У покрытосеменных растений обитающих в водной среде

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

Сперва вспомним, какие растения называются покрытосеменными. Это те растения, семена которых окружены плодом. Они появились в процессе эволюции намного позже чем голосеменные. Теперь мы понимаем, что покрытосеменные это все деревья, кусты и травы, которые имеют плоды с семенами. То есть покрытосеменные встречаются практически везде. Их нет разве что в водной среде и в Арктике, где условия для растений очень жесткие, как и для насекомых опылителей, которые опыляют цветки большинства покрытосеменных растений.

Все в живой природе подчинено определенным законам, это помогает представителям флоры и фауны выживать в меняющихся условиях действительности. Существуют различные варианты приспособлений растений к среде обитания. Некоторые из них позволяют переносить сезонные изменения, другие — адаптироваться к нехватке влаги, высоким или низким температурам, отсутствию опылителей. Кроме того, за счет некоторых своих особенностей отдельные виды получают возможность размножаться и распространяться.

Приспособление растений к среде обитания

Суть понятия

Различные представители растительного мира распространены практически по всей территории планеты Земля, за исключение Антарктиды, островов в Северном Ледовитом океане, Гренландии и высокогорных массивов. Не все виды произрастают в благоприятных условиях, некоторым приходится выживать при низких температурах, нехватке света и влаги, даже под водой, поэтому они выработали различные варианты адаптации, помогающие им существовать в невероятных условиях окружающей среды. И даже размножаться в ней.

Например, растительность пустыни приспособлена к высокой температуре и недостатку влаги. Кактусы — основные представители этой среды обитания — имеют особенные листья — колючки, которые препятствуют испарения жидкости.

Таким образом, приспособляемость является совокупностью способов, благодаря которым то или иное растение получает возможность обитать в конкретных неблагоприятных условиях природы. Чем более тяжелыми являются условия, тем более хитроумными и нестандартными становятся эти приспособления. Нередко представители различных видов, произрастающие в определенной местности, внешне похожи друг на друга.

Различные варианты

Отдельным видам живых растений приходится расти в тех регионах, где постоянно очень низкие температуры, короткое лето, поэтому период вегетации непродолжителен. Однако сама природа наделила их особенностями, которые помогают справляться с этими факторами. Некоторые растения относятся к морозоустойчивым — способным переносить температурный режим ниже 0 °C. Основные способы:

  • При низких температурах развитие прекращается или замедляется, растения таким образом начинают экономить тепло.
  • Сбрасывают листья.
  • У хвойных видов происходит засмоление почек.
  • Образуется защитный слой — кутикула.

Суть термина и значение

Нередко в регионах с суровыми зимами растительность представлена карликовыми видами (березы, ивы). Высота деревьев совпадает с размерами снежного покрова, который и образует защиту от морозов. Аналогичным способом пережить холода пользуются и стелющиеся виды.

Различные формы приобретает приспособленность растений к среде обитания. Представители флоры, произрастающие в тундре, выработали собственные механизмы адаптации. Прежде всего, условия среды обусловили видовую специфику: в тундре преобладают мхи и лишайники, деревьев нет, а цветковые растения представлены травами, кустарниками и кустарничками.

Последние отличаются карликовостью. Например, в тундре произрастают карликовые ива и береза, морошка, голубика, черника, водяника, кассандра. Формы могут быть как листопадные, так и хвойные. Особенность растений этой среды — крупные цветки яркого окраса. Поскольку лето очень короткое, время цветения совпадает, поэтому в теплый период тундра становится очень живописной и разноцветной. Основные способы выживания:

  • Способность замерзать с плодами или цветками.
  • Живорождение: появление луковичек либо клубеньков вместо цветков.
  • Мелкие листья помогают замедлить испарение влаги.
  • Густое опушение стеблей выполняет эту же функцию.

Морозоустойчивость растений сформировалась в результате онтогенеза, жизненный цикл их находится в непосредственной связи с сезонными ритмами, температурным и световым режимами.

Устойчивость к жаре

При повышенных температурах воздуха избыточное тепло действует на организмы растительного мира аналогично, как перегрев тела человека: появляется обезвоживание, солнечные ожоги, иссушение, что приводит к разрушению белка клеток и последующей гибели. Однако благодаря механизмам адаптации растения научились выживать даже в засушливом пустынном и полупустынном климатах. Особенности таковы:

 Механизмы адаптации к жизни в условиях пустыни

  • Активное испарение влаги, помогающее ускорить ее циркуляцию от корней к листьям.
  • Накопление в цитоплазме органических кислот и иных защитных веществ.
  • Смещение периода вегетации (активной жизнедеятельности) на более благоприятное время. Например, растения степей и пустынь начинают рост весной, до наступления летнего зноя он завершается.

Наблюдаются и изменения в строении: листья таких растений обладают блеском, более светлые, что помогает отражать солнечные лучи, нередко расположены вертикально или свернуты в трубку, благодаря чему теряют меньше жидкости.

Основные способы, помогающие растениям выжить в условиях пустыни:

Особенность Краткая характеристика
Корневая система Является глубокой, благодаря длинному корню растения способны получать влагу из глубинных слоев почвы, где проходят грунтовые воды. Такие растения носят название фреатофитов. Пример — мескитовое дерево, корни которого имеют длину более 20 метров. Второй вариант — очень короткие, но раскидистые корни (у кактусов), позволяющие в сезон дождей впитывать максимальное количество влаги.
Стебель Способны хранить влагу в любой части, в том числе в стеблях. К примеру, кактус запасает ее в своих сочных филлокладиях — стеблях. Восковое покрытие препятствует испарению.
Листья Небольшие по размеру. Покрыты восковым налетом. Многие виды трансформировали листья в колючки или шипы.

Большое количество многолетников пустынь и полупустынь способно оставаться неактивными в самые знойные засушливые месяцы, а активную жизнедеятельность начинают в период дождей. Именно поэтому жизненный цикл у них проходит очень быстро.

Приспособления растений к водной среде

Луг и степь

Другие особенности:

Растения луга и степи

  • Подземные побеги видоизменены в корневища.
  • Корневая система разнообразна, может быть стержневой, луковичной, мочковатой. Как правило, корни различных видов располагаются на разных ярусах, чтобы не создавать конкуренции друг другу.
  • Наличие особых органов размножения: ползучих побегов, корневых отпрысков, столонов.

При увеличении влажности луговое сообщество становится болотным. При снижении же — степным.

Черты приспособленности к среде обитания растений степи также многообразны. Они имеют мощную корневую систему — длинный корень помогает добывать глубинные воды. Кроме того, сильно испаряют влагу, что является защитой от перегревания. Листья некоторых узкие, другие же (например, полынь или степная астра) имеют густое опушение или восковой налет.

Водные условия

Растения водной среды

Приспособления растений к водной среде обитания разнообразны. Например, группа гидетофитов полностью погружена в жидкость, поэтому получает только часть солнечных лучей. Именно поэтому такие растения являются теневыносливыми, а поверхность их органов увеличена.

По берегам водоемов растут гидрофиты, их корни и корневища, а также часть стебля погружена в воду. Они выживают благодаря тому, что наделены межклеточными промежутками, осуществляющими доставку кислорода к тем органам, которые погружены под воду.

Следующая группа растений — гигрофиты, они приспособлены к нормальному функционированию в условиях избыточной влажности. Их листья покрывает тонкий слой кутикулы, а за счет широких межклетников обеспечивается достаточная поверхность испарения.

Другие интересные признаки:

  • Часто отсутствуют сосудистые пучки или они недоразвиты.
  • Преобладание вегетативного размножения.
  • Листья перистые, тонкие.
  • Стебель часто узкий, но очень длинный.

Основная часть высших водных растений является многолетниками, при зимовке опускается на дно своего места обитания, переживает холода в виде клубней, корневищ и зимующих почек.

Другие механизмы

Черты и варианты приспособленности

Биологическая классификация растений по отношению к свету предполагает выделение трех групп: гелиофиты, сциофиты и теневыносливые. Первые, также называемые светолюбивыми, предпочитают произрастать в лугах и степях, равнинах и иных условиях открытого грунта, что обеспечивает им изобилие света. В противном случае их развитие угнетается. Однако они имеют способность видоизменяться в неблагоприятных условиях: становятся высокими, изгибаются по направлению к источнику света. Деревья нередко естественным образом приобретают однобокую крону.

Вторая группа растений — тенелюбивые. Они встречаются в пещерах, верхних почвенных слоях, расщелинах скал. Окраска листьев — темная из-за повышенного содержания хлорофилла, опущения нет, кутикула выражена слабо.

К теневыносливым относится большая часть деревьев, обладающих густой кроной, а также травы лесов. Их внешние особенности таковы: крона густая, нижние ветви не отмирают, листовая мозаика выражена.

Опыления в жизни растений

Для защиты от поедания птицами и животными растения окрашены в предостерегающую окраску, содержат ядовитые вещества или колючки.

Механизмы адаптации отличаются многообразием, но в своей совокупности они помогают растениям преодолевать негативное воздействие неблагоприятных факторов, выживать и размножаться. Разные способы сопротивления факторам среды очень важны, ведь представителям флоры нередко приходится прикладывать определенные усилия к тому, чтобы не погибнуть от нехватки влаги, света или тепла.

эволюция и экологические закономерности
Первичный бал: 1 Сложность (от 1 до 3): 1 Среднее время выполнения: 1 мин.

Задание представляет из себя качественный биологический вопрос, ответ на который должен состоять из 3 и более пунктов. Уровень сложности – высокий, за правильное выполнение полагается 3 балла.

  1. У покрытосеменных растений появился цветок — специализированный орган , приспособленный к половому размножению.
  2. Двойное оплодотворение , в результате которого образуется семя .
  3. Семена находятся в плодах, которые имеют разные приспособления к размножению.

Примечание В пункте 3) вернее указывать в плодах, которые имеют разные приспособления к расселению (распространению). Например, крылатки клена; яркий околоплодник вишни и т.д.

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. Эти животные имеют сходную среду обитания, к которой возникли одинаковые приспособления.
  2. Сходное расположение глаз и ноздрей на голове (на возвышенности), которое является приспособлением к лучшему обзору и дыханию.
  3. Обтекаемая форма тела.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. Имеют две полностью замкнутые мембраны. При этом внешняя сходна с мембранами вакуолей, внутренняя — бактерий.
  2. Размножаются бинарным делением (причем делятся иногда независимо от деления клетки).
  3. Генетический материал — кольцевая ДНК, не связанная с гистонами, имеют свой аппарат синтеза белка — рибосомы и др. Рибосомы прокариотического типа.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. Макроэволюция — это совокупность эволюционных преобразований, протекающих на уровне надвидовых таксонов.
  2. Сущность макроэволюционных преобразований составляет изменение генетической структуры видов и надвидовых структур.
  3. Это процесс образования надвидовых систематических групп.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. Индустриальный меланизм — это явление, когда из-за развития промышленности и загрязнения воздуха в Англии в 19-20 веках произошло увеличение числа темноокрашенных бабочек по сравнению со светлоокрашенными.
  2. Причина изменения направления естественного отбора в пользу темноокрашенных бабочек — загрязнение стволов берез копотью в промышленных районах, что дает преимущество в маскировке темноокрашенным бабочкам.
  3. Это появление движущей формы естественного отбора.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. Клетка участвует в постоянном обмене веществ и энергии с окружающей средой .
  2. Клетка отвечает на сигналы внешней среды и возвращается к исходному состоянию. Ее реакции обратимы.
  3. Клетка способна к регуляции своего химического состава.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. Митохондрии являются энергетическими станциями клетки, в них синтезируются и накапливаются молекулы АТФ;
  2. для интенсивной работы сердечной мышцы необходимо много энергии, поэтому содержание митохондрий в ее клетках наиболее высокое;
  3. в печени количество митохондрий по сравнению с поджелудочной железой выше, так как в ней идет более интенсивный обмен веществ .

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. ДНК построена по типу двойной спирали, и-РНК — одноцепочечная.
  2. В нуклеотидах ДНК углевод дезоксирибоза и азотистое основание тимин
  3. В нуклеотидах и-РНК — рибоза и урацил.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Для поступления веществ в клетку существуют следующие пути:

  1. Фагоцитоз — поглощение,захватывание твердых частиц клеточной мембраной и последующее их переваривание.
  2. Пиноцитоз — поглощение жидкостей клеточной мембраной;
  3. Диффузия и осмос процессы поступления веществ из области с большей концентрацией, в область с меньшей концентрацией. Частным случаем осмоса является проникновение веществ через полупроницаемую мембрану.
  4. Активный транспорт — перенос веществ против градиента концентрации,происходящий с затратами энергии.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. Для реакций пластического обмена (для синтеза веществ) нужна энергия АТФ, которая образуется в результате энергетического обмена.
  2. А для реакций энергетического обмена (для распада веществ) нужны вещества, которые синтезируются в результате пластического обмена.
  3. В результате пластического обмена (биосинтеза белков) образуются ферменты, которые участвуют в реакциях энергетического обмена.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. Сходства: содержат одинарный набор хромосом, вырабатываются в яичниках, самостоятельно не способны к передвижению, имеют округлую форму.
  2. Различия: в размерах (у человека невидимая простым глазом), в кариотипе (разное количество , размеры, формы хромосом), в содержании питательных веществ, в расположении (у лягушки — в откладываемых в воду икринках, у человека — внутри организма).

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. В G1-период (пресинтетический период) идет синтез РНК: иРНК — транскрипция , рРНК, тРНК — необходимых для биосинтеза белка), идёт подготовка к удвоению молекул ДНК.
  2. В S-периоде — происходит удвоение ДНК (ИЛИ репликация ДНК)
  3. В G2-период (постсинтетический период) начинается связывание нитей ДНК с белками гистонами, начинается спирализация ДНК (которая занчивается в профазу)

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. Мейоз — основа образования гамет с гаплоидным набором хромосом.
  2. Образование зиготы с диплоидным набором хромосом происходит в результате оплодотворения.
  3. Деление клеток путем митоза — основа роста дочернего организма.

Таким образом митоз , мейоз и оплодотворение — основа сохранения постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. В биосфере протекают биогеохимические процессы, проявляется геологическая деятельность организмов;
  2. происходит непрерывный процесс круговорота веществ, регулируемый деятельностью организмов;
  3. биосфера преобразует энергию Солнца в энергию органических веществ.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB24497 Экосистемы влажного экваториального леса и пустыни Сахары получают сходное количество солнечной энергии за год. Как абиотические условия существования данных экосистем связаны с их продуктивностью? Чем обусловлена большая устойчивость экосистемы тропического леса к внешним воздействиям? Ответ поясните.

1. экваториальный лес получает большое количество влаги, что позволяет растениям активно фотосинтезировать;

2. из-за этого продуктивность экосистемы данного леса намного выше;

3. более высокая продуктивность экосистемы позволяет ей иметь более длинные и более разветвлённые пищевые цепи, что обуславливает её устойчивость.

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. Действуют факторы — ограничители, которые не позволяют восстановить их численность.
  2. Хозяйственная деятельность человека ставит под угрозу существование многих видов.
  3. Изменение среды обитания.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. После быстрого размножения растения отмирают, и при гниении используется кислород водоема.
  2. Это приводит к кислородному голоданию и гибели его обитателей.
  3. Некоторые сине-зеленые водоросли выделяют ядовитые вещества при бескислородном разложении органических веществ: выделяются метан, аммиак, сероводород, которые губительны для всех обитателей.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. Вытеснения не происходит по следующим причинам: близкие виды занимают разные экологические ниши в одном и том же сообществе (разная пища, способ добывания корма, активность в разное время суток);
  2. избыток ресурса;
  3. ограничивается численность более сильного конкурента третьим видом;
  4. условия среды создают равновесие из-за того, что становятся благоприятными то для одного, то для другого.

Поэтому отсутствие полного вытеснения не противоречит правилу конкурентного исключения.

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. Пчела — липа ,
  2. подберезовик — береза,
  3. актиния — рак-отшельник,
  4. осина — подосиновик,
  5. сойка — дуб,
  6. клевер — клубеньковые бактерии.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. Соль смывается с дорог в водоемы и в почву,
  2. Из-за увеличения их засоления растения и почвенные организмы обезвоживаются, что приводит к их гибели.
  3. Почвы и водоемы становятся безжизненными.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. При такой транспортировке часть деревьев тонет, загромождает берега, оседает на излучинах рек, на дно реки попадает большое количество коры и частей бревен.
  2. Затонувшие деревья гниют с потреблением большого количества кислорода и выделением разных ядовитых веществ.
  3. Это приводит к массовой гибели рыб и других обитателей (особенно в летнее время).

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. Пищевая цепь включает в себя продуцентов, консументов и редуцентов.
  2. В каждом звене большая часть органического вещества (примерно 90%) расщепляется до неорганических веществ, и они выделяются в окружающую среду.
  3. Выделенная при этом энергия тратится на жизнедеятельность, превращается в тепловую энергию и рассеивается в окружающую среду. Таким образом, от звена к звену уменьшается биомасса . Эта закономерность называется правилом 10% или правилом экологической пирамиды.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. Продуценты — производят органические вещества из неорганических в ходе фотосинтеза или хемосинтеза. В них заключена энергия, необходимая для жизнедеятельности остальных организмов. К ним относятся растения, сине-зеленые бактерии и хемосинтезирующие бактерии.
  2. Консументы — потребляют готовые органические вещества, но не доводят их до минерализации.
  3. Редуценты — в ходе жизнедеятельности превращают органические остатки до минеральных и замыкают круговорот веществ. Выделенную при этом энергию они используют для жизнедеятельности.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. В агроэкосистеме небольшое биоразнообразие (чаще всего продуцент представлен монокультурой).
  2. Несбалансированный круговорот веществ (или, изымается человеком продукция, истощается почва).
  3. Непродолжительные сроки существования.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. Бактерии и простейшие в кишечнике человека,
  2. помогают перевариванию клетчатки,
  3. вырабатывают некоторые витамины. При их отсутствии нарушается пищеварение.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. Человек является биологическим существом, потому что, как и все живые организмы, способно к обмену веществ, росту, развитию, размножению и т. д.
  2. Но в то же время, он является социальным существом, так как он живет и развивается в обществе.
  3. Его становление как человека возможно только в процессе воспитания и обучения в обществе.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. Люди всех рас относятся к виду человек разумный, потому что имеют одинаковое количество и форму хромосом в соматических клетках,
  2. от межрасовых браков рождаются плодовитое потомство,
  3. они сходны по строению, жизнедеятельности, умственному развитию.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. Выкармливает потомство молоком,
  2. кожа многослойная с различными железами, имеют роговые образования – волосы,
  3. зародыш развивается в матке,
  4. большие полушария покрыты корой мозга,
  5. наличие ушных раковин.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. атавизм — возврат к признакам предков;
  2. многососковость у человека утратила своё значение, так как у него практически отсутствует многоплодие;
  3. ген этого признака заблокирован специальными факторами (белками-регуляторами);
  4. примеры атавизма : чрезмерная волосатость тела, наличие хвоста и др.

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

  1. Устьица у цветковых растений, обитающих в воде, располагаются на той стороне листа, которая обращена вверх, т.к через устьица идет поглощение углекислого газа и кислорода из воздуха.
  2. Цветковые растения, обитающих в воде, имеют плоды, которые способны оставаться наплаву, чтобы произошло распространение семян данного растения.
  3. Растения, обитающие в воде, имеют рассеченные листья в толще воды, что снижает возможность их деформации при сильном течении (в сравнении с листьями другой формы).
  4. Водные растения имеют воздухоносные полости, что позволяет им находиться на необходимой глубине в толще воды (или держаться на поверхности воды).

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB2619D Какое значение имело появление фотосинтеза в эволюции жизни на Земле? Укажите не менее трёх значений. Ответ поясните.

Во-первых, благодаря фотосинтезу появились первые автотрофные организмы.

Во-вторых, т.к побочным продуктом фотосинтеза является кислород, то именно благодаря этому процессу кислород стал накапливаться в атмосфере. В следствие чего возникло дыхание и появились многоклеточные организмы.

В-третьих, так как кислород накапливался, то стал формироваться озоновый слой, благодаря чему стал возможен выход жизни на сушу.

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Примеры атавизмов у человека: удлиненный хвостовой отросток, сплошной волосяной покров на лице, многососковость.

Примеры рудиментов у человека: третье веко, аппендикс, околоушные мышцы.

Ответ: см. решение

pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить

Задание EB2618D Приведите характеристики типа Саркожгутиковые, которые свидетельствуют о его процветании. Приведите не менее четырёх характеристик.

Покрытосеменные образуют один из наиболее крупных отделов царства растений — в нем насчитывается более 240000 видов. Они составляют основную часть растительной массы в биосфере. Покрытосеменные растения — это дуб, береза, яблоня, пшеница, рожь, капуста, пальма, подорожник и др. Многие виды покрытосеменных вошли в число культурных растений.

Представители покрытосеменных произрастают повсеместно: в сухих и влажных местах, в холодных и жарких районах Земли. Одни живут очень недолго — несколько дней. Например, эфемеры крупка весенняя, проломник Турчанинова живут 35-60 дней и дают семена. Другие живут сотни лет. Например, платан восточный, или чинар, живет до 2000 лет, достигает 50 м в высоту, а его ствол — около 18 м в окружности.

У растений, относящихся к этому отделу, семена покрыты тканями плода, который образуется из завязи пестика цветка. Благодаря этим особенностям отдел получил название Покрытосеменные или Цветковые.

Цветущая яблоня и ветка с плодами

Покрытосеменные (цветковые) растения чрезвычайно разнообразны по форме, по требованиям к условиям обитания, но всем им свойственны общие признаки строения, размножения и развития.

Преимущества покрытосеменных перед остальными представителями царства растений

Сравните особенности покрытосеменных и голосеменных растений, приведенные в таблице.

Сопоставление этих признаков убеждает, что покрытосеменные растения достигли более высокого уровня эволюционного развития, чем голосеменные и все другие представители царства растений. Покрытосеменные смогли произрастать в самых разных условиях обитания. Они оказались способными заселять различные почвы (кислые, соленые, плодородные, неплодородные), жить на камнях, стволах других растений, на стенах домов, произрастать в разных климатических зонах — от жаркого тропического пояса до холодных тундр. Произрастание в неодинаковых условиях способствовало образованию огромного разнообразия жизненных форм и экологических групп покрытосеменных растений. Среди них есть деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники, травы. Среди трав имеются стержнекорневые, луковичные, корневищные, лианы, эпифиты, ползучие, клубнеобразующие и многие другие формы. Есть покрытосеменные влаголюбивые и сухолюбивые, светло- и тенелюбивые. Преобладающее число цветковых — настоящие автотрофные растения. Но среди них есть питающиеся гетеротрофно, например, растения-паразиты и растения-хищники (насекомоядные). Благодаря такому разнообразию цветковые заняли разные местообитания на Земле: от пустынь до болот и водоемов, от соленых морских побережий до высокогорных скал.

Примеры жизненных форм семенных растений: деревья ( 1 ), кустарники ( 2 ), кустарнички ( 3 ), полукустарники ( 4 ) и травы ( 5 )

Способность приспосабливаться к различным условиям обеспечила покрытосеменным большое биологическое разнообразие и господствующее положение в растительном мире.

Покрытосеменные растения размножаются и расселяются семенами, но у них широко представлено и вегетативное размножение.

У многих видов цветковых растений в процессе эволюции сформировались специализированные для вегетативного размножения органы: клубни, луковицы, усы, столоны, выводковые почки и др.

Все растения отдела Покрытосеменные подразделяются на два класса: Двудольные и Однодольные.

Характерные признаки двудольных ( А ) и однодольных ( Б ) растений

Сравнение двудольных и однодольных растений

Основные различия между ними показаны в таблице 3. Однако многие признаки могут встречаться у представителей обоих классов.

Ученые полагают, что однодольные растения произошли от двудольных и что двудольные — более древние растения среди цветковых, чем однодольные. По количеству видов однодольных меньше, чем двудольных, но значение растений обоих классов в природе одинаково велико. Многие из них стали культурными растениями, без которых жизнь человека на Земле была бы невозможна. Покрытосеменные одевают и кормят человека, дают ему лекарства и радуют своей красотой.

Покрытосеменные, или цветковые, — наиболее высокоорганизованные представители царства растений. Они имеют цветок и плод. Семена развиваются под защитой вначале цветка, потом плода. Покрытосеменные очень разнообразны по форме вегетативных и генеративных органов. Они дали человечеству богатейшую группу культурных растений. Биологическое разнообразие покрытосеменных — ценнейшее достояние нашей планеты, которое людям необходимо сохранить.

Читайте также: