Триз технологии в детском саду системный оператор

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Задача педагога состоит в том чтобы помочь ребенку познать, что все, что нас окружает взаимосвязано друг с другом, изменяется, развивается, а главное, что любой предмет, каким бы он ни был – большим или маленьким, является частью чего-то большого и в тоже время из чего-то состоит сам. При этом мы можем воспользоваться в своей работе предложенным методом ТРИЗ "Системный оператор".
В качестве примера хочу представить Вашему вниманию работу с таблицей в образовательном проекте старшей группы "Волшебные превращения пугала.
"Целью работы над таблицей является освоение детьми инструмента систематизации знаний, формирование чувствительности к системным взаимосвязям, обучение сравнению по признакам объектов.

Оценить 22 0

Экранирование (системный оператор) по технологии ТРИЗ

Целью работы над таблицей является освоение детьми инструмента систематизации знаний, формирование чувствительности к системным взаимосвязям, обучение сравнению по признакам объектов. Системный оператор состоит из 9 окошек:

2. Это что-то нужно внимательно рассмотреть, чтобы рассказать: какое оно, из чего состоит? Как дети самостоятельно лепят снеговика, делятся опытом.

3. Мы должны сказать, где живет или находится объект? Где встречается.

4. Познакомимся с прошлым объекта и с чудесным превращением зимой.

5. Мы узнаем, каким он был раньше, из чего состоял.

6. Где он жил в прошлом и для чего был нужен.

7. Представим, каким он может быть в будущем. Дети предлагают варианты изготовления снеговика.

8. Из чего он будет состоять в будущем. Дети представляют свои рисунки, фотографии.

9. Где он может жить или находиться в будущем.

Регулярная работа с системным оператором научит ребенка анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определенный отрезок времени, признаки и строение.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Данный проект был разработан для детей старшей группы. Вызвать бережное отношение к хлебу. Хлеб в на. Подробнее.

Добрый вечер. Спасибо автору за интересную и объёмную работу. Для детей дошкольного возраста легко з. Подробнее.

Добрый вечер. Большое спасибо за проделанную работу. Семья - естественная среда обитания ребенка. Им. Подробнее.

Очень интересное занятие. Способствует формированию системы знаний о здоровье и здоровом образе жизн. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Развиваем нестандартное мышление и творческое воображение

Книга в подарок

"Удивительные превращения КЛЯКСЫ"

Рубрики

Популярные статьи

    - 42 667 просмотра(ов) - 33 094 просмотра(ов) - 32 380 просмотра(ов) - 22 320 просмотра(ов) - 19 320 просмотра(ов) - 15 849 просмотра(ов) - 13 795 просмотра(ов) - 13 191 просмотра(ов) - 12 217 просмотра(ов) - 11 615 просмотра(ов)

Партнеры

Рекомендуем

Системный оператор

Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию ребенка, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать взрослым – педагогам, родителям, инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира.

Для того, чтобы думать о прошлом – нужна соответствующая информация, нужны знания. Дать их – задача взрослого, причем дать не приукрашивая прошлого и не упрощая его.

Думать о будущем – это наиболее трудный элемент мышления. В основном здесь работает воображение ребенка. Помогать ему в этом случае – значит думать за него, то есть лишать его радости творчества. Вместе с тем, необходимо тактично и ненавязчиво помочь ребенку увидеть взаимосвязь будущего с настоящим.

ОС-1

Система – это и есть наш рассматриваемый объект. Нужно понимать, что любой предмет, живое существо, природное или общественное явление – это система: обязательно состоит из частей, обязательно само является частью чего-то, обязательно каким-то образом функционирует (имеет свою функцию). При этом у каждой системы существует прошлое и будущее.

Подсистема – это часть системы, или элементы, составляющие ее (например, система: Машина, подсистема: колеса, кузов, руль, фары, сиденья, бампер и др.; система: Дождь, подсистема: туча, капли воды; система: Дерево, подсистема: корень, ствол, листья). Каждая из подсистем имеет свою функцию, без которой система существовать не может (Если засохнет корень, то дерево погибнет; если лишится веток, то не сможет цвести и плодоносить и т.д.) Подсистема тоже состоит из частей или элементов (например, Лист состоит из черенка, листовой пластины, прожилок и т.п.), но в дошкольном возрасте на этот уровень можно не выходить.

Каждый экран отражает определенную часть Мира в определенное время ее существования. Центральный экран – это выбранная для рассматривания система в настоящее время. Три экрана на горизонтальном среднем уровне отражают изменения системы при переходе из Прошлого в Настоящее и Будущее.

СО - лук

А три средних экрана на вертикальном уровне – подсистему и надсистему.

СО - лисенок

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Мастер-класс для педагогов

Технология ТРИЗ

Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.

Задачи:

1. Познакомить коллег с теоретическими основами технологии;

3. Познакомить с практическим применением метода в образовательной деятельности.

Форма проведения: педагогическая гостиная.

Аудитория: педагогическое сообщество.

Актуальность.

Одним из важных факторов успеха ребенка в школьной жизни является его способность к моделированию, выполнению операций сравнения, анализа, синтеза.

C малых лет ребенок начинает мыслить системно, представляя в своем воображении мир как бесконечное сочетание различных элементов-признаков, форм. Постепенно ребенок обнаруживает, что подобными элементами можно управлять: по-разному комбинировать их, заменять одни элементы другими, придумывать несуществующие в реальности объекты. Одним из интересных методов развития воображения, мышления является морфологический анализ.

Морфологический анализ положительно влияет на формирование познавательной активности дошкольника, т.е. на потребность в приобретении новых знаний, умение самостоятельно и рационально их использовать (находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, классифицировать предметы по определенным признакам, делать выводы умозаключения).

Метод морфологический анализ (ММА) очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Один из интересных методов включающих несколько мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, сравнение), автор этого метода Ф. Цвикки. Суть метода в том, что мыслительные операции осуществляются с помощью таблицы, в которой по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. Его применение позволяет педагогу в доступной форме показать изменчивость признаков объектов окружающего мира даже самым маленьким детям. Данное средство формирует подвижность мышления, умение усваивать ребенком принцип вариативности.

ММА также очень хорош, для формирования элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим, подготовка к обучению грамоте, в проектной деятельности, изобразительной и музыкальной деятельности и т. д.

Вмладших группах используем ММА при знакомстве с различными геометрическими формами, цветом, размером.

Практическая деятельность: отправился круг по волшебной дорожке и встретился с грузовиком (картинка), нужно спросить у детей:- где этот круг прячется в нем и других предметах?

По дорожке пойдет пирожок.

С детьми 4-5 лет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

метод системного анализа способствует всестороннему знакомству с предметом или явлением. Позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета. Системный оператор можно использовать при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек. Системный оператор даёт возможность составить наиболее полное представление о рассматриваемых предметах; развивает воображение и фантазию; позволяет решать творческие задачи, делает решение разнообразным и интересным.

Гордиенко Светлана Михайловна,

старший воспитатель

(метод системного анализа).

Описание: метод системного анализа способствует всестороннему знакомству с предметом или явлением. Позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета. Системный оператор можно использовать при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек. Системный оператор даёт возможность составить наиболее полное представление о рассматриваемых предметах; развивает воображение и фантазию; позволяет решать творческие задачи, делает решение разнообразным и интересным.

Возраст участников: от 3 лет

Надсистема в прошлом.

Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект. Надсистема может быть родовой

Надсистема в будущем.

Система в прошлом. Чем/кем объект был раньше?

Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать, имеет свою функцию (как-то функционирует)

Система в будущем. Чем будет?

Подсистема в прошлом.

Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие части.

Подсистема в будущем.

Если мы рассмотрим что-то.

Это что-то для чего-то.

Это что-то из чего-то.

Это что-то часть чего-то.

Чем-то было это что-то.

Что-то будет с этим что-то.

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Теория решения изобретательских задач одна из самых противоречивых методик. Кто-то активно внедряет в свои проекты, а кто-то до сих пор не может разобраться, что это такое и как это работает. Разбираемся.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления

Алина Баландина

Откуда взялась ТРИЗ

В 1946 году советский инженер, учёный и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер начал изучать приёмы решения задач, чаще всего используемые изобретателями. Всего он выделил 40 приёмов, которые назвал теорией решения изобретательских задач.

Он пришёл к выводу, что решение технической задачи приводит к моменту, когда ответа на вопрос ещё нет, а вариантов много. В такой ситуации оказывается каждый изобретатель. Также Альтшуллер заключил, что самое эффективное решение задачи достигается при помощи ресурсов (материальных, временных, пространственных, человеческих и так далее), которые у вас уже есть. Тогда ответ станет очевидным.

В 80-х годах эту теорию брали за основу методики преподавания в советских школах и использовали на заводах. Но позже эта практика забылась.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления

Сегодня ТРИЗ имеет широкое признание во всем мире. Ведущие производственные компании используют методы и инструменты ТРИЗ в своей работе — Samsung, LG, Gillette, HP, Intel, Boeing, Xerox, Ford, Toyota, Kodak, Johnson&Johnson и другие.

Каждый год проходят всемирные конференции ТРИЗ, активно ведут свою деятельность Международная, Азиатская и Европейская ассоциации ТРИЗ. В 1998 году в США открылся Институт Альтшуллера для обучения инженеров и менеджеров.

Что такое ТРИЗ

ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач — набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. То есть это едва ли не единственная системная теория обучения творчеству, поэтому в решении задач по ТРИЗ нет оценок и единственного правильного ответа.

Цель ТРИЗ: развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами.

Например, как избавиться от шнуровки на кроссовках, но сделать их закрытыми?

  • Одно из решений — найти лоскуток и перемотать им кроссовок вместе с подошвой.
  • Второе — пришить крючки или даже пуговицы.
  • Третье — склеить части кроссовках с помощью скотча, лоскутка ткани или просто пришить липучку.

Сейчас мы легко представляем эту фурнитуру в своей повседневной жизни. До 80-х годов липучки не существовало. Её роль выполняли плоды репейника. Так что липучка — изобретение, которое появилось в ходе решения какой-то подобной задачи.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления

Как понять, что нужно использовать ТРИЗ

Расшифровка аббревиатуры ТРИЗ намекает, что есть некие изобретательские задачи. И именно тогда, когда они возникают, начинается потребность в применении теории.

Изобретательская задача — это задача, которую не удается решить известными или очевидными способами. Поэтому возникает необходимость в изобретении, которое позволит выиграть, при этом ничего не проиграв.

Первый шаг на пути к изобретению: переформулировать задачу так, чтобы сама формулировка отсекала неэффективные пути решения.

  • Всё должно остаться так, как было,
  • ЛИБО должно исчезнуть вредное, ненужное качество,
  • ЛИБО появиться новое, полезное качество.

Таким образом, обычная задача становится изобретательской, когда для её решения необходимо устранить противоречие или другими словами — прийти к идеальному конечному результату (ИКР).

Например, автобус должен быть коротким, чтобы иметь высокую маневренность на узких улицах. С другой стороны, автобус должен быть длинным, чтобы вмещать больше пассажиров. Это простой пример противоречия — автобус одновременно должен быть длинным и коротким.

Прорывное решение — автобус с гармошкой или двухэтажный автобус: одновременно и длинный и короткий.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления

Как работать с противоречиями

Противоречие — отношение двух понятий и суждений, каждое из которых является отрицанием другого.

В ТРИЗ существует три вида противоречий. В списке они расположены от самого простого по разрешению к самому сложному:

Это противоречие может быть нейтрализовано изучением дополнительных материалов или принятием административных решений — то есть поиском ресурсов, с помощью которых это противоречие можно разрешить.

  • Техническое противоречие возникает, когда улучшение одного параметра системы приводит к ухудшению другого параметра.

Например, крыло самолёта должно быть прочным — для этого нужно больше материала. Но оно должно быть лёгким — но тогда оно не будет прочным.

Это самое сложное противоречие, потому что оно упирается в физические законы природы.

Как сделать так, чтобы космонавтам не приходилось регулярно отвлекаться на приём лекарства, учитывая, что большая доза препарата будет слишком вредна для организма?

Вариант решения. Нужно, чтобы при минимуме действий препарат поступал в организм и при этом усваивался поэтапно. Для этого учёные изобрели пластырь, избавляющий от симптомов морской болезни: активное вещество проникает в организм через кожу, и дозировка при этом не нарушена. По этому же принципу появились противозачаточные и противоникотиновые пластыри.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления

Как мы написали выше, устранение противоречия должности привести к идеальному конечному результату (ИКР).

Что такое идеальный конечный результат в ТРИЗ

Идеальный конечный результат (ИКР) — это ситуация, когда нужное действие получается без каких-либо затрат (потерь), использования внешних ресурсов, усложнений и нежелательных эффектов.

Идеальная машина — машина которой нет, а её функции выполняются.

Идеальный процесс — процесс, которого нет, а результат от процесса есть.

  • Система самостоятельно выполняет данную функцию.
  • Системы нет, а функции её выполняются с помощью ресурсов.
  • Функция не нужна.

Правильная формулировка ИКР заставляет сделать так, чтобы достижение решения задачи было по возможности бесплатным, то есть с использованием только тех ресурсов, которые у нас уже есть.

Виды ресурсов

Для начала обозначим, что ресурсами называется всё, что может быть полезно для решения задачи.

  • Материально-вещественные: деньги, детали, оборудование.
  • Информационные: социальные каналы, носители информации — книги.
  • Время.
  • Пространство: площадь, объем и так далее.
  • Человеческие (сюда же относятся каналы человеческого восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание).
  • Другие ресурсы: события прошлого, имидж, культура.
  • Энергетические ресурсы и поля: тепловая, электрическая, атомная энергия, звуковые сигналы и так далее.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления

Курсы Нетологии

Soft Skills

Узнать больше

  • Soft skills — это надпрофессиональные навыки, которые помогают любым специалистам в любой отрасли быть востребованными
  • Сможете прокачать навыки, чтобы быстро решать задачи, убедительно аргументировать свою позицию, грамотно выстраивать коммуникацию — без лишних эмоций и стресса ?

Приёмы решений по ТРИЗ

Всего по Альтшуллеру выделяется 40 приёмов. Расскажем о нескольких из них:

Принцип дробления

  • Разделить объект на независимые части.
  • Выполнить объект разборным.
  • Увеличить степень дробления объекта.

Принцип объединения

  • Соединить однородные или смежные объекты.
  • Объединить во времени однородные или смежные операции.
  • Один объект разместить внутри другого.

Принцип посредника

  • Использовать промежуточный объект, передающий или переносящий действие.
  • На время присоединить к объекту другой (легкоудаляемый) объект.

Принцип проскока: вести процесс или отдельные его этапы (например, вредные или опасные) на большой скорости.

Принцип дешевой недолговечности взамен долговечности: заменить дорогой объект набором дешёвых объектов, поступившись при этом некоторыми качествами (например, долговечностью).

Таблица ТРИЗ

Так как ТРИЗ изначально применялась для решения технических изобретательских задач, была разработана специальная таблица, в которой по вертикали располагаются технические характеристики, которые по условиям задачи необходимо улучшить, а по горизонтали — характеристики, которые недопустимо ухудшить.

На пересечении граф таблицы указаны номера приемов, которые с наибольшей вероятностью могут устранить возникшее техническое противоречие.

ТРИЗ как метод развития творческого мышления

Как связаны ТРИЗ и креативный подход

ТРИЗ основывается на следующих методах поиска решений:

Мозговой штурм — когда проблема активно обсуждается несколькими участниками. Каждому из них нужно высказывать как можно больше вариантов решения задачи, в том числе самых фантастичных.

Синектика или метод аналогий — сравнение и нахождение сходства между объектами. Или представление себя в качестве предмета или явления в проблемной ситуации. Этот метод эффективен в паре с мозговым штурмом.

Морфологический анализ — поиск решений для отдельных частей задачи. С целью последующего сочетания этих решений.

Метод фокальных объектов — поиск ассоциаций исследуемого объекта со случайными объектами. К объекту примеряются свойства других, никак не связанных с ним объектов.

Метод Робинзона — поиск максимально разнообразных способов применений к предмету.

Системный оператор — поиск связей между объектами, которые в дальнейшем можно связать в систему

Как применять ТРИЗ

Сформулируйте изобретательскую задачу.

Определите, к какому виду противоречий она относится.

Сформулируйте идеальный конечный результат.

Определите, какие ресурсы, которыми вы обладаете, могут быть использованы для ее решения.

Примените один из приемов решений одним из методов решения.

Таким образом, ТРИЗ — это поиск решения нестандартных проблем в известном поле знаний. Несмотря на множество терминов, как можно увидеть из описания приёмов и методов, ТРИЗ — это то, что мы ежедневно применяем в своей жизни, но просто не называем этой аббревиатурой.

Читайте также: