Технологии работы с родителями в детском саду
Добавил пользователь Валентин П. Обновлено: 19.09.2024
В современном обществе постепенно устанавливается принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами становятся сами родители. Мне хотелось бы представить некоторые инновационные формы работы с семьёй в детском саду.
В настоящее время обозначается целый ряд проблем, как в семейном воспитании, так и во взаимодействии детского сада и семьи.
3. Подорвано доверие к воспитателю, родители не удовлетворены, воспитанием в детском саду, и после посещения детского сада детей водят в престижные гимназии, элитные лицеи, а детский сад посещают от случая к случаю.
4. Детские сады продолжают оставаться закрытыми учреждениями, родители плохо или совсем не представляют содержание воспитания, обучения детей в детском саду, поэтому часто родители глухи к советам, просьбам воспитателей, не идут на контакт. Родители выступают сторонними наблюдателями, т.е. безразличными.
6. Родители и педагоги часто чувствуют себя не единомышленниками, сотрудниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга.
8. Особую тревогу вызывают семьи, где есть ребенок с проблемами в развитии. Родители либо не предают значение этой проблеме и серьезно не озабочены ее решением; либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на проблеме, постоянно находятся в состоянии повышенной тревожности, что провоцирует развитие неврозов у детей.
Выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка.
Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу.
В детском саду проводятся формы взаимодействия, в которых участвуют все родители, но степень активности здесь весьма разная, хотя для нас важно само их участие в этих формах.
К ним относятся:
• Дни открытых дверей.
• Ежедневный непосредственный контакт с родителями, во время приёма и ухода детей.
• Участие родителей в мероприятиях группы и детского сада (развлечения, конкурсы, утренники, спектакли и т.д.).
Для более эффективной работы с родителями необходимо расширить рамки нашего сотрудничества и организовать данное взаимодействие в неформальной обстановке с применением
инновационных форм:
3. Социально – педагогический тренинг
4. Психологический тренинг (игра)
7. Консультативный пункт
8. Организация работы семейных клубов по интересам;
9. Дни открытых дверей;
10. Онлайн общение с родителями посредством интернет сайта;
11. Организация встреч с родителями в форме дискуссий;
12. Семинары –практикумы;
14. Круглый стол;
16. Обмен опытом семейного воспитания;
17. Организация совместной деятельности детей и родителей.
Темы встречи могут быть различными. Беседу начинают активисты – родители, затем в нее включаются психолог, врач, воспитатели, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или педагог.
2. Онлайн общение с родителями посредством интернет сайта.
Помогает познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка; педагогическое просвещение родителей по их запросам.
В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами.
3. Лекция – изложение какой-то темы. Лекции могут быть организованы на самые различные темы по воспитанию детей.
Лекционная форма родителями не воспринимается.
4. Психологический тренинг.
В начале встречи попросить родителей заполнить анкету, сделать короткое выступление, обосновывающее актуальность темы тренинга.
Родителям даётся задание, высказывания записываются на доске, в завершение делается резюме.
Цель: рассматривание проблемы с разных сторон (позиций); выбор оптимального варианта - решения.
Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания родителей, воспитатель поддерживает ход , подводит итог дискуссии.
Важно иметь в виду форму дискуссии:
• круглый стол – самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;
• дебаты – обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды;
6. Конференция – итоговая форма работы с родителями. Она проводится, как правило, один раз в год. Её цель – обобщение и систематизация знаний, полученных родителями и другими членами семьи в результате работы детского сада по педагогическому просвещению.
Проведению конференций предшествует разносторонняя подготовительная работа.
• Обсудить с педагогами детского сада и представителями родительского комитета целесообразность предложенной темы. Наметить оргкомитет по подготовке к конференции.
• Выделить ответственных за подготовку выступлений педагогов и родителей, ответственных за подготовку выставки, организацию консультаций, оформлении помещения, культурную программу (выступление детей, персонала детского сада, родителей).
• Разработать обращение к родителям.
Практическое занятие по какому-то вопросу.
Предложить родителям обсудить факторы успешного речевого развития ребенка. С этой целью дать выбрать из предложенного перечня наиболее значимые, прокомментировать свой выбор.
1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.
2. Общение ребёнка со сверстниками.
3. Строение артикуляционного аппарата.
4. Речь взрослых – образец.
5. Развитие мелкой моторики рук.
6. Чтение детям художественной литературы.
7. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Ознакомьтесь с проблемной ситуацией и предложите свой комментарий или ответ.
Предложить родителям познакомиться с содержанием раздела программы по развитию речи. Дать прослушать аудиозапись с высказываниями детей, сделанную в начале учебного года до занятий. Спросить, какие ощущения возникали у родителей, когда они узнавали голос своего ребенка, слышали его речь?
На вторую часть встречи приглашаются дети. Они участвуют вместе с родителями в различных игровых упражнениях и заданиях.
8. Дни открытых дверей.
Организуется 2 раза в год. В эти дни родители могут посетить режимные моменты, занятия.
Предполагает спор, столкновение различных, иногда противоречивых точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и определенного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы.
• свободный обмен мнениями
• все активны и равны
• каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен
• говори, что думаешь, и думай, что говоришь
• главное - факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются
• острое, меткое слово приветствуется
• перешептывания на месте и шутки неуместны.
К нетрадиционным формам работы с родителями относятся: устные журналы, родительские гостиные, клубы по интересам, библиотека компьютерных игр, совместное творчество родителей, детей и педагогов.
Нельзя забывать о роли наглядной пропаганды в повышении педагогической культуры родителей.
Эффективной формой работы с родителями являются тематические выставки. На выставке используются разные материалы: книги, детские рисунки, самодельные игрушки, высказывания детей, фотографии и т.д.
Правильное сочетание всех форм работы с родителями (традиционные, нетрадиционные), наглядная пропаганда способствуют повышению теоретических знаний родителей, побуждают их пересматривать методы и приемы домашнего воспитания, правильнее оценивать разностороннюю деятельность детского сада.
Использование разнообразных форм работы с родителями даст определенный результат:
- родители станут активно участвовать в жизни детского сада,
- станут верными помощниками воспитателей
Все это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности
Автор: Солуня Ирина Алексеевна
Населенный пункт: г. Омск
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. СЛАЙД 2.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования. Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий. В этой связи решающее значение приобретает доступ к цифровым образовательным ресурсам (ЦОР). СЛАЙД 3.
Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео–, фото– и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования.
Цифровые образовательные ресурсы и информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает и воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. В процессе внедрения информатизации наш детский сад также не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании цифровых образовательных ресурсов и информационно - коммуникационных технологий педагогами для повышения эффективности образовательного процесса. СЛАЙД 4
Главной целью их внедрения является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, дети и их родители. СЛАЙД 5
Использование новых информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов сегодня активно проникает в систему работы педагога и с родителями воспитанников. Хочу поделиться опытом работы нашего учреждения в этом направлении. СЛАЙД 6. Использование ИКТ и ЦОР в работе с родительским коллективом мы продуктивно сочетаем с традиционными способами взаимодействия.
Мы стараемся привлечь родителей к созданию совместных проектов. СЛАЙД 7. В связи с этим стараемся построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах своих детей и стремились всячески помочь ДОУ в создании единого образовательного пространства через организацию сотрудничества семьи и детского сада. В каждой группе в течение учебного года проходят различные проекты, в которых принимают участие не только воспитанники, но и родители. При этом цифровые образовательные ресурсы используются с целью информационного и научно-методического сопровождения проекта, как поиск дополнительной информации. Вся проектная деятельность затем оформляется с использованием ИКТ в красивые, яркие, красочные альбомы.
В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников. СЛАЙД 8.
Одна из наиболее эффективных, традиционных форм работы с родителями – это выпуск газет, папок – передвижек, ширм, лэпбуков, разработанных в различных компьютерных программах (Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher). Педагоги выпускают тематические папки-передвижки, ширмы, лэпбуки с различной тематикой, которые направлены на воспитание детей в условиях семьи. СЛАЙД 9. Информация в родительском уголке, разработанная и оформленная с использованием ИКТ, позволяет воспитателям не только привлечь внимание родителей, но и вызвать их на общение.
При создании папок-передвижек, ширм, лэпбуков педагоги используют цифровые образовательные ресурсы с целью информационного и научно-методического сопровождения и дополнительной информации для родителей. СЛАЙД 10.
Особой популярностью по информированию родителей о работе детского сада пользуются буклеты. Они используются при проведении родительской конференции, которую традиционно мы проводим в конце учебного года. Яркие и запоминающиеся, буклеты не только привлекают внимание родителей воспитанников, но и снабжают их необходимой информацией о работе детского сада. СЛАЙД 11.
СЛАЙД 12. Один из современных методов работы с детьми и родителями- это мультимедийные презентации, они способствуют решению многих задач, а именно:
–возможность точной, доступной и яркой передачи информации,
–одновременное использование различных форм справочной информации: аудио-, видеоизображения, анимация текста,
–быстрый способ внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы ДОУ.
Таким образом, мультимедийные презентации, воздействуя через зрительный и слуховой каналы восприятия, способствуют повышению качества воспитательно-образовательного процесса.
При создании презентаций педагоги используют цифровую фотоаппаратуру и программы редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.
Необходимо отметить, что использование мультимедийной презентации возможно во взаимодействии с родителями воспитанников во время проведения родительских собраний, мастер-классов, публичных отчетов, круглых столов и других мероприятий.
Использование средств мультимедиа в организации деятельности с родителями позволило нам не только расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлечь больше мам и пап к участию в образовательно-воспитательном процессе. СЛАЙД 13, 14, 15, 16.
Сегодня родительское собрание должно быть нетрадиционным.
СЛАЙД 21. Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор. СЛАЙД 22.
Нетрадиционная методика проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания.
Цифровые образовательные ресурсы и мультимедийные материалы (звук, фото, видео) используются на всех структурных этапах родительского собрания, являются их связующим звеном, обеспечивают наглядность материала, помогают построить родительское собрание методически верно с точки зрения соблюдения последовательности этапов и логики изложения материала.
СЛАЙД 24.
Такой способ проведения родительских собраний и конференций позволяет наладить доброжелательные взаимосвязи с родителями, потому что любому родителю приятно наблюдать за тем, как протекает время его ребёнка в детском саду. И действительно, многие родители именно с помощью презентаций на родительских собраниях узнали много нового о жизни их ребенка в детском саду и были этим приятно удивлены.
СЛАЙД 25. Необходимо отметить, что одной из инновационных форм работы с родителями является работа официального сайта детского сада. Сайт детского сада – это источник информации учебного, методического или воспитательного характера.
СЛАЙД 26. Создание сайта детского сада несет в себе совершенно новый потенциал для взаимодействия в образовательной среде. Использование данного интернет – ресурса предоставляет возможность:
-познакомиться с особенностями образовательно – воспитательного процесса в ДОУ,
-нормативно – правовой базой организации,
-дать рекомендации родителям по вопросам воспитания и развития детей от специалистов детского сада и многое другое.
Так же на сайте ДОУ наш администратор размещает не только текстовый материал, но и фотографии и видео материалы по итогам проведения воспитательных мероприятий. В ленте новостей хранятся интересные фотоматериалы мероприятий детского сада.
СЛАЙД 27. Создание и функционирование сайта направлено на решение следующих задач
- оперативного и объективного информирования общественности о деятельности ОУ;
- формирование целостного позитивного имиджа ОУ;
- совершенствование информированности родителей о качестве образовательных услуг в учреждении;
- создание условий для взаимодействия участников образовательного процесса, социальных партнеров ОУ;
- осуществление обмена педагогическим опытом;
- стимулирование творческой активности педагогов и воспитанников.
Так как в период утренних и вечерних встреч с родителями, воспитатель часто бывает занят с детьми и не всегда может уделить должного внимания родителям, то возникла необходимость поиска новых продуктивных форм взаимодействия с родителями. С этой целью во всех группах созданы свои странички на сайте ДОУ.
Сайт группы, на котором каждый родитель может узнать расписание занятий, мероприятия, время встречи воспитателя с родителями и многое другое, стали особенно популярными среди родителей нашего детского сада. На форуме сайта родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе.
Как правило, на сайтах ДОУ и группах администраторы размещают не только текстовый материал, но и фото, и видео подборки по итогам проведения различных мероприятий. Родители, интересующиеся современными информационными технологиями порой сами предлагают свою помощь в создании сайта группы, тем самым активно участвуют в жизни детского сада.
В данное время творческая группа педагогов нашего ДОУ создает видеофильм про наш детский сад. Фильм создается с помощью использования видеокамеры и соответствующих программ (видеофильм будет с титрами, переходами между сценами, с фоновой музыкой, с наложением голоса). Данный видеофильм мы планируем использовать на первом собрании для родителей, чьи дети первый раз придут к нам в детский сад.
В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но цифровые образовательные ресурсы и информационно-компьютерные технологии прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. И поэтому в заключение, хочется отметить, что используя их в своей работе, мы, педагоги, открываем для себя очень много нового и интересного. Мы вместе с детьми, с родителями входим в увлекательный мир цифровых образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий, учимся вместе с ними быть интересными, креативными, позитивными, таким образом, становимся более профессиональными, грамотными, а самое главное эта работа доставляет нам удовольствие. С каждым днем все больше педагогов нашего учреждения начинают заниматься собственными разработками информационных ресурсов и других средств ИКТ. СЛАЙД 28.
Работа с родителями в ДОО - Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом; Эффективные формы взаимодействия специалистов ДОО и родителей в развитиии ребенка; Взаимодействие детского сада и семьи в условиях освоения ФГОС
Памятки, рекомендации родителям, анкеты для родителей
Анкета для родителей об образовательно-воспитательном процессе на занятиях хореографии
Родительские собрания в детском саду
Общее родительское собрание в средней группе - Подготовка к школе
Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей
Родительский уголок в детском саду и его оформление, перспективные планы по работе с родителями
Родительский уголок в ДОУ - представлены ширмы для оформления детских уголков в ДОО по таким темам, как "Адаптация детей в детском саду", "Домашние обязанности детей", "Наказания и поощрения" и др.
Цель работы
Формы и методы работы с родителями в ДОУ. Целью выпускной работы является изучение форм и методов работы с родителями дошкольников и выявление наиболее актуальных из них.
Задачи
Формы и методы работы с родителями в ДОУ. Исходя из цели, были определены следующие задачи:
Предмет и объект исследования
Предметом исследования являются формы и методы работы с родителями.
Объект исследований — взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста.
Методы исследования
В ходе работы были использованы следующие методы исследования:
- Теоретические – сбор, изучение, систематизация и анализ литературы по данной проблеме;
- Практические — создание методической копилки по актуальным методам и формам работы с родителями.
Смотрите также работы:
Основные понятия
Формы взаимодействия
Формы взаимодействия – это способы организации совместной деятельности и общения. Такие формы необходимы, чтобы мы могли сделать процесс воспитания детей более эффективным и продуктивным и помочь раскрыться способностям и возможностям ребенка в полной мере.
Основные принципы взаимодействия с родителями
Осуществляя взаимодействие детского сада с семьей, важно помнить, что мы работаем со взрослой аудиторией, поэтому должны отказаться от критики участников, обеспечить свободу выбора, удовлетворить познавательный интерес, с уважением относиться к плюрализму жизненных позиций. Об основных принципах, таких как открытость ДОУ для семьи, сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей, создание активной развивающей среды, диагностика общих и частных проблем в воспитании так же забывать нельзя.
Традиционные формы
Формы и методы работы с родителями в ДОУ. Осуществлять взаимодействие можно по-разному. Ведь сейчас существует огромное количество разных форм и методов взаимодействия с родителями дошколят. К ним относятся как традиционные (день открытых дверей, беседы, родительские собрания и другие), так и нетрадиционные (информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные). Каждый воспитатель сам выбирает, каким способом привлечь внимание мам и пап к воспитанию их чада.
Нетрадиционные формы
Сегодня методы и формы работы с родителями дошкольников в большинстве своем сформированы и опробированы. И скорее стоит вопрос о правильном использовании этого материала. Традиционные методы не всегда позволяют достичь необходимого результата, и в ход идут нетрадиционные: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Все они призваны привлечь родителей к воспитательному процессу, сделать его более эффективным и продуктивным. Но и их иной раз необходимо адаптировать к условиям современного мира, что позволяет сделать их еще более актуальными.
- Развивающие игры для детей 3 лет в домашних условиях
- Как научить ребенка читать. Игра на развитие речи
- Как самостоятельно подготовить ребенка к школе
- Что должен знать ребенок перед школой
Методы с привлечением современных технологий
Формы и методы работы с родителями в ДОУ. Кроме того, в ход идут и методы, напрямую связанные с применением Интернета. Всевозможные беседы родителей, образовательные группы и сайты учреждений, являющиеся источником информации о жизни и деятельности ДОУ, делают поиск и передачу необходимой информации в разы проще, а существование личных страниц воспитателей обеспечивает обратную связь.
Официальные сайты ДОУ
Формы и методы работы с родителями в ДОУ. Особенно учитывая тот факт, что не только подрастающее поколение приобщается к благам технологического процесса. Главное не ставить виртуальное общение выше живого, отдавать предпочтение тем формам, которые подразумевают непосредственное участи родителей в жизни детского сада.
Группы в соцсетях
Формы и методы работы с родителями в ДОУ. Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Важно убедить их, что учиться понимать своего ребенка и помогать ему во всем – увлекательное и благородное дело. И тогда взрослые станут незаменимыми помощниками педагогов.
Личная страница воспитателя, няни
Формы и методы работы с родителями в ДОУ. Воспитательные функции ДОУ и семьи различны. Именно поэтому необходимо их взаимодействие, обеспечивающее всестороннее развитие личности ребенка.
Интерактивные формы
Заключение
В ходе работы над темой исследования я пришла к выводу, что к наиболее актуальным формам можно отнести досуговые и познавательные, являющиеся нетрадиционными и обеспечивающие всестороннее взаимодействие двух систем.
Таким образом, задачи, поставленные в начале, выполнены, цель работы (изучить методы и формы работы с родителями дошкольников, рассмотреть наиболее актуальные для современных дошкольных учебных учреждений), достигнута. Семья и детский сад – две системы, каждая из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Читайте также: