Технологии заучивания стихотворений в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Презентация на тему: " МЕТОДИКА ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ 48. « Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного," — Транскрипт:

1 МЕТОДИКА ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ 48

3 Запоминание стихотворения Младший возрастСтарший возраст глаголы существительные конкретность образность с динамикой действия два четверостишья с эпитетами и метафорой интерес к содержанию стихотворения установка на запоминание мотивация

4 Задачи при заучивании стихотворения 1. Добиваться хорошего запоминания стихов 2. Учить детей читать стихотворение выразительно

6 o Создать эмоциональный настрой o Проводится небольшая беседа o Выразительное чтение без установки на запоминание o Анализ (беседа о стихотворении) o Повторное чтение с установкой на запоминание o Воспроизведение стихотворения детьми o Выразительное чтение детьми или воспитателем

7 Приёмы при заучивании - игровые - досказывание детьми рифмующегося слова - чтение по ролям стихов написанных в диалогической форме - драматизация с игрушками - воспроизведение стихов методом игры - использование схем и мнемотаблиц

11 Заучивание стихов на разных возрастных этапах Младшая группа Средняя группаПодготовительная группа Использование коротких стихов. Наличие игровых моментов. Повторять текст 5-6 раз. Использовать разные приёмы. Использование игрового приёма, наглядного материала. Обращать внимание на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты Довести до понимания смысла. Создание поэтического настроения. Совершенствовать умения осмысленно, отчётливо, ясно и выразительно читать стихотворение наизусть, проявлять инициативу и самостоятельность. Заучиваются достаточно сложные стихи, басни. Создание поэтического настроения. Подготовительная работа Даётся глубокий анализ стихов.

12 Заучивание стихов на разных возрастных этапах Младшая группа Средняя группаПодготовительная группа Использование коротких стихов. Наличие игровых моментов. Повторять текст 5-6 раз. Использовать разные приёмы. Использование игрового приёма, наглядного материала. Обращать внимание на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты Довести до понимания смысла. Создание поэтического настроения. Совершенствовать умения осмысленно, отчётливо, ясно и выразительно читать стихотворение наизусть, проявлять инициативу и самостоятельность. Заучиваются достаточно сложные стихи, басни. Создание поэтического настроения. Подготовительная работа Даётся глубокий анализ стихов.

13 I младшая группа

16 Заучивание стихов на разных возрастных этапах Младшая группа Средняя группаПодготовительная группа Использование коротких стихов. Наличие игровых моментов. Повторять текст 5-6 раз. Использовать разные приёмы. Усложнение содержания и формы стихотворения. Увеличение объёма текста. Использование игрового приёма, наглядного материала. Обращать внимание на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты. Довести до понимания смысла. Создание поэтического настроения. читать стихотворение осмысленно, отчётливо, ясно и выразительно, проявлять инициативу и самостоятельность. Заучиваются достаточно сложные стихи, басни. Создание поэтического настроения. Подготовительная работа. Даётся глубокий анализ стихов.

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.

Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Необходимо научить ребенка понимать и воспринимать эти две стороны в их единстве.

Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми.

Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.

Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами. На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно?). Это могут быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.


В настоящее время исчезают образцы правильной литературной речи, уже книги и речь дикторов далеко не всегда являются идеальными. Все чаще разговор не только детей, но и взрослых перегружен словами — паразитами, не несущими никакой смысловой нагрузки. Стало модно грамотную литературную речь заменять бытовыми штампами, модными словами. Всё это обрушивается на ребёнка, затрудняет взаимопонимание собеседников.

Что вдохновит ребенка, приобщит его к культуре родного языка? Это поэтическое слово — средство эмоционального погружения ребенка в новую область знаний, средство развития фонематического восприятия, звуковой культуры речи. Это огромный материал для словесно–звуковых игр и один из возможных путей развития коммуникативной направленности детей.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности запоминания стихотворных текстов. Причинами этих трудностей являются: отставание в развитии слухового внимания и слуховой памяти; нарушения чувства ритма; отклонения в формировании слоговой структуры слова; отставание в развитии всех сторон речевой системы; нарушения мелкой моторики; недостаточная мотивация к заучиванию художественных произведений.

Чтобы речь ребенка с речевыми нарушениями к концу дошкольного обучения была более содержательной, богатой, выразительной, эмоциональной, следует систематически проводить работу по заучиванию стихотворных текстов. Так постепенно у детей развивается устойчивый интерес, любовь к стихотворениям. Формируется, расширяется, уточняется словарный запас. Развиваются навыки связной речь. Автоматизируются и дифференцируются звуки. Все это способствует развитию высших психических функций: памяти, восприятия, мышления, воображения.

Восприятие стихотворения является сложной умственной деятельностью, где огромная роль отводится взрослому. Он и доносит до сознания детей основную мысль стихотворения, используя различные методы и приемы.

На сегодняшний день существует классическая методика заучивания стихотворений А. М. Бородич, Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичёва, В. К. Локтарёв, а также современные разработки Р. В. Милютиной, Л. А. Валуевой и др., раскрывающие особенности работы с детьми, имеющими различные трудности запоминания.

Важно правильно подобрать стихотворный материал. Литературные произведения для детей дошкольного возраста не должны быть большими: 1–2 строфы для детей младших и средних групп, несколько больше — для старших.

При выборе стихотворных текстов необходимо учитывать речевые возможности воспитанников, их образовательные потребности, а именно необходимость автоматизации и дифференциации поставленных звуков, а также лексическую тему недели.

Перед занятием по заучиванию стихотворения нужно провести предварительную работу. Она предполагает знакомство детей с предметами, явлениями, соответствующими содержанию художественного произведения.

Методика работы по заучиванию стихотворения на занятии включает в себя следующие структурные компоненты: подготовка детей к восприятию стихотворения; выразительное чтение стихотворения педагогом (2 раза); беседа по содержанию стихотворения; повторное чтение стихотворения педагогом (третий раз); чтение стихотворения детьми.

Для облегчения запоминания стихотворных произведений можно использовать вспомогательные методы, включающие нетрадиционные приемы заучивания.

Слуховой метод

Слуховой метод заучивания стихотворного материала подходит тем детям, у которых ведущей является слуховая память. Можно использовать следующие приемы:

Приёмы для старших дошкольников с усложнением:

Зрительный метод

Метод предполагает использование картинного плана, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения. Это опорные предметные картинки, опорная сюжетная картинка, мнемотаблицы и др.

Опорные буквы (первые буквы первых слов каждой строки).

Это дополнительный приём для старших дошкольников. Буквы располагаются вертикально. Они могут быть написаны, выложены как на столе, так и на доске. Буквы помогают ребёнку вспомнить начало каждой строки.

Двигательный метод

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, этот метод используется как вспомогательный.

Упражнения с движениями:

– Отхлопывание (отстукивание, протопывание, отбивание мячом и т. д.) ритма стихотворения.

– Сопровождение чтения стихотворения движениями, которые предлагает взрослый.

– Придумывание детьми движений к тексту.

– Заучивание текста при выполнении графических заданий: обведении изображений по точкам, раскрашивании и т. д.

Дополнительными приёмами для старших дошкольников являются следующие:

Заучивание стихотворений с использованием нетрадиционных приемов можно начинать с младшего дошкольного возраста (Таблица 1).

Перспективный план по заучиванию стихотворений (I период обучения)

Месяц

Лексическая

тема

Стихотворение

Стихотворение

Сентябрь

Овощи

Шотландская народная песенка

(Перевод И. Токмаковой)

Купите лук, зеленый лук,

Петрушку и морковку!

Купите нашу девочку,

Шалунью и плутовку!

Не нужен нам зеленый лук,

Петрушка и морковка.

Нужна нам только девочка,

Шалунья и плутовка!

В огороде много гряд,

Есть и репа, и салат.

Тут и свекла и горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

Фрукты

Яблоко (Яков Аким)

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

Дары осени (В. Волина)

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла:

(выполнение графического задания — раскрашивание)

Октябрь

Осень

Заглянула осень в сад —

За окном с утра шуршат

Под ногами первый лед

Воробей в саду вздохнет,

(движения к тексту)

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льётся,

Это время года осенью зовётся.

Деревья

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой — зимой,

Вся в сережках — весной,

Сарафан зеленый — летом,

В день осенний — в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Домашние птицы

— Мы видели волка:

Унёс волк гусёнка,

Да самого лучшего,

Да самого большего!

Щипите вы волка -

Забрели к нам в детский сад

Десять маленьких цыплят.

Завела их с улицы

Миленькая курица, ты ошиблась улицей,

Это детский сад.

Но не для цыплят!

(движения к тексту)

Одежда

Сшили Тане сарафанчик,

Нет такого у подруг –

Маша нашему малышке

Сшила новые штанишки,

Сшила шубку, сшила шарф

Для мишутки — малыша.

Есть на новом платье

У меня кармашки.

На кармашках этих

Прямо как живые!

Глупый наш теленок

На цветы глядел,

Глупый наш теленок

Их чуть-чуть не съел!

Ноябрь

Обувь

Раз! Два! Три! Четыре!

По дорожке я скачу.

Раз! Два! Три! Четыре!

Башмачок скакать учу.

Раз! Два! Три! Четыре!

Раз! Два! Три! Четыре!

Не ботинки я шнурую,

А шнурки я дрессирую,

Чтоб из рук не вырывались,

Надо мной не измывались,

А завязывались ловко,

Как велит им дрессировка,

А держали бы башмак

Тише мыши, кот на крыше,

А котята ещё выше.

Кот пошёл за молоком,

А котята кувырком.

Кот пришёл без молока,

У него четыре лапы,

Черный нос и хвост лохматый,

Очень часто громко лает,

А плохих людей кусает!

Он бывает забияка!

Это кто у нас? Собака!

Белка-шалунишка (С. Антонюк)

Рвет с еловых веток шишки,

А потом на землю — прыг

И отыщет боровик.

Гриб нанижет на сучок —

Почему ты спишь зимой?

— Потому, что снег и лёд —

Не малина и не мёд!

Белый мишка на рыбалку

Не спеша идёт, вразвалку.

Чует старый рыболов,

Что богатый ждёт улов.

Даже маленький тигренок.

Хоть собою он пригож,

Это вовсе не котенок.

Ты его рукой не трожь.

Укусить он может крепко,

Не успеешь убежать,

Хоть тигренок все же детка.

Но не стоит с ним играть.

(русская народная песенка)

— Ножки, ножки, где вы были?

— За грибами в лес ходили.

— А вы, ручки, помогали?

— Мы грибочки собирали.

— А вы, глазки, помогали?

— Мы искали да смотрели,

Все пенечки оглядели.

Вот и Ванечка с грибком,

Спи, младенец мой прекрасный,

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Практически все методы и приёмы заучивания текстов в равной степени интересны детям. При этом наиболее эффективными оказываются те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей. Так, например, дети, имеющие значительные зрительные нарушения, лучше запоминают стихи с использованием приёмов, относящихся к слуховому методу. Для большинства детей ведущим является зрительный метод запоминания. Двигательный метод, в основном, используется как вспомогательный, главным образом, с целью развития координации речи с движениями, чувства ритма, и, в свою очередь, также способствует более качественному запоминанию текста.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, движение, восприятие стихотворения, двигательный метод, детский сад, заучивание стихотворений, зеленый лук, слуховая память, слуховой метод, стихотворный материал.

Похожие статьи

Методика заучивания стихов на основе картинно-графических.

Рассматриваются приемы и методы заучивания стихов с детьми с речевыми нарушениями.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим.

Однако заметно снижены их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми [5]. Дети слабо запоминают

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений.

Окружающий мир вокруг нас постоянно меняется, и восприятие действительности детьми, тоже претерпевает изменения.

Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Сегодня Вы увидели один из приёмов разучивания - мнемотехника.

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

‒ Двигательная память (моторная) — запоминаются, сохраняются и воспроизводятся различные движения.

Слуховая память.

Ребенка просят послушать стихотворение очень внимательно и постараться его запомнить.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

‒ ассоциативное мышление. ‒ зрительную и слуховую память. ‒ зрительное и слуховое внимание. ‒ воображение.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Элементы его метода используются в работе с детьми, требующими двигательной и речевой реабилитации.

физическая культура, музыкальный руководитель, музыка, упражнение, ребенок, музыкальное сопровождение, игра, занятие, двигательная активность, детский сад.

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного.

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.

Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

− Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием.

Развивается память детей, воображение и фантазия.

В практике нашего детского сада мы используем следующие виды пальчиковых игр

Подразумевают выполнение определенных движений под строчки стихотворения.

Использование авторских стихотворений в работе.

Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают, стараются запомнить и рассказать их. При подборе стихотворного материала логопед должен

В качестве зрительной опоры при заучивании стихотворений можно подбирать к ним соответствующие содержанию картинки.

Похожие статьи

Методика заучивания стихов на основе картинно-графических.

Рассматриваются приемы и методы заучивания стихов с детьми с речевыми нарушениями.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим.

Однако заметно снижены их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми [5]. Дети слабо запоминают

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений.

Окружающий мир вокруг нас постоянно меняется, и восприятие действительности детьми, тоже претерпевает изменения.

Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Сегодня Вы увидели один из приёмов разучивания - мнемотехника.

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

‒ Двигательная память (моторная) — запоминаются, сохраняются и воспроизводятся различные движения.

Слуховая память.

Ребенка просят послушать стихотворение очень внимательно и постараться его запомнить.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

‒ ассоциативное мышление. ‒ зрительную и слуховую память. ‒ зрительное и слуховое внимание. ‒ воображение.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Элементы его метода используются в работе с детьми, требующими двигательной и речевой реабилитации.

физическая культура, музыкальный руководитель, музыка, упражнение, ребенок, музыкальное сопровождение, игра, занятие, двигательная активность, детский сад.

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного.

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.

Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

− Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием.

Развивается память детей, воображение и фантазия.

В практике нашего детского сада мы используем следующие виды пальчиковых игр

Подразумевают выполнение определенных движений под строчки стихотворения.

Использование авторских стихотворений в работе.

Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают, стараются запомнить и рассказать их. При подборе стихотворного материала логопед должен

В качестве зрительной опоры при заучивании стихотворений можно подбирать к ним соответствующие содержанию картинки.

Не подошло решение или нужна уникальная работа, оставляй бесплатную заявку и получай расчет на почту!

ФГБОУ ВПО “Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева”

Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии

Кафедра теории и методики дошкольного образования и домоведения

по курсу “Теория и методика развития речи”

Методика заучивания с детьми дошкольного возраста стихотворений

студентки 3 курса з/о группы А

Проверил: Михайлова С.Г.

1. Требования к отбору поэтических произведений для детей

2. Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах

3. Приемы обучения выразительному чтению стихов

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др[2].

1. Требования к отбору поэтических произведений для детей

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия. В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами.

Существуют определенные рекомендации, составленные на основе психо-возрастных особенностей детей, по подбору стихотворений для заучивания в детском саду. В “Программе воспитания в детском саду” предлагается список произведений, разработанный с учетом этих рекомендаций [1].

В младшем дошкольном возрасте требования подбора стихов для занятий следующие:

1)простота и четкость ритма;

2)краткость самого стишка и отдельных строк;

3)простота и ясность знакомых детям образов;

4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.

Так как мышление ребенка в этом возрасте (3-4 г.) отличается образностью, то им легче запоминать стихи с яркими, конкретными образами. Слушая такие произведения, дети могут мысленно “нарисовать” себе его содержание. Для заучивания можно использовать коротенькие стихи (например, А. Барто “Игрушки”; Е. Благинина “Огонек”; Д. Хармс “Кораблик”, стихи С.Маршака и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему – это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания. Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов. Также не стоит забывать и материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку отлично отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.

В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем (например, Е. Благинина “Мамин день”, “Не мешайте мне трудиться”; С. Маршак “Мяч” и др.). В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (например, в стихотворении Е. Серовой “Одуванчик” есть такие образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый).

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин “Ель растет перед дворцом”; И. Суриков “Зима”; Е. Благинина “Посидим в тишине”; Е. Серова “Незабудки”; С. Есенин “Белая береза”). В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А. Крылова “Стрекоза и Муравей”, “Ворона и Лисица”, “Лебедь, Рак и Щука”. Ребята очень любят их слушать и рассказывать, хотя конечно им еще сложно понять аллегорический смысл басни. Но для этого, воспитатель должен провести подготовительный анализ басни, подвести детей, с помощью сравнений с нашей повседневной жизнью, к пониманию басни. Л.А. Панкратова разработала несколько примеров объяснений басен Крылова. Одно такое объяснение можно найти в книге Н.А.Стародубовой “Теория и методика развития речи дошкольников”.

Кроме психо-возрастного критерия подбора поэтических произведений, в методиках по развитию дошкольников (в основном это книги, пособия для воспитателей и родителей, статьи из интернета) встречается метод подбора стихов по психо-эмоциональному критерию. Чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным – размеренные, плавные. Молчаливым детям тоже можно предложить ритмичные стихи, потешки, песенки (так они смогут выплеснуть стесняющую их энергию). Застенчивым будет приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но, пока они только учатся учить стихи, воспитатель может помочь им в этом именно таким “эмоциональным” подбором. Ведь ребенку необходимо понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который “сердцу ближе”.

2. Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах

Занятие обычно строится по плану:

1) вступительная реплика (или небольшая беседа) воспитателя;

2) чтение воспитателем всего текста,

3) повторение всего текста ребенком с хорошей памятью,

4) повторение всего текста ребенком с плохой памятью.

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности[6].

В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи (А. Барто “Игрушки”; Е. Благинина “Огонек”; Д. Хармс “Кораблик” и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания.

Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.

Поскольку у детей младше четырех лет еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного чтения. Воспитатель несколько раз (5-6) повторяет текст, пользуясь разными приемами. Чтение дополняется игровыми действиями, которые совершают дети. Так, читая стихотворение Е. Благининой “Флажок”, воспитатель предлагает детям походить с флажком по комнате; при чтении педагогом стихотворения А. Барто “Лошадка” дети изображают, как они едут на лошадке. В дальнейшем чтение стихов включают в другие занятия, в дидактические игры, в рассматривание игрушек, картинок.

В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями.

Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем (Е. Благинина “Мамин день”, “Не мешайте мне трудиться”; С. Маршак “Мяч” и др.).

Чем старше дети, тем больше надо опираться на понимание и осознанное освоение приемов запоминания и выразительного чтения. При чтении стихотворения в средней группе можно в кратком анализе обращать внимание детей на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (в стихотворении Е. Серовой “Одуванчик” – образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый), довести до ребенка понимание смысла стихотворения.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин “Ель растет перед дворцом”; И. Суриков “Зима”; Е. Благинина “Посидим в тишине”; Е. Серова “Незабудки”; С. Есенин “Белая береза”). В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А. Крылова “Стрекоза и Муравей”, “Ворона и Лисица”, “Лебедь, Рак и Щука”. Приемы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего воспроизведения уместно помогать детям создать поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым посвящены стихи[4].

Большое значение в этом возрасте имеет подготовительная работа, обеспечивающая полноценное восприятие произведения. Занятие усложняется за счет более глубокого анализа стихов. Вместе с тем не стоит увлекаться работой по осмыслению поэтического текста. Это снижает художественный образ, его влияние на детские эмоции. Эстетическое воздействие снижается и при объяснении образных выражений. Невозможно также объяснить юмор. К поэзии нельзя подходить только с познавательной стороны, забывая о силе обаяния, которая кроется в художественной форме.

Методические требования к заучиванию стихов:

– Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума. “Читая хором, – писала Е. И. Тихеева, – дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность”.Такой же точки зрения придерживалась Е. А. Флерина, полагая, что разучивать стихи надо индивидуально, в противном случае пропадает эстетическая сторона деятельности.

– Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик), стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

– Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего за поминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах[3].

заучивание стихотворение чтение дети

3. Приемы обучения выразительному чтению стихов

Анализируя и синтезируя все рассмотренные способы, методы, требования к заучиванию, а также опираясь на методическое планирование Стародубовой Н.А.[5], можно выделить основные позиции при проведении поэтического занятия в детском саду:

1. подготовка детей к восприятию поэтического произведения (создание поэтической атмосферы, мотивация, вступительная беседа);

2. выразительное и чувственное прочтение стихотворения воспитателем. Прочитать нужно так, чтобы воздействовать на сознание и чувства детей. Причем таким должно быть именно первое прочтение, пока не потерян момент неожиданности

3. беседа с детьми о стихотворении (можно задавать вопросы, раскрывающие общую картину произведения, вопросы раскрывающие отношения ребенка к произведению, к герою, к поступкам, вопросы помогающие понять поэтическую форму и средства выражения;

Читайте также: