Технология фишбоун в детском саду
Добавил пользователь Евгений Кузнецов Обновлено: 18.09.2024
Автор: Кострова Ольга Васильевна
Организация: МБОУ Школа №32
Населенный пункт: г. Нижний Новгород
Задача каждого учителя вооружить учащихся не только знаниями, но и приёмами работы с информацией, в частности, умением ставить и решать те или иные задачи.
Он направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Это графическая техника представления информации, что позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления (правила) через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов, формулировку вывода по вопросу.
Именно через зрительные образы ребёнок быстрее запоминает любую информацию. Этот приём позволяет развивать навыки работы с информацией, умение ставить и решать проблему.
Я считаю, что эффективнее её применять в начале изучаемой темы или во время обобщения и систематизации знаний, когда материал уже пройден. Этим приёмом можно воспользоваться при индивидуальной или групповой форме работы.
На нижних строчках слова, где гласные оказались в ударном положении, а мы увидели, что это родственные слова.
Таким образом: ребята приходят к выводу, что в безударном положении пишется та же гласная, что и под ударением.
Автор: Кострова Ольга Васильевна
Организация: МБОУ Школа №32
Населенный пункт: г. Нижний Новгород
Задача каждого учителя вооружить учащихся не только знаниями, но и приёмами работы с информацией, в частности, умением ставить и решать те или иные задачи.
Он направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Это графическая техника представления информации, что позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления (правила) через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов, формулировку вывода по вопросу.
Именно через зрительные образы ребёнок быстрее запоминает любую информацию. Этот приём позволяет развивать навыки работы с информацией, умение ставить и решать проблему.
Я считаю, что эффективнее её применять в начале изучаемой темы или во время обобщения и систематизации знаний, когда материал уже пройден. Этим приёмом можно воспользоваться при индивидуальной или групповой форме работы.
На нижних строчках слова, где гласные оказались в ударном положении, а мы увидели, что это родственные слова.
Таким образом: ребята приходят к выводу, что в безударном положении пишется та же гласная, что и под ударением.
Характерной чертой нового стандарта является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Ученик сам открывает знания через содержание учебно-методического комплекса. Его способность к саморазвитию и самосовершенствованию означает умение учиться.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. [1, с. 3]
Суть данного методического приема – установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
Что такое фишбоун?
Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения. [3]
- наглядно представить школьникам учебный материал по отдельной теме, курсу;
- уменьшить объем информации, необходимой для запоминания, за счет выделения ключевых понятий и логических связей между ними;
- способствует снижению значимости трудности учения школьников, связанной возрастающим объемом и сложностью изучаемой в школе информации.
Переработка информации каждым школьником при составлении графической схемы позволяет говорить о понимании и восприятии информации.
- организовать работу участников в парах или группах;
- развивать критическое мышление;
- визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
- ранжировать факторы по степени их значимости.
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы. Голова – проблема, вопрос, тема, которые, подлежат анализу, сравнению, обсуждению.
Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) – на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки (изображаются напротив) – факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме
Хвост – ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Применение метода Фишбоун на уроках
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время Мозгового штурма.
Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер. [3]
Формы работы на уроке
Фронтальная. Схему Фишбоун заранее раздается ученикам (или зарисовываем в тетради). В ходе изучения нового материал вместе с детьми заполняется шаблон Фишбоун. Учитель при необходимости корректирует высказывания детей, помогает сформулировать суждение. Главным условием при работе с этим приемом является четкое формулирование проблемы, причин, вывода.
- критическое мышление;
- взаимодействие в группах;
- планирование и осуществление исследовательской деятельности;
- истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;
- осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.
Таким образом, использование технологии Фишбоун развивает умения, учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы.
Основная цель этого метода – стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.
Читайте также: