У какого из перечисленных растений в пищу используется плод

Обновлено: 07.07.2024

2. Чтобы отнести растение к определенному семейству, нужно знать:

а. тип корневой системы.

б. жилкование листьев.

в. строение цветка и плода.

г. число семядолей в зародыше.

3. Назовите главные признаки отдела покрытосеменных:

а. корневая система стержневая, жилкование листьев сетчатое, зародыш с двумя семядолями.

б. наличие цветка, плода с семенами, хорошо развитая проводящая система.

в. корневая система мочковатая, жилкование листьев дуговое или параллельное, зародыш с одной семядолей.

г. хорошо развитые вегетативные органы, отсутствие цветка и плода.

4. Растения семейства пасленовых можно узнать по следующим признакам:

а. цветок четырехчленного типа, околоцветник двойной, соцветие кисть, плод стручок или стручочек.

б. цветок с простым околоцветником, трехчленного типа, плод ягода или коробочка.

в. цветки без околоцветника, собраны в соцветие колосок, плод зерновка, у большинства стебель соломина.

г. цветок пятичленного типа, околоцветник двойной, плод ягода или коробочка, содержат ядовитые вещества.

5. Растения семейства крестоцветных имеют цветок, в котором число частей кратно:

6. Из приведенного перечня выберите растения семейства бобовых:

а. ковыль, тимофеевка, мятлик луговой.

б. пастушья сумка, сурепка, ярутка полевая.

в. манжетка, лапчатка прямостоячая, боярышник.

г. клевер красный, донник белый, акация.

7. Растения семейства пасленовых имеют плод:

г. ягода или коробочка.

8. Почему после бобовых хорошо сеять пшеницу и другие сельскохозяйственные растения?

а. они играют роль производителей органических веществ в сообществах.

б. содержат много белка в семенах.

в. благодаря клубеньковым бактериям на корнях растений в почве накапливается много соединений азота.

9. Какой плод у акации желтой?

10. У какого из перечисленных растений в пищу используется плод?

11. Какой тип листорасположения изображен на рисунке?

12. Какой тип жилкования листьев изображен на рисунке? Приведите пример растения с таким жилкованием.

13. Выберите правильные утверждения

Семя – это часть зародыша.

Двойное оплодотворение растений открыл С.Г. Навашин.

Развитие зародыша растений происходит в пыльнике тычинок

Для определения принадлежность растения к классу достаточно знать, какая у него корневая система.

При слиянии спермия с диплоидной клеткой образуется эндосперм.

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:

“ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ”

Выберите один правильный ответ (по 0,5 балла):

1. Назовите систематическую единицу, которая объединяет сходные виды:

2. Назовите характерные признаки растений класса двудольных:

а. корневая система стержневая, жилкование листьев сетчатое, зародыш с двумя семядолями.

б. наличие цветка, плода с семенами, хорошо развитая проводящая система.

в. корневая система мочковатая, жилкование листьев дуговое или параллельное, зародыш с одной семядолей.

г. хорошо развитые вегетативные органы, отсутствие цветка и плода.

3. Главный признак, по которому растение относят к классу однодольных:

а. жилкование листьев и тип корневой системы.

б. строение цветка и плода.

в. одна семядоля в зародыше семени.

г. две семядоли в зародыше семени.

4. Растения семейства лилейных можно узнать по следующим признакам:

а. цветок пятичленного типа, околоцветник двойной, плод ягода или коробочка.

б. цветки без околоцветника, собраны в соцветие колосок, плод зерновка, у большинства стебель соломина.

в. цветок с простым околоцветником, трехчленного типа, плод ягода или коробочка.

г. цветок четырехчленного типа, околоцветник двойной, соцветие кисть, плод стручок или стручочек.

5. Растения семейства лилейных имеют цветок, в котором число частей кратно:

6. Из приведенного перечня выберите растения семейства крестоцветных:

а. ковыль, тимофеевка, мятлик луговой.

б. пастушья сумка, сурепка, ярутка полевая.

в. манжетка, лапчатка прямостоячая, боярышник.

г. клевер красный, донник белый, акация.

7. Растения семейства злаков имеют плод:

8. Какой плод у гороха, клевера?

9. У какого из перечисленных растений в пищу используются клубни?

10. Назовите важнейшие зерновые растения:

а. томаты, капуста, огурцы.

б. груша, яблоня, смородина.

в. пшеница, рис, рожь.

г. подсолнечник, рапс, горчица.

11. Какой тип листорасположения изображен на рисунке?

12. Какой тип жилкования листьев изображен на рисунке? Приведите пример растения с таким жилкованием.

13. Выберите правильные утверждения

Зародыш – это часть семени.

Оплодотворение покрытосеменных растений называют двойным, так как в оплодотворении участвуют два спермия.

Развитие зародыша растений происходит в завязи пестика.

Для определения принадлежности растения к классу достаточно знать, какое у него жилкование листьев.

При слиянии спермия с яйцеклеткой образуется эндосперм

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:

“ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ”

Выберите один правильный ответ (по 0,5 балла):

1. Назовите систематическую единицу, которая объединяет роды растений:

2. Назовите главный признак, по которому растения относят к классу двудольных:

а. тип корневой системы.

б. жилкование листьев.

в. одна семядоля в зародыше семени.

г. две семядоли в зародыше семени.

3. Растения семейства злаков можно узнать по следующим признакам:

а. цветок четырехчленного типа, околоцветник двойной, соцветие кисть, плод стручок или стручочек.

б. цветок с простым околоцветником, трехчленного типа, плод ягода или коробочка.

в. цветки без околоцветника, собраны в соцветие колосок, плод зерновка, у большинства стебель соломина.

г. цветок пятичленного типа, околоцветник двойной, плод ягода или коробочка, содержат ядовитые вещества.

4. Назовите признаки, характерные для класса однодольных:

а. корневая система стержневая, жилкование листьев сетчатое, зародыш с двумя семядолями.

б. наличие цветка, плода с семенами, хорошо развитая проводящая система.

в. корневая система мочковатая, жилкование листьев дуговое или параллельное, зародыш с одной семядолей.

г. хорошо развитые вегетативные органы, отсутствие цветка и плода.

5. Растения семейства бобовых имеют цветок, в котором число частей кратно:

6. Из приведенного перечня выберите растения семейства злаков:

а. пастушья сумка, сурепка, ярутка полевая.

б. ковыль, тимофеевка, мятлик луговой.

в. манжетка, лапчатка прямостоячая, боярышник.

г. клевер красный, донник белый, акация.

7. Растения семейства крестоцветных имеют плод:

в. ягода или коробочка.

8. На корнях каких растений развиваются клубеньковые бактерии, обеспечивающие растения азотом?

9. Какой плод у картофеля, паслена черного?

10. Какое из перечисленных растений выращивают с целью использования корнеплодов?

11. Какой тип листорасположения изображен на рисунке?

12. Какой тип жилкования листьев изображен на рисунке? Приведите пример растения с таким жилкованием.

13. Выберите правильные утверждения

Эндосперм – это часть семени.

Оплодотворение покрытосеменных растений называют двойным, так как в результате может появиться много семян.

Со временем завязь превращается в плод.

Для определения принадлежности растения к классу достаточно знать, какое у него количество семядолей в семени.

Пыльцевая трубка образуется за счет деления вегетативной клетки

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:

“ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ”

Выберите один правильный ответ (по 0,5 балла):

1. Назовите наименьшую систематическую категорию:

2. Главный признак, по которому определяется принадлежность растений к определенному классу покрытосеменных:

а. тип корневой системы.

б. число семядолей в зародыше.

в. строение цветка и плода.

г. жилкование листьев.

3. Назовите главные признаки растений семейства крестоцветные:

а. корневая система стержневая, жилкование листьев сетчатое, зародыш с двумя семядолями.

б. цветок пятичленного типа, плод боб, на корнях - клубеньковые бактерии.

в. цветок четырехчленного типа, околоцветник двойной, соцветие кисть, плод стручок или стручочек.

г. цветок пятичленного типа, околоцветник двойной, плод ягода или коробочка, содержат ядовитые вещества.

4. Растения семейства розоцветных можно узнать по следующим признакам:

а. цветок пятичленного типа, околоцветник двойной, плод ягода или коробочка, содержат ядовитые вещества.

б. цветок пятичленного типа, плод боб, на корнях имеются клубеньковые бактерии.

в. цветок пятичленного типа, плод костянка или яблоко, большинство плодово-ягодные растения.

г. цветок четырехчленного типа, околоцветник двойной, соцветие кисть, плод стручок или стручочек.

5. Растения семейства пасленовых имеют цветок, в котором число частей кратно:

6. Из приведенного перечня выберите растения семейства пасленовых:

а. георгин, астра, василек полевой.

б. клевер, люцерна, мышиный горошек.

в. манжетка, лапчатка прямостоячая, боярышник.

г. дурман, белена, картофель.

7. Растения семейства лилейных имеют плод:

а. ягода или коробочка

б. яблоко или костянка.

8. У какого из перечисленных растений в пищу используются листья?

9. Какой плод у капусты, сурепки?

10. Где находятся семена у картофеля?

11. Какой тип листорасположения изображен на рисунке?

12. Какой тип жилкования листьев изображен на рисунке? Приведите пример растения с таким жилкованием.

13. Выберите правильные утверждения

Семя состоит из зародыша и эндосперма, покрытых кожурой.

Оплодотворение покрытосеменных растений называют двойным, так как в результате может появиться много плодов.

Ягода относится к сочным односеменным плодам.

Для определения принадлежности растения к классу достаточно знать, какое у него листорасположение.

Пыльцевое зерно состоит из двух спермиев.

ОТВЕТЫ К ИТОГОВОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ТЕМАМ:

“ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ”,

“СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ”

1в 2в 3б 4г 5б 6г 7г 8в 9г 10г 11в 12в 13б 14б 15б 16б 17б 18б

1б 2а 3в 4в 5а 6б 7в 8в 9г 10в 11г 12в 13г 14б 15в 16в 17в 18б

1в 2г 3в 4в 5в 6б 7г 8б 9б 10в 11б 12в 13г 14в 15в 16б 17б 18б

1в 2б 3в 4в 5в 6г 7а 8в 9б 10б 11а 12в 13б 14г 15г 16б 17б 18б

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 2-3 рабочих дней удалим его.


Полный правильный ответ на задание 6 оценивается в 4 балла: часть 6.1 оценивается 2 баллами в соответствии с критериями, каждая из частей 6.2 и 6.3 оценивается 1 баллом. Задание 6 требует анализа статистических данных, применения биологических знаний при решении практических задач. Задание 6 предполагает работу с табличным материалом. Первая часть задания проверяет умение обучающихся анализировать статистические данные. Вторая часть задания проверяет знание биологических объектов, представленных в таблице и, умение определять их по внешнему виду. Третья часть задания выявляет понимание обучающимися сферы практического использования в деятельности человека биологических объектов, представленных в таблице


6.1. Используя таблицу, ответьте на вопросы. СОСТАВ СЕМЯН РАСТЕНИЙ Растение Содеражание веществ (в %) Вода Белки, жиры, углеводы Минеральные соли Пшеница 13,4 84,7 1,9 Подсолнечник 6,7 89,8 3,5 Горох 14,0 83,6 2,4 Лён 8,0 87,4 4,6 В семенах какого растения содержится больше всего мин. солей? Льна


6.1. Используя таблицу, ответьте на вопросы. СОСТАВ СЕМЯН РАСТЕНИЙ Растение Содеражание веществ (в %) Вода Белки, жиры, углеводы Минеральные соли Пшеница 13,4 84,7 1,9 Подсолнечник 6,7 89,8 3,5 Горох 14,0 83,6 2,4 Лён 8,0 87,4 4,6 В семенах каких растений содержится более 10% воды? Пшеницы и гороха


6.1. Используя таблицу, ответьте на вопросы. СОСТАВ СЕМЯН РАСТЕНИЙ Растение Содеражание веществ (в %) Вода Белки, жиры, углеводы Минеральные соли Пшеница 13,4 84,7 1,9 Подсолнечник 6,7 89,8 3,5 Горох 14,0 83,6 2,4 Лён 8,0 87,4 4,6 В семенах какого растения содержится больше всего белков, жиров и углеводов? Подсолнечника


6.2. Ниже приведены фотографии растений, указанных в таблице. Подпишите под каждой фотографией название соответствующего растения. Растение Пшеница Подсолнечник Горох Лён А — лён, Б — горох, В — пшеница, Г — подсолнечник


6.3. Из этих растений производят текстиль и продукты питания. Под каждой из приведённых ниже фотографий подпишите соответствующее растение, которое используют для их изготовления. Растение Пшеница Подсолнечник Горох Лён А — лён, Б — подсолнечник, В — пшеница,


Минимальные температуры для прорастания семян и появления всходов растений при посадке в грунт Растение Минимальная температура, ºС Прорастание семян Появление всходов Петрушка 2 - 3 4 - 5 Хлопчатник 12 - 14 14 - 15 Томат (помидор) 12 - 15 25 - 27 Кукуруза 8 - 10 10 - 11 Какое растение из перечисленных в таблице самое холодоустойчивое? Петрушка


Растение Минимальная температура, ºС Прорастание семян Появление всходов Петрушка 2 - 3 4 - 5 Хлопчатник 12 - 14 14 - 15 Томат (помидор) 12 - 15 25 - 27 Кукуруза 8 - 10 10 - 11 Какое растение из перечисленных в таблице не даст всходов, если почва не прогреется до температуры 25°С? Томат (помидор) Минимальные температуры для прорастания семян и появления всходов растений при посадке в грунт


Растение Минимальная температура, ºС Прорастание семян Появление всходов Петрушка 2 - 3 4 - 5 Хлопчатник 12 - 14 14 - 15 Томат (помидор) 12 - 15 25 - 27 Кукуруза 8 - 10 10 - 11 Прорастание семян каких растений из перечисленных в таблице происходит при температуре выше 12°С? Семена хлопчатника и томата Минимальные температуры для прорастания семян и появления всходов растений при посадке в грунт


Ниже приведены фотографии растений, указанных в таблице. Подпишите под каждой фотографией название соответствующего растения. Растение Пшеница Картофель Томат (помидор) Хлопчатник А — томат, Б — картофель, В — хлопчатник, Г — пшеница


Из растений, указанных в таблице, производят разнообразные продукты и ткани. Под каждой из приведённых ниже фотографий подпишите название соответствующего растения, которое используют в каждом случае. А — картофель, Б —пшеница, В - хлопчатник Растение Пшеница Картофель Томат (помидор) Хлопчатник


Используя таблицу, ответьте на вопросы. КОЛИЧЕСТВО УСТЬИЦ Растение Минимальная температура, ºС Место произрастания растения на верхней поверхности листа на нижней поверхности листа Кувшинка белая 262 3 пресноводный водоём Дуб черешчатый 3 287 смешанный лес Лещина обыкновенная 8 234 опушки смешанного леса Овёс посевной 40 47 поле У какого растения количество устьиц на обеих сторонах листа примерно одинаковое? У овса посевного


Используя таблицу, ответьте на вопросы. КОЛИЧЕСТВО УСТЬИЦ Растение Минимальная температура, ºС Место произрастания растения на верхней поверхности листа на нижней поверхности листа Кувшинка белая 262 3 пресноводный водоём Дуб черешчатый 3 287 смешанный лес Лещина обыкновенная 8 234 опушки смешанного леса Овёс посевной 40 47 поле Где произрастает растение с наибольшим количеством устьиц? В пресноводном водоёме


Используя таблицу, ответьте на вопросы. КОЛИЧЕСТВО УСТЬИЦ Растение Минимальная температура, ºС Место произрастания растения на верхней поверхности листа на нижней поверхности листа Кувшинка белая 262 3 пресноводный водоём Дуб черешчатый 3 287 смешанный лес Лещина обыкновенная 8 234 опушки смешанного леса Овёс посевной 40 47 поле Где произрастают растения, у которых значительная часть устьиц располагается на нижней поверхности листа? В смешанном лесу, на опушках смешанного леса


Ниже приведены фотографии растений, указанных в таблице. Подпишите под каждой фотографией название соответствующего растения. А — кувшинка, Б —лещина, В —овёс, Г — дуб Растение Кувшинка белая Дуб черешчатый Лещина обыкновенная Овёс посевной


Некоторые из этих растений используются человеком для изготовления продуктов питания и мебели. Под каждой из приведённых ниже фотографий подпишите название соответствующего растения, которое используют в каждом случае А —дуб черешчатый, Б — лещина обыкновенная , В – овёс посевной Растение Кувшинка белая Дуб черешчатый Лещина обыкновенная Овёс посевной


Используя таблицу, ответьте на вопросы. Содержание ядовитого вещества соланина в органах картофеля, мг/100 г Сорт картофеля Клубень Плод Листья Стебель Синеглазка 0,1 9,0 6,0 7,0 Золушка 0,4 8,0 6,5 7,5 Ранняя роза 0,1 4,0 4,6 8,9 Скала 0,4 11,2 4,8 6,8 В каком органе растения содержится меньше всего ядовитого вещества соланина? В клубне


Используя таблицу, ответьте на вопросы. Сорт картофеля Клубень Плод Листья Стебель Синеглазка 0,1 9,0 6,0 7,0 Золушка 0,4 8,0 6,5 7,5 Ранняя роза 0,1 4,0 4,6 8,9 Скала 0,4 11,2 4,8 6,8 Плод какого сорта картофеля из перечисленных в таблице самый ядовитый? Скала Содержание ядовитого вещества соланина в органах картофеля, мг/100 г


Используя таблицу, ответьте на вопросы. Сорт картофеля Клубень Плод Листья Стебель Синеглазка 0,1 9,0 6,0 7,0 Золушка 0,4 8,0 6,5 7,5 Ранняя роза 0,1 4,0 4,6 8,9 Скала 0,4 11,2 4,8 6,8 Какой сорт картофеля из перечисленных в таблице содержит ядовитого вещества в плодах меньше, чем в листьях и стеблях? Ранняя роза Содержание ядовитого вещества соланина в органах картофеля, мг/100 г



Растения, подписанные Вами, давно выращиваются и используются человеком для изготовления продуктов питания и различных предметов. Под каждой из приведённых ниже фотографий подпишите название соответствующего растения, которое используют в каждом случае. А — томат (помидор), Б —картофель, В – перец


Используя таблицу, ответьте на вопросы. Влияние сроков хранения семян на их всхожесть Наименование культуры Срок хранения семян (в года) Средний процент всхожести семян при максимальном хранении (шт.) Кабачок 6 75 - 85 Морковь 2 - 3 45 - 60 Салат 3 - 5 35 - 45 Петрушка 3 - 4 45 - 55 Семена какого растения могут храниться дольше всего, не теряя всхожести? Кабачок


Используя таблицу, ответьте на вопросы. Влияние сроков хранения семян на их всхожесть Наименование культуры Срок хранения семян (в года) Средний процент всхожести семян при максимальном хранении (шт.) Кабачок 6 75 - 85 Морковь 2 - 3 45 - 60 Салат 3 - 5 35 - 45 Петрушка 3 - 4 45 - 55 Семена каких растений можно хранить не более двух лет для получения хороших всходов? Морковь и петрушка


Используя таблицу, ответьте на вопросы. Влияние сроков хранения семян на их всхожесть Наименование культуры Срок хранения семян (в года) Средний процент всхожести семян при максимальном хранении (шт.) Кабачок 6 75 - 85 Морковь 2 - 3 45 - 60 Салат 3 - 5 35 - 45 Петрушка 3 - 4 45 - 55 Семена какого растения лучше использовать для посадки свежими? Салат


Ниже приведены изображения растений, указанных в таблице. Подпишите под каждым изображением название соответствующего растения. А —морковь, Б — петрушка, В — кабачок, Г — салат Наименование культуры Кабачок Морковь Салат Петрушка


Эти растения давно выращиваются и используются человеком. Под каждым из приведённых ниже изображений подпишите название той части растения, которая используется в пищу. А — плод, Б — корнеплод, В – лист


Используя таблицу, ответьте на вопросы. ПРОРАЩИВАНИЕ СЕМЯН Название растения Условия проращивания семян Минимальная температура проращивания (ºС) Глубина заделки (см) Влажность почвы для прорастания Рожь 1 3 - 4 73% Лён 2 - 3 3 - 5 100% Огурец 12 4 - 5 100% Подсолнечник 2 - 4 5 - 6 75% Семена какого растения требуют наибольшей глубины заделки? Подсолнечник


Используя таблицу, ответьте на вопросы. ПРОРАЩИВАНИЕ СЕМЯН Название растения Условия проращивания семян Минимальная температура проращивания (ºС) Глубина заделки (см) Влажность почвы для прорастания Рожь 1 3 - 4 73% Лён 2 - 3 3 - 5 100% Огурец 12 4 - 5 100% Подсолнечник 2 - 4 5 - 6 75% Какое растение больше всего нуждается в тепле для успешного прорастания семян? Огурец


Используя таблицу, ответьте на вопросы. ПРОРАЩИВАНИЕ СЕМЯН Название растения Условия проращивания семян Минимальная температура проращивания (ºС) Глубина заделки (см) Влажность почвы для прорастания Рожь 1 3 - 4 73% Лён 2 - 3 3 - 5 100% Огурец 12 4 - 5 100% Подсолнечник 2 - 4 5 - 6 75% Какое из приведённых в таблице растений требует наименьшей глубины заделки, минимального количества влаги и может прорастать при низкой температуре? Рожь


Ниже приведены изображения растений, указанных в таблице. Подпишите под каждым изображением название соответствующего растения. А — рожь, Б — огурец, В — подсолнечник, Г — лён Название растения Рожь Лён Огурец Подсолнечник


Человек использует растения в хозяйственной деятельности. Под каждым из приведённых ниже рисунков подпишите соответствующее растение, которое можно использовать в данном случае. А — рожь, Б — подсолнечник, В – лён


Цель: Исследование культурных растений с целью определения тех частей, которые люди используют в пищу.

  • повторить группы культурных растений (овощные, зерновые, плодовые, декоративные, лекарственные, прядильные, бобовые) и части растений;
  • выявить, какие части культурных растений люди используют в пищу;
  • продолжить развивать исследовательские способности;
  • воспитать чувство толерантности, умение учащихся работать в группах.

Оборудование и материалы: маркерные доски, раздаточный материал (части растений, овощи), ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, флеш-анимация, таблицы.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-исследование.

I. Проверка знаний

На доске написаны названия культурных растений в столбик. Задание: распределить растения по группам:

Выбор учащихся

Жеребьевка. Группа растений.

Работа в группах

Учащиеся распределяют растения на группы: 1 – овощные, 2 – плодовые, 3 – зерновые, 4 – декоративные, 5 – лекарственные, 6 – прядильные, 7 – бобовые.

Проверка задания

Выступление 1 учащегося от группы.

Учитель на доске составляет группы растений:

Овощные:

  • Огурец
  • Картофель
  • Помидор
  • Свекла
  • Капуста
  • Морковь

Декоративные:

Плодовые:

Зерновые:

Прядильные:

Бобовые:

Какая группа у нас получилась самая большая? (овощные)

II. Работа над темой

Что мы будем сегодня исследовать?
Части культурных растений, которые люди используют в пищу.

Давайте повторим части растений.

Работа в группах

Детям раздаются рисунки растений и предлагается подписать части растений.

Проверка: работы вывешиваются на доску.

  • 1 группа – капуста, лук;
  • 2 группа – огурец, помидор;
  • 3 группа – морковь, свекла;
  • 4 группа – картофель.

Задание: определить, какой частью растения являются овощи, лежащие на столах исделать вывод о том, какую часть растения мы употребляем в пищу.

Работа в группах: каждой группе дается 5 минут для рассуждения.

1 группа: капуста, лук.

Учитель снимает листья с капусты.

– Так что же мы употребляем в пищу? (Листья)
– А это часть растения как называется? (Кочерыжка)
– Какой частью растения она является? На чем растут листья? (Стебель)
– Какую часть растения мы употребляем в пищу у лука? (Тоже листья)
– Правильно они называются чешуйки.
– А где у лука стебель? (Если дети затрудняются ответить, учитель сам показывает стебель у лука). Он еще называется донце.

2 группа: огурец, помидор

– Вспомним, как растет помидор и огурец?

– Что появляется на месте цветка? (Плод)
– Что есть внутри плода? (Семена)
– Давайте проверим. (Разрезает)
– Что употребляют в пищу у огурца и помидора? (Плод)

3 группа: морковь, свекла

– Представим, как растет морковь и свекла.

4 группа: (картофель)

– Какую часть картофеля употребляем в пищу? (Предполагаемый ответ: плод)
– Кто с родителями занимался посадкой картофеля?
– Когда вытаскиваем куст из земли, что находится внизу? (Корни)
– Значит, у картофеля есть корень? (Да)
– Значит картофель уже не корень? (Нет)
– Что идет до корня? (Стебель)
– Так что такое картофель? (Стебель)

Работа с презентацией: показ частей картофеля на слайде. (Приложение 1)

III. Вывод: В каких овощах и что мы употребляем (Приложение 1)

IV. Работа с флеш-анимацией (Приложение 3)

Задание 1: расставить высказывания в нужные ячейки.

Задание 2: собрать урожай, разгадав загадки (Приложение 2)

V. Итог урока

– Подведём итог. Узнали ли вы, какие части растений мы используем в пищу? Какие? (Лист, плод, корень, стебель)
– У каких растений лист?
– У каких растений плод?
– У каких растений корень?
– У каких растений стебель?
– Что нового узнали на уроке?

Плод - генеративный орган покрытосеменных растений, включающий в себя семена и образующийся из одного цветка. Плод играет ключевую роль в размножении и распространении цветковых (покрытосеменных) растений.

Главная функция плода - формирование, защита и распространение содержащихся в нем семян. Плоды употребляют в пищу животные, и, что очень важно, семена устойчивы к действию соков в пищеварительном тракте за счет плотных покровов - семенной кожуры, так что семена выходят из ЖКТ неповрежденными.

Количество семян в плоде равно количеству семязачатков, образующихся в завязи. Из стенок завязи развивается околоплодник, защищающий семена от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Околоплодник также называется перикарпий от греч. karpós плод. Перикарпий состоит из трех слоев: наружного - экзокарпия (гр.exo снаружи, вне), среднего - мезокарпия (от греч. mesos средний, промежуточный), внутреннего - эндокарпия (греч. endo — внутри).

Строение плода

Деление плодов на группы
  • По количеству семян плоды подразделяются на:
    • Односемянные - имеют одно семя, развившееся из единственного семязачатка. У подсолнечника, пшеницы.
    • Многосемянные - содержат множество семян, каждое из которых сформировано одним семязачатком. У тыквы, помидора, гороха, смородины.
    • Сочные - околоплодник представлен сочной мякотью. Вишня, огурец, крыжовник, слива, яблоня.
    • Сухие - с кожистым или деревянистым околоплодником. Пшеница, подсолнечник, горох, капуста.
    • Вскрывающиеся - сухие многосемянные плоды. У них плоды раскрываются и семена выпадают. Такие плоды есть у гороха (раскрываются двумя створками), мака (раскрываются двумя дырочками).
    • Невскрывающиеся - почти все односемянные и сочные плоды. Орех, желудь, зерновка.
    Виды плодов

    Плоды подразделяются на основе типа гинецея. Гинецей (лат. gynaecēum, греч. — женская половина [в древнегреческом доме]) - совокупность плодолистиков цветка, образующих один или несколько пестиков цветка.

    Имеется и другое определение. Гинецей - совокупность пестиков цветка (частей цветка, образованных плодолистиками). На основе этого выделяют:

    Гинецей состоит из одного пестика, образованного одним плодолистиком.

      Однолистовка - сухой многосемянной плод, вскрывающийся по брюшному шву. Такие плоды имеются у растений рода сокирки (консолида), у цимицифуги, багрянника, живокости полевой.

    Однолистовка багрянника

    Однокостянка персика

    Боб гороха

    Из каждого отдельного пестика на цветке развивается свой свободный плод, эволюционно эти плоды наиболее древние. Возникают из цветов с верхней завязью.

      Многокостянка - многосемянной сборный плод, состоящий из двух или более сочных костянок на сухом цветоложе. Мезокарпий у каждого плода сочный, эндокарпий - сухой. Имеется у малины, ежевики.

    Многокостянка малины

    Многолистовка спиреи

    Многоорешек лютика

    Земляничина (фрага) - плод типа многоорешка, с особенностями: у земляники орешки расположены в мякоти сочного разросшегося цветоложа.

    Земляничина (фрага)

    Наиболее многочисленная группа плодов, развивающихся из цветков, как с верхней, так и с нижней завязью. Несмотря на то, что завязь в цветке одна, ее происхождение связано со сращением между собой двух и более плодолистиков.

      Ягода - многосемянный невскрывающийся плод с сочным мезокарпием, экзокарпий которого состоит из тонкой кожицы. Есть у помидора, смородины, винограда.

    Плод помидора

    Строение яблока

    Строение тыквины

    Коробочка дурмана

    Стручок плод

    У псевдомонокарпных плодов в гинецее изначально закладывается два и более плодолистиков, но развивается только один, остальные подвергаются редукции.

      Семянка - односемянный сухой невскрывающийся плод у растений с кожистым (большей частью) околоплодником, не срастающимся с семенной кожурой. Характерен для представителей семейства сложноцветные: одуванчик, подсолнечник, череда, репейник.

    Семянка подсолнечника

    Зерновка пшеницы

    Зерновка пшеницы

    Соплодие

    Соплодием называют любую совокупность близкорасположенных или сросшихся плодов, развивающуюся из соцветия (нескольких цветков). Вы должны проводить четкую границу между соплодием и сборным плодом, который возникает из одного цветка. Примерами соплодия являются ананас (срастание плодов), у калины соплодие образуется из щитка (близкое расположение плодов).

    Соплодия растений

    Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

    Читайте также: