У бэтсон и р пеннет скрещивали растения душистого горошка
Добавил пользователь Алексей Ф. Обновлено: 19.09.2024
В 1906 г. В. Бэтсон и Р.Пеннет, скрещивая две расы душистого горошка, различавшихся по двум парам признаков, не обнаружили в Р2 расщепления в отношении 9:3:3:1. Признаки оставались в исходных родительских комбинациях.
Они назвали это явление притяжением. Генетический анализ, проведенный на плодовой мушке дрозофиле Т. Г. Морганом и его учениками, показал, что основой притяжения генов являются хромосомы. Все гены, находящиеся в одной хромосоме, связаны между собой материальным субстратом хромосомы и в силу этого попадают в одну гамету. Гены, расположенные в одной хромосоме и наследующиеся целой группой, получили название группы сцепления. Явление совместного наследования генов, ограничивающее их свободное комбинирование в мейозе, назвали сцеплением генов.
В одном из экспериментов Т. Г. Морган провел несколько серий возвратного скрещивания между дрозофилой с серым телом и длинными крыльями и дрозофилой, у которой были черное тело и короткие крылья. Серое тело и длинные крылья доминируют. Во всех сериях Морган получал одни и те же результаты: 41,5 % по
томков имели серое тело, длинные крылья; 41,5 % — черное тело, короткие крылья; 8,5 % — серое тело, короткие крылья и 8,5% - черное тело, длинные крылья. Если бы аллели, контролирующие развитие этих признаков, находились в одной и той же паре хромосом (т. е. были полностью сцеплены), в потомстве было бы 50 % мух с серым телом, длинными крыльями и 50 % — с черным телом, короткими крыльями. Если бы гены, контролирующие эти признаки, лежали в разных хромосомах (т.е. не были сцеплены), они должны были бы распределяться независимо и давать 25 % потомков с серым телом, длинными крыльями; 25 % — с серым телом, короткими крыльями; 25 % — с черным телом, длинными крыльями и 25 % — с черным телом, короткими крыльями. Большинство потомков (83 %) повторило исходные родительские фенотипы, что говорило о сцеплении изученных генов.
Однако, помимо мух с родительскими фенотипами, появились 17 % особей с новыми сочетаниями признаков, свидетельствовавшими о неполном сцеплении. Эти новые фенотипы были названы рекомбинантными, а потомки — рекомбинантами. Появление рекомбинантных сочетаний аллелей у 17 % потомков объясняется обменом между гомологичными хромосомами во время мейоза. Это явление получило название кроссинговера. Морган предположил, что кроссин- говер (обмен аллелями) происходит в результате разрыва и обмена участками гомологичных хромосом во время образования хиазм. Образование хиазм, которые можно непосредственно наблюдать под микроскопом, является цитологическим подтверждением кроссинговера (как генетического явления).
Процент рекомбинантных потомков, от опыта к опыту, для исследованных признаков оставался постоянной величиной. На этом основании А. Стертевант (ученик и сотрудник Моргана) высказал предположение о линейном расположении генов по хромосоме и показал, что величина кроссинговера (выражаемая в процентах) является функцией расстояния между генами. Чем больше расстояние, тем чаще образуются хиазмы, а следовательно, выше процент рекомбинантов, и, наоборот, чем меньше расстояние между генами, тем меньше процент рекомбинантных потомков.
Таким образом, относительные расстояния между генами можно измерять в процентах кроссинговера между ними. Принято считать, что 1 % кроссинговера равен 1 сантиморганиде (в честь Т. Г. Моргана).
Методическая цель: Ознакомить с некоторыми аспектами применения компьютерных моделей на уроках биологии.
- Продолжить формирование знаний о локализации генов в хромосомах.
- Раскрыть сущность явления сцепленного наследования – закона Т. Моргана.
- Объяснить причины нарушения сцепления генов.
Оборудование: презентация ( приложение 1 ), презентационное оборудование, тетради, канцелярские принадлежности, карточки с задачами.
Три к одному - какой закон!
Как много дум наводит он.
Эти слова из песни студентов-генетиков Санкт-Петербургского университета. Как Вы думаете, о чем эта песенка?
Считается, что только тот владеет основами генетики, для кого один из выводов Г. Менделя -3:1- ясен, “как простая гамма”.
А сколько законов г. Менделя Вам известно?
Изучение нового материала.
Мендель изучил наследование только семи пар признаков у душистого горошка. Его законы подтвердились на самых разных видах организмов, т. е. было признано, что эти законы носят всеобщий характер.
Однако в 1906 году английские генетики В. Бетсон и Р. Пеннет, проводя скрещивание растений душистого горошка и анализируя наследование формы пыльцы и окраски цветков, обнаружил, что эти признаки не дают независимого распределения в потомстве. Потомки всегда повторяли признаки родительских форм.
Постепенно исключений из третьего закона Менделя накапливалось все больше. Стало ясно, что не для всех генов характерно независимое распределение в потомстве и свободное комбинирование.
. Какое предположение можно сделать из этих сведений?
Признаков много, хромосом немного.
Сегодня мы с Вами познакомимся с особенностями локализации генов в хромосомах, изучим закон Т.Х. Моргана и постараемся объяснить причины нарушения закономерностей наследования, открытых Г. Менделем.
Тема нашего сегодняшнего урока “Сцепленное наследование”.
Действительно, у любого организма признаков очень много, а число хромосом невелико.
В каждой хромосоме должно локализоваться много генов. Каковы же закономерности наследования генов, локализованных в одной хромосоме? Вопрос этот был изучен выдающимся американским генетиком, лауреатом Нобелевской премии Томасом Хантом Морганом.
Давайте рассмотрим рисунок на слайде, показывающий, как наследуются гены, расположенные в одной хромосоме.
. Сколько сортов гамет образует организм, гетерозиготны по двум парам аллельных генов, расположенных в одной хромосоме?
Перерисуйте схему, используя свои обозначения.
Задание 3.
Давайте попробуем дать объяснение этого явления, вспомнив механизм образования половых клеток.
Учащиеся работают с текстом учебника, анализируют. Решают проблемную ситуацию.
Явления совместного наследования признаков Т. Морган называл сцеплением. Материальной основой сцепления генов является хромосома. Гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно и образуют одну группу сцепления. Поскольку гомологичные хромосомы имеют одинаковый набор генов, количество групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом.
Явление совместного наследования генов, локализованных в одной хромосоме, называют сцепленным наследованием.
Сцепленное наследование генов, локализованных в одной хромосоме, называют законом Моргана.
Таким образом, третий закон Менделя применим лишь к наследованию аллельных пар, находящихся в негомологичных хромосомах.
Число групп сцепления у данного вида организмов соответствует числу хромосом в гаплоидном наборе.
. Так, у человека 46 хромосом в диплоидном наборе — 23 группы сцепления, у дрозофилы 8 хромосом — 4 группы сцепления, у гороха 14 хромосом — 7 групп сцепления.
Создание проблемной ситуации
У кукурузы доминантные гены коричневой окраски и гладкой формы семян сцеплены и локализованы в одной хромосоме; рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы семян – в другой гомологичной хромосоме.
При анализирующем скрещивании дигетерозиготного растения с коричневыми гладкими семенами (из F1) с чистосортным растением, дающим белые морщинистые семена, получено 4000 семян, похожих на родительские формы, 152 белых гладких и 149 коричневых морщинистых. Объясните результаты скрещивания. Что могло произойти с генами, отвечающими за окраску и форму семян кукурузы, если в результате появились семена с перекомбинированными признаками? (Ответ ищите на стр. 283 учебника.)
ВЫВОД: сцепленное наследование может нарушаться.
Задание: вспомнив профазу первого мейотического деления, давайте найдем причину нарушения сцепления генов. (Можно обратиться к учебнику.)
Вспомним, что в профазе I мейотического деления гомологичные хромосомы конъюгируют. В этот момент может произойти обмен участками гомологичных хромосом:
Предположим, что в одной из гомологичных хромосом локализуются пять известных нам доминантных генов, а в другой — пять их рецессивных аллелей. Если проследить распределение в потомстве двух генов — А и В, то в результате расхождения гомологичных хромосом в анафазе I мейотического деления дигетерозиготный организм в случае сцепления генов А и В должен давать два типа гамет: АВ и ab. Но если в результате кроссинговера в некоторых клетках происходит обмен участками хромосом между генами А и В, то появляются гаметы АЬ и аВ, и в потомстве образуются четыре группы фенотипов, как при свободном комбинировании генов.
Таким образом, сцепление генов может быть полным и неполным. Причина нарушения сцепления — кроссинговер, т. е. перекрест хромосом в профазе I мейотического деления. Чем дальше друг от друга расположены гены в хромосоме, тем выше вероятность перекреста между ними и тем больше процент гамет с перекомбинированными генами.
В зависимости от особенностей образования гамет различают кроссоверные и некроссоверные гаметы. Соответсвенно этому – рекомбинантные особи и нерекомбинантные особи. Гены в хромосомах имеют различную силу сцепления. Сцепление может быть полным (рекомбинация невозможна) и неполным (рекомбинация возможна). Вероятность возникновения перекреста между генами зависит от их расположения в хромосоме; чем дальше расположены гены друг от друга, тем больше вероятность перекреста между ними. За единицу расстояния между генами, находящимися в одной хромосоме, принят один процент кроссинговера.
Информация графически оформляется в тетрадях.
- Результатом исследований Т. Г. Моргана стало создание им хромосомной теории наследственности.
- Гены располагаются в хромосомах в определенной линейной последовательности.
- В хромосоме каждый ген занимает определенное место (локус).
- Расстояние между генами в хромосоме пропорционально проценту кроссинговера между ними.
- Гены одной хромосомы образуют группу сцепления, благодаря этому происходит сцепленное наследование некоторых признаков.
- Каждый вид имеет определенное количество групп сцепления, соответствующее числу хромосом в гаплоидном наборе.
- Сцепление генов может нарушаться в процессе кроссинговера; это приводит к образованию рекомбинантных хромосом.
Закрепление знаний (решение задачи)
У кроликов пятнистость доминирует над сплошной окраской, а нормальная шерсть над ангорской. (Эти гены находятся в одной аутосоме, имеет место кроссинговер.) Скрестили чистые линии породы ангорских пятнистых кроликов с породой, имеющей сплошь окрашенную нормальную шерсть. Гибриды F1 были скрещены со сплошь окрашенными ангорскими кроликами. Определите, какие генотипы и фенотипы получатся в результате второго скрещивания?
Одна из самых сложных тем в генетике — сцепленный тип наследования. Чтобы определить его, нужно внимательно читать условие задачи и составлять схему. Если параметры отходят от тех, что встречаются в законах Менделя, можно сделать вывод о существовании сцепления. Разбираемся, как решать задачи на сцепленное наследование генов.
Краткая теория
Впервые о сцепленном наследовании узнали ученые У. Бэтсон и Р. Пеннет. В 1906 году они проводили исследования на душистом горошке и выяснили, что не все потомство подчиняется закону независимого наследования. Впоследствии этим вопросом занимался Томас Морган. Его законы и являются основой при решении задач. Он изучал скрещивание дрозофил и вычислил, что большая часть потомства имеют родительские признаки. Лишь небольшой процент мушек стали кроссоверными. Он предположил, что образуется так называемая группа сцепления — несколько генов, которые наследуются совместно. Термины, касающиеся современной теории сцепленного наследования:
- сцепленное наследование (рецессивное или доминантное) — совместное наследование участков, которые расположены в одной хромосоме. Иногда при образовании гамет происходит кроссинговер, и группы сцепления разрушаются. Особи получаются рекомбинантными;
- полное сцепление — гены расположены очень близко, всегда наследуются вместе;
- неполное сцепление — расстояние есть, кроссинговер возможен.
Приведем хромосомную теорию наследственности Моргана. Она пригодится при решении задач на сцепленное наследование признаков:
- гены располагаются в хромосомах. Их количество и состав для негомологичных хромосом уникален;
- у каждого гена есть свое место, называемое локусом;
- распределение генов — точно заданная линейная последовательность;
- гены из одной хромосомы образуют группу сцепления. Количество таких групп равно гаплоидному набору хромосом;
- рекомбинантные хромосомы образуются при нарушении сцепления, кроссинговере;
- для создания хромосомных карт нужно знать расстояние между генами. Оно определяется из частоты рекомбинации. 1 морганида равна 1% кроссинговера.
Пример решения задачи
Решим задачу на скрещивание.
Задание. В качестве родительской особи использовалось высокорослое растение с цельной листовой пластинкой. Провели анализирующее скрещивание. В потомстве были высокорослые растения: 42 с расчлененной пластинкой, 9 с цельной, и карликовые: 40 с цельной, 10 с расчлененной.
Решение. Потомство представлено 4 фенотипическими группами. Скрещивание анализирующее, следовательно, одна из взятых особей — дигомозигота по рецессиву, а другая — дигетерозигота. Фенотип указывает на доминантные аллели. Кратко записываем условие:
А — высокий рост
а — карликовый рост
B — цельные листья
b — расчлененные листья
Определяем фенотипические группы, соответствующие наибольшему количеству потомства: высокорослость + расчлененная пластина, карликовость + цельная пластина. Они указывают на сцепленные гены. Записываем схему, включая в нее эту информацию.
высок, цельн карлик, расчлен
G: AB, Ab (сцеп), aB (сцеп), ab
F: AaBb Aabb aaBb aabb
высок, цельн высок, расчлен карлик, цельн карлик, расчлен
В ответе указываем, что наблюдается неполное сцепление, для 2 гамет из 4 произошел кроссинговер.
- учеба в главном корпусе университета м. Беляево/Юго-Западная. Это полное погружение в атмосферу студенчества;
- опытные преподаватели-эксперты ЕГЭ, которые помогут повысить ваши баллы;
- при поступлении в РУДН предоставляется скидка на первый год обучения.
Содержание данной статьи носит ознакомительный характер. Для подготовки к сдаче ЕГЭ пользуйтесь дополнительными источниками информации!
Август Вейсман
А.
Вейсман
—
автор
умозрительных
теорий
наследственности, неверной в
деталях,
но
в
принципе
предвосхитивших современные
представления о дискретности
носителей
наследственной
информации и их связи с
хромосомами.
4. II предпосылка хромосомной теории
Теодор Генрих Бовери
С 1880 по 1882 годы Эдуард
Страсбургер и Теодор Бовери
описали постоянство числа
хромосом у разных видов
(оно характерно для любого
вида) и индивидуальность
хромосом.
Американский
цитолог У. Сэттон (1903)
предположил, что в одной
хромосоме
может
находиться несколько генов.
5. III предпосылка хромосомной теории
МОРГАН, Томас Хант
Исследовательская
программа
Т.Моргана
1910 г. Конкретизировав
представления о генах,
он
показал
их
материальную природу,
локализацию
в
хромосомах.
6. Сцепленное наследование
Р. Пеннет У. Бэтсон
У. Бэтсон
Феномен сцепления впервые
установили в 1906 г. У. Бэтсон и
Р. Пеннет, изучая наследование
некоторых признаков у душистого
горошка.
7. Группы сцепления
Гены, локализованные в одной хромосоме,
оказываются
, т. е. наследуются
преимущественно вместе. Их назвали -
А=n
а=n
8. Сцепленное наследование
– серая окраска тела
– нормальные крылья
– темная окраска тела
– зачаточные крылья
Эти признаки наследуются сцепленным образом:
9. Сцепленное наследование
Р ♀ ааВВ × ♂ ААbb
aB
Ab
G
F1 ♂ АaВb × ♀ ааbb - анализирующее
G Ab aB
скрещивание
ab
F 2 ааВb
Аabb
50%
50%
А не как при наследовании согласно III з-ну Менделя
F2 ааВb : Аabb : АaВb : ааbb
25 % 25 % 25 % 25 %
10. Нарушение сцепления
11. Кроссинговер
13. ГАМЕТЫ
14. ОСОБИ
15. СЦЕПЛЕНИЕ
16. МОРГАНИДА
17. Частота рекомбинации
18. Хромосомная теория наследственности Т.Моргана
в хромосоме каждый ген занимает определенное место
(локус),
между гомологичными хромосомами происходит перекрест
(кроссинговер) и обмен аллельными генами;
Читайте также: