Травы скашивают рано утром вид предложения

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Тесты содержат разное количество заданий. Все задания разделены на три уровня.

Уровень А- базовый, к каждому заданию даются четыре варианта ответа, только один правильный.

Уровень В – более сложный, к каждому заданию предполагается дать ответ в виде одного или двух слов, словосочетаний, цифр.

Уровень С – повышенной сложности. При выполнении этого задания требуется развернутый ответ в объеме 30-40 слов.

1. Выберите односоставное предложение.

A) Без тебя, вероятно, я бы погиб.

B) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.

C) Искусство всегда было нужно людям – и раньше, и сейчас.

D) Это может сделать только искусство.

E) Тихая, звездная ночь.

2. Выберите двусоставное предложение.

A) Стало холодно.

B) Туристы разожгли костер.

C) Вставай утром пораньше.

D) Свежо, весело, любо.

E) Далеко видно кругом.

3. Определите вид предложения. Искусство – зеркало жизни.

A) односоставное назывное,

B) односоставное определенно – личное,

C) односоставное безличное,

E) односоставное неопределенно – личное.

4. Определите вид предложения. Ему нездоровилось.

A) обобщенно – личное,

D) определенно – личное,

E) неопределенно – личное.

5. Найдите односоставное предложение.

A) Курить – здоровью вредить.

B) Не всякий за добро добром ответит.

C) Учить – ум точить.

D) Искусство – зеркало жизни.

E) На деньги ума не купишь.

6. Эти предложения чаще всего используется в пословицах и поговорках.

A) назывные предложения,

B) определенно – личные,

C) неполные предложения,

D) обобщенно – личные,

E) безличные предложения.

7. Выберите односоставное предложение.

A) Без тебя, вероятно, я бы погиб.

B) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.

C) Искусство всегда было нужно людям – и раньше, и сейчас.

D) Это может сделать только искусство.

E) Тихая, звездная ночь.

8. Укажите тип предложения. На деньги ума не купишь.

A) Обобщенно – личное предложение,

B) безличное предложение,

C) неопределенно – личное,

D) определенно – личное,

9. Определите предложение, где главный член указывает на действие, которое относится к любому лицу или ко всем лицам.

A) назывное предложение,

B) безличное предложение,

C) обобщенно – личное предложение,

D) неопределенно – личное предложение,

E) определенно – личное предложение.

10. Назывное предложение – это .

A) двусоставное предложение со сказуемым в форме прошедшего времени;

B) односоставное предложение с главным членом – подлежащим;

C) односоставное предложение с главным членом сказуемым в форме 1 лица настоящего и будущего времени;

D) двусоставное предложение со сказуемым в форме 2 лица настоящего и будущего времени;

E) односоставное предложение с главным членом сказуемым в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени.

11. Главный член в назывном предложении выражен:

A) глаголом в I лице настоящего и будущего времени;

B) глаголом в форме II лица множественного числа в настоящем и будущем времени;

C) глаголом в форме прошедшего времени множественного числа;

D) именем существительным;

E) глаголом в форме III лица настоящего и будущего времени.

12. Найдите назывное предложение.

A) Мне довелось написать много разных книг.

C) Думать о нем некогда.

13. Укажите тип предложений. Ночь. Вокруг тишина.

A) обобщенно – личное,

C) определенно – личное,

D) неопределенно – личное,

14. К односоставным именным предложениям относятся.

A) определенно – личные предложения,

B) неопределенно – личные предложения,

C) назывные предложения,

D) обобщенно – личные предложения,

E) безличные предложения.

Прочитайте предложение и выполните задания В1,В2

Мне безумно захотелось дышать русским воздухом.

В1. Напишите вид сказуемого

В2. Напишите вид односоставного предложения.

Расскажите о роли односоставных предложений.

1. Найдите назывное предложение.

A) Первые шаги весны.

B) На картине изображен лес.

D) В комнате чисто.

E) Привыкаешь к городскому шуму.

2. В этом предложении нет и не может быть подлежащего.

A) безличное предложение,

B) обобщенно – личное предложение,

C) неопределенно – личное предложение,

D) определенно личное предложение,

E) назывное предложение.

3. Вид односоставных глагольных предложений, в которых описываемое действие или состояние не связано с действующим лицом (или предметом).

A) назывное предложение,

B) обобщенно – личное предложение,

C) определенно – личное,

D) безличное предложение,

E) неопределенно – личное предложение.

4. Определите тип односоставного предложения. Быть дождю.

A) обобщенно – личное предложение,

B) определенно – личное предложение,

C) неопределенно – личное предложение,

D) назывное предложение,

E) безличное предложение.

5. Укажите безличное предложение.

A) В Тулу за самоваром не ездят.

B) В дверь постучались.

C) Мне не спится.

D) После дела за советом не ходят.

E) Весна была теплая.

6. Выделите безличное предложение.

A) Мы хотели учиться.

B) У меня нет времени.

C) Вставай утром пораньше.

D) Тихая, звездная жизнь.

E) Наступили сумерки.

7. Вид односоставного предложения, где главный член – сказуемое выражен глаголом в форме I – II лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения.

A) назывное предложение,

B) определенно – личное предложение,

C) обобщенно – личное предложение,

D) неопределенно – личное предложение,

E) безличное предложение.

8. Определите тип односоставного предложения. Люблю тебя, Петра творенье.

A) обобщенно – личное предложение,

B) безличное предложение,

C) определенно – личное предложение,

D) назывное предложение,

E) неопределенно – личное предложение.

9. Определите тип односоставного предложения. Люблю грозу в начале мая.

A) безличное предложение,

B) неопределенно – личное предложение,

C) назывное предложение,

D) определенно – личное предложение,

E) обобщенно – личное предложение.

10. Укажите определенно – личное предложение.

A) Уходим завтра в море.

E) После дела за советом не ходят.

11. Определите вид односоставного предложения. Приучайте себя к аккуратности и порядку.

A) назывное предложение,

B) определенно – личное предложение,

C) неопределенно – личное предложение,

D) обобщенно – личное предложение,

E) безличное предложение.

12. Вид односоставного предложения, который передает действие неопределенного лица, но само лицо в предложении не названо.

A) безличное предложение,

B) обобщенно – личное предложение,

C) неопределенно – личное предложение,

D) назывное предложение,

E) определенно – личное предложение.

13. Определите тип односоставного предложения. В дверь постучались.

A) назывное предложение,

B) определенно – личное предложение,

C) обобщенно – личное предложение,

D) неопределенно – личное предложение,

E) безличное предложение.

14. Вид односоставного предложения, где сказуемое выражено глаголом в форме III лица множественного числа настоящего, будущего времени или глагола прошедшего времени множественного числа.


воспитание интереса к предмету, стремление к знаниям.

Содержимое разработки

Тема: Неопределенно - личные предложения (§33)

Цели урока: расширить знания учащихся об односоставных предложениях, формирование умения находить, характеризовать и употреблять в речи неопределенно - личные предложения;

развивать логическое мышление, память, речь учащихся, навыки синтаксического разбора;

воспитание интереса к предмету, стремление к знаниям.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: индивидуальные карточки, раздаточный материал.

I. Организационный момент

Повторение видов разбора. 2 ученика у доски

Синтаксический разбор предложения.

Завтра иду с радистом и проводником в горы. ( Предложение - повеств., невоскл., простое, односоставное с главным членом сказуемым ( определенно - личное) распространенное, осложненное однородными косвенными дополнениями.

И - и - гласный, безударный;

Д - д - согласный, звонкий , твердый, (парный),

У - у - гласный, ударный.

3 буквы, 3 звука

II. Актуализация знаний.

а) фронтальный опрос.

-Какие бывают предложения по наличию грамматической основы?

- Что характерно для двусоставных предложений?

- Какие предложения называются односоставными?

- Какими частями речи может быть выражено сказуемое?

-Сколько видов односоставных предложений выделяют?

- На какие основные группы делятся односоставные предложения?

- Чем отличается односоставное предложение от двух составного?

- Какие предложения называются назывными?

- Какие предложения называются определенно - личными?

- Какой формой глагола выражается сказуемое в определенно - личном предложении?

( Глаголом в форме 1 и 2 лица ед. или мн.ч изъяв. накл.. Глаголом в форме 2 - го лица ед. и мн. ч. повелительного наклонения.

Привыкаешь к городскому шуму. Не жди рассвета.)

б) выборочное письмо с грамматическим заданием.

- Спишите предложение, соответствующее характеристике: простое, односоставное, определенно-личное.

1) Осеннее небо затянули тёмные тучи.

2) В дверь несмело постучали.

3) Едем на пароходе уже третьи сутки.

3. Подготовка к восприятию темы.

- Прочитайте оставшиеся предложения, определите их тип по строению грамматической основы. (1 – двусоставное, 2 – односоставное)

- Можете ли вы определить вид односоставного предложения? (нет).

- Значит, мы имеем дело с незнакомым для нас видом односоставных предложений.

- Т.е. действующее лицо здесь неопределённо, нечетко, неконкретно.

-Как можно назвать такие предложения? (неопределенно-личные).

4. Формулировка темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу по односоставным предложениям и изучим еще один вид, односоставного предложения. Тема интересная, но сложная, поэтому требует вашего внимания

-Мы проведём исследование, объектом нашего исследования будут неопределённо-личные предложения.

- Какие цели и задачи поставите перед собой?

(учащиеся ставят цели и задачи)

5. Исследование неопределенно-личных предложений.

- На доске записаны неопределенно-личные предложения, прочитайте их и определите, какую форму имеет сказуемое в этих предложениях.

Травы скашивают рано утром.(3 лицо, наст.вр., мн.ч.)

Детей учили рисованию.(3 лицо, прош.вр., мн.ч.)

В садах окапывают деревья.( 3 лицо, наст.вр., мн.ч.)

Вывод: во всех этих предложениях грамматическая основа выражена глаголом-сказуемым в форме 3 лица мн.числа наст. и буд.времени и в форме множ.числа прош.времени).

- Оформите свои выводы в таблице. (прим.: таблицу начинаем заполнять с 1-го урока знакомства с односоставными предложениями)

1.Укажите неверное утверждение.

А. В односоставным предложении второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.

Б. В определенно-личных предложениях сказуемое стоит только в форме 2-го лица.

В. Назывные предложения имеют один главный член - подлежащее.

Г. В неполных предложениях может быть пропущен любой член предложения.

2. Найдите односоставные предложения.

А. За дверью бегают.

Г. Мне не хватает нежности твоей.

Д. Его звали Григором.

3. Укажите определенно-личные предложения.

А. Иду по улице нарядной.

Б. Не слышно волков завыванье.

В. В воздухе пахнет сосновой смолой.

Г. Будем вместе служить.

Д. около шести часов в луга носили завтрак.

4. Найдите неопределенно-личные предложения.

А. Вдруг неожиданно все зажглось солнечными лучами.

Б. Травы скашивают рано утром.

В. Детей учили рисованию.

Г. Выбери себе книгу по вкусу.

Д. Не по словам судят, а по делам.

5. Укажите безличные предложения.

А. Уже совсем рассвело.

Б. И в переулках пахнет морем.

В. Слышу шум падающей листвы.

Г. Расскажу тебе сказку.

6. Укажите назывные предложения.

Б. Поговори со мною, мама.

В. Хлеб-соль ешь, а правду режь.

Г. Третье декабря тысяча девятисотого года.

7. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.

А. Необходимо быть дома.

Б. Вам с лимон или с вареньем?

Г. Оставайтесь дома.

8. В каких примерах неверно расставлены знаки препинания?

А. Летом светает рано, а зимой - поздно.

Б. Ей – шел восьмой год.

В. Гроза была обложная, и гремело отовсюду.

Г. Спела бы рыбка песенку, да голоса нет.

9. Выпишите из текста односоставные предложения.

10. Определите типы односоставных предложений, укажите форму главного члена предложения.

….Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом, и узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими свежими снегами, завалившими чаши елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие радостные краски бывают у нас только по утрам. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце ещё за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа, смелым и четким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет..

Похожие документы:

Рабочая программа по русскому языку 8 класс Учитель: Сомова С. А

Приказ от г. № Рабочая программа по русскому языку для 5 9 классов на 2013-2014 учебный год

Рабочая учебная программа по русскому языку (на основе программы Разумовской М. М.) 8 класс

Рабочая программа учебного курса по русскому языку в 8 классе Составитель: Лобачёва Т. А. 2013 год

По инто­на­ции раз­ли­ча­ем вос­кли­ца­тель­ные и невос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния. По цели выска­зы­ва­ния ука­жем пред­ло­же­ния повест­во­ва­тель­ные, вопро­си­тель­ные и побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния.

Виды предложений по интонации и цели высказывания (3 класс) таблица, примеры

Что такое интонация предложения?

Интонация явля­ет­ся одной из важ­ных харак­те­ри­стик пред­ло­же­ния. Начнем с опре­де­ле­ния, что назы­ва­ет­ся инто­на­ци­ей.

Рассмотрим более подроб­но, с какой инто­на­ци­ей про­из­но­сят­ся пред­ло­же­ния и какую име­ют эмо­ци­о­наль­ную окрас­ку.

Таблица

ПО ИНТОНАЦИИ
Восклицательное Невосклицательное
Мне пода­ри­ли котен­ка! Мне пода­ри­ли котен­ка.
ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Повествовательное Вопросительное Побудительное
На ули­це пре­крас­ная пого­да. Почему вы сиди­те дома? Идите гулять.

Виды предложений по интонации и цели высказывания (3 класс) таблица, примеры

Виды предложений по интонации

По инто­на­ции и силе выра­жен­но­го чув­ства, по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке раз­ли­ча­ют два вида пред­ло­же­ний:

Виды предложений по интонации и цели высказывания (3 класс) таблица, примеры

Невосклицательные предложения

Каждое пред­ло­же­ние име­ет инто­на­цию кон­ца пред­ло­же­ния. Если выска­зы­ва­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но, без осо­бой эмо­ци­о­наль­ной нагруз­ки в его кон­це, это невос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние.

Предложение, в кото­ром не выра­же­но чув­ство, назы­ва­ет­ся невос­кли­ца­тель­ным.

Примеры невосклицательных предложений

Поздно ночью пошёл силь­ный дождь. Он весе­ло сту­чал в окна, лихо шумел в густой лист­ве дере­вьев, дело­ви­то жур­чал в водо­сточ­ных тру­бах (Л. Лагин).

Летом сра­зу бро­са­ют­ся в гла­за обиль­ные кисти с глян­це­вы­ми чер­ны­ми яго­да­ми (В. Солоухин).

Большая пло­щадь ста­ро­го горо­да над Днепром зарос­ла тра­вой. Здесь было тихо и чин­но. Над собо­ром ека­те­рин­ских вре­мен вились ласточ­ки (А. Толстой).

Восклицательные предложения

Простые пред­ло­же­ния могут допол­ни­тель­но выра­жать эмо­ции и чув­ства гово­ря­ще­го. Тогда про­из­но­сят­ся они с осо­бой инто­на­ци­ей вос­кли­ца­ния.

В деревне куда при­воль­ней, чем в горо­де. Можно и в лес за яго­да­ми схо­дить, да и на речу — иску­пать­ся и поры­ба­чить. А к обе­ду уха, да ещё какая! (Г. Скребицкий).

Последнее пред­ло­же­ние в этом сооб­ще­нии явля­ет­ся по инто­на­ции явля­ет­ся вос­кли­ца­тель­ным, так как выра­жа­ет чув­ство вос­хи­ще­ния.

В вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях исполь­зу­ют­ся место­име­ния и наре­чия в роли уси­ли­тель­ных частиц:

Голубушка, как хоро­ша! Чем любо­вать­ся тут?
Ох, при­зна­юсь — хоть это мне и больно- не прав и я ! (И. А. Крылов)

Предложения по цели высказывания

По цели выска­зы­ва­ния — сооб­ще­ние, вопрос, побуж­де­ние — про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на три вида:

  • повест­во­ва­тель­ные
  • вопро­си­тель­ные
  • побу­ди­тель­ные

Восклицательным может быть каж­дое из этих про­стых пред­ло­же­ний.

Виды предложений по интонации и цели высказывания (3 класс) таблица, примеры

Повествовательное предложение

В уст­ной речи пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но и ров­но, толь­ко голос повы­ша­ет­ся на одном из чле­нов пред­ло­же­ния и пони­жа­ет­ся к его кон­цу. Это повест­во­ва­тель­ная инто­на­ция, а такой вид пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся повест­во­ва­тель­ным. В нём сооб­ща­ет­ся, кон­ста­ти­ру­ет­ся о каком-либо собы­тии или фак­те, напри­мер:

Второй день льёт дождь как из вед­ра.

В кон­це повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак — точ­ка.

Примеры повествовательных предложений в художественной литературе

Белая бере­за под моим окном при­на­кры­лась сне­гом точ­но сереб­ром (С.Есенин).

Бесконечная доро­га убе­га­ет лен­той вдаль (С. Есенин).

В одном боло­те, под дикой ивой, выве­лись утя­та (М. Пришвин).

Одуванчики цве­тут с вес­ны до осе­ни (В. Солоухин).

Солнце уже спус­ка­лось за лес. Оно бро­са­ло несколь­ко чуть теп­лых лучей, кото­рые про­ре­зы­ва­лись огнен­ной поло­сой через весь лес (И. Гончаров).

Вопросительные предложения

По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют вопро­си­тель­ные пред­ло­же­ния, кото­рые выра­жа­ют вопрос. В уст­ной речи голос инто­на­ци­он­но повы­ша­ет­ся на том сло­ве, кото­рый явля­ет­ся глав­ным в вопро­се, напри­мер:

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Такое выде­ле­ние голо­сом важ­но­го по смыс­лу сло­ва в пред­ло­же­нии назы­ва­ет­ся смыс­ло­вым, или логи­че­ским уда­ре­ни­ем.

В кон­це вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния необ­хо­ди­мо поста­вить вопро­си­тель­ный знак.

Примеры вопросительных предложений в художественной литературе

Знаете ли вы, какое насла­жде­ние выехать вес­ной до зари? (И.Тургенев).

Жалко ста­ло ребя­там, что лисе­нок убе­жал. Куда он такой малень­кий денет­ся? Пропадет в лесу. Пришел дедуш­ка, посмот­рел нору, голо­вой пока­чал и гово­рит:
— Нет, ребя­та. Это не лисе­нок ход про­ко­пал. Это мать-лиса за ним при­хо­ди­ла (В.Бианки).

Крошка-сын к отцу при­шёл и спро­си­ла кро­ха:
— Что такое хоро­шо и что такое пло­хо? (В. Маяковский).

О чём эта пес­ня вагон­ных колес,
И птиц щебе­та­нье,
И шелест берёз?
О родине, толь­ко о родине (Расул Гамзатов).

Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки?
Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки?
Из ули­ток, раку­шек,
И зеле­ных лягу­шек (С. Маршак).

Побудительное предложение

Если пред­ло­же­ние выра­жа­ет побуж­де­ние, прось­бу, при­каз, силь­ное чув­ство, то инто­на­ция ста­но­вит­ся побу­ди­тель­ной. Тогда пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с повы­ше­ни­ем голо­са, напря­жён­но. Для побу­ди­тель­но­го пред­ло­же­ния харак­те­рен более высо­кий тон, чем при повест­во­ва­тель­ном, но более низ­кий, чем при вопро­се.

Примеры предложений

Мартышка ста­ла пря­мо. Попугай ско­ман­до­вал:
— Упражненье нача­лось!
Ноги вме­сте! Руки врозь!
Раз, два, три, четы­ре!
Ноги выше! Руки шире! (Григорий Остер)

А дождь идёт все силь­нее и сильнее…Ползет к гри­бу мок­рая Бабочка:
— Муравей, Муравей, пусти меня под гри­бок! Промокла я — лететь не могу! (В. Сутеев).

Не мешай­те мне тру­дить­ся!
Я води­цы при­та­щу
И коло­дез­ной води­цей
Всех, конеч­но, уго­щу (Е. Благинина).

Читайте также: