Технология пдд в детском саду

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Цель: повышение активности воспитателей по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством игровой деятельности.

Задачи:

- познакомить с разнообразными видами игр и формами по ПДД,

- показать роль игр по ПДД для формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге,

- способствовать развитию бережного отношения к жизни детей и своей жизни, потребности осознанно выполнять правила дорожного движения.

Ход мероприятия.

В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остается очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчете на 100 тыс. человек населения в 2 раза больше чем во Франции и в Германии, и в 3 раза больше, чем в Италии. Основными причинами травматизма считается переход проезжей части в неустановленном месте перед близко идущим транспортным средством.
Можно ли изменить ситуацию? Возможно. Если начать воспитывать дорожную азбуку с самого детства.

В детстве человек получает основную базу знаний. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность нас, взрослых.

Привычка - это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте. Забота о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

У детей младшего дошкольного возраста нет страха, отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их постоянная жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности на улицах, и дороге.

Поэтому уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к ПДД, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.

Большую часть времени ребенок проводит в детском саду. Как же нам обучить маленьких детей необходимым знаниям, умениям, навыкам безопасного поведения на улицах, дорогах, и в транспорте? (Проводить беседы, примером, игрой.) Верно, поэтому многие беседы, совместная деятельность, занятия, развлечения с тематикой дорожного движения являются неотъемлемой частью по формированию у детей основных правил дорожного движения.

Единство наших и ваших требований к детям – это условие нашего успеха и безопасности наших детей.

Сегодня хочу предложить вашему вниманию игровые технологии, которые можно применять при ознакомлении детей с основными азами безопасности или для их закрепления.

Игра занимает ведущую деятельность в дошкольном возрасте.

Ни к какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, как к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходят легко, с удовольствием. Вот в чём секрет воспитательных возможностей игры.

Отправляемся в путь.

Сейчас мы с вами тоже являемся участниками сюжетно-ролевой игры

Отправляемся дальше в путь.

Игровые правила таковы: нужно выполнять определенное действие на цветовые сигналы (кружки):

- когда я показываю красный кружок, вы стоите на месте без движения;

- когда я показываю желтый кружок - вы хлопаете;

- когда я показываю зеленый кружок - вы шагаете на месте.

(Игра проводится 2-3 раза.)

Вам необходимо встать парами, впереди стоящий – это машина, второй - водитель. Машины сами не ездят, ими управляет водитель, поэтому Вам нужно закрыть глаза, при этом выставив руки вперёд, согнутыми в локтях – это бампер. Водитель кладёт руки на плечи и управляет машиной. Ездить можно по всей площадке не натыкаясь друг на друга во избежание аварии, доверяя водителю.

Отправляемся дальше в путь.

Молодцы! С этим заданием справились.

Вашему вниманию представлены дорожные знаки, ваши действия при виде того или иного дорожного знака.

Вы жизнь свою оберегайте

И правила дорог не нарушайте.

Не зря говорит русский народ,

Что бережёного Бог бережёт!

Немало пословиц и поговорок о правилах дорожных сложено. О чём же они говорят, мы узнаем, собрав их.

С этим заданием Вы тоже справились. Молодцы!

Отправляемся дальше в путь.

Дети очень любят заниматься творческой деятельностью, что-то мастерить. И в ходе такой работы с детьми также можно их познакомить с правилами дорожного движения или закрепить уже имеющиеся.

Практическая часть.

Для того, чтобы ребёнок не просто так катал машинку, где попало, давя на неё, врезаясь и бросая, при этом ломая её можно изготовит макет проезжей части, перекрестка, детской площадки и так далее. В данном случае изучая и закрепляя ПДД и воспитывая культуру игры, которая страдает у большинства детей, пришедших в детский сад.

У нас получилась замечательная настольная игра, которая позволит детям самим обыграть ситуацию, соответствующую макету. Детям можно будет предложить самим дополнить знаками, машинами, мини человечками, и они с удовольствием будут играть, закрепляя ПДД.

Я надеюсь, что вы будете применять игровые технологии, которые являются одной из интересных форм обучения, и позволяют сделать интересной и увлекательной работу по изучению Правил дорожного движения.

И помните: Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости. Обучая ребенка Правилам дорожной безопасности, мы сохраняем ему жизнь!

Если на протяжении всего пути Вам было все понятно и интересно – покажите зеленый круг.

Если поездка вас немного утомила – покажите желтый круг.

Если вы в течение всего пути успели заснуть, было скучно– покажите красный круг.

Исходя из цели и задач выдвинута следующая гипотеза: если давать детям знания о правилах дорожного движения, то можно сформировать потребность в их выполнении, сократив, таким образом, число дорожно-транспортных происшествий.

V. Формы, методы и приемы работы с детьми.

Для повышения работоспособности, снижения уровня утомляемости, снятия психологических нагрузок у детей, включаю элементы здоровьесберегающих технологий:
- релаксация;
- сказкотерапия;
- игротерапия;
- физкультминутки.

VIII. Результаты работы с детьми.
В настоящее время мы с родителями создаём условия для развития смышленого и любознательного ребенка, для развития творческих способностей, дарованных природой. И благодаря организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды, подбору эффективных методов и приемов не только с детьми, но и с родителями, удалось достичь высоких результатов освоения детьми правил безопасного поведения на дорогах.

Динамика уровня овладения знаниями
правил дорожного движения

Результативность опыта
Подводя итоги, следует сказать, что проделанная работа дала определенный результат - посредством ознакомления с правилами дорожного движения у большего числа детей сформировались навыки безопасного поведения на дороге.
IX Перспективы.
И в заключении хотелось бы сказать следующее…
Педагог ценен тем, что постоянно работает не только с детьми, но и над собой, над своим повышением своего профессионального уровня, поэтому, продолжая работать по данной теме, ставлю перед собой следующие задачи:
- составить сборник материалов - пособие, которое бы включило в себя теоретический и практический материал по формированию, развитию и повышению уровня компетентности безопасного поведения на дорогах.
- расширить тему по изучению безопасности детей:
• о безопасности дома (пожарная безопасность, опасные предметы, электроприборы)
• на улице (терроризм, дикие животные, водоемы).

Автор: Меняйленко Валентина Дмитриевна

Организация: МКДОУ Калачеевский детский сад №5 общеразвивающего вида

Населенный пункт: Воронежская область, г. Калач

Теория.

Мы живём сегодня с вами в век скоростей. Все вокруг спешат, торопятся…. Одна секунда…Много ли это или мало? Для пешехода 1 секунда – пустяк, шаг шагнуть. А для водителя секунда – это вещь серьёзная.

Это страшно, когда дети гибнут от рук террористов, но не менее страшно, если ребенок гибнет на дороге в результате безответственности взрослых.

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.

Современная педагогика предполагает использование инновационных педагогических технологий.

Какие же инновационные педагогические технологии, используются в нашем детском саду с целью более успешного ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения.

2. Игровые технологии

• с элементами физических упражнений и спорта

• театрализованные и игры-драматизации

• с использованием макетов –

3. Информационно – коммуникативные технологии

Оформление буклетов, выпуск газет, фотовыставки, демонстрация видео фрагментов организации занятий

Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД:

. Здоровьесберегающие технологии

При обучении детей с правилами дорожного движения в своей работе используемздоровьесберегающие технологии, а именно физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств.

Чтобы работа была более эффективной, осуществляется целенаправленное взаимодействие с родителями и стараемся сделать их своими помощниками в ликвидации дорожной безграмотности у детей.

В нашем дошкольном образовательном учреждении ежегодно проводятся мероприятия по профилактике и предупреждению дорожно-транспортного травматизма:

Недели безопасности…..
- в соответствии с возрастом детей и требованиями программы в каждой возрастной группе созданы уголки безопасного дорожного движения, имеются иллюстративный материал и рекомендации для родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

- воспитатели собирают дидактический материал, разрабатывают пособия, мастерят своими руками развивающие игры, макеты дорог и улиц поселка, организуют совместную деятельность (праздники и развлечения с участием детей и родителей, тематические беседы, экскурсии).

Но….

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма сохраняет свою актуальность. Сегодня, в век информационных технологий, образовательная деятельность не должна стоять на месте. Наши дети, в образовательных учреждениях ждут от педагогов высокотехнологичных приёмов обучения, в противном случае образовательный процесс становится им не интересен, а, следовательно, и не результативен.

Ведущий раздает каждому участнику по листу бумаги. Педагоги внимательно слушают то, что говорит ведущий, и выполняют указания.

Сложите листок пополам, оторвите верхний правый угол, снова сложите пополам, оторвите верхний правый угол и т. д. (до пяти раз). Упражнение выполняйте так, как вы его поняли.

Ведущий задает вопросы:

У всех ли одинаковые листки? Чем они отличаются? В чем листки похожи? Как вы думаете, каков смысл задания?

Ведущий подводит к выводу:

Каждый понимает инструкцию по-своему, все мы разные.

Читая нотации, правила детям, можно ли быть уверенным, что они нас правильно поняли и все уяснили? Был бы пример – у всех было бы одинаково.

Вывод:

Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя.

поэтому

Цель проекта:

Совершенствовать формы и методы работы по формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах и улицах города.

Задачи проекта:

  1. Создать развивающую среду с целью приобретения детьми опыта поведения на улицах города и проезжей части.
  2. Повышение уровня педагогического мастерства воспитателей в работе с детьми дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения

Для проведения занятий в автогородке педагогами было изготовлено стационарное и выносное оборудование.

Основное направление деятельности детского автогородка:

практические занятия по привитию детям навыков правильного поведения на дороге.

Занятия, проводимые с детьми, имеют практическую педагогическую направленность на обеспечение безопасности, формирования у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. Задача педагогов не столько обучить, сколько научить правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах.

Говорить можно много, но лучше один раз увидеть, поэтому я предлагаю выйти во двор и на практике посмотреть, как мы смогли воплотить проект в жизнь, что у нас получилось. Дети подготовительной группы вместе с воспитателем совершат путешествие по родному городу.

Цель: формировать у дошкольников правила безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
образовательные:
1) продолжать знакомить с элементами дороги;

2) закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности.

3) продолжать закреплять правила поведения на проезжей части;
4) совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи;

5) Закрепить знания детей о разных видах профессий и их функций
развивающие:
1) развивать у детей азы дорожной грамоты, расширять знания детей о светофоре, о значении сигналов светофора, о дорожных знаках;
2) способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах;
3) выявить уровень готовности дошкольников решать дорожно-транспортные ситуации.
воспитательные:
1) воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

2)воспитывать чувство любви к своей малой Родине;
3) воспитывать культуру поведения на дороге.
ХОД:

(занятие проходит на улице, на транспортной площадке ДОУ)

Инспектор: Здравствуйте, ребята. Я инспектор дорожно-патрульной службы Мигалкина. Как вы думаете, почему я вам свистела?

Дети: Мы поступили не правильно, выбежав на проезжую часть.

Инспектор: Конечно, вы совершили грубое нарушение, подвергнув опасности свои жизни и жизни других людей. Где нужно играть детям?

Дети: Во дворах, подальше от проезжей части.

Инспектор: Ребята, а как называется ваш город?

Дети: Калач.

Инспектор: А вы любите свой город, свою малую родину?

Дети: Да

Инспектор: А давайте с вами совершим путешествие по родному городу, познакомимся с его достопримечательностями и вспомним правила дорожного движения!

Дети: Давайте!

Инспектор: Что мы посетим первым?

Дети: Почту.

Инспектор: Где будем переходить дорогу?

Дети: По пешеходному переходу.

Детей встречает работник почты.

Почтальон: (приветствует детей)

Почтальон: С удовольствием отправим вашу открытку, только вот нам хотелось бы узнать, что ребята знают о нашей работе?

Он предлагает детям ответить на вопросы:

Почтальон: -Молодцы!

Инспектор: - Куда идем дальше?

Дети: - В наш краеведческий музей.

Детей встречает работник музея

Работник музея: - Здравствуйте! Рады вас приветствовать в музее, доме старинных вещей. Здесь хранится много экспонатов.

Работник музея: - Перед вами представлены экспонаты прошлого времени, предметы старины, которыми люди пользовались раньше, а сейчас на их смену пришли новые усовершенствованные предметы быта. Да и передвигаться люди стали не на каретах, а на современных автомобилях. Попробуйте сами отгадать, что было раньше, а что позже?

(Перед детьми несколько картинок: телега с лошадьми, конный трамвай, паровой автомобиль, ретро автомобиль, современный автомобиль. Необходимо их разложить в нужной последовательности)

Дети выполняют задание.

Работник музея: - Всё верно! Какие вы молодцы!

Инспектор: - А наш путь продолжается, и мы отправляемся в школу №6. Какой дорожный знак стоит возле школы и что он обозначает?

Дети: - Осторожно, дети! Водители должны быть внимательными и снизить скорость

Инспектор: Где переходить будем дорогу?

Дети: По пешеходному переходу.

В школе ребят встречает учитель.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Мы рады, что вы посетили нашу школу. И так как наступил новый учебный год, приглашаю вас на урок-повторение правил дорожного движения.

Перед вами план-схема городского участка с дорогами, дорожными знаками и зданиями. Но некоторые места, где должны быть дорожные знаки пусты. Каких знаков не хватает?

Дети выполняют задания и поясняют действия.

Инспектор: - Следующая достопримечательность нашего города стадион Урожай. Здесь нас уже встречают.

(на станции присутствуют учащиеся МБОУ Калачеевская СОШ №6, ребята из отряда ЮИД (юный инспектор движения)

Школьники: Здравствуйте. Мы ребята из отряда ЮИД: юные инспекторы дорожного движения. Мы за порядок на дорогах. Знаем все правила дорожного движения и обучаем этим правилам других детей. Вот и к вам поспешили, чтобы проверить ваши знания. Давайте поиграем и вспомним правила дорожного движения!

Эстафеты

Первые участники команд держат в руках руль, на головы им помещается мешочек с песком – груз. После старта участники обегают вокруг своей стойки и передают руль и груз следующему участнику. Побеждает команда, первой выполнившая задание и не уронившая груз.

Награждение победителей эстафет грамотами и памятками по ПДД

Инспектор: - Ребята, я вижу вы устали. А давайте пересядем на автомобили и проверим себя в роли водителей?

(дети берут в руки рули и продолжают движение не по тротуару, а по проезжей части по правой стороне)

Инспектор: - Смотрите. Справа заправочная станция. Нам необходимо подзаправится.

(сворачивают на АЗС)

Дети: да

Автозаправщик: - Тогда слушайте задание. Перед вами разный вид транспортных средств (самосвал, скорая помощь, самолёт, бензовоз, полицейский автомобиль, пожарный автомобиль, автомобиль для перевозки хлеба). Скажите, какой транспорт называется специальным и почему все должны ему уступать дорогу?

Автозаправщик: - Молодцы! Получайте свой подарок!

(Автозаправщик заправляет автомобили детей и они продолжают движение).

Инспектор: - Внимание, перед нами светофор!

Почему вы остановились?

Дети: - Горит красный цвет, проезд запрещён

Инспектор: - Загорелся зелёный. Что делаем?

(Дети продолжают движение)

В это время не по пешеходному переходу перебегает дорогу ребёнок. Происходит импровизированное ДТП. У пострадавшего ссадина на руке.

Инспектор: -Что произошло?

Дети: авария, ДТП

Инспектор: - По какой причине?

Дети: - Пешеход перебегал дорогу в неположенном месте.

Инспектор: - Что нужно делать в этой ситуации?

Дети: - Вызвать скорую помощь по номеру 103 или 112. А пока скорая не приехала, оказать первую помощь пострадавшему)

( Из больницы прибывает автомобиль скорой помощи, соблюдая правила движения, и забирает пострадавшего).

Работник ДК: Приветствую вас!

Вот наш знаменитый дом,

В котором и танцуем, и поём ,

Вручаем грамоты, подарки победителям

И благодарности их опытным родителям!

И для вас у нас тоже есть сюрприз. Мы хотим вручить вам удостоверение знатоков ПДД.

(вручает инспектор ДПС)

Инспектор: - Ребята, вам понравилась наша прогулка?

- Для чего нужно всем и пешеходам и водителям соблюдать правила дорожного движения?

В жизни мы обязаны соблюдать существующие нормы и правила поведения в дорожно–транспортной обстановке. Очень часто в ДТП виноваты сами дети, которые играют около дороги, переходят улицу в неположенных местах, совершают не правильные посадку и выход из транспорта. И происходит это от незнания правил дорожного движения и безответственного отношения взрослых к поведению детей на дорогах.

В силу своего возраста дети не умеют в должной степени управлять своим поведением. Опасность состоит в том, что дети хотят постоянно узнавать что-то новое. Поэтому учить детей правилам дорожного движения необходимо с самого раннего возраста. И в обучении детей должны принимать участие как родители так и педагоги.

Но обучение детей правилам дорожного движения должно быть планомерным, систематическим и целенаправленным, так как дети в дошкольном возрасте ярко и эмоционально реагируют на дорогах на разные виды транспорта, у детей в этом возрасте другой, отличающийся от взрослых угол зрения, дети в этом возрасте не способны осуществлять несколько действий и конечно небольшой рост ребенка.

Изучая психофизические особенности детей дошкольного возраста (о некоторых было сказано выше), а также переход на ФГОС ДО я пришла к выводу, что необходимо создать условия и внедрять современные инновационные технологии, которые будут способствовать более успешному формированию у дошкольников безопасного поведения на дороге.

Поэтому в своей работе я внедрила и используютехнологии:

деятельный подход - лэпбук;

Цель – формирование у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дороге.

обучать и закреплять правила дорожного движения

знакомить с дорожными ситуациями и обыгрывать их.

формировать у детей умения наблюдать за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, учить обходить их.

развить внимание, память, мышление:

развивать познавательную активность;

развивать связную речь, обогащать словарь;

воспитывать чувство безопасности и самосохранения.

активизировать работу с родителями воспитанников по безопасному поведению на дорогах.

Развитие не только мышления, но и поисковой активности, воспитание стремления поиска нестандартных решений, развития речи, творческого воображения при обучении детей ПДД позволяет технология ТРИЗ.

Технология ТРИЗ позволяет раскрыть индивидуальность воспитанника; развивает детскую фантазию; помогает ребенку взглянуть на проблему под иным углом зрения.

Лэпбук, или книжка на коленях – сравнительно новое средство обучения. Лэпбук представляет собой интерактивную папку с кармашками, в которых находятся карточки с развивающими играми, упражнениями, загадками, стихами по ПДД.

Лэпбук можно использовать как в образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с воспитанниками. Лэпбук можно изготовить совместно с ребенком. Лэпбук позволяет детям самостоятельно выстроить образовательную траекторию. Лэпбук может быть результатом проектной деятельности. Его можно использовать при работе в разновозрастной группы, при условии наполнения лэпбука играми соответствующего возраста.

Мнемотехника

Мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Если у ребенка больше развито образное мышление, то при работе с ним я использую картинки или программки, которые моделируют разные ситуации на дороге.

Так же я использую мнемоники – ассоциации, выявленные яркие закономерности, упрощающие процесс запоминания. Именно они являются основой мнемотехнического способа запоминания. Существует целая система мнемоник (или как их еще называют – запоминалок) для изучения различных правил, в том числе и правил ПДД.

Для детей с отличной зрительной памятью, я использую визуальный метод: использую яркие и показательные рисунки, так как их легче воспроизвести в памяти, видео с интересными и наглядными примерами из реальной жизни; при изучении знаков обращаю внимание детей на их форму и цвет и смысловую информацию. Их можно разделить по форме, – квадрат, или треугольник, а может быть круг; по цвету – красный, синий или белый, а также по информации – символ или цифра, а может быть рисунок.

Если у ребенка развито образное мышление, то при изучении с ним правил дорожного движения мы создаём ассоциации, которые легко можно вспомнить на дороге.

Так же вместо личных ассоциаций и образов для лучшего запоминания правил я использую специальные мнемоники – стишки и поговорки, в этом суть мнемотехнического метода.

Информационно – коммуникативные технологии

Мною подобранны и систематизированы презентации по ПДД:

транспорт и его виды;

участники дорожного движения;

ситуации на дороге.

Таким образом, использование инновационных технологий позволит сформировать у детей безопасное поведение на дороге.

Список учебно-методической литературы:

Занятия по правилам дорожного движения /Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Занятия по правилам дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.

Читайте также: