У растений зеленая окраска доминирует над белой при скрещивании зеленых растений получили 44

Обновлено: 04.07.2024

В линии 28 на ЕГЭ по биологии учащиеся должны решить задачу по генетике. В предлагаемом ресурсе рассматривается неполное наследование признаков при моногибридном и дигибридном скрещивании.
Цель: Дать учащимся рекомендации по выполнению задания линии 28 при подготовке к ЕГЭ.

Задачи: информировать учащихся о типах задач по генетике; познакомить с правилами решения задач линии 28 на примере неполного наследования признаков; мотивировать учащихся к успешной подготовке к ЕГЭ.

Материал состоит из теоретического обоснования темы, двух решённых задач и шести задач для самостоятельной работы. Данный материал можно использовать при изучении неполного наследования признаков в 9-10 классах, а также при подготовке к ВПР и олимпиаде по биологии.

Теоретическое обоснование темы

Взаимодействие аллельных генов происходит по следующим направлениям:

Полное доминирование – доминантная аллель полностью скрывает присутствие рецессивной аллели (1 закон Менделя, или закон доминирования).

Неполное доминирование – проявление промежуточного признака.

Кодоминирование – проявление у гетерозигот признаков, детерминируемых двумя аллелями.

Сверхдоминирование – доминантный ген в гетерозиготном состоянии имеет более сильное проявление, чем в гомозиготном.

Множественные аллели – иногда к числу аллельных генов могут относиться не два, а большее число генов.

Неполное доминирование — один из видов взаимодействия аллельных генов, при котором один из аллельных генов (доминантный) в гетерозиготе не полностью подавляет проявление другого аллельного гена (рецессивного), и в F1 выражение признака носит промежу­точный характер. Так, при скрещивании ночной красавицы с красной окраской цветков (АА) с растением, имеющим белые цветки (аа), в F1, все растения имеют промежуточную розовую окраску цветков (Аа).


Неполное доминирование очень широко распространено в природе. Оно обнаружено при изучении наследования окраски цветков у многих растений, строения перьев у птиц, окраски шерсти у крупного рогатого скота и овец, ряда биохимических признаков у человека и др.

Примером неполного доминирования могут быть андалузские куры, которые получены от скрещивания чистопородных черных кур и "обрызганных белых". Черная окраска кур обусловлена аллелем, который отвечает за синтез пигмента меланина ("B"). У "обрызганных белых" кур этот аллель отсутствует ("bb"). А у гетерозигот меланин синтезируется в небольшом количестве и дает только голубоватый отлив в оперении. При скрещивании таких гибридов соотношение по фенотипам будет 1 черная : 2 с голубым отливом : 1 белая.


При неполном доминировании гибрид F1 (Аа) не воспроиз­водит полностью ни одного из родительских признаков, выра­жение признака оказывается промежуточным, с большим или меньшим уклонением к доминантному или рецессивному состоя­нию, но все особи этого поколения одинаковы по фенотипу.

Примером неполного доминирования может быть промежу­точная розовая окраска ягоды у гибридов земляники (Fragaria vesca), полученных от скрещивания форм с красной и белой ягодами (рис. 1).



Наследование окраски ягоды при неполном до­минировании у земля­ники: АА — красная; аа — белая; Аа — розовая окраска.

Задача 1. У земляники красная окраска ягод неполно доминирует над белой. Какое потомство следует ожидать от скрещивания двух растений с розовыми ягодами? Запишите генотипы и фенотипы гибридов.

Решение: обозначим доминантный ген буквой А, а рецессивный – а. Отметим, что доминантные гомозиготы будут иметь красные ягоды, рецессивные гомозиготы – белые, а гетерозиготы – розовые.
Записываем ход скрещивания. Обе родительские формы – гетерозиготы. Так как по условию они имеют розовые ягоды. Гетерозиготы дают два типа гамет.
Схема решения задачи:


Признак, фенотип Ген, генотип

Красная окраска ягод А (неполное доминирование принято обозначать чертой над буквой)

129. Проанализируйте представленную в учебнике схему наследования признаков при дигибридном скрещивании. Заполните пропуски в предложенном алгоритме решения задачи на дигибридное скрещивание

1. Запишем объект исследования и обозначение генов

ОбъектГенПризнак
Горох А желтая окраска семян
а зеленая окраска семян
В гладкая форма семян
в морщинистая форма семян

2. Определим генотипы родителей, типы гамет и запишем схему скрещивания

Р

желтый гладкий

ААВВ

×

зеленый морщинистый

аавв

Гаметы АВ ав
F1 желтый гладкий АаВв
Гаметы АВ, Ав, аВ, ав

3. Составим решетку Пеннета

АаВв 1\4 АВ 1\4 Ав 1\4 аВ 1\4 ав
АаВв
1\4 АВ 1\16 желтый гладкий ААВВ 1\16 желтый гладкий ААВв 1\16 желтый гладкий АаВВ 1\16 желтый гладкий АаВв
1\4 Ав 1\16 желтый гладкий ААВв 1\16 желтый морщинистый ААвв 1\16 желтый гладкий АаВв 1\16 желтый морщинистый Аавв
1\4 аВ 1\16 желтый гладкий ААВв 1\16 желтый гладкий АаВв 1\16 зеленый гладкий ааВВ 1\16 зеленый гладкий ааВв
1\4 ав 1\16 желтый гладкий АаВв 1\16 желтый морщинистый Аавв 1\16 зеленый гладкий ааВв 1\16 зеленый морщинистый аавв

130. На основании анализа результатов, полученных в задании 129, ответьте на вопросы

1) Сколько типов гамет образует родительское растение с желтыми гладкими семенами? – 2 . С зелеными морщинистыми семенами? – 2

2) Какова вероятность (%) появления в результате первого скрещивания растений F1 с желтыми семенами? 50 . С зелеными семенами? 50

3) Какова вероятность (%) появления в результате первого скрещивания растений F1 с желтыми гладкими семенами? 25 . С желтыми морщинистыми? 25 . С зелеными гладкими? 25 . С зелеными морщинистыми? 25

4) Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения? 2

5) Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов первого поколения? 2

6) Сколько типов гамет образует растение F1 с желтыми гладкими семенами? 4

7) Какова вероятность (%) появления в результате самоопыления растений F2 с желтыми семенами? 50 . С зелеными семенами? – 50

8) Какова вероятность (%) появления в результате скрещивания растений F2 с желтыми гладкими семенами? 25 . С желтыми морщинистыми? 25 . С зелеными гладкими? 25 . С зелеными морщинистыми? 25

9) Сколько разных генотипов может быть среди гибридов второго поколения? – 9

10) Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов второго поколения? – 4

131. Решите задачу

У человека праворукость доминирует над леворукостью, а карий цвет глаз – над голубым. В брак вступает кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой, и голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой. 1) Сколько разных фенотипов может быть у их детей? 2) Сколько разных генотипов может быть среди их детей? 3) Какова вероятность (%) того, что у этой пары родится ребенок-левша?

А – праворукость, а – леворукость

В – карие глаза, в – голубые глаза

Генотип мужчины – АаВв, женщины – Аавв

132. Решите задачу

Черная окраска шерсти и висячее ухо у собак доминируют над коричневой окраской и стоячим ухом. Скрещивались чистопородные черные собаки с висячими ушами с собаками, имеющими коричневую окраску шерсти и стоячие уши. Гибриды скрещивались между собой. 1) Какая часть щенков F2 фенотипически должна быть похожа на гибрид F1? 2) Какая часть гибридов F2 должна быть полностью гомозиготна? 3) Какая часть щенков F2 должна быть с генотипом, подобным генотипу гибридов F1?

А – черный цвет, а – коричневый цвет

В – висячее ухо, в – стоячее ухо

Определим генотипы родителей, типы гамет и запишем схему скрещивания

Р

черная, висячие уши

ААВВ

×

коричневая, стоячие уши

аааа

Гаметы А,В а,в
F1 черная, висячие уши АаВв

133. Решите задачу

Черная окраска у кошек доминирует над палевой, а короткая шерсть – над длинной. Скрещивались чистопородные персидские кошки (черные длинношерстные) с сиамскими (палевые короткошерстные). Полученные гибриды скрещивались между собой. 1) Какова вероятность (%) получения в F2 чистопородного сиамского котенка? 2) Какова вероятность (%) получения в F2 котенка, фенотипически похожего на персидского? 3) Какова вероятность (%) получения в F2 длинношерстного палевого котенка?

А – черная окраска, а – палевая

В – короткая шерсть, в – длинная

Определим генотипы родителей, типы гамет и запишем схему скрещивания

Р

черная, длинная шерсть

ААвв

×

палевая, короткая шерсть

ааВВ

Гаметы А,в а,В
F1 черная, короткая шерсть АаВв

134. Закончите предложение

Сцепленными называются гены, находящиеся в одной хромосоме и наследуемые сцепленно

135. Ниже приведены открытия, которые принадлежат Г. Менделю и Т. Моргану. Распределите нижеперечисленные открытия в соответствии с их принадлежностью ученым:

а) установлена независимость наследственных признаков

б) установлено, что носителями наследственных признаков являются хромосомы

в) сформулировано положение о сцеплении генов в хромосоме

г) выявлены количественные закономерности наследования признаков

д) установлен характер проявления признака

е) установлен механизм определения пола у животных (самцы и самки различаются по набору хромосом)

Открытия Г. Менделя – а, б, г, д

Открытия Т. Моргана – в, е

129-1

1) Сколько типов гамет образует родительское растение с желтыми гладкими семенами? – 1. С зелеными морщинистыми семенами? – 1 .
2) Какова вероятность (%) появления в результате первого скрещивания растений F1 с желтыми семенами? 100. С зелеными семенами? 0.
3) Какова вероятность (%) появления в результате первого скрещивания растений F1 с желтыми гладкими семенами? 100. С желтыми морщинистыми? 0. С зелеными гладкими? 0. С зелеными морщинистыми? 0.
4) Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения? 1.
5) Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов первого поколения? 1.
6) Сколько типов гамет образует растение F1 с желтыми гладкими семенами? 4.
7) Какова вероятность (%) появления в результате самоопыления растений F2 с желтыми семенами? 75. С зелеными семенами? – 25.
8) Какова вероятность (%) появления в результате скрещивания растений F2 с желтыми гладкими семенами? 56, 25. С желтыми морщинистыми? 18,75. С зелеными гладкими?18,75. С зелеными морщинистыми? 6,25.
9) Сколько разных генотипов может быть среди гибридов второго поколения? – 9.
10) Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов второго поколения? – 4.

131. Решите задачу.
У человека праворукость доминирует над леворукостью, а карий цвет глаз – над голубым. В брак вступает кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой, и голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой. 1) Сколько разных фенотипов может быть у их детей? 2) Сколько разных генотипов может быть среди их детей? 3) Какова вероятность (%) того, что у этой пары родится ребенок-левша?
Решение.
А – праворукость, а – леворукость.
В – карие глаза, в – голубые глаза.
Генотип мужчины – АаВв, женщины – Аавв.
Составим решетку Пеннета.

131-1

132. Решите задачу.
Черная окраска шерсти и висячее ухо у собак доминируют над коричневой окраской и стоячим ухом. Скрещивались чистопородные черные собаки с висячими ушами с собаками, имеющими коричневую окраску шерсти и стоячие уши. Гибриды скрещивались между собой. 1) Какая часть щенков F2 фенотипически должна быть похожа на гибрид F1? 2) Какая часть гибридов F2 должна быть полностью гомозиготна? 3) Какая часть щенков F2 должна быть с генотипом, подобным генотипу гибридов F1?
Решение.
А – черный цвет, а – коричневый цвет.
В – висячее ухо, в – стоячее ухо.
Определим генотипы родителей, типы гамет и запишем схему скрещивания.

132-1

133. Решите задачу.
Черная окраска у кошек доминирует над палевой, а короткая шерсть – над длинной. Скрещивались чистопородные персидские кошки (черные длинношерстные) с сиамскими (палевые короткошерстные). Полученные гибриды скрещивались между собой. 1) Какова вероятность (%) получения в F2 чистопородного сиамского котенка? 2) Какова вероятность (%) получения в F2 котенка, фенотипически похожего на персидского? 3) Какова вероятность (%) получения в F2 длинношерстного палевого котенка?

Решение:
А – черная окраска, а – палевая.
В – короткая шерсть, в – длинная.
Определим генотипы родителей, типы гамет и запишем схему скрещивания.

133-1

134. Закончите предложение.
Сцепленными называются гены, находящиеся в одной хромосоме и наследуемые сцепленно.

135. Ниже приведены открытия, которые принадлежат Г. Менделю и Т. Моргану. Распределите нижеперечисленные открытия в соответствии с их принадлежностью ученым:
а) установлена независимость наследственных признаков;
б) установлено, что носителями наследственных признаков являются хромосомы;
в) сформулировано положение о сцеплении генов в хромосоме;
г) выявлены количественные закономерности наследования признаков;
д) установлен характер проявления признака;
е) установлен механизм определения пола у животных (самцы и самки различаются по набору хромосом).
Открытия Г. Менделя – а, б, г, д.
Открытия Т. Моргана – в, е.

1751. У львиного зева красная окраска цветка (A) неполно доминирует над белой. Гибридное растение имеет розовую окраску. Узкие листья (B) неполно доминируют над широкими. У гибридов листья имеют среднюю ширину. Гены располагаются в разных хромосомах.

Какое потомство получится от скрещивания растения с красными цветками и средними листьями с растением, имеющим розовые цветки и средние листья? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и фенотипы потомства от этого скрещивания. Составьте схему решения задачи.

Добавить в избранное

1) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии

2) Соотношение генотипов и фенотипов F1:
AABb - 25% растений будет иметь красные цветки и средние листья
AaBb - 25% розовые цветки и средние листья
AABB - 12,5% будут иметь красные цветки и узкие листья
AaBB - 12,5% розовые цветки и узкие листья
Aabb - 12,5% розовые цветки и широкие листья
AAbb - 12,5% красные цветки и широкие листья

3) Тип скрещивания: дигибридное скрещивание с независимым наследованием признаков и неполным доминированием

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1751.

1779. Скрещивали дигетерозиготную самку полевой мыши с серой окраской тела и укороченным хвостом с самцом бурой окраски с укороченным хвостом. Известно, что у полевых мышей длина хвоста контролируется геном, который в доминантном гомозиготном состоянии обеспечивает развитие хвоста нормальной длины, в гетерозиготном состоянии - укороченного хвоста, а в гомозиготном рецессивном - гибель мышей в эмбриональном периоде развития. Составьте схему скрещивания, определите генотипы исходных особей, генотипы и фенотипы потомства. Какое расщепление по фенотипу получится в этом скрещивании? Какой закон наследственности проявляется в скрещивании? Ответ поясните.

Добавить в избранное

1) Генотипы: самка AaBb, самец aaBb

Задание ЕГЭ по биологии

2) Генотипы и фенотипы возможного потомства
1 AaBB - серое тело, хвост нормальной длины
2 AaBb - серое тело, укороченный хвост
1 aaBB - бурое тело, хвост нормальной длины
2 aaBb - бурое тело, укороченный хвост
Особи с генотипами Aabb и aabb погибают на эмбриональной стадии

3) В скрещивании проявляются закон независимого наследования признаков и явление неполного доминирования (промежуточного наследования).

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1779.

1807. Хохлатого зеленого самца канарейки скрестили с хохлатой коричневой самкой. В результате получилось потомство: один хохлатый коричневый самец, один коричневый самец без хохолка и две хохлатые зеленые самки. Составьте схему скрещивания, если известно, что у канареек зеленая окраска обусловлена наличием сцепленного с полом доминантного гена. Наличие хохолка зависит от доминантного аутосомного гена (А), а отсутствие - от рецессивного (а). Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

Добавить в избранное

1) У канареек, как и у всех птиц, гомогаметный пол - мужской (XX)

Задание ЕГЭ по биологии

2) Генотипы и фенотипы возможного потомства (исходя из упомянутых в задаче):
AAX b X b или AaX b X b - самец хохлатый и коричневый
aaX b X b - самец без хохолка коричневый
AAX B Y или AaX B Y - самки хохлатые зеленые

3) В скрещивании проявляется закон независимого наследования признаков и сцепленного с полом наследования

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1807.

1813. Сколько разных фенотипов получится при скрещивании гомозиготного растения с желтыми семенами и растения с зелеными семенами? Ответ запишите в виде числа.

Добавить в избранное

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1813.

1835. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Ген карих глаз наследуется как аутосомный доминантный, а ген цветовой слепоты (дальтонизма) - как рецессивный, сцепленный с X-хромосомой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

Добавить в избранное

1) Генотипы родителей: мать - AaX D X d , отец - aaX D Y
2) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии

3) Генотипы и фенотипы потомства:
AaX D X D , AaX D Y, AaX D X d - кареглазые здоровые (AaX D X d - девочка носитель гена дальтонизма)
aaX D X D , aaX D Y, aaX D X d - голубоглазые здоровые (aaX D X d - девочка носитель гена дальтонизма)
aaX d Y - голубоглазый дальтоник

4) В данном случае действуют законы независимого наследования признаков, сцепленного с полом наследования

Читайте также: