоторым растениям необходимо производить обрезку лишних стеблей для придания им определенной формы или прищипывать верхушечную почку, чтобы растение начало куститься и расти в ширину и стало густым и красивым.

6. Поливаем цветы, многие растения предпочитают прикорневому поливу, купание в ванночках с водой, режим полива для разных цветов отличается. Так как есть растения влаголюбивые и наоборот, предпочитающие умеренный полив.

Вот и подошёл к концу наш мастер-класс. Убираем цветы на место и приводим в порядок рабочие места.

7. Подведение итогов работы.

Наш урок подошел к концу. Все полученные на уроке знания вы сможете закрепить с помощью домашнего задания.

Привести в порядок домашние комнатные растения (если растений дома нет, посадить цветок и ухаживать за ним).

Список используемой литературы:

  1. Пономарева И.Н. Биология 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В. С. Кучменко, - М. : Вентана-Граф, 2017. – 192с.: ил.

Читайте также: