Трава белела ровной скатертью солнце мирно всплывало что это за прием

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

И как этот же самый лес хорош поздней осенью,
когда прилетают вальдшнепы! Как найти их? – Не приложу ума.
Они не держатся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки.
Ветра нет и нет ни Солнца, ни света, ни тени, ни движенья, ни шума;
в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина;
тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями, где давно не был.
Сквозь обнажённые, бурые сучья деревьев
мирно белеет неподвижное небо;
кое-где на липах висят последние золотые листья.
Сырая земля упруга под ногами, вся в листве;
высокие сухие былинки не шевелятся;
длинные нити блестят на побледневшей траве.
Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога.
Идёшь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем в мыслях всплывают, много –
любимые образы, любимые лица, мёртвые и живые, приходят на память, вновь появляются,
давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются;
воображенье реет и носится, как птица меж отцветшими садами,
и всё так ясно движется и стоит перед глазами.
Сердце то вдруг задрожит и забьётся, страстно бросится вперёд,
то безвозвратно потонет в воспоминаниях, ныряя в мыслей водоворот.
Вся жизнь развёртывается легко и быстро, как свиток;
всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душой владеет человек.
И ничего кругом ему в душе не мешает –
ни Солнца нет, ни ветра, ни шума – который век…
А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день(!),
когда берёза, словно сказочное дерево, даже не отбрасывает тень,
вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, украшая его,
когда низкое Солнце уж не греет, но блестит ярче летнего,
небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь,
словно ей весело и легко стоять голой, всех изумляя,
свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья,
а изморозь ещё белеет на дне долин, удивляя,–
когда по реке радостно мчатся синие волны, как по полю с васильками,
мерно вздымая рассеянных уток и гусей;
вдали мельница стучит, полузакрытая вербами,
и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней…
––––––––––––
Иван Сергеевич Тургенев. Записки охотника. Лес и степь (отрывок).
И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы! Они не держатся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движенья, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображенье реет и носится, как птица, и все так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает — ни солнца нет, ни ветра, ни шуму…
А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уж не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, – когда по реке радостно мчатся синие волны, мерно вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней…

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:

- проверяемые безударные гласные;

- непроверяемые безударные гласные;

- раздельное написание предлогов со словами;

- правописание окончаний имён существительных;

- правописание корней с чередованием;

- написание не с глаголами;

- написание -тся - -ться в глаголах;

- правильное написание окончаний глаголов 1 и 2-го спряжения.

Постановки знаков препинания:

- запятая при однородных членах предложения;

- запятая в сложном предложении.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

- синтаксического разбора предложения;

-знать способы образования слов;

- морфемного разбора слова;

Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман.

Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошёл я заросли кустов. У моих ног тянулась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Летучие мыши носились над моей головой.

Куда я зашёл? Как найти дорогу?

Я вышел на опушку и пошёл полем. Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла густая рожь. Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом. В тишине глухо раздавались мои шаги.

Но вот на вечернем небе стали зажигаться звёзды. Заблестел серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома.

(109 слов) (По Тургеневу)

Грамматические задания.

1. Выписать 2-3 слова, образованные приставочным способом (из 1,2-го абзацев) - 1-й вариант

Из остального текста диктанта - 2-й вариант.

2. Разобрать слова по составу:

Возвышался, летучие, головой - 1-й вариант

Раздавались, вечернем, тропинке - 2-й вариант

3. Фонетический разбор слова:

тишине - 1-й вариант месяца - 2-й вариант

4. Синтаксический разбор предложения:

Я осмотрел окрестность и спустился с холма. - 1-й вариант

Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом . - 2-й вариант

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. Объём слов: 118

Цветовые символы – факт многих литературных произведений. Исследователи языка цветовых символов отмечают, что работа над словом ведётся писателями с предельным напряжением всех душевных сил. Для автора, который использует символику цвета важны как звучание слова, так и смысловая сторона.

В литературе цвета отражают и внутренний мир персонажей, и описание окружающей среды, что в сочетании определяет идею произведения.

И. С. Тургенев - замечательный русский писатель, автор многих рассказов и повестей, мастер пейзажа.

В своих произведениях работает как самый настоящий художник, целенаправленно и совершенно точно сверяя каждую крупицу палитры красок с представленными настроениями героев. Писатель дает нам понять, что цвет может являться не только душой художественного мира живописи, но и весомой частью повести, её полноправным фундаментом.

Предмет - роль слов в произведении со значением цвета.

И. С. Тургенева

Цель исследования: выявить особенности цветовой лексики, рассмотреть на конкретных примерах из текста, для чего используются писателем в произведении слова, связанные с передачей цвета, и какое воздействие оказывают на читателя.

Актуальность работы обусловлена тем, что в каждом подлинно художественном произведении нет ни одного случайного слова, которое было бы лишено смысловой нагрузки и могло быть легко заменено другим.

Перед началом исследования мы поставили перед собой такие задачи:

- выявить, какие части речи используются для передачи цвета, и в создании каких изобразительно-выразительных средств они участвуют.

- составить словарь слов со значением цвета в рассказе.

Основными методами исследования стали наблюдение над текстом произведения, работа с лингвистическими справочниками, литературоведческими словарями, поиск информации в других источниках.

Этапы исследования:

- Систематизация и обобщение информации в дополнительной литературе.

Практическая значимость.

Проделанная работа может быть интересна учителям-словесникам, учащимся, людям, увлекающимся творчеством И. С. Тургенева.

При исследовании данной проблемы мы опирались на различные источники, включая справочники и словари по лингвистике и литературе, использовали сведения по употреблению в речи разных частей речи, ориентировались на особенностях писательской манеры Тургенева с целью доказательства выдвинутой гипотезы.

II . Основная часть.

1. Описание русской природы в рассказе "Бежин луг"

Тургенев придавал большое значение признакам предметов, роли определений при передаче внутреннего состояния героев.

Сравним следующее описание природы:

С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но свет­лое и приветно лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра. Б ольшое мес­то занимают слова, связанные с пе­редачей цвета. Слова этой группы ши­роко используются на протяжении все­го рассказа. Причем мы выделяем прежде всего лексику, прямо передаю­щую определенный цвет: лиловый, бе­лый, золотисто-серый, синева, лазур­ный, бледно-лиловый, голубоватый, черноватый, розовый, алый и т. д. К этой группе примыкают слова, кото­рые прямо не обозначают какой-либо цвет, но так или иначе косвенно свя­заны с передачей его: ясно, засверкает, блеск глубоко-прозрачного, свет, цвет, сияние, краски и т. д.

Вовлекаются сюда и слова в пере­носно-метафорическом употреблении или слова, употребленные в составе сравнений и сравнительных оборотов; ср., например:

Утренняя заря не пылает пожаром: она раз­ливается кротким румянцем; блеск их подобен блеску кованого серебра; они сами так же лазурны, как небо; к вечеру эти облака исче­зают; последние из них, черноватые и неопре­деленные, как дым, ложатся розовыми клуба­ми; алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бе­режно несомая свечка, затеплится на нем ве­черняя звезда; и т. д.

Разнообразными языковыми средст­вами достигается передача различных цветов, их оттенков, нюансов, сравним, например:

Густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью; все кругом быстро чернело и утихало; поле неясно беле­ло вокруг; побледневшее небо стало опять синеть; еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке; бледно-серое небо свет­лело, холодело, синело; и т. д.

2. Использование частей речи со значением цвета.

Таким образом, мы видим, что один и тот же цвет может быть выражен при помощи разных частей речи: си­нева - синеть - синеватый - синев­ший; белый - белеть и т. д.

Для выражения цветовых оттенков используются различные прилагатель­ные-определения, ср.: 'утренняя заря, раннее утро, могучее светило, ровная синева, и т. д.

Для этих же целей используются и сложные прилагательные: золотисто-серый, бледно-лиловый, желто-пегий, бледно-серый.

Слова со значением цвета являются разными частями речи, но в тексте больше всего прилагательных и глаголов, меньше причастий и существительных. Ясно становится, что прилагательные характеризуют предмет в произведении, служат для создания описаний. Используются чаще всего в переносном значении.

Читайте также: