Технология биоэнергопластика в детском саду

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Ни для кого не секрет, что в настоящее время растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей, имеющих ТНР. И поэтому для нас, специалистов - логопедов, особую актуальность приобретает создание оптимальной системы комплексной помощи детям с ТНР в освоении программы дошкольного образования и положительной социальной адаптации к следующей возрастной ступени – школе.

Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Часто, ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для получения желаемого результата при коррекции недостатков речи. Поэтому, специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения.

Известно, что использование логопедами в работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов поддерживает у ребёнка познавательную активность, предотвращает утомление, и в целом, повышает эффективность логопедической работы. И одним из таких методов является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.

В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата.

И применение такого метода, как биоэнергопластика, помогает специалистам развить у детей данные ощущения.

Данный метод целесообразно использовать в логопедической практике, так как развивая тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем соседние зоны, отвечающие за речь.

Исследования отечественных физиологов (Марионилла Максимовна Кольцова, Владимир Михайлович Бехтерев, Алексей Алексеевич Леонтьев) подтверждают положительное влияние тонких движений пальцев рук на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Комплекс артикуляционной гимнастики,

При выполнении упражнений дети сидят на стульчиках напротив логопеда. Руки детей разведены в стороны, согнуты в локтях. Каждое упражнение выполняется в течение 6 - 8 секунд. После выполнения каждого упражнения детям предлагается опустить руки и расслабиться.

Автор: Кулинская Ирина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №40 Снегурочка
Населённый пункт: Сургут, ХМАО-Югры
Наименование материала: доклад
Тема: Биоэнергопластика – здоровьесберегающая технология для детей с тяжелыми нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование

Тема: «Биоэнергопластика –

здоровьесберегающая технология для детей с

Кулинская Ирина Владимировна,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Цель: развитие артикуляционного и зрительного гнозиса и праксиса при

-укреплять мышцы артикуляционного аппарата;

-развивать силу, подвижность и точность движений органов, участвующих в

-развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук;

-развивать память, произвольное внимание, межполушарную взаимосвязь.

Актуальность: В дошкольный период происходит становление и

формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное

увеличение количества детей с речевой патологией. Поэтому одной из

актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции

Цель и задачи

Приемы и методы

нарушениями речи регулярно используются нейропсихологические приемы:

артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой;

методы мозжечковой стимуляции;

упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.

Преимущества биоэнергопластики:

ускоряет исправление звукопроизношения у детей, так как работающая ладонь

многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга;

развивает координацию движений, мелкую моторику пальцев рук и

помогает перейти к выполнению упражнений по ощущениям;

развиваются такие психические процессы как память, внимание, зрительное и

слуховое восприятие, мышление;

синхронизируется работа полушарий головного мозга;

развивает пространственную ориентировку.

Этапы работы с использованием метода

биоэнергопластики при выполнении артикуляционной

1. Диагностический - обследование строения и подвижности органов

2. Подготовительный:

- знакомство детей с органами артикуляции, выполнение упражнений для губ,

языка и челюсти по традиционным методикам.

выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике.

3. Основной:

одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и

ребенком с подключением ведущей руки ребенка.

подключение к выполнению артикуляционной гимнастики другой

руки ребенка в перчатке.

- одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом

и ребенком в сопровождении обеих рук в перчатках.

4. Заключительный. Самостоятельное выполнение ребенком

артикуляционной гимнастики в сопровождении обеих рук в перчатках,

используя различные артикуляционные сказки, стихотворения без

Этапы работы с использованием метода

биоэнергопластики при выполнении

артикуляционной гимнастики:

Ожидаемый результат

П р и м е н е н и е

а р т и к у л я ц и о н н о й

г и м н а с т и к и

биоэнергопластикой будут способствовать:

- привлечению интереса детей к выполнению упражнений,

что значительно увеличивает эффективность гимнастики;

совершенствованию координаций движений, развитию памяти,

Биоэнергопластика активизирует и развивает внимание, мышление, чувство

ритма, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, и ориентировку в

собственном теле, способствует коррекции звукопроизношения,

фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой

моторикой значительно сокращает время занятий, усиливает их

результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и

В разработке рассказывается о педагогической технологии "Биоэнергопластике", что это такое, как преподносится материал в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, представлен практический материал по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Оценить 396 0

воспитатель 1 квалификационной категории

Актуальность: Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языка. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время число речевых нарушений, в дошкольном возрасте растет, а значит, все большему числу детей требуется коррекционная логопедическая помощь.

Работая в группе комбинированной направленности с детьми ТНР передо мною встала проблема, как повысить эффективность работы по исправлению звукопроизношения у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями.

Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема : увеличение количества детей с нарушением звукопроизношения и традиционные меры по их устранению не способствуют эффективности коррекционной работы.

Я обратилась к инновационному методу выполнения артикуляционной гимнастики - биоэнергопластике. Автором данной методики является кандидат педагогических наук Курис Ирина Викторовна.

Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Кроме того игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Оценив, какое положительное воздействие оказывают аква-гимнастика, биоэнергопластика, кинезиологические упражнения на развитие ребёнка, их стали применять в психологии и в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей. Аква - гимнастика для пальчиков и рук – это занимательные игры в воде.

Я считаю, что применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной , пальчиковой моторики , совершенствованию координаций движений, развитию памяти , внимания, мышления.

Цель: развивать координацию артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук; активизировать память, произвольное внимание, межполушарные взаимосвязи; формировать умение действовать по словесным инструкциям.

2) Создать условия для проведения коррекционных занятий, адаптировать упражнения биоэнергоплатсики к индивидуальным особенностям детей со сложными речевыми нарушениями;

3) Привлечь родителей группы к работе по применению данного метода;

4) Проанализировать результативность работы.

Участники: дети подготовительной группы с ТНР, родители.

Основные направления реализации проекта – индивидуальные занятия с детьми.

Таким образом, ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движениями обеих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата.

Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно.

Важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.

1. Лучше выполнять упражнения 3-­4 раза в день по 3-­5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-­7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-­15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Проводятся упражнения в игровой форме.

5. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.

Так как биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки, можно использовать в своей работе игры в воде.

И.П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.

И.П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.

Скачут, резвятся и хвостиком бьют.

Кинезиологические упражнения, способствуют развитию мелкой моторики. В результате чего улучшается межполушарное взаимодействие, стимулируется работа головного мозга, развивается речь, активизируется словарь, развивается воображение, мышление.

Лягушка хочет в пруд,

Лягушке скучно тут,

А пруд зарос травой,

Зеленой и густой.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо-

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

Упражнение "Змейка"

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе.

1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог.

2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

Стихи для биоэнергопластики

Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.

Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: КОРОНА принт, 2005.

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.

Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4.

Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем.- М.: ЗАО Центрполиграф,2005.

Автор: Набиуллина Айгуль Фанилевна

Населенный пункт: Республика Башкортостан, с. Большеустьикинское

Речь является результатом согласованной деятельности многих областей головного мозга. Известно, что дошкольный период является значимым в становлении и формировании речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевыми нарушениями. В связи с этим, одной из актуальных задач в моей работе, как учителя-логопеда, является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений через использование современных оздоровительных технологий и методик.

Традиционная форма работы по коррекции речевых нарушений, артикуляционная гимнастика, способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневные, стандартные выполнения гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Другими словами, увеличение количества детей с нарушением звукопроизношения и традиционные меры по их устранению мало способствуют эффективности коррекционной работы.

В последние годы многими авторами описаны приемы развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи (с задержкой речевого развития - Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., с заиканием - Белякова Л.И., Рычкова Н.А., с дизартией - Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.). Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев рук.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, при условии их пластичности, раскрепощенности и свободы, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта в методах кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика). Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Биоэнергопластика позволяет достаточно быстро снизить и даже убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в жизни дети не видят свою артикуляцию.

Работа в системе биоэнергопластики:

  • активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;
  • стимулирует интеллектуальную деятельность;
  • развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;
  • развивает артикуляционный аппарат;
  • формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.

В коррекционной работе учителя-логопеда, с использованием элементов биоэнергопластики, наиболее значимым является соединение движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой логопата и педагога на протяжении всего занятия. При обучении детей логопед использует различные игровые персонажи, перчатки, счёт, музыкальное сопровождение, стихи, презентационные материалы.

В специальной литературе недостаточно полно раскрыта методика использования биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми. Биоэнергопластика может стать неотъемлемой частью логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и комплекса: речь и движение, а также для эмоционально-психического равновесия и совершенства. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность.

В рамках реализации ФГОС ДО приоритетными становятся такие формы работы, которые позволяют решать задачи образовательной программы в специфических формах детской деятельности (игровой и совместной деятельности с детьми).

Коррекционную работу с применением элементов биоэнергопластики для детей с нарушениями речи необходимо начинать с изучения и анализа особенностей состояния нервной системы ребенка, согласно индивидуальным возможностям. Центром педагогического процесса являются формы подгрупповой и индивидуальной работы с детьми. Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявлять собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Может сложится, мнение о трудоемкости метода биоэнергопластики. На самом деле применять на практике может как воспитатель, так и специалист логопед. Важно оценить как эмоциональную, развивающую и здоровьесберегающую пользу, так и организационную составляющую артикуляционной гимнастики, проводимой на основе метода биоэнергопластики. Наблюдая за детьми во время выполнения артикуляционной гимнастики, можно заметить, что детские руки все время ищут себе некое занятие, сама природа стремится к занимательности, к игре. Метод биоэнергопластики как нельзя лучше объединяет в себе элементы игры и целенаправленные коррекционные действия.

Таким образом, основной принцип элементов биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата. Коррекционная работа с применением метода биоэнергопластика вызывает интерес детей к логопедическим занятиям. Каждый логопед может разработать приемлемые для себя комплексы упражнений, направленных на постановку звуков разных групп с применением метода биоэнергопластика. Комплексы упражнений могут отличаться по сложности в зависимости от возраста детей. Также возможно использование элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности. Предложенный метод может использоваться не только логопедами, но воспитателями в коррекционной работе.

Примерный комплекс артикуляционной гимнастики, направленный на постановку свистящих звуков с применением элементов метода биоэнергопластика

При выполнении упражнений ребенок сидит на стульчике напротив логопеда. Руки ребенка разведены в стороны, согнуты в локтях. Каждое упражнение выполняется в течение 5 - 7 секунд. После выполнения каждого упражнения ребенку предлагается опустить руки и расслабиться.

В заключение хочется отметить, что применение элементов метода биоэнергопластики открывает большие перспективы в достижении целей логопедической работы. А также расширяет возможности проявления творчества педагога, что в нашей работе является значимым. Желаю удачи!

Читайте также: