Технология аквариум в детском саду пример

Обновлено: 07.07.2024

Последним временем каждый уважающий себя педагог пытается внедрить в образовательный процесс новые интерактивные методики. О пользе их написано немало статей и учебников, но хотелось бы обратить внимание на одну достаточно интересную методику, которая отлично применяется в младших классах. Называется она "Аквариум".

Все мы любим наблюдать за тем, как в аквариуме хаотично двигаются рыбки, общаются между собой на непонятном нам языке жестов. На уроках также можно сделать своеобразный аквариум и наблюдать за действием детей ,которые поставлены в позицию рыбок.
Итак, для того, чтобы создать условия для этой технологии, нужно выбрать пару или группу детей, которые будут в центре класса в своеобразном "аквариуме". Учитель перед классом ставит какую-то проблему, задает проблемный вопрос и дети, которые находятся в "аквариуме" принимают активное участие в его обсуждении. Они выдвигают свои мысли, обсуждают их. Главная их задача – мыслить и озвучивать мысли. Дети, которые наблюдают за всем этим должны быть очень внимательны. Они тоже думают параллельно, но сопоставляют свои мысли с теми, которые озвучиваются в центре. По истечении отведенного времени команда "аквариума" озвучивает окончательный вывод, к которому пришла команда. Весь класс непосредственно обсуждает и в конечном итоге приходит к общему решению.

Может сложиться впечатление, что в группу активных обсуждающих следует включать успешных учеников, которые всегда могут высказать свое мнение. На самом деле в "аквариум" должны попадать разные ученики, и слабее, и сильнее. Таким образом, более слабый будет тянуться за сильным и пробовать высказывать свои мысли.

Данную технологию не только можно, но и нужно использовать в школе, ведь ее применение активирует процесс мышления детей, развивает способность выражать свои мысли при помощи слов и правильно строить при этом предложения. Дети на таких уроках чувствуют свою значимость, они учатся самостоятельно приходить к истине. А это умение им значительно поможет в дальнейшей жизни.

Автор: Желнова Наталья Леонидовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: д/с "Солнышко" г. Нефтегорска
Населённый пункт: город Нефтегорск, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий"

Текстовая часть публикации

Структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную программу

с общим недоразвитием речи

работе по формированию коммуникативных навыков у детей с общим

недоразвитием речи
4

ции между детьми, оперативное их включение в деятельность

ции коммуникации

мышления через организацию взаимодействия, свободы выбора,

мыследеятельности, смыслотворчества.

План-конспект непосредственной образовательной деятельности в стар-

шей группе компенсирующей направленности

шей группе компенсирующей направленности

Необходимые материалы:
зеркала на каждого ребенка, игрушка Солнечный зайчик, игрушка Лунтик, муляжи овощей, фруктов, 2 корзинки, желтые и красные лучики солнца, микрофон, картинки по теме.
Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность

воспитанников

Организационный момент

Сюрпризный момент:
Ребята, посмотрите, кого мы встретили в стране Здоровья. Дети наблюдают. Отвечают на вопросы: Заинтересованность детей 23
(Показывает игрушку Лунтика). А вы узнали его? А как его зовут? Откуда прилетел к нам Лунтик? Давайте поздороваемся с Лунтиком. Здравствуй, Лунтик!
Лунтик:
Здравствуйте, дети! Я – Лунтик.
Лунтик:
А еще я принес с собой сундучок с сюрпризом. Но этот сундучок закрыт на много замков. За каждое выполненное задание я буду открывать по одному замку. Лунтик Он попал к нам на Землю с Луны. Здороваются с Лунтиком. .
3

Словесная игра «Самое

Логопед:
Ребята, какие люди живут в стране Здоровья? Как вы думаете, почему жители страны Здоровья всегда здоровые, добрые и т.д.? Отвечают на вопросы: В стране Здоровья живут добрые, веселые, улыбающиеся, радостные). Потому что они делают зарядку, занимаются физкультурой, правильно питаются, соблюдают гигиену. Сформировано умение вступать в речевое взаимодействие, участвовать в коллективном разговоре.
5

Интерактивная технология

Лунтик:
Предлагаю вам встать в хоровод и назвать, что полезно для здоровья человека. Включаются в деятельность, предложенную педагогом. Отвечают на вопросы: Много двигаться, соблюдать чистоту, закаляться, делать зарядку, улыбаться, заниматься физкультурой, много гулять, дышать Формируются начальные представления о здоровом образе жизни. 25

Лунтик:
Мне очень понравилась ваша веселая игра! Молодцы! Открываю второй замок. свежим воздухом, соблюдать гигиену.
6

Логопед:
Ребята, какие люди в стране Болезней?
Лунтик:
Ребята, а почему они так выглядят?
Логопед:
Правильно вы сказали, что в стране Болезней неправильно питаются и не берегут своё здоровье. И от этого часто болеют. Отвечают на вопросы: в стране болезней живут хмурые люди, грустные, скучные, печальные, сердитые, огорченные. Рассуждают и отвечают на вопросы. Соглашаются. Формируется умение вступать в речевое взаимодействие, участвовать в коллективном разговоре.
8

Интерактивная технология

Игра «Угостим Лунтика

витаминными компотами и

Логопед:
Чтобы быть всегда здоровым, умным и красивым, Лунтик, ты запоминай: кушай витамины! Включаются в деятельность, предложенную педагогом. Развивается умение отличать и называть по внешнему виду фрукты и овощи. 26
А в чем содержатся витамины?
Логопед:
Разделитесь на 2 команды. Первая команда собирает овощи, вторая – фрукты.
Лунтик:
Молодцы! Я открываю четвёртый замок! Отвечают на вопрос. Дети делятся на группы и договариваются, кто будет собирать фрукты, а кто овощи. И фрукты в одну корзину, а овощи в другую.
9

Интерактивная технология

Логопед
Вот, Лунтик, какие вкусные, полезные блюда, наши дети приготовили для тебя.
Лунтик:
Спасибо! За это я открою пятый замок! гранатовый).
10

Интерактивная технология

Лунтик:
Молодцы! Справились с последним заданием. Я открываю последний замок. В сундучке – мандарины! пары будет отвечать. Заинтересованность детей.
12

Лунтик:
Я многое узнал у вас сегодня! Я постараюсь всё запомнить. А теперь, ребята, мне пора прощаться. Будьте все здоровы!
Логопед:
До свидания! Будь здоров, Лунтик! Прощаются с Лунтиком.
13

Интерактивная технология

Самооценка
Оцените свою работу на занятии. Если вы активно отвечали, то возьмите красный луч, если у вас что не получилось, то – желтый луч. Почему ты взял желтый луч? Оценивают свою работу. Формирование положительных эмоций в случае критических замечаний
14

Нажмите, чтобы узнать подробности

От себя могу отметить, что участники в "аквариуме" должны обсуждать ситуацию настолько громко, чтобы остальные всё слышали. (не кричать, конечно. , но. :-) разговаривать достаточно громко) - это преодоление застенчивости, развитие умения публично выражать свою точку зрения.

1. Всех участников разделить на малые группы (по 2-3 человека).

2. Участники одной из малых групп садятся за стол (в "аквариум") в центр зала (активная рабочая группа), ведущий предлагает им задания для выполнения и необходимую информацию. А остальные участники (пассивная рабочая группа) выступают в роли наблюдателей.

3. Участникам активной рабочей группы для выполнения задания необходимо:

- прочитать вслух ситуацию-задачи;

- обсудить ее в группе, используя метод дискуссии;

- прийти к общему мнению по 3-5 мин

Участники пассивной рабочей группы должны на этой стадии мероприятия слушать, не вмешиваясь в процесс обсуждения, и наблюдать.

4. Участники активной рабочей группы после озвучивания общего мнения занимают свои места, а участники пассивной рабочей группы обсуждают следующие вопросы:

- согласны ли Вы с мнением группы, которая высказалась?

- была эта мысль достаточно аргументированной?

- какой из аргументов Вы считаете наиболее убедительным?

5.=1. После этого место в "Аквариуме" занимает другая группа и обсуждает следующую ситуацию.

Все группы поочередно должны побывать в "Аквариуме", и деятельность каждого из них должна быть обсуждена аудиторией.

Сегодня, чтобы идти в ногу со временем, постоянно повышать педагогическое мастерство, воспитателю детского сада приходится задействовать комплекс различных развивающих методик и всю свою фантазию. Образовательные стандарты предусматривают использование различных видов детской деятельности, которые должен применять воспитатель для решения педагогических задач. Авторитарный педагогический стиль давно остался в прошлом, преимущество отдается демократическим интерактивным технологиям, подразумевающим многостороннюю коммуникацию, эффективные методы и способы тесного межличностного взаимодействия на основе диалога, сотрудничества, взаимопонимания.

Интерактивные технологии – это комплекс педагогических методик, имеющих своей целью построение образовательного процесса в условиях эффективного взаимодействия.

Интерактивные технологии могут быть выражены в различных формах:

Преимущества интерактивных технологий:

  • У дошкольников формируются индивидуальные личностные условия для саморазвития;
  • Развивается речевая активность;
  • Развиваются межличностные отношения;
  • Вырабатываются навыки игры в команде на основе нравственных норм;
  • Дети осознают личную интеллектуальную состоятельность;
  • Формируется психология успеха.

Реализация интерактивных технологий в ДОУ возможна при соблюдении условий комфортного сотрудничества воспитателя и дошкольников, мотивации в решении поставленной задачи, использования ярких образов, примеров, предметов.

Особое внимание в педагогическом процессе уделяется созданию комфортной творческой среды и осознанию интеллектуальной состоятельности обучаемых. В атмосфере доброжелательности и поддержки, в рамках тесного взаимодействия, свободного общения на равных дошкольник чувствует личную успешность и процесс обучения становится более продуктивным. Интерактивные технологии призваны сделать процесс познания не просто взаимосвязанным, но и более увлекательным, творческим.

Внедрение интерактивных технологий в детском саду осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей, например:

Стоит заметить, что воспитатель, опираясь на свой опыт, может экспериментировать с формами взаимодействия, и, например, вводить интервью в средней группе.

Интерактивные методы могут быть дискуссионными, игровыми, комплексными:

  • Ролевая игра (театральная постановка, сказка),
  • Интерактивная игра,
  • Деловая игра,
  • Кейс метод (решение проблемной ситуации),
  • Дискуссия,
  • Кластеры (поиск ассоциаций),
  • Микрофон (поочередные высказывания),
  • Дебаты (обсуждение высказываний),
  • Проектный метод,
  • Мозговой штурм и другие.

Примеры использования интерактивных методов в разных возрастных группах ДОУ

Младшая или II младшая группа: интерактивный метод работы в парах.

Воспитатель предлагает детям найти себе пару или сам помогает разбиться попарно, взяться за ручки и посмотреть друг на друга. Это можно осуществить сидя на полу, на стульчиках, стоя. Как правило, в этом возрасте дети уже знают имена друг друга. Каждой паре предлагают взять вместе в ручки игрушку, кубик, или шарик. Педагог может сам вручить яркий предмет каждой паре. Он объявляет детям, что эти игрушки волшебные, у кого она в руках, тот улыбается. Передавая друг другу игрушку, надо назвать напарника по имени и улыбнуться. При этом воспитатель должен сам излучать ласку и улыбку, продемонстрировать действие. Дети склонны к подражаниям, они будут повторять. Педагогическая практика будет успешной, если большая часть детишек будет улыбаться. Далее воспитатель может усложнять правила: дети меняются парами, игрушками, говорят комплименты и т.д.

Интерактивные педагогические технологии напрямую связаны с использованием интерактивных технических средств. Все больше детских учреждений имеют высокотехнологичное оборудование в виде сенсорных досок, обучающих игровых компьютеров, интерактивных панелей. Их использование помогает сделать образовательный процесс более увлекательным, интересным, продуктивным.

С использованием интерактивных технологий меняются роли воспитателя и детей. Инициативность педагога снижается, возрастает активность детей. Педагогическое мастерство заключается в способности сформировать комфортные психологические и практические условия для творческого раскрытия детей, для преодоления порога стеснительности некоторых категорий воспитанников, для продуктивного взаимодействия и успешности воспитательного и образовательного процесса.

Читайте также: