У большинства мхов имеются ризоиды

Обновлено: 05.07.2024

Тест по биологии Отдел Мхи, отдел Папоротники для 5 класса с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом по 9 заданий.

Вариант 1

А1. В отличие от водорослей у большинства мхов име­ются

1) корни
2) стебли и листья
3) цветки
4) клетки с ядром и цитоплазмой

А2. Размножение мхов происходит с помощью

1) семян
2) ризоидов
3) спор
4) грибницы

А3. Мертвые водоносные клетки имеют листья

1) фитофторы
2) сфагнума
3) ламинарии
4) спирогиры

А4. У мха — кукушкиного льна, в отличие от сфагнума, имеются

1) стебли
2) листья
3) споры
4) ризоиды

А5. На торфяных болотах господствует мох

1) мукор
2) сфагнум
3) пеницилл
4) кукушкин лен

А6. В настоящее время древовидные папоротники

1) полностью вымерли
2) встречаются в тропических лесах
3) встречаются в лесах умеренных широт
4) широко распространены

А7. Корни имеются у

1) мха — кукушкиного льна
2) гриба подберезовика
3) водоросли ламинарии
4) папоротника щитовника

А8. Отмершие части древних папоротников, хвощей и плаунов образовали полезное ископаемое

1) каменный уголь
2) нефть
3) торф
4) железную руду

В1. Выберите три правильных ответа. К папоротникам, которые произрастают в средней полосе России, относятся

1. Щитовник
2. Фитофтора
3. Маршанция
4. Кочедыжник
5. Орляк
6. Спирогира

Вариант 2

А1. У папоротников, в отличие от мхов, имеются

1) споры, листья и стебли
2) ризоиды
3) цветки, плоды и семена
4) корни

А2. Размножение папоротников происходит с помощью

1) грибницы
2) ризоидов
3) спор
4) семян

А3. Масса воды, которую может впитать в себя мох сфагнум, больше его собственной массы в

1) 2 раза
2) 4 раза
3) 20-25 раз
4) 40 раз

А4. У папоротников, как и у мхов, нет

1) стеблей
2) листьев
3) спор
4) цветков

А5. Торфяным мхом называют

1) хвощ полевой
2) плаун булавовидный
3) кукушкин лен
4) сфагнум

А6. У мха сфагнума отсутствуют

1) стебли
2) листья
3) ризоиды
4) клетки

А7. Споры у папоротника образуются

1) на месте цветка
2) на верхней стороне листа
3) на корнях
4) на нижней стороне листа

А8. Отмершие части мха сфагнума образуют полезное ископаемое

1) каменный уголь
2) нефть
3) торф
4) железную руду

В1. Выберите три правильных ответа. Мхами являются

1. Кукушкин лен
2. Щитовник
3. Орляк
4. Сфагнум
5. Маршанция
6. Кочедыжник

Мхи или мохообразные – высшие споровые растения. Они имеют общие черты с водорослями, но устроены сложнее.

Общая характеристика

Мхи можно наблюдать в сырых местах, например, на болотистых почвах, корнях и стволах деревьев, иногда — на крышах домов, влажных камнях, кирпичах и т.п. Есть мхи, обитающие в водоёмах.


Замшелые камни у водопада

У мхов, в отличие от водорослей, можно выделить стебель и листья, хотя у некоторых видов (например, печёночных мхов) нет отдельных органов и тело представляет из себя слоевище, как у водорослей. В основном тело мхов состоит из фотосинтезирующей ткани.

У мхов нет корней. Их роль выполняют ризоиды. Как и у водорослей, они служат для прикрепления к почве или другой поверхности.

Размножаются мхи бесполым путём (при помощи спор), вегетативным (участками слоевища и стебля) и половым (при помощи гамет).

Обычно мохообразные – многолетние растения, похожие на траву высотой от 1 мм до 30 см. Некоторые виды водных мхов могут достигать 50 см в длину.

Как думаете, почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?

У мха нет развитой проводящей ткани и нет корней. Это значит, что мхи не могут передавать воду и питательные вещества от одних органов растения другим. Это ограничивает возможный размер растения. Кроме того, без корней, надёжно удерживающих растение в почве, те побеги мха, которые вырастают больше, быстро погибают от ветра и холода.

На этом видео показано, как мох впитывает влагу из воздуха. Мхи очень выносливы: они могут расти прямо на камнях, переносить засуху и оживать в благоприятных условиях буквально за считанные минуты.

Печёночные мхи

Печёночные мхи – мелкие и неприхотливые растения. Их можно встретить в любом уголке Земли, особенно хорошо им в влажных тропических лесах. Своё название они получили из-за того, что когда-то использовались лекарями для лечения заболеваний печени.

Тела печёночных мхов представляют собой слоевище неправильной формы; у некоторых можно выделить стебель и листья. У многих печёночников есть ризоиды.

Один из распространённых представителей печёночных мхов – маршанция. Маршанцию можно встретить даже в Антарктиде. В наших краях её нередко можно увидеть там, где нет никаких других растений – на стенах и крышах, в сырых и плохо освещённых местах.


Печёночный мох

Ещё одна из самых известных представителей печёночных мхов – риччия. Этот вид часто встречается в аквариумах, и его легко перепутать с водорослью. Тело риччии состоит из вильчато разветвлённого слоевища. Если ей хватает света, она разрастается у поверхности воды, образуя плотные подушки. Ризоидов у неё при этом нет, но если уровень воды понизится (как бывает в природных водоёмах), она способна их образовать.

Печёночные мхи могут размножаться как вегетативным путём (отростками), так и половым, так и спорами. На рисунке 1 показано строение печёночного мха. Как видите, у него, помимо слоевища и ризоидов, есть спорофит — орган, в котором вызревают споры. Спорофит состоит из ножки и коробочки, его строение мы подробнее рассмотрим немного позже.

ОсобенностиПредставители
Печёночный мохНебольшое тело, представлено слоевищем или стеблем с листьями.
Возможны ризоиды.
маршанция
риччия

На видео показано в ускоренном режиме разрастание слоевища печёночного мха.

Листостебельные мхи. Строение и размножение кукушкина льна

Скорее всего, вам случалось видеть кукушкин лён. Он растёт на заболоченных почвах, можно его встретить и на влажной земле лесов или рощ. По виду он напоминает маленькие ростки льна. Обычно он растёт густым ковром. В высоту стебельки могут достигать до 30 см.


Кукушкин лён

Каково строение кукушкина льна?

Но точнее будет сказать, что строение растения отличается в зависимости от поколения. Половое поколение называется гаметофит. На верхушках гаметофитов находятся половые органы мужского и женского типа. В мужских органах, развиваются подвижные половые клетки, гаметы, также называемые сперматозоиды.

У женских растений половые органы выглядят иначе (хотя без сильного увеличения это сложно понять). Они содержат женские половые клетки, яйцеклетки.

Для оплодотворения мху необходима вода. Для этого хватает росы или дождя. Капельки воды падают на верхушки мха, и половые клетки разных растений смешиваются. Происходит оплодотворение.

Рассмотрите коробочку со спорами на рисунке 3. В коробочках развиваются споры. Коробочка кукушкина льна накрыта специальным колпачком. Когда споры созревают, колпачок отпадает, и они высыпаются.

Так как кукушкин лён является многолетним растением, он растёт густо, сплошным ковром. Другим растениям, оказавшимся по соседству, не достаёт ни места, ни питательных веществ, так что кукушкин лён часто их вытесняет.

Рассмотрите рисунок и мысленно подпишите, что обозначено на рисунке цифрами.

2. Женское растение

3. Коробочка в колпачке

4. Ножка спорофита

Ещё один интересный представитель листостебельных мхов – сфагнум.

Листостебельный мох сфагнум


Сфагнум

Сфагнум обладает сильно ветвящимся стеблем, а вот ризоидов у него нет. У большинства видов сфагнума и стебель, и веточки покрыты маленькими листочками. Листья расположены мутовчатым способом – то есть из каждого узла вырастает по несколько листочков. Под микроскопом можно рассмотреть, что каждый лист состоит из одного слоя клеток. Эти клетки могут быть двух различных типов: узкие зелёные и крупные прозрачные.

Рассмотрите лист под микроскопом на рисунке 4. В узких зелёных клетках содержатся хлоропласты. Эти клетки расположены вплотную друг к другу и образуют нечто вроде сеточки, покрывающей лист. В этих клетках протекает фотосинтез, образуются органические вещества, которые затем поступают в стебель.

Между этими зелёными клетками видны крупные клетки. Они прозрачные – в них осталась только оболочка с порами. Цитоплазма этих клеток разрушена, и через отверстия клетки заполняются воздухом или водой. Из них состоит до двух третей листа. Такие же прозрачные клетки с отмершей цитоплазмой покрывают стебли сфагнума.

Примечательно то, что сфагнум выделяет фенол – вещество, подавляющее развитие бактерий. По мере того, как сфагнум растёт, его нижняя часть постепенно отмирает. Отмершая часть оказывается у поверхности земли. Бактерий, способствующих размножению, там нет, а доступ воздуха ограничен молодыми листочками. Таким образом, отмерший сфагнум не гниёт, а превращается в торф.

Торф – очень интересная субстанция. В торфяной толще низкое содержание кислорода и мало бактерий. Это приводит к тому, что остатки древесных стволов и корней, останки погибших животных и даже пыльца сохраняются в торфе на долгие годы, иногда – на тысячелетия. В торфе иногда находят старинное оружие, лодки, тела людей, погибших в болоте столетия назад.

Как и кукушкин лён, сфагнум размножается спорами. Маленькие коробочки, в которых вызревают споры, располагаются на верхушках ветвей. На одном побеге сфагнума может быть несколько спорофитов на коротких ножках.

ОсобенностиПредставители
Листостебельные мхиТело представлено стеблем с листьями, возможны ризоиды.
После оплодотворения споры развиваются в спорофитах.
кукушкин лён
сфагнум

Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

Мхи, на первый взгляд, не приносят пользы ни человеку, ни природе. Они затрудняют доступ воздуха к почве, в избытке удерживают воду, что ведёт к заболачиванию и закислению почв. Подобная почва неблагоприятна для большинства растений. Кроме того, мох конкурирует с другими растениями за воду и минеральные вещества, и многие растения неспособны выдержать эту конкуренцию.


Мох и росток хвойного дерева

Мох даёт укрытие для многих мелких живых существ – червей, насекомых, моллюсков. Водяной мох укрывает в своих зарослях икринки и мальков, улиток и прочих водных животных. Некоторые виды мха могут служить пищей для животных.

Также, как и другие растения, мох осуществляет фотосинтез, выделяя кислород в атмосферу и в воду.


Мох на коре дерева

Листостебельные мхи, особенно виды сфагнума, образуют торф, который люди используют как сырьё, удобрение и топливо.

Из торфа производят пластмассы, смолу, карболовую кислоту, древесный спирт, теплоизоляцию и другие материалы.

В прошедшие века люди находили для мха и другие способы использования. Например, при строительстве домов мхом закрывали щели между брёвнами. Это не только защищало от сквозняков, но и предотвращало гниение брёвен. Воздух, удерживаемый разветлёнными стебельками и веточками мха, помогал сохранить тепло.

Также мох использовался в лечении ран. Он хорошо впитывает и содержит антибактериальные вещества, поэтому в годы войн его иногда использовали для перевязок. Кроме того, из торфа и из некоторых видов мха изготавливают лекарственные средства.

Мох — важная часть природы. И хотя мохообразные малы и незаметны, они выполняют в природе свою уникальную роль.

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation



Мхи — одни из самых древних растений на Земле. Высота мхов может быть от нескольких миллиметров до 60 см.

В отличие от водорослей, у большинства мхов есть стебли и листья. А вот настоящего корня нет, его заменяют нитевидные выросты — ри зоиды . Они отрастают от основания стебля. Ризоиды обеспечивают прикрепление мхов к почве, а также участвуют в поглощении из неё воды с минеральными веществами.


Мхи растут практически повсюду: на стволах деревьев, камнях, заборах, крышах. Главное, чтобы в этом месте было достаточно влаги.


Кукушкин лён. У этого мха тонкие стебли, длиной в среднем 10—15 см. Они покрыты зелёными листочками. Тесно прижатые друг к другу стебли образуют на почве густые дернинки. Они хорошо впитывают и удерживают влагу. На сырых местах мох разрастается и покрывает почву сплошным зелёным ковром. Кукушкин лён — многолетнее растение. Зимой его побеги не отмирают.


Сфагнум. Этот мох толстым слоем покрывает почву влажных лесов, поверхность болот. Как и все мхи, сфагнум имеет стебель и листья. Ветвистые стебли плотно прижаты друг к другу. Листья у сфагнума состоят из живых зелёных клеток и мёртвых прозрачных. Мёртвые клетки заполняются водой или воздухом. Поэтому сфагнум способен поглощать и удерживать в себе очень большое количество воды, иногда в 20—25 раз больше своей массы.


Ризоидов у сфагнума нет. В болотах этот мох свободно плавает на поверхности воды. Стебли мха постоянно растут, а потом оседают на дно. Отмершие части мха образуют полезное ископаемое — торф .

Мхи играют важную роль в природе. Они одними из первых заселяют голые скалы и другие места, образуя почву, на которой позднее смогут вырасти другие растения.


Торфяные болота накапливают большие запасы воды. Постепенно отдавая её в ручьи и реки, болота не дают им высохнуть. Болота являются местом гнездования многих птиц. Здесь они находят себе пищу, спасаются от врагов, выводят птенцов.


Образующийся на болотах торф человек широко использует прежде всего как топливо, а также в сельском хозяйстве в качестве удобрения. Помимо этого, из него получают различные смолы, воски и другие полезные вещества.

Тело мхов состоит из стебля и листьев. Функции корня выполняют ризоиды. Цветков у мхов нет. Наиболее распространённые мхи — кукушкин лён и сфагнум. Из отмерших частей сфагнума образуется ценное полезное ископаемое — торф.

б) женские и мужские половые клетки; в) женские или мужские половые клетки.

Ризоиды у кукушкина льна: а) имеются только в молодом возрасте;
б) не имеются; в) развиваются как у молодых, так и у взрослых растений.

6. Кукушкин лен по продолжительности жизни: а) однолетнее растение;
б) двулетнее растение; в) многолетнее растение.

  1. Отношения между грибом и водорослью в едином организме лишайника основаны: а) на паразитизме, особенно сильном со стороны гриба;
    б) на взаимовыгодном существовании: гриб "снабжает" водоросль водой и неорганическими солями, а водоросль "снабжает" гриб органическими веществами;
    в) на паразитизме, особенно сильном со стороны водоросли.
  2. В слоевище лишайника водоросли находятся:
    а) на верхней стороне;
    б) на нижней стороне;
    в) в переплетениях гиф по всей толще или сосредоточены в одном слое толщи слоевища.

Тест Мхи. Вариант 2

  1. Листья сфагнума состоят из:
    а) одного слоя клеток и не имеют средней жилки;
    б) двух слоев клеток и проводящих сосудов;
    в) трех слоев клеток: верхней и нижней кожицы и клеток с хлоропластами между ними.
  2. Водоносные клетки сфагнума;
    а) узкие, бесцветные, заполнены водой;
    б) широкие, бесцветные, цитоплазма которых поглощает и удерживает много воды;
    в) широкие, бесцветные, заполнены водой.
  3. Взрослые растения сфагнума:
    а) лишены ризоидов;
    б) имеют ризоиды на стеблях до их разветвления;
    в) имеют ризоиды только в условиях жизни в местах с небольшой увлажненностью.
  4. Коробочки со спорами образуются у кукушкина льна:
    а) только на мужских растениях; б) только на женских растениях;
    в) на всех особях.
  5. У кукушкина льна водоносные клетки:
    а) отсутствуют; б) имеются в большом количестве; в) имеются в небольшом количестве.
  6. У кукушкина льна развивается:
    а) по одной коробочке; б) по две коробочки; в) по три-пять коробочек.
  7. С грибом, образующим лишайник, может существовать:
    а) одноклеточная водоросль любого вида;
    б) одноклеточная водоросль того или иного вида;
    в) одноклеточная или нитчатая водоросль того или иного вида.
  8. Лишайники, живущие на коре деревьев, по отношению к дереву:
    а) являются паразитами;
    б) не являются паразитами;
    в) являются паразитами в начале своего роста и развития.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Тест по курсу географии материков и океанов обобщающий тест по теме Южная Америка

Тест ипользуется мною в 7 классе при изучении темы "Южная Америка". В двух вариантах с ответами.


В двух вариантах, с ответами.


Тесты составлены в формате ЕГЭ 2015. Состоят из двух вариантов . Могут быть использованы как контрольная рабоа по теме:" Основы генетики и селекции".


Тест по немецкому языку (5 класс) на тему: Лексико-грамматический тест по теме "Freizeit"

Тест по немецкому языку (5 класс) на тему: Лексико-грамматический тест по теме "Freizeit".

Тесты включают все вопросы, ответы на которые можно найти в учебнике химия 9 класс, автор учебника О.С. Габриелян. Очень удобно проверить знания учащихся по теме "Физические свойства металлов", "Сплав.

Читайте также: