Уборка урожая в японии

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

По своей структуре японское сельское хозяйство следует отнести к типу многоотраслевых. Основой его является земледелие, главным образом возделывание риса и других зерновых культур, технических культур и чая. Значимую роль играют садоводство, огородничество, шелководство и животноводство. В Японии к сельскому хозяйству относят также лесной промысел, рыболовство и морской промысел.

Обрабатываемая площадь страны составляет 5,4 млн. га, а посевная превышает ее в силу того, что в ряде районов снимают по 2-3 урожая в год.

Под зерновыми занято свыше половины посевной площади, около 25% под овощами, остальная занята кормовыми травами, техническими культурами и тутовым деревом.

Господствующее положение в земледелии занимает рис. В то же время наблюдается снижение сборов пшеницы и ячменя (низкая доходность и конкуренция импортного).

Овощеводство в основном развивается в пригородах. Как правило круглогодично в тепличном грунте.

На Хоккайдо культивируют сахарную свеклу, на юге сахарный тростник. Выращивается также чай, цитрусовые, яблоки, груши, сливы, персики, хурму (эндемик Японии), виноград, каштаны, арбузы, дыни, в теплицах ананасы. На юго-западе Хонсю большие площади отведены под клубнику.

Животноводство стало активно развиваться только после 2 мировой войны.

Стадо крупного рогатого скота достигает 5 млн. голов (половина – молочные коровы). В южных районах развивается свиноводство ( около 7 млн. голов ). Центром животноводства является север страны – остров Хоккайдо, где создаются специальные фермы и кооперативы.

Особенностью японского животноводства является то, что оно базируется на привозных кормах (много ввозится кукурузы). Собственное производство обеспечивает не более 1/3 кормов.

Лесная площадь страны составляет около 25 млн. га. Исторически более половины лесов находятся в частном владении ( в том числе бамбуковые насаждения ). В основном лесовладельцами являются мелкие крестьяне, имеющие до 1 га. леса.

В число крупных собственников лесов входят члены императорской фамилии, монастыри, храмы, владеющие наиболее высококачественными лесами.

Рыболовство характеризуется засильем крупных компаний монопольного типа. К основным объектам лова относятся сельдь, треска, лососевые, камбала, тунец, палтус, акула, сайра, сардина и т. д.

Добывают также морскую капусту и моллюсков. Рыболовный флот Японии насчитывает несколько сот тысяч судов ( в основном мелких ). Около 1/3 улова дают воды в районе Хоккайдо. Важным районом промысла является северо-восточное побережье Хонсю.

Широкое распространение получила аквакультура: искусственное разведение рыб в лагунах, горных озёрах и на рисовых полях и разведение жемчужниц.


Многие страны любили заигрывать с трудящимися, даже День труда в сталинской России и нацисткой Германии отмечали одновременно 1 Мая. С приходом к власти Гитлера этот день получил в 1933 году официальный статус и был назван Днём национального труда. Американцы этот праздник отмечают осенью, воспринимая его не в ракурсе рабочего движения, а как дополнительный отдых, устраивая кемпинги с барбекю на воздухе. В Стране восходящего солнца тоже есть аналогичный праздник, отмечается он 23 ноября и называется День благодарения труду. В этот день японцы издавна отмечали праздник благодарения за хороший урожай. В основе праздника лежит почитание труда, и поэтому, несмотря на то, что за многие века он претерпел изменения как по форме, так и по содержанию, отмечается он и по сей день - японцы благодарят друг друга за ту посильную помощь, которую они внесли для развития общества. Они искренне радуются и желают другим многих лет достойной и долгой жизни.


День благодарения труду - это современное название праздника урожая, раньше он назывался Ниинамэсай (Ninamesai, 新尝祭), это древний синтоистский ритуал при котором сам император делал первые сезонные подношения свежесрезанного риса богам Неба и Земли, а затем сам пробовал его. Ритуал уже имел место быть во время правления легендарного императора Дзимму (660-585 до н.э.), а в период правления императора Seinei (480-484 н.э.) празднования сбора урожая было формализировано. Согласно Нихон сёки, Ниинамэсай праздновался в ноябре 678 года во времена императора Temmu (667-686 н.э.), но считается, что праздник появился вместе с началом культивации риса в Японии, около двух тысяч лет тому назад. Точную дату празднования (23 ноября) и статус государственного праздника Ниинамэсай получил в период Мэйдзи. В 1948 году Ниинамэсай был заменён Днём благодарения труду чтобы отметить изменения в новой конституции Японии, гарантирующие фундаментальные права человека и права рабочих. Сегодня Ниинамэсай празднуется только в узком кругу императорской семьи и в некоторых синтоистских храмах. Мероприятия проводятся по всей Японии, одним из таких является Нагано фестиваль труда. Местные организации труда выступают спонсорами этого мероприятия, чтобы побудить людей задуматься над проблемами мира, прав человека и охраны окружающей среды. В районах Токио школьники дарят офицерам местных отделений полиции собственноручно сделанные рисунки и поделки, в знак благодарности за то, что те ежедневно присматривают за их безопасностью.


Японский Ниинамэсай чем-то перекликается с американской традицией празднования в четвертый четверг ноября Дня благодарения (Thanksgiving Day), когда в США все едят индейку. В прошлом Ниинамэсай был праздником благодарения за хороший урожай, сегодня это повод для японцев отметить все виды трудовой деятельности и поблагодарить друг друга за помощь, внесённую для развития общества. Помимо собственно Дня благодарения труду во многих местах в этот день проводится также Праздник работников сельского хозяйства Ногёсай, появившийся в 1962 году. Во время Ногёсай устраиваются разнообразные выставки различной сельскохозяйственной утвари - удобрений, машин, средств химической защиты растений, различных с/х орудий. Также проводятся выставки новой литературы, посвящённой вопросам научных и технических достижений в области сельского хозяйства. Победители выставок награждаются императорской премией, а также премиями министров сельского, лесного и рыбного хозяйств.


Зимние температуры в Се- верной Корее слишком низки для пшеницы. Однако я на- стаивал на том, что выращивание ее вполне возможно, поскольку знал, что ЭМ поднимут темпера- туру почвы на два-четыре градуса, как мы уже наблюдали это в Япо- нии. Снежный покров на землях в северной части острова Хонсю и на острове Хоккайдо, где использова- лась ЭМ-технология, часто начи- нал таять на 2-3 недели раньше, чем на остальных полях. Вдобавок к опасениям по по- воду температуры, северокорейцы не хотели проводить эксперимент с выращиванием вторичной куль- туры из опасения, что вследствие вероятной задержки сбора урожая пшеницы они не смогут начать во- время посев риса. В итоге посадка риса непосредственно после уборки пшеницы была бы не только трудоемкой, но и из-за задержек привела бы к не- достатку времени для вызревания риса. А так как рис был более важ- ной культурой, чем пшеница, то они без всякого энтузиазма отнеслись к этой идее. Однако мне все-таки удалось убедить северокорейскую сторону провести такой эксперимент. В пер- вый год по такой технологии было засеяно 3 тыс. га земли, в следующем площадь посевов была увеличена до 30 тыс., а еще через год - до 170 тыс. га. К 1999 г. общая площадь угодий, на которых стала применяться дан- ная технология, составила 300 тыс. га. Таким образом, пшеницу, как второй урожай, стали постоянно выращивать от Пхеньяна до южной границы страны. При этом урожаи риса составил 50 ц/га, а пшеницы – 20-30 ц/га. В целом пшеницы в 1999 году было получено около 800 тыс. тонн. Сейчас, после нескольким лет опытов крестьяне в Северной Корее убедились, что используя ЭМ, они могут успешно сеять пшеницу после уборки риса, и все выращивающие рис хозяйства провинции Кванхэ Намдо внедрили практи- ку выращивания пшеницы как промежуточной культуры. Если площади, на которых будет использоваться эта практика, будут увеличиваться, они получат возможность собирать урожай в размере более 1 млн. тонн пшеницы в год без использования дополнительных площадей сельскохозяйственных угодий. Внедрение ЭМ-технологии, сделавшей возможным выращивание промежуточных сельскохозяйственных культур, можно сравнить со второй сельскохозяйственной революцией.

Сегодня большинство людей считают Северную Корею страной голодающих детей и беженцев, вынужденных из-за голода искать приют в других странах, хотя в свое время Северная Ко- рея производила сельскохозяйственной продукции больше, чем соседняя Южная. Когда последняя пострадала от серьезного наводнения в 1984 году, Северная Корея отправила туда в качестве помощи большую партию риса. Причина того, что раньше Северная Корея производила сельхозпродукции больше, чем Южная заключалась в том, что она широко использовала химические удобрения, значительное количество которых поставлялось из Советского Союза. Кроме этого, Северная Корея сама производила достаточное количество составляющих для минеральных удобрений. Высокие урожаи обуславливались большим использованием минеральных удобрений. Однако объем получаемой сельскохозяйственной продукции, достигший наивысшего уровня в середине восьмидесятых годов XX века, постепенно начал снижаться. Существовало три основных причины продовольственного кризиса в Северной Корее. Пер- вой причиной была полувековая зависимость растениеводства от химикатов. У меня нет подробной информации о нормах внесения в то время минеральных удобрений, но во время своего первого визита в эту страну я был буквально шокирован состоянием почвы. Судя по данным о среднегодовых осадках и температурах, следовало ожидать, что почва будет темной, а по уровню рН - нейтральной или слегка щелочной, но вместо этого она оказалась красной и кислой. Цвет почвы го- ворил о том, что в прошлом в нее было внесено очень много химических удобрений, что стало причиной ее окисления. Внесение в почву химических удобрений сначала способствует увеличению получаемых урожаев, но одно- временно это ускоряет истощение и деструктуризацию почвы и значительно уменьшает количество полезных микроорганизмов в ней. Чтобы и дальше поддержи- вать высокую урожайность сельскохозяйственных культур, нужно вносить все больше и больше удобрений. Образуется порочный круг, напоминающий зависимость от наркотиков. С распадом Советского Союза поставки удо- брений и нефтепродуктов в Се- верную Корею прекратились, а в результате хронической нехватки энергии значительно сократи- лось и собственное производство химических удобрений. Эти со- бытия привели к спаду сельхоз- производства в 1991 году. Второй причиной, вызвавшей продовольственный кризис, стал рост численности рисовых водя- ных долгоносиков - насекомых, которые уничтожают посадки риса. Однако, до тех пор пока я не обратил на это внимание работников сельского хозяйства во время своего первого визита в Северную Корею, никто не осо- знавал серьезности данной проблемы. В начале восьмидесятых го- дов прошлого столетия рисовый водяной долгоносик попал в Японию через префектуру Айти и причинил огромный вред. В Японии был создан пестицид для борьбы с этим вредителем, однако фермеры, использовавшие методы органического земледелия, понесли серьезные убытки. Позднее этот вредитель попал в Южную Корею, которая пред- приняла срочные меры по борьбе с ним, закупив пестициды в Японии. Из Южной вредитель переехал в Северную Корею.

Северокорейцы полностью проигнорировали опасность, которую представлял этот вредитель. Рисовый водяной долго- носик откладывает свои яйца в почве предгорий, расположенных недалеко от рисовых чеков. Малограмотные северокорейские крестьяне шли в горы со- бирать землю для своих полей, полагая, что плохое состояние почвы является причиной низ- ких урожаев. В результате крестьяне своими руками принесли яйца вредителей на поля. Когда посадка риса заканчивалась, из яиц вылуплялись личинки и уничтожали рассаду. Урожаи в итоге упали в половину. Сначала северокорейцы истощили свои поля в результате использования чрезмерного использования химии. К этому добавилась проблема нехватки удобрений. А затем их поля подверглись нашествию прожорливых вредителей. Сельскохозяйственное производство в период с 1993 по 1994 годы упало до критического уровня, а наводнения 1995 года явились последней ка- плей, переполнившей чашу бедствий страны. Применение ЭМ препятствует появлению личинок долгоносика, и массового появления вредителей не происходит. Мы много- кратно наблюдали это в Японии. Поэтому применение в Северной Корее ЭМ подавило размножение рисового водяного долгоносика практически с самого его начала. Третьей причиной продовольственного кризиса стали недостатки административной системы. Вместо того, чтобы действовать в соответствии со сложившейся обстановкой, северокорейцы механически вы- полняли поступающие сверху распоряжения. Например, если от крестьян требовали закончить посадку к определенной дате, они делали это, независимо от погод- ных и температурных условий на тот момент. Все, включая методы посадки и виды культур, диктовалось сверху. При этом инициатива отдельных лиц строго наказывалась. Эта жесткая форма административного управления крайне негативно влияла на сельское хозяйство. Упадок сельскохозяйственно- го производства страны был вы- зван как причинами природного происхождения, так и в резуль- тате деятельности людей. В чис- ле прочего он является резуль- татом недостатков упомянутой системы управления. Но в то же время успех, полученный в тече- ние всего трех лет реформирова- ния сельхозпроизводства путем широкомасштабного внедрения ЭМ-технологии был достигнут не только благодаря активности ра- ботников сельского хозяйства, но и благодаря системе управления, которая требует беспрекослов- ного выполнения распоряжений вышестоящих властей. Так как внедрение ЭМ стало государственной политикой, ни у кого - от государственных чинов- ников до простых крестьян - не было иного выбора, нравилось им это или нет. Кроме того, не- достаток минеральных удобре- ний вынуждал их внедрять ЭМ- технологию. Некоторые хозяйства упорно не хотели использовать ЕМ-1 и требовали обеспечить их минеральными удобрениями, так как не верили, что эта странная жидкость может сработать. Но так как все начали использовать ЕМ-1, вскоре его эффективность стала очевидной, и сельскохо- зяйственное производство стало восстанавливаться со скоростью, недоступной при использовании обычных методов. В 1999 году использование ЭМ- технологии для повышения пло- дородия почвы было принято как одно из четырех стратегических направлений развития сельского хозяйства Северной Кореи, на- ряду с улучшением сортов выра- щиваемых культур, соответствием высаживаемых культур почвен- ным условиям и развитием ин- фраструктуры. Более того, усилия Трудовой партии Кореи, Инсти- тута сельскохозяйственных наук и Министерства сельского хозяйства были объединены для создания надежной структуры для выполне- ния этих планов. Во время нашего визита в мае 2000 года в ходе четы- рех встреч мы пришли к общему мнению о наиболее эффективных путях их реализации. Я уверен, что продовольственные проблемы в Северной Корее к настоящему времени в основном решены.


Уже завтра, 23 ноября, в Японии отмечается очередной национальный праздник - День Благодарности труду. Это еще одна возможность японцам трудоголикам немного передохнуть и расслабиться, провести время с родными и друзьями.

Историческое название праздника - "Праздник нового урожая". Этот праздник был учрежден в 1948 году. В то время этот праздник относился в основном к области сельского хозяйства. Как раз в конце ноября завершался сбор урожая. Все японцы, занятые в сельском хозяйстве, могли взглянуть на результаты и плоды своего труда.

До сих пор фермеры во всех уголках страны каждый год несут в храмы свой урожай и организуют возле храмов небольшие сельскохозяйственные выставки и ярмарки. Кстати, победителей выставок награждают специальными премиями. Самой почетной премией является императорская премия, а также премия министра сельского хозяйства.


Как мы знаем, Япония бурно развивалась, и в стране Восходящего Солнца с развитием все новых отраслей хозяйства этот праздник стали отмечать все трудящиеся. Не только фермеры, но и офисные работники, и гейши, и рабочие, и водители транспорта, и учителя, в общем все слои населения. Они с гордостью отмечают плоды свои труда и благодарят собственно сам Труд 23 ноября.

Надо сказать, что гордиться своими достижениями они действительно могут по праву. Кто был в Японии, видел воочию качество и уровень жизни японцев, великолепный японский сервис, высокое качество японской продукции, то есть точно знает о чем это я. Причем не только в Японии, но и далеко за пределами страны все знают и ценят продукцию японских компаний, включая и тех людей, кто никогда не был в Японии.

Кроме того, во всем мире на слуху рассказы о чудесах японского менеджмента, японской философии "кайдзэн" ( это непрерывное совершенствование методов работы, личной эффективности и т.п.), а также высокой производительности труда.

Во многом такой высокий уровень качества японских продуктов и жизни достигается именно особым, не похожим ни на какой другой, стилем работы как всей компании, так и отдельных ее сотрудников. Как человек, проработавший в японской компании и в Японии и в России долгое время, могу с уверенностью сказать, что стиль работы японской компании очень сильно отличается от российской или западной компании.

И, на мой взгляд, перенять этот стиль невозможно или практически невозможно. Потому что стиль и правила поведения в коллективе в любом японце воспитывают с самого детства. И это нужно впитать в себя именно с детского сада. Потому что даже те, кто долгое время прожил в Японии, учился и работал там, не могут полностью изменить себя и подстроиться под стиль работы японского коллектива.


Но не буду долго рассуждать об этих особенностях, потому что изначальная цель моей заметки несколько другая. Как раз на днях на просторах фейсбука я наткнулась на документальный фильм "Мечты Дзиро о суши". Каюсь, не видела его раньше, хотя он был снят еще в 2011 году. Наконец-то посмотрела и нахожусь под впечатлением. Поэтому решила разместить его у себя в блоге, и для себя, и для тех, кто не видел. Очень рекомендую его посмотреть! ( Идет 1 час 23 минуты, но обязательно смотрите до конца.)

Потому что мне кажется, это как раз один из тех фильмов, которые очень хорошо отражают философию японцев и их отношение к труду, работе, взаимоотношениям в семье и в рабочем коллективе. И поэтому этот фильм как нельзя кстати будет к празднику, посвященному труду.

Документальный фильм "Мечты Дзиро о суши" рассказывает о японском шеф-поваре Дзиро (в фильме ему 85 лет), который владеет маленьким рестораном "Сукиябаси Дзиро" в Токио, в самом дорогом его районе - на Гиндзе.

Я не была в его ресторане (хотя краем уха слышала раньше о том, что есть такой ресторан с 3 звездами Мишлен в Токио). Но судя по фильму и отзывам, этот ресторан даже сложно назвать рестораном. Во-первых, он находится в подземном переходе, во-вторых, он представляет собой узкую щель, в которой размещено всего 10 высоких стульев за стойкой поваров- сушистов.

Нет никакого пафоса, дорогого интерьера, специальных удобств (даже туалет снаружи заведения). В меню этого ресторана нет ничего, кроме суши. Даже напитки они не подают. Все очень просто, в духе минимализма, как принято у японцев. Что мне, к слову сказать, тоже всегда в них импонирует.


Ресторан Дзиро - один из самых знаменитых не только в Японии, но и за ее пределами (во многом думаю еще и благодаря этому документальному фильму). Чтобы забронировать место в ресторане Дзиро, нужно обращаться за несколько месяцев вперед. Хотя цены в ресторане начинаются от 30 000 иен за сет из суши (примерно 20 штук), который составляет сам Дзиро на основании сезонной рыбы и морепродуктов.

Так почему же такой ресторан получил 3 звезды Мишлен? Почему Дзиро Оно называют - лучшим поваром-сушистом в мире?

Потому что суши Дзиро Оно – безупречное искусство. Во-первых, это самая свежая рыба, тщательно отобранная. Это специальный сорт риса, приготовленный по особой технологии. Это очень ловкая работа ножом. И, самое главное, это невероятная строгость в первую очередь к себе и к тому как ты выполняешь свою работу, а также к своим ученикам и последователям.


Но вы можете сказать, ведь суши — это по определению очень простая еда. Взял колобок риса, положил на нее кусочек сырой рыбы, обмакнул в соевый соус, и все, готово! Так почему же ресторану суши шеф-повара Дзиро дали 3 звезды Мишлена, причем впервые в Японии?

Потому, что именно Дзиро вывел этот минимализм на новый уровень. Он это сделал, во-первых, в технике приготовления суши, а во-вторых, в своём меню. Придя в ресторан, вы не выбираете в меню, что вы хотите. И у Дзиро не подают закуски и напитки.

Вам просто предлагают самые лучшие суши! Повара - помощники Дзиро ежедневно ходят на рынок Цукидзи, чтобы собрать самую свежую сезонную рыбу, из которой в ресторане они продумывают меню из 20 видов суши, которые также подают в особом порядке.

Дзиро говорит: "Самое важное в приготовлении суши — создать баланс между рисом и рыбой. Если они не находятся в идеальной гармонии, суши не будут вкусными. Порядок подачи тоже важен: в меню есть приливы и отливы. "


Из фильма: "Дзиро 10 лет обдумывал, как включить эту концепцию в своё меню. Сейчас суши Дзиро похожи на музыкальный концерт. Классические номера, как тунец и кохада, представлены в первом акте. Второй акт — это импровизация, каденция. В нём подаётся сегодняшний улов, который отличается в зависимости от сезона. В третьем акте — угорь, кампио и яйцо составляют традиционное завершение. С каждым кусочком вы впитываете в себя философию Дзиро."

В-третьих, благодаря тому, что в ресторане всего 10 мест и все сидят перед стойкой, это позволяет персоналу сосредоточиться на приготовлении суши самого высшего качества. Кроме того, всех клиентов там обслуживают настолько хорошо, насколько это возможно.

Например, Дзиро наблюдает за клиентами, подмечая за ними мелкие детали, сколько кто ест, правша он или левша. Женщинам он делает суши чуть меньше, чем мужчинам, чтобы скорость подачи блюд не нарушалась. В зависимости от того, кто какой рукой ест, он кладет суши на ту или иную сторону на специальную подставку, чтобы клиенту было удобно брать суши.

Дзиро в своем фильме говорит: " В наши дни всё, чего хотят люди, — это лёгкая работа, много свободного времени и побольше денег. Обучение в ресторане Дзиро длится 10 лет, большинство учеников уходят после первого дня. Сначала их задача — выжимать горячее полотенце, которое до волдырей обжигает руки. Пока ты не научишься выжимать его досуха, тебя не допустят к рыбе. Примерно через 10 лет тебе позволят готовить яйца. Все в ресторане работают, чтобы порадовать Дзиро. Единственное, что имеет значение, — это его одобрение. "

Это так по-японски! Я на собственной шкуре испытала это, живя и работая в Японии. В этих словах отражена философия стиля работы в японской компании. Но это глубоко понимаешь только тогда, когда поработал с ними бок-о-бок.

Еще один похожий яркий пример я читала в книге Ивасаки Минеко "Настоящие мемуары гейши". Когда ее еще ребенком отдали в чайный домик, первое, что она обязана была делать - это вымывать каждый день туалет. И это длилось на протяжении нескольких лет. Это потом, спустя годы, она стала одной из самых легендарных гейш Японии.

Но вернемся к Дзиро. Вы можете не соглашаться с его философией и отношению к делу. Это все-таки именно японский менталитет. Но для меня очень поучительным являются 2 вещи. Первая - чтобы достигнуть высокого мастерства и успеха, нужно очень упорно трудиться. Я не верю в быстрый успех. Настоящие мастера своего дела приложили огромные усилия к достижению своих целей. Это может быть незаметно для окружающих, но это так.

Вторая - никогда нельзя считать себя, достигнувшим совершенства, нельзя останавливаться на достигнутом уровне. Всегда остается вершина, к которой стоит стремиться. Как говорится, совершенству нет предела.

В подтверждение слова Дзиро: "Я делаю одни и те же вещи, понемногу их улучшая. Я буду всегда стараться добраться до вершины, но никто не знает, где она. Когда ты думаешь, что знаешь всё, то понимаешь, что просто дурачишь себя. Даже в свои 85 лет я не думаю, что достиг совершенства. Но я чувствую восторг весь день. Я обожаю делать суши. Я отдаю своей работе свою жизнь."

Обязательно посмотрите это фильм. Он заставляет задуматься, переосмыслить многие вещи, он вдохновляет. Никто не призывает вас действовать точно также, как Дзиро и никогда, например, не менять работу. Но я полностью согласна с тем, что легкого пути к успеху не бывает. Только тех, кто прошел через испытания судьбой, кто усердно трудился, кто благодаря своему трудолюбию и целеустремленности достиг каких-то вершин, можно назвать мастерами своего дела.

А еще я думаю, что именно на таком отношение к работе, на таких людях поднялась и держится экономика Японии. Именно благодаря такому строгому отношению к себе, огромному трудолюбию, японцы смогли из отсталой аграрной страны, которая к тому же была 3 века изолирована от мира, выйти на такой высокий уровень развития страны. Думаю нам есть чему поучиться у них.

Если вы знаете японский язык, рекомендуем посмотреть его в оригинале на японском языке. Заодно еще один материал по изучению японского языка (уровня выше среднего).


Нужно много трудиться, чтобы добиться хорошего результата. Это относится и к изучению японского языка. Это не простой язык, его невозможно выучить за короткий срок, да даже и изучая его много лет, не скажешь, что знаешь в совершенстве. Японский язык можно учить всю жизнь и не выучить. Он требует упорства и усидчивости, каждодневной работы, постоянного совершенствования. Только тогда вы сможете достигнуть определенных высот. Одним словом нужно много трудиться! И раз в году, 23 ноября, поблагодарить самих себя за труд! :)

Ну, и, конечно, такие фильмы стоит посмотреть обязательно тем, кто планирует задержаться в Японии подольше, пожить и поработать там. Для успешной деятельности вам необходимо хотя бы в какой-то степени понять и принять философию японцев, их отношение к работе и труду.

Читайте также: