Тип жилкования пастушьей сумки

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Задание ЕГЭ по биологии
Линия заданий - 10
Наслаждайтесь интересным учебником и решайте десятки тестов на Studarium,
мы всегда рады вам! =)

4981. Установите соответствие между признаками классов и растениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) листья имеют развитые влагалища
Б) число частей цветка кратно четырём
В) имеет мочковатую корневую систему
Г) цветки опыляются ветром
Д) семя имеет две семядоли
Е) проводящие пучки имеют камбий




Семядольные листья длиной 2. 4, шириной 1,5. 2 мм, эллиптические, на черешках, покрыты беловатыми волосками.

Нижние листья, образующие прикорневую розетку (зимующие формы), продолговато-ланцетные, обычно перисто-раздельные, с треугольными зубцами или долями; стеблевые-ланцетные, цельные, мельче розеточных, при основании стреловидные.

Плод – легко раскрывающийся треугольно-сердцевидный стручочек сжатый с боков, с сильно выпуклыми створками, с многосемянными гнёздами, длиной 3. 5 мм.

Минимальная температура прорастания +1. +2°С, оптимальная +15. +16°С. Всходы появляются в марте - мае, а также в августе - октябре, летнее - осенние перезимовывают.

Максимальная плодовитость одного растения до 270000 семян. Свежесозревшие семена имеют низкую всхожесть.

Обладает экологической пластичностью, в зависимости от условий может развиваться как эфемер, яровой, зимующий или озимый сорняк. За вегетационный период может давать до четырёх поколений.

Засоряет посевы всех озимых и яровых зерновых, овощных культур, пары, пропашные культуры, посевы кормовых трав. Встречается на лугах, пастбищах, садах, а также на мусорных местах, пустырях, у дорог и жилья. Один из основных сорняков на люцерне.

К эффективным мерам борьбы относится боронование озимых культур весной. Своевременная уборка и лущение жнивья предупреждают массовое созревание семян и провоцируют их массовое прорастание.

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой темы, учебной информации, применение в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

  • Образовательная цель - продолжить работу по формированию систематических понятий: класс, семейство, род, вид; сформулировать знания учащихся о признаках растений семейства крестоцветные.
  • Развивающая - совершенствование у учащихся умений классифицировать растения, сравнивать, делать соответствующие выводы, навыков работы с натуральными объектами.
  • Воспитательная - способствовать формированию учащихся бережного отношения к растениям.

Форма урока -урок - путешествие с элементами ролевой игры.

Тип урока - комбинированный.

Оборудование: таблицы "Семейство крестоцветные", гербарии растений семейства крестоцветные, модель цветка капусты, коллекции и муляжи плодов (коллекция разнообразных стручков и стручочков).

Ключевые слова и понятия: класс двудольные, семейство крестоцветные; представители растений семейства крестоцветные; использование растений семейства в различных отраслях человеческой деятельности: пищевые, кормовые, медоносные, масличные культуры, лекарственные растения, декоративные растения семейства крестоцветные. Двойной околоцветник, чашечка,, формула цветка, плод стручок или стручочек.

  • По источнику знаний: словесный, наглядный, практический.
  • По характеру деятельности учащихся: частично-поисковый.
  • По характеру деятельности учителя: проблемный.
  • Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

1. Организационный момент.

Приветствует учащихся, определяет их готовность к уроку. Сообщает о том, что мы продолжаем изучать семейства растений класса двудольные.

С какими же семействами растений класса двудольные мы познакомились? Ребята отвечают.

Сегодня мы познакомимся с еще одним семейством растений, представители которого имеют большое практическое значение в жизни каждого из нас? Что же это за семейство?

Предлагаю отгадать следующие загадки ( группа ребят заранее к уроку их приготовила)

На грядке за амбаром
Разросся стебель шаром (капуста кольраби)

Девица - белолица,
Солнце не выносит,
Зонтик себе просит (цветная капуста)

На плечах Игнашки
Сорок три рубашки -
Все из ткани отбеленной,
А поверх - пиджак зеленый (Развитие капусты. Кочан капусты)

Был ребенок - не знал пеленок,
А стал стариком -
Сто пеленок на нем. (кочан капусты)

5. Безсчету одежек и все без застежек (капуста)

6. Нота. Часть танца (репа)

Первый слог - песня весенней капели,
Второй - губы.
Все - растение, про которое
Сложена загадка:
"Был ребенок - не знал пеленок,
Стар стал - пеленаться стал" (капуста).

Учащиеся отвечают , что сегодня мы будем изучать семейство, к которому относится растение - капуста. Это семейство - крестоцветные. Итак, ученики формулируют цель урока.

Как же данная задача будет решаться на уроке: при помощи каких методов, форм? Это будет урок - путешествие по семейству крестоцветные.

Сегодня мы путешествуем в страну растений семейства Крестоцветные. Я надеюсь, что мы раскроем немало тайн. Желающие проверить свои силы уже собрались на месте. А вот план нашего путешествия.

  • Остановка на станции "Определительная"
  • Остановка на станции "Музейная"
  • Остановка на станции "Познавательная"
  • Завершение путешествия на таможне.

Ребятам предлагаются задания по карточкам тестового характера (по вариантам) Приложение 1

Укажите номера, под которыми обозначены признаки растений семейства мотыльковых:

1. Плод-стручок или стручочек.

2. Венчик цветка состоит из четырех лепестков.

4. На корнях образуются клубеньки, в которых живут бактерии, усваивающие азот из воздуха

5. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок

6. Цветок имеет один пестик и десять тычинок

7. Тычинок в цветке много

8. Венчик цветка состоит из пяти неодинаковых лепестков, сложенных как приподнятые крылья бабочки.

Игра "Третий лишний"

1. Соя, фасоль, томаты.

2. Перец, баклажаны, арахис

3. Картофель, белена черная, капуста.

Выбрать признаки растений семейства пасленовых:

1. Корень стержневой

2. Листья с сетчатым жилкованием

3. В цветке шесть тычинок и один пестик

4. Чашечка состоит из пяти сросшихся лепестков.

5. Венчик состоит из пяти сросшихся лепестков.

6. Плод - стручок или стручочек

7. Пдлод - ягода или коробочка

8. Пастушья сумка

9. Паслен черный

Игра "Третий лишний"

1. Соя, фасоль, томаты

2. Перец, баклажаны, арахис

3. Картофель, розы, капуста.

После выполнения тестовых заданий осуществляем проверку так: карточки с сюрпризом, раскройте низ карточки и найдете там ответы на задания. Самоконтроль.

Критерии оценивания указаны на карточке.

Итак, ребята, получилось, что в каждом варианте лишним растением оказалась - капуста.

Проблема: почему капусту , репу относят к семейству Крестоцветные? Каковы их общие признаки?

Путешествие продолжается дальше и следующая остановка - станция "Познавательная".

Здесь ребята выполняют лабораторную работу - "Растения семейства крестоцветных."

(каждому учащемуся выдается инструктивная карточка) Приложение 2

Цели: научиться определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: гербарные экземпляры редьки дикой, пастушьей сумки, сурепки обыкновенной, коллекция плодов.

1. Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.

2. Рассмотрите гербарный экземпляр растения. Определите внешние признаки вегетативных органов растения.

3. Определите тип корневой системы ( стержневая или мочковатая). О принадлежности к какому классу это может свидетельствовать?

4. Рассмотрите стебель. Определите вид стебля (травянистый или деревянистый), определите характер его роста (прямостоячий, вьющийся, стелющийся).

5. Определите особенности листьев: жилкование, характер листовой пластинки (простой или сложный, цельный или изрезанный, тип листорасположения.

6. Рассмотрите соцветие и определите к какому типу оно относится.

7. Зарисуйте гербарный экземпляр растения, подпишите его название и укажите его основные признаки.

8. Зарисуйте строение цветка, укажите его основные части.

9. Составьте формулу цветка, запишите ее в тетрадь

10. Рассмотрите строение плода, сравните его с плодами из коллекции и определите тип плода.

11. Зарисуйте и подпишите плод.

Обобщите полученные результаты и на основании их сделайте вывод о принадлежности растения к семейству крестоцветные.

Ребята делают следующие выводы:

семейство включает около 3200 видов растений;

- цветки с крестообразно расположенными лепестками, чашечка из 4 чашелистиков, венчик из 4 лепестков, с 6 тычинками (2 короткие и 4 длинные) и 1 пестик;

- формула цветка крестоцветных Ч4Л4Т4+2П1;

- плоды - стручки или стручочки;

- корневая система - стержневая.

Правильно, ребята , по этим признакам мы относим данные растения к этому семейству.

А вот каково многообразие растений семейства Крестоцветные мы узнаем на следующей остановке.

Следующая остановка - станция "Музейная".

Цель: знакомство учащихся с многообразием растений семейства крестоцветные.

А наше путешествие продолжается и следующая остановка "Определительная"

Здесь выполняется практическая работа по определению растений семейства крестоцветные по определительным карточкам. Приложение 3

Перед началом практической работы учитель объясняет детям правила определения растений по определительным карточкам ис помощью определителя.

Цель: формировать умения распознавать растения с определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения, продолжать формировать навык работы с натуральными объектами.

Оборудование: гербарии растений семейства крестоцветные (редька дикая, пастушья сумка, ярутка полевая), школьный определитель высших растений и определительные карточки, лупы.

Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.

1.Рассмотрите гербарий растения семейства крестоцветные.

2.Определите окраску венчика, тип плода, форму листовой пластинки.

3.Следуя инструкции по определительной карточке определите, что это за растение.

4. С помощью школьного определителя установите к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.

5.Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения. Укажите последовательность этапов при определении растения. Запишите полученные данные в тетрадь.

Наше путешествие подходит к концу и следующая остановка "Таможня". Ребятам предлагается выполнить следующие задания с целью закрепления знаний и умений. Приложение 4

Отметьте признаки крестоцветных:

2. Венчик состоит из пяти лепестков

3. Чашечка состоит из четырех чашелистиков

5. Плод костянка

6. Венчик состоит из четырех лепестков.

7. Тычинок шесть: четыре длинные и две короткие

8. Чашечка состоит из пяти чашелистиков.

Выбрать правильные утверждения:

1. К крестоцветным относятся как травянистые растения, так и кустарники, и деревья

2. Все крестоцветные имеют простые листья

3. Плоды у крестоцветных -стручки и стручочки

4. Все крестоцветные -двулетние растения.

5. Листья крестоцветных имеют параллельное жилкование..

6. Все крестоцветные имеют формулу цветка - Ч4,Л4,Т4+2,П1.

Контроль за выполнением задания провести так: взаимообмен заданиями и выставление оценок. Оценки каждого сопровождаются комментариями.

Подведение итогов. Обращает внимание учащихся на достижение цели урока.

  • О чем вы сегодня узнали на уроке?
  • Достигнута ли цель урока?
  • Пригодятся ли вам в жизни эти знания?
  • Понравился вам урок или нет. Если да, то чем?

Переход к материалу, который будет рассматриваться на следующем уроке.

Домашнее задание: читать параграф №44, знать основные термины.

Творческое задание. Нарисуйте или вылепите из пластилина различные типы плодов растений семейства крестоцветные: стручок без перетяжек, стручок с перетяжками, стручочки различной формы, приведите примеры растений, для которых характерны подобные плоды.

Задание для учеников, интересующихся биологией по выбору:

Напишите формулы цветков комнатных растений, которые цветут в данный момент в кабинете биологии и у вас дома.

Или же, составить кроссворд, синквейн к слову капуста.

Определительная карточка для определения растений семейства крестоцветные.

1. Плод стручок (длинный) . 2

0.Плод стручочек (длина меньше или равна ширине). 5

2. Плоды с перетяжками (бусообразные). Цветки желтые. Стебли и листья имеют редкие жесткие волоски.

0. Плоды без перетяжки . 3

3. Носик стручка мечевидный. Цветоножки при плодах, сильно отклонены от стебля. Листья перистонадрезанные.

0. Стручки с округлым носиком. 4

4.Стручки размером 1-1,5см, прижаты к стеблю .Стебель с растопыренными в стороны ветвями. Верхние листья стреловидные

0. Стручочки размером 2-4 см, отклонены от стебля. Листья ланцевидные.

5. Стручочки треугольной формы. Цветки белые, мелкие.Прикорневые листья перисто-раздельные, собраны кучно.

0.Стручок овальной формы. 6

6.Стручочки с пленчатыми крылышками, образующими на верхушке плода выемку

0. Стручочки без крылышек. 7

7. Растение серовато-зеленое от мелких волосков, которыми покрыты стебель и листья

0 Стебель сильно ветвистый, к моменту созревания плодов снизу голый, без листьев. Стручочки овальной формы с выемкой наверху. 0

Собранная в фазы цветения и начала плодоношения (до побурения плодов) и высушенная надземная часть дикорастущего однолетнего травянистого растения пастушьей сумки (Capsella bursa-pastoris (L. ) Medik. ) из сем. крестоцветных — Brassicaceae.

Пастушья сумка (Capsella bursa-pastoris (L. ) Medik.)

Пастушья сумка — однолетнее травянистое растение высотой до 30 (60) см с прикорневой розеткой черешковых, перистораздельных листьев. Цветки правильные, мелкие, белые, собраны в кисти. Плод — обратнотреугольно-сердцевидный стручочек. Цветёт с начала весны и почти все лето, плоды созревают с июня по сентябрь.
Широко распространённый полевой сорняк, встречается почти по всей территории СНГ, за исключением Арктики и пустынных районов Центральной Азии. Растёт в посевах, обилен на залежах, часто образует сплошные заросли. Встречается также вдоль дорог и канав.
Промышленные заготовки проводят на Украине, в Российской Федерации (Северный Кавказ, Поволжье, Забайкалье), а также в Белоруссии. Запасы пастушьей сумки значительно превышают её потребность.

Пастушья сумка. Химический состав. Трава пастушьей сумки содержит значительное количество витамина K1 (филлохинон), кислоту аскорбиновую, флавоноиды (диосмин, 7-рутинозиды лютеолина и кверцетина, лютеолин-7-галактозид); синигрин и другие глюкозинолаты; дубильные вещества; β-ситостерин; рамногликозид гиссопина; кислоты органические; биогенные амины (холин, ацетилхолин, тирамин); концентрирует Mo, Сu, Se, Zn, Br.

Пастушья сумка. Заготовка, первичная обработка и сушка. Сбор травы проводят во время цветения и в начале плодоношения, срезая надземную часть растения ножом или секатором. Часто выдергивают растение с корнем, затем корни обрезают. Недопустим сбор растений со зрелыми плодами, а также пораженных грибком. Перед сушкой из собранной травы отбирают примеси и поражённые мучнистой росой части.
Сушат сырьё в сушилках при температуре до 45 °С или на воздухе в тени под навесами, на чердаках с хорошей вентиляцией, разложив тонким слоем.

Пастушья сумка. Хранение. Сырьё хранят в сухих хорошо проветриваемых помещениях на стеллажах. Срок годности 3 года (потом сырьё быстро теряет терапевтические свойства).

Пастушья сумка. Использование. Из травы пастушьей сумки получают настой и жидкий экстракт, которые применяют в гинекологической практике в качестве кровоостанавливающего средства при маточных кровотечениях, а также при атонии матки. В литературе приводятся сведения о применении настоя пастушьей сумки для лечения туберкулеза легких, сопровождающегося кровотечениями. В гомеопатии препараты травы используют при всех видах кровотечений и при болезнях почек.


Препарат листа с поверхности обработать кислотой хлористоводородной. Наблюдать под микроскопом выделение пузырьков углекислого газа.

Задание 5. Отметьте в журнале фармакологическую группу сырья и препаратов (см. приложение).

Задание 6. Дайте заключение о подлинности и качестве сырья в соответствии с НД (см. приложение).

Пастушьясумка

Capsella bursa pastoris (L.) Medik.

Пастушьей сумки трава

Bursae pastoris herba

КапустныеВrassicaceae

Задание 1. Изучите внешний вид производящего растения по гербарному образцу, отметьте морфологические особенности: жизненная форма - однолетнее травянистое растение высотой до 30 см. Прикорневые листья черешковые, образуют розетку, листья черешковые, продолговато-ланцетной формы, перистораздельные, с треугольными зубцами. Стеблевые листья мелкие, сидячие, со стреловидным основанием. Цветки мелкие, белые, четырехмерные, на длинных цветоножках, собраны в соцветие кисть. Плоды – стручки, обратнотреугольной формы, на верхушке выемчатые.

Запишите в лабораторный журнал названия сырья, производящего растения и семейства на русском и латинском языках.


2

Рисунок 6. Внешний вид и плод:

1 – пастушья сумка, 2 – ярутка полевая

Сравните по гербарным образцам и описанию, приведенному в табл. 2, пастушью сумку и ярутку полевую, сырье которой не подлежит сбору (рис. 6).

Напишите русские и латинские названия возможных органических примесей, укажите их отличительные признаки.

Отличия пастушьей сумки от ярутки полевой

Название астения

Листья розеточные

Плоды (стручочки)

Пастушьясумка – Capsella bursa-pastoris

Продолговато-ланцет-ные, от цельных до перисто-раздельных, долго остающиеся

Обратнотреугольные с широкой выемкой на верхушке, длиной 3-7 мм

Длиной около 1 мм, по 8 и более в каждом гнезде

Ярутка полевая – Thlaspi arvense

Удлиненные, обратнояйцевидные, тупые, рано отмирающие

Округло-эллиптичес-кие, ширококрыла-тые, с узкой выемкой на верхушке, длиной 12-18 мм, шириной 11-16 мм

Длиной около 2 мм, по 5-8 в каждом гнезде

Дайте определение сырья в соответствии со ст. 46 ГФ XI (см. приложение).

Рисунок 7. Препарат листа с поверхности пастушьей сумки:

А – эпидермис верхней стороны листа; Б – эпидермис нижней стороны листа; 1 – многоконечные волоски, 2 – простой волосок, 3 – вильчатый волосок

Задание 3. Приготовьте микропрепарат и рассмотрите под микроскопом в глицериновой воде лист пастушьей сумки с поверхности после просветления в 3 % растворе натрия гидроксида. Найдите сильноизвилистые клетки эпидермиса с нижней стороны. Устьица с обеих сторон мелкие, анизоцитного типа (окружены тремя клетками, из которых одна значительно меньше двух других). Волоски многоклеточные, разветвленные, 3-6-ти конечные, с грубобородавчатой поверхностью; простые волоски крупные, с широким основанием и заостренным концом, поверхность гладкая или бородавчатая; двухконечные волоски с лучами, встречаются редко. Зарисуйте в дневнике, обозначьте основные диагностические признаки (рис. 7).

Задание 4. Изучите числовые показатели, характеризующие качество травы пастушьей сумки. Письменно дайте ответ на вопрос: почему в качестве экстрагента при определении экстрактивных веществ используют 70 % спирт?

Задание 5. Отметьте в журнале фармакологическую группу сырья и препаратов (см. приложение).

Задание 6. Дайте заключение о подлинности и качестве сырья в соответствии с НД (см. приложение).

Земляника леснаяFragaria vesca L.

Земляники лесной листья и плоды -

Fragariae vescae folia et fructus

РозоцветныеRosaceae


Задание 1. Изучите внешний вид производящего растения по гербарному образцу (рис. 8), отметьте морфологические особенности: многолетнее травянистое

Читайте также: