Темнеет в саду горит костер и крепко тянет душистым дымом

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Вопрос по русскому языку:

Помогите сделать задание!

Вспоминается мне ранняя погожая осень.

Воздух так чист, точно его совсем нет. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой. Около шалаша вечером греется самовар, и по саду между деревьями расстилается длинной полосой голубоватый дым.

Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идёшь домой к ужину.

Темнеет. В саду горит костёр, и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. Пылает багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрного дерева, силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет чёрная рука в несколько аршин, то чётко нарисуются две ноги. Вдруг всё это скользнёт с яблони — и тень упадёт по всей аллее.

Поздней ночью, шурша по сухой листве, как слепой, доберёшься до шалаша. Там на поляне немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь. Долго глядишь в тёмно-синюю глубину неба, переполненную созвездиями. Потом встрепенёшься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому.

Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! (172 слова)

1. Выпишите из текста диктанта два сложносочинённых предложения: в одном оба простых предложения двусоставные; в другом хотя бы одно из простых предложений односоставное. Составьте их схемы, графически объясните пунктуацию.

2. Выполните синтаксический разбор сложносочинённого предложения.

3. Укажите смысловые отношения между простыми предложениями в сложносочинённых.

Урок 21. Понятие о сложноподчинённом предложении (§ 18)

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

Тип урока: систематизации и обобщения знаний. Урок-практикум.

Методы обучения: метод активизации познавательной деятельности, метод актуализации опорных знаний.

Педагогические технологии: исследовательская деятельность и ИКТ

Формы: классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный, письменный и устный опросы, индивидуальная, коллективная форма организации работы, тестовые задания.

Дифференцированный подход: индивидуальная работа со слабоуспевающими, сильными учащимися

Основные понятия и термины урока: сложносочинённое предложение, сочинительные союзы.

  • синтаксическое исследование;
  • составление сжатого текста
  • тестирование
  • самостоятельная работа.

Оборудование: На рабочем месте учащихся дидактические материалы к уроку (тексты с заданиями), на стенде к уроку творческие работы учащихся (фотографии на тему “Золотая осень”), мультимедийный проектор.

I. Орг.момент

- Здравствуйте! Я рада встрече с вами и думаю, что сегодняшний урок принесет вам новые открытия, а наше общение будет полным и интересным. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, мы покажем всё то, что знаем и умеем.

Перед вами на столах лежат цветные карандаши: красный, зелёный, синий.

  • Красный – вы полны энергии, готовы активно работать.
  • Зеленый – вы спокойны.
  • Синий – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.

Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет тепло и радостно трудиться на уроке. Желаю всем вам успехов.

II. Постановка учебной задачи

- Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число, “Классная работа”

1. На доске записана фраза с нарушенным порядком слов.

Задание: постройте предложение.

У, все, и, получится, задачей, нас, мы, с любой, сегодня, справимся.

(У нас сегодня все получится, и мы справимся с любой задачей)

- Сегодня на уроке мы будем работать под этим девизом.

- Ребята, какое предложение у вас получилось? Докажите. (Сложное, союзное, сложносочиненное)

  1. Разгорелась поздняя заря.
  2. Ветви деревьев блистают первым инеем.
  3. Поздняя осень, но у нас очень тепло.

- Какое предложение лишнее? Почему?

3. - Какова тема нашего урока? Какую цель мы поставим перед собой?

(Тема урока “Урок-повторение по теме “Сложносочинённые предложения”) (2 слайд)

Цель урока обобщение знаний об этой синтаксической конструкции, умение различать ССП среди других предложений. На уроке проведем синтаксическое исследование, потренируемся в выполнении заданий и подготовимся к ОГЭ по русскому языку.

Сегодня один из последних дней октября, месяца, который дарит нам прекрасное время года - золотую осень, воспетую не только в поэзии, но и в живописи. Мы с вами также попробовали выступить в роли “художников”, запечатлев на пленку этюды золотой осени. Ваши фотографии являются прекрасным дополнением к теме урока. Сегодня мы будем путешествовать по разделу “Синтаксис”. В путешествии нам помогут ССП, которые создают легкость, воздушность, смысловую прозрачность текста. (слайды 3-9) - звучит музыка

III. Актуализация ранее изученного

Отвечайте на вопрос. (слайд 10)

Индивидуальное задание. Работа по слайду рассказать, на какие виды делятся предложения. (Костя) (слайд 11)

Заполните таблицу и озвучьте её.

Соединительные ? ?
? а же

но зато

да

однако

?
  1. Расскажите, что вы знаете о сочинительных союзах.
  2. Дайте определение сложносочиненного предложения.

Итак, мы проверили теоретические знания,

Теперь проверим практические умения. (Слайд 14)

IV. Тест. (слайд 15-17)

  1. Север дышит холодом ночи и колышет траву.
  2. После грома воздух стал чище и свежее.
  3. Весенняя вода сошла и река струилась узеньким ручейком.
  4. Отметьте сложносочиненное предложение, где нужно поставить тире.
  5. Ночью печально и широко шумело море и было холодно.
  6. Стою, слушаю и вдруг что-то как полыхнет через все небо.
  7. Стало темнеть и улицы мало-помалу опустели.

Отметьте союзы в предложениях:

1 р – соединительный

2 р – разделительный.

3 р –противительный

А) Дождь льет второй день, однако мы не теряем надежды.

Б) То встретишь бурелом, то под ногами попадаются кочки.

В) Ветер стих, и теперь в ровный гул дождя вошел новый звук

Практическая часть.

(Слайд 18) А сейчас желаю вам удач в решение сложных задач.

Наступило прекрасное время года – осень. Многие поэты и писатели посвящали ей замечательные строки. Вот и Иван Алексеевич Бунин написал небольшой рассказ “Осенние воспоминания”.( Слайд 19)

1 задание: На карточках, которые лежат перед вами, записан этот текст

Прочитайте выразительно текст. Определите тему, основную мысль. К какому стилю и типу речи он относится? Докажите.

1. Вспоминается мне ранняя погожая осень.

2. Воздух так чист, точно его совсем нет.

3. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой.

4. Около шалаша вечером греется самовар, и по саду расстилается длинной полосой голубоватый дым.

6. В саду горит костёр и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев.

7. Пылает багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные силуэты двигаются вокруг костра.

8. На поляне немного светлее, и над головой белеет Млечный Путь.

9. Долго глядишь в темно – синюю глубину неба, переполненную созвездиями.

10. Потом встрепенёшься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому. (По И.Бунину)

Найдите сложносочиненные предложения в тексте.

Выполните синтаксический разбор 6 предложения. Объясните отсутствие запятой в предложении.

Выпишите из текста одно именное словосочетание (предложение 1), одно глагольное (предложение 9); одно словосочетание со способом связи согласование (предложение 7), одно – с управлением (предложение 4), одно с примыканием (предложение 10).

Определите часть речи слова “около” из предложения 4

2 задание. Организация исследовательской деятельности.

Задание: Определите, какое значение вносят сочинительные союзы в ССП.

Замените в ССП соединительный союз противительным или разделительным. Как изменится значение предложения?

V. Задание из ОГЭ.

(Слайд 20) К ОГЭ готовимся - и вот

Пришло и время, и черед.

1. Используя различные приёмы сжатия, передайте основную информацию так, чтобы объём вашего высказывания не превышал 40 слов. Выполняем работу в карточках.

- Предложите сокращенный вариант.

- Знание ССП необходимо также при выполнении задания В6. из ГИА. (21 слайд)

В6. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, (1) усыпанная соломой. Около шалаша вечером греется самовар, (2) и по саду расстилается длинной полосой голубоватый дым. Темнеет.

- В каких стилях употребляются сложносочиненные предложения? (Слайд 22-23)

VII. Подведение итогов.

Чтобы знания были впрок,
Нужно повторить урок. (слайд 24)

* Сложносочиненные предложения – . (это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами)

* Простые предложения соединяются в сложные . (при помощи интонации и союзов или союзных слов.)

* Если в ССП есть общий член. (то в предложении запятая не ставится).

* Союзы а, но, да (но) – . (противительные)

- Ребята, вот мы и обобщили с вами знания по теме “ССП”.

Домашнее задание.

(Слайд 25) Чтобы упрочить ваши знания,

Даю домашнее задание.

Дома рассмотрите на вклейке репродукцию картины А. А. Пластова “Первый снег”, составьте небольшой рассказ, используя как можно больше ССП с разными видами союзов, по желанию составьте к ним схемы.

Рефлексия.

Вот закончился урок
Подвести нужно итог.
Пришло время оценки выставлять.
Вам желаю только “пять”.

- Наш урок подходит к концу. Давайте вместе выясним, смогли мы выполнить поставленные в начале урока цели:

- Мы повторили: сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы; учились отыскивать сложносочиненные предложения в тексте и среди различных предложений, определяли значения сочинительных союзов.

- Что вызвало трудности, каковы причины этого?

  • На уроке было трудно, ничего не понял
  • Испытываю затруднения.
  • Усвоил новые знания, но нужна помощь.
  • Усвоил новые знания и научился применять их на практике.

Заполните таблицу и озвучьте её.

1.Вспоминается мне ранняя погожая осень. 2.Воздух так чист, точно его совсем нет. 3.В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой. 4.Около шалаша вечером греется самовар, и по саду расстилается длинной полосой голубоватый дым. 5.Темнеет. 6. В саду горит костёр и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. 7.Пылает багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные силуэты двигаются вокруг костра. 8. На поляне немного светлее, и над головой белеет Млечный Путь. 9. Долго глядишь в темно – синюю глубину неба, переполненную созвездиями. 10. Потом встрепенёшься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому. (По И. Бунину)

С.С.П. наиболее широко используются в художественной, публицистической и разговорной речи. Они являются средством создания образной, конкретно-чувственной картины, передачи впечатлений, а также средством выражения чувств и оценок. Они могут передавать явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим, явления чередующиеся, сопоставляемые и противопоставляемые.

Пример художественного стиля.

Среди дня от жаркого ветра стало очень тепло, и вечером на тяге определилась новая фаза весны. Почти одновременно зацвела ранняя ива, и запел полным голосом певчий дрозд, и заволновалась поверхность прудов от лягушек, и наполнился вечерний воздух их разнообразными голосами. Землеройки гонялись перед вечером и в своей стихии, в осиновой листве, были так же недоступны, как рыба в воде. (М.Пришвин)

– действие происходит одновременно, создается образная картина.

Пример публицистического стиля.

С Петербургом связана целая эпоха в истории России. Здесь был оплот самодержавия, и здесь же созрели силы освобождения. Здесь был очаг мракобесия, стремящегося подавить все живое, и здесь же, ему наперекор, росла великая русская культура. Здесь развился капитализм и родил себе могильщика – пролетариат.

– В публицистике ССП используются для живописного изображения различных событий, предметов, лиц, и для сопоставления и противопоставления явлений действительности, раскрытия ее противоречий, изменений.

Пример разговорного стиля.

Самовар бы я вам поставил, да чаю у меня нет.

Близок локоть, да не укусишь.

Ты по-осторожней, Петька, а то ведь у меня кипяток под рукой. Смастерил он табуретку, сбил ее он кое-как, но зато покрасил клетку, но зато сверкает лак.

– В разговорной речи употребляются реже, в основном противительные союзы, действия и явления противопоставляются.

Союзы в сложносочинённом предложении, выражая связь между простыми предложениями, не входят ни в одно из них, а располагаются между ними. Поэту при перестановке простых предложений (если она возможна) союз остаётся между предложениями.

Соединительные отношения выражают одновременность происходящих событий и их последовательность

Солнце жаркое село, и хлеборобы отдыхали на стане.

Дожди в непогоду его обливали, да жаркие ветры неслись.

Союз ДА может иметь разговорно-бытовой или фольклорный оттенок.

Употребление противительных союзов указывает на противопоставление событий, на их различие или несоответствие.

С земли не сошёл ещё снег, а озимые показали себя.

Ученье делало дни интересными, вчера же проходили скучновато.

В предложениях с разделительными союзами указывается на чередование событий, выражаются отношения взаимоисключения или чередования.

Изложение: Осенние воспоминания* — Экзаменационные изложения и пересказы для 9 класса по русскому языку.

Вспоминается мне ранняя погожая осень.

Воздух так чист, точно его совсем нет. В поредев шем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой. Около шалаша вечером греется самовар, и по саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым.

Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину.

Темнеет. В саду горит костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. Пылает багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева, силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги. Вдруг все это скользнет с яблони — и тень упадет по всей аллее.

Поздней ночью, шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша. Там на поляне немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь. Долго глядишь в темно-синюю глубину неба, переполненную созвездиями. Потом встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому. Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! (172)

  1. Любовь к родной земле*
  2. Благо земли
  3. Родная сторона*
  4. Боль и гнев Хатыни
  5. Минск весенний
  6. Крепость-герой Брест*
  7. В Витебске
  8. Сторожевой курган
  9. Музей живой природы*
  10. Белорусский лес
  11. Аромат земли*
  12. Родной край**
  13. Волнующие воспоминания*
  14. Хлеб — всему голова*
  15. Глаза — зеркало души*
  16. Человек и природа**
  17. Таинственный художник*
  18. Капитал на будущее*
  19. Соседи
  20. Ласточки*
  21. Березовый сок*
  22. Счастливчик*
  23. Одуванчики**
  24. Чудесный ковер**
  25. Незабудка*
  26. Ромашка**
  27. Женьшень*
  28. Серебряные трубы*
  29. Воздушная схватка*
  30. Аистята*
  31. Пляска журавлей**
  32. Аисти соловей
  33. Проделки попугая
  34. Песнь солнцу*
  35. Половодье*
  36. Таежная весна*
  37. Ранняя весна*
  38. Весенний переворот**
  39. Весенний лес**
  40. Лесные красавицы*
  41. В весеннем лесу
  42. Апрель*
  43. Праздник весны**
  44. Звуки весны*
  45. Журавли*
  46. Гроза надвигается*
  47. Гроза
  48. Гроза ночью*
  49. В начале лета
  50. Покос*
  51. Вечер**
  52. Изящная чистота*
  53. Деревня*
  54. В казачьей станице*
  55. Возвращение*
  56. Рассветный час*
  57. Ласка утра*
  58. Утро в степи*
  59. Утро в лесу**
  60. Апрельские сумерки**
  61. Наступление ночи*
  62. Царство ночи*
  63. Ночью**
  64. Ночь полной луны*
  65. Ночь
  66. Зарница*
  67. Лето в Малороссии**
  68. Летний день**
  69. В зеленой чаще
  70. На исходе лета*
  1. Необычайный свет*
  2. Огненные сорочки
  3. Странная осень*
  4. Шорох листопада*
  5. Яблоки
  6. Живые листья*
  7. Перелет птиц*
  8. Лесной врач*
  9. Бархатный сентябрь*
  10. Есенинские места*
  11. Осенний свет*
  12. Осень
  13. Осень на Полесье*
  14. За грибами*
  15. Последние грибы*
  16. В чужом лесу**
  17. Лес у Диканьки**
  18. Лесной шум*
  19. Зимние испытания природы**
  20. Зимний лес*
  21. В зимнюю стужу*
  22. Звонкие гусли зимы*
  23. В пургу**
  24. Следы*
  25. Перевал**
  26. Гибель дерева*
  27. Молодая поросль*
  28. Сосна*
  29. Рябина*
  30. Старый тополь**
  31. Стон бамбука**
  32. Блесной чаще**
  33. Лес шумит*
  34. В лесу*
  35. Ель и сосна*
  36. Живительная свежесть
  37. О музыке живой природы*
  38. Белка
  39. Дождь*
  40. Предчувствие дождя**
  41. Капля*
  42. Родники**
  43. Берег бродячих камешков
  44. На берегу*
  45. Рыбалка на горной речке*
  46. Лесное озеро*
  47. Голубая жемчужина Сибири*
  48. Море*
  49. Свет моря**
  50. У синего моря*
  51. Енисей**
  52. В степи*
  53. Каракумы*
  54. Краса природы*
  55. Затмение солнца*
  56. Наедине с тишиной*
  57. Синие глаза зимы*
  58. Холод на службе у человека
  59. Метель**
  60. Бескорыстный и сведущий друг*
  61. Пленительная поэзия*
  62. Верный спутник*
  63. О поэзии русских слов*
  64. Могучий и грешный язык*
  65. Кирилл и Мефодий — славянские просветители*
  66. Сказка — мечта о прекрасном*
  67. Трамвай**
  68. История конверта
  69. Страсть к чтению*
  70. Призвание**
  1. Секрет поэзии*
  2. Внутренние представления*
  3. Жизнь и творчество гения*
  4. Поэт*
  5. Спасительный сон*
  6. Я дружбу знал. *
  7. Одиночество гения*
  8. Рисунки Пушкина*
  9. Дом на набережной Мойки*
  10. Памятник Пушкину в Москве*
  11. Слово о Лермонтове*
  12. Голос молодого поэта*
  13. Николай Васильевич Гоголь**
  14. Крылов — писатель двух веков*
  15. Талант — это труд*
  16. Продолжение традиций*
  17. Иван Соколов-Микитов*
  18. Поэзия Александра Блока
  19. Михаил Пришвин*
  20. Константин Паустовский**
  21. Корней Чуковский*
  22. Щедрый подарок*
  23. Джек Лондон
  24. Балалайка*
  25. Иоганн Себастьян Бах*
  26. Петр Ильич Чайковский*
  27. Скрипучие половицы*
  28. Музыка в осажденном городе*
  29. Зов старой музыки*
  30. Подлинный гений*
  31. Андрей Рублев
  32. Осень на полотнах Левитана*
  33. Неистовое трудолюбие*
  34. Он был, о море, твой певец!**
  35. Живой пример*
  36. На подступах к Москве**
  37. Начало боя*
  38. Война
  39. Под Борисовом
  40. У ворот Берлина*
  41. В наступлении*
  42. Артиллеристы из-под Бреста*
  43. Памятник вечной скорби*
  44. В гостях у летчика*
  45. Труд и знание — великое дело*
  46. Вдохновение*
  47. Звезды
  48. Величайшее изобретение*
  49. Мать*
  50. Прометеев огонь*
  51. Последнее усилие*
  52. Любовь и совесть**
  53. Стремление к счастью**
  54. О силе, красоте и бессмертии любви**
  55. Уникальная коллекция*
  56. Старый скрипач*
  57. Маниловка*
  58. На охоте**
  59. Макар Чудра**
  60. Страда*
  61. Рыбалка
  62. В шторм**
  63. Алые паруса*
  64. Над городом**
  65. Горечь разлуки*
  66. Письмо молодежи*
  67. Птицы**
  68. Ивовый пир*
  69. Бурундук*
  70. Осенние воспоминания*

Министерство образования Республики Беларусь. Сборник экзаменационных материалов по русскому языку за курс базовой школы (тексты диктантов). 2-е издание. Допущено Министерством образования Республики Беларусь. Минск, 2004.

Воздух так чист, точно его совершенно нет. В поредевшем саду далековато видна дорога к великому шалашу, испещренная травой. Около шалаша вечерком нагревается самовар, и по саду между деревьями расстилается длинноватой полосой голубоватый дым.

Надышавшись на гумне ржаным ароматом новейшей травы и мякины, бодро идёшь домой к ужину.

Темнеет. В саду горит костёр, и сильно тянет ароматным дымом вишнёвых сучьев. Горит багровое пламя, окружённое сумраком, и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрного дерева, силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как громадные тени от них прогуливаются по яблоням. То по всему дереву ляжет чёрная рука в несколько аршин, то чётко нарисуются две ноги. Вдруг всё это скользнёт с яблони и тень упадёт по всей аллее.

Поздней ночкой, шурша по сухой листве, как слепой, доберёшься до шалаша. Там на поляне немножко яснее, а над головой белеет Млечный Путь. Долго смотришь в тёмно-синюю глубину неба, переполненную созвездиями. Позже встрепенёшься и, пряча руки в рукава, скоро побежишь по аллее к дому.

Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! (172 слова)

1. Выпишите из текста диктанта два сложносочинённых предложения: в одном оба простых предложения двусоставные; в ином желая бы одно из обычных предложений односоставное. Составьте их схемы, графически растолкуйте пунктуацию.

2. Сделайте синтаксический разбор сложносочинённого предложения.

3. Укажите смысловые дела меж ординарными предложениями в сложносочинённых.

Читайте также: