Убирает веет косит урожай в амбары носит

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Автор: Гилязева Зухра Фануновна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Башкирский лицей №48"
Населённый пункт: г. Уфа РБ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок-игра "Башкирская свадьба"
Раздел: среднее образование

урока:
беседа, мини-диалог, самостоятельная работа, применение ТСО.
Оборудование

урока:
кодоскоп, слайды, экран, набор таблиц, магнитов, молоток-гонг, компьютер, слайды, телевизор, видеомагнитофон.
Данный урок рассчитан на 2 часа.

«Красота нужна на свадьбе,

На стороне жениха. Продажа сундука.

Видеоклип о встрече невесты на стороне жениха(Из фильма

СВАДЬБА
). 1) Сначала надо добраться до сундука. На рисунке представлена схема лабиринта. Стороны пяти квадратов, вписанных один в другой, - это коридоры, ведущие к наименьшему внутреннему квадрату, где спрятан сундук. Сундук обладает таким свойством, что получить его может только тот, кто придет за ним и выйдет из лабиринта, пройдя все коридоры по одному разу. Но один коридор, даже частично, нельзя пройти дважды. Попытайте счастье.
РЕШЕНИЕ:

Проводы родственников.
Решив следующие задания и заполнив таблицу, вы узнаете, что желают молодоженам все родственники. Ю) Найти наибольшее значение x 9 х+1 > (1/3) -x (Ответ. -1) К) Решить уравнение 2 х+3 = 4 х (Ответ. 3) Л) Решить графически. -2 x + 2 = cos x (Ответ. 0) А) Вычислить (( 2) 2 ) 2 (Ответ. 2) Решение -1 3 2 0 Буквы Ю К А Л

Покажите ребенку картинки, на которых изображены контрастные части суток (день-ночь, утро-вечер). Задайте вопросы:

Что нарисовано на картинке?

Почему вы так думаете? Как вы узнали, что наступила ночь (день)?

Что вы делаете ночью (днём)?

Какое сейчас время суток?

Взрослый просит детей выбрать картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь).

Когда это бывает? Части суток.

Прочтите ребенку стихи, спросите, как он думает, когда это бывает

Утром мы во двор идём-

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят,

Кто, кто в этой комнате живет?

Кто, кто вместе с солнышком встает?

Это Машенька проснулась,

С боку на бок повернулась

И, откинув одеяло,

Вдруг сама на ножки встала. (А. Барто)

Утро. Небо голубое.

Солнце в небе золотое.

Бегемотик глаз открыл

И опять его закрыл.

Как не хочется вставать,

Все ему бы спать и спать.

Пять минут и еще пять,

Так проходит двадцать пять.

Соня глазки открывает,

недовольно он вздыхает:

"-Почему так рано утро наступает?"

Случится, в солнечный денёк

Ты в лес уйдёшь поглуше-

Присядь попробуй на пенёк,

Не торопись, послушай. (Я. Аким)

Рая, Машенька и Женька,

Мойте руки хорошо.

Не жалейте мыла!

Я уж стол накрыла.

Всем поставила приборы,

Всем салфетки раздала.

Я вам супу налила.

Уже за окошком темнеет,

И вечер зевнул на ходу.

Из детского сада спешу я скорее,

Я к маме любимой иду! …

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою на дороге,

Прислонившись к иве.

Добрый вечер, сад, сад,

Все деревья спят, спят.

И мы тоже все заснём,

Только песенку споём.

Спят усталые игрушки,

Одеяла и подушки

Даже сказка спать ложится,

Чтобы ночью нам присниться,

Как были зелёны…

Ясно солнышко закатилось,

Светла месяца не видать нигде,

В тучи спрятались,

И темным-темна ночь осенняя!

Я с улыбкой просыпаюсь,

Думаю, что это мудро,

Начинать с улыбкой утро.

Полон день забот, хлопот-

Быстро времечко идёт.

Надо только захотеть-

Сможешь многое успеть.

Славно посидеть за чаем,

Поиграть, пошить, попеть.

Подустали мы немножко.

Ночь крадется черной кошкой

И под звёздный перезвон

Сказочный мурлычет сон.

Вчера, сегодня, завтра.

Чтоб скорей дождаться

Дети спать ложатся

Рано, без огня. (А. Барто)

В сад сегодня выносить мы не будем Машу.

На морозе простудить

Можно куклу нашу.

Завтра вы спать еще будете детки,

А уж мы все понесемся на юг.

Нет там не стужи теперь, ни дождей,

Ветер листвы не срывает с ветвей.

Дремлет взрытая дорога,

Ей сегодня примечталось,

Что совсем, совсем немного

Ждать зимы седой осталось

Мама! Глянь-ка из окошка-

Знать, вчера недаром кошка

Грязи нет, весь двор одело,

Видно, есть мороз. (А. Фет)

А вчера с зарёй

Все грачи летали

Да, как сеть, мелкали

Вон за той горой. (А. Фет)

В январе, в январе

Много снега на дворе,

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печку,

В небо дым идёт столбом. (С. Маршак)

С января, листая год,

Отправляемся в поход.

Неуютно в феврале-

Бродят вьюги по земле.

В марте солнышко пригрело-

Ручейки поют в апреле

Под весёлый звон капели.

В тёплом и весёлом мае

Всё поёт, всё расцветает.

Ягоды в июне зреют,

Травы выше и сочнее.

Как прохладною рукой

Манит нас июль рекой.

В сентябре взгрустнулось вдруг-

Птицы собрались на юг.

Солнце реже светит-

В октябре то дождь, то ветер.

В ноябре кусты горят-

Снег, декабрь, конец похода…

Не устали? С Новым годом!

На пруду каток хороший,

Лёд сверкает, как стекло.

На коньках бежит Алёша,

И в мороз ему тепло. ( Г.Ладонщиков)

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз.

Обновил коньки, салазки,

Ёлку из лесу привёз.

Рождество и Новый год,

Белый снег и синий лёд,

И сугробы у ворот.

Солнышком весна лучится.

Стаял снег, вернулись птицы.

В сарафане, в босоножках,

С земляничкою в лукошке

Манит лето, хоть чуть-чуть,

На природе отдохнуть.

Осень желтою листвою

Осыпает нас с тобою,

В школу детвору зовёт,

Придумала мать дочерям имена:

Вот – Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса.

А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды -

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Пройдёт зима холодная,

Настанут дни весенние,

Теплом растопит солнышко,

Как воск, снега пушистые,

И вместе с травкой бархатной

Взойдут цветы душистые.

Снег теперь уже не тот,

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лёд,

Будто раскололи. (С.Маршак)

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне…

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

Я пройдусь по лесам,

Много птичек есть там:

Все порхают, поют,

Гнёзда теплые вьют.

Я пройдусь по лугам,

Мотылёчки есть там:

Как красивы они

В эти майские дни!

В саду щебечут птицы

На одуванчик только дунь-

И весь он разлетится. (С.Маршак)

Собираем в августе

Много людям радости

После всех трудов. (С.Маршак)

На зеленом, на лугу

Пляшет Олечка в кругу.

А весёлый хоровод

Плясовую ей поёт.

Ярко светит солнце,

В воздухе тепло,

И куда не глянешь,

Всё кругом светло.

На лугу пестреют яркие цветы,

Золотом облиты тёмные листы.

А вчера с зарёй

Все грачи летали

Да как есть мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно. (А.Фет)

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

Бусы красные – рябине,

Фартук розовой - осине,

Жёлтый зонтик - тополям,

Фрукты осень дарит нам.

Листья падают разные

С тополей и дубов.

Листья, падая, кружатся

И летят, и летят.

Дождик так и льётся,

Осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят,

Лишь вдали красуется, там на дне долин

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Ясным утром сентября

Хлеб молотят сёла.

Мчатся птицы за моря

И открылась школа.

Солнце спряталось за тучи,

Ветер сильный, холодно,

Листья сыплются, и в кучи

Ветром все их намело.

Речка ходит так сердито,

Лес так жалобно шумит,

Небо тучами закрыто,

Небо дождиком грозит.

Птички все прижались в поле,

Рыбки спрятались на дно…

Холодно все, холодно!

Загадки о временах года.

На земле живут сестрички,
У сестричек - по косичке.
Вот зеленая косичка:
Это первая сестричка.
Пашет, сеет, поливает,
Почкам глазки открывает. (весна)

Разноцветная косичка -
Загорелая сестричка.
Тоже трудится умело,
Чтобы все росло и зрело. (лето)

Золотистая косичка -
Это рыжая сестричка.
Убирает, веет, косит,
Урожай в амбары носит. (осень)

А четвертая косичка -
Белоснежная сестричка.
Все укроет одеялом,
Все разгладит, приберет,
А потом земле усталой
Колыбельную споет. (зима)

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает -
Когда это бывает?

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад -

Заглянул к нам месяц .

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель -

В гости к нам пришел .

Сад примерил белый цвет,

Соловей поет сонет,

В зелень наш оделся край -

Нас теплом встречает.

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут .

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня. (весна).

Мы сегодня рано встали,
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла. (весна)!

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой - улей - пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает.
Когда это бывает? (Летом.)

Жаркий шар на небе светит

Этот шар любой заметит.

Утром смотрит к нам в оконце,

Радостно сияя, . (солнце)

Мчится по холмам змея,

Влагу деревцам неся.

По полям течет . (река)

Они легкие, как вата,

По небу плывут куда-то.

Держат путь издалека

Вот брильянты на листочках,

Вдоль дорожек и на кочках -

Это что за чудеса?

По утру блестит . (роса)

Заслонили тучи солнце,

Гром раскатисто смеется.

В небе молний полоса -

Сыплется из туч горох,

Прыгает к нам на порог.

С крыши катится он в сад.

Что такое? Это - . (град)

А в июне белый снег

Вновь порадовал нас всех. -

Будто рой ленивых мух,

С тополей слетает . (пух)

Он поплачет над садами -

Сад наполнится плодами.

Даже пыльный подорожник

Рад умыться в летний .

Солнце вечером заходит,

В небе кисточкой проводит.

Уходить не хочет зря.

Остается след - . (заря)

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
Купаться приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я. (лето).

Солнце печет,
Липа цвет
Рожь колосится,
Золотая пшеница.
Кто знает, кто знает,
Когда это бывает?

Пусты поля,
Мокнет земля,
Лист опадает -
Когда это бывает? (Осенью.)

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?(октябрь)

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да!(ноябрь)

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это -.

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Собрались все в стайки .

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно. (листопад)

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ!

Солнце больше нас не греет,

Холодком поземка веет!

Дунул в лужу ветерок

Дождь и слякоть, грязь и ветер,

Осень, ты за все в ответе!

Мерзнет, мерзнет человек,

Выпал первый белый .

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я. (осень).

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.

Что там шепчут листья?
Подойдем и спросим.
Листья отвечают: … (это осень).

Когда это бывает?(Зима)

Чьи рисунки на окне,

Как узор на хрустале?

Щиплет всякого за нос

Зимний дедушка . (мороз)

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим .

Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Кружит снег она вдоль улиц,

Словно перья белых куриц.

Северная гостья . (вьюга)

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

Кто зимой метет и злится,

Дует, воет и кружится,

Стелет белую постель?

Дел у меня немало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю
Белю поля, дома
Зовут меня.

Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят. (Месяцы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурс "Эрудит" предназначен для начальной школы. Его можно проводить среди 1-2 классов. Конкурс состоит из трёх отборочных туров, трёх игр и одной командной игры. В каждой из трёх игр принимает участие по 2 человека из каждой команды. От каждого класса выбирается команда "Эрудитов" из 6 человек. Каждая команда придумывает себе название, девиз. На столах у команд лежат карточки с цифрами: 1, 2, 3, 4. Участники конкурса поднимают карточки с той цифрой, ответ которой соответствует, по их мнению, правильному варианту ответа. На полу приклеины полоски для каждой команды. Та команда, которая правильно отвечает на вопрос, продвигается на 1 полоску вперёд, та, которая не отвечает верно, остаётся на месте. Таким образом проходят все игры. Побеждает та команда, которая набрала больше очков.

Побежали дети в дом,
Потому что грянул гром.
А за громом, что стена,
С неба хлынула вода.
Капли в окна нам стучали.
“Ливень! Ливень!” – все кричали.
Ветер гнул деревья, ели…
Хорошо, что мы успели
Убежать от ливня в дом.
Плохо мокнуть под дождём

Ливень

  • Подвести детей к тому, что от дождя можно спрятаться под зонтиком. Обратить внимание на красивый, необычный зонтик с капелькой на кончике.
  • Капелька с нами играет в любом варианте игры.

“НАЙДИ КАПЕЛЬКУ”

Цель: Закрепить и расширить пространственные представление: справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади, между.

Ход игры: Создаём игровую мотивацию “Путешествие капельки”. Взрослый помещает капельку в определённое место зонтика. Задаёт вопрос ребёнку на ориентировку: “Между какими предметами находится капелька? Что находится от капельки вверху, внизу?” и т.д.

“ТРАНСФОРМЕР”

Цель: Формировать знание о геометрических фигурах с использованием обобщающих слов. Закреплять умение классифицировать. Объединять группы предметов и удалять из групп часть (части) предметов. Устанавливать взаимосвязь между целой группы и частью; находить части целого и целое по известным частям.

Ход игры: Взрослый предлагает детям перечислить геометрические фигуры, из которых состоит предмет. К каждому предмету надо задать вопрос на обобщение, классификацию.

Например: Ребёнок рассматривает тетрадь и ручку. На какие геометрические фигуры похожи предметы? Что ещё понадобиться ученику в школе. Назови это одним словом? и т. д.

Или взрослый предлагает ряд предметов из мебели при этом они все прямоугольной формы, а один предмет круглый. Спросить у ребёнка, что лишнее.

Цель игры: Совершенствовать чувственный опыт детей через тактильное восприятие предметов; развивать чувство веса, учить уравнивать предметы. Развивать “чувство веса”. Упражнять в сравнении предметов по тяжести (тяжелее – легче) путём взвешивания их на ладонях. Обогащать представления о цветах и их оттенках.

Ход игры:

Выложить перед ребёнком мешочки. Предложить на ощупь определить, что в нем находиться (гречка, песок, вата, стружки, бобы, семечки, и т. д.), назвать цвет мешочка. Ребёнок, который ответил правильно подвешивает мешочек к зонтику на пуговку, которая пришита на всех краях зонтика.

Подвесить с одной стороны зонтика мешочек (лёгкий или тяжелый) и предложить ребёнку уровнять зонтик с помощью подвешивания другого мешочки с противоположной стороны

Цель: Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по величине (длина, толщина, ширина) цвету; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры: Предложить детям назвать ленточку и найти ей пару по длине, ширине, толщине, цвету. Из ленточки предлагается завязать бантик, тем самым украсить зонтик и научится делать бантики из разных ленточек.

“ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ”

Цель: Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (6 больше 5 на 1, а 5 меньше 6 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 ( в пределах 10). Учить называть числа в прямом и обратном порядке; последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.

  • Дети рассматривают различные фигуры на зонтике, считают количество того или иного предмета( например: геометр фигуры, сердечки, посуда, домики, ленточки, и т .д. ) и показывает нужную цифру
  • Ребёнок показывает цифры в прямом и обратном порядке
  • Дети показывают последующее или предыдущее число, число больше на 1, число меньше на 2 и т. д.

“НАЗОВИ И ПОКАЖИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ”

Формировать знания о геометрических формах; называть отличительные особенности; соотносить их по величине.

  • Предложить ребёнку украсить зонтик геометрическими формами. Можно загадать загадку.
  • Предложить на ощупь с закрытыми глазами определить фигуру.
  • На что похожа? Какую фигурку можно из неё сделать?
  • Закреплять представление детей о последовательности дней, месяцев, года.
  • Развивать чувство времени – длительность временных интервалов (1, 5, 10 минут , 1 час).
  • Научить ребёнка ориентироваться в сезонных изменениях. Активизировать речь и память.

Ход игры: Детям предлагается с помощью маленькой стрелочки показать определённое время года, а большой стрелочкой месяц; отметить особенности времени года и месяца.

На земле живут сестрички,
У сестричек – по косичке.
Вот зелёная косичка:
Это первая сестричка.
Пашет, сеет, поливает
Почками глазки открывает. (Весна)

Золотистая косичка –
Это рыжая сестричка.
Убирает, веет,
Косит, урожай в амбары носит. (Осень)

  • На ручке зонтика рассмотреть порядок дней недели. Назвать по порядку; с конца на начало; что идет после среды; перед пятницей; между понедельником и средой и т. д.
    “Какой сегодня день?” Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья осталось бы столько дней, сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой же сегодня день ? (Среда)
      Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
    • Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.
    • Закреплять временные понятия: утро, день, вечер ,ночь.
    • Напомнить детям значение большой и маленькой стрелки; назначение циферблата.
    • Взрослый предлагает показать, сколько сейчас времени, перевести на 1 час раньше, позже;
    • Показать в какое время у нас проходят те или иные режимные моменты.

    Две сестрички друг за другом
    Пробегают круг за кругом:
    Коротышка – только раз,
    Та, что выше – каждый час. (Стрелки часов)

    Прелестное время года загадано. Люблю этот период, когда он теплый, не дождливый. Время уборки основного урожая и сбора грибов. Эмоциональная составляющая зашкаливает-) от красоты природы, которая окрашивается яркими цветами. На деревья посмотрите, это же буйство какое-то! Про бабье лето не говорю, очень кстати оно случается в этот после летний период, которой самой природой осуществляет переход в ОСЕНЬ

    Ой, натворить он действительно может. И когда он бушует- нет спасения. Раньше было еще хуже- почти все дома были деревянными. И тогда бушевал ОГОНЬ по всему поселку. Но теперь вода не всегда обязательна. Потому что появились средства тушения с пеной что перекрывают огню доступ воздуха и он задыхается. Но в любом случае, ОГОНЬ- большое зло.

    Ну раз загаданное слово состоит из четырех букв русского алфавита, то предположу, что правильным ответом может быть слово "ТЕНЬ". Она есть у всего вышеперечисленного в вопросе-загадке. Все материальное, все то, что можно потрогать или прикоснуться к нему, имеет тень. Или правильнее отбрасывает тень.

    Загадка не такая и сложная как оказалось. Сперва я подумал о таком цветке как "одуванчик", все-таки тоже растет на лугах и найти можно в траве. Да и по форме и цвету очень похоже на солнце. Но не подходит по количеству букв. А букв в загаданном слове как мы все уже знаем 7. Это стоит учитывать при поиске ответа на загадку.

    Ну а следующим вариантом ответа, и он же правильный, было слово "РОМАШКА". Тем более, что есть подсказка в загадке, что это "солнце" имеет белые лучи. Ну и конечно же подходит по количеству букв в слове. Ну а вообще очень много цветков, которые нас радуют летом, которые растут на лугах.

    Интересная загадка. Гвозди - гвОздики - гвоздИки. Вот таким получается ход мыслей в процессе поиска ответа на нее. Останавливаешься в раздумьи, прервав естественный ход этих мыслей: почему "дикие".

    Дикие гвоздики. Вспомнила. Так бабушка называла мелкие пахучие гвоздики, невысокие кустики которых каждый год расцветали у нее в палисаднике. Да и в других дворах и на дачах тоже.

    Так что неудивительно это сопоставление мелких гвОздиков с мелкоцветковыми гвоздИками. Как и приглашение полюбоваться их цветением.

    В отличие от гвоздик крупных, эти никогда не ассоциировались с печальными событиями.

    Ответ на загадку: недостающее слова "гвоздИками".

    Колокольчики. Здесь загаданы цветочки колокольчики.

    Дружные ребята -растут по нескольку штук на одном стебельке. Красивые цветы. Бывают голубого, белого и даже розового цветов. Их можно встретить и в поле и в изысканном букете. Соответственно и называют их полевыми и декоративными.

    Читайте также: