Технологии социального партнерства детского сада и семьи

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Автор: Пряслихина Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №49
Населённый пункт: г.Серпухов Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Социальное партнёрство ДОУ с семьями воспитанников"
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Социальное партнерство ДОУ с семьями

взаимодействие с семьями воспитанников. Мы глубоко убеждены, что только

обучении детей, причем наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное

детского сада, так и семьи.

Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья

или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные

учреждения). Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития

личности ребенка, невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку

Современная семья не может воспитывать ребенка изолированно от других

воспитательных институтов: ребенок ходит в дошкольное учреждение, потом в

школу, занимается в кружке или студии художественного воспитания, посещает

спортивную секцию и т.д.

Семья-первоисточник и образец формирования межличностных отношений

ребенка, а мама и папа - образец для подражания.

Не существует другого такого института семьи, кроме института семьи, так

точно преопределяющего закономерности формирования будущего человека. За

поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны

взрослые - их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стериотипы.

Все воспитательные институты призваны содействовать максимальному

усилия, учитывая при этом те аспекты воспитательной деятельности, в области

развитие творческих способностей детей, подготовку к школе и др. В какой-то

степени и семья может ввести ребенка в мир тех знаний и умений, о которых

говорилось выше. Но важно, насколько это будет педагогически грамотно. Ведь

нанести больше вреда, чем пользы.

При всей универсальности и незаменимости семейного воспитания оно не

созидании личности ребенка, о сотрудничестве родителей и профессиональных

В связи с вышесказанным, объектом исследования является организация

Детский сад - первое общественное воспитательное учреждение, с которым

психологическое и педагогическое просвещение. Сотрудничество педагогов и

родителей предполагают равенство позиций партнеров, уважительное отношение

возможностей и способностей.

Это совместная деятельность, в которой никому не принадлежит привилегия

указывать, контролировать, оценивать.

Итоги исследований показывают, что благополучных семей гораздо меньше,

чем семей проблемных. Кроме того, мы столкнулись еще с одной проблемой,

занимается в силу своей занятости. То есть дети из благополучных семей так же

различные формы работы: общие и групповые

мероприятий, анкетирование, наглядная информация, показ открытых занятий

поступления ребенка в ДОУ устанавливаются первые контакты между семьями и

детским садом путем приглашения родителей с детьми посетить наш детский сад

и познакомиться с развивающей средой, особенностями работы ДОУ; знакомства

договор), оформление родительского договора.

Работу с родителями можно

строить на принципе сотрудничества и

взаимодействия. При этом решаются приоритетные задачи:

- повышение педагогической культуры родителей;

- приобщение родителей к участию в жизни детского сада;

- изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования

воспитательных воздействий на ребенка.

мероприятия, сроки их исполнения. Планируя свою работу с родителями, отдаем

предпочтение совместным мероприятиям (спортивные праздники, дни здоровья,

утренники, выставки совместного творчества и др.). Педагоги всегда находятся в

постоянном поиске новых нестандартных форм и методов работы с родителями,

активными участниками всех дел детского сада, непременными помощниками

Организация творческих выставок, целью которых является привлечение

родителей к активному участию в современном с детьми творчестве. Проведение

таких выставок стала хорошей традицией. В процессе совместной трудовой

деятельности ребенок чувствует свою значимость, это приносит ему радость,

конечный результат зависит от него, учится распределять обязанности между

членами семьи и планировать процесс изготовления предмета выставки. А самое

ценное – это то, что дети и взрослые совместно проводят время, занимаются

В ДОУ создаются условия для максимального удовлетворения запросов

родителей детей дошкольного возраста по их воспитанию и обучению. Родители

жизнедеятельности детского сада.

Успехи, достигнутые во взаимоотношениях с родителями воспитанников, на

сегодняшний день являются неоценимыми для педагогов ДОУ, от дальнейшего

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний

день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности

в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть

связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда

место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и

детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто

испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора

Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в

работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам

рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности

ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим,

дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации

детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание

потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением

социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать

как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так

акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из

представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к

обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие

требования к формам взаимодействия:

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества,

педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей группе мы

используем разнообразные современные формы работы с родителями. Что же к

ним можно отнести:

нетрадиционные родительские собрания;

участие родителей в конкурсах, выставках.

Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это

коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями

и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или

даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям

делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени

мешает педагогу встретиться с родителями лично.

Так же о жизни группы родителям расскажет информационный стенд «ОКНО

праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи

Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы

с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что

на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед

родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого

положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить

общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов

более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее.

Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д.

собраний достаточно высок.

Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями

форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для

п р о веде н и е

оздоровительных мероприятий, не зависящих от времени года.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное

учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без

родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере,

неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения

Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего

использования современных форм в работе с родителями.

Список литературы.

Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм

воспитание. 1998. N 6.

Дошкольное воспитание. 2002. N 9. Гершунский, Б.С. Философия образования

Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с

семьей // Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004.

Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей //

Организация эффективного партнерства с родителями и вовлечение их в образовательный процесс - одно из важнейших условий оптимального функционирования дошкольной образовательной организации и достижения качества дошкольного образования. Проблема заключается в том, что организация социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников не реализуется на практике в полном объеме, несмотря на разработанность данного аспекта образовательной деятельности.

В основе социального партнерства педагогов дошкольной образовательной организации и семьи воспитанников лежат следующие принципы.

1. Принцип преемственности согласованных действий, в основе которых лежит взаимопонимание родителей и педагогов дошкольной образовательной организации. Это принцип строится насогласованности образовательных целей и задач, позиции обеих сторон, выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности.

2. Принцип гуманного подхода, основанный на признании достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого; добром, внимательном отношение всех участников взаимодействия.

3. Принцип открытости, который означает, что текущие социальные изменения в обществе требует от воспитателя дошкольной образовательной организации открытости по отношению к семье воспитанника. Это означает, что общечеловеческие ценности в отношениях между педагогами и родителями становятся общими для них как социальных партнеров, а в едином образовательном пространстве объединяется жизненный и личностный опыт детей, педагогов и родителей для решения общих задач.

4. Принцип индивидуального подхода к каждой семье, означает, что в социальном партнерстве учитываются отличия семей друг от друга: статус и социальное положение, состав семьи, жилищные условия, родительская культура, традиции семьи, особенности здоровья членов семьи и т.д..

5. Принцип обратной связи, предполагающий наличие хорошо отлаженной связи между педагогами и родителями. Родители могут получать любую интересующую их информацию о деятельности образовательной организации, которую посещает их ребенок, они должны быть уверены в том, что педагоги учитывают их мнение, правильно и своевременно реагируют на их замечания, предложения. Педагоги же, в свою очередь, от родителей узнают, как ведется воспитание ребенка в семье, как реагируют родители на предложения и советы со стороны воспитателей, имеют ли встречные предложения.

6. Принцип поэтапности реализации социального партнерства. Реализация этого принципа понимается как процесс межличностного общения детей, педагогов и родителей, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам, подходам и установкам в воспитании ребенка.

Задачами социального партнерства педагогов с родителями являются:

1. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания ребенка.

2. Определение общих интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

3. Активация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Реализовать на практике все выше названные принципы и решить задачи социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников невозможно, если детский сад представляет собой закрытую систему. Необходимо, чтобы он стал открытой системой. Для этого нужно сделать образовательный процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.

Для этого необходимо создать следующие условия:

- сформировать у каждого педагога личностную готовность открыть самого себя в профессиональной деятельности, рассказать о своих успехах и радостях, тревогах и неудачах;

- вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольной образовательной организации, сделать их активными и заинтересованными его участниками. Это можно сделать через эпизодические мероприятия, небольшие поручения, которые педагог дает членам семьи (например, бабушка вяжет куклам одежду, папа делает фотоснимки, мама-врач проводит беседу с детьми о том, как сохранить здоровье). После этого родители, почувствовав удовлетворение от своей помощи детскому саду, уже сами, по собственной инициативе все чаще посещают мероприятия, которые проводит для родителей детский сад, а затем родители становятся активными участниками этих мероприятий, инициируют проведение некоторых из них.

Открытость означает, что дошкольная образовательная организация открыта влиянию микросоциума, готова сотрудничать с расположенными на ее территории социальными институтами: общеобразовательной или музыкальной школой, спортивным комплексом, детской библиотекой, картинной галереей, детским театром и т.д.

Основные направления социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников представлены в таблице 1.

Основные направления социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников

Действия Приобретение для семьи, ребенка
1. Глубокая социальная диагностика изучения особенностей внутри семейного воспитания. Убеждение в том, что эмоциональная нестабильность в семье приводит к повышенной тревожности и неуверенности детей. Стремление родителей следовать советам врача, психолога, психотерапевта.
2. Разработка и реализация совместно с семьей индивидуальных программ помощи собственному ребенку. Осознание всех возможностей, возможностей детей; стремление к сотрудничеству с воспитателями. Получение представлений о работе воспитателей, вызывающие уважительное отношение к ним.
3. Просвещение, информированность родителей. Расширение представлений об особенностях развития детей, использование методов коррекционно-развивающей работы с ними. Повышение роли родителей в формировании эмоционального образа ребенка.

На современном этапе развития дошкольных образовательных организаций используются традиционные и создаются новые нетрадиционные формы социального партнерства с семьей.

Формы организации социального партнерства дошкольной образовательной организации и родителей.

1. Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы) и индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому). Как показала практика, эти формы работы с семьей не дают больших результатов, так как они в основном направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, ведущая роль в них отводится педагогам, что абсолютно не соответствует принципам организации социального партнерства.

2. Нетрадиционные формы организации партнерства педагогов и родителей: информационно-аналитические, познавательные, наглядноинформационные и досуговые.

Информационно-аналитические нетрадиционные формы социального партнерства - социологическое опросы, анкетирование. С их помощью выявляются интересы, потребности, запросы родителей, уровень их педагогической грамотности.

Познавательные нетрадиционные формы - семинары-практикумы, педагогическая гостиная, родительские собраний в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для родителей, направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста и формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Наглядно-информационные нетрадиционные формы - проекты для родителей, Дни (Недели) открытых дверей, открытые просмотры детской деятельности (занятий), выпуск газет, брошюр, памяток, папок-передвижек, компьютерных презентаций. Эти формы способствуют всестороннему ознакомлению родителей с работой дошкольной образовательной организации, с особенностями воспитания детей в каждой возрастной группе.

Досуговые нетрадиционные формы социального партнерства - совместные досуги, праздники, развлечения, участие родителей и детей в выставках детского творчества и т.п. Они помогают установить эмоциональный контакт между педагогами, детьми и их родителями, способствуют созданию доброжелательной атмосферы в детском саду, проявлению творчества и инициативы всеми участниками социального партнерства.

Построение партнерских отношений дошкольной образовательной организации и семьи является неотъемлемой частью обновления содержания работы с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Изменение нормативно-правовой базы, которая регулирует эти взаимоотношения, повлекло за собой формирование нового взгляда на статус родителя и педагога дошкольной образовательной организации. Дошкольная образовательная организация как открытая педагогическая система закрепляет за родителями возможность быть полноправными участниками образовательной деятельности и субъектами образовательных отношений. Такой подход позволяет педагогам и родителям совместно выстраивать единое образовательное пространство, которое характеризуется общностью интересов, целей, задач, методов образования и воспитания детей, едиными требованиями по отношению к ребенку в детском саду и в семье. Исходя из этого, на основе партнерских отношений, родители вправе осуществить 20 оценку качества дошкольного образования, вносить свои предложения по улучшению образовательной деятельности.

Безусловно, есть достаточно много сложностей при организации социального партнерства педагогов дошкольной организации с семьями воспитанников, это объясняется следующими причинами:

1) низким уровнем психолого-педагогической культуры участников взаимодействия (родителей и педагогов);

2) непониманием родителями самоценностей периода дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом;

3) отсутствием у педагогов и родителей умений педагогической рефлексии;

4) непониманием педагогами того, что в определении содержания, форм и методов работы с семьей не дошкольная образовательная организация, а семья, родители выступают социальными заказчиками;

5) недостаточной информированностью родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольной образовательной организации и трудностях профессии воспитателя и педагога дошкольной организации, а педагогов - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка;

6) восприятие педагогами родителей не как партнеров, равноправных субъектов образовательной деятельности, а как объект педагогического воздействия;

7) стереотипными представлениями педагогов о необходимости вооружать родителей научными психолого-педагогическими знаниями о ребенке и его воспитании без учета того, насколько эти знания нужны и полезны данному родителю.

Для социального партнерства очень вредно то, что в результате формального общения и взаимодействия родителей и педагогов обязательно происходит отчуждение семьи от дошкольной образовательной организации. Часто поиск путей совершенствования взаимодействия с родителями ограничивается нахождением новых форм и гораздо реже внимание уделяется ее содержанию и методам.

Проблеме эффективных педагогических условий взаимодействия детского сада и семьи посвящены специальные психолого-педагогические исследования, которые позволяют выделить ряд общих условий, обеспечивающих эффективность социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников:

- единое понимание задач, средств и методов воспитания детей дошкольного возраста;

- стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию ребенка, компентентность воспитателей и родителей об условиях общественного и семейного воспитания;

- уважение к личности ребенка;

- взаимное уважение и взаимное доверие в отношениях между воспитателем и родителями;

- изучение и распространение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания;

- совершенствование воспитания ребенка в семье и детском саду, основное на взаимопомощи взрослых;

- сближение на основе информированности, взаимной ответственности родителей и педагогов за принятие решений, способных улучшить качество образовательных услуг;

- использование технологий и механизмов, объединяющих социальных партнеров и способствующих созданию ситуаций, благоприятствующих их диалогу и общению.

Формирование социального партнерства современной дошкольной организации предполагает включение в педагогическую систему нового субъекта (родителей), наделенного определенными правами и обязанностями. Это требует внедрения субъект-субъектной модели взаимодействия педагогов дошкольной организции с семьей, что отражено во многих существующих программах дошкольного образования:

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в дошкольной образовательной организации решается в трех направлениях:

1) методическая работа с коллективом дошкольной образовательной организации по организации социального партнерства с семьей,

2) ознакомление педагогов с системой форм работы с родителями - традиционных и нетрадиционных;

3) повышение педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в деятельность дошкольной образовательной организации, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи социального нартнерства дошкольной организации и родителей следующие:

1) установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника на основе общности интересов;

2) объединить усилия педагогов и родителей для обеспечения качества образования детей;

3) создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;

4) активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются: доверие, доброжелательный стиль общения, индивидуальный подход, сотрудничество, а не наставничество и критика со стороны педагогов.

При организации социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга - семейные клубы.

Таким образом, семья и дошкольная образовательная организация - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их партнерство.

Социального партнерство - взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Для эффективной организации социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников необходимо выстроить диалог дошкольной образовательной организации и семьи, основанный на сотрудничестве, содружестве, взаимопомощи, чтобы затраченные усилия не отличались столь разительно от итогов воспитания детей, чему в решающей степени способствуют совместные усилия семьи и дошкольной образовательной организации.

В последние годы в системе Российского образования происходят очень существенные изменения, и они определяют новые приоритеты развития всего дошкольного образования. Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий. Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.

Социо-игровая технология предполагает новые подходы в воспитании и обучении детей через взаимосвязь игры и обучения, изменение позиции взрослого, ориентацию на личностный подход к детям. Изучив литературу по социо-игровым подходам, мы посчитали необходимым создание в группе особого микроклимата доброжелательного отношения, внимания друг к другу, взаимного уважения, уступчивости и вместе с тем инициативности, активного интереса ко всему происходящему. Опыт внедрения данной технологии в работе с детьми показывает высокую результативность. Коллектив воспитанников стал более сплочённым, отзывчивым. Дети стали лучше понимать друг друга, уменьшились случаи агрессии.

Исходя из положительного опыта в работе с детским коллективом, мы решили внедрить данную технологию в работе с родителями с целью укрепления доверительных отношений между ними и ДОУ и тесного сотрудничества с семьями дошкольников.

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по организации игр и упражнений с родителями воспитанников с использованием социо-игровых технологий.docx (скачать)

ФИО: Краснова Наталья Александровна

заместитель заведующего по ВОР

МДОУ д/с "Дюймовочка" г. Балашова ул.Советская д. 182

Социальное партнерство ДОУ и окружающего сообщества

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Выделяют два уровня социального партнерства дошкольного учреждения в сфере образования как внутри него, так и за его пределами:

- обеспечение субъектно - субъектного взаимодействия участников образовательного процесса в МДОУ (внутренний уровень)

- обеспечение взаимодействия МДОУ с различными социальными институтами города (внешний уровень). Представляю опыт внутреннего уровня социального партнерства.

Дошкольное образовательное учреждение, организованное как социальный институт в поддержку семьи, помогает воспитывать ребёнка, обеспечивает необходимые условия организации и развития детского сообщества. Это хорошо понимают современные родители. При посещении дошкольного учреждения для ребёнка открываются новые возможности приобретения опыта взаимоотношений с людьми. Расширение социального мира ребёнка придает семейным отношениям другую тональность, обогащая их благодаря встречам с другими группами. Ребёнок может сопоставить этот новый опыт с тем, который он получил в семье. Чтобы не оставаться связанным только со своей семьёй, он должен научиться сочетать различные области социализации.

Перед нами стоит цель – создание, в рамках социального партнерства с родителями, открытого дошкольного учреждения, обеспечивающего субъектно - субъектные взаимодействия участников образовательных отношений.

Поставленная цель решается через задачи:

- создать условия для реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества;

- содействовать семье в формировании и развитии социальных навыков у детей;

- формировать у родителей представления о социальном партнерстве;

- укреплять психологическое здоровье детей и родителей;

- повышать уровень психического благополучия родителей и детей;

- создать условия в коллективе ДОУ по организации взаимодействия с семьей;

- разработать принципиально новые формы работы с родителями (построенных на принципе субъектно-субъектного взаимодействия)

- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность ДОУ, как полноправных участников образовательного процесса.

ПРИНЦИПЫ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ

1. Обеспечение субъектной позиции всех участ­ников педагогического процесса

Реализация этого принципа означает, что каж­дому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять ак­тивность. Главное - сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому мы отходим от простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее, на наш взгляд, создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

2. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процес­са, направленных на воспитание и развитие детей.

Этот принцип включает в себя:

- обеспечение взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ре­бенка, его достижениях и трудностях, вы­явление общих проблем для решения;

- определение, общих задач воспитания детей, которые объединят уси­лия педагогов и родителей, а с другой сто­роны, конкретизацию задач для каждой из взаимодействующих сторон;

- совместное принятие решений, согласован­ность действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействую­щих сторон;

- обес­печение единства педагогических влияний на ребенка;

3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает:

- выявление интересов, потребностей участников взаимоотношений;

- единый подход к развитию личности в семье и детском коллективе;

- обеспечение каждому родителю возможности знать, как живет и развивается ребенок;

- раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха в совместной деятельности;

- принятие родителей, как единомышленников в воспитании ребенка;

- принятие, учет традиции семьи, толерант­ность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;

- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

4. Научно практический принцип

- создание методической базы для организации взаимодействия;

- выбор оптимальных форм взаимодействия между социальными партнерами;

- организация психологической и педагогической помощи всем участникам образовательных отношений;

5. Индивидуальный подход

Мы убеждены, что индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей, уметь успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

6. Динамичность

Детский сад сегодня находиться в режиме развития, и представляет собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого изменены формы и направления работы детского сада с семьей.

Основные формы взаимодействия с семьёй

Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты, праздники и спектакли, создание памяток, листовок, папок-передвижек.

Совместная деятельность: привлечение родителей:

- к организации театральных постановок, гостиных, концертов, прогулок, экскурсий;

- к созданию и совершенствованию развивающей среды в ДОУ.

Традиционные:

* День открытых дверей

* Совместные дела семьи и учреждения

* Консультации (тематические и индивидуальные)

* Посещение на дому

* Организация библиотеки для родителей

* Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа

Инновационные

* Семинары для родителей

Родительские собрания. Ориентируясь на достижения современной психологии, используем на родительских собраниях следующие методы взаимодействия:

  • Групповые дискуссии
  • Игра-моделирование

В ходе встреч обсуждаются вопросы, касающиеся различных сторон воспитания и развития детей. Периодичность встреч – один раз в квартал. Тематика встреч определяется запросом родителей. Например:

  • Знаю ли я своего ребенка?
  • Мы – читающая семья?
  • Взаимодействие с детьми.
  • Нравственное отношение в саду и дома.

Социально-педагогический мониторинг семьи, научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о жизни ребенка в семье.

Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.). И на основе систематизированного сбора информации и полученных результатов выстраиваем работу с родителями, стремимся сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

День открытых дверей проводится совместными усилиями всех работников ДОУ, родителей и детей и поэтому сплачивает их в единый коллектив.

Наглядная педагогическая пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, используем сочетания различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно донести до родителей необходимую педагогическую информацию. Всегда с большим удовольствием родители рассматривают работы детей, представленные на специальной выставке.

Обзоры педагогической литературы. Родители чаще всего выступают в роли слушателей лекций и бесед. Очень важно приобщать их к первоисточникам знаний, раскрывать богатство психолого-педагогических мыслей, которые в них содержатся.

В работе с родителями учитываем, что теоретических знаний недостаточно для успешного воплощения их в жизнь. Учим их: правильно ориентироваться в сложных педагогических ситуациях, находить способы педагогического взаимодействия и воздействия на детей, продуктивно применять уже имеющиеся педагогические знания, создавать необходимую в каждом конкретном случае педагогическую ситуацию, формирующую новый характер взаимоотношений родителей и ребенка в семье.

Индивидуальное консультирование. Основной задачей этого метода взаимодействия является изменение неадекватных родительских позиций, улучшение стиля внутрисемейного взаимодействия, расширение мотивов осознанности воспитания в семье, оптимизация форм родительского воздействия на детей.

В родительских группах часто используются игровые приемы работы: разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания, отрабатываются приемы общения с детьми.

Родительский семинар-практикум. Основная задача этой формы работы — расширение знаний родителей о психологии воспитания, педагогических приемах взаимодействия с детьми; изменение отношения родителей к самому процессу воспитания. Супруги учатся воспринимать друг друга более адекватно, у них меняется представление о своем ребенке, расширяется спектр воспитательных приемов, которые затем апробируются в повседневной жизни. На семинарах-практикумах родители вовлекаются в обсуждение и осмысление своих семейных проблем, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе групповых дискуссий вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов.

Определив тему конференции, воспитателю следует выяснить у родителей, кто из них имеет положительный опыт в воспитании, и помочь им подготовиться к обсуждению вопроса, дать возможность осмыслить то ценное, что есть в их воспитательной системе, отобрать факты, составить план выступления, порекомендовать литературу.

Круглый стол. Встречи за круглым столом расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Оформление мероприятия имеет большое значение. Помещение, где будет проводиться круглый стол, следует особо украсить, специально расставить мебель, выбрать музыкальное оформление, располагающее к откровенности. Тематика встреч может быть различной. Можно предложить для обсуждения ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие в процессе воспитания детей в различных типах семей. Эта форма работы характеризуется тем, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая практические советы.

Творческие недели - Эта форма работы специально предназначена для ознакомления родителей, на практике, с методами и формами работы педагогического коллектива с воспитанниками ДОУ и вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, как в качестве наблюдателя, так и в качестве непосредственного участника мероприятия.

Семейная гостиная — направление совместной деятельности педагогического коллектива, родителей и детей с целью создания содружества единомышленников, которое будет способствовать формированию взаимопонимания, толерантности, положительного эмоционального настроя всех участников образовательного процесса. Такая форма работы направлена на создание условий для вовлечения родительского коллектива в единое образовательное пространство «ребенок — педагог

Описанная выше работа привела к следующим результатам:

* Участие родителей в воспитательно–образовательном процессе детского сада как субъектов этого процесса;

* Повышение педагогической культуры родителей и воспитателей;

* Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;

* Сплоченность семьи, как системы.

* Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста.

* Психическое и личностное развитие всех участников образовательных отношений.

Читайте также: