Технология проектной деятельности в детском саду опыт работы

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Как показывает педагогическая практика, такую возможность даёт технология проектной деятельности. Проекты в детском саду предполагают самостоятельную деятельность детей под руководством взрослых (воспитателей и родителей). Участие в проекте позволяет проявить свои способности. В ходе работы ребенок обучается планировать свои действия, контролировать процесс выполнения, а также учится прогнозировать результат своей деятельности.

Оценить 907 0

Доклад на тему:

воспитатель МДОУ – д/с №12

Комкова Ольга Викторовна

Как показывает педагогическая практика, такую возможность даёт технология проектной деятельности. В работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный и перспективный метод, который уже занял свое достойное место в системе дошкольного образования. Он позволяет нам, педагогам, расширить образовательное пространство, придать ему новые формы.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать и работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Технология проектной деятельности содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.

Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, который пред ним поставил взрослый.

Итак, что же такое проектная деятельность и как, она используется в ДОУ?

Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с принятыми нормами и требованиями, она ориентирована на разработанные конспекты занятий, построение строгой логики перехода от одной части программы к другой. От ребенка требуется усвоение предложенных педагогом знаний, умений и навыков.

Естественно, что следование жесткой программе более комфортно для взрослого, чем для ребенка. Поэтому каждый педагог, используя технологию проектной деятельности, должен понимать ее отличие от традиционных форм работы. Проектная деятельность позволяет ребенку проявить себя как личность. Главное ее особенность в том, что она осуществляется в пространстве возможностей, где нормы не заданы и не определены. В этом случае, в отличие от традиционного образования, и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности. Важно, чтобы педагог заранее продумывал возможные варианты ситуации развития, постоянно импровизировал, мог максимально развернуть процесс исследования.

Для реализации проекта необходимо определить этапы его реализации, продумать содержание деятельности и осуществить подбор практического

материала. При планировании проекта следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста:

Второй этап –развивающий,он характерен для детей5–6лет,которыеуже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий,он характерен для детей6–7лет.Взросломуочень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.

практике современных дошкольных учреждений используются разнообразные виды проектов. И не зависимо от того, творческий это проект или исследовательский, он нуждается в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослого на каждом этапе его реализации.

Первыми шагом воспитателя в работе над проектом является выбор темы. В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общения и т.д.

На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к поисковой деятельности, развивать у дошкольников любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:

1 этап – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждениедетям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

Важно, чтобы педагог сумел проявить гибкость в планировании и подчинить свой план интересам и мнениям детей.

После составления совместного плана действий начинается3этапработы над проектом – практическая часть. Реализация проектовпроисходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Среда вокруг ребенка должна быть незаконченной, незавершенной, чтобы он смог додумать, попробовать, догадаться. Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использования операций сравнения и сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов.

Заключительным этапом работы над проектом является презентация. Она может проходить в различных формах, в зависимости от возраста детей и темы проекта (итоговые игры, занятия, викторины, развлечения и др.).

В основе презентации должен быть материальный продукт, имеющий ценность для детей. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Реализация любого проекта не возможна без участия родителей. Работа с семьями воспитанников организуется на уровне сотрудничества. В ходе проектной деятельности развиваются детско-родительские отношения. Ребёнок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребёнка и родителей наполняется богатым содержанием. Родители становятся активными участниками всех мероприятий, оказывают помощь в организации развивающей среды.

В нашем дошкольном учреждении педагоги активно используют технологию проектной деятельности, реализуя проекты разной направленности.

Изучив методическую литературу, проанализировав прочитанное, я убедилась в эффективности использования данной технологии. Работу по проектной деятельности я веду на протяжении нескольких лет. Мною был разработаны следующие проекты:

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что технология проектной деятельности способствует созданию атмосферы психологического комфорта в детском саду. По моему мнению, проектная деятельность является одним из методов развития креативности и повышения компетентности педагога. Благодаря ее направленности на конкретный конечный результат и планированию практических действий она помогает повысить качество образования.

Презентация на тему: " ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ Обобщенный опыт МБДОУ д/с11 г.Чехов Заведующий МБДОУ д/с11 Селезнёва С.М." — Транскрипт:

1 ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ Обобщенный опыт МБДОУ д/с11 г.Чехов Заведующий МБДОУ д/с11 Селезнёва С.М.

2 Проектная деятельность это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, творческих и практических задач по любому, направлению содержания образования.

4 Метод проектов Педагог Дети Родители

5 Цель проектной деятельности в ДОУ становление у детей и взрослых научно- познавательного, практически- деятельного, творческого, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности

6 Задачи проектной деятельности в ДОУ * Формировать предпосылки поисковой деятельности, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого или самостоятельно. * Развивать познавательные потребности в поиске знаний. Организовывать новые формы активности. * Расширять творческий потенциал педагогов и детей, умения определять возможные методы и решения проблемы.

7 Типы проектов (по срокам реализации) краткосрочные 1 неделя – 1 месяц средней продолжительности 1 – 2 месяца долгосрочные До 1 года

8 Типы проектов (по составу участников) ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТСКИЕ СОВМЕСТНЫЕ

9 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАКТИКО- ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ

10 ДЕТСКИЕ ПРОЕКТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ИГРОВЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ

11 Этапы работы над проектом 1. Целеполагание. 2. Разработка плана деятельности (подбор методической литературы, пособий, д/и, детской литературы, материально-технической базы организация развивающей среды и т.д.) 3. Практическая часть: - интеграция образовательных областей; - НООД; - режимные моменты; - сроки реализации проекта; - работа с родителями. 4. Презентация проекта. 5. Предложения о дальнейшей работе.

12 Проектная деятельность в МБДОУ д/с11

13 Детские проекты ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ

23 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ

28 ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ДЕТСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОВМЕСТНЫЕ

37 ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ Расширился творческий потенциал педагогов и детей, помогающий организовать самостоятельную образовательную деятельность в режимных моментах. Создание условия для организации проектно- исследовательской деятельности на основе свободного выбора деятельности и партнеров. У детей появляется желание находить знания на свои вопросы самостоятельно. Успешно приобретаются навыки общения со сверстниками и со взрослыми Формируются предпосылки проектно-поисковой деятельности. Возрастает эрудиция детей и педагогов. Дети обретают уверенность и гордость за совместные достижения, учатся решать свои собственные задачи на уровне образного мышления.

Автор: Барчугова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 18 "Сказка"
Населённый пункт: г. Коряжма, Архангельская область
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Проектная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование

Раздел 1. Информация об опыте

1.3.Новизна и диапазон опыта………………………………………………………6

1.4.Длительность работы над опытом……………………………………………. 6

1.7.Предполагаемые результаты………………………………………………… 10

Раздел 2. Технология опыта

2.1.Принципы проектной деятельности…………………………………………..10

2.2.Классификация и виды проектов…………………………………………….12

п р о е к т н о й

2.5.Этапы развития проектной деятельности…………………………………….16

2.6. Формы, методы и средства проектной деятельности……………………….18

Раздел 1. Информация об опыте

Проектная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

детском саду функционирует пятнадцать групп.

процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в

школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей

Наблюдая за детьми в различных видах деятельности, я пришла к выводу,

познавательной активности дошкольников.

необходимость создания оптимальных условий для развития познавательных

процессов у детей дошкольного возраста.

познавательной активности дошкольников, проблему способа решения данного

познавательной активности детей дошкольного возраста.

воспитанников среднего дошкольного возраста. В результате выяснилось, что

лишь небольшое количество детей умеют анализировать явления и объекты

находить необычное в обычном. Анкетирование родителей показало, что не

всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию у детей

познавательных способностей. Родители не могут уделять должного внимания

детям в силу каких-то обстоятельств, либо в силу своей непросвещённости.

Самостоятельно постичь суть окружающего мира – задача непосильная

для ребёнка. Перед педагогами ДОУ встала необходимость работы над данной

Поэтому одним

перспективных

способствующих

деятельности,

позволяющий педагогам расширить образовательное пространство, придать ему

1.2.Актуальность.

Избранная тема является актуальной, поскольку невозможно переоценить

значения познавательной деятельности для общего развития дошкольника и

нравственных, эстетических качеств малышей, развивать их познавательные

с ам о стоятел ь н о сть ,

познавательный интерес), выявлять и реализовать потенциальные возможности

детей, приобщать их к поисковой и творческой деятельности.

занятиями, уроками, которые даются по школьной технологии. К сожалению,

кроме ухудшения здоровья и потери учебной мотивации, это ни к чему, как

правило, не приводит.

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с

трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как

научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать,

актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.

подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: не через

систему НОД, а через другие, адекватные формы образовательной работы с

детьми дошкольного возраста.

Таким образом, возникают противоречия:

между необходимостью повышать уровень способности к познавательной

технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного

обучения в детском саду;

Поэтому актуальность опыта заключается в реализации в условиях ДОУ

системы образования, воспитания и развития детей, проектной деятельности

дошкольников. Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений,

мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно –

Ведущая идея опыта состоит в активизации интереса, формировании

навыков и умений детей познавательной деятельности на основе проектного

подхода в системе работы детского сада.

Проектная деятельность сможет объединить детей, родителей и педагогов ДОУ

настоящее сообщество детей и взрослых.

Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять,

приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в

педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь

в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

1.3.Новизна и диапазон опыта.

Новизна опыта состоит в разработке различных проектов и апробации их

на практике, что приведёт к активации механизма детского саморазвития, в

результате которого познавательная инициативность, социальная и творческая

технологии проектной деятельности включают разные виды проектов по срокам

реализации, содержанию, тематике, количеству и категории участников. Метод

проектной деятельности целесообразнее использовать в работе со старшими

самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие

возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности

дошкольников, педагогов, родителей.

Длительность работы над опытом.

Данный опыт работы разрабатывался и внедрялся в практику работы с

Работу по разрешению противоречий между необходимостью повышения

реализации для её я разделила на несколько этапов.

Н а I этапе (сентябрь-декабрь 2014г.) – проводился анализ сложившейся

ситуации в группе, обнаружение проблемы, изучение литературы по данной

проблеме; определение цели и задачи опыта.

Н а II этапе (2014-2016гг.) мною проводилась работа по разработке и

Проведены промежуточные срезы педагогического мониторинга.

Н а III этапе (апрель-май 2017гг.) будет проведён итоговый мониторинг,

подтвердивший успешность выбранной технологии.

1.5.Теоретическая база опыта.

педагогической практике. Он возник еще в начале XX столетия в Америке. Его

называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического

философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.

Учеными было дано определение метода проектов как процесса планирования

целесообразной (устремленной) деятельности в связи с разрешением какого-

либо задания в реальной жизненной обстановке.

Метод проектов - одно из инновационных направлений в современной

дидактике, которому в последнее время уделяется все большее внимание.

Проектная деятельность – форма продуктивной деятельности.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая

завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта

различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в

предлагает свои варианты решения, т.е. уходит от традиционного и привычного

способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда

педагог стремится удерживать проблемную ситуацию. Именно этим проектная

проблемная ситуация снимается максимально быстро.

По мнению американского педагога У.Х. Кильпатрика (основоположника

детском саду должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом,

чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и

осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:

составление плана её реализации;

оценку её выполнения.

Использование этих условий, по мнению У.Х. Кильпатрика, не только

подготавливает ребёнка к школьной жизни, но и помогает ему организовать жизнь

по окончании школы в настоящем.

В работе над опытом идет опора на педагогические взгляды современных

педагогов–новаторов: Л.А.Венгера,

А.В.Запорожца,

Т.И.Ерофеевой, Н.Е. Веракса, Джон Дьюи и др.

последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

педагоги выделяют интеллектуальную готовность, которая включает достаточно

высокий уровень развития познавательной, исследовательской деятельности и

философов, психологов, педагогов от Сократа до ученых наших дней (Л. С.

Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Поддьяков и др.).

пособия: Л.С. Киселёвой «Проектный метод в деятельности

1.6.Цели и задачи опыта.

В этимологическом словаре слово “проект” заимствовано из латыни и

означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

П о д проектом

творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

обобщаются и объединяются в одно целое.

Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная

процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания

в реальные продукты.

основе проектного метода.

Гипотеза. Система формирования основ проектной деятельности будет

характеризуется наличием системности в образовательном процессе.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

формировать познавательный интерес дошкольников;

формировать творческое мышление и воображение дошкольников.

развивать коммуникативные навыки детей;

воспитывать культуру отношения к другому и самому себе.

воспитывать уважительное отношение к старшим.

Для педагогов:

повысить уровень творческой инициативы педагогов;

развивать готовность к применению современных методик и технологий

для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.

Для родителей:

углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей;

деятельность ДОУ как активных субъектов.

1.7.Предполагаемые результаты.

расширение кругозора детей;

привитие исследовательских навыков;

сплочение детского коллектива;

участниками образовательного процесса.

Для педагогов:

самореализация, повышение творческого потенциала;

процессе современных педагогических технологий.

Для родителей:

оптимизация детско-родительских отношений;

всеми участниками образовательного процесса;

повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

Раздел 2. Технология опыта.

2.1.Принципы проектной деятельности.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками имеет свою

специфику и строится на следующих принципах:

Другими словами, если ребёнок захотел нарисовать рисунок, взял для этого

карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не

продуктивной деятельности. Проектная деятельность начинается только тогда,

когда ребёнок видит проблему и задумывается над её решением.

Проектная деятельность, в отличие от продуктивной, предполагает

движение ребёнка в пространстве возможного.

оказывается перед проблемой, требующей решения. Для этого он исследует

различные варианты решения и выбирает наиболее оптимальный. При этом

важно не просто выбрать один вариант, а обсудить возможные варианты, их

эффективность и только потом решить, что именно нужно сделать.

отношения к той или иной ситуации. Она может проявляться с различной

степенью выраженности. Так ребёнок может высказать оригинальную идею (то

есть идею ранее не высказанную другими детьми) либо поддержать и немного

подчеркнуть своеобразие его идеи и поощрить за высказывание своего мнения.

ребёнка, но и реализацию его смыслов.

Если ребёнок проявляем инициативу, он показывает, что это ситуация для него

чем-то значима. Поэтому прежде чем приступать к решению проблемы, нужно

прислушиваться к своим переживаниям и уметь выражать их как в словах, так и

в продуктах своей деятельности.

Проектная деятельность имеет адресный характер.

решаемой проблеме и личные смыслы, он всегда ищет адресата – того, к кому

обращено его высказывание, оформленное в виде продукта.

сколько проектов в год должно быть реализовано. Но, учитывая преемственные

связи с начальной школой, я определила для себя, что должно быть не менее 3-х

2.2.Классификация и виды проектов.

установке, тематике и срокам реализации.

В практике современных дошкольных организаций используются следующие

виды проектов:

Ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ

персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы.

с о б и р а ю т

(оформление и дизайн группы, создание витражей и др.).

Творческие (оформление результатов в виде праздника).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то

начиная с младшего возраста

используются ролево-игровые и творческие

Значимы и другие виды проектов:

несколько занятий), средней продолжительности и долгосрочными.

2.3.Оформление проекта.

творческую) задачу, лежащую в его основе.

Вид проекта. Указываются:разновидность проекта (творческие, игровые,

приключенческие, практико-ориентированные, исследовательские);

количество и состав участников (групповой или индивидуальный; детско-

возраст детей, на который ориентированы основные этапы и содержание

мультфильма, книжки-малышки для младших дошкольников и т.д.).

возникшего затруднения. Стандартная формулировка проблемы связана с

поиском ответа на вопрос, варианта разрешения затруднения, способы

выполнения задания и т.д.

практической (творческой, игровой) задачи.

взаимодействия участников, способов самореализации для каждого ребенка и

Цель работы детей в рамках проекта. Мотивационной основой участия

в проекте для детей старшей группы чаще всего становится потребность

решить проблему, задачу. Именно с этим связана цель деятельности детей.

Сроки реализации.

мероприятие, выставка и т.д.).

программных

2.4.Этапы проектной деятельности.

Система нашей работы с детьми по проектной деятельности выстроена в 5

определяется продолжительность проекта.

Этап планирования. На данном этапе мы совместно с детьми составляем

Этап сбора информации. Целью данного этапа является: формирование

представлений детей старшего дошкольного возраста об окружающем

мире методом проектной деятельности. Для достижения поставленной

цели проводится ряд мероприятий, в зависимости от темы проекта:

размещение материала на информационном поле;

создание предметно-развивающей среды;

развивающие игры и упражнения;

опыты, экспериментирование и т. п.

Этап обобщения информации. Данный этап подразумевает объединение

собранной информации в единое целое, создание конечного продукта, на

котором мы используем следующие способы обобщения:

создание книг по теме;

организация выставки работ;

родителями в детском саду.

проекта, на котором мы оцениваем результаты нашей совместной работы,

Метод проектов может использоваться в работе с детьми, начиная с

младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения,

сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков

в соответствии с основными линиями развития.

продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического

методическую работу с кадрами и взаимодействие с родителями.

2.5.Этапы развития проектной деятельности.

При планировании проектной деятельности педагогу следует помнить о

деятельности

возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий

проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских,

поисковых, проблемных, творческих методов.

Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого

возможна с детьми 3,5–5 лет.

На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют

действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что

не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует

Дети за компьютером

Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.

Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

  • развитие индивидуальности воспитанников;
  • развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
  • повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
  • стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
  • повышение интеллектуального уровня детей;
  • развитие креативности и нестандартности мышления.

Девочка мечтает

Развитие творческого мышления — одно из главных требований к новой системе дошкольного образования

Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед.

Фрэнсис Бэкон, английский философ

Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

Информационно-коммуникационные технологии

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:

  • компьютеры;
  • интерактивные доски;
  • магнитофоны;
  • телевизоры;
  • фотоаппаратура и т. п.

Дети, сидя за столами, смотрят на экран с мультимедийной презентацией

Использование ИКТ на занятиях в детском саду позволяет привлечь внимание воспитанников

Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:

  • проведение различных развивающих игр;
  • просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
  • разбор проблемных ситуаций;
  • совместное творчество и др.

Мальчик работает с интерактивной доской

При работе с интерактивной доской дети самостоятельно проявляют активность, что облегчает усвоение материала

Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками:

В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт педагог, а в старших и подготовительных группах ребята способны уже самостоятельно придумать действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы выберет воспитатель, зависит от поставленных целей и задач предстоящего занятия.

В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры на сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в одной стороне доски, а фрукты — в другой. Ещё один пример для младшей группы — занятие по изучению растительности луга. Дети подходят по очереди к доске и изображают на ней процесс роста травы (снизу вверх). Таким образом получится лужайка. Затем можно предложить дорисовать цветочки (воспитанники подходят по очереди и подрисовывают цветочек к стеблю). Результаты на занятиях по математике достигают большей эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д.

Карта маршрута к игре будет выполнять роль своеобразного плана

В старшей и подготовительной группах каждый ребёнок может пользоваться личным компьютером, например, в развивающих играх, выполняя индивидуальные задания. Такие занятия следует проводить в подгруппах по 4–8 человек. Обучающие игры и программы могут быть совершенно разными: помогающие в изучении иностранных языков, развивающие творчество, математические способности и т. п. Занятие следует строить в 3 этапа:

  1. Вводная часть, в которой можно провести беседы о предстоящей работе, конкурсы или загадки и т. д.
  2. Основная часть, где дети выполняют задания непосредственно за компьютером.
  3. Заключительная часть, в которой делаются выводы о проведённых действиях, закрепляется материал. Это может быть рисование, подготовка к выставке и т. д. Также необходима гимнастика для глаз, снимающая напряжение.

По санитарным нормам, длительность непрерывной работы дошкольника за компьютером во время одного занятия не должна превышать 5 минут.

Фотогалерея: использование ИКТ на занятиях в детском саду

Таблица: пример конспекта занятия с использованием ИКТ в старшей группе (фрагмент)

  • Развитие представлений о зимнем лесе;
  • стимулирование познавательной активности и творческих способностей воспитанников.
  • Деревянных два коня
    Вниз с горы несут меня.
    Я в руках держу две палки,
    Но не бью коней — их жалко.
    А для ускоренья бега
    Палками касаюсь снега. (Лыжи).

В.: Правильно, ребята, в лес мы отправимся на лыжах. Посмотрите на экран, там у нас лесная поляна. Давайте согреем руки. (Дети выполняют упражнение на дыхание).
Воспитатель читает ребятам стихотворение о зиме.
Затем педагог предлагает детям подумать о том, как лес выглядит зимой и вспомнить тех, кто в нём живёт. Для этого на экране демонстрируются различные звери и птицы. Ребята должны называть их. Воспитатель предлагает игру, в которой нужно охарактеризовать животных, появляющихся на экране:

  • волк — злой, серый, голодный;
  • медведь — большой, бурый, сильный;
  • лиса — хитрая, рыжая, осторожная;
  • заяц — трусливый, серый, белый, маленький;
  • белка — рыжая, запасливая, быстрая.
  • в дупле живёт… белка;
  • в логове живёт… волк;
  • под кустом живёт… заяц;
  • в берлоге живёт… медведь;
  • в норе живёт… лиса;
  • в хатке под водой… бобр.
  • Снег сегодня шёл с утра, (Руки вверх — вниз),
    Рада снегу детвора! (Хлопают в ладоши).
    Снег на ветках, на дорожках, (Руки вверх, руки вниз, приседают)
    На носу и на ладошках. (Показывают нос и ладошки).
  • Зимний лес стоит печальный.
    Кто под снегом спрятал тайны?
    Почему река молчит,
    Птичья песня не звучит?
    Осторожно в лес входите,
    Тайны леса не будите.

В.: А теперь надо возвращаться в детский сад. Понравилось вам в лесу? О каких птицах, животных мы сегодня говорили? С какими звуками работали? Я довольна вашими знаниями и поведением в лесу! Вы настоящие друзья природы. Надеваем лыжи, встаём на лыжню и друг за другом и отправляемся в детский сад. (Дети имитируют ходьбу на лыжах под зимнюю музыку).
Сюрпризный момент: воспитатель говорит, что все вернулись в детский сад из зимнего леса и очень устали, значит, пора подкрепиться. Дети получают конфеты.

Читайте также: