Уход за комнатными растениями беседа 2 класс

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Автор: Маникина Алена Игоревна

Организация: МБОУ Школа № 43

Населенный пункт: Рязанская область, г. Рязань

Цель: Познакомить детей с комнатными растениями. Продемонстрировать правила ухода за комнатными растениями. Отработать их на практике.

- развитие познавательного интереса к растениям

- ознакомление детей с комнатными растениями

- приобретение знаний в области ухода за комнатными растениями

- формирование основных понятий о способах питания и дыхания растений

- формирование общественной активности личности

- формирование гражданской позиции

- формирование культуры общения и поведения в социуме

- формирование у учащихся трудолюбия и усидчивости

- формирование навыков здорового образа жизни

-развитие мотивации к разведению растений

- развитие мотивации к саморазвитию, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности

Оборудование: Для педагога и детей, необходимы: комнатные растения, палочки, ножницы, перчатки, лейки.

Раздаточный материал: Технологические карты.

План занятия

1.Организационный момент:

1.Организация учебного помещения и раздаточного материала(подготовка технологических карт для раздачи ученикам)

2. Организация детского коллектива, нацеливание учащихся на работу.

2. Подготовка рабочего места:

Проверка готовности инструментов и комнатных растений, нуждающихся в уходе. Рабочие зоны для каждого ученика и преподавателя.

3. Постановка темы и цели занятия

1. Знакомство с комнатнымирастениями, находящимися в теплице. Беседа об комнатных растениях, история их появления и необходимости отслеживать их состояние.

3. Демонстрация образца ухоженного растения.

4. Предварительное планирование предстоящих трудовых действий

1. Рассматривание комнатных растений.

2. Составление плана работы над растениями совместно с детьми.

3. Повторение правил рациональной работы, техники безопасности.

5. Практическая работа

1. Индивидуальный и групповой инструктаж.

2. Расстановка детей.

3. Культура труда.

6. Приведение в порядок рабочих мест.

7. Итог занятий. Анализ выполненной работы на данном этапе.

Конспект проведения занятия

1 .Организационный момент

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычное занятие. Вы сегодня пришли в гости не просто в кабинет биологии, а в оранжерею в которую на время превратился наш класс. Сегодня мы прикоснемся к миру комнатных растений. Будем учиться правильно, ухаживать за комнатными растениями.

2. Подготовка рабочего места.

Все, что нужно будет для работы, находится на ваших рабочих местах.

3. Постановка темы и цели занятия.

Сложно сказать, когда люди начали выращивать растения внутри жилища. Вероятно, это произошло не раньше, чем были изобретены цветочные горшки. Археологи утверждают, что они впервые появились в Китае около 5 тысяч лет назад.

Существует мнение, что выращивать растения в плошках начали придворные лекари. В специальных садах они сажали лекарственные растения, чтобы лечить императора и его свиту. Во время военных походов растения пересаживали в небольшую посуду и брали с собой. Однако не все растения, даже посаженные в горшок, были достаточно компактными. Нужно было научиться делать их еще меньше. Так из необходимости зародилось искусство бонсай.

Однако вернемся к горшкам. Около 1500 г. до н. э. цветочные горшки, а точнее кадки, появились в Египте. На древних фресках сохранились изображения горшечных растений, которыми украшали храмы во время богослужений. Интересно, что этими священными растениями были хорошо известные нам фикусы.

Несколько позже цветочная посуда появилась и в Европе. По сохранившимся росписям можно судить, что уже 3 тысячи лет назад храмы Афины украшались оливковыми деревьями в кадках.

Однако каким образом и когда растения перебрались в жилище?

Идея перенести растение из сада в дом неоднократно посещала наших предков. В больших каменных городах все больше ощущался недостаток зелени. Появилась мода на балконные ящики для цветов, уличные вазоны, декоративное озеленение стен вьющимся виноградом.

Окончательному переселению растений в дома мешало отсутствие больших оконных стекол. Чтобы сохранить тепло, окна в домах делались маленькими, и света от них было очень мало. Растения в таких условиях выращивать пытались, но редко кому из этих мучеников удавалось прожить более года.

Уже более 5 веков комнатные растения живут у нас в домах, и в течение 5 веков растениям требуется уход для поддержания их здоровья и жизнедеятельности.

Первым показателем здоровья растения является его цветение, так как только здоровые растения цветут. У нездоровых растений просто не хватит сил на цветение.

4. Предварительное планирование предстоящих трудовых

действий.

Для работы нам понадобятся ножницы и удобрения, поэтому давайте повторим правила безопасной работы.

1. Начинать и заканчивать работу с разрешения учителя. Соблюдать в

кабинете порядок и дисциплину.

2. Аккуратно обращаться с инструментами, имеющими острые и

режущие кромки (ножницы, стеки).

6. По окончании работы убрать свое рабочее место.

5. Практическая работа.

Сегодня на занятии мы будем ухаживать за цветами находящимися у нас в кабинете, чтобы они были здоровыми и красивыми.

Каждый получает свой цветок, с которым будет проделывать все необходимые действия по технологической карте, как это проделать правильно я буду вам демонстрировать.

Индивидуальный инструктаж. Выполнение практической работы по

технологической карте. Проведение физминутки (в зависимости от

1. С помощью технологической карты приступаем к выполнению.

Сначала мы рыхлим землю у корней растения специальной полочкой, это нужно для обогащения почвы кислородом.

2. Моем каждый листочек вещего растения, очищая их от пыли и грязи, для улучшения газообмена и дыхания растения.

3. Удобряем растение если это необходимо. Есть жидкие универсальные удобрения, которые разводят в воде для полива растений, а есть удобрения в гранулах, их вносят в почву или выкладывают на почву, при поливе они будут растворяться, и питать корни цветка. Удобрения бывают органические и минеральные. К органическим относятся: навоз, торф, компост, перегной. К минеральным: азотные, фосфорные и калийные удобрения, так жесть комплексные удобрения, где собрали все полезные вещества необходимые растениям.

4. Обрезаем все сухие и пожелтевшие листья, срезаем засохшие края листьев, немного не доходя до здоровой зеленой части.

5. Некоторым растениям необходимо производить обрезку лишних стеблей для придания им определенной формы или прищипывать верхушечную почку, чтобы растение начало куститься и расти в ширину и стало густым и красивым.

6. Поливаем цветы, многие растения предпочитают прикорневому поливу, купание в ванночках с водой, режим полива для разных цветов отличается. Так как есть растения влаголюбивые и наоборот, предпочитающие умеренный полив.

Вот и подошёл к концу наш мастер-класс. Убираем цветы на место и приводим в порядок рабочие места.

7. Подведение итогов работы.

Наш урок подошел к концу. Все полученные на уроке знания вы сможете закрепить с помощью домашнего задания.

Привести в порядок домашние комнатные растения (если растений дома нет, посадить цветок и ухаживать за ним).

Список используемой литературы:

  1. Пономарева И.Н. Биология 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В. С. Кучменко, - М. : Вентана-Граф, 2017. – 192с.: ил.

План занятия
I. Организационный момент.
1. Приветствие обучающихся.
2. Проверка готовности к занятию.

III. Закрепление изученного материала.
1. Слова педагога.
2. Практическая работа. Инструктаж.


I. Организационный момент.
1. Приветствие обучающихся.
2. Проверка готовности к занятию.
Здравствуйте, ребята и гости, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие.

II. Теоретическая часть. Изучение нового материала.
1. Переход к теме занятия. Чтение стихотворения педагогом.
- Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение, вы внимательно слушайте, а потом подумайте о чём идёт речь.

В нашей группе на окне,
Во зелёной во стране,
В расписных горшочках
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья.
Их польём мы спозаранку.
Я и все мои друзья. (автор Нищева Наталия)
– Молодцы, мы поговорим с вами о комнатных растениях (Слайд1).

2. Рассказ педагога.
– Самый первый вопрос, который у нас возникает, почему растения называются комнатными? (Предположения детей)
– Комнатными растениями называются такие растения, которые пригодны для выращивания в жилище.

В 1834 г. английский садовод по фамилии Уорд предложил выращивать нежные влаголюбивые растения в специальных стеклянных ящиках, которые он называл террариумами. Эти емкости могли долго сохранять постоянную температуру и высокую влажность.

Где мы можем найти нужное растение в данное время? (Заказать, купить в магазине, вырастить самому). А раньше люди путешественники привозили растения из экспедиций. Селекционеры выводили новые сорта растений, устойчивых в нужных условиях.

3. Какие растения вы знаете?
– Какие названия растений вы знаете?
– Роза, ромашка, алоэ…
– Что нужно растениям для того чтобы они хорошо росли?
– Вода, земля…
– Правильно, ребята. Растениям необходим свет, вода, грунт (Слайд3).

Все растения нуждаются в уходе. Одним растениям нужно много света, они называются светолюбивыми, соответственно те растения, которые лучше переносят тень, называются тенелюбивые. Также и с водой: существуют влаголюбивые и засухоустойчивые растения (Слайд 4,5).

Давайте сейчас я прочитаю сказку, вы слушайте внимательно и запоминайте способы ухода за растениями.
(Сказка о комнатных растениях)

– Итак, как Маша ухаживала за растениями? (поливала, протирала пыль)

5. Продолжение рассказа педагога с элементами беседы.
Существуют два основных способа размножения растений: семенное размножение и вегетативное размножение (Слайд 6).

При семенном размножении вся информация о будущем растении заключена в семени - небольшой коробочке с твердым покрытием, которое защищает информацию и содержит в себе запас питательных веществ. Семя может долгое время ожидать благоприятных условий для развития, а затем быстро начинает развиваться.

Второй способ размножения растений - вегетативное размножение. Здесь новое растение образуется от части старого. Бывает достаточно срезать побег или ветку, чтобы получить новое растение. К вегетативному размножению относится размножение клубнями, луковицами, черенками (частями стебля, листа, корня).
(Видео о способах размножения растений)

6. Вывод.

III. Закрепление изученного материала.
1. Слова педагога.

- Что-то мы устали, разомнемся, ребята? (да)

Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Пальчиковая гимнастика Подсолнух
У подсолнуха ладонь о-го-го! (показать левую ладонь)
Сто семян в ладони щедрой у него (постучать пальцами)
В тесноте, да не в обиде все сидят, (сжать левую ладонь в плотный кулак)
С ясным солнышком о лете говорят. (Поднять обе руки наверх, растопырить пальчики).

2. Практическая работа. Инструктаж.
Составим алгоритм посадки комнатного растения (раздаются карточки, дети составляют в нужном порядке) (Слайд 7, Приложение 2).
- Молодцы, ребята. Сейчас мы с вами проведем черенкование толстянки и посадим черенки в землю.

Инструктаж: правила работы садовыми инструментами и инвентарём (Слайд 8).
– перед началом работ нужно проверить исправность инструментов (режущие части должны быть остро заточены, рукоятки – надежно закреплены);
– использовать инструменты можно только по их прямому назначению;
– при обработке почвы и обрезке кустарников следует беречь руки и ноги, чтобы не поранить их острыми краями инструментов;
– нельзя бросать инструменты, лучше передавать их из рук в руки;
– после окончания работы следует убрать инвентарь в отведенное для него место.
Ребята черенкуют, рассаживают черенки по стаканчикам.

2 В нашей семье много разнообразных комнатных растений

8 Правила ухода за комнатными растениями 1. Поливай растения водой комнатной температуры. Вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром. 2. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения. 3. Вытирай пыль с крупных гладких листьев чистой влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой. 4. Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.


Цель: Создать условия для закрепления знаний детей о комнатных растениях группы: их названиях, отличительных особенностях внешнего вида и приемах ухода за ними.

Задачи:

*способствовать закреплению знаний детей о комнатных растениях группы: их названиях, отличительных особенностях внешнего вида и приемах ухода за ними используя условные обозначения;

* способствовать развитию умения ухаживать за растениями, используя для этого модель трудового процесса: ставить цель (помочь растению, чтобы оно снова себя хорошо чувствовало) ; выбирать предмет труда (растение с опущенными листьями, земля сухая, серая, отбирать инструменты и материал; выполнять трудовые действия в правильной последовательности (лейку держать двумя руками, поставить носик на край горшка, лить по всей земле, понемногу, ждать, пока вода впитается и появится на поддоне) ; получать результат (политое растение, которое вскоре будет чувствовать себя хорошо) ;

* способствовать воспитанию желания заботиться о комнатных растениях, понимания необходимости помощи живому существу.

Материалы используемые на занятии:

Демонстрационный- схематические модели – карточки с условными обозначениями приемов ухода за растениями, пооперационные карты.

Раздаточный – Фартуки на каждого ребенка, орудия труда: тряпочки на каждого ребенка, таз с водой, лейки с водой, палочки для рыхления почвы, клеёнки, опрыскиватель.

Обогатить словарь словами: уход за растениями, полив, поддон, отстоявшаяся вода, ком земли; закрепить названия растений: кливия, бальзамин.

Предварительная работа. Наблюдение за растением (знакомство с особенностями внешнего вида, строением, наблюдение за растениями в благоприятном и неблагоприятном состояниях (отсутствие влаги, серия опытов на выявление потребности растений во влаге, наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений уголка природы (знакомство с моделью трудового процесса).

Методические приемы:

1. Проблемная ситуация с использованием игрового персонажа.

2. Беседа с детьми об основных потребностях комнатных растений.

3. Обследование растений для выявления отличительных особенностей внешнего вида и приемов ухода за ними, с использованием условных обозначений.

4. Организация трудового процесса с использованием моделей – пооперационных карт.

5. Совместный труд детей, помощь воспитателя.

6. Подведение итога совместной деятельности.

Ход совместной деятельности с детьми.

1 часть

Приходит игровой персонаж Карлсона, грустный (он влетел в открытое окно при проветривании во время сончаса). Здоровается с каждым ребенком.

Воспитатель. Что-то наш Карлсон грустный. Давайте спросим, что у него случилось.

Карлсон. Рассказывает свою историю, как он пролетал мимо д/сада и увидел за окнами на подоконниках такие красивые и ухоженные цветы. С ним на крыше живет его единственный цветок, который ему подарил его друг Малыш, но с ним что-то случилось, наверное, он заболел.

Мое любимое растение было таким красивым, как на картинке (показывает модель)

а теперь стало вот каким (показывает растение)

Не знаю, что с ним случилось, жалко мне растение, поэтому я и плачу.

Воспитатель. Дети, а вам жалко растение? Давайте его пожалеем, скажем ему ласковые слова: хорошее, не плачь, мы тебе поможем, ты снова станешь красивым и здоровым.

Воспитатель. Почему растение Карлсона стало таким? Что нужно растениям чтобы они чувствовали себя хорошо? Послушайте, о чем просит растение. Карлсон, за твоим растением нужно ухаживать и оно поправится.

Карлсон. А я не умею ухаживать за растениями, и теперь, наверное, мое растение погибнет.

Воспитатель. А мы можем помочь Карлсону? Как? (Можем научить его ухаживать за растениями.) Будем учить Карлсона правильно ухаживать за растениями? (Будем;)

2 часть

Воспитатель. Мы хотим, чтобы растение как себя чувствовало? (Хорошо.) Чтобы оно стало каким? (С детьми проговаривается: чтобы растение себя чувствовало хорошо, чтобы листики смотрели вверх, чтобы стебелек смотрел вверх, чтобы земля была влажной.) Чтобы не забыть об этом, поставим картинку (модель — растение в хорошем состоянии)

Воспитатель. Какое растение сейчас? (Проводится обследование растения: состояние листьев, стебля, земли.) Чтобы не забыть, какое растение сейчас, поставим картинку (модель растение в неблагоприятном состоянии)

Растению нужно скорее помогать. Что же нам для этого ещё нужно? Для этого надо правильно выбрать инструменты, или предметы -помощники.

Карлсон. Я знаю, что нужно. (Приносит пустую лейку. Пустая лейка обследуется, обсуждается, почему ее нельзя использовать для полива.)

Воспитатель. Какую лейку нужно взять? В лейку вода набирается заранее, чтобы вода отстоялась и была комнатной температуры. А какие ещё предметы- помощники нам нужны, чтобы помочь нашим растениям? Дети называют остальные предметы. Чтобы не забыть, что нам нужно, поставим картинку (модель - средства труда: лейка с водой, клеенка, таз с водой, тряпочки, палочка для рыхления почвы, опрыскиватель)

А теперь что будем делать?

Дети: А теперь мы будем ухаживать за растениями.

Воспитатель: Правильно, но для начала, мы должны рассмотреть выбранные нами для ухода растения (Кливия и Бальзамин) и определить, что любят наши растения и какой именно для каждого нужен уход. А помогут нам в это схемы-карточки которые приклеены к каждому горшку комнатного растения. (Рассматриваются растения, вспоминают название растения, отличительные особенности внешнего вида, определяются приемы ухода за ними используя условные обозначения.)

Карлсон: Ну, а теперь можно начать ухаживать за растениями?

Воспитатель: Да, но только для этого, нам нужно вспомнить с чего мы начнем, ведь уход за растением это не только его полив.

Дети: Сначала мы ухаживаем за листьями у Кливия мы протираем листья, а у бальзамина опрыскиваем, затем мы протираем горшки, потом моем поддоны, после этого рыхлим почву в горшках и только в последнюю очередь поливаем растения. (Если дети затрудняются в определении последовательности способов ухода за растениями или что то забыли, обратить внимание детей на пооперационные карты)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо вспомнили все действия по уходу за растениями, теперь можно приступать к работе, только сначала нужно всем надеть фартуки и закатать рукава. Сейчас мы распределим кто, какую работу будет выполнять, я буду вам, помогать. (После распределения обязанностей, дети походят к столу с орудиями труда и выбирают себе предмет -помощник) А ты, Карлсон внимательно смотри и запоминай, что делают ребята.

Дети выполняют задания под наблюдением воспитателя, выполнение действий доходит до полива.

Карлсон. Я вспомнил, как поливать, можно я покажу? (Держит лейку одной рукой, льет воду на листья, под корень, хочет вылить сразу всю воду из лейки.)

Воспитатель. Почему нельзя поливать листья? Почему нужно поливать землю? (Дети объясняют и показывают, как нужно поливать правильно.)

Воспитатель. Сколько будем лить воды?

Карлсон. Пока вся не кончится! (Дети объясняют, лейку держать двумя руками, поставить носик на край горшка, лить по всей земле, понемногу, ждать, пока вода впитается и появится на поддоне. Дети, ориентируясь на модель трудового процесса, самостоятельно выполняют полив растений

Карлсон вместе с воспитателем наблюдает за трудом детей, задает уточняющие вопросы, В случае затруднений педагог приходит детям на помощь. В конце занятия воспитатель с игровым персонажем проверяют, как дети полили растения.)

Воспитатель. Каким станет растение, если мы за ним правильно ухаживали? (Дети объясняют.) Чтобы не забыть, поставим картинку (модель - растение в хорошем со

3 часть

Воспитатель. Карлсон, твоему растению мы помогли, научили тебя, как нужно ухаживать за комнатными растениями, теперь оно поправится. Мы показали тебе на некоторых растениях в нашей группы, как нужно ухаживать за растениями, какие условия требуются для разных растений и какой уход, чтобы они стали, как: на картинке. (Показывает модель - растение в хорошем состоянии.) Воспитатель. Скоро наши растения станут такими же красивыми, здоровыми, как на картинке. (Показывает модель растение в благоприятном состоянии.) Они будут хорошо себя чувствовать. Мы сегодня с вами сделали два добрых дела: помогли растениям (послушайте, что они вам говорят) и научили Карлсона ухаживать за его растением.

Карлсон. Спасибо вам, ребята, теперь моё растение всегда будут чувствовать себя хорошо. Я очень этому рад.

Воспитатель. Ребята, а вы рады, что помогли растениям? (Эмоционально разделить радость детей.) Давайте подарим Карлсону в память о нас вот это цветок – Кливию, чтобы его цветку было веселее, чтобы он был не один. А ты, Карлсон, не забывай ухаживать за своими растениями и прилетай к нам ещё! Досвидания!.

Последующая работа:

1. формировать осознанное отношение к труду, способам достижения поставленной цели с помощью пооперационных карт;

3. воспитывать интерес и любовь к растениям, желание ухаживать за ними как на специально-организованных занятиях, так и в совместной деятельности с детьми

Читайте также: