Уборка урожая в школе

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

– Меня интересует, вправе ли привлекать учащегося к труду? Мне не нравится, что детей регулярно оставляют после уроков или даже снимают с них, и вместо получения положенных знаний они моют полы и подметают территорию школы.

– В советское время привлечение школьников к труду являлось повсеместной практикой и выступало одной из форм патриотического воспитания. Отдельные современные российские школы, несмотря на изменения в законодательстве, продолжают принуждать учеников к труду и грозят им санкциям за отказ. Зачастую при использовании детского труда они нарушают законодательные нормы.

💡 Правовые нормы

Но в ст. 37 Конституции прямо запрещен принудительный труд, и никаких отговорок и исключений для учеников эта статья не содержит.

✅ Право средних и высших учебных заведений привлекать учащихся к труду

Чаще всего учащихся задействуют в таких видах работ, как:

  • уборка мусора и опавших листьев на близлежащей территории;
  • мытье полов в классе;
  • генеральная уборка в школе, мытье полов и парт;
  • проведение земляных работ: сбор урожая, прополка грядок;
  • летняя практика;
  • отработка вместо учебных часов;
  • дежурство по школе.

Привлечение ребенка к труду может осуществляться с его добровольного согласия и при соблюдении одного из следующих условий:

  1. Родители предоставили письменное согласие на привлечение ребенка к труду. Оно должно быть оформлено в виде заявления, соглашения, или условие об этом должно быть прописано в договоре об оказании образовательных услуг. Стоит учесть, что такие договоры могут подписать как родители (или законные представители ребенка), так и сами ученики старше 14 лет по нормам ст. 26 Гражданского кодекса.
  2. Представительный орган учебного заведения принял решение о необходимости узаконить участие детей в дежурстве или летней практике. В этот орган входят не только представители педколлектива, но и учащиеся и их родители. Если соответствующее решение о дежурствах или летней практике было принято, то об этом извещают всех учеников и их родителей.

Если родители и администрация учебного заведения пришли к соглашению, что ученики могут иногда привлекаться к труду, то в подписанном договоре должны найти отражение порядок, условия и объем труда: например, дежурство раз в месяц и объем работ, которые туда входят (полив цветов, мытье пола, вынос мусора и пр.). В противном случае, у школы появятся основания для злоупотребления волей учеников на использование их труда.

В случае если школа располагает добровольным согласием на труд, родителям следует отслеживать, насколько полно она соблюдает санитарные нормы и нормы охраны детского труда. Так, детей не могут привлекать к мытью окон или подъему тяжелых предметов, выполнению работ рядом с железнодорожными или автомобильными дорогами.

Пояснение по урокам технологии

Что касается занятий по трудовому обучению (еще этот урок именуется технологией), то на них дополнительного согласия от родителей не требуется. Например, ученики в рамках уроков по труду могут шить спецодежду для технического персонала или ремонтировать мебель школы – и это будет входить в образовательную программу. Тогда как весь труд за пределами программы должен быть исключительно добровольным.

Привлечение к труду студентов

К труду привлекают не только учащихся школ, но и студентов колледжей и вузов. Если соответствующая обязанность есть в учебном плане, то периодически студентам придется мыть стены и подметать лестницы либо работать волонтерами в рамках различных программ – например, в избирательных кампаниях. В такие дни студентов освобождают от занятий, и они вместо обучения должны трудиться. Во многих вузах такой добровольно-принудительный труд именуется отработкой.

По согласованию ЕР и Минобразования вузы смогут принимать решение о зачете волонтерства в производственную практику, не дожидаясь принятия нормативно-правовых актов.

❗ Правомерность угроз наказания или собственно наказания за отказ от отработок

Ребенка могут попросить убраться в классе, подежурить или принять участие в летней практике, но требовать от него беспрекословного исполнения приказов в учебном заведении не должны. Если ребенок еще учится в школе и является несовершеннолетним, то для привлечения его к труду администрация школы получает письменное согласие от родителей с их подписью.

На практике это условие администрация учебного заведения часто игнорирует. За труд учеников школа ничего не платит, а за уклонение от трудовых обязанностей ученикам грозит как минимум ухудшение отношений с педагогическим составом, а обычно – неудовлетворительная оценка по какой-то дисциплине или даже угрозы оставить на второй год.

👇 Что делать, если учебное заведение незаконно привлекает учащихся к труду

Если ребенка вопреки воле родителей принуждают к труду и дежурству, то первоначально необходимо обратиться к руководству учебного заведения (например, к директору школы) с жалобой. Жалоба передается в письменном виде, и через определенный промежуток времени руководство должно предоставить ответ родителю.

Если попытки урегулировать проблемную ситуацию внутри учебного заведения не увенчались успехом, и детей продолжают привлекать к труду, необходимо обжаловать действия школы в местном департаменте образования.

В своем обращении родители могут ссылаться на положения ст. 37 Конституции и ст. 4 Трудового кодекса, где прописан запрет на принудительный труд. С позиции указанных норм не имеет значения, было ли оказано на ребенка психическое или иное воздействие при принуждении к работе. Но если будет установлено, что по отношению к ребенку применили меры принуждения, то виновных могут привлечь к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

На практике уже были случаи, когда родителям удавалось через прокурорскую проверку прекратить снятие детей с занятий для дежурств. Свою позицию прокурор основывал на том, что такие дежурства препятствуют реализации права на образование детей. В другом деле прокуратура признала принятые в школе правила о том, что учащиеся обязаны убираться и ходить на субботники, противоречащими правовым нормам и отменила их.

Учебно-опытные участки создаются в школах всех типов. И, несмотря на то, что программы базового образования в последние годы претерпевают значительные изменения, значимость учебно-опытных участков не становится меньше. На УОУ возможно органическое соединение трудового воспитания с образовательным процессом, и что особенно важно в нем заняты все возрастные категории учащихся. Здесь школьники получают основы знаний по выращиванию с/х культур, учатся управлять ростом и развитием растений, овладевают трудовыми умениями и навыками. УОУ занимает важное место в знакомстве учащихся с основными законами природы, воспитании бережного отношения к ней. Опытная работа с растениями – первая ступень подготовки учащихся к научно – исследовательской деятельности.

Учебно-опытная работа на пришкольном участке играет важную роль в повышении качества знаний учащихся по биологии, экологии, пробуждает и развивает у детей различные познавательные интересы. Она знакомит их с методами приложения наук в практической деятельности человека, служит средством приобщения учащихся к самостоятельному поиску и обобщению знаний, способствует совершенствованию практических умений и навыков, знакомит с научными основами сельскохозяйственного производства, воспитывает интерес к сельскому хозяйству и имеет огромное значение в профориентационной работе.

Учебно-опытный участок школы позволяет решить познавательные и воспитательные задачи:

· реализация биологического образования, опытнической работы и трудового обучения;

· практическая направленность учебно-опытного участка позволяет вырастить овощи для школьной столовой, рассаду цветов и овощей для населения;

· развивает у школьников интерес к сельскохозяйственным профессиям;

· формирует у школьников ответственное отношение к труду, к организации мер по защите окружающей среды;

· развивает интеллект и эстетические чувства школьников;

· учебно-опытный участок и теплица – это место проведения экскурсий и практических занятий в течение всего учебного года с 5 по 11 класс. Для более полной реализации поставленных задач на участке в теплице школьники под руководством учителя биологии производят закладку опытов; самостоятельные наблюдения, групповые экскурсии;

В результате реализации предусмотренных программ обучающиеся должны:

Уметь:

· Собирать семена, производить калибровку, проверять их всхожесть, производить посев;

· Использовать органические и минеральные удобрения;

· Проводить работу по размножению и пересадке комнатных растений, распознавать их виды;

· Проводить прополку, знать сорные растения, болезни растений;

· Проводить механическую, химическую и биологическую борьбу с вредителями растений;

· Проводить простейшие опыты с растениями в теплице на учебно-опытном участке, наблюдать и объяснять результаты, анализировать.

Знать:

· Что такое почва, плодородие, её структура и химический состав;

· Способы повышения плодородия с помощью внесения удобрений;

· Зерновые технические, кормовые, овощные, лекарственные растения, цветочно-декоративные растения, комнатные, плодово-ягодные культуры;

· Способы размножения растений;

· Значение зеленых растений для других живых организмов на Земле.

Практические занятия

Структура практического занятия определяется его содержанием и методами, но на каждом этапе должны иметь место следующие моменты:

1. Организационная часть (2-3 мин.).

2. Вводная беседа, во время которой разъясняются теоретические и практические задачи данного занятия.

3. Инструктаж по разъяснению трудовых заданий, показ приемов работы и проверка усвоения их обучающимися.

4. Определение трудовых заданий каждому звену и выдача необходимых для работы инструментов и материалов.

5. Практическая работа обучающихся по выполнению трудовых заданий при контроле учителя (основная часть).

6. Заключительная часть: оценка труда обучающихся, приведение в порядок инвентаря и участка.

7. Записи о выполненных агроприемах и проведенных учетах и наблюдениях.

За время обучения в школе каждый ученик должен получить следующие

умения и навыки :

· Посадка и выращивание комнатных растений, уход за ними;

· Подготовка к посеву цветковых, бобовых, корнеплодов и овощных растений;

· Обработка почвы и внесение удобрений;

· Посев семян и выращивание цветочно-декоративных растений

· Посев семян овощных культур и уход за ними;

· Посадка плодово-ягодных, декоративных кустарников и уход за ними;

· Использовать способы размножения растений;

· Уметь вести учет полученного урожая;

· Проводить опыты в соответствии с программой и оформлять полученные наблюдения

Мероприятия по природоохранной работе

Календарный план работы

Сроки выполнения

Многолетники (флоксы, ирис, лилии, примула)

Уход за многолетними культурами (уборка сухой листвы, сбор семян, пересадка)

Рыхление, прополка, подкормка.

Однолетники:

- астра, однолетний георгин, цинния, петуния, львиный зев;

- календула, настурция, косьмея

Посев семян, пикировка рассады

Высадка рассады в грунт

Посев семян в грунт

Рыхление, прополка, подкормка.

Посев семян, пикировка рассады

Высадка рассады в грунт

Посев семян, пикировка рассады

Высадка рассады в грунт

Рыхление, прополка, подкормка.

Петрушка, салат, укроп

Посев семян зеленых культур

уход за растениями

борьба с вредителями, прополка сорняков уборка урожая

Бобы, горох , фасоль

уход за растениями

Яблони, вишни, черноплодная рябина. Смородина, крыжовник.

Уборка листьев, сухих ветвей

Формирование кроны кустарников

Обработка от вредителей и болезней

Опытническая работа

Ж изнь не стоит на месте… В современном мире на нас интенсивно действуют довольно многочисленные неблагоприятные факторы, ухудшающие здоровье, особенно при низких температурах и резких перепадах давления воздуха. Многочисленные исследования показали, что полноценным питанием, употребляя в пищу достаточное количество плодов и овощей, можно сгладить вредное действие неблагоприятных факторов и даже в какой-то мере их устранить.

Если раньше человеку приходилось много работать физически, то в современных городах и поселках значительная часть населения не занимается таким трудом. Сегодня, когда на прилавках магазинов появляется много некачественной продукции, возникает проблема: где взять экологически чистые овощи и фрукты, чтобы здоровью они принесли только пользу?

Чем больше заковывает человек землю в бетон и асфальт, тем чаще тянет его на природу, поближе к земле. К той, которая по весне дышит как живая, к той, чья зелень успокаивает уставшие глаза и нервы, к той, что по осени одаривает урожаем.

В последние годы эта тяга заметно усилилась. Люди хотят своими руками выращивать фрукты, овощи и цветы, строить дома, разбивать клумбы и цветники, то есть хотя бы короткий летний сезон побыть поближе к природе. Сельскохозяйственный труд легким никогда не был. И тот, кто решил посвятить себя этому делу, должен помнить о том, что богатый и полновесный урожай можно получить лишь там, где этому отданы немалый труд, умение и старание. Может, сначала не все и получится. Ведь как бы мы ни хотели, а погода все-таки диктует нам свои условия. В сухое лето поливами еще как – то можно спасти будущий урожай, а вот если дожди зарядят, тут уж как выйдет.

Поэтому особенно важно раскрывать красоту сельскохозяйственного труда при воспитании школьников в процессе внеклассной работы, в частности, на учебно-опытном участке школы. Отношение к земле - это непросто любовь к родному краю, которая может успешно воспитываться у учащихся в процессе краеведческой, туристической работы и в других многообразных формах внеклассной и внешкольной работы. Отношение к земле требует работы не только ума, но и сердца. Опытническая работа служит своеобразным индикатором результата трудового обучения и воспитания.

Процесс обучения и воспитания двухсторонний, и его эффект достигается совместными усилиями педагогов и обучаемых. Поэтому рост познавательной активности учащихся, расширение их участия в трудовой деятельности, развитие творческих способностей составляют важные стороны учебной и воспитательной работы со школьниками. Именно в школе должен сформироваться у ученика интерес к какой-либо области деятельности, должно возникнуть желание глубже ознакомиться с ней. Практическая реализация этого положения требует коренного улучшения содержания и методов развития с/х опытничества школьников. Развитие с/х опытничества в школе должно помогать реализации идей комплексного подхода к воспитанию школьников на основе единства трудового, нравственного, физического, экологического и эстетического воспитания учащихся. Нравственное воспитание осуществляется во всем многообразии социально значимой деятельности школьников: в учебе, труде, художественно-творческой, спортивной деятельности, а также в деятельности свободного общения. Оно обуславливает отношение человека к окружающей действительности, к самому себе, помогая определить достойное место в обществе с позиций гражданского служения ему. Эстетическое воспитание предполагает развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности: в природе, в труде, человеческих отношениях. Осуществление экологического воспитания должно быть направлено на более глубокое понимание взаимосвязей в природе. Назначение правильно поставленного физического воспитания – забота о нормальном росте и развитии детского организма в процессе всех видов деятельности. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности школьника немыслимо без трудового воспитания, цель которых – готовить учащихся к активной трудовой и общественной деятельности, развивать творческое отношение к труду.

При организации опытнической работы наиболее важными являются два условия: труд учащихся должен быть разнообразным, интересным и посильным; школьники при этом должны решать конкретные производственные задачи. Такой подход к организации опытнической работы позволит увлечь учащихся и дать им возможность на практике убедиться в значении их деятельности, ввести их в круг актуальных проблем с/х производства, мобилизовать знания школьников на планирование и организацию своего труда, на качественное выполнение его, расширять биологический кругозор.

Опытническая работа является продолжением учебной программы многих предметов: трудового обучения, природоведения, географии, биологии, экологии, химии, некоторых тем физики, математики. Теоретические знания по этим предметам находят свое применение в проведении полевого или лабораторного эксперимента. Но этих знаний обычно бывает недостаточно, и для решения возникающих проблем приходится обращаться к дополнительным источникам информации, овладевать новыми методами познания.

Цель опыта: Выяснить влияние обработки семян раствором соды на урожай.

Осень- это пора уборки урожая. У нас в школе большой участок, где мы выращиваем капусту, морковь, лук, свёклу. Также мы сажаем картофель. И вот с приходом осени пришла пора уборки урожая. Так 16 и 17 сентября ребята с 8 по 11 классы взяли вёдра, лопаты и пошли убирать картофель. Погода была солнечная, дул тёплый ветерок. С азартом все мы приступили к работе. Прошло некоторое время, и нам привезли на поле обед. Это здорово — кушать на свежем воздухе. После обеда мы быстро закончили работу. С хорошим настроением и с чувством выполненного долга мы пошли домой.

Председатель Совета старшеклассников: Дюсекеева Э.

министерство образования

российсйкое образование

ирооо

фипи

официальный информационный портал единого государственного экзамена

егэ



персональныеданные



Архивы


Ответственные за сайт: Брагина Наталья Васильевна, Филимонова Светлана Анатольевна

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе специального (коррекционного) обучения 8 вида.



Предмет: Окружающий мир

Целевая аудитория: для 4 класса

Неплохой материал к уроку в начальной школе. Однако, в этом случае, должна быть физминутка. Ресурс довольно качественный, по крайней мере, размер шрифта нормальный, есть анимация, иллюстрации неплохие.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

23 февраля

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: